Файл: Управление качеством строительства..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Экспериментальная проверка достоверности получен­ ных результатов, выполненная путем анализа 1100 ак­ тов обследования, подтвердила теоретические расчеты.

Для облегчения обработки материалов рекомендуется применение информационно-поисковой системы учета и анализа дефектов и их причин1’12. Система предусматри­ вает создание картотеки дефектов, повреждений, разру­ шений, аварий с указанием их причин и фонда с систе­ матизированными статистическими данными. Картотеку составляют из регистрационных карт, заполняемых в хо­ де обследования объектов. В карту заносят все обнару­ женные дефекты и причины их возникновения, а также данные по организации контроля за выполнением работ на объекте, ведению исполнительной технической доку­ ментации и др.

По мере составления регистрационные карты посту­ пают в картотеку государственного или ведомственного органа строительного контроля, где их последовательно нумеруют. Для использования стандартных 80-колон- ных перфокарт с внутренней перфорацией, выпускаемых управлением Союзмашучет, нумерацию принимают не сплошную, а ио частям: с № 10 по № 809 для первой коллекции, с № 1010 по № 1809 для второй, с № 2010 по № 2809 для третьей и т. д.

Составляют список признаков в виде «ключевых слов», характеризующих результаты проверки (дефек­ ты, вызывающие их причины и др.). Признаки (ключе­ вые слова) располагают в алфавитном порядке.

При небольшом количестве регистрационных карт или при отсутствии возможности перфорировать 80колонные перфокарты для анализа фактического мате­ риала и определения статистических показателей можно использовать обычные стандартные каталожные кар­ точки. Эти карточки составляют в соответствии со спис­ ком признаков на каждое ключевое слово, сортируют при необходимости по группам и расставляют в алфавит­ ном порядке внутри каждой группы. В каждую ката­

1 Методика заполнения и обработки регистрационных карт де­ фектов, повреждений, разрушений, аварий. Киев. Изд. НИИС'П Гос­ строя УССР, 1966.

2 Л. И. П о к р а с с, В. А. Р у д е н к о , Л. Б. Ч е п у р и н . Ин­ формационно-поисковая система учета и анализа причин низкого ка­ чества строительства. В кн.: «Строительное производство», вып. VI. Киев, «Буд1‘велышк», 1967.

112

ложную карточку в графы, соответствующие последней цифре номера, записывают порядковые номера всех ре­ гистрационных карт, имеющих отношение к данному ключевому слову.

При проведении исследования с помощью каталож­ ных карточек отбирают те из них, которые соответству­ ют признакам поставленного вопроса. Например, при решении вопроса о количестве аварий промышленных зданий на химических заводах, вызванных обрушением зимней кирпичной кладки, отбирают такие каталожные карточки: «предприятия химической промышленности», «промышленные здания», «аварии», «зимняя кирпичная кладка». При сравнении записанных на карточках по­ рядковых номеров регистрационных карт выявляют об­ щие для всех этих карточек номера. Регистрационные карты с данными порядковыми’ номерами и будут отве­ чать поставленному вопросу, а их количество будет со­ ответствовать количеству изучаемых случаев аварий. Для перехода от порядковых номеров к названиям объ­ ектов следует разыскать соответствующие выявленным номерам регистрационные карты. Кроме того, сама ка­ таложная карточка показывает, сколько объектов в дан­ ной коллекции обладают одним конкретным признаком.

Для ускорения поиска требуемых регистрационных карт по необходимым признакам рекомендуется супер­ позиционная (просветная) система с применением 80колонных стандартных перфокарт. На стандартной пер­ фокарте размещено 800 позиций, обозначенных цифра­ ми по вертикали от 0 до 9 и сгруппированных в десяти строках, образующих 80 колонок. Порядковые номера колонок (от 1 до 80) напечатаны в верхней и нижней частях перфокарты. Каждой позиции соответствует трех­ значное число от 010 до 809, первые две цифры опреде­ ляются по номеру колонки, в которой располагается по­ зиция, а последняя определяется по номеру соответству­ ющей строки. В любой из этих позиций может быть про­ бито отверстие прямоугольной формы. Позиции с проби­ тыми отверстиями должны соответствовать порядковым номерам регистрационных карт. Для пробивки отвер­ стий применяют стандартный перфоратор типа П-80.

80-колонные стандартные перфокарты располагают в картотеке по тем же признакам, что и каталожные кар­ точки (по группам регистрационных карт, внутри кото­ рых— в алфавитном порядке по ключевым словам). По­

8—922

113


иск необходимых дескрипторов с использованием перфо­ карт и нахождение общих порядковых номеров, проби­ тых на нескольких перфокартах, производят в следую­ щем порядке: все перфокарты с ключевыми словами, со­ ответствующими поставленному вопросу, накладывают одну на другую, после чего полученную пачку перфо­ карт просматривают на свет. Свет будет проходить толь­ ко через те позиции, которые по номерам совпадают с отверстиями пробитых перфокарт. Порядковые номера регистрационных карт, соответствующие просматрива­ емым на свет позициям, и будут искомыми, а количество их будет равно количеству случаев исследуемых при­ знаков.

