ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.06.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
перь главным для цеха является экономия затрат. Та ким образом, основным становится не объемный, а ка чественный показатель.
На ряде предприятий часть услуг, производимых энергетическими цехами, включается в состав товар ной продукции. Следовательно, работники этих цехов при правильной организации труда с увеличением объ ема оказываемых на сторону услуг могут -приносить предприятию определенную прибыль, что должно учи тываться при подведении итогов хозрасчетной деятель ности энергоцехов. Например, для кислородного цеха были установлены плановые показатели для удовле творения нужд завода кислородом, предусматриваю щие затраты 32 600 руб. Фактические затраты соста вили 32 800 руб., при этом потребности завода были полностью удовлетворены и отпущено сверх плана кислорода на сторону на 2500 руб.
Если фактические затраты сопоставить с плано выми, то по себестоимости мы получим перерасход на 0,61% (32 800:32 600-100). Корректировка плановой части затрат на сверхплановую реализацию (32 600 +
+ 2500 = 35 100) показывает, что |
по себестоимости |
была достигнута экономия на 6,6% |
(32 800 : 35 100 X |
ХЮО). |
|
Совершенно очевидно, что такой подход в опреде лении основного показателя выгоден, так как реализа ция сверхплановой продукции на сторону при полном удовлетворении потребности завода в энергоресурсах заинтересовывает коллектив в увеличении товарного выпуска при одновременном снижении издержек про
изводства.
t
Хозрасчетные показатели транспортных цехов
На предприятиях химической промышленности транспортная служба состоит из нескольких структур ных подразделений: железнодорожных и автотранс портных цехов. В их состав входят паровозные и ва гонные депо, ремонтные подразделения, бюро погрузки и выгрузки, крановое хозяйство и т. п.
ся |
Хозяйственный расчет таких цехов должен строить |
|
на максимальной |
заинтересованности работников |
|
в |
наиболее полном |
и рациональном использовании |
123
транспортных средств, основных и оборотных фондов, в бесперебойном обеспечении нужд производства и со кращении издержек на транспортные и погрузочноразгрузочные работы. Поставленным целям и задачам могут отвечать приводимые ниже хозрасчетные пока затели.
1. Основные оценочные (плановые) показатели: объем работ по внешнему грузообороту (отдельно
по железнодорожному и автомобильному транспор там);
объем работ по межцеховому грузообороту; объем погрузочно-разгрузочных работ;
смета затрат на транспортные и погрузочно-раз грузочные работы;
фонд заработной платы; производительность труда. 2. Расчетные показатели: смета цеховых расходов;
себестоимость 1 тонно-км, 1 машино-часа по видам •транспорта;
норматив основных и оборотных фондов; численность работающих по категориям; коэффициент уровня механизации погрузочно-раз
грузочных работ; показатели использования транспортных средств и
механизмов в машино-часах или тонно-км.
Объем работ по внешнему грузообороту рассчиты вается в тонно-км (собственных цистерн, вагонов и ав тотранспорта) и планируется на основании заявок от делов й материально-технического снабжения и сбыта на доставку сырья и материалов и отправку готовой продукции.
Объем работ по межцеховому грузообороту опре деляется по нормативам, разработанным производ ственно-техническим отделом, на поступление в цехи необходимого сырья, материалов и отправку из цехов готовой продукции и полуфабрикатов. При этом цехи разрабатывают и представляют в транспортные служ бы, планы (заявки) грузоперевозок, утвержденные за местителем директора по коммерческой части.
Величина объема работ, выполняемых автотранс портом и механизмами, планируется на основе норм времени на перевозку 1 т груза и установленного коли
124
чества машино-часов работы наличного парка машин и механизмов.
