Файл: Цуркан И.Г. Смазочные и защитные материалы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2024

Просмотров: 498

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ішстоі'а поверхностей даже увеличивается по сравнению с исходной. Но более существенным эффектом от применения присадки является изменение макропрофиля поверхностей трения. Торец приобретает очертание со скругленными краями роликов. Такая геометрия яв­ ляется весьма благоприятной для смягчения режимов трения. При применении присадки создание такой благоприятной геометрии торцов роликов и бортов колец происходит автоматически для данной пары трения в конкретных условиях ее работы.

На смазке без присадки тяжелые режимы граничного трения могут приводить к возникновению и развитию процессов схватывания, соп­ ровождающегося вырывамп металла и другими повреждениями поверх­ ностей трения, а также зарождению мпкротрещнн, развитие которых иногда приводит к образованию сквозных трещин бортов.

При применении присадки поверхностный слой металла приобре­ тает несколько меньшую твердость, т. е. становится более пластичным, чем основной металл, что способствует смягчению режимов трения.

Присадка ДФ-11 в сочетании с 1% дифениламина значительно по­ вышает стойкость смазки против окисления.

При монтаже буксового узла смазка_ закладывается в количестве Ѵ3 свободного пространства внутри буксы. Зто составляет для букс с подшипниками диаметром 280 мм 1,6— 1,8 кг, а диаметром 250 мм 1,0— 1,2 кг. Добавление смазки в процессе эксплуатации производится по мере надобности в количестве, достаточном для заполнения 1/3 свободного пространства передней части буксы. Загрязнение’смазки механическими примесями, такими как песок, металлические части­ цы, определяется растиранием ее между пальцами. Буксы с загряз­ ненной смазкой подлежат ревизии.

В виде исключения можно взамен смазки ЛЗ-ЦНИИ использовать для добавок однотипные с ней смазки 1-ЛЗ и 1-13. Такая замена не­ сколько ухудшит эксплуатационные свойства смазки, но не приведет к ее полной порче. Добавление смазок другого типа, например литие­ вых, недопустимо, так как при этом смазка может сильно разжижаться и вытекать из узла трения.

4.Трансмиссионные, компрессорные

идругие смазочные материалы

Для смазывания трущихся элементов редукторов карданных при­ водов подвагонных генераторов применяются трансмиссионные масла. Основными элементами трения редукторов являются гипоидная зубча­ тая передача и опорные подшипники качения. Для данной передачи характерны очень высокие контактные напряжения в зоне зацепления зубьев (несколько тысяч кГ/см2). Поэтому одно из основных требова­ ний к маслу — высокие противоизносные и противозадирные свойства. Другим важным требованием является хорошая текучесть масла, обеспечивающая непрерывный подвод его к зонам трения зубчатой передачи и подшипников. При этом масло должно обеспечивать работу узла трения круглогодично без смены по сезонам.

3*

67


Для редукторов привода генератора примято трансмиссионное масло ТС-ІО-ОТП (ТУ-38-1-01-7—70), которое представляет собой смесь высоковязкого остаточного масла (деасфальтизат эмбенских неф­ тей) и маловязкого компонента (велосит анастасьевской нефти). Для снижения температуры застывания в масло добавляется 1 % депрессатора АзНИИ. В качестве противозадирной присадки используется 7% осерненных тетрапропиленов (ОТП).

Основные показатели технических условий на это масло следующие:

Вязкость кинематическая при 100° С .....................

не менее 10 сст

Вязкость динамическая при минус 35° С . . .

. не более 3000 пз

Температура засты вания..............................................

не выше —40° С

Температура вспы ш ки...................................................

по менее 130° С

Испытание на коррозию па стальных и медных

пластинках...............................................................

выдерживает

Масло ТС-ІО-ОТП успешно применяется круглогодично во всех типах редукторов привода подвагонных генераторов при температуре наружного воздуха выше минус 35—40° С. Однако на сети железных дорог имеются районы, в которых зимой температура опускается ниже минус 45° С. Учитывая это, разработано северное масло ТСЗп-9 с тем­ пературой застывания минус 50° С (ТУ 38-1-260—69). Масло пред­ ставляет собой смесь маловязкого компонента трансформаторного масла селективной очистки из сернистых нефтей и высоковязкого авиационного масла МС-20 в соотношении 9 : 1 , загущенную вязкост­ ной полимерной присадкой полиметакрилат.

Требуемые противозадирные характеристики получают введением противозадирной присадки ЛЗ-309/2 (трихлорамиловый эфир динзопропилдитиофосфорной кислоты). Эта присадка содержит три актив­ ных элемента: серу, хлор и фосфор. Всего в масле присадки ЛЗ-309/2 содержится 6%.

Масло ТСЗп-9 также можно применять во всех типах редукторов привода генераторов пассажирских вагонов круглогодично по сети отечественных дорог. Оно обладает высокими протнвопзносными и про­ тивозадирными характеристиками, хорошей текучестью при низких температурах и достаточной вязкостью при положительных темпера­ турах. Введение в его состав вязкостной и противозадирной присадок значительно удорожает масло. Однако для районов, где температура ниже минус 35° С удерживается зимой достаточно устойчиво, масло ТСЗп-9 является единственным, обеспечивающим нормальную работу редукторов.

В качестве смазочных материалов для рефрижераторных вагонов применяется масло ХФ12-18 или ХФ22-24 (ГОСТ 5546—66) для ком­ прессоров и масло Дп-8 или Дп-11 (ГОСТ 5304—54) для дизелей.

