Файл: Бакуревич Ю.Л. Эксплуатация автомобилей на Севере.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.06.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При соблюдении основных правил эксплуатации по своим низ­ котемпературным свойствам электролит стандартных аккумуля­ торных батарей способен обеспечить их надежную работу зимой при температурах окружающего воздуха не ниже минус 20° С.

Тормозные и амортизаторные жидкости

Применяемые на автомобилях тормозные жидкости (табл. 6) по своим основным физико-химическим свойствам недостаточно удовлетворяют требованиям зимней эксплуатации.

Таблица 6

Физико-химические

БСК

эск

Спирто-глице­

ГТЖ-22

ГТН

показатели

 

риновая смесь

Плотность при +20° С 0,87—0,9

0,88—0,9

0,991—1,03

1,106—1,112

0,850

Вязкость, сст,

при:

 

 

 

 

 

+50° С

................. 7,2—7,8

7,5—8,5

6,0—7,5

7 ,9 -8 ,3

10

0° С .......................

50—78

50—60

50—60

70—78

___

—40° С

.................

790—1350

915—1500

1400—1800

2200

___

—45° С

................

1500

Температура

 

помут-

- 3 4

—34

—40

 

нения, °С,

не

выше

Температура

замерза-

—40

—40

—45

—65

—65

ния, °С,

не

выше

По своим вязкостно-температурным свойствам лучшей тормоз­ ной жидкостью, особенно при эксплуатации в условиях особо низ­ ких температур, является жидкость ГТН, приготовленная на неф­ тяной основе. Однако она обладает тем недостатком, что все резиновые изделия, соприкасающиеся с ней, должны быть изготов­ лены из наиболее стойких против топлива и масла сортов резины (бензомаслоустойчивой).

Всесезонная жидкость ГТЖ-22, изготовленная ца гликолиевой основе, имеет удовлетворительные низкотемпературные качества и может быть использована при температуре не ниже минус 50° С.

У тормозных жидкостей ЭСК и БСК, изготовленных на касто­ ровой основе, при температуре ниже минус 20° С значительно уве­ личивается вязкость и наблюдается кристаллизация касторового масла.

Наименьшую температуру застывания минус 70° С имеет жид­ кость АМГ-10 (ГОСТ 6794—53) на нефтяной основе.

Загустевание жидкости в корпусах амортизаторов является одной из причин их поломок зимой. Для обеспечения надежной ра­ боты жидкости, применяемые для амортизаторов, должны обладать малой вязкостью.

Вязкостно-температурные свойства масел (рис. 17), применяе­ мых в качестве смесей или в чистом виде для амортизаторов, по-

20


называют, что использова­ ние смесей трансформатор­ ного и турбинного масел допустимо в районах, имею­ щих температуру окружаю­ щего воздуха не ниже ми­ нус 30—35° С. При эксплуа­ тации автомобилей в усло­ виях более низких темпера­ тур (минус 40°С) процент­ ное содержание трансфор­ маториого масла в смеси должно быть соответственно увеличено.

Масла МВГ илн МГЗ могут быть использованы в качестве жидкости для амортизаторов зимой во всех климатических зонах.

Консистентная смазка ЦИАТИМ-201 (ГОСТ 6267— 59) рекомендуется для все­ сезонного применения при температурах до минус 60° С.

Рис. 17. Вязкостно-температурная характе­ ристика масел, применяемых в амортизато­ рах:

1 - МВГ; 2 — трансформаторное; 3 — АУ; 4 — ве­ ретенное; 5 —турбинное

Г л а в а 2

ПОДГОТОВКА АВТОМОБИЛЕЙ К ЗИМНЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Для надежной работы автомобилей зимой рекомендуется забла­ говременно, до наступления морозов, проинструктировать водите­ лей и обслуживающий автомобили персонал об особенностях эксплуатации автомобилей зимой, провести техническое обслужи­ вание и оборудовать автомобили дополнительными средствами утепления и обогрева. Сложные климатические и дорожные усло­ вия большая протяженность рейсов, трудности в устранении воз­ никших в пути технических неисправностей и буксировки отказав­ ших в работе автомобилей требуют отличного технического состояния подвижного состава, предназначенного к эксплуатации. Оно достигается в результате следующих мероприятии: очередных операций технического обслуживания, сезонного обслуживания, текущих ремонтов, оборудования автомобилей дополнительными средствами утепления, обогрева, увеличения количества приборов наружного освещения, укомплектования индивидуальным набором

21

запасных частей, дорожного инструмента и буксирным устрой­ ством.

