Файл: Ефремов С.А. Внутризаводской хозяйственный расчет.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.06.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

перь главным для цеха является экономия затрат. Та­ ким образом, основным становится не объемный, а ка­ чественный показатель.

На ряде предприятий часть услуг, производимых энергетическими цехами, включается в состав товар­ ной продукции. Следовательно, работники этих цехов при правильной организации труда с увеличением объ­ ема оказываемых на сторону услуг могут -приносить предприятию определенную прибыль, что должно учи­ тываться при подведении итогов хозрасчетной деятель­ ности энергоцехов. Например, для кислородного цеха были установлены плановые показатели для удовле­ творения нужд завода кислородом, предусматриваю­ щие затраты 32 600 руб. Фактические затраты соста­ вили 32 800 руб., при этом потребности завода были полностью удовлетворены и отпущено сверх плана кислорода на сторону на 2500 руб.

Если фактические затраты сопоставить с плано­ выми, то по себестоимости мы получим перерасход на 0,61% (32 800:32 600-100). Корректировка плановой части затрат на сверхплановую реализацию (32 600 +

+ 2500 = 35 100) показывает, что

по себестоимости

была достигнута экономия на 6,6%

(32 800 : 35 100 X

ХЮО).

 

Совершенно очевидно, что такой подход в опреде­ лении основного показателя выгоден, так как реализа­ ция сверхплановой продукции на сторону при полном удовлетворении потребности завода в энергоресурсах заинтересовывает коллектив в увеличении товарного выпуска при одновременном снижении издержек про­

изводства.

t

Хозрасчетные показатели транспортных цехов

На предприятиях химической промышленности транспортная служба состоит из нескольких структур­ ных подразделений: железнодорожных и автотранс­ портных цехов. В их состав входят паровозные и ва­ гонные депо, ремонтные подразделения, бюро погрузки и выгрузки, крановое хозяйство и т. п.

ся

Хозяйственный расчет таких цехов должен строить­

на максимальной

заинтересованности работников

в

наиболее полном

и рациональном использовании

123


транспортных средств, основных и оборотных фондов, в бесперебойном обеспечении нужд производства и со­ кращении издержек на транспортные и погрузочноразгрузочные работы. Поставленным целям и задачам могут отвечать приводимые ниже хозрасчетные пока­ затели.

1. Основные оценочные (плановые) показатели: объем работ по внешнему грузообороту (отдельно

по железнодорожному и автомобильному транспор­ там);

объем работ по межцеховому грузообороту; объем погрузочно-разгрузочных работ;

смета затрат на транспортные и погрузочно-раз­ грузочные работы;

фонд заработной платы; производительность труда. 2. Расчетные показатели: смета цеховых расходов;

себестоимость 1 тонно-км, 1 машино-часа по видам •транспорта;

норматив основных и оборотных фондов; численность работающих по категориям; коэффициент уровня механизации погрузочно-раз­

грузочных работ; показатели использования транспортных средств и

механизмов в машино-часах или тонно-км.

Объем работ по внешнему грузообороту рассчиты­ вается в тонно-км (собственных цистерн, вагонов и ав­ тотранспорта) и планируется на основании заявок от­ делов й материально-технического снабжения и сбыта на доставку сырья и материалов и отправку готовой продукции.

Объем работ по межцеховому грузообороту опре­ деляется по нормативам, разработанным производ­ ственно-техническим отделом, на поступление в цехи необходимого сырья, материалов и отправку из цехов готовой продукции и полуфабрикатов. При этом цехи разрабатывают и представляют в транспортные служ­ бы, планы (заявки) грузоперевозок, утвержденные за­ местителем директора по коммерческой части.

Величина объема работ, выполняемых автотранс­ портом и механизмами, планируется на основе норм времени на перевозку 1 т груза и установленного коли­

124

чества машино-часов работы наличного парка машин и механизмов.

Расчет количества машино-часов работы наличного транспорта и механизмов предприятия на 197... г. предлагается производить по следующей форме:

 

Наименование показателей работы

Марки машин

транспорта и механизмов

и механизмов

 

Количество машин и механизмов на

,

начало года ...........................................

 

 

Планируемое

поступление машин и

 

м ехан и зм ов ...........................................

 

 

Планируемое

списание машин и ме­

 

ханизмов

 

 

 

Количество машин и механизмов по

 

списку на конец .................г о д а

і

 

Количество

машин и механизмов

в

 

среднем

на планируемый год . .

