Файл: Хорошев Г.А. Шум судовых систем вентиляции и кондиционирования воздуха.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 105
Скачиваний: 1
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 7 |
|
Потери звуковой мощности в прямолинейных воздухопроводах, дБ/м |
||||||
Форма |
Диаметр |
Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц |
||||
или ширина |
|
|
|
|
|
|
проходного |
воздухопровода, |
63 |
125 |
250 |
500 |
>1000 |
сечения |
мм |
|||||
|
75—200 |
0,10 |
0,10 |
0,15 |
0,15 |
0,30 |
Круглая |
200—400 |
0,06 |
0,10 |
0,10 |
0,15 |
0,20 |
400—800 |
0,03 |
0,06 |
0,06 |
0,10 |
0,15 |
|
|
800—1600 |
0,03 |
0,03 |
0,03 |
0,06 |
0,06 |
Прямо- |
75—200 |
0,60 |
0,60 |
0,45 |
0,30 |
0,30 |
200—400 |
0,60 |
0,60 |
0,45 |
0,30 |
0,20 |
|
угольная |
400—800 |
0,60 |
0,60 |
0,30 |
0,15 |
0,15 |
|
800—1600 |
0,45 |
0,30 |
0,15 |
0,10 |
0,06 |
Потери звуковой мощности в воздухопроводах круглого сечения можно считать не зависящими от наличия теплоизолирующего покрытия.
Потери звуковой мощности на поворотах (коленах) происхо дят вследствие ее частичного отражения в сторону источника шума. Величина этих потерь зависит от частоты звука, характера звукового поля перед поворотом, поперечного размера воздухо провода до поворота — ширины поворота, а также конструктивных особенностей поворота. Снижение уровня звуковой мощности на поворотах оценивают обычно на основании экспериментальных данных.
В связи с тем что диффузный характер звукового поля соот ветствует условиям распространения звука в вентиляционных си стемах, при акустическом расчете этих систем следует ориенти роваться на значения потерь звуковой мощности, определяемые по семейству кривых, представленных на рис. 74 [83].
При уменьшении угла поворота величина снижения уровня зву ковой мощности уменьшается. Данные, иллюстрирующие это, приведены в табл. 8. При акустическом расчете вентиляционных систем снижение уровней звуковой мощности на поворотах с уг лами, равными или меньшими 45°, можно не учитывать [66]. В су довых вентиляционных системах повороты обычно выполняют плавными. Данные, характеризующие снижение уровней звуковой мощности на таких поворотах, указаны в табл. 9 [76].
Приведенные выше сведения относятся к потерям звуковой мощности на отдельных поворотах. При последовательном распо ложении поворотов в непосредственной близости один от другого общая величина потерь оказывается гораздо меньше суммы по терь в каждом из них в отдельности. Об этом свидетельствуют данные табл. 8.
