Файл: Бакуревич Ю.Л. Эксплуатация автомобилей на Севере.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.06.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ную горловину изготовленную резиновую проб­

ку (рис.

19) с вделанной

внутрь нее трубкой

(вентилем камеры автомобильной шины). При­

соединив к трубке шланг ручного воздушного

насоса,

создать в 'баке

давление

в 0,15—

0,2 кГ/см2. После этого тщательно проверить,

нет ли течи или подтекания топлива в прибо­

рах и топливопроводах.

Обнаруженные

при

этом неплотности необходимо устранить.

 

Проверку исправности и регулировку кар­

бюратора необходимо производить

на

рабо­

тающем и прогретом до нормальной темпера­

Рис.

19.

Пробка

туры

(80—90° С) двигателе при

правильно

для

проверки гер­

установленном зажигании и нормальных зазо­

метичности топлив­

рах

между стержнями клапанов

и толкате­

ной системы:

лями.

 

I — вентиль

от каме­

 

ры шины; 2 — резино­

При подготовке топливной аппаратуры ди­

 

вая пробка

зельных двигателей к зимней эксплуатации необходимо очистить фильтры и топливопроводы от загрязнений,

элементы фильтров грубой очистки топлива промыть в чистом ди­ зельном топливе или заменить на новые. Топливоподкачивающий насос, топливный насос высокого давления и форсунки, а у двига­ телей ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206— насос-форсунки с двигателей снять, проверить на специальных стендах и приборах, если требуется за­ менить изношенные детали, собрать вновь и после вторичной про­ верки установить на двигатель.

Исправность топливного насоса двигателей ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206 можно определить контрольным прибором НИИАТа модели 599 (рис. 20), состоящим из двух топливных трубок, впаянных в корпус с установленным на нем манометром. Указанным прибором прове­ ряют насос в следующей последовательности: пускают двигатель и прогревают его до температуры 70—75° С, после чего вместо П-об- разной трубки, подводящей топливо к насосу-форсунке, устанавли­ вают указанный прибор и при работе двигателя (2000 об/мин) по

показаниям манометра определяют ве­

 

личину давления топлива, которая при

 

исправном насосе в подводящей маги­

 

страли должна быть в пределах от 1,5

 

до 3,0 кГ/см2. Пониженное

давление

 

топлива,

т. е. ниже 1,5 кГ/см2, может

 

быть вызвано загрязнением элементов

 

фильтров тонкой и грубой очистки, а

 

давление

выше 3,0 кГ/см2— засорени­

 

ем фильтров насосов-форсунок или за­

 

сорением

калиброванного

отверстия

 

отводящей топливомагистрали.

Рис. 20. Контрольный при-

После окончания подготовки систе-

боР НИИАТа модели 599

мы питания надо заправить топливный

мсаПд н з м ь ^

бак зимним сортом топлива.

 

ЯАЗ

37


При подготовке воздушных фильтров к зимней эксплуатации необходимо промыть и заправить их маслом: у дизельных двигате­ лей— маслом Дп-8; у двигателей ГАЗ и ЗИЛ — маслом АКп-6, у двигателей ГАЗ-66 и ЗИЛ-375 — маслом АС-8 (ГОСТ 10541—63) или АСЗп-10 (МРТУ 12 ТН № 32—63).

ПОДГОТОВКА ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

При подготовке электрооборудования автомобиля к работе в зимних условиях следует, в первую очередь, проверить исправность всей электропроводки. Нарушение изоляции, неплотные контакты в местах соединений, вызывающие утечку тока, должны быть устра­ нены.

Одновременно с электропроводкой проверяют и при необходи­ мости заменяют предохранители, подбирая и устанавливая их в гнезда в строгом соответствии с указаниями инструкции завода по эксплуатации автомобиля.

Правильность установки зажигания необходимо проверять на прогретом до 80—90° С двигателе при движении автомобиля.

Для обеспечения необходимой величины электроэнергии, выра­ батываемой генератором, необходимо проверить чистоту коллектора и исправность щеток генератора.

После чистки и подготовки генератор устанавливают на спе­ циальный стенд или на двигатель и проверяют его исправность. При установке на двигатель к нему присоединяют провода, наде­ вают на шкив приводной ремень и регулируют его натяжение. Для проверки необходимо снять стартер с двигателя, очистить от масла и загрязнений, проверить состояние (Коллектора и щеток. При нали­ чии на контактах включателя следов подгорания зачистить их стек­ лянной шкуркой № 46—220 или надфилем и проверить правиль­ ность прилегания контактов включателя и исправность работы стар­ тера на стенде под нагрузкой.

После установки стартера на двигатель тщательно зачищают выводные контакты и наконечники проводов и надежно закрепляют их гайками.

Проверка' и регулировка приборов электрооборудования авто­ мобилей может быть произведена как непосредственно на автомо­ билях универсальным переносным прибором НИИАТ Э-5, так и со снятием и проверкой их иа стенде модели СПЗ-6.

Приборы системы зажигания, снятые с автомобиля, могут быть проверены при помощи стенда модели СПЗ-6 при номинальном на­ пряжении 6 и 12 в. Стенд предназначен для углубленной проверки и регулировки указанных приборов на режимах, приближающихся к эксплуатационным.

При проверке приборов экранированного электрооборудования во избежание короткого замыкания необходимо заблаговременно отсоединить один из проводов от выводного зажима аккумулятор­ ной батареи.

Для компенсации повышенного расхода электроэнергии, отда­ ваемой аккумуляторными батареями в зимний период (продолжи-

28


тельный пуск двигателя,

рабо­

 

 

та приборов

наружного

осве­

 

 

щения

и отопительных

прибо­

 

 

ров),

необходимо

обеспечить

 

 

исправную работу

генератора

 

 

и реле-регулятора.

