Файл: Карташов Ю.В. Рудничная транспортная сигнализация и автоблокировка.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.06.2024
Просмотров: 162
Скачиваний: 0
красный маршрутный сигнал горит при несрабатывании реле запроса и несрабатывании реле блокировки;
красный маршрутный сигнал будет мигать при срабатывании реле запроса и несрабатывании реле блокировки;
зеленый маршрутный сигнал горит при срабатывании реле за
проса и срабатывании реле блокировки; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
напряжение |
блокировки |
(положительное) |
появится |
на |
выходах |
||||||||||||
Вп+1 |
и Вп-\ |
при срабатывании реле перемены |
или реле |
блокировки |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
рз-рб |
|
или |
при |
подаче |
положи |
|||||||
|
|
|
|
|
•О |
тельного |
напряжения |
на |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
входы Ап+1 или |
Ап-\\ |
|
||||||||
дз |
r " ~ i ~ , h др |
I |
— |
— |
|
сра |
|||||||||||
Рб |
|
реле |
блокировки |
||||||||||||||
Jjj/tf |
|
|
[Jjjj^ |
перемены сигнала |
и |
от |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
мв |
ботает |
при |
подаче |
запро |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
са, |
|
несрабатывании |
реле |
|||||||
|
РЗ |
рз |
ив |
|
|
сутствии |
положительного |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
и-net |
напряжения |
|
на |
|
входах |
||||||
|
|
|
- |
|
А п |
|
Ап+1 и Ап-\, |
|
|
|
срабо |
||||||
|
|
|
|
r-L-JL, |
|
|
|
реле |
перемены |
||||||||
|
|
|
|
|
|
тает |
только |
после |
сраба |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
У1 |
|
|
ИЗ |
|
|
|
L-I и-нег |
тывания |
реле |
запроса; |
|||||||
|
|
|
яг |
|
|
воздействие |
|
датчиком |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
рб |
|
|
|
разделки |
возможно |
толь |
||||||||
иг |
|
|
|
ИИ |
|
|
ко |
после срабатывания ре |
|||||||||
|
|
|
|
|
ле |
запроса |
и |
реле |
пере |
||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
рп |
рб |
аП., |
|
|
|
|
мены |
сигнала. |
|
|
|
|
||||
|
|
рпрб |
а„., |
|
На |
рис. |
132 |
показаны |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
основные типовые элемен |
|||||||||
Рис. |
131. |
Логическая |
структура |
сигнализации |
ты, |
|
которые |
могут |
быть |
||||||||
использованы |
в |
электри |
|||||||||||||||
и автоблокировки |
в системе типа АРД-2 |
ческой |
схеме |
сигнализа |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
ции |
|
и |
автоблокировки. |
||||||
Симметричный |
триггер |
(рис. 132, а) сохраняет |
устойчивое состоя |
ние при отсутствии сигнала и занимает второе устойчивое положе ние после подачи импульса, которое он сохраняет и после исчезно вения импульса. Для получения преимущественного исходного со стояния осуществляют перекос триггера с помощью сопротивлений R1 и R2, R3 и R4 или R5 и R6. Наиболее четкое преимущественное состояние при включении питающего напряжения можно получить при различных величинах емкостей С1 и С2.
Симметричный триггер можно использовать в качестве реле
контроля, запроса и т. д. Для реле блокировки удобнее |
применить |
||||||
триггер с |
эмиттерной |
связью, |
или |
несимметричный |
триггер |
||
(рис. 132,6), |
который |
уже имеет преимущественное состояние и |
|||||
при переходе |
в другое |
состояние удерживается в нем только при |
|||||
постоянном |
воздействии управляющего |
сигнала. Для |
исключения |
||||
ослабления |
сигналов в |
системе |
могут |
быть использованы |
усили- |
170
тели, вариант одного из которых показан на рис. 132, в. Схема (рис. 132, г) служит для выполнения логической операции И (за «1» здесь принят большой отрицательный потенциал). Схемы на рис. 132(3, е обеспечивают инвертирование и одновременное уси ление сигналов, а также служат для согласования элементов си стемы.
