Файл: Зайцев В.П. Автоматизация судовых холодильных установок.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.06.2024

Просмотров: 170

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

могательного клапана 1 расположено в крышке 2. Основной клапан 3 покрыт резиной 4. Присоединение к трубопроводу резьбовое.

На рис. 71 представлена конструкция соленоидного вен-

Рис. 71. Соленоидный вентиль для малых трубопроводов

тиля, применяемого на трубопроводах малого сечения фрео­

новой

провизионной установки судов типа «Тропик» и др.

В

основном клапане- 11 находится вспомогательный кла­

пан 12, с помощью которого закрывается седло в сердечнике основного клапана . При прохождении электрического тока через магнитную катушку 3 сердечник со шпинделем 13 втя­ гивается по направляющей трубке 14 и открывает вначале седло вспомогательного клапана . П р и этом происходит вы­ равнивание давлений за счет соединения входной и выходной сторон вентиля.

При дальнейшем перемещении сердечника 13 вверх ос­ новной клапан поднимается и соленоидный вентиль откроет-

ся. Электрическая энергия в этом случае расходуется на от­ крытие вспомогательного клапана за счет подъема сердечни­ ка со шпинделем, открытие клапана осуществляется за счет энергии протекающей рабочей среды.

При обесточивании катушки сердечник с основным клапа ­ ном под действием силы тяжести опускается и вентиль за­

кроется.

В о входном

штуцере 7

находится фильтр

6, выпол­

ненный

из

мелкоячеистой

сетки.

П р и

загрязнении

основного

к л а п а н а

и

направляющей

трубки

14

следует снять

колпак /

и вывернуть болт

17.

З а т е м снять кожух катушки

4 с

элек­

трической

катушки

и

вывернуть

шестигранник 5.

При

силь­

ном загрязнении фильтра 6 надо отвинтить присоединитель­

ный штуцер

7. Фильтр рекомендуется очищать не р е ж е одно­

го раза в три

месяца.

Соленоидный вентиль укрепляют на специальном щите с помощью угольника 9. Электрический кабель подводится че­ рез ввод 2 и подсоединяется к клемме 18. Заземление подво­ дят к болту 8.

В процессе эксплуатации соленоидного вентиля могут воз­ никнуть различные неполадки. В нормальном состоянии при работе корпус соленоидной катушки д о л ж е н иметь темпера­

туру не

выше

60°С, а

корпус вентиля покрыт инеем; при

включении

СВ

раздается щелчок. В случае

з а е д а н и я клапа ­

на в верхнем

положении испаритель переполняется ж и д к и м

холодильным

агентом,

при

включении и

выключении СВ

щелчка

не

слышится.

Р а б о т а СВ проверяется включением

и выключением

командного

реле.

 


Глава II

АВТОМАТИЗАЦИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ О П Е Р А Ц И Й

§ із.

АВТОМАТИЧЕСКОЕ УДАЛЕНИЕ ВОЗДУХА ИЗ СИСТЕМЫ

В судовых холодильных установках до настоящего време­ ни выпуск воздуха из системы не автоматизирован, и этот процесс связан с наблюдением вахтенной службы .

П р и комплексной автоматизации необходимо предусмат­ ривать автоматическое удаление воздуха из системы холо-

Рис. 72. Автоматическим воздухоохладитель АВ-4

дильной установки. Это возможно осуществить при исполь­

зовании

автоматического

воздухоотделителя,

который

дол­

ж е н

автоматически

отключаться

при

отсутствии

воздуха в

системе

и

автоматически

включаться

при

наличии

его.

 

В

отечественной

холодильной

технике

применяются авто­

матический

воздухоохладитель АВ-2

и усовершенствованная

его модель АВ-4 (рис. 72),

разработанные

В Н Й Х И .

 

 

 

 

 

 

Техническая характеристика АВ-4

 

 

 

 

 

Рабочая

среда

 

 

 

 

аммиак

 

 

 

 

Рабочее

давление,

кгс/см2

 

 

 

 

16

 

 

 

 

Габариты, мм

 

 

 

 

960X560X

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Х310

 

 

 

 

Холодопроизводительность

установки,

 

 

 

 

 

 

обслуживаемой одним

воздухоохлади­

 

 

 

 

 

 

телем,

млн.

ккал/ч

 

 

 

 

до

1,5

 

 

 

 

Масса,

кг

 

 

 

 

 

 

57

 

 

Корпус воздухоотделителя состоит из двух концентрично

расположенных сосудов 1 и 2, внутри одного из которых

(2)

находятся

два

змеевика

3 и

4.