 

 

 

 

Проверка и регулировка ре­

 

 

ле-регулятора могут быть про­

 

 

изведены как

на

автомобиле

 

 

(рис. 21), так и на стендах

 

 

(рис. 22). Перед каждым'

 

 

вскрытием

реле-регулятора

Рис. 21. Схема проверки регулятора

для

регулировки

на автомоби­

напряжения

и реле обратного тока

ле

необходимо

предваритель­

на

автомобиле:

но убедиться в том, что генера­

J — схема

соединения

реле-регулятора и

вольтметра при проверке регулятора на­

тор, электропроводка

и ампер­

пряжения;

2 — схема

соединения реле-ре­

метр

исправны.

При

отсутст­

гулятора и вольтметра при проверке реле

обратного

тока; 3 — нагрузочный реостат

вии

указанных

 

приборов и

 

 

 

стендов проверить реле-регу­

 

 

 

лятор

можно

при

помощи

 

 

 

комплекта

ЧК-1

 

(чемодан

 

 

 

контрольный

первый),

состоя­

 

 

 

щего

из вольтметра

и

вольт­

 

 

 

амперметра М-45 с пределами

 

 

 

измерений 3—7, 5—15—30 в и

 

 

 

15—30 а, нагрузочного реоста­

 

 

 

та и соединительных проводов.

 

 

 

При

отсутствии

указанных

 

 

 

приборов

могут

быть

исполь­

 

 

 

зованы отдельные

вольтметры

 

 

 

и амперметры

типа

М-45 или

Рис. 22. Схема проверки реле-регуля­

малогабаритные вольтметры и

тора на стенде с регулируемой скоро­

амперметры типа МП-70 с теми

стью вращения якоря генератора

же пределами измерений.

 

 

 

После сборки схемы пустить двигатель, прогреть его до темпе­ ратуры охлаждающей жидкости 75—85° С, довести обороты колен­ чатого вала до 1600—1900 об!мин и с помощью нагрузочного реоста­ та установить силу тока в 10 а для РР24; 18,0 а — для РР8, РР51; 8 а — для РР107 и 5 а —-для РР106, проверив одновременно пока­ зания вольтметра, которые в соответствии с климатической зоной предполагаемого использования автомобилей зимой должны соот­ ветствовать табл. 8. Изменение регулировки регулятора напряже­ ний производится в случае отклонения от указанных в таблице значений более чем ±0,5 в для автомобилей с 12-вольтовьгм обору­ дованием. При систематическом недозаряде аккумуляторной бата­ реи напряжение увеличивают изменением регулировки регулятора напряжения на 0,5 в выше указанного в табл. 9.

По окончании проверки и регулировки регулятора напряжения необходимо проверить и отрегулировать величину напряжения

29



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 8

 

 

 

 

 

 

Эксплуатация аккумуляторных батарей

 

Параметры

работы

 

в центральных районах

в северных

районах страны

 

 

с резким

континентальным

 

реле-регулятора

 

 

страны с температурой

 

 

 

климатом

при температуре

 

 

 

 

 

 

до минус 30° С в течение

 

 

 

 

 

 

всего года

ниже минус 40° С в течение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

зимы

Напряжение в системе электро­

 

 

 

 

 

оборудования

автомобиля, в

12

6

12

 

6

Напряжение,

регулируемое

ре­

 

 

 

 

 

ле-регулятором

при установ­

 

 

 

 

 

ке

аккумуляторной

батареи,

 

 

 

 

 

в:

наруж ной............................

14,2

7,1

15,0

 

7,5

 

 

 

подкапотной ........................

13,7

6,9

14,5

 

7,3

Напряжение

включения

реле

 

 

 

 

 

обратного

тока

при

установ­

 

 

 

 

 

ке

аккумуляторной

батареи,

 

 

 

 

 

в:

наруж ной............................

12.0—

12,56,0—6,3

12,5—13,0

6,3—6,5

 

 

подкапотной ........................

1 2 .0 —

1 2 ,26 ,0 — 6 ,1

12,5—13,0

6,3—6,5

включения реле обратного тока, которая также должна находить­ ся в пределах, указанных в табл. 9.

Для этого необходимо, соблюдая полярность, соединить вольт­ метр с зажимами Я и М реле-регулятора. Затем пустить двигатель и, плавно увеличивая обороты коленчатого вала, наблюдать за по­ казаниями стрелки вольтметра. По мере увеличения оборотов на­ пряжение должно увеличиваться. Момент включения реле обратно­ го тока определяется резким отклонением стрелки вольтметра в сто­ рону уменьшения напряжения.

При проверке ограничителя тока схема включения нагрузочного реостата вольтметра и амперметра остается той же, что и при про­ верке регулятора напряжения. Ограничитель проверяют на рабо­ тающем двигателе при 2000 обімин, замеряемых стробоскопическим тахометром. Постепенно увеличивая нагрузку генератора за счет ввода сопротивления нагрузочного реостата, наблюдают за показа­ ниями амперметра до того момента, когда, несмотря на снижение сопротивления реостата, стрелку амперметра зафиксируют в опре­ деленном положении. В процессе работы напряжение в схеме долж-

 

 

Т а б л и ц а 9

Параметры электролита

Полностью заряженная батарея

Батарея, разряженная на 23Го

Плотность электроли­

 

 

та, приведенная к

1,31 1,29 1,28 1,27 1,25 1,24 1,27 1,25 1,24 1,23 1,21 1,20

+ 15° С ....................

Температура замерза­

—67 —74 —68 —58 —50 —42 —58 —50 —42 40 —28 —25

ния электролита, иС

30