Файл: Карташов Ю.В. Рудничная транспортная сигнализация и автоблокировка.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.06.2024
Просмотров: 163
Скачиваний: 0
мой параметрами времязадающих цепей R4—С4 |
и |
R5—Сб. |
||||||||||
Лампа |
К будет |
мигать. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
После снятия напряжения с шины АВ |
очередной импульс муль |
|||||||||||
тивибратора MB |
поступит |
на лампу «/75, |
которая, |
включившись, |
||||||||
снимет |
блокировку с управляющих цепей ламп Л8 и Л10, |
вследст |
||||||||||
вие чего загорится зеленый сигнал 3. Мультивибратор |
остановится. |
|||||||||||
При воздействии на датчик перемены сигнала ЦП |
будет |
подано |
||||||||||
напряжение на |
лампу Л7 реле РС, лампа |
Л8 |
погаснет, |
лампы |
Л2 |
|||||||
и Л6 запустятся по цепям С10—Д6—С9—ДЗ—С2 |
|
и |
С10—Ц6—С9— |
|||||||||
Ц5—С8 |
соответственно, лампа ЛЗ |
погаснет, |
а лампа Л4 |
мульти |
||||||||
вибратора |
зажжется, вследствие |
чего погаснет |
зеленый |
сигнал |
3 |
|||||||
и загорится |
красный сигнал |
К. |
|
|
|
|
|
|
|
ДЗ |
||
Если в |
это время будет |
снова |
подан |
запрос |
через |
датчик |
следующим сзади составом, лампа Л1 загорится, но так как диод Д2 заперт, лампа Л5 не зажжется и маршрутный сигнал К начнет
мигать. После воздействия на датчик разделки ДР |
по цепи Д7 |
||
будет подано напряжение, падение напряжения на диоде Д7 |
и ре |
||
зисторе R9 суммируется и подается через ограничительное сопро |
|||
тивление R12 и разделительный диод Ц8 на управляющий элект |
|||
род лампы Л9, вследствие чего лампа Л9 |
загорится, |
лампа |
Л10 |
погаснет и блокирующее напряжение с шины АВ снимается. |
Оче |
||
редной импульс мультивибратора MB включит лампу Л5, |
заго |
||
рятся лампы Л8 и Л10 и загорится зеленый |
сигнал. Дальше схема |
||
работает в порядке, аналогичном описанному |
выше. |
|
|
Если сравнить эту систему по количеству электрических эле ментов, например, с системой АБСС-2 (см. рис. 75), то получим следующее. Система АБСС-2 содержит три датчика, семь обмоток реле, 30 контактов, два сигнала, две емкости, один диод и кодовый трансмиттер, т. е. около 45 элементов. Рассмотренная бесконтакт ная система содержит три датчика, 10 ламп, два сигнала, 14 ем костей, 13 диодов и 40 резисторов, т. е. более 80 элементов. Следо вательно, с электрической точки зрения бесконтактная система оказывается сложнее почти в два раза.
Логическая структура системы показана на рис. 127. В схеме содержится пять триггеров, два усилителя, девять логических ячеек, четыре входа и три выхода. Между логическими ячейками и триггерами имеется 23 логических связи, а всего их насчитыва ется 32. Если по-прежнему логическую связь между элементами системы считать типовым структурным элементом автоматики, то получим, что данная система содержит 55 структурных элементов, т. е. вдвое меньше, чем релейно-контактная структура системы АБСС-2. Нетрудно убедиться, что сокращение количества струк турных элементов достигается в бесконтактных системах в основ ном за счет уменьшения количества логических взаимосвязей. Учи тывая, что бесконтактные реле, логические ячейки и т. д. конструк тивно выполняются, как правило, в виде высоконадежных единых модулей, можно сделать вполне логичное заключение, что бескон тактные системы сигнализации и автоблокировки надежнее, чем
166
релейно-контактные, а потому и разработка их с технико-экономи ческой точки зрения является вполне обоснованной и целесообраз ной. Кроме того, бесконтактные системы имеют меньший вес, раз меры, а также более технологичны в изготовлении, особенно при использовании печатного монтажа. Рассмотренная бесконтактная система имеет общий блокировочный вход—выход АВ.
|
|
ш ш |
|
|
Д-| ДР |
|
MB |
|
РЗ |
п и л |
|
|
|
НЕ
АВ
Рис. 127. Логическая структура системы на тиратронах с холодным катодом
Рассмотрим, можно ли по нему осуществить взаимоисключаю щую блокировку маршрутов. На рис. 128 показана структурная схема связи трех блоков через общую шину.