 

Машино-дни .................

 

 

Машийо-дни ......................

 

 

выходные и праздничные дни

 

в ремонте ...........................................

 

 

Машино-дни ..........................

 

 

Средняя продолжительность работы

 

машин (механизмов) в день, часы

 

Машино-часы ..........................

 

Объем погрузочно-разгрузочных работ определяет ся-на основе внешнего и внутреннего грузооборота предприятия, скорректированного на коэффициент внутрискладских перемещений грузов.

Для определения объема работ транспортных под­ разделений в стоимостном выражении используют вну­ тризаводские планово-расчетные цены по видам работ:

за 1т погрузочно-разгрузочных работ определенной группы грузов;

за 1 т перевозки груза внутризаводским железно­ дорожным транспортом;

за 1 машино-час работы автомашин, тракторов, электрокар, спецтехники, пассажирского-транспорта.

Смета затрат на транспортные и погрузочноразгрузочные работы включает следующие статьи расходов:

заработная плата производственных рабочих; топливо и энергия для эксплуатации транспортных

средств всех типов и марок; смазочные и прочие эксплуатационные материалы;

1 8 5


техническое обслуживание и ремонт транспортных средств и приспособлений (транспортеры, конвейеры и т. д.);

возмещение стоимости износа и ремонт автомо­ бильных покрышек и шин; і

амортизация транспортных средств и приспособле­ ний;

цеховые расходы.

Планирование затрат по транспортному цеху про­ изводится на основании общесоюзных нормативов по оплате труда шоферов и грузчиков, расходу топлива, горючего, автопокрышек и размеру амортизационных отчислений на 1000 км пробега в зависимости от ма­ рок машин и класса дороги, а также «Основными по­ ложениями по планированию, учету и калькулирова­ нию себестоимости продукции на промышленных пред­ приятиях *.

Себестоимость единицы услуг транспортного цеха рассчитывается на 1 т погрузочно-разгрузочных работ по видам грузов, на 1 т перевозок внутризаводским транспортом, машино-часов работы автомашин, меха­ низмов, тракторов исходя из сметы затрат по видам соответствующих работ и объема в натуральном вы­ ражении.

Определение транспортных расходов на планируе­ мый период может производиться только на основе анализа фактических затрат. Для этого делают вы­ борку фактических затрат цеха за год по каждому виду транспорта, принадлежащего предприятию и сто­ ронним организациям, в принятых единицах измере­ ния и денежном выражениипо месяцам. Затраты распределяются на группы по видам транспорта (авто­ мобильный, железнодорожный и т. п.), а (затем нахо­ дится удельный вес каждой группы в общих затратах. Фактические затраты на услуги транспортного цеха анализируют и рассчитывают в рублях на 1000 руб. выпуска продукции по месяцам. Рассчитывая средне­ месячный лимит на услуги транспорта, исходят из наи­ меньших фактических затрат за последние 6 месяцев.

* Основные положения по планированию, учету и калькули­ рованию себестоимости продукции на промышленных предприя­ тиях. М., Прейскурантиздат,. 1970, с. 127.

126

Полученный таким образом лимит распределяется по видам транспорта соответственно удельному весу каждой группы в общих затратах. Остальные оценоч­ ные и расчетные показатели определяются по анало­ гии расчетов, производимых в других вспомогатель­ ных цехах.

Вопросы материального стимулирования

Одной из важнейших проблем хозяйственного рас­ чета вспомогательных цехов является организация рациональной системы материального поощрения. Ма­ териальная заинтересованность работников этих под­ разделений в результатах своего труда достигается прежде всего рациональным использованием систем заработной платы, выбором различного рода надба­ вок и доплат, а также эффективным применением си­ стемы премирования за счет фонда материального по- -ощрения. Во вспомогательном производстве в на­

стоящее время применяется как сдельная, так и по­ временная форма' оплаты труда.

Требованиям принципа распределения по труду в большей степени отвечает сдельная форма оплаты. Она обеспечивает прямую заинтересованность рабо­ чего в повышении производительности своего труда, стимулирует повышение квалификации, наиболее пол­ ное использование средств механизации и других ре­ зервов вспомогательного производства. Необходимой предпосылкой применения прямой сдельной оплаты является наличие соответствующей технологической и нормировочной базы ремонтов и услуг.