До последнего времени техническое состояние узлов и агрегатов автомобилей оценивалось весьма субъективно по динамическим и тяговым качествам, эффективности торможения, управляемости,

легкости

пуска

двигателя, по величинам расхода

топлива, масла,

а также

путем

применения незначительной номенклатуры конт­

рольно-проверочных и измерительных приборов

и специального

оборудования.

 

 

В последние годы для определения технического состояния де­ талей и узлов автомобиля без их разборки применяется метод диагностики. В отдельных автотранспортных предприятиях страны созданы и оборудованы посты или станции диагностики техничес­ кого состояния автомобиля.

Их целесообразно располагать вне зоны технического обслужи­ вания автомобилей так, чтобы иметь возможность производить объективную оценку технического состояния агрегатов и механиз­ мов автомобилей при возвращении из рейса перед направлением их на техническое обслуживание ТО-1 и особенно ТО-2.

Периодичность технического обслуживания в условиях Севера составляет для ТО-1 1000— 1200 км, для ТО-2 5000—6000 км.

На постах диагностики определяют техническое состояние дви­ гателя, механизма сцепления, коробки передач и раздаточной ко­ робки, карданных валов, главной передачи ведущих мостов, поло­ жение управляемых колес, рулевых тяг, тормозной системы,

деталей

подвески, шин и системы электрического оборудования,

а также

исправность установленных на автомобиле контрольно-

измерительных приборов.

Метод безразборной диагностики в 4—5 раз сокращает затрату времени, обеспечивает качественную проверку механизмов, связан­ ных с безопасностью движения (рулевого управления, управляе­ мых колес, тормозов и др.).

По своему характеру контрольно-проверочные работы, вы­ полняемые на станции диагностики, делятся на две группы: статические, т. е. выполняемые на специальном посту с использо­ ванием определенной контрольно-проверочной и измерительной аппаратуры, и динамические, выполняемые на тормозных стендах. На панелях пульта управления стенда размещены: газовый счет­ чик, определяющий количество газов, прорвавшихся из цилиндров двигателя в картер; прибор К-19, определяющий состояние цилинд­ ро-поршневой группы; вакуумметр для определения разрежения во впускном трубопроводе двигателя; электронный осциллографа для проверки работы приборов зажигания карбюраторных двига­ телей; электрогазовый анализатор для определения состава, отра­ ботавших газов; электрический термометр для определения темпе­ ратуры жидкости в системе охлаждения; электрический термометр для определения наружной температуры блока или головки цилиндров; манометры и др.

22


Количество установленных на панелях пульта управления пере­ носных приборов для определения технического состояния механиз­ мов автомобиля определяется задачами данной станции диагнос­ тики, типажом автомобилей, подвергающихся проверке, и отводи­ мым на проверку одного автомобиля временем.

Учитывая, что диагностика входит в систему технического обслу­ живания, а следовательно, и в подготовку автомобилей к зимней эксплуатации, ее необходимо производить непосредственно перед техническим обслуживанием, т. е. после выполнения моечно-убо­ рочных операций.

В зависимости от технического состояния, количества подвиж­ ного состава и условий его работы проведение технического обслу­ живания и подготовка автомобилей к зимней эксплуатации должны быть организованы по специально составленному плану.

При агрегатно-постовом методе ТО-2 и дополнительные работы по подготовке к зиме выполняются не сразу в полном объеме, а в несколько заездов автомобиля в пункт технического обслуживания, причем в каждый из заездов обслуживаются только определенные узлы и агрегаты.

При агрегатно-постовом методе также организуются специали­ зированные по видам выполняемых .работ посты с закрепленным за ним квалифицированным персоналом, что имеет те же преимуще­ ства, что и ремонт на поточной линии.

Подготовку автомобилей к зимней эксплуатации, совмещенную с ТО при поточном методе, выполняют в строгой последовательно­ сти на специализированных постах, оснащенных необходимым обо­ рудованием.