Расчет количества машино-часов работы наличного транспорта и механизмов предприятия на 197... г. предлагается производить по следующей форме:
|
Наименование показателей работы |
Марки машин |
|
• |
транспорта и механизмов |
и механизмов |
|
|
Количество машин и механизмов на |
||
, |
начало года ........................................... |
|
|
|
Планируемое |
поступление машин и |
|
|
м ехан и зм ов ........................................... |
|
|
|
Планируемое |
списание машин и ме |
|
|
ханизмов |
|
|
|
Количество машин и механизмов по |
||
|
списку на конец .................г о д а |
і |
|
|
Количество |
машин и механизмов |
в |
|
среднем |
на планируемый год . . |
|
|
Машино-дни ................. |
|
|
|
Машийо-дни ...................... |
|
|
|
выходные и праздничные дни |
||
|
в ремонте ........................................... |
|
|
|
Машино-дни .......................... |
|
|
|
Средняя продолжительность работы |
||
|
машин (механизмов) в день, часы |
||
|
Машино-часы .......................... |
|
Объем погрузочно-разгрузочных работ определяет ся-на основе внешнего и внутреннего грузооборота предприятия, скорректированного на коэффициент внутрискладских перемещений грузов.
Для определения объема работ транспортных под разделений в стоимостном выражении используют вну тризаводские планово-расчетные цены по видам работ:
за 1т погрузочно-разгрузочных работ определенной группы грузов;
за 1 т перевозки груза внутризаводским железно дорожным транспортом;
за 1 машино-час работы автомашин, тракторов, электрокар, спецтехники, пассажирского-транспорта.
Смета затрат на транспортные и погрузочноразгрузочные работы включает следующие статьи расходов:
заработная плата производственных рабочих; топливо и энергия для эксплуатации транспортных
средств всех типов и марок; смазочные и прочие эксплуатационные материалы;
1 8 5
техническое обслуживание и ремонт транспортных средств и приспособлений (транспортеры, конвейеры и т. д.);
возмещение стоимости износа и ремонт автомо бильных покрышек и шин; і
амортизация транспортных средств и приспособле ний;
цеховые расходы.
Планирование затрат по транспортному цеху про изводится на основании общесоюзных нормативов по оплате труда шоферов и грузчиков, расходу топлива, горючего, автопокрышек и размеру амортизационных отчислений на 1000 км пробега в зависимости от ма рок машин и класса дороги, а также «Основными по ложениями по планированию, учету и калькулирова нию себестоимости продукции на промышленных пред приятиях *.
Себестоимость единицы услуг транспортного цеха рассчитывается на 1 т погрузочно-разгрузочных работ по видам грузов, на 1 т перевозок внутризаводским транспортом, машино-часов работы автомашин, меха низмов, тракторов исходя из сметы затрат по видам соответствующих работ и объема в натуральном вы ражении.
Определение транспортных расходов на планируе мый период может производиться только на основе анализа фактических затрат. Для этого делают вы борку фактических затрат цеха за год по каждому виду транспорта, принадлежащего предприятию и сто ронним организациям, в принятых единицах измере ния и денежном выражениипо месяцам. Затраты распределяются на группы по видам транспорта (авто мобильный, железнодорожный и т. п.), а (затем нахо дится удельный вес каждой группы в общих затратах. Фактические затраты на услуги транспортного цеха анализируют и рассчитывают в рублях на 1000 руб. выпуска продукции по месяцам. Рассчитывая средне месячный лимит на услуги транспорта, исходят из наи меньших фактических затрат за последние 6 месяцев.
* Основные положения по планированию, учету и калькули рованию себестоимости продукции на промышленных предприя тиях. М., Прейскурантиздат,. 1970, с. 127.
126
Полученный таким образом лимит распределяется по видам транспорта соответственно удельному весу каждой группы в общих затратах. Остальные оценоч ные и расчетные показатели определяются по анало гии расчетов, производимых в других вспомогатель ных цехах.
Вопросы материального стимулирования
Одной из важнейших проблем хозяйственного рас чета вспомогательных цехов является организация рациональной системы материального поощрения. Ма териальная заинтересованность работников этих под разделений в результатах своего труда достигается прежде всего рациональным использованием систем заработной платы, выбором различного рода надба вок и доплат, а также эффективным применением си стемы премирования за счет фонда материального по- -ощрения. Во вспомогательном производстве в на
стоящее время применяется как сдельная, так и по временная форма' оплаты труда.
Требованиям принципа распределения по труду в большей степени отвечает сдельная форма оплаты. Она обеспечивает прямую заинтересованность рабо чего в повышении производительности своего труда, стимулирует повышение квалификации, наиболее пол ное использование средств механизации и других ре зервов вспомогательного производства. Необходимой предпосылкой применения прямой сдельной оплаты является наличие соответствующей технологической и нормировочной базы ремонтов и услуг.
