Файл: Ковалев М.П. Динамическое и статическое уравновешивание гироскопических устройств.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.06.2024

Просмотров: 205

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Интегрируя функцию ср(Яи) от 0

до Яп, получим функцию

вероятности

 

W ( # „ ) = j <f(x)dx=l — exp

Нн2

(9.35)

о

2 2(0,ЗЯ ншах,)2

і

которая 'Представляет 'вероятность того, что ротор имеет неурав­ новешенность в интервале [О, Н„].

Пример расчета. Расчет величины начальной неуравновешен­

 

 

 

ности ротора одноколокольного типа

 

 

 

(рис. 9.5)

производится с учетом за­

 

 

 

данных технологических допусков в

 

 

 

процессе

изготовления

отдельных

 

 

 

его элементов, причем расчет ведет­

 

 

 

ся отдельно от каждой из возмож­

 

 

 

ных причин.

 

 

 

 

 

М

 

 

 

 

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

уравновешенность //„шах от биения

 

 

 

цилиндрической

поверхности

отно­

Рис. 9.5. Схема ротора одно­

сительно базовых поверхностей

(или

колокольного типа

 

относительно

геометрической

оси

 

 

 

вращения)

будет в том случае,

ког­

да цилиндрическая поверхность смещена относительно базовой

на весь допуск. Тогда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

 

 

 

 

 

сделан ротор

 

(сталь

у — плотность материала, из которого

 

40ХН2СВН; у = 7,8 г/см3);

 

поверхности

ротора

D — внешний диаметр

цилиндрической

(Я = 3,43-0,05 см);

 

поверхности ротора

(/—1,6

см);

I— длина

цилиндрической

б — допуск биения D относительно d (6 = 0,00028 см).

 

 

 

Подставив цифровые значения этих величин в расчетную фор­

мулу, получим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н играх 1

3,14-7,8-3,432.1,6-0,000288=0,016-9,8-1 о - 5 Н-м.

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Максимально возможная

неуравновешенность

от

биения

торцевых поверхностей

ротора

относительно

базовых, т.

е.

от

неперпендикулярности

торцевой поверхности

к оси

вращения,

будет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"а) с левого торца

 

 

Dl— сП

 

 

 

 

 

 

 

Н ишах2 ~

 

Н-м,

 

 

 

 

 

64

D

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где Я — внешний диаметр

цилиндрической

поверхности

ротора

(£> =

3,4_о,о5 см);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

200


d — внутренний диаметр цилиндрической поверхности рото­

ра (d = 2,7+0-1 см);

 

 

 

 

6 і — допуск на

торцевое биение левого

торца

(бі = 0,04 мм).

н

3 , 1 4 - 7 , 8 - ( 3 , 44 — 2,74)

0,004-

_

н mах2

 

64-3,4

 

_

 

= 0,0362-9,8- ІО- 5 Н-м;

 

б) с правого торца

7ЛГ252 _м

 

 

 

Н ншах2

_

 

 

 

** н тах 2

 

7,8-3,14-1,352-0,001

0,0223-9,8-ІО-5 Н-м,

 

 

 

где Ö2 — допуск на торцевое биение правого торца (02 = 0,0 1 мм =

=0,001 см).

3.Максимально возможная неуравновешенность вследствие эксцентричного расположения -детали относительно оси враще­ ния при осевой посадке, возникающего за счет допустимых не­ соосностей -и биений цилиндрической поверхности вала относи­ тельно базовых поверхностей и осей вращения, будет иметь мес­ то, когда допуски на несоосность полностью выбраны. При этом

^r„max3= Q (82 + -^ -) = -

f - ^

2)( s24—^ -) >

где Q — сила тяжести насаживаемой детали;

 

D — внешний диаметр насаживаемой детали

(£> = 3,4 см);

d — диаметр наружной поверхности вала (і= 0 ,7 см);

б2 — допуск на несоосность для вала

(02=0,0048 см);

I— длина насаживаемой детали в см (/=1,31

см);

бі — максимально возможный

зазор

между

насаживаемой

деталью и валом при .скользящей посадке (при плот­

ной посадке бі = 0); бі = 0,02 + 0,02=0,04 мм=0,004 см;

®-і= 0,002

см

 

 

 

2

 

 

 

 

^,„пахз= — - , 7 ’8

1 ,3 1 ( 3 ; 42~ 0 ’ 72)' 0 ’ 0068

=0,599-9,8 10~ 5 И-м.

