Файл: Детали из стеклопластика в судовом машиностроении..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.06.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

Коэффициенты тензочувствительности датчиков

Таблица 25

 

 

 

К оэф ф и ц и ен ты

тензоч ув ств и тел ь н ости

ку

 

№ в ар и а н т а

 

 

 

* 4 5

 

кх

%

* 4 5

кх

кх

 

 

 

I

1 ,9 9

— 0 , 3 4 6

0 , 8 6

— 0 , 1 7 4

0 , 4 3 2

и

2 , 1 2

— 0 , 3 6 5

0 , 8 7

— 0 , 1 7 2

0 , 4 1 0

іи

1 ,9 4

— 0 , 3 6 7

0 , 8 5

— 0 , 1 8 9

0 , 4 3 8

IV

2 , 3 2

— 0 , 3 9 7

0 , 8 8 5

— 0 ,1 7 1

0 , 3 8 1

прибор ИД-61М с ценой деления реохорда 1- ІО-5 (в единицах отно­ сительной деформации г).

В связи с тем, что сопротивление датчиков находится в пределах 144,7— 144,9 Ома, а прибор имеет типовую тарировку для датчиков с сопротивлением 120 Ом, перед началом работы прибор был оттарирован в соответствии с инструкцией. При этом коэффициент чувствительности прибора получился равным k = 1,98.

Сопоставив варианты I и III, II и IV, видим, что деформации имеют близкие значения в сжатой и растянутой зонах, т. е. датчики работают одинаково при сжатии и растяжении. Средние значения величины X по каждому варианту достоверны, так как показатели точности не превышают 2,6—3,25%.

Если бы датчики обладали только продольной тензочувствительностью *, то отношение коэффициентов ky!kx (формулы 119), (120)) зависело бы только от коэффициента Пуассона материала и равня­ лось бы ему: ky!kx = р.

Следует отметить, что по результатам, приведенным в табл. 25, отношение коэффициентов k j k x не равно коэффициенту Пуассона материала цху. Коэффициент Пуассона \іху для стеклопластика со­ ставляет 0,13, а отношение kylkx изменяется в пределах 0,165— 0,179 (результат отношения ktJ k x, равный 0,189, является анор­ мальным и при подсчете отвергнут, как резко отличающийся от остальных).

Отсюда можно сделать вывод, что на результаты измерений

деформаций ех и гу оказывают влияние петли датчика. Предположим, что датчик, наклеенный под углом 45° к оси, фиксирует истинную деформацию, т. е.

і =

(126)

* Выпускаемые в настоящее время безпетлевые датчики являются наилучшими для тензометрии на деталях из анизотропных материалов. Для них коэффициент тензочувствительности не зависит ни от поля напряжений, ни от ориентировки дат­ чика по отношению к осям симметрии материала, что существенно упрощает тари­ ровку датчиков и обработку результатов тензометрии. Безпетлевые датчики обла­ дают только продольной тензочувствительноетью.

Ц 9


Тогда

1 №ху

(127)

2

 

получается равным 0,43.

Но из табл. 25 среднее значение ki5lkx равно 0,427 (результат 0,381 является анормальным и при подсчете средней величины отброшен). Отсюда можно сделать вывод, что экспериментально полученное отношение kib!kx близко к теоретическому. Следова­

тельно, на результат измеренной деформации 645 петли датчика не влияют. Вычисленная поправка %для петлевых датчиков, наклеен­ ных на балки из стеклопластика, составила величину, равную 0,0428.

В литературе имеются сведения, что величина %для датчиков петлевой конструкции с базой 5—20 мм, наклеенных на балки из металла, находится в пределах 0,01—0,05.

Введем поправку % и в формулы, определяющие главные напря­ жения в конструкциях из стеклопластика.

Рассмотрим случай совпадения главных напряжений с осями х и у (основой и утком материала). Деталь из стеклопластика нахо­ дится в условиях плоского напряженного состояния. Известно, что в этом случае главные напряжения определятся по известным фор­ мулам (104). Подставим выражения (124) в (104) и получим формулы для вычисления главных напряжений оу и о 2 по деформациям тензо­ датчиков:

оі = АЕх [ех (і — а д ) — гу (% — рух)\,

°2 = АЕу[ еу (і ІПіД)

&х(%

(128)

Р^г/)]>

где

1 — Ѵ

 

 

 

х у і

'

 

(1 -Р « )(1 -Х 2)

