Файл: Хорошев Г.А. Шум судовых систем вентиляции и кондиционирования воздуха.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 105

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 7

Потери звуковой мощности в прямолинейных воздухопроводах, дБ/м

Форма

Диаметр

Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц

или ширина

 

 

 

 

 

проходного

воздухопровода,

63

125

250

500

>1000

сечения

мм

 

75—200

0,10

0,10

0,15

0,15

0,30

Круглая

200—400

0,06

0,10

0,10

0,15

0,20

400—800

0,03

0,06

0,06

0,10

0,15

 

800—1600

0,03

0,03

0,03

0,06

0,06

Прямо-

75—200

0,60

0,60

0,45

0,30

0,30

200—400

0,60

0,60

0,45

0,30

0,20

угольная

400—800

0,60

0,60

0,30

0,15

0,15

 

800—1600

0,45

0,30

0,15

0,10

0,06

Потери звуковой мощности в воздухопроводах круглого сечения можно считать не зависящими от наличия теплоизолирующего покрытия.

Потери звуковой мощности на поворотах (коленах) происхо­ дят вследствие ее частичного отражения в сторону источника шума. Величина этих потерь зависит от частоты звука, характера звукового поля перед поворотом, поперечного размера воздухо­ провода до поворота — ширины поворота, а также конструктивных особенностей поворота. Снижение уровня звуковой мощности на поворотах оценивают обычно на основании экспериментальных данных.

В связи с тем что диффузный характер звукового поля соот­ ветствует условиям распространения звука в вентиляционных си­ стемах, при акустическом расчете этих систем следует ориенти­ роваться на значения потерь звуковой мощности, определяемые по семейству кривых, представленных на рис. 74 [83].

При уменьшении угла поворота величина снижения уровня зву­ ковой мощности уменьшается. Данные, иллюстрирующие это, приведены в табл. 8. При акустическом расчете вентиляционных систем снижение уровней звуковой мощности на поворотах с уг­ лами, равными или меньшими 45°, можно не учитывать [66]. В су­ довых вентиляционных системах повороты обычно выполняют плавными. Данные, характеризующие снижение уровней звуковой мощности на таких поворотах, указаны в табл. 9 [76].

Приведенные выше сведения относятся к потерям звуковой мощности на отдельных поворотах. При последовательном распо­ ложении поворотов в непосредственной близости один от другого общая величина потерь оказывается гораздо меньше суммы по­ терь в каждом из них в отдельности. Об этом свидетельствуют данные табл. 8.

142


 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

8

Потери звуковой мощности, приходящиеся на один поворот при

 

 

 

последовательном соединении поворотов,

дБ

 

 

 

Угол

Число

 

Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

поворота, °

поворотов

63

125

250

500

1000

2000

4000

8000

 

 

 

 

 

1

1,5

1,5

4

7

9

8,5

8

7

 

90

2

1

1

3

4,5

6

5,5

5

4,5

 

3

1

1

2,5

3,5

4,5

4

4

3,5

 

 

4

1

1

2

3

3,5

3

3

3

 

 

>5

1

 

1,5

2,5

3

2,5

2,5

2,5

 

(

1

1

1

2

4

6

. 7

7

7

 

1

2,5

3,5

4

4

 

(

2

1

1

1,5

4

 

3

1

1

1,5

2

3

3

3

3

 

>4

1

1

1,5

1,5

2,5

2,5

2,5

2,5

 

1

0,5

1

1,5

2

4

5

 

 

 

f

6

6

 

45

2

0,5

1

1

1,5

3

3

3.5

3,5

 

1

>3

0,5

1

1

1

2

2

2,5

2,5

 

on /

1

0

0,5

1

1,5

2

2,5

3

3,5

 

 

>2

0

0,5

1

1

1

1,5

2

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

9

Потери звуковой мощности на плавных и прямоугольных поворотах

 

 

с направляющими лопатками, дБ

 

 

 

 

Диаметр или ширина

Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

поворота,

мм

63

125

250

500

1000

2000

4000

8000

 

 

 

 

100—250

0

0

0

0

1

2

3

3

 

260—510

0

0

0

1

2

3

3

3

 

510—1000

0

0

1

2

3

3

3

3

 

1100—2000

0

1

2

3

3

3

3

3

 

Выполненный М. В. Обуховым анализ экспериментальных дан­ ных по затуханию шума в судовых вентиляционных системах, имеющих сравнительно небольшие размеры проходных сечений и большое число поворотов, показал, что величины снижения Уровней звуковой мощности, приходящиеся в среднем на один плавный поворот, в зависимости от частоты составляют 0,05— 0,40 дБ. Рекомендуемые им величины потерь звуковой мощности Для поворотов с углами 45—90°, которые необходимо принимать

143


во внимание при акустическом расчете судовых вентиляционных систем, приведены ниже.