а |
б |
6 |
Рис. 132. Типовые элементы системы сигнализации и автоблокировки:
а — симметричный |
триггер; б — несимметричный триггер; а — усилитель; г — схема совпа |
||
дения; |
д — транзисторный инвертор; |
е — тиристорный инвертор |
|
Принципиальная электрическая |
схема управления |
маршрут |
|
ными сигналами показана на рис. 133. Схема содержит |
реле за |
||
проса РЗ на транзисторах Т1 и Т2, мультивибратор MB на тран |
|||
зисторах ТЗ и Т4 и реле перемены |
РП на транзисторах |
Т6 и 77, |
соединенные между собой соответствующими логическими элемен тами. В исходном состоянии транзисторы 77, Т5, Т7 и Т8 закрыты, что достигается подбором величин емкостей СЗ, С4 и С7, С8, и на их выходах находятся отрицательные потенциалы «1». Транзисторы
Т2 и Т6 открыты (на схеме они условно обведены |
кружком), т. е. |
на их выходах имеются сигналы «О». Источник |
пульсирующего |
сигнала MB работает в автоколебательном режиме; на резисторе R5 имеется положительный потенциал, который подан на управля-
171
ющий электрод тиристора Д10 красного маршрутного сигнала К (рис. 134). Тиристор открыт, и на светофоре горит красный запре щающий сигнал К-
С/ |
|
|
|
|
В |
схему |
|
|
|
|
|
|
блокировки |
|
|||
41- |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
От |
схемы |
|
||
сг |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
блокировки |
|
|||
рз |
•MB |
|
|
|
|
а |
0 |
- |
|
|
|
|
RII |
|
|||
|
|
|
R!6\ |
|
|
|
|
|
|
25 |
Г |
|
|
|
|
||
|
R15 |
п . . |
|
|
|
|
||
|
|
|
се |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СЗ 0 |
+ |
|
|
Л" |
красками |
К |
зеленому |
|
|
||
|
сигнала |
согнали |
|
|
||||
Рис. 133. Принципиальная электрическая схема маршрутизации |
|
|
||||||
При воздействии |
на датчик запроса ДЗ |
|
(см. рис. |
133) |
триггер |
РЗ перебросится в новое состояние, транзистор Т2 закроется и
диоды ДЗ |
и Д7 окажутся |
в непроводящем |
состоянии. Отрицатель |
|||||||||||
ный потенциал |
с реле РЗ |
поступит в схему блокировки, вследствие |
||||||||||||
От реле запроса |
|
|
|
чего |
диод |
Д4 |
|
окажется |
||||||
|
|
|
включенным |
в |
проводящем |
|||||||||
> |
T Z Z ) |
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
направлении. Если маршрут |
||||||||||
От |
инвертора |
|
|
|
||||||||||
|
|
|
ный |
блок-участок |
свободен, |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
то |
диод |
Д8 |
будет |
|
включен |
|||
|
|
|
|
|
|
в |
непроводящем |
направле |
||||||
|
|
|
|
|
|
нии и транзистор Т8 перей |
||||||||
|
|
|
|
|
|
дет в режим насыщения. Ти |
||||||||
|
|
|
|
|
|
ристор |
Д10 |
(см. |
рис. |
134) |
||||
|
|
|
|
|
|
закроется, тиристор |
ДП |
от |
||||||
|
|
|
|
|
|
кроется и красный сигнал К |
||||||||
|
|
|
|
|
|
сменится зеленым |
3. |
|
||||||
|
|
Схема |
включения |
маршрутных |
|
Если |
блок-участок занят, |
|||||||
|
|
то |
реле |
блокировки |
в схеме |
|||||||||
|
|
|
сигналов |
|
||||||||||
|
Д4 |
|
|
|
|
блокировки |
не |
сработает, |
||||||
диод |
(см. рис. |
133) окажется включенным |
в непроводящем |
на |
||||||||||
правлении, а |
диод |
Д8 — в проводящем, |
вследствие |
чего |
зеленый |
сигнал 3 не загорится, а красный сигнал К будет мигать с часто той колебаний мультивибратора MB. Величины емкостей С5 и С6
172
выбраны достаточными (50 мкф) для получения выдержек вре мени 0,5—1 сек.