Например, в условиях ремонта специализирован­ ными бригадами экономически выгодно использовать

. сдельно-премиальную систему оплаты труда с преми­ рованием ремонтных рабочих за улучшение опреде­ ленных производственных показателей. Основными факторами премирования являются качество ремонта и снижение простоя оборудования в ремонте. Эффек­ тивное применение этой формы оплаты труда обусло­ влено наличием укрупненных норм, учитывающих кон­ структивно-технологические особенности ремонтируе­ мого оборудования, степень его износа, сложность и трудоемкость ремонта, удельный вес заменяемых и

127


восстанавливаемых деталей, а также возможностью выявления точного объема ремонтных работ при со­ ставлении дефектной ведомости.

Когда нет возможности произвести необходимую организацию и технологическую подготовку ремонта и определить нормативы на ремонтные работы (в ка: кой бы то ни было степени их детализации) на пред­ приятиях применяют повременную оплату труда, т. е. оплата производится по тарифным ставкам за прора­ ботанное время. Нужно отметить, что повременная оплата недостаточно обеспечивает повышение произ­ водительности труда, совершенствование техники и ка­ чества ремонта.

В целях стимулирования полного использования рабочего времени и повышения производительности труда на многих предприятиях применяется не про­ стая повременная, а повременно-премиальная система оплаты труда. На ряде предприятий ремонтным рабо­ чим, находящимся на повременно-премиальной систе­ ме, премии начисляются за:

выполнение месячного плана ремонтных работ в установленной номенклатуре;

сокращение времени фактического простоя обору­ дования в плановом ремонте по сравнению со сроком, предусмотренным планом;

сокращение материальных и трудовых затрат по сравнению с плановой себестоимостью.

Выполнение этих показателей учитывается с по­ мощью планов-нарядов, актов на выполнение ремон­ тов и осмотров оборудования, в которых указывается д.т тельность простоев в часах и номер бригады, про­ изводившей работу, ремонт, карт, где приводится пе­ речень выполненных работ и стоимость материальных и трудовых затрат.

Заслуживает внимания применяемая на отдельных предприятиях система распределения премии по коэф­ фициенту трудового участия (КТУ). Суть этой систе­ мы заключается в том, что степень участия отдельных членов біригады в общем труде выражается коэффи­ циентом участия. Коэффициент устанавливается рещением общего собрания рабочих или советом бригады, причем принимается не большинством голосов, а с

128

письменного согласия каждого рабочего. Если кто-ни­ будь из рабочих против, он может по. собственному желанию перейти в другую бригаду.

Как же определяется коэффициент участия каж­ дого рабочего? Заработок бригады состоит из тариф­ ной части заработной платы, приработка (выполнение норм сверх 100%) и премии по аккордно-премиальной системе оплаты труда. Коэффициент участия распро­ страняется только на приработок и премию. Тариф­ ную часть заработной платы он не затрагивает. Каж­ дому члену бригады в конце месяца выводится зара­ ботный коэффициент. Делает это избираемый совет бригады, а в бригадах численностью менее 20 чел. — общее собрание бригады.

Администрация не принимает участия в распреде­ лении коэффициента, но имеет право контроля. При установлении коэффициента совет бригады или общее собрание учитывает прогулы, опоздания, преждевре­ менный уход с работы,-качество работ, интенсивность труда, инициативу, прилежание и т. д. Рабочие, выде­ ляющиеся своим трудолюбием и умением, получают повышенный коэффициент (до 1,5), нерадивые рабо­ чие, допускающие прогулы и брак в труде, самый низ­ кий коэффициент (до нуля).

Проиллюстрируем данный метод на примере одной из бригад, которая первой перешла на КТУ. Выполне­ ние норм выработки за май 1972 г. составило 140% вместо 116% в апреле. Общий заработок бригады — 2168 руб. Из них 1273 руб. составляет тарифная часть заработка, 894 руб. — приработок и премия, которые распределяются по коэффициенту участия.

Общим бригадным собранием повышенный коэф­ фициент установлен восьми рабочим, пониженный — двум, коэффициент не устанавливается трем рабочим. Лишение суммы приработка или его понижение, та­ ким образом, существенно бьет по карману лодыря, прогульщика и заставляет их подтягиваться до сред­

него уровня.

Хозрасчет вспомогательных цехов должен преду­ сматривать премирование работников из фонда мате­ риального поощрения. Опыт показывает, что при определении форм премирования необходимо учи­ тывать выполнение и перевыполнение плана по

5 З ак. 645

/'

129