Рассмотрим случай

отклонения

главных напряжений ох и сг2

от направления осей х и у. Датчики,

так же как и в первом случае,

наклеены вдоль осей х

и у. В этом случае величина и направление

главных напряжений

находятся по формулам (104):

где ох, Оу, хху — нормальные и касательные напряжения, действу­ ющие вдоль осей х и у, вычислены с учетом конструкции петле­ вых датчиков по формулам

п * — А Е х \гx( l fЬух%)

( % — Fyx)],

 

Оу = АЕу[еу (1 — ы )

— е'(х — ц,„)],

(129)

15 0


После подстановки экспериментально вычисленных значений А,

%> Ех, Еу, Gxy, ^іуХ и [іХу для стеклопластиков СТЭТ и СТЭР окон­ чательно получим

®х — 3,6-10 (е* -)- 0,1Еу),

 

(130)

ау — 2,6- ІО5{гу’-\г 0,1Зе*),

(131)

хХу = 0,8 -105[2s45— 1,04 (е; +

е;)],

(132)

Уточненная методика тензометрии позволяет непосредственно перейти к определению величины и направления главных напряже­ ний в стеклопластиковых лопастях судовых гребных винтов, судо­ вых обтекателях и других деталях судового машиностроения.

При плоском напряженном состоянии для ортотропного мате­ риала напряжения, действующие вдоль осей упругой симметрии, определяются формулами (130), а направление и величина главных напряжений — зависимостями (104).

Для нахождения напряжений, действующих вдоль осей упругой симметрии, например в лопасти гребного винта, достаточно изме­

рить деформации ех, ги и 645 в направлении основы, утка и диаго­ нальном.

Так как стеклопластиковые детали до разрушения деформи­ руются упруго 16], можно по указанной методике расчета подсчи­ тать нормальные напряжения, действующие в исследуемых точках перед разрушением. Кроме того, можно определить главные напря­ жения в исследуемых точках и их ориентацию относительно осей упругой симметрии материала.

Решая уравнения (41) гл. II обобщенного закона Гука относи­ тельно напряжений, действующих вдоль осей упругой симметрии ортотропного материала, можно определить напряжения нормаль­ ные и касательные, действующие в детали, испытывающей объемное напряженное состояние.

§ 15

Контроль качества готовых изделий разрушающими методами

Стендовые испытания лопастей гребных винтов и лопаток рабо­ чих колес насосов (рис. 81) производятся по схеме консольной жестко заделанной балки, загруженной сосредоточенной силой, приложенной по оси лопасти на расстоянии 0,65/?в от оси винта. Расстояние от точки приложения силы до заделки / = 0,40/?в. Лопасти гребных винтов зажимаются комлевой частью в специально изготовленных приспособлениях [3]. Нагрузка создается пуансо­ ном, закрепленным на станине гидравлического пресса и установлен­ ным нормально к нагнетающей поверхности лопасти.

Чтобы не было смятия, в районе приложения нагрузки на ло­ пасть накладывается шайба с наклеенной на нее резиной, в которую опирается пуансон.

151


При испытаниях измеряются деформации в соответствующих точках перемещения (прогибы) свободных концов лопастей и раз­ рушающие нагрузки.

Замеры деформаций растяжения—сжатия производились в точ­ ках нагнетающей и засасывающей поверхности на радиусах, пока-

Рис. 81. Схема стендовых испытаний лопасти с наклеенными тензометрами.

занных на рис. 81. Для этого на лопасти наклеивались проволочные тензометры сопротивления (датчики). При испытаниях использова­ лись тензометры с базой S6 = 15 мм и сопротивлением R = 142 Ома.

Компенсационные датчики наклеивались на отдельную стекло­ пластиковую балку. На каждую исследуемую точку наклеивалась розетка, состоящая из трех датчиков. Два из них накладывались вдоль осей упругой симметрии (основы и утка), а третий — под углом 45° к первым двум. Оси упругой симметрии находились пред­ варительно импульсным методом.

152

Нагружение лопастей производилось ступенями. Скорость нагру­ жения каждой ступени соответствовала 2000 кгс/мин. Время, необ­ ходимое для записи показаний датчиков, составляет 1—3 мин, в за­ висимости от количества наклеенных датчиков. Показания датчиков в течение этого времени отличались стабильностью.

Для устранения возможных зазоров в заделке лопасти предва­ рительно нагружались определенным усилием. Показания прогибомера (индикатора) и тензометров при этой нагрузке принимались

Рис. 82. Гребной винт диаметром 3 м

Рис. 83. Стендовые испытания стек-

турбоэлектрохода «Абхазия» с ло-

лопластиковой лопасти судового

пастями из стеклопластика.