Змеевики

о х л а ж д а ю т с я

ки­

пящим холодильным агентом, уровень которого в сосуде 2

поддерживается с помощью поплавковой части

5 регулятора

П Р У Д . Отсос образовавшихся паров аммиака

производится

по трубопроводу 6. Воздухоохладитель подключают к всасы­ вающему трубопроводу до отделителя жидкости, обслужи ­ вающего потребители с наиболее низкой температурой ки­ пения.

П а р о в о з д у ш н а я смесь

от

конденсатора или

ресивера 7

поступает д л я охлаждения

в

змеевик 3, нижний

конец кото­

рого сообщается с межтрубным пространством. Сконденси­ рованный а м м и а к сливается в это пространство, а обогащен­ ная воздухом смесь барботирует через слой жидкого аммиа ­ ка, находящегося в переохлажденном состоянии под давлени ­ ем конденсации. Д а л е е паровоздушная смесь поднимается вверх по межтрубному пространству и поступает в трубку 8, опускается вниз, входит в змеевик 4, поднимается по нему

вверх и подходит

к клапану

9. Н а всем

этапе

пути происхо­

дит д а л ь н е й ш а я

конденсация

паров а м

м и а к а

из смеси, при

этом конденсат по змеевику сливается в межтрубное прост­ ранство.

Выпуск воздуха из аппарата в сосуд 13 с водой произво­ дится периодически по мере его накапливания в змеевиках и межтрубном пространстве. Д л я выпуска воздуха служит не­ сколько измененный датчик 10 (поплавковая часть) регуля-


Рис. 73. Поплавковый регулятор выпуска воздуха

тора

П Р У Д ,

управляющий с помощью

стержня

/ / клапа ­

ном

12.

 

 

 

Устройство поплавкового регулятора выпуска воздуха

изображено

на рис. 73. П о п л а в о к 1 с

помощью

рычага 2

укреплен к крышке 3. На рычаге 2 имеется стаканчик 4, в который входит нижний конец стержня 5. Верхний конец стержня с помощью иглы 6 передает движение катушке 7.

По мере накопления воздуха в воздухоотделителе

давле ­

ние в нем выравнивается с давлением в поплавковом

регу­

ляторе выпуска воздуха 10 (см. рис. 72). Уровень жидкости понижается, при этом стержень / / опускается вниз, освобож­ дает иглу и воздух через запорный клапан подходит к реле температуры 12. Его устройство показано на рис. 74. Прост­ ранство за мембраной 1 со­

единено

со

всасывающим

 

 

трубопроводом

компрессора,

 

 

а пространство до

мембраны

 

 

через штуцер 4 с клапаном

 

 

выпуска воздуха и атмосфе­

 

 

рой (штуцер 5) . При пони­

 

 

жении температуры, а сле­

 

 

довательно,

и давления

ни­

 

 

ж е

заданной

пружина 2

от­

 

 

крывает клапан

3

и

воздух

 

 

из воздухоотделителя

выхо­

Рис. 74.

Клапан

дит

наружу

сосуд

с

во-

дой).

П р и

этом

давление в

выпуска

воздуха

воздухоотделителе

понижа­

 

 

ется несколько ниже, чем давление в конденсаторе, и холо­ дильный агент от регулирующей станции поступает в поплав­ ковый датчик 10 (см. рис. 72). В результате поплавок подни­ мается и стержень И закрывает к л а п а н и тем самым выпуск воздуха прекращается, но процесс воздухоотделения продол­ жается, и при достаточном повышении давления производится

выпуск воздуха. Один

такой воздухоотделитель может обслу­

живать

холодильную

установку производительностью до

1,5 млн.

ккал/час.

 

§14.

АВТОМАТИЧЕСКИЙ ВЫПУСК МАСЛА ИЗ СИСТЕМЫ

Автоматизация выпуска масла из системы

предусматри­

вает освобождение теплообменных аппаратов

(испарителей,

конденсаторов), промежуточных сосудов или

вспомогатель­

ных сосудов (отделителей жидкости, ресиверов) от масла по мере его накопления.


 

 

 

 

Н а

рис. 75

изображена схема

ав­

 

 

 

томатического

 

выпуска

 

масла

из

 

 

 

промежуточного сосуда ('ПС), само­

 

 

 

теком сливающееся по трубопрово­

 

 

 

ду 7 в маслосборник 4. В

 

маслосбор­

 

 

 

нике имеется змеевик, по которому

 

 

 

проходит теплый аммиак из ресиве­

 

 

 

ра по трубопроводу 6, 8 на дроссе­

 

 

 

лирование

в

 

іПС

через

П Р В

5.

