Файл: Карташов Ю.В. Рудничная транспортная сигнализация и автоблокировка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.06.2024

Просмотров: 171

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

бинациях сигнальное реле для блоков при одностороннем и двусто­ роннем движении, а также стрелочные реле и реле разрешения. Все блокировочные зависимости осуществляются в схемах указан­ ных реле.

Ферритовый сердечник имеет пять обмоток: подготовки, вы­ дачи, нагрузочную и две блокировочные. При пропускании по обмоткам сердечника импульсов одинаковой полярности магнит­ ное состояние его не меняется и транзисторы закрыты. Если им­ пульсы будут разных знаков, создадутся намагничивающие потоки, сдвинутые один относительно другого по фазе. В этом случае сер­ дечник перемагничивается из одного состояния в другое и об­ ратно, в нагрузочной обмотке W5 наводится э. д. с. на каждом импульсе выдачи, вследствие чего конденсатор С1 будет разря­ жаться через резистор R1 на переход база—эмиттер транзистора 77. Транзистор 77 открывается, разряжает конденсатор С2, вслед­

ствие чего открывается транзистор Т2. За

счет

разряда конденса­

тора С2 через резистор

R4 на переход база—эмиттер транзистор

Т2 остается включенным

постоянно. Если

в

блокировочную об­

мотку одновременно с импульсом выдачи поступит импульс, рав­ ный ему по величине и обратный по знаку, то ферритовый сердеч­ ник не изменит своего магнитного состояния и включение бес­ контактного реле не произойдет.

Рассмотрим принципиальные схемы некоторых блоков управ­

ления

в

системе БТАС.

На рис.

109

показана

схема

блока

БТАС-429 для участка движения

(см. рис. 107). Обмотки бескон­

тактных

сигнальных реле

1БСР

и

2БСР

включены последова­

тельно

в

неразветвленной

цепи,

подключаемой к

линии

связи.

Включение одного сигнального реле вызовет блокировку второго, вследствие чего открытие второго светофора делается невоз­ можным.

На рис. ПО показана схема блока БТАС-428а, предназначен­ ного для установки на съезде с одной автоматизированной и одной пружинной стрелками (см. рис. 107, е). Сигнальное реле содержит ячейку, с помощью которой проверяется занятность впередилежащего блок-участка (обмотка реле разрешения РР) и наличие за­ проса с предшествующего участка (обмотка реле запроса РЗ). В зависимости от положения остряков стрелочного перевода от­ крыт соответствующий транзистор бесконтактного переключателя и импульсы реле разрешения последующего блока управления по­ ступают на то или другое сигнальное реле.

В блоках управления, используемых при двустороннем движении (см. рис. 107, ж ) , сигнальное реле состоит из блокировочного реле БР и блокировочного сигнального реле БСР.

На рис. 111 показана схема сигнального реле для четного на­ правления движения. Бесконтактное сигнальное реле ЧБСР про­ веряет занятость прилегающего к данному сигнальному узлу не­ четного путевого участка (обмотка нечетного фиксирующего реле НФР) и наличие запроса на данный сигнальный узел с четного

10*

147


 

WP

' 1P3

 

/РЗ

з

 

u U u u u

WP

 

 

 

 

2PP

' 2P3

 

2P3

2P3

 

UUULTU-2CP

 

I ^

 

'1 r1

H H - r C r b p C Z H z i -

1— II — 1

-л .

да

 

 

1БСР

2БСР

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.

109. Электрическая схема

 

 

 

_

сигнально-стрелочного

блока на

 

 

2БСР

1СР

д в а -

светофора

и одну

отжим­

+ <г^

'BCP

г-,

 

ную

стрелку

 

!P3

f \

JPP

и

 

 

 

 

ЗБСР

ГбСР 2CP

 

 

 

 

П

П

 

 

 

 

- н е ь - г п — " Ч Иа-

 

 

 

 

2РЗ\\2РР

U

 

 

 

 

до до гЙУ

г/7Л/7

к ПКК

<PP IP3

и//л//|

1 ЧРРП SCi'