гребного винта на прессе МУГ-500.

за начало отсчета. Деформации записывались на каждой ступени нагружения. С целью проверки стабильности измеряемых деформа­ ций, а также проверки отсутствия остаточных деформаций испытания производились в три этапа: 1-й этап — лопасть нагружается ступе­ нями до нагрузки, соответствующей 80% от предполагаемой разру­ шающей; 2-й этап —■разгрузка осуществляется ступенчато, запись деформаций производится на каждой ступени разгрузки; 3-й этап — повторное ступенчатое нагружение до разрушения лопасти.

Проиллюстрируем изложенную методику на примере испытаний лопасти винта диаметром 3 м (винт турбоэлектрохода «Абхазия», рис. 82). Схема наклейки тензометров на эту лопасть показана на рис. 81. Всего было наклеено 54 датчика в 18 контрольных точках и 5 компенсационных датчиков.

При статических испытаниях отсчет нагрузки производился по шкале силоизмерителя, цена деления при этом составляла 200 кгс, а погрешность измерения 2%. Показания тензометров регистриро­

153


вались двенадцатиканальными тензометрическими станциями типа «Орион».

Прогиб свободного конца лопасти замерялся с точностью до 0,01 мм при помощи прогибомера Аистова. Прогибомер был уста­ новлен по оси упругой симметрии (основе) на расстоянии 4 мм от кромки лопасти. Лопасть винта турбоэлектрохода «Абхазия», уста­ новленная на прессе для испытаний, показана на рис. 83.

Сначала лопасть была предварительно нагружена усилием 2 тс, а показания прогибомера и тензометров при этой нагрузке были приняты за начало отсчета. Дальнейшее нагружение лопасти произ­ водилось ступенчато через 4 тс до 34 тс с последующей ступенчатой

Рис. 84. Зависимость прогиба конца лопасти от прилагаемой нагрузки при первом (1) и втором (2) нагружении.

разгрузкой до 2 тс. При этом через каждые 4 тс делались остановки на 3 мин для записи деформаций и прогиба. На третьем этапе нагру­ жение производилось ступенчато через 4 тс до момента разрушения. Скорость нагружения и разгрузки на каждой ступени была постоян­ ной. Нагрузка, соответствующая началу разрушения, определялась по диаграммам нагрузка—прогиб и нагрузка—деформация датчиков, наклеенных в опасном сечении лопасти, как точка перехода прямо­ линейного участка в криволинейный.

Лопасть до разрушения в целом деформировалась упруго. На первом этапе испытаний при нагрузках 26—30 тс было слышно потрескивание лопасти. При осмотре лопасти после нагружения до 34 тс в районе заделки комля лопасти на относительном радиусе

г ^ 0,23RB были обнаружены трещины. В дальнейшем эти трещины развивались, что привело к утрате несущей способности лопасти при нагрузке 50 тс. После испытаний была построена зависимость между прогибом конца лопасти и прилагаемой нагрузкой на первом и втором этапах нагружения (рис. 84).

Для каждого датчика строились зависимости деформаций от нагрузки. Эти зависимости приведены на рис. 81, 82 и в табл. 26.

Из рис. 85 и 86 видно, что до нагрузки, соответствующей началу разрушения, мы имеем дело в основном с упругими деформациями.

154

Рис. 85. Зависимость деформаций от нагрузки для датчи­ ков № 1,2, 3 (зона растяжения).

1 — первое загруж ение; 2 — разгрузка; 3 — второе загруженис.

 

\

 

I

Д атчі к N128 - Л.

Р, ТС

 

 

 

 

чик №-30

 

 

 

 

30

 

 

\

Да тчикМ 1 2 9 — і - ь

|\

28

 

 

\

'\N r* X

\\>

Л 26

 

 

 

1

22

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

\ ч \

N ЧѴ

1і—X- 18

 

 

 

Ѵ > \\

1\

А Я

X -

1

 

 

V d

 

• —

2

 

 

10

0 — 3

 

 

 

 

 

 

\ \V

Г\\ ц

 

 

 

 

 

 

5

ъ-10'3 ~3,5 - І О

r 2\ö -1,5

- і о

ЧДЗ

2 о

Рис. 86. Зависимость деформаций от нагрузки для датчиков № 28, 29, 30 (зона сжатия).

Обозначения те же, что на рис. 85.