142
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
8 |
|
Потери звуковой мощности, приходящиеся на один поворот при |
|
|
||||||||
|
последовательном соединении поворотов, |
дБ |
|
|
|
|||||
Угол |
Число |
|
Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
поворота, ° |
поворотов |
63 |
125 |
250 |
500 |
1000 |
2000 |
4000 |
8000 |
|
|
|
|
||||||||
|
1 |
1,5 |
1,5 |
4 |
7 |
9 |
8,5 |
8 |
7 |
|
90 |
2 |
1 |
1 |
3 |
4,5 |
6 |
5,5 |
5 |
4,5 |
|
3 |
1 |
1 |
2,5 |
3,5 |
4,5 |
4 |
4 |
3,5 |
|
|
|
4 |
1 |
1 |
2 |
3 |
3,5 |
3 |
3 |
3 |
|
|
>5 |
1 |
|
1,5 |
2,5 |
3 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
|
( |
1 |
1 |
1 |
2 |
4 |
6 |
. 7 |
7 |
7 |
|
1 |
2,5 |
3,5 |
4 |
4 |
|
|||||
( |
2 |
1 |
1 |
1,5 |
4 |
|
||||
3 |
1 |
1 |
1,5 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
|
>4 |
1 |
1 |
1,5 |
1,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
|
|
1 |
0,5 |
1 |
1,5 |
2 |
4 |
5 |
|
|
|
|
f |
6 |
6 |
|
|||||||
45 |
2 |
0,5 |
1 |
1 |
1,5 |
3 |
3 |
3.5 |
3,5 |
|
1 |
>3 |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2,5 |
2,5 |
|
on / |
1 |
0 |
0,5 |
1 |
1,5 |
2 |
2,5 |
3 |
3,5 |
|
|
>2 |
0 |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
1,5 |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
9 |
|
Потери звуковой мощности на плавных и прямоугольных поворотах |
|
|||||||||
|
с направляющими лопатками, дБ |
|
|
|
|
|||||
Диаметр или ширина |
Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
поворота, |
мм |
63 |
125 |
250 |
500 |
1000 |
2000 |
4000 |
8000 |
|
|
|
|
||||||||
100—250 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
3 |
3 |
|
|
260—510 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
3 |
3 |
3 |
|
|
510—1000 |
0 |
0 |
1 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
|
1100—2000 |
0 |
1 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
Выполненный М. В. Обуховым анализ экспериментальных дан ных по затуханию шума в судовых вентиляционных системах, имеющих сравнительно небольшие размеры проходных сечений и большое число поворотов, показал, что величины снижения Уровней звуковой мощности, приходящиеся в среднем на один плавный поворот, в зависимости от частоты составляют 0,05— 0,40 дБ. Рекомендуемые им величины потерь звуковой мощности Для поворотов с углами 45—90°, которые необходимо принимать
143
во внимание при акустическом расчете судовых вентиляционных систем, приведены ниже.
Частота, Г ц .............................. |
63 |
125 |
250 |
500 |
1000 |
2000 |
4000 |
8000 |
Снижение уровней |
звуковой |
0,10 |
0,15 |
0,20 |
0,25 |
0,30 |
0,35 |
0,40 |
мощности, д Б ....................... |
0,05 |
Потери звуковой мощности в путевой и воздухораспредели тельной арматуре, фильтрах и теплообменниках судовых систем
Рис. 74. Потери звуковой мощности в октавных полосах частот на прямоугольных поворотах под углом 90° при диффузном характере звукового поля.
вентиляции и кондиционирования воздуха приведены в табл. 10. В эту таблицу не включены концевые раструбы, решетки и сетки, которые не приводят к заметным потерям звуковой мощности. Из таблицы видно, что значительные потери характерны лишь для кассетных фильтров. В остальных случаях потери, как правило, наблюдаются лишь на частотах выше 1000 Гц.
В тех случаях когда регулирующий орган арматуры частично перекрывает проходное сечение арматуры, потери звуковой мощ ности в ней возрастают (рис. 75).
Довольно интенсивное затухание шума наблюдается в выпу скаемых отечественной промышленностью воздухораспределитель- но-регулирующих устройствах систем кондиционирования воздуха. Результаты выполненных Р. Я- Агеенковой исследований затуха
144
ния шума в нормализованных судовых воздухораспределительнорегулирующих устройствах приведены в табл. 11. Сравнительно высокие потери звуковой мощности на частотах выше 500 Гц объ ясняются применением в этих устройствах звукопоглощающих облицовок. По отношению к шуму вентиляторов и путевой арма туры воздухораспределители, имеющие звукопоглощающие обли цовки, являются своеобразными глушителями.
Рассмотрим теперь потери звуковой мощности, происходящие в местах разветвления системы. Они складываются из потерь, вызванных отражением звуковых волн (вследствие различия аку-
Рис. 75. Влияние частичного перекрытия регулирующим органом проходного сечения поворотного воздухорас пределителя (пункалувра) на величину ослабления им шума.
