Файл: Зайцев В.П. Автоматизация судовых холодильных установок.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.06.2024

Просмотров: 158

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

м а л ь но закрытый контакт 5р-3. Так

к а к перед

запуском

ком­

прессора температура

рассола выше заданной, то

контакт

ртр-1 реле регулятора

температуры

рассола

закрыт,

а

кон­

такт ртр-2 открыт. Таким образом, контакт 5р-2 включает

сигнальную л а м п у

и реле ЗР,

которое

своими

контактами

Зр-1 дает питание

на электродвигатель золотника. Одновре­

менно

р а з м ы к а е т с я

нормально закрытый

контакт Зр-2. С пер­

выми

оборотами

электродвигатель механически

з а м ы к а е т

контакт конечного

выключателя

2 К В . Электродвигатель на­

чинает перемещать золотниковый клапан в сторону увеличе­ ния производительности. В момент полного закрытия клапа ­ на, что соответствует максимальной производительности компрессора, механически размыкается контакт конечного

выключателя

1KB,

к а т у ш к а реле ЗР

обесточивается, л а м п а

Л С гаснет,

контакт

Зр-2 з а м ы к а е т с я ,

а контакты Зр-1 р а з ­

мыкаются, и электродвигатель останавливается . Когда тем­ пература рассола станет ниже заданной, электродвигатель начнет в р а щ а т ь с я в противоположную сторону, открывая зо ­ лотниковый клапан .

Вслучае остановки электродвигателя компрессора, ка­

тушка реле 4 Р получит питание через контакт 5р-3, к л а п а н золотника откроется и таким образом компрессор будет под­ готовлен к очередному пуску.

В процессе эксплуатации компрессора могут возникнуть

различные неполадки из-за

неисправностей

автоматических

приборов, а именно:

 

 

 

I . Компрессор не запускается:

 

— неисправность

в реле

температуры или реле д а в л е ­

н и я — следует

н а ж а т ь

кнопку

возврата реле, при необходи­

мости проверить исправность приборов;

 

— не работает автоматика

протока масла — проверить, не

з а н и ж е н ы ли

температура масла и уровень

его в маслоотде ­

лителе, при слишком низком давлении масла следует про­ чистить напорный масляный фильтр, убедиться в исправ­ ности работы приборов автоматики: протока масла, реле

времени,

пускателя

компрессора, в правильности установ­

ки реле

времени

(выдержка не д о л ж н а быть менее 10—

15сек);

масляный насос не запускается — проверить цепь электродвигателя насоса;

 

— устройство управления не устанавливается в

положе ­

ние

минимальной

производительности — проверить

цепь уп­

равления от регулирующего

блока

до

устройства управления .

 

I I .

Компрессор

останавливается

самопроизвольно:

 

чрезмерно

понижено

давление

кипения или

чрезмер ­

но

повышено промежуточное давление — проверить

настрой­

ку реле высокого и низкого

давления;

 

 


Рис. 98. Схема холодильной установки судов типа «Остров Русский»-

— повысилась температура масла -— проверить, не срабо ­

тало ли на

отключение

реле

температуры,

контролирующее

температуру

масла;

 

 

 

 

 

 

 

 

— недостаточное количество масла подается в

к о м п р е с ­

сор, расходомер масла сработал на

отключение — проверить

состояние

приемного

и

напорного

фильтров,

перепускного

клапана и уровень масла в маслоотделителе.

 

 

 

Многолетняя эксплуатация холодильного оборудования и

приборов

автоматики

п о к а з а л а

высокую надежность в рабо­

те при различных

режимах . З а

этот

период

оборудование от­

работало по 15—20 тыс. часов безаварийно.

 

 

 

 

§ 24.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХОЛОДИЛЬНАЯ

УСТАНОВКА

 

 

 

 

 

С ОДНОСТУПЕНЧАТЫМИ

 

 

 

 

 

ВИНТОВЫМИ

КОМПРЕССОРАМИ

 

 

 

 

НА ТРАНСПОРТНЫХ

РЕФРИЖЕРАТОРАХ

 

 

 

ТИПА «ОСТРОВ

РУССКИЙ»

 

 

 

 

Эти суда предназначены дл я транспортировки

охлажден ­

ной и мороженой рыбопродукции в четырех

о х л а ж д а е м ы х

трюмах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Холодильная

установка

рассчитана на

температуры на­

ружного

воздуха

+45°С

и забортной

воды

+ 3 0 ° С

и предна­

значена дл я поддержания в трюмах температур в широком

диапазоне

до

—30°С

с

интенсивным

движением

воздуха.

В связи с этим предусмотрено д о м о р а ж и в а н и е 400

т рыбы в

сутки по 100 г в к а ж д о м

трюме.

