Файл: Карташов Ю.В. Рудничная транспортная сигнализация и автоблокировка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.06.2024

Просмотров: 168

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Время нахождения привода под током составляет 0,6 сек и не зависит практически от' длительности воздействия сигнала пере­ датчика на приемное устройство. Это достигается за счет комму­ тации напряжения питания на усилителях 1У1 и 1У2 посредством

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выключателей 1ВК

и2ВК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аналогичное

явление

на­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

блюдается

при

неполном

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

переводе

стрелки: в

этом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

случае

лепесток

 

займет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

среднее положение

между

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выключателями,

и от

них

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

не будет подаваться пита­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ние на усилители 1У1 и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1У2, а также и на усили­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тели

4У1

и

4У2.

 

Лампы

Рис.

117.

Электрическая

схема

усилителя

и

при

этом

не го­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рят.

 

 

 

 

 

 

 

 

На рис. 117 показана электрическая схема прохождения

си­

гнала

от

приемника

до

силового

блока

(схема

усилителя)

для

аппарата типа БАУС-1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При нахождении алюминиевого лепестка в зазоре катушки вы­

ключателя

1ВК

(см. рис.

116)

на

транзистор

 

(усилитель

1У1)

подается

напряжение

питания от выпрямителя (на рис.

117 ус­

ловно

показана

перемыч­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ка 1—2),

 

и

схема подго-

rtp_

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

товлена

 

к

работе.

При

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

поступлении

сигнала

от

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

приемника

1ПР

(пусть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

стрелки

находятся в плю­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

совом

 

положении)

на

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

клеммы

3—4

транзистор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

77 откроется,

на

резисто­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ре R1 появится напряже­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ние, на

делителе

R2—R3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

напряжение также увели­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

чится, вследствие

чего ти­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ристор

Д1,

представляю­

Рис.

118.

Электрическая схема усилителя

и со­

щий собой усилитель

2У1,

откроется

и

зашунтирует

 

 

 

 

леноидного

привода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выход

выпрямителя 2В,

а

следовательно,

и

цепь

первичной

об­

мотки

W1

трансформатора 1Тр. Напряжение вторичной обмотки

W2 трансформатора резко возрастет, и ток через клеммы 5—6

по­

ступит

на

усилитель ЗУ1.

Аналогично

схема

срабатывает

при

на­

жатии кнопки К1 местного управления.

 

 

 

 

 

 

 

ЗУ1—ЗУ2

На

рис. 118

показана

электрическая

схема

усилителя

и соленоидного привода. Как отмечалось выше, ток во вторичной обмотке трансформатора 1Тр резко возрастает, выпрямляется выпрямителем и поступает на управляющий электрод тири-

156


стора типа ВКДУ-50-7Б, вследствие чего тиристор открывается и

через обмотку МС привода проходит полуволна тока

напряжением

380

в. При переводе

стрелки

в

минусовое

положение

напряже­

ние

с усилителя 1У1

(см.

рис. 116)

снимается,

тиристор

Д1

(см. рис. 117) закрывается,

ток в обмотке

W2 трансформатора

1Тр

(см. рис. 117 и 118)

падает

практически

до

нуля и

тиристор

Д1

(см. рис. 118) в конце

очередной

полуволны

закрывается,

вследст­

вие чего протекание тока через обмотку МС привода

прекращается.

 

Цепочки CI—R1

и С2—R2

служат для

защиты

тиристоров

от

перенапряжений. Для этой же цели в схеме установлены диодно- резистивно-емкостные цепи параллельно обмоткам привода.

Питание усилителей переменным током осуществляется от трансформатора, имеющего шесть вторичных обмоток. Для пита­ ния ламп применен отдельный трехобмоточный трансформатор.

Аппаратура была испытана в лабораторных и производствен­ ных условиях и показала неплохие результаты. Расстояние между антенными рамками передатчика и приемников достигало более метра. Однако были выявлены и серьезные недостатки системы, в частности малая надежность усилителей. В новой модификации аппаратуры БАУС-2, усилители в основном заменены реле типа РКН, РД4Г и др.

На рис. 119 показана схема включения приемников аппара­ туры БАУС-2, выход которых осуществлен на реле. Напряжение питания приемников снимается с трансформатора, имеющего не­

сколько вторичных

обмоток, и через выпрямитель В подается

в схему. На входе

приемников расположено

две антенны АР-1 и

АР-2 диаметром 0,5

м, содержащие по 1000

витков, намотанных

из привода ПЭВ-2 диаметром 1 мм. Все приемное устройство явля­ ется трехкаскадным избирательным усилителем на две частоты. Сигнал с антенны АР-1 или АР-2 поступает через согласующий трансформатор 1Тр на базу транзистора 77 первого каскада, ко­ торый является общим для обоих каналов.

После первого каскада сигнал поступает на два избирательных каскада, настроенных соответственно на 3,2 и 4,5 кгц. Каждый из­

бирательный каскад собран по

схеме селективного усилителя

с двойным резистивно-емкостным

мостом, который используется

в качестве элемента отрицательной обратной связи. Так как ре- зистивно-емкостный мост является селективным, то при постоянном коэффициенте усиления каскада без обратной связи общий коэф­ фициент усиления каскада будет определяться частотной харак­ теристикой моста. Сигнал, усиленный на требуемой частоте, через разделительные трансформаторы 2Тр или ЗТр подается на оконеч­ ный каскад, выполненный на транзисторах Т4 и Т5, в коллектор­ ную цепь которых включены реле IP и 2Р.

