Файл: Ковалев М.П. Динамическое и статическое уравновешивание гироскопических устройств.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.06.2024

Просмотров: 208

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

І

2

3

со

*

4

о

5

6

Т а б л и ц а 9.1

Причина образования неуравновешенности

Биение цилиндри­ ческой поверхности относительно базовой

 

Я7 (D4 — сИ) В

Биение

торцевой

Н и шах —

поверхности

ротора

64

D

относительно

базо­

вой

Нн max — 2

Изогнутость вала

>4.

Эксцентричное рас­ положение детален относительно оси вращения при осевой посадке

Л

, /

оі

Во \

Биение

торцевых

я„тах= 4

7*(

d

+ D ) zc

поверхностей при тор­

цевой посадке

1 1

I#

^ и г а а х Я

l

[“

S ^ н т а х і 2';

+

1

 

+

2

max ij

Максимально воз­

э

можная конструктив­

1----

-

— ГѴ

ная неуравновешен­

ч

 

H нтах / =

ность

 

^

I -2j Wнтахі^ч +

 

 

 

“b

 

 

^нтах.

 


В этом случае максимально возможная неуравновешенность от этого биения будет

Я н шах— у

'9,8 ■10- 5 Н ■м.

(9.3)

Вектор центробежной силы От этой неуравновешенности бу­ дет лежать в плоскости торца и направлен в сторону наибольше­ го биения.

3. Изогнутость вала, т. е. отклонения предполагаемой гео­ метрической оси вращения от прямой (табл. 9.1,3), например, изогнутость заготовки, смещение геометрической оси промежу­ точных шеек коленчатого вала относительно крайних. В случае изогнутости вала максимально возможная неуравновешенность будет

Я ншах= 4-<3&-9,8-1(Г5 Н-м,

(9.4)

О

 

где Q — сила тяжести вала;

б — допуск на отклонение геометрической оси от прямой. Вектор центробежной силы от этой неуравновешенности будет

проходить через середину вала и совпадать по направлению с ра­ диусом кривизны.

4. Эксцентричное расположение детали относительно оси вращения при осевой посадке, возникающее за счет допустимых несоосностей и биений цилиндрической поверхности вала относи­ тельно базовых поверхностей и осей вращения (табл. 9.1, 4).

Максимально возможная неуравновешенность при осевой по­ садке будет иметь место, когда допуски на несоосность полностью выбраны.

При этом

я н П1ах = Q ( 82 + y )= - f- Y * - <Р) (s2 + Ц-) • 9,8 • 1О- 5 К ■м, (9.5)

где Q — сила тяжести насаживаемой детали;

D — внешний диаметр насаживаемой детали; I— длина детали;

d — диаметр вала;

Ö2 — допуск на несоосность для вала; 6 і — максимально возможный зазор между насаживаемой

деталью и валом при скользящей посадке (при плотной посадке бі = 0 ).

Центробежная сила, возникающий от этой неуравновешен­ ности, будет проходить через центр тяжести насаживаемой дета­ ли в направлении максимальных биений.

5. Смещение центра тяжести ротора с оси вращения при тор­ цевой посадке, обусловленное допусками на биение торцевых по­ верхностей (табл. 9.1, 5).

192


Максимально возможная неуравновешенность при торцевой посадке будет иметь место, когда допуски на торцевые биения полностью выбраны.

При этом центр тяжести насаживаемой детали сместится с оси вращения

tfHmax = Q ^ + - ^ - ) 2 : c .9,8-10- 5 Н-М,

(9.6)

где бі — допуск на торцевое биение посадочного вала;

 

Ö9 — допуск на торцевое биение насаживаемой детали;

 

Q — сила тяжести насаживаемой детали;

 

z c — координата центра тяжести насаживаемой детали.

Центробежная сила при этом будет проходить через

центр

тяжести насаживаемой детали в направлении смещения центра тяжести.

Рассмотренные причины, вследствие которых и возникает на­ чальная неуравновешенность роторов, являются основными. Ос­ тальные поверхности роторов, являющиеся коническими, изогну­ тыми или еще более сложными, сводятся в той или иной мере к одному из рассмотренных случаев или к их комбинации.

Проведя расчеты с помощью приведенных выше формул, для любого ротора можно получить совокупность величин макси­ мально возможных составляющих начальной неуравновешенности и координаты их расположения по оси вращения.