Операции группируют по их трудоемкости с таким расчетом, чтобы продолжительность простоя автомобилей на каждом посту была бы по возможности одинаковой.

Преимущество данного метода подготовки автомобиля к зимней эксплуатации состоит в том, что расчленение объема работ на ряд комплексных операций позволяет наиболее эффективно использо­ вать имеющееся современное гаражное оборудование, механизиро­ вать трудоемкие процессы и операции, используя ремонтных рабо­ чих низкой .квалификации без ущерба качеству выполняемых работ.

При подготовке автомобилей к зимней эксплуатации поточным методом рекомендуется обслуживать в первую очередь исправные и требующие текущего ремонта в малом объеме автомобили. Авто­ мобили, требующие значительного текущего ремонта, нужно на­ правлять в мастерские, и только после устранения неисправностей — на поточную линию для сезонного обслуживания и подготовки к зиме.

Если автотранспортное предприятие имеет автомобили разных марок, то для ритмичной работы поточной линии рекомендуется •одновременно загружать ее автомобилями одной марки. Дизельные автомобили рекомендуется обслуживать отдельно от автомобилей с карбюраторными двигателями.

23


Автомобильные поезда подвергаются обслуживанию по особому графику. Время на обслуживание и подготовку поезда должно быть увеличено на 30—40%. При этом не нарушается ни установленная ритмичность обслуживания автомобилей на поточной липни, ни технологическая .последовательность выполнения основных опе­ раций.

Метод использования специализированных бригад или организа­ ции тупиковых постов наиболее приемлем при подготовке и обслу­ живании автомобилей большой грузоподъемности (КрАЗ-219, МАЗ-500, МАЗ-525 и др.) и в тех случаях, когда нет условий для обслуживания автомобилей поточным методом.

Состав бригад может быть изменен в зависимости от объемов обязательных и дополнительных работ, от технического состояния и марок автомобилей, от климатических условий эксплуатации ав­ томобилей.

Водители также участвуют в подготовке автомобилей к зимней эксплуатации. Частично выполняя необходимые работы, они контро­ лируют качество технического обслуживания, выполняемого ре­ монтными рабочими.

Совмещенное техническое обслуживание обычно проводится в автотранспортных предприятиях северо-восточных районов в сен­ тябре при подготовке автомобилей к осенне-зимнему периоду экс­ плуатации.

ПОДГОТОВКА СИСТЕМЫ СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ

Под воздействием температурных и нагрузочных режимов, осо­ бенно при применении несоответствующих сортов масел, в карте­ рах и на деталях двигателей появляются смолоотложения в смеси

смеханическими примесями; особенно это проявляется у дизелей.

Взависимости от степени загрязненности могут быть использо­ ваны следующие способы очистки: при значительном загрязнении и засмолении деталей — разборка двигателей, при незначительном загрязнении — промывка системы смазки.

Вкачестве промывочных жидкостей могут быть использованы: смесь, состоящая из 50% дизельного топлива и 50% маловязкого масла для двигателей, а также смесь из 45% уайт-спирита, 45% ма­

шинного масла СУ и 10% ацетона.

Внутреннюю полость дизельного двигателя от смолоотложений очищают маловязкими маслами в следующей последовательности. Пускают двигатель и прогревают его до температуры 80—85° С, после чего, остановив его, сливают масло из картера и корпусов фильтров тонкой и грубой очистки через имеющиеся сливные от­ верстия. Заменяют элемент фильтра тонкой очистки, а элемент фильтра грубой очистки тщательно промывают в чистом дизельном топливе или керосине и продувают сжатым воздухом, после чего смачивают в подогретом масле, применяемом для двигателя зимой. После сборки и установки на место фильтров в картер двигателя заливают до необходимого уровня подогретое масло. Пустив двига­ тель и дав ему проработать в течение 4—5 -мин на режиме холосто­

24


го хода (600—700 об/мин), вновь останавливают его и сливают масло из картера и корпусов фильтров грубой и тонкой очистки. Вновь разбирают и промывают в чистом топливе элемент фильтра грубой очистки и заменяют элемент фильтра тонкой очистки масла. По окончании указанных работ в картер двигателя заливают до требуемого уровня подогретое зимнее масло соответствующего сор­ та. Для промывки дизельного двигателя можно применять регене­ рат масел Дп-8 или Діп-11.

