Файл: Хорошев Г.А. Шум судовых систем вентиляции и кондиционирования воздуха.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 107

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оценку арматуры, регулирующих устройств, теплотехнического оборудования и элементов воздухопроводов как источников шума также производят на основе экспериментальных данных.

Следует помнить, что формула (182) не может быть использо­ вана для определения уровней шума кондиционеров, так как по­ следние имеют встроенные звукопоглощающие конструкции, кото­ рые существенно снижают уровни аэродинамического шума уста­ новленных в них вентиляторов.

При рассмотрении вопроса о распространении шума по возду­ хопроводам разветвленной вентиляционной системы необходимо располагать уровнями звуковой мощности источника шума. Дей­ ствующей в настоящее время методикой акустического контроля не предусмотрено определение уровней звуковой мощности для судовых вентиляторов и кондиционеров. Однако, располагая уров­ нем звукового давления L, всегда можно рассчитать уровень зву­ ковой мощности Р по зависимости (5).

Работы, связанные с акустическим проектированием вентиляци­ онных систем, следует начинать на самых ранних стадиях разра­ ботки проекта судна. При эскизном проектировании производят выбор малошумного оборудования, решают вопросы рационального с точки зрения акустики размещения его на судне, предусматри­ вают массы и габариты средств снижения шума, создаваемого вен­ тиляционными системами. На стадии технического проектирования выполняют акустический расчет систем, определяют величины не­ обходимого снижения шума, выбирают скорости движения воздуха перед арматурой и устройствами, уточняют мероприятия по борьбе с шумом и осуществляют их конструктивную проработку. После этого производят поверочный расчет, в процессе которого удосто­ веряются в достаточности принятых мер по снижению уровня шума систем до требуемого уровня. При разработке рабочего проекта судна принятые конструктивные решения по борьбе с шумом оформляют в виде чертежей и окончательно определяют места установки глушителей.

Необходимо учитывать, что погрешности акустического расчета вентиляционной сети во многом зависят от точности ее аэродина­

мического расчета. При соответствии действительных

и принятых

в проекте скоростей движения воздуха в системе,

арматуры,

а также уровней шума вентиляционных агрегатов точность аку­ стического расчета вентиляционной системы обычно не превышает

±5 дБ.

Для сокращения объема работ при акустическом расчете вен­ тиляционной системы допускается определять ожидаемые уровни шума не во всех обслуживаемых ею помещениях, а только в том, которое наиболее близко расположено к вентиляционному агрегату. Если в этом помещении уровни шума удовлетворяют нормам, то при прочих равных условиях (отсутствие дополнительных источни­ ков шума) уровни в удаленных помещениях будут находиться в допустимых пределах.

5*

131


§ 29. Расчет шума в помещениях, где размещаются вентиляторы и кондиционеры

Вентиляторы, центральные и групповые кондиционеры систем вентиляции на судах обычно стремятся размещать группами в спе­ циальных помещениях — вентиляторных. Это позволяет локализо­ вать шум этих агрегатов и обеспечить приемлемые по уровням шума условия обитаемости в жилых и служебных помещениях су­ дов. Естественно, что к вентиляторным, где нет постоянно дей­ ствующих постов и обслуживающий персонал бывает лишь кратко­ временно, не предъявляется каких-либо требований по ограничению уровней шума. Поэтому, казалось бы, нет необходимости выпол­ нять расчет ожидаемых уровней шума в таких помещениях. Однако с учетом того, что вентиляторные могут располагаться вблизи жи­ лых и служебных помещений, расчет уровней шума в них необхо­ дим для определения степени его влияния на уровни шума в со­ седних помещениях.

Плотность звуковой энергии еПом в любой точке помещения, где расположен источник шума, может быть представлена суммой двух слагаемых. Первое из них еПр обусловлено приходом в рассматри­ ваемую точку прямых звуковых волн, излучаемых непосредственно источником шума; второе е0тр представляет звуковую энергию большого числа волн, отраженных от внутренних поверхностей по­ мещения [35]. В связи с этим Дюм, дБ, можно представить в виде

^пом “ ^ст+ ALn0M,

(183)

где АЕпом — поправка, учитывающая изменение уровней шума в по­ мещении за счет влияния отраженной звуковой энер­ гии, дБ;

Ест — уровень шума, создаваемого источником шума в усло­ виях открытого пространства или специального акусти­ ческого стенда, дБ.

