Файл: Хорошев Г.А. Шум судовых систем вентиляции и кондиционирования воздуха.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 109
Скачиваний: 1
Отсюда следует, что величина снижения спектральной состав ляющей звукового давления на лопастной частоте зависит только от относительной неравномерности шага ctm/cxo и не зависит от числа волн этой неравномерности Я по окружности РК.
Согласно (180) для снижения амплитуды давления на лопаст ной частоте m — zp до нуля |Д Lm=Zp — —со) необходимо, чтобы
J0 (2л — ) = 0 . Первый нуль функции Бесселя нулевого порядка имеет
\а ° !
место при аргументе, равном 2,40, второй нуль — при 5,52, тре-
неравномерности шага.
тий — при |
8,65 и т. |
д. [33], В рассматриваемом случае соответ |
||
ствующие |
им предельные значения относительной амплитуды |
не |
||
равномерности шага |
сіт/ао составляют/— ) |
=0,38;0,88 и 1,38. |
На |
|
|
|
\ а о / |
пр |
|
рис. 68 первые два предельных значения ат/ао показаны штрихо выми линиями. Из рисунка видно, что с точки зрения снижения одной лишь гармошки m = zp достаточно изменять величину а т /ао в пределах от нуля до 0,38.
При необходимости воздействовать на амплитуды других гар моник следует увеличивать ат/ао. Однако совершенно очевидно, что ат /ао должно быть меньше единицы, поскольку при ат /ао>1 пики повторяются.
Несмотря на то что число волн шаговой неравномерности Я не оказывает влияния на величину снижения интенсивности шума на лопастной частоте, выбору Я следует уделять особое внимание, по скольку она определяет балансировку РК. При Я=1 лопатки рас полагаются несимметрично и РК оказывается неуравновешенным. При Я>1 рабочие колеса являются уравновешенными.
Рассмотрим выбор неравномерности шага на следующем при мере. Допустим, что необходимо снизить интенсивность шума на
125
лопастной частоте на величину A l!i = Zp- 1 0 дБ. По графику, приве
денному на рис. 68, находим, что такое снижение можно достичь при а т /ао=0,3; 0,57 и 0,72. С точки зрения конструктивного испол нения первое значение шаговой неравномерности более предпочти тельно. Подставив его в выражение (151), нетрудно рассчитать сц для различных zp и X.
На рис. 69 представлены текущие значения углового шага при
различных значениях zp для неуравновешенного |
РК( А=1) — |
рис. 69,а и уравновешенного РК(А = 2 ) — рис. 69,6. |
Как видно из |
Рис. 69. Зависимость угловой неравномерности шага .от числа лопаток рабочего колеса: а — при А = 1; б — при Х=2.
этих рисунков, угловая неравномерность снижается с увеличением Zp и распределяется более равномерно по окружности. Рабочее ко лесо получается в этом случае конструктивнее, а технология его изготовления упрощается. Расчеты по приведенным в настоящем параграфе зависимостям хорошо согласуются с данными оптималь ного неравномерного расположения лопаток для уравновешенных и неуравновешенных РК вентиляторов [44, 84]. Вторая гармоника лопастной частоты (m = 2zp) определяется из соотношения
ЛБт=2гр = 20 I Jo ( m j + f J Pi (тат) |,
поскольку при Zp, сравнимых c (2zpccm)max уже нельзя в выражении (170) пренебрегать по крайней мере первым членом, образованным из функций Бесселя не нулевого порядка. Таким образом, на вто рой гармонике и гармониках более высокого порядка лопастной частоты составляющая шума АБНШ зависит также от сочетания числа лопаток zp .числа волн неравномерности X и числа т ф іjz.
На боковых частотах неравномерность шага может привести к уси лению составляющей шума лишь в случае большой относительной
126
неравномерности шага и минимального значения (равного единице) одного из числа: р' или р". Во всех других случаях неравномер ность шага не оказывает сколько-нибудь заметного влияния на со ставляющую шума этой частоты. Нужно отметить, что исследова ниями шума вентиляторов, имеющих шаговую неравномерность, почти не занимаются. В литературе можно встретить лишь упоми нание о том, что такие вентиляторы применяются в качестве вен тиляторов охлаждения в автомобилях.
Сопоставление экспериментальных данных, приведенных в ра боте [84], с расчетами, выполненными по формуле (177), показы вает весьма удовлетворительное их совпадение.