У двигателей ЗИЛ-375, ГАЗ-53, ГАЗ-66— фильтры тонкой очист­ ки центробежные (центрифуги) с реактивным приводом. Под дей­ ствием центробежных сил механические частицы, находящиеся в масле, отбрасываются от центра и осаждаются на стенках корпу­ са, образуя при этом плотный слой осадков (табл. 7).

Очистка центрифуги производится одновременно с подготовкой системы смазки и заменой в двигателе масла. Центрифугу очища­ ют в следующей последовательности.

После остановки двигателя, отвернув гайку, снимают наружный кожух; затем, отвернув центральную гайку, снимают крышку и про­ мывают ее в бензине или керосине. Сняв сетчатые фильтры кана­ лов, подводящих масло к жиклерам, промывают их и продувают воздухом, после чего очищают от грязи и смолоотложений каналы на шайбе кожуха. После очистки и окончательной сборки работу центрифуги проверяют на слух. При остановке двигателя у исправ­ ной центрифуги ротор должен продолжать вращаться в течение 2—3 мин, создавая при этом характерный шум.

Загрязненные отложениями маслопроводы, а у двигателей ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206 масляные радиаторы нарушают работу системы смазіси. В результате возникают повышенные износы и задиры ра­ бочих поверхностей со-

I

род для растворения и удаления скопившихся в нем отложений.

Промывку масляных радиаторов двигателей ГАЗ-66 и ЗИЛ-375 не­ обходимо производить одновременно с -про­ мывкой и очисткой сис­ темы смазки двигателя.

Д Поступление масла

5

Рис. 18. Приспособление для проверки исправ­ ности манометра системы смазки

25

 

 

 

 

Т а б л и ц а 7

 

 

 

Групповой состав отложений, 90

Двигатель

Масло

масло и смолы

асфальтены

асфальт9 генопые кпсяоты

 

 

и оксикнслоты

и эстолнлы

ГАЗ-66

СУ

57,4—63,4

5 ,4 -8 ,2

2,7—8,5

ЯМ3-238

Дп-8

63,6—74,1

2,7—12,1

0 ,62,1

Учитывая, что зимой приходится часто отключать масляный радиа­ тор, проверяют исправность отключающих кранов.

При пусках холодных и недостаточно разогретых двигателей, особенно при применении вязких или летних сортов масел, давление в системе смазки увеличивается в 4—5 раз против нормального, вы­ зывая этим повреждение или разрушение манометров.

Исправность манометра системы смазки проверяют на работаю­ щем, прогретом до температуры 75—80° С двигателе.

Манометр системы смазки двигателей ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206 (рис. 18) можно проверить при помощи тройника 4, присоединенно­ го к маслопроводу 3, подводящему масло к проверяемому маномет­ ру 1, закрепленному на щитке 2 приборов автомобиля, и контроль­ ному манометру 5.

Манометр считается годным к эксплуатации, если разница в по­ казаниях между проверяемым и контрольным манометрами не пре­ вышает 0,25 кГ/см2.

ПОДГОТОВКА СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ

При подготовке системы питания двигателя к зимней эксплуа­ тации необходимо очистить все приборы, топливные баки и топли­ вопроводы от топлива и загрязнений; проверить, отремонтировать и отрегулировать приборы питания двигателей — карбюраторы, топ­ ливные насосы и форсунки; тщательно проверить исправность и гер­ метичность приборов и топливопроводов системы питания.

Промывать топливный бак можно непосредственно на автомоби­ ле с помощью пара при избыточном давлении 0,25—0,50 кГ/см2 или воды, нагретой до 60—70° С. При промывке сливное отверстие бака все время должно оставаться открытым для удаления из него кон­ денсата 'воды и загрязнений.

Перед присоединением к баку топливопроводов необходимо проверить их исправность, отсутствие в них трещин, глубоких вмя­ тин и крутых изгибов, затрудняющих циркуляцию топлива.

Герметичность системы питания проверяют после сборки и уста­ новки на место всех приборов и топливопроводов системы питания. Для этого необходимо, заполнив бак автомобиля топливом (при отсутствии прибора НИИАТа), взамен крышки установить в залив­

26