Файл: Арховский В.Ф. Основы автоматического регулирования учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

окружающего воздуха, его влажности и т. п.) причин. Однако ка­ чественно картина протекания этих кривых в широком диапазоне внешних условий для различных ТРД аналогична показанной на графиках. Таким образом, функции (4.1) нелинейны и каждая из них зависит от двух аргументов (двух воздействий) — п и GT.

Для решения этих характеристик вначале проведем их линеа­ ризацию. Дадим малые приращения аргументам п и Gx от их

а)

 

 

 

 

в)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4.5. Различный вид протекания

статических характеристик

 

ТРД:

 

 

 

 

 

а—при постоянной подаче

топлива;

б—при постоянном

числе

 

оборотов

 

 

 

 

 

исходного статического значения п0 и

GTo. Тогда

эти прираще­

ния будут иметь вид; •

 

 

 

 

 

 

 

Д/z — /2

/2-0; ДСХ— Gx

Gxо,

 

 

 

считая при этом Дп>0, когда

п > п а и AGT> 0 ,

когда GT> G T ,

Линеаризуем функции (4.1) аналитически,

для чего воспользу­

емся приближенным соотношением (3.16):

 

 

 

Mx = f { n , От) Ж т ( л + д л , О т +

д О 1) =

ЛГТ0 +

( - ^

- )

д л +

M K= f { n , Ог) М к(п + А п , GT + AGr) = M Ko + ^ 0Ati +

I

( д М к \

AGT

М

дОт)

о

(4.2)

95


где Мт = М К — значения моментов на установившемся режиме,

О

О

 

 

 

 

для которого Му —Мк =0;

 

 

<ШТ

/ <ШТ \

/ <ЖК \

! дМк

 

 

 

 

I

('

частные производные,

дп

dGT

дп

 

dGr

 

взятые при исходных значениях аргументов (в окрестности уста­ новившегося режима), что показывают стоящие при производ­ ных индексы. Аналитический принцип их нахождения рассмот­ рен ранее.

Уравнения (4.2) описывают некоторые прямые (касатель­ ные), проведенные к кривым Мти Мк в точках исходного уста­ новившегося режима при малых приращениях аргументов Дп и Д(?т, так как оба уравнения имеют первый порядок. Графически линеаризация функций (4.1), как известно, сводится к замене от­ резков соответствующих кривых касательными, проведенными к

ним в точках 1 и 2 (рис. 4.5, а, б).

Здесь же показано

графиче­

ское нахождение членов уравнений

(4.2).

 

 

Подставим значения моментов [выражения

(4.2)]

в правую

часть исходного дифференциального уравнения

(3.2),

тем самым

найдем реакцию ТРД на изменение исходных воздействий.'Учи­ тывая, что Му =М К можем написать:

j du> _ дМу dt ~ дп

Сгруппировав члены, относящиеся к изменению числа оборо­ тов, и перенося их в левую часть последнего выражения, имеем:

/ -^ - +

ЬМк

дМ т\

1

д

 

дМу

I дМк

ДGy

(4. 3)

 

_______ 1 _ ‘

j

Д я =

 

 

[ dGy ).]

dt

дп

дп

 

 

 

dGy ,

 

 

Из теоретической механики известно,

что угловая

скорость

м= яп/30, а из математики — что

дифференциал

независимой

переменной равен ее приращению,

т. е. dn = dAn.

 

 

Тогда

 

= —

— .

 

 

(4. 4)

 

 

 

dt

го

 

dt

 

 

'

Подставляя выражение

(4.4).

в

(4.3),

находим

дифференци­

альное уравнение движения ротора ТРД, записанное в абсолют­ ных значениях воздействий — Дп и ДОт:

I

л

d&n

дМк

дМу \

= (

дМу

дМк \

(4. 5)

30

dt

дп

дп

\

dGy

dGy /0 т

Это линейное дифференциальное уравнение с постоянными коэффициентами. Для данного ТРД каждому исходному устано­ вившемуся режиму его работы будет соответствовать свое урав­ нение вида (4.5), имеющее вполне определенные численные зна­ чения коэффициентов.

96


Для упрощения исследований систем широкое распростране­ ние нашли относительные величины воздействий, представляю­ щие собой отношения абсолютных значений воздействий или их отклонений к некоторым постоянным (базисным) значениям этих воздействий. Выбор базисных значений диктуется различными соображениями в зависимости от удобства отсчета. Тан, для ТРД как объекта регулирования наиболее выгодно за базисную вели­ чину принять максимальное число оборотов п& и соответствую­ щий им расход топлива GT6 в стартовых условиях. Тогда относи­

тельные воздействия будут иметь вид:

Дп AG T

п=

ЩGt6

Применение относительных величин воздействий удобно, так как при этом разные по абсолютной величине отклонения приво­ дятся к некоторому общему масштабу, являясь определенной ча­ стью от постоянного значения однажды выбранной базисной ве­ личины.

Введем в уравнение (4.5) относительные значения воздейст­ вий, для чего умножим и разделим левую часть уравнения на пб, а правую — на GT6. Имеем:

я

dn

, / дМк.

