Файл: Хорошев Г.А. Шум судовых систем вентиляции и кондиционирования воздуха.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 122
Скачиваний: 1
При работе в вентиляторной одного агрегата, работающего с открытым воздухоприемным патрубком, Ln0M определяется зави симостью
Ln0M= io ig [l0 0'1(LBC+AinoMl)+ io°'1(iar+ALnoM2)] ,
где ALnoMi и ALiiom2 находятся по графикам (см. рис. 71) или по формуле (187) соответственно для расстояний от заданной точки помещения до плоскости воздухоприемного отверстия всасываю щего патрубка агрегата и до его корпуса. При равенстве этих рас стояний расчетная формула упрощается и принимает вид
Ln0M= 10 lg (10°ЛІВС + 10°Ліаг) + ALn0M.
При размещении в вентиляторной нескольких агрегатов рассчи тывают LnoMi, ^пом2, LnoMп, после чего определяют суммарный уровень шума.
3. Всасывающий и нагнетательный воздухопроводы вентиляци онного агрегата выведены из вентиляторной, но имеют на своих участках до переборок воздухораспределительную арматуру. В этом случае к шуму агрегата добавляется шум, проникающий в поме щение из всасывающего (нагнетательного) воздухопровода. Кроме того, имеет место и шумообразование при прохождении через ар матуру потока воздуха. Однако этот шум не оказывает, как пра вило, заметного влияния на уровни шума в вентиляторной, так как определяющую роль в данном случае играют Laг и Ьвп, последний
из которых характеризует шум вентилятора, проникший из возду хопровода через арматуру. Формула для расчета ожидаемых уров ней шума в заданной точке вентиляторной при данном варианте монтажа вентиляционного агрегата имеет вид
Lnou = Ю lg [ ІО0'1(Чп+‘AZ'noMl} + 10м (Lar+ALn0M a)] ,
где ALnoMi определяется с учетом расстояния от рассматриваемой точки в вентиляторной до воздухораспределительной арматуры. По рядок определения LBn будет рассмотрен в § 32.
После того как будет определен уровень шума в вентиляторной, можно приступить к расчету уровней в соседнем с ней помещении. Расчет и результаты измерений уровней шума в вентиляторных, а также в небольших по размерам жилых и служебных помеще ниях показывают, что эти уровни практически не зависят от места расположения точек, в которых их определяют. Это свидетель ствует о том, что на уровни шума в подобных помещениях сильное влияние оказывает диффузно отраженная звуковая энергия. Для таких условий расчет уровней шума в помещении, соседнем с вен
тиляторной, можно |
выполнять по формуле, |
предложенной |
И. И. Клюкиным [35] |
|
|
Lc.п - |
LnoM- З И + 10 lg Snep10 lg А , |
(188) |
где LnoM и Lc.n — соответственно октавные уровни шума в венти ляторной и соседнем помещении, дБ;
137
ЗИ — звукоизоляция перегородки, |
отделяющей |
эти по |
|
мещения, дБ; |
|
|
|
«Snep — площадь этой перегородки, |
м2; |
помеще |
|
Л = 5 а — полное звукопоглощение |
в |
соседнем |
|
нии, м2; |
|
|
|
5 и а — соответственно суммарная |
|
площадь внутренних |
|
поверхностей соседнего помещения и средний |
|||
коэффициент их звукопоглощения. |
|
||
Если принять, что І с.п = ^доп, то, решая уравнение (188) |
относи |
тельно ЗИ, можно установить ее значения, которые необходимо соблюдать, чтобы в помещении, соседнем с вентиляторной, уровни шума не превышали допустимых. При этом имеется в виду, что шум, создаваемый в этом помещении другими источниками, по крайней мере, на 6 дБ ниже допустимых уровней во всем диапазоне частот.
