Файл: Бакуревич Ю.Л. Эксплуатация автомобилей на Севере.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.06.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Способ разогрева двигателей электроэнергией должен отвечать следующим требованиям.

Обеспечивать режим работы как с непрерывным подогревом двигателя в течение всего времени межсменной стоянки автомоби­ лей (при использовании любой жидкости в системе охлаждения), так и с кратковременным предпусковым разогревом, когда автомо­ били включаются на подогрев на некоторое время перед выездом (при использовании антифриза в системе охлаждения).

При указанных режимах нагрева показатели эффективности должны быть следующими:

температура жидкости в системе охлаждения двигателей и в системе отопления салонов автобусов не должна быть: в наиболее холодных их частях ниже +10° С, а в наиболее нагретых частях двигателя — выше +30° С (в целях экономии электроэнергии и во избежание стекания горячего жидкого масла с трущихся деталей и неизбежного при этом увеличения пусковых износов).

Наиболее холодными местами являются:

вдвигателе — нижний патрубок радиатора;

всистеме отопления автобуса — наиболее удаленная от двигате-' ля часть салона.

Вся система подводки и распределения тока по автомобилям должна обеспечивать необходимую эффективность подогрева дви­ гателя и вместе с тем полную безопасность для обслуживающего персонала и полную пожарную безопасность. Расчет электронагре­ вательных элементов должен вестись из условия, что двигатели на­ дежно укрыты утепляющими чехлами.

Габаритные размеры и конструкции электронагревательных элементов должны обеспечивать, удобство монтажа (и демонтажа) их на двигателе без какого-либо изменения в конструкции или кон­ фигурации деталей автомобиля.

Допускается только замена стандартного нижнего патрубка радиатора (например, двигателей ЗИЛ-164, ЗИЛ-130) специальным патрубком в том случае, если без этого двигатель не может быть оборудован электронагревателем.

Масло в картере двигателей разогревают также закрытыми на­ гревательными элементами. Нагреватель должен быть легкосъем­ ным и монтироваться снаружи под поддоном картера двигателя в специальной теплоизолированной обойме, .крепящейся под двумя болтами крепления картера. Монтаж нагревателя внутри картера запрещается.

Температура масла в картере двигателей должна быть от +5 до + 15° С.

При любом режиме подогрева двигателя (межсменном или предпусковом) масло разогревают только перед пуском двигателя.

Розетка с кабелем, подводящая ток от распределителей аппара­ туры к вилкам нагревателей, должна находиться на распредели­ тельной системе (шкафу, колонке, щите).

155


ТРЕБОВАНИЯ К БЕЗГАРАЖНЫМ СТОЯНКАМ С РАЗОГРЕВОМ АВТОМОБИЛЕЙ ГОРЯЧИМ ВОЗДУХОМ

Наружная проводка выполняется с электро- и гидроизоляцией. Разогрев автомобилей горячим воздухом может быть осуществ­ лен в двух вариантах: с надземным и подземным расположением

теплообменников (калориферов) и воздуховода.

Достоинством этого способа является использование самых раз­ нообразных видов энергии, т. е. универсальность. Этот способ дает полную безопасность как в отношении охраны труда, так и пожар­ ной безопасности (за исключением огневого калорифера), исключа­ ет какие-либо приспособления или устройства, монтируемые на ав­ томобиле, затраты труда и времени водителя, затраты, связанные со скалыванием и уборкой льда, уменьшает расход воды н образо­ вание накипи в системе охлаждения.

Недостатками способа являются:

необходимость капитальных работ, связанных с устройством подземных воздуховодов, что неудобно для действующего авто­ транспортного предприятия, имеющего асфальтированную площад­ ку, подземные коммуникации;

установка на территории стоянки воздухораздаточных окон (бу­ док), выступающих над уровнем площадки и поэтому затрудняю­ щих маневрирование автомобилей особенно с прицепами и полу­ прицепами.

Разогрев автомобилей горячим воздухом должен обеспечивать режим работы как с непрерывным подогревом автомобилей в тече­ ние межсменной стоянки, так и с кратковременным предпусковым разогревом (при использовании антифриза).

Воздухообогрев должен обеспечить температуру дизельного топлива у топливозаборника не ниже +5° С, аккумуляторных бата­ рей— не ниже 0°С.

Разница в температуре двигателей автомобилей, стоящих в на­ чале и в конце воздуховода, не должна превышать 5° С.

ТРЕБОВАНИЯ К БЕЗГАРАЖНЫМ СТОЯНКАМ АВТОМОБИЛЕЙ, ОБОРУДОВАННЫМ ГАЗОВЫМИ ГОРЕЛКАМИ ИНФРАКРАСНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ

Все автомобили, расположенные на площадке хранения, долж­ ны быть обеспечены горелками либо с природным, либо со сжижен­ ным газом в соответствии с наличием и с проектами Южгипрогаза и Мосгазпроекта, утвержденными Управлением пожарной охраны Министерства внутренних дел СССР и газового надзора Комитета Госгортехнадзора.

Пуск в эксплуатацию установок с газовыми горелками, которые на наружной поверхности должны иметь специальное клеймо «Ав­ томобильная», разрешается только после приемки их указанными органами надзора.

156


Установки должны гарантировать от повреждений газовую сеть при движении автомобилей в пределах стоянки, не затруднять по­ становку автомобилей на подогрев, обеспечивать пожарную и сани­ тарную безопасность.

При скорости ветра 15 м/сек ветроустойчивость горелки (кон­ струкция ее установки в подогреватель) должена обеспечивать ее работу без потухания.

