Файл: Карташов Ю.В. Рудничная транспортная сигнализация и автоблокировка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.06.2024

Просмотров: 163

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

мой параметрами времязадающих цепей R4—С4

и

R5—Сб.

Лампа

К будет

мигать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После снятия напряжения с шины АВ

очередной импульс муль­

тивибратора MB

поступит

на лампу «/75,

которая,

включившись,

снимет

блокировку с управляющих цепей ламп Л8 и Л10,

вследст­

вие чего загорится зеленый сигнал 3. Мультивибратор

остановится.

При воздействии на датчик перемены сигнала ЦП

будет

подано

напряжение на

лампу Л7 реле РС, лампа

Л8

погаснет,

лампы

Л2

и Л6 запустятся по цепям С10—Д6—С9—ДЗ—С2

 

и

С10—Ц6—С9—

Ц5—С8

соответственно, лампа ЛЗ

погаснет,

а лампа Л4

мульти­

вибратора

зажжется, вследствие

чего погаснет

зеленый

сигнал

3

и загорится

красный сигнал

К.

 

 

 

 

 

 

 

ДЗ

Если в

это время будет

снова

подан

запрос

через

датчик

следующим сзади составом, лампа Л1 загорится, но так как диод Д2 заперт, лампа Л5 не зажжется и маршрутный сигнал К начнет

мигать. После воздействия на датчик разделки ДР

по цепи Д7

будет подано напряжение, падение напряжения на диоде Д7

и ре­

зисторе R9 суммируется и подается через ограничительное сопро­

тивление R12 и разделительный диод Ц8 на управляющий элект­

род лампы Л9, вследствие чего лампа Л9

загорится,

лампа

Л10

погаснет и блокирующее напряжение с шины АВ снимается.

Оче­

редной импульс мультивибратора MB включит лампу Л5,

заго­

рятся лампы Л8 и Л10 и загорится зеленый

сигнал. Дальше схема

работает в порядке, аналогичном описанному

выше.

 

 

Если сравнить эту систему по количеству электрических эле­ ментов, например, с системой АБСС-2 (см. рис. 75), то получим следующее. Система АБСС-2 содержит три датчика, семь обмоток реле, 30 контактов, два сигнала, две емкости, один диод и кодовый трансмиттер, т. е. около 45 элементов. Рассмотренная бесконтакт­ ная система содержит три датчика, 10 ламп, два сигнала, 14 ем­ костей, 13 диодов и 40 резисторов, т. е. более 80 элементов. Следо­ вательно, с электрической точки зрения бесконтактная система оказывается сложнее почти в два раза.

Логическая структура системы показана на рис. 127. В схеме содержится пять триггеров, два усилителя, девять логических ячеек, четыре входа и три выхода. Между логическими ячейками и триггерами имеется 23 логических связи, а всего их насчитыва­ ется 32. Если по-прежнему логическую связь между элементами системы считать типовым структурным элементом автоматики, то получим, что данная система содержит 55 структурных элементов, т. е. вдвое меньше, чем релейно-контактная структура системы АБСС-2. Нетрудно убедиться, что сокращение количества струк­ турных элементов достигается в бесконтактных системах в основ­ ном за счет уменьшения количества логических взаимосвязей. Учи­ тывая, что бесконтактные реле, логические ячейки и т. д. конструк­ тивно выполняются, как правило, в виде высоконадежных единых модулей, можно сделать вполне логичное заключение, что бескон­ тактные системы сигнализации и автоблокировки надежнее, чем

166


релейно-контактные, а потому и разработка их с технико-экономи­ ческой точки зрения является вполне обоснованной и целесообраз­ ной. Кроме того, бесконтактные системы имеют меньший вес, раз­ меры, а также более технологичны в изготовлении, особенно при использовании печатного монтажа. Рассмотренная бесконтактная система имеет общий блокировочный вход—выход АВ.

