Файл: Карташов Ю.В. Рудничная транспортная сигнализация и автоблокировка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.06.2024

Просмотров: 162

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

красный маршрутный сигнал горит при несрабатывании реле запроса и несрабатывании реле блокировки;

красный маршрутный сигнал будет мигать при срабатывании реле запроса и несрабатывании реле блокировки;

зеленый маршрутный сигнал горит при срабатывании реле за­

проса и срабатывании реле блокировки;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

напряжение

блокировки

(положительное)

появится

на

выходах

Вп+1

и Вп-\

при срабатывании реле перемены

или реле

блокировки

 

 

 

 

 

рз-рб

 

или

при

подаче

положи­

 

 

 

 

 

•О

тельного

напряжения

на

 

 

 

 

 

 

 

входы Ап+1 или

Ап-\\

 

дз

r " ~ i ~ , h др

I

 

сра­

Рб

 

реле

блокировки

Jjj/tf

 

 

[Jjjj^

перемены сигнала

и

от­

 

 

 

 

 

 

 

мв

ботает

при

подаче

запро­

 

 

 

 

 

 

 

са,

 

несрабатывании

реле

 

РЗ

рз

ив

 

 

сутствии

положительного

 

 

 

 

 

 

и-net

напряжения

 

на

 

входах

 

 

 

-

 

А п

 

Ап+1 и Ап-\,

 

 

 

срабо­

 

 

 

 

r-L-JL,

 

 

 

реле

перемены

 

 

 

 

 

 

тает

только

после

сраба­

 

 

 

 

 

 

 

 

У1

 

 

ИЗ

 

 

 

L-I и-нег

тывания

реле

запроса;

 

 

 

яг

 

 

воздействие

 

датчиком

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рб

 

 

 

разделки

возможно

толь­

иг

 

 

 

ИИ

 

 

ко

после срабатывания ре­

 

 

 

 

 

ле

запроса

и

реле

пере­

 

 

 

 

 

 

 

рп

рб

аП.,

 

 

 

 

мены

сигнала.

 

 

 

 

 

 

рпрб

а„.,

 

На

рис.

132

показаны

 

 

 

 

 

 

 

 

основные типовые элемен­

Рис.

131.

Логическая

структура

сигнализации

ты,

 

которые

могут

быть

использованы

в

электри­

и автоблокировки

в системе типа АРД-2

ческой

схеме

сигнализа­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ции

 

и

автоблокировки.

Симметричный

триггер

(рис. 132, а) сохраняет

устойчивое состоя­

ние при отсутствии сигнала и занимает второе устойчивое положе­ ние после подачи импульса, которое он сохраняет и после исчезно­ вения импульса. Для получения преимущественного исходного со­ стояния осуществляют перекос триггера с помощью сопротивлений R1 и R2, R3 и R4 или R5 и R6. Наиболее четкое преимущественное состояние при включении питающего напряжения можно получить при различных величинах емкостей С1 и С2.

Симметричный триггер можно использовать в качестве реле

контроля, запроса и т. д. Для реле блокировки удобнее

применить

триггер с

эмиттерной

связью,

или

несимметричный

триггер

(рис. 132,6),

который

уже имеет преимущественное состояние и

при переходе

в другое

состояние удерживается в нем только при

постоянном

воздействии управляющего

сигнала. Для

исключения

ослабления

сигналов в

системе

могут

быть использованы

усили-

170


тели, вариант одного из которых показан на рис. 132, в. Схема (рис. 132, г) служит для выполнения логической операции И (за «1» здесь принят большой отрицательный потенциал). Схемы на рис. 132(3, е обеспечивают инвертирование и одновременное уси­ ление сигналов, а также служат для согласования элементов си­ стемы.