 

 

 

 

Холодильная установка этих судов имеет следующие осо­

бенности:

 

 

 

 

 

 

 

 

достижение низкой температуры кипения t0 —38°С при

температуре

конденсации

-f-.35°C

в

одноступен-

чатом

цикле:

 

 

Ро

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— применение фреона-22 в разветвленной - системе

непо­

средственного охлаждения

в трюмах;

 

 

 

 

высокая

степень

автоматизации

холодильной

установ­

ки, обеспечивающей ее эксплуатацию

в течение

16 часов без

наблюдения, с автоматическим контролем утечки

фреона.

 

Холодильная установка (рис. 98)

скомпанована

из

пяти

автономных

агрегатов,

из которых один резервный.

В . с о с т а в

каждого агрегата входит одноступенчатый винтовой компрес­ сор типа S-54-2E фирмы «Сталь» холодопроизводительностью 110 000 ккалічас при температуре кипения --38-С и конден­ сации +-35°С, горизонтальный кожухотрубный конденсатор с поверхностью охлаждения 69 м2, линейный горизонтальный


ресивер емкостью 0,6 м3, трюмные оребренные воздухоохла­ дители, приборы автоматики.

Такое агрегатирование вызвано необходимостью сохране­ ния баланса фреона и масла в к а ж д о й системе, хотя, схемой предусмотрена полная взаимозаменяемость агрегатов. Ем ­ кость системы агрегата 500 кг фреона-22. Компрессор при­ водится в действие от электродвигателя мощностью 160 кет с числом оборотов 2950 в минуту. С у м м а р н а я установленная мощность электродвигателей рефрижераторного отделения 938 кет, что составляет 31% от мощности судовой электро­ станции.

Установка работает следующим образом: пары фреона,

образовавшиеся

при кипении

в

воздухоохладителях, перед

всасыванием перегреваются

в

регенеративном теплообменни­

ке. После сжатия

в

компрессоре

пары поступают сначала в

горизонтальный,

а

затем в

вертикальный маслоотделитель,

где происходит отделение основного количества масла . Отде­ лившееся масло через поплавковый вентиль на вертикальном маслоотделителе вновь поступает в компрессор. И з конден­ сатора жидкий фреон стекает в линейный ресивер, откуда поступает к распределительной станции и через пневматиче­ ский запорный вентиль и терморегулирующие вентили пода­ ется к воздухоохладителям. Пневматическим клапаном управляет реле температуры, установленное на выходе из воз­ духоохладителя. Ж и д к и й фреон подается в нижнюю часть воздухоохладителя, отсос паров производится через верхние

коллекторы. Цикл

работы

агрегата

представлен

на

рис.

99.

Н и з к а я температура

конца

сжатия

компрессора

58°С

(точ­

ка 7) обусловлена

тем, что

в рабочую

полость

компрессора

 

 

 

 

 

 

впрыскивается

 

I

 

 

 

 

 

о х л а ж д а е м о е

мас­

 

 

 

 

 

ло (ХА-30), кото­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рое

отделяется

от

 

 

 

 

 

 

холодильного

 

аг­

 

 

 

 

 

 

регата

последова­

 

 

 

 

 

 

тельно

в

 

двух

 

 

 

 

 

 

маслоотделителях.

 

 

 

 

 

 

Холодильная ма­

 

 

 

 

 

 

шина

оснащена

 

 

 

 

 

 

автоматическими

 

 

 

 

 

 

приборами

 

регу­

 

 

 

 

 

 

лирования,

конт­

 

 

 

 

 

 

роля

п

защиты .

 

 

 

 

 

 

Холодопропзводи-

 

 

 

 

 

S

тельность

винто­

 

 

 

 

 

вых

компрессоров

Рис. 99. Цикл работы одноступенчатого

 

 

плавно

регулиру­

винтового

компрессора

 

 

ется в пределах

от

 

 

 

 

 

 


10 до 100% способом, аналогичным описанному в главе

I § 6.

П о д д е р ж а н и е постоянной температуры воздуха в

грузо­

вых помещениях достигается регулированием холодопроизводительности компрессоров и количеством подаваемого ж и д ­

кого

фреона

и

отсасываемого из них пара через

запорные

пневматические

клапаны . Их

работой

управляет

автоматиче­

ское устройство

синхронно

с

регулированием холодопроизво-

дительности

компрессора.

Д а т ч и к и

устройства — термомет­

р ы

сопротивления,

установленные в

грузовых

помещениях.

В

зависимости

от

заданной

температуры

воздуха

автомати­

ческое

устройство

с помощью

логической

системы

выбирает

время открытия или закрытия пневматических клапанов и подает сигнал в систему сжатого воздуха, у п р а в л я ю щ у ю их работой. Одновременно подается сигнал на регулятор про­ изводительности винтового компрессора, который регулирует

производительность

в течение

этого

ж е времени.

