ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.06.2024
Просмотров: 498
Скачиваний: 0
ішстоі'а поверхностей даже увеличивается по сравнению с исходной. Но более существенным эффектом от применения присадки является изменение макропрофиля поверхностей трения. Торец приобретает очертание со скругленными краями роликов. Такая геометрия яв ляется весьма благоприятной для смягчения режимов трения. При применении присадки создание такой благоприятной геометрии торцов роликов и бортов колец происходит автоматически для данной пары трения в конкретных условиях ее работы.
На смазке без присадки тяжелые режимы граничного трения могут приводить к возникновению и развитию процессов схватывания, соп ровождающегося вырывамп металла и другими повреждениями поверх ностей трения, а также зарождению мпкротрещнн, развитие которых иногда приводит к образованию сквозных трещин бортов.
При применении присадки поверхностный слой металла приобре тает несколько меньшую твердость, т. е. становится более пластичным, чем основной металл, что способствует смягчению режимов трения.
Присадка ДФ-11 в сочетании с 1% дифениламина значительно по вышает стойкость смазки против окисления.
При монтаже буксового узла смазка_ закладывается в количестве Ѵ3 свободного пространства внутри буксы. Зто составляет для букс с подшипниками диаметром 280 мм 1,6— 1,8 кг, а диаметром 250 мм 1,0— 1,2 кг. Добавление смазки в процессе эксплуатации производится по мере надобности в количестве, достаточном для заполнения 1/3 свободного пространства передней части буксы. Загрязнение’смазки механическими примесями, такими как песок, металлические части цы, определяется растиранием ее между пальцами. Буксы с загряз ненной смазкой подлежат ревизии.
В виде исключения можно взамен смазки ЛЗ-ЦНИИ использовать для добавок однотипные с ней смазки 1-ЛЗ и 1-13. Такая замена не сколько ухудшит эксплуатационные свойства смазки, но не приведет к ее полной порче. Добавление смазок другого типа, например литие вых, недопустимо, так как при этом смазка может сильно разжижаться и вытекать из узла трения.
4.Трансмиссионные, компрессорные
идругие смазочные материалы
Для смазывания трущихся элементов редукторов карданных при водов подвагонных генераторов применяются трансмиссионные масла. Основными элементами трения редукторов являются гипоидная зубча тая передача и опорные подшипники качения. Для данной передачи характерны очень высокие контактные напряжения в зоне зацепления зубьев (несколько тысяч кГ/см2). Поэтому одно из основных требова ний к маслу — высокие противоизносные и противозадирные свойства. Другим важным требованием является хорошая текучесть масла, обеспечивающая непрерывный подвод его к зонам трения зубчатой передачи и подшипников. При этом масло должно обеспечивать работу узла трения круглогодично без смены по сезонам.
3* |
67 |
Для редукторов привода генератора примято трансмиссионное масло ТС-ІО-ОТП (ТУ-38-1-01-7—70), которое представляет собой смесь высоковязкого остаточного масла (деасфальтизат эмбенских неф тей) и маловязкого компонента (велосит анастасьевской нефти). Для снижения температуры застывания в масло добавляется 1 % депрессатора АзНИИ. В качестве противозадирной присадки используется 7% осерненных тетрапропиленов (ОТП).
Основные показатели технических условий на это масло следующие:
Вязкость кинематическая при 100° С ..................... |
не менее 10 сст |
Вязкость динамическая при минус 35° С . . . |
. не более 3000 пз |
Температура засты вания.............................................. |
не выше —40° С |
Температура вспы ш ки................................................... |
по менее 130° С |
Испытание на коррозию па стальных и медных |
|
пластинках............................................................... |
выдерживает |
Масло ТС-ІО-ОТП успешно применяется круглогодично во всех типах редукторов привода подвагонных генераторов при температуре наружного воздуха выше минус 35—40° С. Однако на сети железных дорог имеются районы, в которых зимой температура опускается ниже минус 45° С. Учитывая это, разработано северное масло ТСЗп-9 с тем пературой застывания минус 50° С (ТУ 38-1-260—69). Масло пред ставляет собой смесь маловязкого компонента трансформаторного масла селективной очистки из сернистых нефтей и высоковязкого авиационного масла МС-20 в соотношении 9 : 1 , загущенную вязкост ной полимерной присадкой полиметакрилат.
Требуемые противозадирные характеристики получают введением противозадирной присадки ЛЗ-309/2 (трихлорамиловый эфир динзопропилдитиофосфорной кислоты). Эта присадка содержит три актив ных элемента: серу, хлор и фосфор. Всего в масле присадки ЛЗ-309/2 содержится 6%.
Масло ТСЗп-9 также можно применять во всех типах редукторов привода генераторов пассажирских вагонов круглогодично по сети отечественных дорог. Оно обладает высокими протнвопзносными и про тивозадирными характеристиками, хорошей текучестью при низких температурах и достаточной вязкостью при положительных темпера турах. Введение в его состав вязкостной и противозадирной присадок значительно удорожает масло. Однако для районов, где температура ниже минус 35° С удерживается зимой достаточно устойчиво, масло ТСЗп-9 является единственным, обеспечивающим нормальную работу редукторов.
В качестве смазочных материалов для рефрижераторных вагонов применяется масло ХФ12-18 или ХФ22-24 (ГОСТ 5546—66) для ком прессоров и масло Дп-8 или Дп-11 (ГОСТ 5304—54) для дизелей.
Масло ХФ12-18 — очищенное нефтяное, содержащее 0,2—0,3% антиокислительнсй присадки (дибутилпаракрезол). Масло ХФ-22-24 аналогично маслу ХФ12-18, но загущено вязкостной полимерной присадкой (виниполом). Эти масла предназначены для смазывания компрессоров холодильных машин, работающих на фреоне.
