ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.06.2024
Просмотров: 97
Скачиваний: 0
При соблюдении основных правил эксплуатации по своим низ котемпературным свойствам электролит стандартных аккумуля торных батарей способен обеспечить их надежную работу зимой при температурах окружающего воздуха не ниже минус 20° С.
Тормозные и амортизаторные жидкости
Применяемые на автомобилях тормозные жидкости (табл. 6) по своим основным физико-химическим свойствам недостаточно удовлетворяют требованиям зимней эксплуатации.
Таблица 6
Физико-химические |
БСК |
эск |
Спирто-глице |
ГТЖ-22 |
ГТН |
||
показатели |
|
риновая смесь |
|||||
Плотность при +20° С 0,87—0,9 |
0,88—0,9 |
0,991—1,03 |
1,106—1,112 |
0,850 |
|||
Вязкость, сст, |
при: |
|
|
|
|
|
|
+50° С |
................. 7,2—7,8 |
7,5—8,5 |
6,0—7,5 |
7 ,9 -8 ,3 |
10 |
||
0° С ....................... |
50—78 |
50—60 |
50—60 |
70—78 |
___ |
||
—40° С |
................. |
790—1350 |
915—1500 |
1400—1800 |
2200 |
___ |
|
—45° С |
................ |
— |
— |
— |
— |
1500 |
|
Температура |
|
помут- |
- 3 4 |
—34 |
—40 |
— |
|
нения, °С, |
не |
выше |
— |
||||
Температура |
замерза- |
—40 |
—40 |
—45 |
—65 |
—65 |
|
ния, °С, |
не |
выше |
По своим вязкостно-температурным свойствам лучшей тормоз ной жидкостью, особенно при эксплуатации в условиях особо низ ких температур, является жидкость ГТН, приготовленная на неф тяной основе. Однако она обладает тем недостатком, что все резиновые изделия, соприкасающиеся с ней, должны быть изготов лены из наиболее стойких против топлива и масла сортов резины (бензомаслоустойчивой).
Всесезонная жидкость ГТЖ-22, изготовленная ца гликолиевой основе, имеет удовлетворительные низкотемпературные качества и может быть использована при температуре не ниже минус 50° С.
У тормозных жидкостей ЭСК и БСК, изготовленных на касто ровой основе, при температуре ниже минус 20° С значительно уве личивается вязкость и наблюдается кристаллизация касторового масла.
Наименьшую температуру застывания минус 70° С имеет жид кость АМГ-10 (ГОСТ 6794—53) на нефтяной основе.
Загустевание жидкости в корпусах амортизаторов является одной из причин их поломок зимой. Для обеспечения надежной ра боты жидкости, применяемые для амортизаторов, должны обладать малой вязкостью.
Вязкостно-температурные свойства масел (рис. 17), применяе мых в качестве смесей или в чистом виде для амортизаторов, по-
20
называют, что использова ние смесей трансформатор ного и турбинного масел допустимо в районах, имею щих температуру окружаю щего воздуха не ниже ми нус 30—35° С. При эксплуа тации автомобилей в усло виях более низких темпера тур (минус 40°С) процент ное содержание трансфор маториого масла в смеси должно быть соответственно увеличено.
Масла МВГ илн МГЗ могут быть использованы в качестве жидкости для амортизаторов зимой во всех климатических зонах.
Консистентная смазка ЦИАТИМ-201 (ГОСТ 6267— 59) рекомендуется для все сезонного применения при температурах до минус 60° С.
Рис. 17. Вязкостно-температурная характе ристика масел, применяемых в амортизато рах:
1 - МВГ; 2 — трансформаторное; 3 — АУ; 4 — ве ретенное; 5 —турбинное
Г л а в а 2
ПОДГОТОВКА АВТОМОБИЛЕЙ К ЗИМНЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Для надежной работы автомобилей зимой рекомендуется забла говременно, до наступления морозов, проинструктировать водите лей и обслуживающий автомобили персонал об особенностях эксплуатации автомобилей зимой, провести техническое обслужи вание и оборудовать автомобили дополнительными средствами утепления и обогрева. Сложные климатические и дорожные усло вия большая протяженность рейсов, трудности в устранении воз никших в пути технических неисправностей и буксировки отказав ших в работе автомобилей требуют отличного технического состояния подвижного состава, предназначенного к эксплуатации. Оно достигается в результате следующих мероприятии: очередных операций технического обслуживания, сезонного обслуживания, текущих ремонтов, оборудования автомобилей дополнительными средствами утепления, обогрева, увеличения количества приборов наружного освещения, укомплектования индивидуальным набором
21
запасных частей, дорожного инструмента и буксирным устрой ством.