Частота, Г ц ..............................

63

125

250

500

1000

2000

4000

8000

Снижение уровней

звуковой

0,10

0,15

0,20

0,25

0,30

0,35

0,40

мощности, д Б .......................

0,05

Потери звуковой мощности в путевой и воздухораспредели­ тельной арматуре, фильтрах и теплообменниках судовых систем

Рис. 74. Потери звуковой мощности в октавных полосах частот на прямоугольных поворотах под углом 90° при диффузном характере звукового поля.

вентиляции и кондиционирования воздуха приведены в табл. 10. В эту таблицу не включены концевые раструбы, решетки и сетки, которые не приводят к заметным потерям звуковой мощности. Из таблицы видно, что значительные потери характерны лишь для кассетных фильтров. В остальных случаях потери, как правило, наблюдаются лишь на частотах выше 1000 Гц.

В тех случаях когда регулирующий орган арматуры частично перекрывает проходное сечение арматуры, потери звуковой мощ­ ности в ней возрастают (рис. 75).

Довольно интенсивное затухание шума наблюдается в выпу­ скаемых отечественной промышленностью воздухораспределитель- но-регулирующих устройствах систем кондиционирования воздуха. Результаты выполненных Р. Я- Агеенковой исследований затуха­

144

ния шума в нормализованных судовых воздухораспределительнорегулирующих устройствах приведены в табл. 11. Сравнительно высокие потери звуковой мощности на частотах выше 500 Гц объ­ ясняются применением в этих устройствах звукопоглощающих облицовок. По отношению к шуму вентиляторов и путевой арма­ туры воздухораспределители, имеющие звукопоглощающие обли­ цовки, являются своеобразными глушителями.

Рассмотрим теперь потери звуковой мощности, происходящие в местах разветвления системы. Они складываются из потерь, вызванных отражением звуковых волн (вследствие различия аку-

Рис. 75. Влияние частичного перекрытия регулирующим органом проходного сечения поворотного воздухорас­ пределителя (пункалувра) на величину ослабления им шума.

1 — проходное

сечение открыто

полностью; 2 — открыто 75%

площади проходного сечения; 3 —открыто 50% площади

проход­

ного сечения;

4 — открыто 25%

площади проходного

сечения.

стических сопротивлений магистрального и ответвляющегося воздухопроводов), и потерь, обусловленных распределением звуковой энергии между ответвляющимися воздухопроводами пропорцио­ нально площадям их проходных сечений. Величина снижения уровня звуковой мощности Аотв, дБ, в ответвлении по сравнению с уровнем в магистральном канале определяется по формуле [66]

Аотв= 101g2 So

10 lg (Sinar^X SqtbЧ~0

As+ A0

(194)

 

4 S Ma r ^ 2 S qtb

 

 

где SMar и Sqtb — соответственно площади проходных сечений ма­ гистрального воздухопровода перед разветвле­ нием и рассматриваемого ответвления, м2;

2 5 0тв — суммарная площадь проходных сечений всех от­ ветвлений в месте рассматриваемого разветвле­ ния системы, м2.

145


 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

10

Потери звуковой мощности в арматуре, фильтрах и теплообменниках,

дБ

 

 

 

Среднегеометрические частоты октавных полос,

 

Оборудование

 

 

 

 

 

Гц

 

 

 

 

 

63

125

250

500

1000

2000

4000

8000

 

 

 

Захлопка вентиляционная

0

0

0

0

2

2

3

2

»

переборочная

 

0

0

0

0

2

3

4

3

Задвижка обыкновенная

 

0

0

0

0

1

3

2

1

Клапан

угловой

 

0

0

1

2

4

4

5

5

Элиминатор пластинчатый

0

0

1

1

1

0

0

0

Сепаратор угловой

 

0

1

3

4

4

6

6

5

Теплообменный аппарат

давле-

0

0

1

1

1

1

1

2

Регулятор статического

0

0

0

0

1

1

1

2

ния

противопылевой

сетча-

0

0

0

1

1

1

2

3

Фильтр

тый

кассетный

 

 

 

10

12

20

24

28

25

Фильтр

пово-

8

8

Воздухораспределитель

0

0

0

2

3

6

6

6

ротный

полу­

0

0

0

0

0

2

4

5

Воздухораспределитель

шаровой щелевой

 

0

0

0

1

1

3

5

5

Воздухораспределитель — пун-

калувр

— жа-

0

1

1

2

1

0

0

0

Воздухораспределитель

люзи

поворотные

 

0

1

1

2

4

 