Масла Дп-8 и Дп-11 представляют собой высокоочищенные неф тяные масла, применяемые для смазки быстроходных дизельных'
68
двигателей. В них вводится 3%- многофункциональной присадки ЦИАТИМ-339 или АзНИИ-ЦИАТИМ-1, которые обладают моющими свойствами, снижающими отложение нагаров и лаков на деталях дви гателя. Кроме того, они проявляют антикоррозионное действие. При садка АзНИИ-ЦИАТИМ-1 понижает также температуру застывания.
Основные показатели технических условий на компрессорные и дизельные масла приведены в табл. 8.
|
|
|
|
|
|
|
|
. Т а б л и ц а 8 |
|
Наименование показателей |
ХФ12-18 |
ХФ22-24 |
Дп-8 |
Дп-11 |
|||||
Вязкость |
кинематическая, |
|
|
|
|
|
|||
сст: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
при 50° С |
|
|
|
Не менее |
24,5—28,4 |
|
|
|
|
при 100° С |
|
|
18,0 |
8—9 |
10,5—12,5 |
||||
мг |
КОН |
— |
— |
||||||
Кислотное |
число, |
0,03 |
0,05 |
0,10/0,15 |
0,10/0,20 |
||||
на 1 г масла, не более |
|
|
0,25/0,12 |
0,25/0,12 |
|||||
Зольность, |
% |
масла по |
— |
— |
|||||
Коррозионность |
|
|
13/17 |
13/20 |
|||||
Ппикевнчу на пластинке из |
|
|
|
|
|
||||
листового |
|
свинца |
марки |
|
|
|
|
|
|
СІ или С2 (ГОСТ 3778— |
|
|
|
|
|
||||
65), г/м2 |
|
вспышки |
(оп |
160 |
125 |
|
200 |
190 |
|
Температура |
|
||||||||
ределяемая |
в |
открытом |
|
|
|
|
|
||
тигле), °С, |
не ниже |
|
—40 |
—55 |
—25 |
— 12 |
|||
Температура застывания, °С, |
|||||||||
не выше |
|
до |
добавки |
|
|
|
0,2 |
0,4 |
|
Коксуемость |
|
|
|
||||||
присадки, |
%, не более |
|
|
|
|
|
|||
П р и м е ч а н и е . В |
числителе — с присадков ЦИАТИМ-339, |
в |
знаменателе — с при |
||||||
садков АзНИИ-ЦИАТИМ-1, |
|
|
|
|
|
||||
Кроме перечисленных смазочных материалов, для узлов трения |
|||||||||
вагонов применяются различные масла и смазки общего |
назначения: |
||||||||
индустриальные, |
автолы, |
технический вазелин, |
осерненная и др. |
Эти смазочные материалы идут на смазывание менее ответственных деталей вагонов. Ассортимент и порядок применения смазочных ма териалов отражены в соответствующих инструкциях по техническому содержанию вагонов.
Смазочные материалы — горючие вещества. При их хранении и применении должны соблюдаться меры противопожарной безопасно сти. Недопустимо пользоваться открытым огнем в складах смазочных материалов, лабораториях и других подобных помещениях без соблю дения специальных требований. В таких помещениях должны быть в достаточном количестве огнетушители, песок, кошма и другие сред ства тушения пожара. Промасленные подбивочные концы, сконцент рированные в большом количестве на открытом воздухе, могут само воспламеняться, поэтому концы должны храниться в закрытой таре и не длительное время.
69'
Г л а в а V. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Отбор проб смазочных материалов производят по ГОСТ 2517—69. Пробы берутся в чистую посуду с плотно закрывающимися пробками или крышками.
Тара, из которой берется смазочный материал, тщательно прове ряется (сохранность, маркировка). Поверхность тары в непосредст венной близости от места отбора протирается тряпкой. На посуду, в которую берется проба, наклеивается этикетка с указанием: даты отбора, сорта смазочного материала, завода-изготовителя, нефтебазы, через которую был поставлен материал, номера партии и цистерны.
Среднюю пробу пластичных смазок составляют из равных частей проб, отобранных от 1% (иногда 2%) бочек, барабанов, бидонов, ба нок, но не менее чем из двух. Основные методы определения качества смазочных материалов приведены в табл. 9.
Значение показателей качества для характеристики эксплуатацион ных свойств масел и смазок было описано выше.
Метод, ГОСТ или ТУ
Качественный метод отпределения во ды (ГОСТ 1548-42)
, Метод количественного определения содержания воды (ГОСТ 2477—65)
Метод определения водорастворимых кислот и щелочей (ГОСТ 6307—60)
Метод определения кислотности и кис лотного числа (ГОСТ 5985—59)
Метод определения зольности (ГОСТ 1461—59)
Метод определения числа омыления и содержания свободных жиров (ГОСТ 6764—53)
Т а б л и ц а 9
Сущность метода
Определяют присутствие воды по потре скиванию при нагревании
Определяют объем воды, отогнанной из смеси смазки или масла с бензином прямой гонки, выкипающим при темпе ратуре 80—120°С
Определяют присутствие водораствори мых кислот и щелочей в жидких нефте продуктах и консистентных смазках путем извлечения их дистиллирован ной водой и установления реакции водной вытяжки индикаторами — мети ловым оранжевым и фенолфталеином
Из масла извлекают органические кисло ты кипящим этиловым спиртом и тит руют спиртовым раствором едкого кали
Навеску испытуемого нефтепродукта сжигают и твердый остаток прокалива ют до постоянного веса
Определяют число омыления масел и со держание свободных жиров в конси стентных смазках путем растворений испытуемого нефтепродукта и кипяче нием полученного раствора со щелочью, а затем оттитровывают
70