Считая, что эти составляющие направлены в одну сторону, и складывая их по правилу сложения параллельных сил, полу­ чим максимально возможную начальную неуравновешенность в

плоскостях приведения I и II

(см. табл. 9.1, 6 )

 

Н к т а х І

I

Н а

max i^ i ~|~^П 2 77нтах/ >

(9.7)

I

Li

/

 

Н к max II ==

f

2

H Hmax i^ i "j- 11 2 77н max/ ,

(9.8)

I

L

i

 

гдеHnmax» — максимально.возможная конструктивная неуравно­ вешенность от t-й поверхности;

— координата і-й составляющей по оси вращения от­

 

носительно центра тяжести ротора; •

 

Іи — расстояние плоскостей приведения / и II до центра

 

тяжести ротора;

 

 

 

I — расстояние между плоскостями приведения.

 

Если ротор плоский, например, диски, многие маховики, шки­

вы и т. д.

то максимально возможная начальная неурав­

новешенность будет

 

 

 

Н п max —

Ң н max I •

(9.9)

Таким образом, имея чертежи с заданными техническими ус­ ловиями, по предложенной методике можно с достаточной сте­

193


пенью точности (в зависимости от точности рассмотрения и уче­ та поверхности роторов) рассчитать максимально возможную на­ чальную неуравновешенность входящих деталей и узлов в целом

Для простоты будем рассматривать плоский ротор. Очевидно, что для любого данного ротора его возможная начальная неурав­ новешенность Ни по абсолютной величине может иметь любое значение от 0 до Янтах и любое угловое положение от 0 до 360°, т. е. должна лежать в пределах круга, образованного радиусом Ди max, как это изображено на рис. 9.1.

X

Рис. 9.1. Круг, в пределах

Рис. 9.2. Возможная начальная

которого лежит начальная

неуравновешенность і-й поверхно­

неуравновешенность

сти

Таким образом, Яп— вектор, который можно характеризовать абсолютной величиной Ян и углом а или составляющими Нпхі и Ниуі по осям X и Y. При этом

Рассмотрим, какому закону распределения вероятностей под­ чиняется возможная начальная неуравновешенность роторов.

Возьмем ротор с числом поверхностей п, для каждой из ко­ торых можно вычислить максимально возможную неуравнове­ шенность предложенным способом. Возьмем і-ю поверхность. Возможная неуравновешенность Я„,-, обусловленная ее биением, лежит в круге радиуса ЯИтахі. Ее составляющие по осям НПх і и Ниуі изменяются В пределах — Яптахі, я н maxi (рис. 9.2).

Возможные значения Нвхі и Няуі п о д ч и н я ю т с я нормальному

закону распределения вероятностей (закону Гауса) как случай­ ные величины, на которые оказывает влияние большое число факторов равнозначных по величине. Таким образом, их функции плотности вероятности имеют вид (рис. 9.3)1

1 В приведенном расчете не принимались во внимание торцевое биение беговых дорожек шарикоподшипниковых опор, радиальная вибрация с часто­ той, припорциональной угловой скорости, обусловленная некачествениостыо поверхности следа качения.

194


 

 

H Z

 

H X f ) =

e

 

(9.10)

 

V 2яад.,-

 

 

 

 

я

 

 

 

H y l

 

 

 

2c*

 

4ydH иyi)

 

U‘

(9.11)

 

 

V vyi

где а — дисперсия.

Поскольку возможные отклонения НиХі и Нтуі одинаковые, то

ах і = а у і = а і-

( 9 - 1 2 )

Таким образом,

нл

 

 

н х і

9 s i (H «xi) =

(9.13)

 

V 2яуI

 

 

нг.

 

 

нуі

 

Vyi(H «yi) = -

2T

(9.14)

Y 2ла;

 

 

 

Плотность распределения вероятности Яні пропорциональна Цхішхі), фу, (Януі) и длине окружности радиуса Ят-, поскольку

представляет интерес именно абсолютное значение #m. Учиты-

СО

вая, что ІФі ні) = 1 , получим функцию распределения плотно­

сти вероятности для абсолютной величины Яш-

?/ (н *і)=Чхі (Н*хі)Чуі ( ^ щ ,/) - 2 я Я и, :

X

 

 

У 2яа; У 2я а,-

 

хН - ^ г М -

H \ y l

\ л Н пі.

(9.15)

2с*

)

 

Таким образом,

 

 

 

 

<Рі (Я ні):

Ни ехр

н і

 

(9.16)

 

 

2 о?

т. е. распределение плотности вероятности Янг-подчиняется зако­ ну Максвелла. При исследовании этой функции на максимум по­ лучим

d<?i (H«t)

1 -exp

н н і

н Hi -exp

H Hi

dHu

 

2a,

 

2a,

 

•exp

НІ,

я 2„і | = 0;

'Я„2, = о?, (9.17)

 

2a2