Для оборудования судовых вентиляционных систем уровень LCT обычно известен по результатам измерений на акустическом стенде завода-изготовителя. На основании зависимостей, заимствованных из архитектурной акустики, можно показать, что Епом равен

 

^пом = 10 lg

бпом

 

 

4 (1 — «)

(184)

 

ео

 

 

а S

где

W — звуковая

мощность

источника шума, Вт;

 

е0 = 3 • ІО-15

с — скорость звука в воздухе, м/с;

 

Дж/м3 — пороговое

значение

плотности звуковой

энер­

 

гии;

 

от источника шума до заданной

 

г — расстояние

 

точки помещения, м;

 

 

Ф — фактор направленности источника шума;

 

5 — суммарная

площадь

внутренних поверхностей

 

помещения,

м2;

 

 

 

а — средний

коэффициент звукопоглощения

этих

поверхностей.

132


В то же время

LCT= 1 0 1 g ^ = 1 0 1 g

W

(185)

4ягдсе0

где го — расстояние, на котором размещают измерительные микро­ фоны при контроле шума вентиляционных агрегатов на акустиче­ ском стенде, м.

На основании формул (184), (185) и (183) можно после неслож­ ных преобразований показать, что

&Lпом =10 lg

ф

4(1- а )

(186)

4яг2

+ С,

 

а S

 

где С= 10 lg 4яг02 при заданном значении г0 является постоянной величиной, численное значение которой при г0 = 0,5 иѴо=1 м равно соответственно 5 и 11 дБ.

Так как контроль уровня шума судовых механизмов принято

выполнять при г0=1 м,

а из опыта известно,

 

что для вентиляцион­

ных агрегатов Ф = 1, то

 

 

 

 

 

 

М лом=

10 lg

1

4 (1 -« )

'

+ 11.

(187)

4лг2

aS

 

 

 

 

 

Этим выражением будем пользоваться при последующих рас­ смотрениях влияния акустических характеристик помещения на уровни шума оборудования судовых вентиляционных систем, ко­ торое излучает шум непосредственно в рассматриваемое помещение.

olS

Введя обозначение В -------, можно построить семейство кри-

1 — а

вых, характеризующих зависимость поправки ALn0M от расстояния г. Параметром при этом является величина В, получившая название

постоянной помещения [35]. Для

рассматриваемого

случая

г0 = 1 м

подобные кривые представлены

на рис. 71 (отсчет

Д £ Пом

произво­

дят по шкале справа). График дает наглядное представление об изменениях уровня шума при его распространении в помещении с данным значением постоянной В. Если в условиях открытого пространства при каждом удваивании расстояния наблюдается спад в уровнях на 6 дБ (закон сферического распространения зву­ ковых волн), то в помещениях даже со сравнительно большими значениями постоянной В спад уровней имеет место только на на­ чальных участках перехода от источника шума к ограждающим поверхностям. При малых В, что характерно для большинства жи­ лых и служебных помещений судов, спад уровней шума по мере удаления от его источника вообще отсутствует. Это свидетель­ ствует о том, что в данном случае при неизменных акустических характеристиках источников шума решающее влияние на уровни шума в помещениях оказывает энергия отраженных звуковых волн, которая в силу своего диффузного характера равномерно распре­ деляется по всему объему помещения. При 5=^20 м2 уровни шума

133


вентиляционного

агрегата

на расстоянии 1 м от него превышают

на 5—15 дБ (см.

рис. 71)

результаты измерений его шума в усло­

виях специального акустического стенда.

Таким образом, при решении вопросов снижения шума в судо­ вых помещениях следует уделять самое серьезное внимание аку­ стическим характеристикам (коэффициентам звукопоглощения по­

верхностей а)

этих

помещений. В первую

очередь

это

относится

 

 

 

к

помещениям,

размеры

 

 

 

которых малы. Для таких

 

 

‘'ПОМ,1'

помещений

постоянная

В

 

 

 

может

быть

определена

 

 

15

по

графикам

 

(рис. 72).

 

 

 

В качестве аргумента при

 

 

13

построении этих графиков

 

 

11

принята

площадь ограж­

 

 

дающих

 

поверхностей,

 

 

 

 

 

 

9

а в качестве параметра —

 

 

7

коэффициент

звукопогло­

 

 

щения а. Видно, что при

 

 

5

S = const

постоянная

В

 

 

3

сравнительно

быстро уве­

 

 

личивается по мере роста

 

 

1

коэффициента

а.

 

 

 

 

Средние

коэффициен­

 

 

О

ты

 

 

-1

звукопоглощения вну­

 

 

тренних

поверхностей

по­

 

 

мещения для данной час­

 

 

 

 

 

-5

тоты могут быть опреде­

 

 

-7

лены исходя из приведен­

 

 

ного ранее

соотношения

 

 

-9

(2). В большинстве слу­

 

 

 

чаев при расчетах посто­

Рис. 71. Влияние

акустических характеристик

янной В для судовых

по­

мещений,

не

 

имеющих

помещения на уровни шума в зависимости от

 

расстояния между источником шума и задан­

специальных

звукопогло­

ной точкой

помещения.