Первые два каскада приемников, служащие для усиления ча­ стоты, собраны на транзисторах типа П42, а оконечный (усилитель мощности) — на транзисторах типа П25. Резисторы R1 и R2, слу­ жащие для настройки резистивно-емкостных фильтров, являются

157


переменными, и величина их составляет 1,5—2,2 ком. В схему включен кремниевый стабилитрон Д типа Д808, роль которого за­ ключается в следующем.

С первого каскада усиленное напряжение, пропорциональное входному сигналу, выпрямляется стабилитроном Д и положитель­ ной полярностью подается на вход оконечного каскада. С увеличе­ нием амплитуды сигнала возрастает полоса пропускания прием­ ника, но одновременно возрастает и запирающее напряжение,

Рис. 119. Принципиальная электрическая схема приемного устройства аппаратуры БАУС-2

снимаемое со стабилитрона, вследствие чего полоса пропускаемых частот приемника снижается и усиление его падает. Это в какой-то мере способствует помехозащищенности приемника.

На рис. 120 показана принципиальная схема конечного выклю­ чателя. Питание выключателя осуществлено от трансформатора через выпрямитель В. Выключатель собран на транзисторе Т типа П4Д, в коллекторную и базовую цепи которого включены обмотки

Wl, W2 и W3

ферритовых колец. Обмотка W1 служит для

созда­

ния положительной обратной связи, а обмотка W2 является кол­

лекторной. Обмотка W3 второго кольца служит для создания от­

рицательной обратной связи. В зазоре

этих

обмоток

(катушек)

перемещается

алюминиевый лепесток.

При

нахождении

лепестка

в зазоре катушек данного выключателя

в схеме наводятся

гармо­

ничные колебания и реле ЗР включено. Для

устойчивости

работы

выключателя

от колебаний напряжения

и температуры

окружаю-

158


щей среды в схему введены стабилитрон Д

типа

Д813,

термосо­

противление R1 типа

ММТ-42 на 22 ом, регулируемый

резистор

R2 и вариконд С типа

ВК2-6Ш

с номинальной емкостью 0,15 мкф.

В связи с

разбросом

величины

термосопротивления

в

пределах

± 3 0 % величина резистора R2 может регулироваться

и в

пределах

100—150 ом.

 

 

 

 

 

 

Контакты реле включены в цепь сигнальных ламп указателей

поворота

(рис. 121), где контакты — от

второго

концевого вы­

ключателя. Указателей поворота может быть несколько. Питание их предусмотрено от отдельного трансформатора Тр. Как отме­

чалось выше,

в исходном

состоянии реле,

например ЗР,

включено

и лампы 1Л1,

2Л1 и ЗЛ1

горят, указывая

на плюсовое

положение

стрелки. Одновременно включен контакт реле ЗР в цепи управля­ ющего электрода тиристора Д1, установленного последовательно с минусовой обмоткой МС соленоидного привода (рис. 122). При необходимости перевода стрелки машинист включает передатчик, реле соответствующего приемника, в данном случае реле IP (см. рис. 119), сработает и замкнет свой контакт в цепи питания пер­ вичной обмотки разделительного трансформатора 1Тр (см. рис. 122). На вторичной обмотке трансформатора 1Тр появится напряжение, и ток через выпрямитель и замкнутый контакт реле ЗР концевого выключателя поступит на управляющий элект­ род тиристора Д1 (см. рис. 118), который вследствие этого откро­ ется. На обмотку МС привода будет подано однополупериодное выпрямленное напряжение 380 в, и стрелка переведется. По окон­

чании цикла

работы реле ЗР выключателя 1ВК (см. рис. 120)

ра­

зомкнет свой

контакт в цепи управляющего электрода

тиристора

Д1 (см. рис.

122), и даже если реле IP приемника 1ПР

включено,

тиристор Д1

закроется, вследствие чего привод обесточится. Одно­

временно реле ЗР разомкнет свои контакты в цепи ламп

1Л1,

2Л1,

ЗЛ1 указателей поворота (рис. 121), сработает концевой выклю­

чатель 2ВК,

реле

116

выключателя

2ВК

выключится

и

замкнет

свои

контакты в цепи

ламп 1Л2, 2Л2 (контакты

на

рис.

121),

которые загорятся, что указывает на

минусовое

положение стрелки.

Контактом

реле

выключателя

2ВК

будет

также

 

подготов­

лена

цепь питания

управляющего

электрода

тиристора

Д2

(см.

рис.

122).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В аппаратуре БАУС-2 несколько изменена схема защиты тири­ сторов и обмоток привода от перенапряжений и длительного про­ текания тока. Защита тиристоров от перенапряжений по-прежнему осуществлена резистивно-емкостными цепочками. Величина рези­

сторов R1 и R2 типа ПЭВ-10 равна 51

ом. Емкость

конденсаторов

С1 и С2 типа МБГП составляет 0,5

мкф

напряжением 600 в.

Кроме того, предусмотрена дополнительная

защита

с помощью

емкости СЗ (10 мкфхШОО в), резистора R3

типа ПЭВ-50 на 20 ом

и диодов ДЗ и Д4 типа ВК2-50-7Б. Эти же диоды подключены па­

раллельно обмоткам привода, практически полностью исключая перенапряжения на них.

159