ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 0
Экспериментальная проверка достоверности получен ных результатов, выполненная путем анализа 1100 ак тов обследования, подтвердила теоретические расчеты.
Для облегчения обработки материалов рекомендуется применение информационно-поисковой системы учета и анализа дефектов и их причин1’12. Система предусматри вает создание картотеки дефектов, повреждений, разру шений, аварий с указанием их причин и фонда с систе матизированными статистическими данными. Картотеку составляют из регистрационных карт, заполняемых в хо де обследования объектов. В карту заносят все обнару женные дефекты и причины их возникновения, а также данные по организации контроля за выполнением работ на объекте, ведению исполнительной технической доку ментации и др.
По мере составления регистрационные карты посту пают в картотеку государственного или ведомственного органа строительного контроля, где их последовательно нумеруют. Для использования стандартных 80-колон- ных перфокарт с внутренней перфорацией, выпускаемых управлением Союзмашучет, нумерацию принимают не сплошную, а ио частям: с № 10 по № 809 для первой коллекции, с № 1010 по № 1809 для второй, с № 2010 по № 2809 для третьей и т. д.
Составляют список признаков в виде «ключевых слов», характеризующих результаты проверки (дефек ты, вызывающие их причины и др.). Признаки (ключе вые слова) располагают в алфавитном порядке.
При небольшом количестве регистрационных карт или при отсутствии возможности перфорировать 80колонные перфокарты для анализа фактического мате риала и определения статистических показателей можно использовать обычные стандартные каталожные кар точки. Эти карточки составляют в соответствии со спис ком признаков на каждое ключевое слово, сортируют при необходимости по группам и расставляют в алфавит ном порядке внутри каждой группы. В каждую ката
1 Методика заполнения и обработки регистрационных карт де фектов, повреждений, разрушений, аварий. Киев. Изд. НИИС'П Гос строя УССР, 1966.
2 Л. И. П о к р а с с, В. А. Р у д е н к о , Л. Б. Ч е п у р и н . Ин формационно-поисковая система учета и анализа причин низкого ка чества строительства. В кн.: «Строительное производство», вып. VI. Киев, «Буд1‘велышк», 1967.
112
ложную карточку в графы, соответствующие последней цифре номера, записывают порядковые номера всех ре гистрационных карт, имеющих отношение к данному ключевому слову.
При проведении исследования с помощью каталож ных карточек отбирают те из них, которые соответству ют признакам поставленного вопроса. Например, при решении вопроса о количестве аварий промышленных зданий на химических заводах, вызванных обрушением зимней кирпичной кладки, отбирают такие каталожные карточки: «предприятия химической промышленности», «промышленные здания», «аварии», «зимняя кирпичная кладка». При сравнении записанных на карточках по рядковых номеров регистрационных карт выявляют об щие для всех этих карточек номера. Регистрационные карты с данными порядковыми’ номерами и будут отве чать поставленному вопросу, а их количество будет со ответствовать количеству изучаемых случаев аварий. Для перехода от порядковых номеров к названиям объ ектов следует разыскать соответствующие выявленным номерам регистрационные карты. Кроме того, сама ка таложная карточка показывает, сколько объектов в дан ной коллекции обладают одним конкретным признаком.
Для ускорения поиска требуемых регистрационных карт по необходимым признакам рекомендуется супер позиционная (просветная) система с применением 80колонных стандартных перфокарт. На стандартной пер фокарте размещено 800 позиций, обозначенных цифра ми по вертикали от 0 до 9 и сгруппированных в десяти строках, образующих 80 колонок. Порядковые номера колонок (от 1 до 80) напечатаны в верхней и нижней частях перфокарты. Каждой позиции соответствует трех значное число от 010 до 809, первые две цифры опреде ляются по номеру колонки, в которой располагается по зиция, а последняя определяется по номеру соответству ющей строки. В любой из этих позиций может быть про бито отверстие прямоугольной формы. Позиции с проби тыми отверстиями должны соответствовать порядковым номерам регистрационных карт. Для пробивки отвер стий применяют стандартный перфоратор типа П-80.