Ц г - 1 J 4

 

 

 

МУР

 

- ти\рмп\

 

Рис. 110. Электрическая схема съездного

блока

управления

БТАС-428а

 

 

+ 0-

ЧБСР

V6P

WPflП НРР

 

 

 

Рис. 111. Электрическая схема

nnnn nnnn

сигнального реле для четного

направления движения

 

ЧРЗ НФР

чрр ЧРР


направления (обмотка четного запросного реле Ч Р З ) . Четное бло­ кировочное реле ЧБР проверяет занятость четного путевого уча­ стка (обмотка четного фиксирующего реле ЧФР) и разрешение открытия сигнала с последующего по ходу движения сигнального блока (обмотка четного реле разрешения ЧРР). При наличии всех четырех импульсов последовательно включенные в цепи питания четного сигнального реле ЧСР транзисторы откроются, четное си­ гнальное реле сработает и выполнит переключение красного мар­ шрутного сигнала светофоров на зеленый разрешающий.

На рис. 112 показана схема сигнально-стрелочного блока для участка с тремя светофорами (см. рис. 107, л). Схема аналогична

Рис. 112. Схемы сигнального реле для участка движения с тремя светофорами и одной для направления движения стрелкой:

а — четного; б — нечетного

вышерассмотренной, но в отличие от нее содержит по два блоки­

ровочных

реле

1ЧБР и

2ЧБР для четного

(рис. 112, а) и 1НБСР

и 2НБСР

для

нечетного

направлений (рис.

112,6) соответственно,

включенных параллельно.

 

Выбор направления осуществляется транзисторными повтори­ телями контактов автопереключателя стрелочного перевода. Тран­ зисторные повторители находятся в открытом состоянии при замк­ нутых контактах ПКК или МКК соответственно. При противошерстном направлении движения (в данном случае — четном) и плю­ совом положении стрелки сигнальное реле ЧСР может включиться только через обмотки ферритовых сердечников нечетного реле раз­ решения 1НРР, реле плюсового положения стрелки РПП и реле минусового положения стрелки РМП.

Протекающий по обмоткам сердечников постоянный ток блоки­ рует указанные реле, причем заблокированное реле 1НРР исклю­ чает возможность открытия разрешающего сигнала светофора С-1.

149



При минусовом положении стрелки работает реле 24БР. В цепи сигнальных реле пошерстного направления 1НСР и 2НСР транзи­ сторные повторители также обеспечивают включение только одного

сигнального реле в соответствии с положением

стрелки.

Рассмотрим схемы включения запросных, фиксирующих и раз­

решающих

реле

применительно

к

блок-участку, показанному на

рис. 113, а. Связь

каждого

блока управления светофором с сосед­

ним блоком

(последующим

или предыдущим)

выполнена при дву-

WP

тд г ш + м - '

2</ДР

2НД

/

х_

т-з

ЗЧДР

J

Т.

ж

*

^

 

 

ЧС-1 * Ю / «

/НДР ЧС-2*Щ02ЧД СЩ*2НС-1 2НДР1 НВО чс-з ЗЧД . ЗНДР

 

-

g>—I—1-1

 

Рис.

113. Принципиальная схема системы

БТАС:

а — путевой

участок движения;

б — схема соединения

датчиков и реле

стороннем движении тремя проводами. В исходном состоянии все путевые участки свободны, фиксирующие реле включены, реле за­ проса выключены и на светофорах горит красный запрещающий сигнал. Схема рассчитана на использование датчиков направлен­ ного действия. Рассмотрим работу системы, например при четном направлении движения.

Все реле разрешения (рис. 113,6), в данном случае 24РР для второго блока, включены, так как по обмоткам подготовки и об­ моткам выдачи проходят импульсы тока от соответствующих фик­ сирующих реле. По обмоткам блокировки ток не проходит, так как сигнальные реле выключены. Реле разрешения представляет собой схему совпадения на три входа и отличается от сигнального блокировочного реле отсутствием выходного транзистора расшири­ теля импульсов. По принципу действия реле разрешения и сигналь-

150