До последнего времени техническое состояние узлов и агрегатов автомобилей оценивалось весьма субъективно по динамическим и тяговым качествам, эффективности торможения, управляемости,
легкости |
пуска |
двигателя, по величинам расхода |
топлива, масла, |
а также |
путем |
применения незначительной номенклатуры конт |
|
рольно-проверочных и измерительных приборов |
и специального |
||
оборудования. |
|
|
В последние годы для определения технического состояния де талей и узлов автомобиля без их разборки применяется метод диагностики. В отдельных автотранспортных предприятиях страны созданы и оборудованы посты или станции диагностики техничес кого состояния автомобиля.
Их целесообразно располагать вне зоны технического обслужи вания автомобилей так, чтобы иметь возможность производить объективную оценку технического состояния агрегатов и механиз мов автомобилей при возвращении из рейса перед направлением их на техническое обслуживание ТО-1 и особенно ТО-2.
Периодичность технического обслуживания в условиях Севера составляет для ТО-1 1000— 1200 км, для ТО-2 5000—6000 км.
На постах диагностики определяют техническое состояние дви гателя, механизма сцепления, коробки передач и раздаточной ко робки, карданных валов, главной передачи ведущих мостов, поло жение управляемых колес, рулевых тяг, тормозной системы,
деталей |
подвески, шин и системы электрического оборудования, |
а также |
исправность установленных на автомобиле контрольно- |
измерительных приборов.
Метод безразборной диагностики в 4—5 раз сокращает затрату времени, обеспечивает качественную проверку механизмов, связан ных с безопасностью движения (рулевого управления, управляе мых колес, тормозов и др.).
По своему характеру контрольно-проверочные работы, вы полняемые на станции диагностики, делятся на две группы: статические, т. е. выполняемые на специальном посту с использо ванием определенной контрольно-проверочной и измерительной аппаратуры, и динамические, выполняемые на тормозных стендах. На панелях пульта управления стенда размещены: газовый счет чик, определяющий количество газов, прорвавшихся из цилиндров двигателя в картер; прибор К-19, определяющий состояние цилинд ро-поршневой группы; вакуумметр для определения разрежения во впускном трубопроводе двигателя; электронный осциллографа для проверки работы приборов зажигания карбюраторных двига телей; электрогазовый анализатор для определения состава, отра ботавших газов; электрический термометр для определения темпе ратуры жидкости в системе охлаждения; электрический термометр для определения наружной температуры блока или головки цилиндров; манометры и др.
22
Количество установленных на панелях пульта управления пере носных приборов для определения технического состояния механиз мов автомобиля определяется задачами данной станции диагнос тики, типажом автомобилей, подвергающихся проверке, и отводи мым на проверку одного автомобиля временем.
Учитывая, что диагностика входит в систему технического обслу живания, а следовательно, и в подготовку автомобилей к зимней эксплуатации, ее необходимо производить непосредственно перед техническим обслуживанием, т. е. после выполнения моечно-убо рочных операций.
В зависимости от технического состояния, количества подвиж ного состава и условий его работы проведение технического обслу живания и подготовка автомобилей к зимней эксплуатации должны быть организованы по специально составленному плану.
При агрегатно-постовом методе ТО-2 и дополнительные работы по подготовке к зиме выполняются не сразу в полном объеме, а в несколько заездов автомобиля в пункт технического обслуживания, причем в каждый из заездов обслуживаются только определенные узлы и агрегаты.
При агрегатно-постовом методе также организуются специали зированные по видам выполняемых .работ посты с закрепленным за ним квалифицированным персоналом, что имеет те же преимуще ства, что и ремонт на поточной линии.
Подготовку автомобилей к зимней эксплуатации, совмещенную с ТО при поточном методе, выполняют в строгой последовательно сти на специализированных постах, оснащенных необходимым обо рудованием.