4. Максимально возможная неуравновешенность от радиаль­ ного биения в шарикоподшипниках

^нтах4 ^4^?

где Q — сила тяжести -вращающихся частей (Q = 61,19 гс);

б4 — радиальное биение шарикоподшипника (04 = 3 мкм =

= 0,0003 см).

Л Г н т а х 4 = 61,19-0,0003 = 0,0183-9,8-10-5 Н-м.

Рассмотренные причины, вследствие которых возникает -на­ чальная неуравновешенность ротора, являются основными. Мак-

201


симально возможная начальная неуравновешенность представ­ ляет сумму рассмотренных неуравновешенностей

Ц е н т а х / max I ""Н тах 2 Н т а х З ' ■Н\н max 4

=(0,016+0,0362 + 0,0223 + 0,599 + 0,0183) • 9,8 • 10- 5=

=0*6918-9,8-10~5 Н-м.

Вероятность риска (брака) соответствует начальной неурав­ новешенности

н

Н.риск

= 1 /

V

А/ 2

-

 

1 /

_ j

П н шах і

 

 

 

і=1

 

 

= V (0,016)2 + (0,0362)2 + (0,0223)2+(0,5Э9)2 + (0,0183+ X

X 9,8 -10 -5= 0,6 -9,8 -іо - 5 Н-м.

Наиболее вероятная начальная неуравновешенность ротора

f f , . „ = 0 , 3 у 2 Н І „ „ , = 0,3. 0,6. 9,8. 10- » =

=0,18-9,8- ІО- 5 Н-м.

9.2. РАСЧЕТ ДОПУСТИМОЙ НЕУРАВНОВЕШЕННОСТИ РОТОРОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОНСТРУКТИВНЫХ ПАРАМЕТРОВ ГИРОСКОПИЧЕСКИХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ

Значение допустимой неуравновешенности роторов гироско­ пических электродвигателей задается исходя из технологических, конструктивных и эксплуатационных требований.

При задании допустимого значения остаточной неуравнове­ шенности техническими условиями'предусматриваются плоскости исправления неуравновешенности, радиусы коррекции, способы устранения неуравновешенной массы, а также допустимое значе­ ние первоначальной неуравновешенности. Точность уравновеши­ вания определяется как установленным способом измерения, так и опособом компенсации.

При задании допустимой неуравновешенности ротора конст­ руктивные параметры гироскопического, электродвигателя рас­ сматриваются с точки зрения влияния центробежной силы от остаточной неуравновешенности на прочностные характеристики гироприборов.

Допустимая неуравновешенность задается с учетом: а) прочности оси (вала) ротора;

б) долговечности и надежности шарикоподшипниковых опор; в) торцевого биения наружных колец шарикоподшипниковых

опор; г) радиального магнитного тяжения в магнитопроводе син­

хронных гироскопических электродвигателей; д) величины рабочей частоты вращения ротора.

202


Допустимая неуравновешенность задается также с учетом ус­ ловий эксплуатации: перегрузок, температурных перепадов, а также срока службы.

Прочность вала ротора гироскопического элект­ родвигателя

Прочность вала ротора гироскопического электродвигателя характеризуется допустимыми значениями изгибающих напряже­

ний в различных его сечениях.

 

 

 

 

Под действием центробежных ^ і

 

 

 

сил, обусловленных неуравнове­

 

 

 

шенностью ротора, ось ротора

 

 

 

может прогибаться. Расчет проч­

 

 

 

ности оси ведется в следующей

 

 

 

последовательности [49].