а

б

6

Рис. 132. Типовые элементы системы сигнализации и автоблокировки:

а — симметричный

триггер; б — несимметричный триггер; а — усилитель; г — схема совпа­

дения;

д — транзисторный инвертор;

е — тиристорный инвертор

 

Принципиальная электрическая

схема управления

маршрут­

ными сигналами показана на рис. 133. Схема содержит

реле за­

проса РЗ на транзисторах Т1 и Т2, мультивибратор MB на тран­

зисторах ТЗ и Т4 и реле перемены

РП на транзисторах

Т6 и 77,

соединенные между собой соответствующими логическими элемен­ тами. В исходном состоянии транзисторы 77, Т5, Т7 и Т8 закрыты, что достигается подбором величин емкостей СЗ, С4 и С7, С8, и на их выходах находятся отрицательные потенциалы «1». Транзисторы

Т2 и Т6 открыты (на схеме они условно обведены

кружком), т. е.

на их выходах имеются сигналы «О». Источник

пульсирующего

сигнала MB работает в автоколебательном режиме; на резисторе R5 имеется положительный потенциал, который подан на управля-

171


ющий электрод тиристора Д10 красного маршрутного сигнала К (рис. 134). Тиристор открыт, и на светофоре горит красный запре­ щающий сигнал К-

С/

 

 

 

 

В

схему

 

 

 

 

 

 

блокировки

 

41-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

От

схемы

 

сг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

блокировки

 

рз

•MB

 

 

 

 

а

0

-

 

 

 

 

RII

 

 

 

 

R!6\

 

 

 

 

 

25

Г

 

 

 

 

 

R15

п . .

 

 

 

 

 

 

 

се

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЗ 0

+

 

Л"

красками

К

зеленому

 

 

 

сигнала

согнали

 

 

Рис. 133. Принципиальная электрическая схема маршрутизации

 

 

При воздействии

на датчик запроса ДЗ

 

(см. рис.

133)

триггер

РЗ перебросится в новое состояние, транзистор Т2 закроется и

диоды ДЗ

и Д7 окажутся

в непроводящем

состоянии. Отрицатель­

ный потенциал

с реле РЗ

поступит в схему блокировки, вследствие

От реле запроса

 

 

 

чего

диод

Д4

 

окажется

 

 

 

включенным

в

проводящем

>

T Z Z )

 

 

 

 

 

 

 

 

направлении. Если маршрут­

От

инвертора

 

 

 

 

 

 

ный

блок-участок

свободен,

 

 

 

 

 

 

то

диод

Д8

будет

 

включен

 

 

 

 

 

 

в

непроводящем

направле­

 

 

 

 

 

 

нии и транзистор Т8 перей­

 

 

 

 

 

 

дет в режим насыщения. Ти­

 

 

 

 

 

 

ристор

Д10

(см.

рис.

134)

 

 

 

 

 

 

закроется, тиристор

ДП

от­

 

 

 

 

 

 

кроется и красный сигнал К

 

 

 

 

 

 

сменится зеленым

3.

 

 

 

Схема

включения

маршрутных

 

Если

блок-участок занят,

 

 

то

реле

блокировки

в схеме

 

 

 

сигналов

 

 

Д4

 

 

 

 

блокировки

не

сработает,

диод

(см. рис.

133) окажется включенным

в непроводящем

на­

правлении, а

диод

Д8 — в проводящем,

вследствие

чего

зеленый

сигнал 3 не загорится, а красный сигнал К будет мигать с часто­ той колебаний мультивибратора MB. Величины емкостей С5 и С6

172


выбраны достаточными (50 мкф) для получения выдержек вре­ мени 0,5—1 сек.

При наличии зеленого сигнала и воздействии на датчик ДП триггер РП перебросится в новое состояние, реле запроса вернется в исходное, сработает схема, содержащая диоды Д1 и Д5, рези­ сторы R2 и R13 и емкости С1 и С2, вследствие чего в схему блоки­ ровки будет подан положительный потенциал взамен сигнала от реле запроса, диоды ДЗ и Д7 окажутся включенными в проводя-

От схемы

Рис 135. Принципиальная электрическая схема автоблокировки в системе АРД-2

щем направлении, на резисторе R5 появится положительный по­ тенциал, зеленый маршрутный сигнал погаснет и загорится крас­

ный ограждающий сигнал К.