ГЛАВА V
АКУСТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ СУДОВЫХ СИСТЕМ ВЕНТИЛЯЦИИ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА
§ 28. Задачи акустического расчета, —- последовательность его выполнения и исходные данные
В процессе проектирования судна необходимые величины сни жения шума систем вентиляции и кондиционирования воздуха,* которые следует учитывать при разработке средств шумоглушения, могут быть установлены путем сопоставления ожидаемых уровней шума ** с их допустимыми значениями. Уровни шума, возникаю щего в помещениях при работе вентиляционных систем, опреде ляются акустическим расчетом этих систем.
Акустический расчет вентиляционной системы позволяет техни чески обоснованно подойти к выбору методов и средств борьбы с ее шумом в судовых условиях. При этом необходимые величины снижения шума систем не назначаются, а определяются как раз ности между рассчитанными уровнями шума системы без средств шумоглушения и их значениями, допустимыми по действующим нормам Госсанинспекции.
Таким образом, задача акустического расчета вентиляционной системы состоит в определении на стадии проектирования судна уровней шума, возникающего в помещениях при ее работе, с целью установления их соответствия нормам, а также разработки при необходимости мер шумоглушения для выполнения этих норм.
*В дальнейшем для краткости эти системы будем называть вентиляционными системами.
**Здесь и далее под уровнями шума понимаются уровни звукового давления
в октавных полосах частот. Уровни звуковой мощности шума оговариваются в каждом случае особо.
127
Путь, по которому следует вести акустический расчет вентиля ционной системы, был намечен А. И. Беловым [7]. Из рассмотрения двух1 возможных методов расчета им было показано, что более строгий волновой метод решения задачи распространения звука в вентиляционных системах чрезвычайно громоздок и, главное, малонадежен из-за сложности компоновки систем (наличия боль шого числа поворотов, разветвлений, изменения площади и формы проходного сечения), а также их насыщенности арматурой и раз личным оборудованием, акустические сопротивления которых не известны. В связи с этим А. И. Белов предложил при разработке метода акустического расчета вентиляционных систем ориентиро ваться на статистические представления о процессе распростране ния в них звука.
Акустический расчет вентиляционной системы начинают с вы явления источников шума и количественной оценки их интенсив ности. Затем определяют пути проникновения шума в рассматри ваемое помещение судна и устанавливают потери звуковой энер гии, которые имеют место при распространении шума по системе. После этого оценивают влияние звукопоглощающих свойств по верхностей этого помещения на уровни шума в заданной точке.
Впринципе акустический расчёт вентиляционной системы сводится
кустановлению по заданным шумовым характеристикам вентиля торов и кондиционеров уровней шума в ряде обслуживаемых ею помещений с учетом потерь и прироста звуковой энергии в эле ментах, арматуре и оборудовании этой системы. В результате та кого расчета определяют октавные уровни звукового давления
шума в заданной точке рассматриваемого вентилируемого помеще ния. При этом расчет уровней шума, создаваемого каждым из возможных источников шума в системе, ведут в такой последова тельности:
1.Устанавливают характеристики источников шума, в качестве которых могут быть октавные уровни его звуковой мощности и октавные уровни звукового давления, измеренные на определенном расстоянии от источника.
2.Находят величины потерь звуковой мощности при распро
странении шума по системе. В случае непосредственного излучения шума в помещение такие потери принимают равными нулю, так как при распространении звука в судовых помещениях (обычно на расстоянии не более 5—6 м) потерями звуковой энергии в воздухе можно пренебречь ввиду их малости (0,048 дБ/м на частоте 8000 Гц, на более низких частотах эта величина еще меньше [11]).
3.Задаются положением точек в рассматриваемом помещении,
вкоторых требуется определить уровни шума, создаваемого вен тиляционной системой. В небольших по размерам помещениях на мечают одну точку в центре помещения на высоте 1,5 м от палуб ного настила. По действующим правилам в этой точке производят контроль уровней шума при сдаточных испытаниях судна. В боль
ших помещениях можно намечать несколько точек, обычно в ме стах расположения рабочих постов.
128
4. Определяют акустические характеристики помещения и оце нивают их влияние на уровни шума, который будет возникать
внамеченной точке при работе системы вентиляции.