Операции группируют по их трудоемкости с таким расчетом, чтобы продолжительность простоя автомобилей на каждом посту была бы по возможности одинаковой.
Преимущество данного метода подготовки автомобиля к зимней эксплуатации состоит в том, что расчленение объема работ на ряд комплексных операций позволяет наиболее эффективно использо вать имеющееся современное гаражное оборудование, механизиро вать трудоемкие процессы и операции, используя ремонтных рабо чих низкой .квалификации без ущерба качеству выполняемых работ.
При подготовке автомобилей к зимней эксплуатации поточным методом рекомендуется обслуживать в первую очередь исправные и требующие текущего ремонта в малом объеме автомобили. Авто мобили, требующие значительного текущего ремонта, нужно на правлять в мастерские, и только после устранения неисправностей — на поточную линию для сезонного обслуживания и подготовки к зиме.
Если автотранспортное предприятие имеет автомобили разных марок, то для ритмичной работы поточной линии рекомендуется •одновременно загружать ее автомобилями одной марки. Дизельные автомобили рекомендуется обслуживать отдельно от автомобилей с карбюраторными двигателями.
23
Автомобильные поезда подвергаются обслуживанию по особому графику. Время на обслуживание и подготовку поезда должно быть увеличено на 30—40%. При этом не нарушается ни установленная ритмичность обслуживания автомобилей на поточной липни, ни технологическая .последовательность выполнения основных опе раций.
Метод использования специализированных бригад или организа ции тупиковых постов наиболее приемлем при подготовке и обслу живании автомобилей большой грузоподъемности (КрАЗ-219, МАЗ-500, МАЗ-525 и др.) и в тех случаях, когда нет условий для обслуживания автомобилей поточным методом.
Состав бригад может быть изменен в зависимости от объемов обязательных и дополнительных работ, от технического состояния и марок автомобилей, от климатических условий эксплуатации ав томобилей.
Водители также участвуют в подготовке автомобилей к зимней эксплуатации. Частично выполняя необходимые работы, они контро лируют качество технического обслуживания, выполняемого ре монтными рабочими.
Совмещенное техническое обслуживание обычно проводится в автотранспортных предприятиях северо-восточных районов в сен тябре при подготовке автомобилей к осенне-зимнему периоду экс плуатации.
ПОДГОТОВКА СИСТЕМЫ СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ
Под воздействием температурных и нагрузочных режимов, осо бенно при применении несоответствующих сортов масел, в карте рах и на деталях двигателей появляются смолоотложения в смеси
смеханическими примесями; особенно это проявляется у дизелей.
Взависимости от степени загрязненности могут быть использо ваны следующие способы очистки: при значительном загрязнении и засмолении деталей — разборка двигателей, при незначительном загрязнении — промывка системы смазки.
Вкачестве промывочных жидкостей могут быть использованы: смесь, состоящая из 50% дизельного топлива и 50% маловязкого масла для двигателей, а также смесь из 45% уайт-спирита, 45% ма
шинного масла СУ и 10% ацетона.
Внутреннюю полость дизельного двигателя от смолоотложений очищают маловязкими маслами в следующей последовательности. Пускают двигатель и прогревают его до температуры 80—85° С, после чего, остановив его, сливают масло из картера и корпусов фильтров тонкой и грубой очистки через имеющиеся сливные от верстия. Заменяют элемент фильтра тонкой очистки, а элемент фильтра грубой очистки тщательно промывают в чистом дизельном топливе или керосине и продувают сжатым воздухом, после чего смачивают в подогретом масле, применяемом для двигателя зимой. После сборки и установки на место фильтров в картер двигателя заливают до необходимого уровня подогретое масло. Пустив двига тель и дав ему проработать в течение 4—5 -мин на режиме холосто
24
го хода (600—700 об/мин), вновь останавливают его и сливают масло из картера и корпусов фильтров грубой и тонкой очистки. Вновь разбирают и промывают в чистом топливе элемент фильтра грубой очистки и заменяют элемент фильтра тонкой очистки масла. По окончании указанных работ в картер двигателя заливают до требуемого уровня подогретое зимнее масло соответствующего сор та. Для промывки дизельного двигателя можно применять регене рат масел Дп-8 или Діп-11.