При наличии зеленого сигнала и воздействии на датчик ДП триггер РП перебросится в новое состояние, реле запроса вернется в исходное, сработает схема, содержащая диоды Д1 и Д5, рези сторы R2 и R13 и емкости С1 и С2, вследствие чего в схему блоки ровки будет подан положительный потенциал взамен сигнала от реле запроса, диоды ДЗ и Д7 окажутся включенными в проводя-
От схемы
Рис 135. Принципиальная электрическая схема автоблокировки в системе АРД-2
щем направлении, на резисторе R5 появится положительный по тенциал, зеленый маршрутный сигнал погаснет и загорится крас
ный ограждающий сигнал К. |
|
При воздействии |
на триггер РП через датчик разделки ДР |
схема сигнализации |
вернется в исходное положение. |
Питание схемы маршрутизации осуществляется от источника постоянного тока напряжением 10—30 в через стабилитрон Д9 типа Д815 с целью получения автоматического смещения.
Автоблокировка в системе АРД-2 осуществляется с помощью схемы, показаной на рис. 135 (для удобства нумерация элементов
выполнена сквозной). Схема содержит реле блокировки РБ |
на |
||
транзисторах |
Т9 и Т10, а также усилители на транзисторах |
Т11, |
|
Т12 и Т13, Т14. В исходном состоянии |
(при свободном маршрутном |
||
блок-участке |
и отсутствии запроса) |
транзисторы Т9, Т11 и |
Т14 |
173
открыты (на схеме показаны в кружках), |
на входах Ап-\ |
(блоки |
ровка с предшествующего блока) и Л „ + 1 |
(блокировка с |
последую |
щего блока) имеется отрицательное напряжение, что означает отсутствие сигнала враждебности, а диод Д8 реле блокировки РБ включен в проводящем направлении.
При подаче запроса от схемы маршрутизации через диод Д15, который окажется включенным в непроводящем направлении (диоды Д16 и Д17 также включены в непроводящем направлении), на базу транзистора Т10 поступит через резистор R25 отрицатель ный потенциал, триггер РБ переключится, в схему маршрутизации будет подано соответствующее напряжение, а на выходах Вп_х и Бп+ь связанных с блоками враждебных маршрутов, появится поло жительное блокирующее напряжение, вследствие чего исключается возможность загорания разрешающих зеленых сигналов враждеб ных маршрутов. После воздействия на датчик перемены ДП (см. рис. 133) реле блокировки РБ вернется в исходное состояние, но автоблокировка сохранится за счет включения диодов Д12 и Д20 (см. рис. 135) на входах усилителей в проводящем направлении. Снятие автоблокировки произойдет после воздействия на датчик
разделки. При этом реле перемены в |
схеме |
маршрутизации |
||
вернется |
в исходное состояние, диоды Д12 |
и Д20 |
окажутся |
вклю |
ченными |
в непроводящем направлении, |
транзисторы 777 |
и Т13 |
перейдут в режим насыщения, транзисторы Т12 и Т14 усилителей
закроются, |
с клемм B„_i и Вп+\ снимется положительное |
напря |
||||
жение, что означает, что блок-участок |
свободен. |
|
|
|||
Ап+1 |
В случае занятости |
блок-участка |
составом на входы Ап-\ |
или |
||
(например, Ап-\) |
будет подано |
положительное |
напряжение |
|||
с |
блока |
враждебного |
маршрута, |
транзистор 77/ |
закроется, |
а транзистор Т12 перейдет в режим насыщения, вследствие чего
диоды Д14 и Д16 окажутся включенными в проводящем |
направле |
нии. На входе реле блокировки РБ и на выходе Bn+i |
появится |
положительное блокирующее напряжение. Аналогичное явление наблюдается при подаче повторного запроса, например вслед иду щим составом.
Питание систем маршрутизации и автоблокировки осуществля ется по одним и тем же проводам. Автосмещение создано с по мощью общего стабилитрона Д9.