В

первона­

чальный

период,

когда температура

воздуха

в

помещении

выше заданной и тепловая нагрузка

велика, компрессор

ра­

ботает с

производительностью,

равной 40%

от

 

номинальной

в течение 60 мин,

что достигается с

помощью

реле

времени

системы

управления

производительностью

компрессора.

Р а ­

бота компрессора с пониженной производительностью в пер­ воначальный момент позволяет избежать перегрузки элект­ родвигателя компрессора. П о истечении одного часа реле времени размыкает блокирующие контакты и компрессор

получает сигнал на увеличение производительности до

100%.

Система

автоматического

регулирования

позволяет

под­

д е р ж и в а т ь

различные температуры воздуха

в

помещениях,

например,

в трюме — 30°С

и твиндеке —8°С.

Подключение

воздухоохладителей и подача жидкого фреона в них может

осуществляться

двояко: одновременно

и

последовательно,

т. е. к а ж д о е

помещение

подключается

на

охлаждение

от­

дельно

на период, равный

времени

развертки (две

минуты) .

Иными

словами,

вначале

компрессор

работает

в

течение

двух минут на охлаждение трюма, затем

две

минуты

на

твиндек. Т а к а я

работа компрессора

будет продолжаться

до

тех пор, пока в одном из

о х л а ж д а е м ы х

помещений

не

будет

достигнута з а д а н н а я температура

данном

случае

в

твин­

деке — 8°С) . Система автоматического регулирования темпе­

ратуры

воздуха

при этом входит в зону пропорциональности.

В этом

случае

трюм по-прежнему будет подключаться на

охлаждение на период развертки, равный 2 мин, а время ра­ боты компрессора на твиндек будет у ж е зависеть от темпера­ турного перепада между фактической температурой в поме­ щении и ее заданной величиной.

При работе холодильной установки в различных

широтах

с большим диапазоном температур забортной воды

давление


конденсации автоматически поддерживается постоянным. Это достигается регулированием температуры воды, поступа­

ющей на

конденсатор, которая

поддерживается в

пределах

20—25°С

путем байпасирования

ее из трубопровода

слива на

линию подачи. Постоянное давление конденсации, как это показано в главе I § 9, позволяет достичь рациональной ра ­ боты компрессора и приборов автоматического регулирова­ ния. Контроль за работой холодильной машины и р е ж и м о в трюмов можно осуществлять с поста главной энергетической установки судна.

Значительная разветвленпость системы, связанная с при­ менением непосредственного охлаждения трюмов, сделала необходимым осуществлять постоянный контроль за утечками

фреона.

Д л я

этого

в

рефрижераторном

отделении

установ­

лен инфракрасный

газоанализатор типа

УРАС-2

(гл.

I I ,

§ 15). Через

к а ж д ы е

два

часа

производится отбор

воздуха

из десяти различных точек, из которых восемь находятся

в

грузовых

помещениях

(по

два

в к а ж д о м

трюме)

в районе

воздухоохладителей и два в машинном отделении на распре ­ делительных станциях. Если содержание фреона в отобран­ ной для анализа пробе воздуха превысит установленную ве­ личину, то подается звуковой и световой сигналы.

Так как холодильная установка при проектной температу ­ ре кипения работает с избыточным давлением, то при этом-

исключается подсос воздуха в систему. В связи с этим в

схе­

ме отсутствует система воздухоотделения.

Д л я

осушения

фреона от

влаги предусмотрены два фильтра с общим

весом

силикагеля

24 кг.

 

 

 

 

 

 

 

Оттаивание снеговой «шубы» с воздухоохладителей

 

про­

изводится

горячими

парами фреона. Д л я создания

нагрузки-

на компрессоры во время оттайки предусмотрено

включение

двух вспомогательных кожухозмеевпковых

испарителей

(по

одному на

к а ж д ы е

два компрессора) . В змеевиковую

часть

испарителя

подается

водяной пар давлением

1,5

кгс/см2,

 

а в

межтрубное пространство — жидкий

фреон

через

 

терморегу-

лируюшпп

вентиль. Образовавшиеся

в процессе

кипения

па ­

ры фреона отсасываются компрессором, сжимаются и посту­

пают

в воздухоохладители

трюмов. Вспомогательный испа­

ритель

снабжен вентилем

постоянного давления типа I V A

фирмы «Данфосс». Это предотвращает понижение темпера ­ туры фреона ниже + 2 ° С и замерзание воды в трубках.

Д л я обслуживания системы кондиционирования воздуха и провизионных камер имеются автономные холодильные у с ­ тановки, работающие т а к ж е на фреоне-22.

Рыбопродукция транспортируется в четырех трюмах и че­ тырех твиндеках, разделенных между собой изолированиойпалубой. Общий объем грузовых помещений 12279 мг. Систе-