Рис. |
128. |
Структурная |
|
nn-i |
|
|
°п*2 |
п-1 |
|
П |
|
п*1 |
|||
схема |
автоблокировки по |
В„-1 |
'/7*/ |
||||
|
общей |
шине |
' . |
< |
-1 |
||
|
|
|
_ г' |
An* |
|||
|
|
|
|
|
|
|
Обозначим через А — входы блоков, В — выходы, а С венное состояние каждого блока.
Тогда для ( п — 1)-го блока имеем:
Ап—2=А п А- Сп _ 2;
An=B„-\=An+2Jr^n+\JrCn;
Bn-2—An+2-JrAn |
+ |
iJrAnJrCn_i; |
Вп=А„—2-\-Сп-г |
• |
|
Для п-го блокаi : |
|
|
Ал — |
\=Вп=Ап—2-{-Сп_1', |
|
А п+1=В п |
= А |
„+2-j-С„+1; |
Вп-\=Ап+2-\-Ап |
|
+ х-\-Сп; |
Bn +x=A'n-2-{-A'n-i |
+ Cn. |
- собст-
(47а)
(476)
(47в)
(47г)
(48а)
(486)
(48в)
(48г)
167
Для (n +1) -го блока:
A'n=Ba+x=A'n-2+A'n-i |
+ Cn; |
(49а) |
А „ + 2 = А п + 3 + С „ + 2 ; |
|
(496) |
В'а=Ап+2-{-Са+1; |
|
(49в) |
^ „ + 2 = Л ; _ 2 + Л ; _ 1 + Л ; + |
С „ + 1 . |
(49г) |
Из приведенных выражений видно, что состояние входов каж дого из блоков взаимосвязанных маршрутов зависит от состояния
входов |
соседних |
блоков |
и от внутреннего |
состояния |
соседних бло |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
ков. |
|
Состояние |
|
выходов |
|||||
ДЗ |
ДР |
ДП |
|
|
каждого |
из блоков опре |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
деляется |
также |
состоя |
|||||||
|
|
РЛ |
|
|
MB |
нием на входах блоков и, |
||||||||||
|
|
|
|
кроме |
|
того, |
внутренним |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
«3 |
состоянием |
|
собственного |
|||||||
|
|
|
|
|
|
блока. |
|
Таким |
образом, |
|||||||
|
|
|
|
|
|
5 |
совместить |
состояние |
вхо |
|||||||
|
|
|
|
|
|
ИЛИ\ |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
дов и выходов взаимоиск |
||||||||||
|
РЗ |
|
|
|
|
|
лючающей |
блокировки по |
||||||||
|
|
рп |
|
|
|
|
||||||||||
An-1 |
|
|
|
|
общей |
шине |
не |
представ |
||||||||
\илили\ |
|
|
ляется |
возможным, и |
не |
|||||||||||
|
|
|
|
обходимо |
иметь |
две |
раз |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
дельные |
шины. |
Входы и |
|||||||
|
|
иг |
|
|
|
|
выходы |
при |
этом |
также |
||||||
"5 |
|
|
|
|
|
|
должны |
быть раздельны |
||||||||
|
|
|
|
|
|
ми как со стороны пред |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
\и-нп\ |
|
и-НЕ г |
|
|
шествующих, так и со сто |
|||||||||||
|
|
|
роны |
последующих |
бло |
|||||||||||
|
\pn*p(i+an., |
|
рп*р/}-*ап^ |
|
||||||||||||
|
|
|
ков. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
На |
рис. |
129 |
показана |
|||||
Рис. |
129. |
Структурная схема сигнализации и |
° |
Д н а |
и з |
с х ™ > |
Основанная |
|||||||||
|
автоблокировки с раздельными шинами |
на |
использовании |
рас |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
смотренного |
способа |
ав |
|||||||
тоблокировки. Схема содержит |
датчики |
запроса |
ДЗ, |
перемены |
си |
|||||||||||
гнала ДП и разделки ДР, триггеры запроса |
РЗ, |
перемены |
сигнала |
|||||||||||||
РП |
и блокировки |
РБ, |
ждущий |
мультивибратор |
MB, |
логические |
||||||||||
ячейки, усилители и маршрутные сигналы. Блокировка |
маршрута |
|||||||||||||||
данного блока осуществляется по входам |
An_i |
|
и |
Ап+и |
|
а |
блоки |
|||||||||
ровка маршрутов |
с указанного |
блока — по |
выходам |
j9 n - i |
и |
Вп+Х. |
||||||||||
|
Структурная формула системы имеет вид: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
Г=(дз |
+ дп |
• рз)РЗ+(дп+др |
|
• |
|
рп)РП+ |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
+ / ' 3 ( p « + a „ _ i + a „ + , ) i W 5 |
+ |
|
|
|
|
|
||||||
|
|
-\-рз • рп |
|
• а „ _ , |
• а „ + 1 • РБ-\-(рз-{-мв)К+рб |
|
|
|
• 3-\- |
|
|
+{pn+p6+aa_l)Ba+i-)r{pn-\-p6-[-alt+l)Bn_l. (50)
168
Как видно из рисунка, система содержит пять входов, четыре выхода, шесть исполнительных элементов, включая усилители, и восемь логических ячеек, соединенных между собой 27 логическими связями, т. е. 50 структурных элементов.