80-колонные стандартные перфокарты располагают в картотеке по тем же признакам, что и каталожные кар точки (по группам регистрационных карт, внутри кото рых— в алфавитном порядке по ключевым словам). По
8—922 |
113 |
иск необходимых дескрипторов с использованием перфо карт и нахождение общих порядковых номеров, проби тых на нескольких перфокартах, производят в следую щем порядке: все перфокарты с ключевыми словами, со ответствующими поставленному вопросу, накладывают одну на другую, после чего полученную пачку перфо карт просматривают на свет. Свет будет проходить толь ко через те позиции, которые по номерам совпадают с отверстиями пробитых перфокарт. Порядковые номера регистрационных карт, соответствующие просматрива емым на свет позициям, и будут искомыми, а количество их будет равно количеству случаев исследуемых при знаков.
Статистический показатель определяют делением ко личества случаев по исследуемому признаку (или при знакам) на общее количество принятых для анализа ре гистрационных карт (200—300). Система сбора и обра ботки информации применяется с 1967 г. в ряде строи тельных организаций Украинской ССР и в Куйбышевгидрострое. Она может быть рекомендована при прове дении инспекционных проверок качества.
2. Техника сбора и обработки информации при операционном контроле
Сбор и обработка информации в ходе операционного контроля обеспечивает возможность перехода к стати стическому регулированию качества выполнения работ. С этой целью вводят статистические контрольные карты, заполняемые в ходе операционного контроля произво дителями работ и мастерами. В каждой статистической контрольной карте, соответствующей схеме операцион ного контроля на конкретный строительный процесс, зна ком + отмечают операции, проверенные производите лем работ или мастером. Если качество выполненные работ не соответствует требованиям проектной или нор мативной документации либо нарушена технология вы полнения работ, операция не принимается, работа под лежит доводке или переделке, а в карте ставится знак
(+)•
Каждые 15—30 дней статистические контрольные карты обрабатывают в строительном управлении или тресте и определяют статистический показатель дефект
114
ности (отношение количества «возвратов» по каждой опе рации к общему количеству проверок по этой опера ции). Полученные статистические показатели сравнива ют с установленными критическими показателями. Если статистические показатели превышают критические, главный инженер управления (треста) дает задание ап парату управления проанализировать выполнение соот ветствующих операций, определить причины отклонения качества выполненных работ от установленного норма ми и проектами и наметить мероприятия, исключающие возможность повторения подобных отклонений.
Таким образом, статистическое регулирование каче ства строительно-монтажных работ осуществляется в результате последовательного повторения следующих этапов:
операционного контроля качества работ; заполнения статистических контрольных карт;
обработки карт и определения статистических пока зателей качества выполненных работ;
отбора операций, по которым статистические пока затели превышают критические;
анализа отобранных операций с выявлением причин отклонения от норм и проектов с определением значи мости этих причин;
разработки и реализации конкретных мероприятий по предотвращению дефектов.
Метод статистического контроля и регулирования ка чества, разработанный НИИСП Госстроя УССР в 1971 г., дает возможность предупреждать дефекты в хо де проверки операций и на основе обобщения материа лов операционного контроля разрабатывать мероприя тия, охватывающие большое число объектов.
К другим источникам информации о качестве выпол нения работ относятся: журналы работ на объектах, ак ты и ведомости на приемку скрытых работ, акты испы тания строительных материалов, изделий и конструкций, рекламации. Информацию о качестве строительно-мон тажных работ можно получить из актов государствен ных и рабочих комиссий по приему объектов и комплек сов в эксплуатацию, из ведомостей оценки качества вы полнения конструктивных частей (элементов) зданий и сооружений.
Источником информации о качестве выполнения ра бот являются и материалы учета потерь от брака. Мето
8* |
115 |
дика сбора и обработки информации о потерях от брака разработана экономической лабораторией треста Макеевжилстрой, НИИ управления строительством при Мос ковском инженерно-строительном институте, Научно-ис следовательским институтом экономики строительства Госстроя СССР, Научно-исследовательским институтом строительного производства Госстроя УССР и др.
Учет дополнительных затрат, вызванных необходи мостью устранения дефектов, ведется мастерами и про изводителями работ в ходе операционного контроля. Для разработки действенных мероприятий по их сокра щению рекомендуется классифицировать потери по сле дующим направлениям:
потери, вызванные недоброкачественной документа цией или несвоевременным и некомплектным поступле нием рабочих чертежей;
потери вследствие применения недоброкачественных строительных материалов, изделий, конструкций, требу ющих доводки и подгонки на строительной площадке; потери из-за допущенных отступлений от проекта и нарушений требований СНиП в части технологии выпол
нения строительных процессов; потери, вызванные неправильной организацией стро
ительства (нарушением технологической последователь ности работ).