Статистический показатель определяют делением ко­ личества случаев по исследуемому признаку (или при­ знакам) на общее количество принятых для анализа ре­ гистрационных карт (200—300). Система сбора и обра­ ботки информации применяется с 1967 г. в ряде строи­ тельных организаций Украинской ССР и в Куйбышевгидрострое. Она может быть рекомендована при прове­ дении инспекционных проверок качества.

2. Техника сбора и обработки информации при операционном контроле

Сбор и обработка информации в ходе операционного контроля обеспечивает возможность перехода к стати­ стическому регулированию качества выполнения работ. С этой целью вводят статистические контрольные карты, заполняемые в ходе операционного контроля произво­ дителями работ и мастерами. В каждой статистической контрольной карте, соответствующей схеме операцион­ ного контроля на конкретный строительный процесс, зна­ ком + отмечают операции, проверенные производите­ лем работ или мастером. Если качество выполненные работ не соответствует требованиям проектной или нор­ мативной документации либо нарушена технология вы­ полнения работ, операция не принимается, работа под­ лежит доводке или переделке, а в карте ставится знак

(+)•

Каждые 15—30 дней статистические контрольные карты обрабатывают в строительном управлении или тресте и определяют статистический показатель дефект­

114

ности (отношение количества «возвратов» по каждой опе­ рации к общему количеству проверок по этой опера­ ции). Полученные статистические показатели сравнива­ ют с установленными критическими показателями. Если статистические показатели превышают критические, главный инженер управления (треста) дает задание ап­ парату управления проанализировать выполнение соот­ ветствующих операций, определить причины отклонения качества выполненных работ от установленного норма­ ми и проектами и наметить мероприятия, исключающие возможность повторения подобных отклонений.

Таким образом, статистическое регулирование каче­ ства строительно-монтажных работ осуществляется в результате последовательного повторения следующих этапов:

операционного контроля качества работ; заполнения статистических контрольных карт;

обработки карт и определения статистических пока­ зателей качества выполненных работ;

отбора операций, по которым статистические пока­ затели превышают критические;

анализа отобранных операций с выявлением причин отклонения от норм и проектов с определением значи­ мости этих причин;

разработки и реализации конкретных мероприятий по предотвращению дефектов.

Метод статистического контроля и регулирования ка­ чества, разработанный НИИСП Госстроя УССР в 1971 г., дает возможность предупреждать дефекты в хо­ де проверки операций и на основе обобщения материа­ лов операционного контроля разрабатывать мероприя­ тия, охватывающие большое число объектов.

К другим источникам информации о качестве выпол­ нения работ относятся: журналы работ на объектах, ак­ ты и ведомости на приемку скрытых работ, акты испы­ тания строительных материалов, изделий и конструкций, рекламации. Информацию о качестве строительно-мон­ тажных работ можно получить из актов государствен­ ных и рабочих комиссий по приему объектов и комплек­ сов в эксплуатацию, из ведомостей оценки качества вы­ полнения конструктивных частей (элементов) зданий и сооружений.

Источником информации о качестве выполнения ра­ бот являются и материалы учета потерь от брака. Мето­

8*

115


дика сбора и обработки информации о потерях от брака разработана экономической лабораторией треста Макеевжилстрой, НИИ управления строительством при Мос­ ковском инженерно-строительном институте, Научно-ис­ следовательским институтом экономики строительства Госстроя СССР, Научно-исследовательским институтом строительного производства Госстроя УССР и др.

Учет дополнительных затрат, вызванных необходи­ мостью устранения дефектов, ведется мастерами и про­ изводителями работ в ходе операционного контроля. Для разработки действенных мероприятий по их сокра­ щению рекомендуется классифицировать потери по сле­ дующим направлениям:

потери, вызванные недоброкачественной документа­ цией или несвоевременным и некомплектным поступле­ нием рабочих чертежей;

потери вследствие применения недоброкачественных строительных материалов, изделий, конструкций, требу­ ющих доводки и подгонки на строительной площадке; потери из-за допущенных отступлений от проекта и нарушений требований СНиП в части технологии выпол­

нения строительных процессов; потери, вызванные неправильной организацией стро­

ительства (нарушением технологической последователь­ ности работ).

В табл. 10 приводится предлагаемая форма пообъ­ ектной ведомости учета потерь.