5.На основании полученных выше данных рассчитывают ок тавные уровни, создаваемые в помещении рассматриваемым источ ником шума.
Вуказанной последовательности выполняют расчет для каж дого из источников шума в системе: вентилятора, путевой арма туры, воздухораспределителя и т. д. После этого расчет должен быть продолжен.
6.Определяют суммарные уровни шума в заданной точке по мещения, обусловленные совместным действием всех его источ ников.
7.Устанавливают допустимые по нормам уровни шума для дан ного помещения с учетом его назна чения и категории судна.
8.Выявляют величины необходи
мого снижения шума системы и |
|
|
источники, |
играющие решающую |
|
роль в его образовании. |
|
|
9. Намечают меры, обеспечиваю |
|
|
щие снижение шума системы до до |
|
|
пустимых уровней. |
Рис. 70. График для логарифми- |
|
10. Выполняют необходимые аку- ческого суммирования двух уров- |
||
стические |
расчеты средств борьбы |
неи' |
с шумом, в процессе которых опре деляют их конструктивные параметры, обеспечивающие получение требуемой эффективности этих средств.
11. Производят поверочный расчет системы с учетом эффектив ности намеченных мероприятий по снижению шума.
Арматуру и элементы систем вентиляции рассматривают при этом как сосредоточенные и независимые одни от других источники шума [73]. Кроме того, эти источники полагают некогерентными из лучателями, в связи с чем их звуковые мощности складываются арифметически, а уровни мощности и звукового давления — лога рифмически:
L = i o i g i ; io°'1L |
(181) |
где L — суммарный уровень, дБ; |
|
Li — слагаемые уровни п источников, дБ. |
последовательного |
Вычислять суммы вида (181) удобно путем |
логарифмического сложения двух уровней. При этом их суммарный уровень может быть представлен в виде
где Li — наибольший из слагаемых уровней, дБ;
6L-—добавка, определяемая из рис. 70 по разности Li—L2, дБ; Z-2 — наименьший из слагаемых уровней, дБ.
5 Г. А. Хорошев и другие |
129 |
При выполнении таких расчетов промежуточные результаты ре комендуется округлять до 0,5 дБ [66], окончательный результат — до целого числа децибел.
В случае когда складываются п равных уровней, формула (181) приобретает вид
L = Lr \-10 lg л.
Суммирование уровней упрощается при использовании в про цессе вычислений специальной счетной линейки, описание которой дано, например, в работе [48].
Наиболее достоверные данные о шуме вентиляционной системы могут быть получены при введении в ее акустический расчет шу мовых характеристик оборудования, определенных непосредственно на специальном акустическом стенде. Широкому использованию таких данных при акустическом расчете судовых вентиляционных систем способствует тот факт, что все судовые механизмы, в том числе вентиляторы и кондиционеры, проходят акустический кон троль на стендах заводов-изготовителей.
Таким образом, в результате акустических испытаний вентиля ционных агрегатов на стендах заводов-изготовителей получают данные, которые представляют достаточно полную информацию об их шумовых характеристиках и вполне могут быть использо ваны в качестве исходных при расчетах шума судовых вентиля ционных систем. Значения уровней Lar и LBC приведены в соответ ствующей технической документации на вентиляторы и конди ционеры.
Приближенно с погрешностью ±5 дБ октавные уровни на вса сывании судовых центробежных вентиляторов при их работе на номинальных режимах могут быть определены по следующей эмпи
рической |
формуле [23], |
устанавливающей |
значения |
LBC на рас |
||||
стоянии 1 |
м: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
LBC= L0 + p l g |
^ , |
|
|
(182) |
||
где |
Q — производительность вентилятора, м3/ч; |
|
|
|||||
Н — полное давление, кгс/м2; |
|
принимают в |
соответ |
|||||
L0 и р — величины, |
значения которых |
|||||||
|
|
ствии с данными табл. 5. |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 5 |
|
Значения |
и и. для судовых центробежных вентиляторов серии ЦС |
|||||||
|
|
Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц |
|
|||||
Величина |
63 |
125 |
250 |
500 |
1000 |
2000 |
4000 |
8000 |
|
||||||||
L 0 , дБ |
56 |
56 |
58 |
59 |
59 |
56 |
51 |
43 |
|
10 |
12,5 |
13 |
14 |
14 |
14,5 |
15 |
15,5 |
130