 

 

ш ш

 

 

Д-| ДР

 

MB

 

РЗ

п и л

 

 

 

НЕ

АВ

Рис. 127. Логическая структура системы на тиратронах с холодным катодом

Рассмотрим, можно ли по нему осуществить взаимоисключаю­ щую блокировку маршрутов. На рис. 128 показана структурная схема связи трех блоков через общую шину.

Рис.

128.

Структурная

 

nn-i

 

 

°п*2

п-1

 

П

 

п*1

схема

автоблокировки по

В„-1

'/7*/

 

общей

шине

' .

<

-1

 

 

 

_ г'

An*

 

 

 

 

 

 

 

Обозначим через А — входы блоков, В — выходы, а С венное состояние каждого блока.

Тогда для ( п — 1)-го блока имеем:

Ап2=А п А- Сп _ 2;

An=B„-\=An+2Jr^n+\JrCn;

Bn-2—An+2-JrAn

+

iJrAnJrCn_i;

Вп=А„—2-\-Сп-г

Для п-го блокаi :

 

 

Ал —

\=Вп=Ап—2-{-Сп_1',

А п+1=В п

= А

+2-j-С„+1;

Вп-\=Ап+2-\-Ап

 

+ х-\-Сп;

Bn +x=A'n-2-{-A'n-i

+ Cn.

- собст-

(47а)

(476)

(47в)

(47г)

(48а)

(486)

(48в)

(48г)

167


Для (n +1) -го блока:

A'n=Ba+x=A'n-2+A'n-i

+ Cn;

(49а)

А „ + 2 = А п + 3 + С „ + 2 ;

 

(496)

В'ап+2-{-Са+1;

 

(49в)

^ „ + 2 = Л ; _ 2 + Л ; _ 1 + Л ; +

С „ + 1 .

(49г)

Из приведенных выражений видно, что состояние входов каж­ дого из блоков взаимосвязанных маршрутов зависит от состояния

входов

соседних

блоков

и от внутреннего

состояния

соседних бло­

 

 

 

 

 

 

 

ков.

 

Состояние

 

выходов

ДЗ

ДР

ДП

 

 

каждого

из блоков опре­

 

 

 

 

 

 

 

деляется

также

состоя­

 

 

РЛ

 

 

MB

нием на входах блоков и,

 

 

 

 

кроме

 

того,

внутренним

 

 

 

 

 

 

«3

состоянием

 

собственного

 

 

 

 

 

 

блока.

 

Таким

образом,

 

 

 

 

 

 

5

совместить

состояние

вхо­

 

 

 

 

 

 

ИЛИ\

 

 

 

 

 

 

дов и выходов взаимоиск­

 

РЗ

 

 

 

 

 

лючающей

блокировки по

 

 

рп

 

 

 

 

An-1

 

 

 

 

общей

шине

не

представ­

\илили\

 

 

ляется

возможным, и

не­

 

 

 

 

обходимо

иметь

две

раз­

 

 

 

 

 

 

 

дельные

шины.

Входы и

 

 

иг

 

 

 

 

выходы

при

этом

также

"5

 

 

 

 

 

 

должны

быть раздельны­

 

 

 

 

 

 

ми как со стороны пред­

 

 

 

 

 

 

 

\и-нп\

 

и-НЕ г

 

 

шествующих, так и со сто­

 

 

 

роны

последующих

бло­

 

\pn*p(i+an.,

 

рп*р/}-*ап^

 

 

 

 

ков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На

рис.

129

показана

Рис.

129.

Структурная схема сигнализации и

°

Д н а

и з

с х ™ >

Основанная

 

автоблокировки с раздельными шинами

на

использовании

рас­

 

 

 

 

 

 

 

смотренного

способа

ав­

тоблокировки. Схема содержит

датчики

запроса

ДЗ,

перемены

си­

гнала ДП и разделки ДР, триггеры запроса

РЗ,

перемены

сигнала

РП

и блокировки

РБ,

ждущий

мультивибратор

MB,

логические

ячейки, усилители и маршрутные сигналы. Блокировка

маршрута

данного блока осуществляется по входам

An_i

 

и

Ап+и

 

а

блоки­

ровка маршрутов

с указанного

блока — по

выходам

j9 n - i

и

Вп+Х.

