ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.06.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 0
|
Коэффициенты тензочувствительности датчиков |
Таблица 25 |
|||
|
|
||||
|
К оэф ф и ц и ен ты |
тензоч ув ств и тел ь н ости |
ку |
|
|
№ в ар и а н т а |
|
|
|
* 4 5 |
|
|
кх |
% |
* 4 5 |
кх |
кх |
|
|
|
|||
I |
1 ,9 9 |
— 0 , 3 4 6 |
0 , 8 6 |
— 0 , 1 7 4 |
0 , 4 3 2 |
и |
2 , 1 2 |
— 0 , 3 6 5 |
0 , 8 7 |
— 0 , 1 7 2 |
0 , 4 1 0 |
іи |
1 ,9 4 |
— 0 , 3 6 7 |
0 , 8 5 |
— 0 , 1 8 9 |
0 , 4 3 8 |
IV |
2 , 3 2 |
— 0 , 3 9 7 |
0 , 8 8 5 |
— 0 ,1 7 1 |
0 , 3 8 1 |
прибор ИД-61М с ценой деления реохорда 1- ІО-5 (в единицах отно сительной деформации г).
В связи с тем, что сопротивление датчиков находится в пределах 144,7— 144,9 Ома, а прибор имеет типовую тарировку для датчиков с сопротивлением 120 Ом, перед началом работы прибор был оттарирован в соответствии с инструкцией. При этом коэффициент чувствительности прибора получился равным k = 1,98.
Сопоставив варианты I и III, II и IV, видим, что деформации имеют близкие значения в сжатой и растянутой зонах, т. е. датчики работают одинаково при сжатии и растяжении. Средние значения величины X по каждому варианту достоверны, так как показатели точности не превышают 2,6—3,25%.
Если бы датчики обладали только продольной тензочувствительностью *, то отношение коэффициентов ky!kx (формулы 119), (120)) зависело бы только от коэффициента Пуассона материала и равня лось бы ему: ky!kx = р.
Следует отметить, что по результатам, приведенным в табл. 25, отношение коэффициентов k j k x не равно коэффициенту Пуассона материала цху. Коэффициент Пуассона \іху для стеклопластика со ставляет 0,13, а отношение kylkx изменяется в пределах 0,165— 0,179 (результат отношения ktJ k x, равный 0,189, является анор мальным и при подсчете отвергнут, как резко отличающийся от остальных).
Отсюда можно сделать вывод, что на результаты измерений
деформаций ех и гу оказывают влияние петли датчика. Предположим, что датчик, наклеенный под углом 45° к оси, фиксирует истинную деформацию, т. е.
і = |
(126) |
* Выпускаемые в настоящее время безпетлевые датчики являются наилучшими для тензометрии на деталях из анизотропных материалов. Для них коэффициент тензочувствительности не зависит ни от поля напряжений, ни от ориентировки дат чика по отношению к осям симметрии материала, что существенно упрощает тари ровку датчиков и обработку результатов тензометрии. Безпетлевые датчики обла дают только продольной тензочувствительноетью.
Ц 9
Тогда
1 №ху |
(127) |
|
2 |
||
|
получается равным 0,43.
Но из табл. 25 среднее значение ki5lkx равно 0,427 (результат 0,381 является анормальным и при подсчете средней величины отброшен). Отсюда можно сделать вывод, что экспериментально полученное отношение kib!kx близко к теоретическому. Следова
тельно, на результат измеренной деформации 645 петли датчика не влияют. Вычисленная поправка %для петлевых датчиков, наклеен ных на балки из стеклопластика, составила величину, равную 0,0428.
В литературе имеются сведения, что величина %для датчиков петлевой конструкции с базой 5—20 мм, наклеенных на балки из металла, находится в пределах 0,01—0,05.
Введем поправку % и в формулы, определяющие главные напря жения в конструкциях из стеклопластика.
