Файл: Ковалев М.П. Динамическое и статическое уравновешивание гироскопических устройств.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.06.2024
Просмотров: 208
Скачиваний: 0
І
2
3
со
*
4
о
5
6
Т а б л и ц а 9.1
Причина образования неуравновешенности
Биение цилиндри ческой поверхности относительно базовой
|
Я7 (D4 — сИ) В |
Биение |
торцевой |
|
Н и шах — |
поверхности |
ротора |
||
64 |
D |
относительно |
базо |
вой
Нн max — 2 Q® |
Изогнутость вала |
>4.
Эксцентричное рас положение детален относительно оси вращения при осевой посадке
Л |
, / |
оі |
Во \ |
Биение |
торцевых |
я„тах= 4 |
7*( |
d |
+ D ) zc |
поверхностей при тор |
цевой посадке
1 1 |
I# |
^ и г а а х Я |
l |
[“ |
S ^ н т а х і 2'; |
+ |
1— |
|
+ |
2 |
max ij |
Максимально воз |
|
э |
можная конструктив |
|||||
1---- |
- |
— ГѴ |
ная неуравновешен |
|||
ч |
|
H нтах / = |
ность |
|||
|
^ |
I -2j Wнтахі^ч + |
|
|||
|
|
“b |
|
|
^нтах. |
|
В этом случае максимально возможная неуравновешенность от этого биения будет
Я н шах— у |
'9,8 ■10- 5 Н ■м. |
(9.3) |
Вектор центробежной силы От этой неуравновешенности бу дет лежать в плоскости торца и направлен в сторону наибольше го биения.
3. Изогнутость вала, т. е. отклонения предполагаемой гео метрической оси вращения от прямой (табл. 9.1,3), например, изогнутость заготовки, смещение геометрической оси промежу точных шеек коленчатого вала относительно крайних. В случае изогнутости вала максимально возможная неуравновешенность будет
Я ншах= 4-<3&-9,8-1(Г5 Н-м, |
(9.4) |
О |
|
где Q — сила тяжести вала;
б — допуск на отклонение геометрической оси от прямой. Вектор центробежной силы от этой неуравновешенности будет
проходить через середину вала и совпадать по направлению с ра диусом кривизны.
4. Эксцентричное расположение детали относительно оси вращения при осевой посадке, возникающее за счет допустимых несоосностей и биений цилиндрической поверхности вала относи тельно базовых поверхностей и осей вращения (табл. 9.1, 4).
Максимально возможная неуравновешенность при осевой по садке будет иметь место, когда допуски на несоосность полностью выбраны.
При этом
я н П1ах = Q ( 82 + y )= - f- Y * - <Р) (s2 + Ц-) • 9,8 • 1О- 5 К ■м, (9.5)
где Q — сила тяжести насаживаемой детали;
D — внешний диаметр насаживаемой детали; I— длина детали;
d — диаметр вала;
Ö2 — допуск на несоосность для вала; 6 і — максимально возможный зазор между насаживаемой
деталью и валом при скользящей посадке (при плотной посадке бі = 0 ).
Центробежная сила, возникающий от этой неуравновешен ности, будет проходить через центр тяжести насаживаемой дета ли в направлении максимальных биений.
5. Смещение центра тяжести ротора с оси вращения при тор цевой посадке, обусловленное допусками на биение торцевых по верхностей (табл. 9.1, 5).
192
Максимально возможная неуравновешенность при торцевой посадке будет иметь место, когда допуски на торцевые биения полностью выбраны.
При этом центр тяжести насаживаемой детали сместится с оси вращения
tfHmax = Q ^ + - ^ - ) 2 : c .9,8-10- 5 Н-М, |
(9.6) |
где бі — допуск на торцевое биение посадочного вала; |
|
Ö9 — допуск на торцевое биение насаживаемой детали; |
|
Q — сила тяжести насаживаемой детали; |
|
z c — координата центра тяжести насаживаемой детали. |
|
Центробежная сила при этом будет проходить через |
центр |
тяжести насаживаемой детали в направлении смещения центра тяжести.
Рассмотренные причины, вследствие которых и возникает на чальная неуравновешенность роторов, являются основными. Ос тальные поверхности роторов, являющиеся коническими, изогну тыми или еще более сложными, сводятся в той или иной мере к одному из рассмотренных случаев или к их комбинации.
Проведя расчеты с помощью приведенных выше формул, для любого ротора можно получить совокупность величин макси мально возможных составляющих начальной неуравновешенности и координаты их расположения по оси вращения.