Например, в условиях ремонта специализирован ными бригадами экономически выгодно использовать
. сдельно-премиальную систему оплаты труда с преми рованием ремонтных рабочих за улучшение опреде ленных производственных показателей. Основными факторами премирования являются качество ремонта и снижение простоя оборудования в ремонте. Эффек тивное применение этой формы оплаты труда обусло влено наличием укрупненных норм, учитывающих кон структивно-технологические особенности ремонтируе мого оборудования, степень его износа, сложность и трудоемкость ремонта, удельный вес заменяемых и
127
восстанавливаемых деталей, а также возможностью выявления точного объема ремонтных работ при со ставлении дефектной ведомости.
Когда нет возможности произвести необходимую организацию и технологическую подготовку ремонта и определить нормативы на ремонтные работы (в ка: кой бы то ни было степени их детализации) на пред приятиях применяют повременную оплату труда, т. е. оплата производится по тарифным ставкам за прора ботанное время. Нужно отметить, что повременная оплата недостаточно обеспечивает повышение произ водительности труда, совершенствование техники и ка чества ремонта.
В целях стимулирования полного использования рабочего времени и повышения производительности труда на многих предприятиях применяется не про стая повременная, а повременно-премиальная система оплаты труда. На ряде предприятий ремонтным рабо чим, находящимся на повременно-премиальной систе ме, премии начисляются за:
выполнение месячного плана ремонтных работ в установленной номенклатуре;
сокращение времени фактического простоя обору дования в плановом ремонте по сравнению со сроком, предусмотренным планом;
сокращение материальных и трудовых затрат по сравнению с плановой себестоимостью.
Выполнение этих показателей учитывается с по мощью планов-нарядов, актов на выполнение ремон тов и осмотров оборудования, в которых указывается д.т тельность простоев в часах и номер бригады, про изводившей работу, ремонт, карт, где приводится пе речень выполненных работ и стоимость материальных и трудовых затрат.
Заслуживает внимания применяемая на отдельных предприятиях система распределения премии по коэф фициенту трудового участия (КТУ). Суть этой систе мы заключается в том, что степень участия отдельных членов біригады в общем труде выражается коэффи циентом участия. Коэффициент устанавливается рещением общего собрания рабочих или советом бригады, причем принимается не большинством голосов, а с
128
письменного согласия каждого рабочего. Если кто-ни будь из рабочих против, он может по. собственному желанию перейти в другую бригаду.
Как же определяется коэффициент участия каж дого рабочего? Заработок бригады состоит из тариф ной части заработной платы, приработка (выполнение норм сверх 100%) и премии по аккордно-премиальной системе оплаты труда. Коэффициент участия распро страняется только на приработок и премию. Тариф ную часть заработной платы он не затрагивает. Каж дому члену бригады в конце месяца выводится зара ботный коэффициент. Делает это избираемый совет бригады, а в бригадах численностью менее 20 чел. — общее собрание бригады.
Администрация не принимает участия в распреде лении коэффициента, но имеет право контроля. При установлении коэффициента совет бригады или общее собрание учитывает прогулы, опоздания, преждевре менный уход с работы,-качество работ, интенсивность труда, инициативу, прилежание и т. д. Рабочие, выде ляющиеся своим трудолюбием и умением, получают повышенный коэффициент (до 1,5), нерадивые рабо чие, допускающие прогулы и брак в труде, самый низ кий коэффициент (до нуля).
Проиллюстрируем данный метод на примере одной из бригад, которая первой перешла на КТУ. Выполне ние норм выработки за май 1972 г. составило 140% вместо 116% в апреле. Общий заработок бригады — 2168 руб. Из них 1273 руб. составляет тарифная часть заработка, 894 руб. — приработок и премия, которые распределяются по коэффициенту участия.
Общим бригадным собранием повышенный коэф фициент установлен восьми рабочим, пониженный — двум, коэффициент не устанавливается трем рабочим. Лишение суммы приработка или его понижение, та ким образом, существенно бьет по карману лодыря, прогульщика и заставляет их подтягиваться до сред
него уровня.
Хозрасчет вспомогательных цехов должен преду сматривать премирование работников из фонда мате риального поощрения. Опыт показывает, что при определении форм премирования необходимо учи тывать выполнение и перевыполнение плана по
5 З ак. 645 |
/' |
129 |