Дата записи

Работы, где обнару*» жены переделки и исправление допущенных дефектов

Единица измерения

Объем дополнитель­ ных работ по лик­ видации дефектов

Дополнительные ма­ териалы на ликви­ дацию дефектов (перечень)

J

1

 

 

 

Т а б л и ц а 10

Причина возникновения

1 |

дефектов

 

 

производство работ

организация строительст­ ва

проект

материалы, изделия

Сигнальные наряды на исправление дефектов долж­ ны приниматься бухгалтерией только при наличии соот­ ветствующей записи в ведомости . учета потерь. Анало­

116


гично производится и списание дополнительных строи­ тельных материалов и изделий, израсходованных на ис­ правление дефектов. Ведомости учета потерь обрабаты­ вают в производственно-техническом отделе и бухгал­ терии строительного управления по форме, заполняемой на каждый объект (табл. 11).

месяц,Год

наименование

изединица­ мерения

количество

стоимость

.рубв

Трудозатраты днях-.челв

Заработнаяплата .рубв

Эксплуатациястроимашинтельныхв руб.

Накладныерасходы .рубв

Т а б л и ц а

11

Суммарныезатраты .рубв

Возмещениезатрат .рубв

Отнесениена себе­ стоимостьв руб.

 

 

Расход материалов

 

 

 

 

 

 

 

 

1

I


Г л а в а VI. МАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА

В этом разделе будет показан опыт отдельных пред­ приятий и организаций по стимулированию качества, подтвердивший эффективность определенных показате­ лей поощрения. Стимулирование качества осуществля­ ется в рамках действующих расчетных условий, Поло­ жений об оплате труда и Типового положения о преми­ ровании.

1. Стимулирование качества работы на предприятиях строительных конструкций

в условиях внедрения системы бездефектности

Создание материальной заинтересованности рабочих в изготовлении бездефектной продукции является одним из центральных вопросов Саратовской системы Мате­ риальная заинтересованность зависит от размера пре­ мии за качество работы. Размер премии, в свою очередь, определяется степенью влияния данной профессии на уровень качества выпускаемого изделия или полуфабри­ ката. Поэтому при составлении положения о премирова­ нии за качество следует прежде всего выяснить, какие показатели и условия премирования наиболее сущест­ венны для каждой профессии с точки зрения обеспече­ ния качества выпускаемых изделий.

Как уже говорилось, Саратовская система бездефект­ ной сдачи продукции не предполагает обязательного распространения на все производственные участки и на все профессии единого показателя: процента сдачи про­ дукции с первого предъявления.

Для профессий рабочих, изготовляющих готовую продукцию или полуфабрикат, принимаемый отделом технического контроля, пока­ зателем качества труда является количество или процент продукции, сданной с первого предъявления в заданной номенклатуре.

Для рабочих сырьевого цеха показателем бездефектности труда может быть соблюдение параметров, предусмотренных ТУ. При этом возможна дифференциация размеров премии в зависимости от сте­ пени отклонения того или иного параметра от нормативных требова­ нии. Для дежурных слесарей показателем бездефектности труда яв-1

1 Параграф базируется на данных московских заводов треста Волгоградконструкция, саратовского треста «Железобетон» и др.

118

ляется отсутствие простоев оборудования по их вине, подтвержден­ ное соответствующими документами. Для рабочих ремонтного це­ ха — удлинение межремонтного времени работы оборудования. Так, слесарей-электриков по ремонту кранового хозяйства премируют за снижение простоя грузоподъемных машин по сравнению с норматив­ ным временем; дежурных слесарей и электриков по ремонту бетоно­ смесительного узла премируют за сокращение простоя по сравнению с нормативным и т. д.

Внедрение саратовской системы бездефектности предполагает, в качестве обязательного условия четко налаженный контроль и учет показателей качества тру­ да, за которое выплачивается дополнительное возна­ граждение. При этом показатели качества труда, за ко­ торое выплачивается дополнительное вознаграждение, являются показателями или условиями премирования.

В том случае, когда в бригаде, цехе, на заводе вво­ дится премирование за бездефектную сдачу продукции помимо действующего премирования за выполнение и перевыполнение плана, речь идет о новом показателе премирования. Если же действующее премирование за выполнение плана дифференцируется с учетом качества изготовления продукции (или качества работ), речь идет об условии премирования. В первом случае источ­ ником премирования является фонд материального по­ ощрения, образуемый за счет прибыли, во втором — фонд заработной платы, однако недостающую сумму на стимулирование качества можно компенсировать из ча­ сти фонда материального поощрения, создающейся за счет прибыли. В этом случае порядок премирования должен быть оговорен в Положении об оплате труда ра­ бочих данного предприятия.

В практике встречаются и те и другие случаи. Для ос­ новных профессий рабочих дифференциация премии с учетом качества на основе Положения о сдельно-преми­ альной оплате труда более эффективна, так как обеспе­ чивает большие размеры премии за качество. Показате­ ли и размеры премии в этом случае выглядят примерно так, как это представлено в табл. 12.

Цифры, приведенные в таблице, условны. В каждом случае требуется рассчитать цифры, отражающие ре­ альные возможности данного производственного участ­ ка. В таблице показаны принципиальные положения, из которых следует исходить при введении премирования за бездефектную сдачу продукции: 1) размер премии за

119