12

11

Головка запорная герметичная

8

Воздухораспределитель щелевой

0

0

0

1

2

6

6

5

Воздухораспределитель — пер-

0

0

0

0

1

2

4

6

форированная панель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П р и м е ч а н и е . Данные относятся

к арматуре

и устройствам с полностью

открытыми проходными сечениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

Первое слагаемое этой суммы As определяет потери, связан­ ные с перераспределением звуковой энергии между ответвляю­ щимися воздухопроводами. Строго говоря, в данном случае нет потерь в обычном их понимании, когда подразумевается, что зву­ ковая энергия безвозвратно теряется вследствие преобразования ее в тепловую энергию. Наблюдается только ее разделение между различными ветвями вентиляционной системы. Однако с точки зрения конечного результата — звуковой мощности, излучаемой системой в рассматриваемое помещение судна, изменения уровней звуковой мощности при разветвлении системы вполне допустимо называть потерями.

Второе слагаемое А0тр в формуле (194) характеризует потери на отражение. Когда угол между осями ответвляющегося и ма­ гистрального воздухопроводов равен 90°, ответвление следует рассматривать как поворот и в зависимости от его исполнения добавлять к Аотв величины, приведенные либо в табл. 9, либо на рис. 74.

146


Т а б л и ц а 11

Потери звуковой мощности в нормализованных воздухораспределительно-

регулирующих устройствах судовых систем кондиционирования воздуха,

дБ

 

 

 

 

 

 

Среднегеометрические частоты, Гд

Тип

воздухораспределителя

63

125

250

500

1000

2000

4000

8000

 

 

 

 

 

Воздухораспределитель

 

доводочный

0

0

0

2

10

іб

18

10

с водяным теплообменником эжек-

 

 

 

 

 

 

 

 

ционный ВДВЭ-80; ВДВЭ-160

 

 

 

 

6

13

18

 

Воздухораспределитель

с

электрона­

0

0

0

1

12

гревателем эжекционный ВДЭЭ-80;

 

 

 

 

 

 

 

 

ВДЭЭ-160

 

 

доводочный

 

 

 

4

 

 

19

 

Воздухораспределитель

 

0

0

1

8

12

10

с водяным

нагревателем

прямоточ­

 

 

 

 

 

 

 

 

ный ВДВП-80; ВДВП-160; ВДВП-320

 

 

5

 

16

 

18

 

Воздухораспределитель

направленной

0

1

10

20

12

раздачи ВН160Р; ВН320Р

 

 

5

 

16

 

18

 

Воздухораспределитель

 

радиальной

0

1

10

20

12

раздачи ВР160Р; ВР320Р

3

4

5

 

16

 

18

 

Воздухораспределитель панельной раз­

10

22

12

дачи ВПР-160Р; ВГІР-320Р

 

 

6

 

 

23

19

 

Воздухораспределитель

направленной

1

2

12

20

12

раздачи

со

встроенным

смесителем

 

 

 

 

 

 

 

 

ВСН160Р; ВСН320Р

 

радиальной

 

 

6

 

 

23

19

 

Воздухораспределитель

 

1

2

12

20

12

раздачи

со

встроенным смесителем

 

 

 

 

 

 

 

 

ВСР160Р; ВСР320Р

 

панельной

4

4

7

 

18

19

16

10

Воздухораспределитель

 

11

раздачи с дистанционным регулиро­

 

 

 

 

 

 

 

 

ванием

 

ВПС160Р;

 

ВПС320Р;

 

 

 

 

 

 

 

 

ВПС640Р

 

 

направленной

3

4

 

28

 

 

18

13

Воздухораспределитель

10

22

21

раздачи с дистанционным регулиро­

 

 

 

 

 

 

 

 

ванием ВНС320Р; ВНС640Р

3

4

 

18

 

 

18

13

Воздухораспределитель

 

радиальной

10

22

21

раздачи с дистанционным регулиро­

 

 

 

 

 

 

 

 

ванием ВРС320Р; ВРС640Р

 

 

 

 

 

 

3

3

Воздухораспределительная

решетка

1

1

1

1

2

2

В160Р; В320Р

Снижение уровней звуковой мощности АСеч, дБ, при скачко­ образном изменении (уменьшении или увеличении) площади про­ ходного сечения воздухопровода определяется по формуле

Асе, = 10 lg ( З Д + 1)2

4Sj/S2

где Si и S2 — соответственно площади проходных сечений возду­ хопровода до и после места их изменения.

Изменение площади сечения в два раза сопровождается сни­ жением уровней звуковой мощности всего на 0,5 дБ. Для полу­ чения АСеч=5 дБ необходимо, чтобы площади Si и S2 отличались между собой в 10 раз.

147