У двигателей ЗИЛ-375, ГАЗ-53, ГАЗ-66— фильтры тонкой очист ки центробежные (центрифуги) с реактивным приводом. Под дей ствием центробежных сил механические частицы, находящиеся в масле, отбрасываются от центра и осаждаются на стенках корпу са, образуя при этом плотный слой осадков (табл. 7).
Очистка центрифуги производится одновременно с подготовкой системы смазки и заменой в двигателе масла. Центрифугу очища ют в следующей последовательности.
После остановки двигателя, отвернув гайку, снимают наружный кожух; затем, отвернув центральную гайку, снимают крышку и про мывают ее в бензине или керосине. Сняв сетчатые фильтры кана лов, подводящих масло к жиклерам, промывают их и продувают воздухом, после чего очищают от грязи и смолоотложений каналы на шайбе кожуха. После очистки и окончательной сборки работу центрифуги проверяют на слух. При остановке двигателя у исправ ной центрифуги ротор должен продолжать вращаться в течение 2—3 мин, создавая при этом характерный шум.
Загрязненные отложениями маслопроводы, а у двигателей ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206 масляные радиаторы нарушают работу системы смазіси. В результате возникают повышенные износы и задиры ра бочих поверхностей со-
I
род для растворения и удаления скопившихся в нем отложений.
Промывку масляных радиаторов двигателей ГАЗ-66 и ЗИЛ-375 не обходимо производить одновременно с -про мывкой и очисткой сис темы смазки двигателя.
Д Поступление масла
5
Рис. 18. Приспособление для проверки исправ ности манометра системы смазки
25
|
|
|
|
Т а б л и ц а 7 |
|
|
|
Групповой состав отложений, 90 |
|
Двигатель |
Масло |
масло и смолы |
асфальтены |
асфальт9 генопые кпсяоты |
|
|
и оксикнслоты |
и эстолнлы |
|
ГАЗ-66 |
СУ |
57,4—63,4 |
5 ,4 -8 ,2 |
2,7—8,5 |
ЯМ3-238 |
Дп-8 |
63,6—74,1 |
2,7—12,1 |
0 ,6—2,1 |
Учитывая, что зимой приходится часто отключать масляный радиа тор, проверяют исправность отключающих кранов.
При пусках холодных и недостаточно разогретых двигателей, особенно при применении вязких или летних сортов масел, давление в системе смазки увеличивается в 4—5 раз против нормального, вы зывая этим повреждение или разрушение манометров.
Исправность манометра системы смазки проверяют на работаю щем, прогретом до температуры 75—80° С двигателе.
Манометр системы смазки двигателей ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206 (рис. 18) можно проверить при помощи тройника 4, присоединенно го к маслопроводу 3, подводящему масло к проверяемому маномет ру 1, закрепленному на щитке 2 приборов автомобиля, и контроль ному манометру 5.
Манометр считается годным к эксплуатации, если разница в по казаниях между проверяемым и контрольным манометрами не пре вышает 0,25 кГ/см2.
ПОДГОТОВКА СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ
При подготовке системы питания двигателя к зимней эксплуа тации необходимо очистить все приборы, топливные баки и топли вопроводы от топлива и загрязнений; проверить, отремонтировать и отрегулировать приборы питания двигателей — карбюраторы, топ ливные насосы и форсунки; тщательно проверить исправность и гер метичность приборов и топливопроводов системы питания.
Промывать топливный бак можно непосредственно на автомоби ле с помощью пара при избыточном давлении 0,25—0,50 кГ/см2 или воды, нагретой до 60—70° С. При промывке сливное отверстие бака все время должно оставаться открытым для удаления из него кон денсата 'воды и загрязнений.
Перед присоединением к баку топливопроводов необходимо проверить их исправность, отсутствие в них трещин, глубоких вмя тин и крутых изгибов, затрудняющих циркуляцию топлива.
Герметичность системы питания проверяют после сборки и уста новки на место всех приборов и топливопроводов системы питания. Для этого необходимо, заполнив бак автомобиля топливом (при отсутствии прибора НИИАТа), взамен крышки установить в залив
26