Рассмотрим случай совпадения главных напряжений с осями х и у (основой и утком материала). Деталь из стеклопластика нахо дится в условиях плоского напряженного состояния. Известно, что в этом случае главные напряжения определятся по известным фор мулам (104). Подставим выражения (124) в (104) и получим формулы для вычисления главных напряжений оу и о 2 по деформациям тензо датчиков:
оі = АЕх [ех (і — а д ) — гу (% — рух)\,
°2 = АЕу[ еу (і ІПіД) |
&х(% |
(128) |
|
Р^г/)]> |
|||
где |
1 — Ѵ |
|
|
|
х у і |
' |
|
|
(1 -Р « )(1 -Х 2) |
||
Рассмотрим случай |
отклонения |
главных напряжений ох и сг2 |
|
от направления осей х и у. Датчики, |
так же как и в первом случае, |
||
наклеены вдоль осей х |
и у. В этом случае величина и направление |
||
главных напряжений |
находятся по формулам (104): |
где ох, Оу, хху — нормальные и касательные напряжения, действу ющие вдоль осей х и у, вычислены с учетом конструкции петле вых датчиков по формулам
п * — А Е х \гx( l fЬух%) |
&у( % — Fyx)], |
|
Оу = АЕу[еу (1 — ы ) |
— е'(х — ц,„)], |
(129) |
15 0
После подстановки экспериментально вычисленных значений А,
%> Ех, Еу, Gxy, ^іуХ и [іХу для стеклопластиков СТЭТ и СТЭР окон чательно получим
®х — 3,6-10 (е* -)- 0,1Еу), |
|
(130) |
ау — 2,6- ІО5{гу’-\г 0,1Зе*), |
(131) |
|
хХу = 0,8 -105[2s45— 1,04 (е; + |
е;)], |
(132) |
Уточненная методика тензометрии позволяет непосредственно перейти к определению величины и направления главных напряже ний в стеклопластиковых лопастях судовых гребных винтов, судо вых обтекателях и других деталях судового машиностроения.
При плоском напряженном состоянии для ортотропного мате риала напряжения, действующие вдоль осей упругой симметрии, определяются формулами (130), а направление и величина главных напряжений — зависимостями (104).
Для нахождения напряжений, действующих вдоль осей упругой симметрии, например в лопасти гребного винта, достаточно изме
рить деформации ех, ги и 645 в направлении основы, утка и диаго нальном.
Так как стеклопластиковые детали до разрушения деформи руются упруго 16], можно по указанной методике расчета подсчи тать нормальные напряжения, действующие в исследуемых точках перед разрушением. Кроме того, можно определить главные напря жения в исследуемых точках и их ориентацию относительно осей упругой симметрии материала.
Решая уравнения (41) гл. II обобщенного закона Гука относи тельно напряжений, действующих вдоль осей упругой симметрии ортотропного материала, можно определить напряжения нормаль ные и касательные, действующие в детали, испытывающей объемное напряженное состояние.
§ 15
Контроль качества готовых изделий разрушающими методами
Стендовые испытания лопастей гребных винтов и лопаток рабо чих колес насосов (рис. 81) производятся по схеме консольной жестко заделанной балки, загруженной сосредоточенной силой, приложенной по оси лопасти на расстоянии 0,65/?в от оси винта. Расстояние от точки приложения силы до заделки / = 0,40/?в. Лопасти гребных винтов зажимаются комлевой частью в специально изготовленных приспособлениях [3]. Нагрузка создается пуансо ном, закрепленным на станине гидравлического пресса и установлен ным нормально к нагнетающей поверхности лопасти.
Чтобы не было смятия, в районе приложения нагрузки на ло пасть накладывается шайба с наклеенной на нее резиной, в которую опирается пуансон.
151
При испытаниях измеряются деформации в соответствующих точках перемещения (прогибы) свободных концов лопастей и раз рушающие нагрузки.
Замеры деформаций растяжения—сжатия производились в точ ках нагнетающей и засасывающей поверхности на радиусах, пока-
Рис. 81. Схема стендовых испытаний лопасти с наклеенными тензометрами.
занных на рис. 81. Для этого на лопасти наклеивались проволочные тензометры сопротивления (датчики). При испытаниях использова лись тензометры с базой S6 = 15 мм и сопротивлением R = 142 Ома.
Компенсационные датчики наклеивались на отдельную стекло пластиковую балку. На каждую исследуемую точку наклеивалась розетка, состоящая из трех датчиков. Два из них накладывались вдоль осей упругой симметрии (основы и утка), а третий — под углом 45° к первым двум. Оси упругой симметрии находились пред варительно импульсным методом.
152
Нагружение лопастей производилось ступенями. Скорость нагру жения каждой ступени соответствовала 2000 кгс/мин. Время, необ ходимое для записи показаний датчиков, составляет 1—3 мин, в за висимости от количества наклеенных датчиков. Показания датчиков в течение этого времени отличались стабильностью.