Если мультивибратор работает в свободном режиме, то струк турная формула приобретает более простой вид:
F=(d3+dn |
• рз)РЗ+{дп-\-др |
• рп)РП-±-рб |
• 3 |
+ |
|||
-\-рз |
• рп |
• ап_1 |
• ап + 1 • РБ-\-{рзАгМв |
• |
рб)К^г |
|
|
+ (рп+рб'+a„_i) |
Ba+l+(pn+p6-{-an+l) |
|
Bn_:. |
(51) |
|||
Логическая |
схема со |
свободным |
мультивибратором, |
соответст |
вующая данному выражению, показана на рис. 130. Схема со сво
бодным |
|
мультивибрато- |
|
|
|
|
|
|
|||||||
ром |
более |
практична |
и |
|
|
|
|
|
|
||||||
содержит |
меньшее |
коли |
|
|
|
|
|
|
|||||||
чество |
структурных |
эле |
|
|
|
|
|
|
|||||||
ментов. |
Управление |
схе |
|
|
|
|
|
|
|||||||
мой |
осуществляется |
с по |
|
|
|
|
|
|
|||||||
мощью |
трех датчиков |
и |
|
|
|
|
|
|
|||||||
двух |
блокировочных вхо |
|
|
|
|
|
|
||||||||
дов. В схеме имеется три |
Ч/7-f |
|
Ami |
|
|
|
|||||||||
триггера, |
|
мультивибра |
|
|
|
|
|
||||||||
тор, |
два |
усилителя, |
семь |
|
|
1 : |
yz |
|
|
||||||
логических |
ячеек, |
два |
\ИЛИ-НЕ1\ |
\ИЛИ-НЕ2\ |
HZ |
||||||||||
маршрутных |
|
сигнала |
и |
|
|
|
tРЗ |
|
|
||||||
два |
|
блокировочных |
выхо |
И! |
|
|
|
|
|||||||
да. Всего в схеме имеется |
|
|
|
|
|
||||||||||
26 |
логических |
взаимосвя |
|
|
|
или |
|||||||||
зей. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
Выполнение |
|
логиче |
£ |
1 |
|
рб |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
ских ячеек с |
инвертирова |
И-НЕ1 |
И-HEZ |
|
|
|
|||||||||
нием |
обеспечивает |
воз |
|
<Г7-1 рп *рб +а, |
|
|
|||||||||
можность |
усиления |
вход |
|
|
|
||||||||||
ных и выходных |
блокиру |
рп +рб*а. |
|
|
|
|
|||||||||
в,л+1 |
|
|
°п-1 |
|
|
||||||||||
ющих сигналов |
и |
поддер |
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||
жания |
их амплитуды |
на |
|
|
|
|
|
|
|||||||
постоянном |
уровне. |
|
|
Рис. 130. Логическая схема сигнализации и |
|||||||||||
|
В основу |
сигнализации |
автоблокировки |
со |
свободным мультивибрато |
||||||||||
|
|
|
ром |
|
|
|
|||||||||
и |
автоблокировки |
систе |
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
мы |
|
АРД-2 |
положена схе |
|
|
|
|
|
|
||||||
ма, |
логическая |
структура |
которой показана на рис. 131. Вместо |
||||||||||||
ячеек ИЛИ—НЕ |
|
и И—НЕ |
(см. рис. 130) |
в схеме |
испльзованы |
ло |
|||||||||
гические |
ячейки |
типа |
И |
и дополнительные |
усилители. |
Это |
дает |
возможность упростить электрическую схему системы и улучшить условия согласования элементов системы.
В рассматриваемую логическую схему (см. рис. 131) заложены следующие основные условия:
169