1 — проходное |
сечение открыто |
полностью; 2 — открыто 75% |
|
площади проходного сечения; 3 —открыто 50% площади |
проход |
||
ного сечения; |
4 — открыто 25% |
площади проходного |
сечения. |
стических сопротивлений магистрального и ответвляющегося воздухопроводов), и потерь, обусловленных распределением звуковой энергии между ответвляющимися воздухопроводами пропорцио нально площадям их проходных сечений. Величина снижения уровня звуковой мощности Аотв, дБ, в ответвлении по сравнению с уровнем в магистральном канале определяется по формуле [66]
Аотв= 101g2 So |
10 lg (Sinar^X SqtbЧ~0 |
As+ A0 |
(194) |
|
4 S Ma r ^ 2 S qtb |
|
|
где SMar и Sqtb — соответственно площади проходных сечений ма гистрального воздухопровода перед разветвле нием и рассматриваемого ответвления, м2;
2 5 0тв — суммарная площадь проходных сечений всех от ветвлений в месте рассматриваемого разветвле ния системы, м2.
145
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
10 |
|
Потери звуковой мощности в арматуре, фильтрах и теплообменниках, |
дБ |
|||||||||
|
|
|
Среднегеометрические частоты октавных полос, |
|||||||
|
Оборудование |
|
|
|
|
|
Гц |
|
|
|
|
|
63 |
125 |
250 |
500 |
1000 |
2000 |
4000 |
8000 |
|
|
|
|
||||||||
Захлопка вентиляционная |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
2 |
3 |
2 |
||
» |
переборочная |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
3 |
4 |
3 |
Задвижка обыкновенная |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
3 |
2 |
1 |
|
Клапан |
угловой |
|
0 |
0 |
1 |
2 |
4 |
4 |
5 |
5 |
Элиминатор пластинчатый |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
||
Сепаратор угловой |
|
0 |
1 |
3 |
4 |
4 |
6 |
6 |
5 |
|
Теплообменный аппарат |
давле- |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
|
Регулятор статического |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
2 |
||
ния |
противопылевой |
сетча- |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
2 |
3 |
Фильтр |
||||||||||
тый |
кассетный |
|
|
|
10 |
12 |
20 |
24 |
28 |
25 |
Фильтр |
пово- |
8 |
8 |
|||||||
Воздухораспределитель |
0 |
0 |
0 |
2 |
3 |
6 |
6 |
6 |
||
ротный |
полу |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
4 |
5 |
|
Воздухораспределитель |
||||||||||
шаровой щелевой |
|
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
3 |
5 |
5 |
|
Воздухораспределитель — пун- |
||||||||||
калувр |
— жа- |
0 |
1 |
1 |
2 |
1 |
0 |
0 |
0 |
|
Воздухораспределитель |
||||||||||
люзи |
поворотные |
|
0 |
1 |
1 |
2 |
4 |
|
12 |
11 |
Головка запорная герметичная |
8 |
|||||||||
Воздухораспределитель щелевой |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
6 |
6 |
5 |
||
Воздухораспределитель — пер- |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
4 |
6 |
||
форированная панель |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П р и м е ч а н и е . Данные относятся |
к арматуре |
и устройствам с полностью |
||||||||
открытыми проходными сечениями. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Первое слагаемое этой суммы As определяет потери, связан ные с перераспределением звуковой энергии между ответвляю щимися воздухопроводами. Строго говоря, в данном случае нет потерь в обычном их понимании, когда подразумевается, что зву ковая энергия безвозвратно теряется вследствие преобразования ее в тепловую энергию. Наблюдается только ее разделение между различными ветвями вентиляционной системы. Однако с точки зрения конечного результата — звуковой мощности, излучаемой системой в рассматриваемое помещение судна, изменения уровней звуковой мощности при разветвлении системы вполне допустимо называть потерями.
Второе слагаемое А0тр в формуле (194) характеризует потери на отражение. Когда угол между осями ответвляющегося и ма гистрального воздухопроводов равен 90°, ответвление следует рассматривать как поворот и в зависимости от его исполнения добавлять к Аотв величины, приведенные либо в табл. 9, либо на рис. 74.