§ 30. Излучение звуковой энергии из воздухопровода в открытое пространство
Распространение шума по сложной вентиляционной системе со провождается перераспределением звуковой энергии в местах раз ветвления системы. Оценить количественно те изменения, которые происходят со звуковой энергией при разветвлении системы, а также при изменении площади проходного сечения воздухопро водов, можно только в том случае, если в качестве исходных данных при расчете приняты уровни звуковой мощности аэродина мического шума, излучаемого вентиляционным агрегатом в си стему.
Как уже отмечалось, в настоящее время звуковая мощность источников шума может быть определена только косвенным пу тем на основании измерений по определенной методике уровней звукового давления [48]. Замеры уровней звукового давления непо средственно внутри всасывающего или нагнетательного патрубка вентиляционного агрегата затруднены вследствие вихреобразования, которое происходит при обтекании микрофона потоком воз духа [56].
Переход звуковой энергии из воздухопровода в измерительную точку сопровождается ее ослаблением из-за отражения волн от плоскости выходного отверстия этого воздухопровода. Кроме того, в результате сферического расхождения волн после их излучения в открытое пространство наблюдается спад уровней звукового давления по мере удаления от выходного отверстия воздухо провода.
В работе [22] показано, что снижение уровней шума АL, дБ, при переходе его звуковой энергии из воздухопровода в точку из
мерений можно представить в виде |
|
|
AL = 10 lg |
= Л+ 20 lg r0- 2 0 lgD3+ 12, |
(189) |
|
Р^э |
|
138
где |
ß — коэффициент проникновения; |
Д = 101g- |
— величина ослабления звуковой мощности вслед- |
|
ствие ее отражения от плоскости выходного от |
|
верстия при переходе из канала в открытое про |
|
странство, дБ; |
эквивалентный диаметр проходного сечения |
пат- |
||
. рубка, м; |
|
|
|
S0 — площадь проходного сечения патрубка, м2; |
|
||
г0 — расстояние |
от плоскости |
выходного отверстия |
|
патрубка до измерительной точки, м. |
пат |
||
Таким образом, уровень |
шума внутри |
воздухоприемного |
рубка вентилятора ^-пат связан с его уровнем в измерительной точке зависимостью
•^пат— LB:+ Ы-. |
(190) |
По отношению к воздухопроводу звуковая энергия, излучен ная во внешнее пространство, как бы поглощается выходным от верстием воздухопровода. Поэтому процесс прохождения звука из канала во внешнее пространство сходен по своей природе с погло щением его поверхностью, акустические свойства которой харак теризуются безразмерными активным и реактивным сопротивле ниями. Следовательно, коэффициент проникновения ß аналогичен коэффициенту звукопоглощения и его можно рассчитать [22].
В связи с тем что акустический расчет вентиляционных систем предусматривает установление уровней шума в октавных полосах частот со стандартизированными среднегеометрическими ча стотами, при определении А удобно пользоваться семейством кри вых, представленных на рис. 73. В качестве аргумента в этом случае принят диаметр Д,. При размерах проходных сечений воздухопроводов, характерных для судовых систем вентиляции, А
для октавных полос 4000 и 8000 Гц равна нулю [24]. |
принято |
|
С учетом |
того, что г0 принимают равным 1 м, а А, |
|
выражать в |
миллиметрах, формула (189) может быть |
записана |
в следующем виде: |
|
|
|
А Д = А — 20 lg Д + 72, |
(191) |
где Д, следует обязательно подставлять в миллиметрах.
Сопоставление теоретических и экспериментальных значений АL (разность в уровнях шума, измеренных внутри воздухопровода
и в точке, отстоящей от его выходного отверстия на 1 м и под углом 45° к оси воздухопровода) для каналов с различными раз мерами и формой проходных сечений показало [22], что принятая идеализированная модель процесса отражения звука от открытого конца воздухопровода дает достаточно надежное его описание
и в реальных условиях.