Установка с к. п. д. не ниже 50% должна иметь регулировку интенсивности подогрева автомобилей в зависимости от температу­ ры окружающего воздуха и давать возможность подогрева авто­ мобиля непрерывно — в течение всего межсменного времени стоян­ ки и периодически—-без опорожнения системы охлаждения непосредственно перед пуском в случае заполнения системы охлаж­ дения антифризом.

При использовании газовых горелок для подогрева жидкости в системе охлаждения путем установки их под днищем теплообмен­ ника следует использовать горелки и для подогрева агрегатов трансмиссии, для чего предусматривают газоподводящий шланг и устройство для закрепления горелки под разогреваемым агрегатом.

ВЫБОР РАСПОЛОЖЕНИЯ И РАЗМЕРА ПЛОЩАДОК

Хранение автомобилей на открытых площадках в условиях арк­ тической подзоны имеет ряд характерных особенностей. Так, если в средней полосе СССР для хранения автомобилей зимой и летом ис­ пользуется одна и та же площадка и выбор ее не представляет осо­ бых трудностей, то на Севере для небольших предприятий часто приходится подбирать две площадки — отдельно для зимнего и лет­ него периодов, так как площадка для летнего периода должна иметь твердое каменистое покрытие (щебенчатое или гравийное) с хорошим стоком талых и дождевых вод, давать возможность расстановски автомобилей с интервалами между бортами автомобилей 1,5—2 м и расстоянием между рядами 5—8 м.

Для зимнего хранения автомобилей площадку нужно выбирать на открытом возвышенном месте, хорошо продуваемом зимними ветрами, в противном случае происходит занос автомобилей сне­ гом.

Размер площадки подбирают из следующих условий: интервал между автомобилями не менее 6—8 м, расстояние между рядами автомобилей — не менее 40—50 м. Для увеличения продуваемости площадки ветром автомобили устанавливаются в шахматном по­ рядке, под колеса прокладывают лаги высотой 15—20 см.

Для предупреждения заноса снегом автомобили устанавливают на площадке радиаторами против направления господствующих ветров, так как при этом улучшается продуваемость площадки, а снежные сугробы образуются позади автомобилей, что улучшает условия выезда с площадки.

Схема расположения автомобилей на площадке для зимнего хра­ нения приведена на рис. 119.

157


во

о

а

§

Рис. 119. Схема расположения автомобилей на площадке для зимнего хранения

Во избежание снежных заносов площадки-стоянки необходимо располагать не менее чем на 80—100 м от других строений.

Образованию снежных сугробов также способствуют различные крупные предметы на площадке (бочки, ящики, угольные кучи и др.). По этой же причине не рекомендуется делать сплошной за­ бор вокруг площадки. При необходимости молено огородить пло­ щадку стоянки изгородью из кольев и нескольких рядов проволоки. Такая изгородь хорошо продувается ветром.

В средней полосе Советского Союза при безгаражном хранении автомобилей на площадках с подогревом двигателей для защиты автомобилей от атмосферных осадков и солнечных лучей рекомен­ дуется создавать навесы, особенно для хранения легковых автомо­ билей и автобусов. В условиях Крайнего Севера этого делать не следует, так как навесы только увеличат заносы автомобилей снегом.

Временные сооружения в виде деревянного каркаса с брезенто­ вой крышей не дают положительных результатов, так как из-за сильных ветров при самом тщательном укреплении не удается удер­ жать такую брезентовую крышу.

На Севере при эксплуатации временных зимних дорог для тех­ нического обслуживания и ремонта агрегатов и автомобилей в ка­ честве временного укрытия могут быть использованы стандартные палатки размером, например 7X21 м (рис. 120), натянутые на кар­ кас из жердей, но увеличенные по высоте на 1 м, или крытые сру­ бы, сооруженные из неотесанных бревен.

Временные сооружения необходимо располагать с учетом защи­ ты их от ветров рельефом местности.

158

Во время пурги или метели в кабину автомобиля, подкапотное пространство двигателя и в отдельные плохо защищенные узлы и агрегаты набивается большое количество плотного снега.

Горловины топливных баков, воздушные фильтры, выходное от­ верстие глушителя, пробка радиатора й маслозаливная горловина ' должны плотно закрываться брезентовыми колпаками.

Кабины, подкапотное пространство, кузова-фургоны автомоби­ лей и кузова автобусов надо надежно герметизировать резиновыми или хлопчатобумажными уплотнителями (лентами-прокладками).

Укрытие брезентом всей передней части автомобиля, включая и кабину, ухудшает общую продуваемость площадки ветром и уве­ личивает объем снегоуборочных работ.

В случае недостаточной эффективности указанных мероприятий необходимо организовать общую снегозащиту, которая может быть выполнена стационарной или переносной временной.

На участках с объемом снежных заносов, превышающим 200— 250 м 3 на 1 пог. м, целесообразно применять стационарные снегоза­ держивающие заборы.

Стационарная снегозащита (рис. 121) делается из щитов раз­ мером 6,0 X 3,4 м из горбыля с просветами 8—10 см. Горбыль за­ крепляют на поперечинах из подтоварника, опирающихся на стойки из бревен диаметром 15—18 см с подпорками с одной или двух сторон.

Применяют щиты высотой и до 3 м с просветами 60—70% (а не 40%, как было ранее).

Вместо горбыля для устройства снегозащиты могут быть исполь­ зованы ветки кустов, связанные в пучки и вплетаемые, как плетень, между 5—6 поперечинами.

Изготовленные щиты устанавливают перед площадкой хранения в направлении, перпендикулярном господствующим зимой ветрам (рис. 122).

Необходимо правильно выбрать расстояние А от снегозащиты до площадки, которое определяется из условия отложения сугро­ бов снега не менее чем за 8—10 м до начала защищаемой площадки

Рис. 120. Ремонт автомобиля в брезентовой палатке

159