Масло ХФ12-18 — очищенное нефтяное, содержащее 0,2—0,3% антиокислительнсй присадки (дибутилпаракрезол). Масло ХФ-22-24 аналогично маслу ХФ12-18, но загущено вязкостной полимерной присадкой (виниполом). Эти масла предназначены для смазывания компрессоров холодильных машин, работающих на фреоне.

Масла Дп-8 и Дп-11 представляют собой высокоочищенные неф­ тяные масла, применяемые для смазки быстроходных дизельных'

68


двигателей. В них вводится 3%- многофункциональной присадки ЦИАТИМ-339 или АзНИИ-ЦИАТИМ-1, которые обладают моющими свойствами, снижающими отложение нагаров и лаков на деталях дви­ гателя. Кроме того, они проявляют антикоррозионное действие. При­ садка АзНИИ-ЦИАТИМ-1 понижает также температуру застывания.

Основные показатели технических условий на компрессорные и дизельные масла приведены в табл. 8.

 

 

 

 

 

 

 

 

. Т а б л и ц а 8

Наименование показателей

ХФ12-18

ХФ22-24

Дп-8

Дп-11

Вязкость

кинематическая,

 

 

 

 

 

сст:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

при 50° С

 

 

 

Не менее

24,5—28,4

 

 

 

при 100° С

 

 

18,0

8—9

10,5—12,5

мг

КОН

Кислотное

число,

0,03

0,05

0,10/0,15

0,10/0,20

на 1 г масла, не более

 

 

0,25/0,12

0,25/0,12

Зольность,

%

масла по

Коррозионность

 

 

13/17

13/20

Ппикевнчу на пластинке из

 

 

 

 

 

листового

 

свинца

марки

 

 

 

 

 

СІ или С2 (ГОСТ 3778—

 

 

 

 

 

65), г/м2

 

вспышки

(оп­

160

125

 

200

190

Температура

 

ределяемая

в

открытом

 

 

 

 

 

тигле), °С,

не ниже

 

—40

—55

—25

— 12

Температура застывания, °С,

не выше

 

до

добавки

 

 

 

0,2

0,4

Коксуемость

 

 

 

присадки,

%, не более

 

 

 

 

 

П р и м е ч а н и е . В

числителе — с присадков ЦИАТИМ-339,

в

знаменателе — с при­

садков АзНИИ-ЦИАТИМ-1,

 

 

 

 

 

Кроме перечисленных смазочных материалов, для узлов трения

вагонов применяются различные масла и смазки общего

назначения:

индустриальные,

автолы,

технический вазелин,

осерненная и др.

Эти смазочные материалы идут на смазывание менее ответственных деталей вагонов. Ассортимент и порядок применения смазочных ма­ териалов отражены в соответствующих инструкциях по техническому содержанию вагонов.

Смазочные материалы — горючие вещества. При их хранении и применении должны соблюдаться меры противопожарной безопасно­ сти. Недопустимо пользоваться открытым огнем в складах смазочных материалов, лабораториях и других подобных помещениях без соблю­ дения специальных требований. В таких помещениях должны быть в достаточном количестве огнетушители, песок, кошма и другие сред­ ства тушения пожара. Промасленные подбивочные концы, сконцент­ рированные в большом количестве на открытом воздухе, могут само­ воспламеняться, поэтому концы должны храниться в закрытой таре и не длительное время.

69'



Г л а в а V. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Отбор проб смазочных материалов производят по ГОСТ 2517—69. Пробы берутся в чистую посуду с плотно закрывающимися пробками или крышками.

Тара, из которой берется смазочный материал, тщательно прове­ ряется (сохранность, маркировка). Поверхность тары в непосредст­ венной близости от места отбора протирается тряпкой. На посуду, в которую берется проба, наклеивается этикетка с указанием: даты отбора, сорта смазочного материала, завода-изготовителя, нефтебазы, через которую был поставлен материал, номера партии и цистерны.

Среднюю пробу пластичных смазок составляют из равных частей проб, отобранных от 1% (иногда 2%) бочек, барабанов, бидонов, ба­ нок, но не менее чем из двух. Основные методы определения качества смазочных материалов приведены в табл. 9.

Значение показателей качества для характеристики эксплуатацион­ ных свойств масел и смазок было описано выше.

Метод, ГОСТ или ТУ

Качественный метод отпределения во­ ды (ГОСТ 1548-42)

, Метод количественного определения содержания воды (ГОСТ 2477—65)

Метод определения водорастворимых кислот и щелочей (ГОСТ 6307—60)

Метод определения кислотности и кис­ лотного числа (ГОСТ 5985—59)

Метод определения зольности (ГОСТ 1461—59)

Метод определения числа омыления и содержания свободных жиров (ГОСТ 6764—53)

Т а б л и ц а 9

Сущность метода

Определяют присутствие воды по потре­ скиванию при нагревании

Определяют объем воды, отогнанной из смеси смазки или масла с бензином прямой гонки, выкипающим при темпе­ ратуре 80—120°С

Определяют присутствие водораствори­ мых кислот и щелочей в жидких нефте­ продуктах и консистентных смазках путем извлечения их дистиллирован­ ной водой и установления реакции водной вытяжки индикаторами — мети­ ловым оранжевым и фенолфталеином

Из масла извлекают органические кисло­ ты кипящим этиловым спиртом и тит­ руют спиртовым раствором едкого кали

Навеску испытуемого нефтепродукта сжигают и твердый остаток прокалива­ ют до постоянного веса

Определяют число омыления масел и со­ держание свободных жиров в конси­ стентных смазках путем растворений испытуемого нефтепродукта и кипяче­ нием полученного раствора со щелочью, а затем оттитровывают

70