Файл: Зайцев В.П. Автоматизация судовых холодильных установок.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.06.2024

Просмотров: 151

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ма охлаждения трюмов — воздушная, с нижним рассредото­ ченным подводом воздуха через отверстия в настиле. Цирку ­ ляция воздуха производится осевыми двухскоростными вен­ тиляторами . Мощность электродвигателя одного вентилятора 0,95 кет, число оборотов 2860 в минуту. Характеристика реф­ рижераторных трюмов приведена в таблице 8.

 

 

 

 

Т а б л и ц а 8

 

Объем

Поверх­

Число

Общая

Крат­

 

ность

производи­

Наименование

поме­

B2I1TII-

ность

воздухо­

тельность

помещений

щения,

лято-

цирку­

охладите­

вентиляторов,

 

;1

рои

ляции

 

 

лей, м'

 

М*\Ч(1С

 

Трюм № 1

1612

990

10

62350

39,5

Твиндек № 1

1066

718

6

49550

46

Трюм № 2

1954

1054

12

89300

49

Твиндек № 2

1098

718

6

60350

55

Трюм № 3

2037

1054

12

97410

48

Твиндек № 3

1182

718

8

62595

53

Трюм № 4

2202

•1274

14

102700

46

Твиндек № 4

1128

846

6

66955

59

П р и м е ч а н и е . Производительность вентиляторов

приведена по

данным ис­

пытаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Испытания

холодильной установки,

проведенные

в ма е

1969 года

совместно

с

представителями

фирмы,

показали

полную

ее

надежность

 

и быстрое

достижение спецификаци-

онного

режима .

 

 

 

 

 

 

 

 

Тепловая

нагрузка

в

т р ю м а х во время испытаний

созда­

валась

электрогрелками

общей мощностью 36 кет в

к а ж д о м

трюме. К а ж д ы й

агрегат

работал на охлаждение одного трю­

ма в течение

180—200

часов

на

автоматическом

режиме .

Температура

воздуха в т р ю м а х

—"30°С была достигнута

за 18

часов работы машины . После отключения установки темп роста температуры составил 6—7°С за 12 часов, что в пре­ делах нормы (рис. 100). Б ы л определен усредненный коэф ­ фициент теплопередачи изоляционных о г р а ж д а ю щ и х конст­ рукций, который составил 0,3-0,35 ккал/м2-час-°С. Это зна­ чение соответствует современным требованиям, предъявляе ­ мым к изоляции низкотемпературных помещений. Темпера­ тура нагнетания паров фреона составляла 58°С, температура кипения — 38 - : — 40°С, перегрев пара на всасывании 20°С, давление масла было на 4,Зн-4,5 кгс/см2 выше давления кон­ денсации.

Перечисленные достоинства холодильной установки улуч­ шили габаритные и энергетические показатели судов этого


Рис. 100. Динамика понижения температуры в охлажденном трюме

типа по сравнению с подобными транспортными р е ф р и ж е р а ­ торами типа «Прибой», имеющими в составе холодильной ус­ тановки, как у ж е указывалось, на низкой ступени винтовые компрессоры фирмы «Сталь» и в трюмах систему воздушно­ го охлаждения с рассольными воздухоохладителями.

Эксплуатация винтовых одноступенчатых компрессоров в совокупности с безопасными и термодинамическими выгод­ ными холодильными агентами, каким, например, является фреон-22, позволяет существенно упростить схему холодиль­ ной установки, сократить занимаемую площадь и объем,, уменьшить массу оборудования, достичь более полной а в т о м а ­ тизации и облегчить обслуживание.

Г л а ва V

СИСТЕМЫ К О Н Д И Ц И О Н И Р О В А Н И Я ВОЗДУХА

И ИХ АВТОМАТИЗАЦИЯ

§ 25.

УСЛОВИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОВЫХ СИСТЕМ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА

Кондиционирование

воздуха

обеспечивает благоприятные

условия в ж и л ы х и производственных помещениях

путем

охлаждения и осушения

воздуха в ж а р к о е время года,

обо­

грева

и увлажнения его зимой,

а т а к ж е очистки от механиче­

ских

примесей и уменьшения

содержания углекислого

газа.

Система кондиционирования воздуха поддерживает заданные параметры воздуха независимо от наружных условий и коли­

чества людей, находящихся в помещениях. К таким

парамет­

рам воздуха

относятся температура и относительная в л а ж ­

ность, скорость и газовый состав воздуха.

 

Судовые системы кондиционирования воздуха делятся на

сезонные и

круглогодичные. Пр и зимнем режиме

автомати­

зируются процессы подогрева и увлажнения, а при летнем

режиме — процесс

охлаждения воздуха

и при этом

происхо­

дит

его осушение. Автоматическое регулирование

количест­

ва

подаваемого

воздуха производится

в обоих

режимах .

Круглогодичная система обеспечивает подогрев, увлажнение, охлаждение и осушение воздуха в течение всего года.

В зависимости от времени года в ж и л ы х помещениях, об­ служиваемых системой кондиционирования воздуха, следует

поддерживать

параметры

воздуха,

указанные

в таблице 9.