Считая, что эти составляющие направлены в одну сторону, и складывая их по правилу сложения параллельных сил, полу чим максимально возможную начальную неуравновешенность в
плоскостях приведения I и II |
(см. табл. 9.1, 6 ) |
|
||
Н к т а х І — |
I |
Н а |
max i^ i ~|~^П 2 77нтах/ > |
(9.7) |
I |
Li |
■ |
/ |
|
Н к max II == |
f |
2 |
H Hmax i^ i "j- 11 2 77н max/ , |
(9.8) |
I |
L |
‘ |
i |
|
гдеHnmax» — максимально.возможная конструктивная неуравно вешенность от t-й поверхности;
— координата і-й составляющей по оси вращения от
|
носительно центра тяжести ротора; • |
|
|
Іи — расстояние плоскостей приведения / и II до центра |
|||
|
тяжести ротора; |
|
|
|
I — расстояние между плоскостями приведения. |
|
|
Если ротор плоский, например, диски, многие маховики, шки |
|||
вы и т. д. |
то максимально возможная начальная неурав |
||
новешенность будет |
|
|
|
|
Н п max — |
Ң н max I • |
(9.9) |
Таким образом, имея чертежи с заданными техническими ус ловиями, по предложенной методике можно с достаточной сте
193
пенью точности (в зависимости от точности рассмотрения и уче та поверхности роторов) рассчитать максимально возможную на чальную неуравновешенность входящих деталей и узлов в целом
Для простоты будем рассматривать плоский ротор. Очевидно, что для любого данного ротора его возможная начальная неурав новешенность Ни по абсолютной величине может иметь любое значение от 0 до Янтах и любое угловое положение от 0 до 360°, т. е. должна лежать в пределах круга, образованного радиусом Ди max, как это изображено на рис. 9.1.
X
Рис. 9.1. Круг, в пределах |
Рис. 9.2. Возможная начальная |
которого лежит начальная |
неуравновешенность і-й поверхно |
неуравновешенность |
сти |
Таким образом, Яп— вектор, который можно характеризовать абсолютной величиной Ян и углом а или составляющими Нпхі и Ниуі по осям X и Y. При этом
Рассмотрим, какому закону распределения вероятностей под чиняется возможная начальная неуравновешенность роторов.
Возьмем ротор с числом поверхностей п, для каждой из ко торых можно вычислить максимально возможную неуравнове шенность предложенным способом. Возьмем і-ю поверхность. Возможная неуравновешенность Я„,-, обусловленная ее биением, лежит в круге радиуса ЯИтахі. Ее составляющие по осям НПх і и Ниуі изменяются В пределах — Яптахі, я н maxi (рис. 9.2).
Возможные значения Нвхі и Няуі п о д ч и н я ю т с я нормальному
закону распределения вероятностей (закону Гауса) как случай ные величины, на которые оказывает влияние большое число факторов равнозначных по величине. Таким образом, их функции плотности вероятности имеют вид (рис. 9.3)1
1 В приведенном расчете не принимались во внимание торцевое биение беговых дорожек шарикоподшипниковых опор, радиальная вибрация с часто той, припорциональной угловой скорости, обусловленная некачествениостыо поверхности следа качения.
194
|
|
H Z |
|
H X f ) = |
e |
|
(9.10) |
|
V 2яад.,- |
|
|
|
|
я |
|
|
|
H y l |
|
|
|
2c* |
|
4ydH иyi) |
|
U‘ |
(9.11) |
|
|
V 2яvyi
где а — дисперсия.
Поскольку возможные отклонения НиХі и Нтуі одинаковые, то
ах і = а у і = а і- |
( 9 - 1 2 ) |
Таким образом, |
нл |
|
|
|
н х і |
9 s i (H «xi) = |
(9.13) |
|
V 2яуI |
|
|
|
нг. |
|
|
|
нуі |
|
|
Vyi(H «yi) = - |
2T |
(9.14) |
|
Y 2ла; |
|||
|
|||
|
|
Плотность распределения вероятности Яні пропорциональна Цхі(Ншхі), фу, (Януі) и длине окружности радиуса Ят-, поскольку
представляет интерес именно абсолютное значение #m. Учиты-
СО
вая, что ІФі (Яні) = 1 , получим функцию распределения плотно
сти вероятности для абсолютной величины Яш-
?/ (н *і)=Чхі (Н*хі)Чуі ( ^ щ ,/) - 2 я Я и, : |
— |
X |
||
|
|
У 2яа; У 2я а,- |
|
|
хН - ^ г М - |
H \ y l |
\ л Н пі. |
(9.15) |
|
2с* |
) |
|
||
Таким образом, |
|
|
|
|
<Рі (Я ні): |
Ни ■ехр |
н і |
|
(9.16) |
|
|
2 о?
т. е. распределение плотности вероятности Янг-подчиняется зако ну Максвелла. При исследовании этой функции на максимум по лучим
d<?i (H«t) |
1 -exp |
н н і |
н Hi -exp |
H Hi |
dHu |
|
2a, |
|
2a, |
|
•exp |
НІ, |
я 2„і | = 0; |
'Я„2, = о?, (9.17) |
|
2a2 |
|||
|
|
|
|