 

 

 

 

 

1.

Определяется реакция в опо­

 

 

 

рах под действием силы Q, при­

 

 

 

ложенной

в

центр

оси

ротора

 

 

 

(рис. 9.6):

 

 

 

Рис. 9.6. Схема определения реак­

Ql"):= R

 

 

(9.36)

R i

Ц

ций в

опорах

под действием сил

 

 

 

 

 

Лі и Q

 

 

 

R a = Q

- R

b = Q ~

- ~ =

Q [ 14~ 12- )

(9.37)

2 . Определяется изгибающий момент в двух выбранных наи­

более опасных сечениях вала, например С и D :

tHc= /?4/i= - ^ ( / 4 - / 2)Q;

(9.38)

'4

 

M D= R ^ ^ - { U - k ) Q .

(9.39)

ч3

 

3.Определяются моменты сопротивления в круглых сечениях

Си D вала ротора

W c

nd^

W D

(9.40)

"32~

 

 

~32~

где di — диаметр круглого сечения в точке С;

 

dz — диаметр круглого сечения в точке D вала ротора.

 

4.

Определяются изгибающие напряжения в круглых сечени­

ях С и D вала ротора

 

 

 

а

м с

М * 4 - / з)<?-32 .

(9.41)

 

1

 

knd\

 

 

 

 

с

- мр _

/3( /4 - /2)Q-32

(9.42)

 

 

 

 

203


Для определения

допустимого значения

Mi = f(oi) = f (вг)

статической неуравновешенности определяем Рц

 

 

Q = F U+ Q р

 

 

 

 

a\lt,nd\

 

 

 

Q = - h ( k ~ h ) - 32

 

 

F t

 

OlUnd\

■Qi>

(9.43)

 

 

m'

h

i h - h ) 32

 

 

 

 

F,ц 2 '

h (h - h) 32

-Qi-

(9.44)

Таким образом, получена зависимость между F^, Qu du

Пример расчета. Дано:

Q, = 788,4 • 9,8 • ІО“3

Н; /, = 3

мм; /2 = 28 мм; /3

=54 мм; U=57 мм; ш = 2000 с-1; d і= 3 мм; d2 = 7 мм; erі= cr2= er=3 • 9,8 кгс/ми

Ли=*

Л

/

3-57-3,14-33

\

-9,8 = 4 ,4 2 -9 ,8 H.

■Q i=

Г7Г7-----

о „

— 0,788

h (.Ц - h )

32

1

\

3(57 — 28)32

j

 

 

 

 

 

<s2l^nd\

 

•Qi =

 

 

F ц2 =

 

h { k - h )

32

 

 

/З-57-Зі 14-73

 

 

 

 

 

\

 

 

 

=

(54(57^28)32

0>788j-9,8 = 2,89-9,8

H.

Зная значения Fn и со,

определяем

момент

статической

неуравновешенности

для точек С и Д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лп =

Л1і(іД

 

Mi =

FuiK

 

 

к

g

 

U1S

■ =

10, 83-9, 8- 10~6 H - m ;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М2ш2

M2 -

-~ u2f

-

=

7,06 • 9,8 -10 -6 H - m .

Fu.2=

;

Произведенные расчеты позволяют сделать следующие вы­ воды.

1.Расчет допустимой неуравновешенности ротора из условия допустимого значения изгибающего момента в различных сече­ ниях оси ротора показывает, что допуски могут быть значителщ но расширены.

2.Приведенные формулы позволяют установить допустимую первоначальную неуравновешенность ротора с учетом высокой технологической частоты вращения, близкой к рабочей.

3.Полученные значения М\ и М2 превышают существующие допуски.

4.Исходя из прочности вала первоначальная неуравновешен­ ность ротора не должна превышать допустимую неуравновешен­ ность более чем в 2 —5 -раз.

204