Величина А необходима не только при определении звуковой мощности вентиляционных агрегатов, но и при решении вопроса
139
перехода шума из воздухопровода в помещение через воздухораспределительные устройства и арматуру. Следует иметь в виду, что в данном случае А устанавливают исходя из диаметра воз духопровода, длина которого перед воздухораспределителем со ставляет несколько длин волн. Размеры проходных сечений самих воздухораспределительных устройств или коротких патрубков пе ред ними в расчет не принимают [76].
Из формул (5), (189) и (190) следует, что уровень звуковой мощности Рве аэродинамического шума, излучаемого вентиляцион-
Рис. 73. Графики для определения величин ослабления шума вследствие отражения от открытого конца воздухопровода.
ным агрегатом в сеть со стороны всасывания, связан с уровнем звукового давления LBC в измерительной точке соотношением
Рве — LBс Авс-j-11, |
(192) |
где Две в данном случае относится к воздухоприемному патрубку вентилятора и определяется по графику (см. рис. 73) исходя из D3 этого патрубка.
Формула (192) позволяет достаточно просто определять уро вень звуковой мощности Рве, необходимый для выполнения аку стического расчета разветвленных вентиляционных систем, если известны уровни звукового давления LBс в измерительной точке. Уровни шума со стороны нагнетания измеряют только у конди ционеров. У вентиляторов на основании опытных данных прини мают, что уровни шума, распространяющегося по нагнетатель ному воздухопроводу, выше уровней шума всасывания на 3 дБ.
При расчете ожидаемых уровней шума, создаваемого нагне тательным участком вентиляционной системы, в качестве исход ных данных принимают уровни шума на всасывании, увеличенные
НО
во всех октавных полосах частот на 3 дБ. Поэтому уровень зву
ковой мощности со стороны нагнетания Р Наг, дБ, |
может быть |
представлен зависимостью |
|
^наг—^вс+^наг+ 14, |
(193) |
где Днаг определяют по известному D3 нагнетательного патрубка вентиляционного агрегата.
Это соотношение действительно только для вентиляторов, ис пользуемых в качестве самостоятельных агрегатов. У кондиционе ров уровни Янаг определяют по формуле, аналогичной формуле
(192). В этом случае вместо LBC подставляют LHar, |
полученные |
в процессе акустических испытаний кондиционеров. |
Величину |
Две заменяют Д Наг, определяемой исходя из размеров нагнета тельного патрубка кондиционера.
§ 31. Затухание шума в элементах систем вентиляции и кондиционирования воздуха
Большая протяженность трасс воздухопроводов судовых венти ляционных систем, их разветвленность, насыщенность фасонными элементами, арматурой, теплотехническим оборудованием и регу лирующими устройствами обусловливают довольно значительные потери звуковой мощности в этих системах. При акустическом расчете систем вентиляции обычно принимают, что общая вели чина потерь звуковой мощности для данной октавной полосы частот представляется суммой потерь, которые вносятся каждым из элементов системы в отдельности. При этом можно выделить следующие виды потерь звуковой мощности, характерные не только для судовых, но и вообще для всех вентиляционных си стем:
—на прямолинейных участках воздухопроводов;
—на поворотах (коленах);
—в арматуре, различных устройствах и теплотехническом обо
рудовании;
—в местах разветвления системы;
—при изменении площади проходного сечения воздухо
провода;
— на выходе из воздухопровода в окружающее пространство. Наиболее обстоятельные сведения о затухании звуковой энер гии на прямолинейных участках металлических воздухопроводов вентиляционных систем при отсутствии резонансных явлений при
ведены в работе [92]. Эти данные представлены в табл. 7. Экспериментально установлено [76], что облицовка наружных
поверхностей вентиляционных воздухопроводов с прямоугольной формой проходных сечений теплоизолирующим покрытием при водит к повышению в них потерь звуковой мощности. Для опре деления величины снижения мощности при распространении шума в прямоугольном канале с теплоизолирующей облицовкой рекомен дуется [76] в два раза увеличивать данные, приведенные в табл. 7.
141