При воздействии

на триггер РП через датчик разделки ДР

схема сигнализации

вернется в исходное положение.

Питание схемы маршрутизации осуществляется от источника постоянного тока напряжением 10—30 в через стабилитрон Д9 типа Д815 с целью получения автоматического смещения.

Автоблокировка в системе АРД-2 осуществляется с помощью схемы, показаной на рис. 135 (для удобства нумерация элементов

выполнена сквозной). Схема содержит реле блокировки РБ

на

транзисторах

Т9 и Т10, а также усилители на транзисторах

Т11,

Т12 и Т13, Т14. В исходном состоянии

(при свободном маршрутном

блок-участке

и отсутствии запроса)

транзисторы Т9, Т11 и

Т14

173

открыты (на схеме показаны в кружках),

на входах Ап-\

(блоки­

ровка с предшествующего блока) и Л „ + 1

(блокировка с

последую­

щего блока) имеется отрицательное напряжение, что означает отсутствие сигнала враждебности, а диод Д8 реле блокировки РБ включен в проводящем направлении.

При подаче запроса от схемы маршрутизации через диод Д15, который окажется включенным в непроводящем направлении (диоды Д16 и Д17 также включены в непроводящем направлении), на базу транзистора Т10 поступит через резистор R25 отрицатель­ ный потенциал, триггер РБ переключится, в схему маршрутизации будет подано соответствующее напряжение, а на выходах Вп_х и Бп+ь связанных с блоками враждебных маршрутов, появится поло­ жительное блокирующее напряжение, вследствие чего исключается возможность загорания разрешающих зеленых сигналов враждеб­ ных маршрутов. После воздействия на датчик перемены ДП (см. рис. 133) реле блокировки РБ вернется в исходное состояние, но автоблокировка сохранится за счет включения диодов Д12 и Д20 (см. рис. 135) на входах усилителей в проводящем направлении. Снятие автоблокировки произойдет после воздействия на датчик

разделки. При этом реле перемены в

схеме

маршрутизации

вернется

в исходное состояние, диоды Д12

и Д20

окажутся

вклю­

ченными

в непроводящем направлении,

транзисторы 777

и Т13

перейдут в режим насыщения, транзисторы Т12 и Т14 усилителей

закроются,

с клемм B„_i и Вп+\ снимется положительное

напря­

жение, что означает, что блок-участок

свободен.

 

 

Ап+1

В случае занятости

блок-участка

составом на входы Ап-\

или

(например, Ап-\)

будет подано

положительное

напряжение

с

блока

враждебного

маршрута,

транзистор 77/

закроется,

а транзистор Т12 перейдет в режим насыщения, вследствие чего

диоды Д14 и Д16 окажутся включенными в проводящем

направле­

нии. На входе реле блокировки РБ и на выходе Bn+i

появится

положительное блокирующее напряжение. Аналогичное явление наблюдается при подаче повторного запроса, например вслед иду­ щим составом.

Питание систем маршрутизации и автоблокировки осуществля­ ется по одним и тем же проводам. Автосмещение создано с по­ мощью общего стабилитрона Д9.

На рис. 136 показана полная логическая схема сигнализации и автоблокировки в системе АРД-2. В схему введены две логиче­

ские ячейки типа ИЛИ—НЕ

для осуществления

централизованного

контроля,

ячейка

типа ИЛИ—И для подключения

опережающей

сигнализации

«Берегись

электровоза»,

кнопка

централизованной

разделки

КР,

а также вход

Д и выход С, которые

используются

при работе двух блоков на один светофор.

 

 

Электрическая схема централизованного контроля и разделки

(рис.