дМ ,

дМк

0 TfiGT

— /гй

-------dt

Н ---- ----------

дп -

дат

30

\ дп

 

Упростим последнее выражение. Для этого разделим обе его

части на

( дМк

дМ-т \

I—-------- -— 1 я6

и после простых преобразовании

получим дифференциальное уравнение ТРД как объекта регули­ рования в уже известной нам нормализованной форме [сравните с уравнением (1.10)]

 

 

 

 

 

^

dn | -

(4. 6)

 

 

 

 

 

г «1Г+я=--kA n

 

 

 

 

 

 

где

Т

=/■

 

 

 

— постоянная времени ТРД; (4.7)

 

J л

 

30

дМк

дМг

 

 

 

 

 

 

 

 

V

дп

дп

о

 

( дМт

дМк \ „

 

 

 

I

dG

QC

) ^тб

коэффициент усиления ТРД по подаче'

k„ — — -тг------ -■}

0

\

dMjL_ d M 1_\

топлива.

(4.8)

дп

дп

) 0

 

 

 

Как и ранее,

ТД имеет размерность времени,

а кя — безразмер­

ный коэффициент.

 

 

 

4

3990

97


4.2.2. Анализ уравнения динамики ТРД

Дифференциальное уравнение (4.6) показывает, что ТРД как объект регулирования является инерционным апериодиче­ ским звеном. Решение этого уравнения может быть найдено из­ вестным классическим методом с использованием начальных ус­ ловий. Физически это означает, что можно установить закон из­ менения числа оборотов двигателя п по времени при изменении подачи топлива (AGt=t^0).

Решение неоднородного дифференциального уравнения состо­ ит из общего решения однородного и частного решения неодно­ родного уравнений [см. решение уравнения (1.7)].

_ t _

(4 . 9 )

п = с е 7д-|-£дб?т.

Находим значение постоянной с из последнего выражения путем

задаиия_начальных условий

(/ = 0, ?г = 0).

При подстановке

с =

—/гдСт в выражение (4.9)

и после

простого

преобразования

окончательно имеем

_

/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(4 .

10)

n =

Гд)-

 

 

 

 

 

 

 

 

Переходная функция как реакция двигателя

по числу оборо­

тов на единичное мгновенное входное воздействие

(Дт= 1) при

нулевых начальных условиях представляет собой

экспоненту и

аналитически записывается

в следующем

виде:

 

 

 

 

t

 

 

 

 

( 4 . 1 1 )

л = £д(1 — е т\

 

 

 

 

 

 

 

 

Передаточная функция

ТРД как

апериодического закона

имеет вид:

 

 

 

 

 

 

 

ЦТ, (*)= ■ „ кл- -

,

 

 

(4-

12)

 

У ; ( S Щ

i

 

 

 

 

 

■что следует из рис. 3,6.

 

 

 

 

 

 

 

Выясним физический смысл постоянной

времени двигателя

Тд и коэффициента усиления /гд. Из рис. 4.6, а следует, что пос­ тоянная времени Тд' равна времени tx'. За это время число обо­ ротов двигателя достигло бы нового статического значения (ill), если бы они менялись с постоянной скоростью, равной скорости ■их изменения в начальный момент. Графически такому условию

•соответствовал бы переходный процесс, проходящий по каса­ тельной 3. Эта касательная проведена в начальной точке 0 к экспоненте 2, отображающей действительный вид переходного процесса.

Таким образом, величина Гд характеризует инерционность переходного процесса. Чем меньше Гд, тем быстрее протекает процесс. Это наглядно видно из рис. 4.6, а, где ТРД с постоянной

•98


времени Тл" (кривая 1) имеет большее время t" , при котором будет достигнуто значение д^0,95/1ь чем двигатель с Тл (кри­ вая 2) и временем переходного процесса U'. Как для многих сис­ тем первого порядка, переходный процесс в ТРД можно считать

законченным по истечении времени

Гд.

 

Согласно выражению (4.7)

величина

постоянной времени

ТРД зависит от его массового

момента инерции / и разности

/дМ к

дМ г \

характеризующей

неуравновешенность ро-

--------------- Ч ,

\ дп

дп /0

 

 

(эта

неуравновешенность

тора при постоянной подаче топлива

 

 

 

 

а)

 

б)

 

Рис. 4.6.

 

Кривые переходных процессов

ТРД

при изменении

 

 

 

 

подачи топлива:

 

а—при равных значениях коэффициентов усиления; б— при

 

 

 

равных значениях постоянных времени

может,

например,

возникнуть при изменении

условии полета и

неизменном

положении РУД). Чем

меньше / и чем больше

/дМ к

дМ т\

,

 

 

------- -- — —

 

тем меньше постоянная времени 7V тем быст-

\ дп

дп /0

 

 

 

 

рее реакция ротора ТРД по числу оборотов на изменение пода­ чи топлива.

Коэффициент усиления kR характеризует интенсивность воз­

действия входной величины (GT) на выходную

(п) и устанавли­

вает связь между ними в течение переходного

процесса и после

его окончания.

 

Большему значению коэффициента усиления соответствует большая величина отклонения числа оборотов по окончании пе­ реходного процесса при одной и той же величине подачи топли­ ва. На рис. 4. 6, б при одинаковой постоянной времени Гд двига­ тель, имеющий большее значение kR (& ")>£') , имеет и большее

число .оборотов (n2> n i). Кривая переходного процесса для дви­

гателя, имеющего £ д , на рисунке обозначена цифрой 1, для дви­ гателя с k “ — цифрой 2.

4*

99