 

Структурная формула системы имеет вид:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г=(дз

+ дп

• рз)РЗ+(дп+др

 

 

рп)РП+

 

 

 

 

 

 

 

 

+ / ' 3 ( p « + a „ _ i + a „ + , ) i W 5

+

 

 

 

 

 

 

 

-\-рз • рп

 

• а „ _ ,

• а „ + 1 РБ-\-(рз-{-мв)К+рб

 

 

 

• 3-\-

 

 

+{pn+p6+aa_l)Ba+i-)r{pn-\-p6-[-alt+l)Bn_l. (50)

168


Как видно из рисунка, система содержит пять входов, четыре выхода, шесть исполнительных элементов, включая усилители, и восемь логических ячеек, соединенных между собой 27 логическими связями, т. е. 50 структурных элементов.

Если мультивибратор работает в свободном режиме, то струк­ турная формула приобретает более простой вид:

F=(d3+dn

• рз)РЗ+{дп-\-др

• рп)РП-±-рб

3

+

-\-рз

• рп

• ап_1

• ап + 1 • РБ-\-{рзАгМв

рб)К^г

 

+ (рп+рб'+a„_i)

Ba+l+(pn+p6-{-an+l)

 

Bn_:.

(51)

Логическая

схема со

свободным

мультивибратором,

соответст­

вующая данному выражению, показана на рис. 130. Схема со сво­

бодным

 

мультивибрато-

 

 

 

 

 

 

ром

более

практична

и

 

 

 

 

 

 

содержит

меньшее

коли­

 

 

 

 

 

 

чество

структурных

эле­

 

 

 

 

 

 

ментов.

Управление

схе­

 

 

 

 

 

 

мой

осуществляется

с по­

 

 

 

 

 

 

мощью

трех датчиков

и

 

 

 

 

 

 

двух

блокировочных вхо­

 

 

 

 

 

 

дов. В схеме имеется три

Ч/7-f

 

Ami

 

 

 

триггера,

 

мультивибра­

 

 

 

 

 

тор,

два

усилителя,

семь

 

 

1 :

yz

 

 

логических

ячеек,

два

\ИЛИ-НЕ1\

\ИЛИ-НЕ2\

HZ

маршрутных

 

сигнала

и

 

 

 

tРЗ

 

 

два

 

блокировочных

выхо­

И!

 

 

 

 

да. Всего в схеме имеется

 

 

 

 

 

26

логических

взаимосвя­

 

 

 

или

зей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение

 

логиче­

£

1

 

рб

 

 

 

 

 

 

 

 

ских ячеек с

инвертирова­

И-НЕ1

И-HEZ

 

 

 

нием

обеспечивает

воз­

 

<Г7-1 рп *рб +а,

 

 

можность

усиления

вход­

 

 

 

ных и выходных

блокиру­

рп +рб*а.

 

 

 

 

в,л+1

 

 

°п-1

 

 

ющих сигналов

и

поддер­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

жания

их амплитуды

на

 

 

 

 

 

 

постоянном

уровне.

 

 

Рис. 130. Логическая схема сигнализации и

 

В основу

сигнализации

автоблокировки

со

свободным мультивибрато­

 

 

 

ром

 

 

 

и

автоблокировки

систе­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мы

 

АРД-2

положена схе­

 

 

 

 

 

 

ма,

логическая

структура

которой показана на рис. 131. Вместо

ячеек ИЛИ—НЕ

 

и И—НЕ

(см. рис. 130)

в схеме

испльзованы

ло­

гические

ячейки

типа

И

и дополнительные

усилители.

Это

дает

возможность упростить электрическую схему системы и улучшить условия согласования элементов системы.

В рассматриваемую логическую схему (см. рис. 131) заложены следующие основные условия:

169