137)

выполнена на

транзисторах

обратной

проводимости 775

и Т16

и

имеет с

блоком

управления

маршрутными сигналами

174

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 136. Полная логическая схема сигнализации и автоблокировки в си­ стеме АРД-2

Рис. 137. Электрическая схема централизованного контроля и разделки

Ч^ От инверторов

Д22 сигналов

^От реле

запроса

(Отреле переме­

ны •] К блокам

Увраждевных •J маршрутов

Л ДОИ»

запроса

А перемены •

в общем виде трехпроводную связь по управлению и двухпровод­

ную— по питанию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В исходном состоянии диоды Д21—Д26

включены

в

непроводя­

щем

направлении,

транзисторы

775 и

775

закрыты

 

и

лампы

Л К

и ЛП

погашены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При подаче запроса и свободном блок-участке с коллекторов

транзисторов

Т5 и

Т8 (см. рис.

133) будет

подано

положительное

напряжение,

транзистор

775

(см. рис.

137)

откроется

 

и загорится

индикаторная

лампа ЛК.

Если

блок-участок занят,

то

транзистор

773 (см. рис.

133)

останется

закрытым

и

диод, Д21

(см. рис.

 

137)

по-прежнему

будет включен

в

непроводящем

направлении. Диод

 

 

 

 

 

 

 

 

Д22

будет при этом вклю­

 

 

 

 

 

 

•0-

 

чаться

попеременно

то в

 

 

 

 

 

 

 

проводящем,

то в

непро­

 

 

 

 

 

 

 

 

водящем

 

направлении,

 

 

 

 

 

 

 

 

вследствие

 

чего

транзи­

 

 

 

 

 

 

 

 

стор

Т15

будет

откры­

 

 

 

 

 

 

 

 

ваться

и закрываться с ча­

 

 

 

 

 

 

 

 

стотой

 

автоколебаний

 

 

 

 

 

 

 

 

мультивибратора

MB

и

 

 

 

 

 

 

 

 

лампа

ЛК

 

 

будет

 

ми­

 

 

 

 

 

 

 

 

гать. Одновременно

через

 

 

 

|~ I

 

 

 

 

вход—'Выход

 

от

б л о к о в

 

+

 

 

 

 

 

 

в р а ж д е б н ы х

 

м а р ш р у т о в

Рис. 138. Принципиальная электрическая схема

 

б у д е т п о д а н о

ПОЛОЖИТель-

 

опережающей сигнализации

 

 

ное

напряжение

на

базу

 

 

 

 

 

 

 

 

транзистора

 

Т16,

вслед-

ствие чего горит лампа ЛП, общая для всей группы блоков. Функ­ ционально схема контроля и разделки работает аналогично таковой в системе АРД-1.

Важной составной частью системы АРД-2 является опережаю­ щая сигнализация (рис. 138). При отсутствии отрицательных по­ тенциалов с транзисторов Т6 (см. рис. 133) и Т9 (см. рис. 135) на базе транзистора 777 (см. рис. 138) имеется положительный по­ тенциал, он закрыт, тиристор Д27 также закрыт и транспарант ТЭ «Берегись электровоза» погашен. В противном случае от мульти­ вибратора начинают поступать отрицательные импульсы с частотой 0,5—1 сек, вследствие чего с такой же частотой начинает мигать транспарант ТЭ.

При лабораторных и производственных исследованиях был выявлен ряд недостатков рассмотренных схем. Прежде всего, ока­ залось затруднительным создать достаточно мощный стабилизиро­ ванный блок питания для всей системы. Выгоднее стабилизировать каждый отдельный блок сигнализации и автоблокировки.

Схема индивидуального стабилизатора напряжения на 5 вт по­ казана на рис. 139. Стабилизатор содержит регулирующий тран­ зистор Т, резистор R, конденсатор С и стабилитрон Д.

Отличием данного стабилизатора от типовой схемы является

176