щающих облицовок, поль­

 

 

 

зуются значениями сред­

них коэффициентов а, определенных на основании измерений вре­ мени реверберации в каютах, салонах, кают-компаниях, машинных

икотельных отделениях и других судовых помещениях. Полученные таким образом [10] средние коэффициенты а для

внутренних поверхностей помещений транспортных и промысловых судов и судов на подводных крыльях приведены в табл. 6.

Представленные выше данные позволяют по известным шумо­ вым характеристикам вентиляторов и кондиционеров рассчитать ожидаемые уровни шума в любой заданной точке судового поме­ щения. При этом формулой (183) следует пользоваться не только при определении уровней шума в вентиляторных, но также при расчетах ожидаемых уровней в тех случаях, когда шум вентиля-

134


ционного оборудования излучается непосредственно в помещение, где оно установлено.

Вернемся к вопросу о шуме в вентиляторных. При выполнении расчетов уровней шума в таких помещениях могут встретиться следующие три варианта установки вентиляционных агрегатов:

1. Всасывающий и нагнетательный воздухопроводы агрегата выведены из помещения. Тогда источниками шума в помещении

Рис. 72. Зависимость между площадью ограж­ дающих поверхностей, коэффициентом их звуко­ поглощения и постоянной помещения.

являются корпуса вентилятора и приводного электродвигателя. Их суммарный шум характеризуется, как известно, шумом вокруг аг­ регата Lar. Аналогично определяется и шум, возникающий вокруг кондиционеров. Только в этом случае уровень шума вокруг агре­ гата характеризует звуковую энергию, проникшую через корпус

кондиционера.

При размещении в вентиляторной одного агрегата октавные уровни Іпом в заданной точке (обычно около переборки с соседним жилым помещением) определяют по формуле (183), в которой

135

Т а б л и ц а 6

Средние коэффициенты звукопоглощения, характерные для внутренних поверхностей судовых помещений без звукопоглощающих облицовок

Среднегеометрические частоты октавных

Суда

Помещения

 

 

 

полос, Гц

 

 

 

63

125

250

500

1000

2000

4000

8000

 

 

 

 

s

Посты, рубки, каюты,

0,12

0,19

0,21

0,21

0,21

0,21

0,21

0,21

а

салоны, кают-компании

 

 

 

 

 

 

 

 

s

6

Рефрижераторные отделе­

0,07

0,08

0,09

0,10

0,11

0,13

0,16

0,18

£

ч

ния, вентиляторные, по­

 

 

 

 

 

 

 

 

ОнсО

Оs3

 

 

 

 

 

 

 

 

X °

мещения

вспомогатель­

 

 

 

 

 

 

 

 

ных механизмов

 

 

 

 

 

 

 

 

«

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Он С

Машинные

и котельные

0,11

0,12

0,13

0,14

0,15

0,20

0,24

0,28

Н

я

отделения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

g

5

Каюты и рубки

0,12

0,19

0,21

0,21

0,21

0,21

0,21

0,21

ч

К 3

Пассажирские салоны

0,18

0,26

0,35

0,35

0,35

0,35

0,35

0,35

О О,

С м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

JV

X

Машинные отделения

0,04

0,06

0,08

0,10

0,12

0,14

0,16

0,18

Дч

оЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

BMGCTO ZrfCT ПОДСТНВЛЯЮТ Lar. Величину ALn0M при этом находят по формуле (187) либо по кривым на рис. 71.

Если в вентиляторной установлено несколько агрегатов, то про­ изводят расчет LnoM ь Ln0M2, • • •, Ln0Mn, которые представляют со­

бой октавные уровни шума, создаваемого в заданной точке каждым из этих агрегатов в отдельности. После этого определяют сум­ марные октавные уровни шума путем логарифмического сложения уровней:

Ln0M= 101g(l0°’linoi,1+ 10°’1LnoM2+ . . . + 10°'linoM") .

Как уже отмечалось в предыдущем параграфе, сложение уров­ ней можно осуществлять с помощью графика (см. рис. 70). Если в вентиляторной установлено п одинаковых агрегатов и расстояния

от них до расчетной точки приблизительно равны, то уровень Ln0M определяется выражением

LnoM= ^аг "Ь 10 lg я + ALn0M.

2. Нагнетательный воздухопровод агрегата выведен из венти ляторной, воздух поступает в вентиляционную систему через от­ крытый всасывающий патрубок вентилятора или кондиционера. При этом вентиляционный агрегат рассматривается как состоя­ щий из двух независимых источников шума, каждый из которых характеризуется собственным уровнем Lar и LBC.

136