З а

 

 

 

счет тепла, вносимого аммиаком че­

 

 

 

рез

 

змеевик,

 

происходит

подогрев

 

 

 

масла, благодаря чему аммиак из

 

 

 

масла,

испаряясь,

удаляется

в

ПС .

 

 

 

Подогрев масла аммиаком регули­

 

 

 

руется вентилем 9. При достижении

 

 

 

температуры

масла

+ 1 0 ° C

реле тем­

 

 

 

пературы 3 воздействует на реле

 

 

 

времени и соленоидный вентиль 2 от­

 

 

 

крывается.

М а с л о

через

соленоид­

 

 

 

ный и регулирующий вентили вы­

 

 

 

пускается

в

общий

маслосборник.

 

 

 

Реле

времени

 

 

через

определенный

 

 

 

промежуток,

достаточный

для

вы­

 

 

 

пуска масла из маслосборника, ко­

 

 

 

торый

устанавливается

в

процессе

 

 

 

эксплуатации,

 

закрывает

 

соленоид­

 

 

 

ный

 

вентиль. 'Степень

открытия

ре­

 

 

 

гулирующего вентиля / и время сра­

 

 

 

батывания

соленоидного

вентиля

 

 

 

д о л ж н ы быть

 

согласованы.

Спуск

 

 

 

масла контролируется через смотро­

Рис.

75.

Узел автомати­

вое

стекло

10,

установленное

на

сливном

трубопроводе.

 

 

 

 

 

ческого

удаления масла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

из

промежуточного

Н а

рис.

76

 

представлена

схема

 

 

сосуда

автоматического

выпуска

 

масла

из

 

 

 

П С

5

в

систему

винтового

компрес­

сора. По мере накапливания масло из :ПС стекает в маслосбор­ ник 1, через который, как и в предыдущей схеме, проходит змеевик с теплым аммиаком из линейного ресивера. Выпуск масла из сборника происходит через TPBS, термобаллон кото­ рого прикреплен к спускному трубопроводу масла. Установ­

ленный перед

Т Р В соленоидный вентиль 8 принимает

откры­

тое положение

с пуском винтового компрессора. Т Р В

отрегу­

лирован на определенную температуру масла. После перепуска масла сборник заполняется холодной смесью масла и холо­ дильного агента и Т Р В закрывается .


Рис. 70. Узел перепуска масла

из промежуточного сосуда в

и ш іто во і'і

компрессор:

/ — теплообменник;

2 — фильтр;

3. 8 — соленоидный вентиль;

-/ — т р у б о п р о в о д жидкого хо­

лодильного агента;

5 — промежуточный

сосуд; в — д а т ч и к

уровня; 7 — трансредукторпое

реле; 9 — терморегулиругощпй

вентиль;

10 — промежуточное

реле

На рис. 77 представлена схема фреоновой холодильной установки для среднетоннажных рыболовных -траулеров, на которой применено ряд интересных решений по автоматиза­ ции процесса маслоотделения. Холодильная установка рабо-

Рис. 77. Схема холодильной установки с

 

выпариванием масла в

теплообменнике:

 

/ — компрессор;

2—маслоотделитель;

3 — ресивер;

4 — к о н д е н с а т о р ;

5 — теплообменник-выпарнватель; 6 — фильтр-осушитель; 7

инжектор;

5 — отделитель жидкости;

9 — плиточный

морозильный

аппарат; 10, 11 —

соленоидный

вентиль; 12 — реле температуры

 

тает следующим

образом . С ж а т ы е

пары фреона,

пройдя мас ­

лоотделитель 2, через теплообменник-выпарнватель 5 посту­ пают в водяной конденсатор 4. Из конденсатора жидкий фре­ он через фильтр-осушитель 6 поступает в инжектор 7, где про­ исходит дросселирование, и через распределительное устрой­ ство поступает в плиты морозильного аппарата 9. Часть неиспарившегося холодильного агента поступает в отделитель жидкости 8, откуда он всасывается инжектором вновь на ки­ пение в плитах. Это позволяет обеспечить хорошую цирку­

ляцию

фреона (при кратности п>\),

благодаря

чему созда­

ются условия д л я равномерного распределения

холодильного

агента

по морозильным плитам.