146
Т а б л и ц а 11
Потери звуковой мощности в нормализованных воздухораспределительно-
регулирующих устройствах судовых систем кондиционирования воздуха, |
дБ |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
Среднегеометрические частоты, Гд |
||||||
Тип |
воздухораспределителя |
63 |
125 |
250 |
500 |
1000 |
2000 |
4000 |
8000 |
|||
|
|
|
|
|
||||||||
Воздухораспределитель |
|
доводочный |
0 |
0 |
0 |
2 |
10 |
іб |
18 |
10 |
||
с водяным теплообменником эжек- |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
ционный ВДВЭ-80; ВДВЭ-160 |
|
|
|
|
6 |
13 |
18 |
|
||||
Воздухораспределитель |
с |
электрона |
0 |
0 |
0 |
1 |
12 |
|||||
гревателем эжекционный ВДЭЭ-80; |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
ВДЭЭ-160 |
|
|
доводочный |
|
|
|
4 |
|
|
19 |
|
|
Воздухораспределитель |
|
0 |
0 |
1 |
8 |
12 |
10 |
|||||
с водяным |
нагревателем |
прямоточ |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
ный ВДВП-80; ВДВП-160; ВДВП-320 |
|
|
5 |
|
16 |
|
18 |
|
||||
Воздухораспределитель |
направленной |
0 |
1 |
10 |
20 |
12 |
||||||
раздачи ВН160Р; ВН320Р |
|
|
5 |
|
16 |
|
18 |
|
||||
Воздухораспределитель |
|
радиальной |
0 |
1 |
10 |
20 |
12 |
|||||
раздачи ВР160Р; ВР320Р |
3 |
4 |
5 |
|
16 |
|
18 |
|
||||
Воздухораспределитель панельной раз |
10 |
22 |
12 |
|||||||||
дачи ВПР-160Р; ВГІР-320Р |
|
|
6 |
|
|
23 |
19 |
|
||||
Воздухораспределитель |
направленной |
1 |
2 |
12 |
20 |
12 |
||||||
раздачи |
со |
встроенным |
смесителем |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ВСН160Р; ВСН320Р |
|
радиальной |
|
|
6 |
|
|
23 |
19 |
|
||
Воздухораспределитель |
|
1 |
2 |
12 |
20 |
12 |
||||||
раздачи |
со |
встроенным смесителем |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
ВСР160Р; ВСР320Р |
|
панельной |
4 |
4 |
7 |
|
18 |
19 |
16 |
10 |
||
Воздухораспределитель |
|
11 |
||||||||||
раздачи с дистанционным регулиро |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
ванием |
|
ВПС160Р; |
|
ВПС320Р; |
|
|
|
|
|
|
|
|
ВПС640Р |
|
|
направленной |
3 |
4 |
|
28 |
|
|
18 |
13 |
|
Воздухораспределитель |
10 |
22 |
21 |
|||||||||
раздачи с дистанционным регулиро |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
ванием ВНС320Р; ВНС640Р |
3 |
4 |
|
18 |
|
|
18 |
13 |
||||
Воздухораспределитель |
|
радиальной |
10 |
22 |
21 |
|||||||
раздачи с дистанционным регулиро |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
ванием ВРС320Р; ВРС640Р |
|
|
|
|
|
|
3 |
3 |
||||
Воздухораспределительная |
решетка |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
В160Р; В320Р
Снижение уровней звуковой мощности АСеч, дБ, при скачко образном изменении (уменьшении или увеличении) площади про ходного сечения воздухопровода определяется по формуле
Асе, = 10 lg ( З Д + 1)2
4Sj/S2
где Si и S2 — соответственно площади проходных сечений возду хопровода до и после места их изменения.
Изменение площади сечения в два раза сопровождается сни жением уровней звуковой мощности всего на 0,5 дБ. Для полу чения АСеч=5 дБ необходимо, чтобы площади Si и S2 отличались между собой в 10 раз.
147