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 9

 

Холодный и

переходные

 

Теплый период

года

 

 

периоды года

 

 

Кондициониру­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

емые

 

 

 

 

 

 

 

 

помещения

t

9

 

W

 

t

V

W

 

 

 

Общественные

19—21

35—60

0,15

22—25

35—60

0,25

и жилые

16—18

35-60

0,25

18—23

35-60

0,3

Производст­

венные

 

 

 

 

 

 

 

 

П р и м е ч а н и е ,

t — температура

воздуха, °С;

<р — относительная

 

 

влажность,

%;

w —. скорость

движения

воздуха,

 

 

м/сек.

 

 

 

 

 

 


В настоящее время на судах отечественной п зарубежной

постройки наибольшее

распространение

получила

централь­

ная

высоконапорная

круглогодичная

система

с

частичной

циркуляцией

воздуха.

Н а некоторых рыболовных траулерах

( Р Т М

типа

«Тропик»)

имеется местная

система

кондициони­

рования, в которой термообработка воздуха производится в каютных кондиционерах.

Система кондиционирования воздуха включает воздухоох­ ладители, воздухоподогреватели, вентиляторы, системы воз­ духопроводов с шиберами д л я регулирования подачи возду­ ха, очистительные фильтры, автоматические приборы д л я

поддержания заданных параметров воздуха.

Обычно систе­

му кондиционирования воздуха обслуживает

автоматическая

холодильная установка, смонтированная в виде отдельного

агрегата. Однако

в практике

бывает, что

на нее

работает

производственная

холодильная

установка,

как, например,

на транспортных

р е ф р и ж е р а т о р а х «Калининград»,

«При­

бой». Такое решение считается менее удачным, так как тре­ буется постоянное наблюдение за работой холодильной уста­ новки.

Многочисленность отдельных кают и служебных помеще­ ний создает большие трудности в работе системы кондицио­ нирования воздуха и в автоматическом поддержании задан ­ ной температуры и влажности в помещениях. Обычно холодоили теплопроизводительность системы кондиционирования регулируют по одному «командному» помещению, имеющему наибольшие колебания теплопритоков. Но при этом другие помещения группы будут зависеть от параметров воздуха этого «командного» помещения. Поэтому систему кондицио­ нирования на судах разделяют на обособленные группы по­ мещений с примерно равными теплопритоками. В «команд­ ном» помещении устанавливают датчик температуры, управ­ л я ю щ и й работой вентилятора этой группы помещений. Вы­

полнение операций по

приготовлению

воздуха с заданными

п а р а м е т р а м и

зависит

от многих факторов и может управ ­

ляться с помощью автоматических

регулирующих

устройств.

В кондиционируемых

помещениях

д о л ж н а поддерживаться

температура

воздуха

с отклонениями ±1-т-1,5°С и относи­

тельная влажность воздуха ± ' 2 % .

 

 

 

В системах кондиционирования воздуха применяют авто­

матические приборы двухпозиционного

действия. Н а

крупных

установках д л я плавного изменения регулируемых величин применяется пневматическая система пропорционального ре­

гулирования.

Обычно регуляторы

температуры

устанавлива ­

ют в помещениях и

воздуховодах. Они

управляют регулиро­

вочными вентилями

воздухоохладителей

или подогревателей

и приводами

клапанов (заслонок)

для смещения

воздуха.

160

 

 

 

 

 


В летний период в а ж н ы м является регулирование посто­ янной или плавно изменяющейся разности температур на­ ружного воздуха в помещении. Большой перепад температур

отрицательно

сказывается на самочувствии экипажа, приво­

дит к простудным

заболеваниям .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С этой целью применяется схема регулирования с авто­

корректором,

который

поддерживает эту разность темпера­

тур в зависимости

от

внешних

и

внутренних

условий (рис.

101). Д а т ч и к автокорректора

наружного

воздуха

1

в

зависи­

мости

от

установленного

ре­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

жима

автоматически

настра­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ивает

регуляторы

 

на

под­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д е р ж а н и е

необходимой тем­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пературы

и

относительной .

 

 

 

 

 

 

 

 

влажности .

В

зависимости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

от

относительной

влажности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

помещения

регулятор

в л а ж ­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ности 5 с датчиком 4 изме- |

 

 

 

 

 

 

 

 

няет

контрольную

точку

ре­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гулятора

температуры

3

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

устанавливает его на под­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

держание

заданного

значе­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ния,

.которое

соответствует

^

 

 

 

 

 

 

 

 

температуре в

зоне

комфор

Рис.

101. Регулирование

комфортных

та

при

данной относитель

 

 

условий

с

автокорректором

нойвлажности .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулирование

подачи

холодильного

агента

в

испаритель

7

осуществляется

соленоидным

вентилем

6,

который

получа­

ет

сигналы на

открытие

и закрытие от

регулятора

 

темпера­

туры 2. В свою очередь регулятор температуры 2 настраива ­

ется автокорректором 1 и регулятором относительной

в л а ж ­

ности воздуха 5. Холодильный компрессор (на схеме

не по­

казан) включается в работу реле температуры, чувствитель­

ный э л е м е н т которого

установлен в потоке охлажденного

воздуха.

 

 

Н и ж е рассмотрены

типовые

системы кондиционирования

воздуха судов рыбопромыслового

флота.

§ 26.

СИСТЕМА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА ТИПА «ХИ-ПРЕСС»

На судах рыбопромыслового флота «Прибой», «Ленин­ ский луч» широкое распространение получила система круг­

логодичного кондиционирования

воздуха

типа «Хи-Пресс».

В нее входит центральный кондиционер

(рис. 102), кана­

лы для засасывания наружного

и циркуляционного воздуха,

П За к. 11787

161