На рис. 136 показана полная логическая схема сигнализации и автоблокировки в системе АРД-2. В схему введены две логиче
ские ячейки типа ИЛИ—НЕ |
для осуществления |
централизованного |
|||||||
контроля, |
ячейка |
типа ИЛИ—И для подключения |
опережающей |
||||||
сигнализации |
«Берегись |
электровоза», |
кнопка |
централизованной |
|||||
разделки |
КР, |
а также вход |
Д и выход С, которые |
используются |
|||||
при работе двух блоков на один светофор. |
|
|
|||||||
Электрическая схема централизованного контроля и разделки |
|||||||||
(рис. |
137) |
выполнена на |
транзисторах |
обратной |
проводимости 775 |
||||
и Т16 |
и |
имеет с |
блоком |
управления |
маршрутными сигналами |
||||
174 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 136. Полная логическая схема сигнализации и автоблокировки в си стеме АРД-2
Рис. 137. Электрическая схема централизованного контроля и разделки
Ч^ От инверторов
Д22 сигналов
^От реле
запроса
(Отреле переме
ны •] К блокам
Увраждевных •J маршрутов
Л ДОИ»
запроса
А перемены •
в общем виде трехпроводную связь по управлению и двухпровод
ную— по питанию. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
В исходном состоянии диоды Д21—Д26 |
включены |
в |
непроводя |
|||||||||||||
щем |
направлении, |
транзисторы |
775 и |
775 |
закрыты |
|
и |
лампы |
Л К |
|||||||
и ЛП |
погашены. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При подаче запроса и свободном блок-участке с коллекторов |
||||||||||||||||
транзисторов |
Т5 и |
Т8 (см. рис. |
133) будет |
подано |
положительное |
|||||||||||
напряжение, |
транзистор |
775 |
(см. рис. |
137) |
откроется |
|
и загорится |
|||||||||
индикаторная |
лампа ЛК. |
Если |
блок-участок занят, |
то |
транзистор |
|||||||||||
773 (см. рис. |
133) |
останется |
закрытым |
и |
диод, Д21 |
(см. рис. |
|
137) |
||||||||
по-прежнему |
будет включен |
в |
непроводящем |
направлении. Диод |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Д22 |
будет при этом вклю |
|||||||
|
|
|
|
|
|
•0- |
|
чаться |
попеременно |
то в |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
проводящем, |
то в |
непро |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
водящем |
|
направлении, |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
вследствие |
|
чего |
транзи |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
стор |
Т15 |
будет |
откры |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
ваться |
и закрываться с ча |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
стотой |
|
автоколебаний |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
мультивибратора |
MB |
и |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
лампа |
ЛК |
|
|
будет |
|
ми |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
гать. Одновременно |
через |
|||||||
|
|
|
|~ I |
|
|
|
|
вход—'Выход |
|
от |
б л о к о в |
|||||
|
+ |
|
|
|
|
|
|
в р а ж д е б н ы х |
|
м а р ш р у т о в |
||||||
Рис. 138. Принципиальная электрическая схема |
|
б у д е т п о д а н о |
ПОЛОЖИТель- |
|||||||||||||
|
опережающей сигнализации |
|
|
ное |
напряжение |
на |
базу |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
транзистора |
|
Т16, |
вслед- |
ствие чего горит лампа ЛП, общая для всей группы блоков. Функ ционально схема контроля и разделки работает аналогично таковой в системе АРД-1.
Важной составной частью системы АРД-2 является опережаю щая сигнализация (рис. 138). При отсутствии отрицательных по тенциалов с транзисторов Т6 (см. рис. 133) и Т9 (см. рис. 135) на базе транзистора 777 (см. рис. 138) имеется положительный по тенциал, он закрыт, тиристор Д27 также закрыт и транспарант ТЭ «Берегись электровоза» погашен. В противном случае от мульти вибратора начинают поступать отрицательные импульсы с частотой 0,5—1 сек, вследствие чего с такой же частотой начинает мигать транспарант ТЭ.
При лабораторных и производственных исследованиях был выявлен ряд недостатков рассмотренных схем. Прежде всего, ока залось затруднительным создать достаточно мощный стабилизиро ванный блок питания для всей системы. Выгоднее стабилизировать каждый отдельный блок сигнализации и автоблокировки.
Схема индивидуального стабилизатора напряжения на 5 вт по казана на рис. 139. Стабилизатор содержит регулирующий тран зистор Т, резистор R, конденсатор С и стабилитрон Д.
Отличием данного стабилизатора от типовой схемы является
176