Для устранения возможных зазоров в заделке лопасти предва рительно нагружались определенным усилием. Показания прогибомера (индикатора) и тензометров при этой нагрузке принимались
Рис. 82. Гребной винт диаметром 3 м |
Рис. 83. Стендовые испытания стек- |
турбоэлектрохода «Абхазия» с ло- |
лопластиковой лопасти судового |
пастями из стеклопластика. |
гребного винта на прессе МУГ-500. |
за начало отсчета. Деформации записывались на каждой ступени нагружения. С целью проверки стабильности измеряемых деформа ций, а также проверки отсутствия остаточных деформаций испытания производились в три этапа: 1-й этап — лопасть нагружается ступе нями до нагрузки, соответствующей 80% от предполагаемой разру шающей; 2-й этап —■разгрузка осуществляется ступенчато, запись деформаций производится на каждой ступени разгрузки; 3-й этап — повторное ступенчатое нагружение до разрушения лопасти.
Проиллюстрируем изложенную методику на примере испытаний лопасти винта диаметром 3 м (винт турбоэлектрохода «Абхазия», рис. 82). Схема наклейки тензометров на эту лопасть показана на рис. 81. Всего было наклеено 54 датчика в 18 контрольных точках и 5 компенсационных датчиков.
При статических испытаниях отсчет нагрузки производился по шкале силоизмерителя, цена деления при этом составляла 200 кгс, а погрешность измерения 2%. Показания тензометров регистриро
153
вались двенадцатиканальными тензометрическими станциями типа «Орион».
Прогиб свободного конца лопасти замерялся с точностью до 0,01 мм при помощи прогибомера Аистова. Прогибомер был уста новлен по оси упругой симметрии (основе) на расстоянии 4 мм от кромки лопасти. Лопасть винта турбоэлектрохода «Абхазия», уста новленная на прессе для испытаний, показана на рис. 83.
Сначала лопасть была предварительно нагружена усилием 2 тс, а показания прогибомера и тензометров при этой нагрузке были приняты за начало отсчета. Дальнейшее нагружение лопасти произ водилось ступенчато через 4 тс до 34 тс с последующей ступенчатой
Рис. 84. Зависимость прогиба конца лопасти от прилагаемой нагрузки при первом (1) и втором (2) нагружении.
разгрузкой до 2 тс. При этом через каждые 4 тс делались остановки на 3 мин для записи деформаций и прогиба. На третьем этапе нагру жение производилось ступенчато через 4 тс до момента разрушения. Скорость нагружения и разгрузки на каждой ступени была постоян ной. Нагрузка, соответствующая началу разрушения, определялась по диаграммам нагрузка—прогиб и нагрузка—деформация датчиков, наклеенных в опасном сечении лопасти, как точка перехода прямо линейного участка в криволинейный.
Лопасть до разрушения в целом деформировалась упруго. На первом этапе испытаний при нагрузках 26—30 тс было слышно потрескивание лопасти. При осмотре лопасти после нагружения до 34 тс в районе заделки комля лопасти на относительном радиусе
г ^ 0,23RB были обнаружены трещины. В дальнейшем эти трещины развивались, что привело к утрате несущей способности лопасти при нагрузке 50 тс. После испытаний была построена зависимость между прогибом конца лопасти и прилагаемой нагрузкой на первом и втором этапах нагружения (рис. 84).
Для каждого датчика строились зависимости деформаций от нагрузки. Эти зависимости приведены на рис. 81, 82 и в табл. 26.
Из рис. 85 и 86 видно, что до нагрузки, соответствующей началу разрушения, мы имеем дело в основном с упругими деформациями.
154
Рис. 85. Зависимость деформаций от нагрузки для датчи ков № 1,2, 3 (зона растяжения).
1 — первое загруж ение; 2 — разгрузка; 3 — второе загруженис.
|
\ |
|
I |
Д атчі к N128 - Л. |
Р, ТС |
|
|
|
|
||||
|
чик №-30 |
|
||||
|
|
|
30 |
|||
|
|
\ |
Да тчикМ 1 2 9 — і - ь |
|\ |
28 |
|
|
|
\ |
'\N r* X |
\\> |
Л 26 |
|
|
|
|
1 |
22 |
||
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
\ ч \ |
N ЧѴ |
— 1і—X- 18 |
|
|
|
|
Ѵ > (ѵ \\ |
1\ |
А Я |
|
X - |
1 |
|
|
V d |
|
|
• — |
2 |
|
|
10 |
||
0 — 3 |
|
|
||||
|
|
|
|
\ \V |
Г\\ ц |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
ъ-10'3 ~3,5 - І О |
r 2\ö -1,5 |
- і о |
ЧДЗ |
2 о |
Рис. 86. Зависимость деформаций от нагрузки для датчиков № 28, 29, 30 (зона сжатия).
Обозначения те же, что на рис. 85.