В табл. 10 приводится предлагаемая форма пообъ ектной ведомости учета потерь.
Дата записи |
Работы, где обнару*» жены переделки и исправление допущенных дефектов |
Единица измерения |
Объем дополнитель ных работ по лик видации дефектов |
Дополнительные ма териалы на ликви дацию дефектов (перечень) |
J |
1 |
|
|
|
Т а б л и ц а 10
Причина возникновения
1 | |
дефектов |
|
|
|
производство работ |
организация строительст ва |
|
проект |
материалы, изделия |
Сигнальные наряды на исправление дефектов долж ны приниматься бухгалтерией только при наличии соот ветствующей записи в ведомости . учета потерь. Анало
116
гично производится и списание дополнительных строи тельных материалов и изделий, израсходованных на ис правление дефектов. Ведомости учета потерь обрабаты вают в производственно-техническом отделе и бухгал терии строительного управления по форме, заполняемой на каждый объект (табл. 11).
месяц,Год |
наименование |
изединица мерения |
количество |
стоимость |
.рубв |
Трудозатраты днях-.челв |
Заработнаяплата .рубв |
Эксплуатациястроимашинтельныхв руб. |
Накладныерасходы .рубв |
Т а б л и ц а |
11 |
|
Суммарныезатраты .рубв |
Возмещениезатрат .рубв |
Отнесениена себе стоимостьв руб. |
||||||||||
|
|
Расход материалов |
|
|
|
|
|
|
|
|
1
I
Г л а в а VI. МАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА
В этом разделе будет показан опыт отдельных пред приятий и организаций по стимулированию качества, подтвердивший эффективность определенных показате лей поощрения. Стимулирование качества осуществля ется в рамках действующих расчетных условий, Поло жений об оплате труда и Типового положения о преми ровании.
1. Стимулирование качества работы на предприятиях строительных конструкций
в условиях внедрения системы бездефектности
Создание материальной заинтересованности рабочих в изготовлении бездефектной продукции является одним из центральных вопросов Саратовской системы Мате риальная заинтересованность зависит от размера пре мии за качество работы. Размер премии, в свою очередь, определяется степенью влияния данной профессии на уровень качества выпускаемого изделия или полуфабри ката. Поэтому при составлении положения о премирова нии за качество следует прежде всего выяснить, какие показатели и условия премирования наиболее сущест венны для каждой профессии с точки зрения обеспече ния качества выпускаемых изделий.
Как уже говорилось, Саратовская система бездефект ной сдачи продукции не предполагает обязательного распространения на все производственные участки и на все профессии единого показателя: процента сдачи про дукции с первого предъявления.
Для профессий рабочих, изготовляющих готовую продукцию или полуфабрикат, принимаемый отделом технического контроля, пока зателем качества труда является количество или процент продукции, сданной с первого предъявления в заданной номенклатуре.
Для рабочих сырьевого цеха показателем бездефектности труда может быть соблюдение параметров, предусмотренных ТУ. При этом возможна дифференциация размеров премии в зависимости от сте пени отклонения того или иного параметра от нормативных требова нии. Для дежурных слесарей показателем бездефектности труда яв-1
1 Параграф базируется на данных московских заводов треста Волгоградконструкция, саратовского треста «Железобетон» и др.
118
ляется отсутствие простоев оборудования по их вине, подтвержден ное соответствующими документами. Для рабочих ремонтного це ха — удлинение межремонтного времени работы оборудования. Так, слесарей-электриков по ремонту кранового хозяйства премируют за снижение простоя грузоподъемных машин по сравнению с норматив ным временем; дежурных слесарей и электриков по ремонту бетоно смесительного узла премируют за сокращение простоя по сравнению с нормативным и т. д.
Внедрение саратовской системы бездефектности предполагает, в качестве обязательного условия четко налаженный контроль и учет показателей качества тру да, за которое выплачивается дополнительное возна граждение. При этом показатели качества труда, за ко торое выплачивается дополнительное вознаграждение, являются показателями или условиями премирования.
В том случае, когда в бригаде, цехе, на заводе вво дится премирование за бездефектную сдачу продукции помимо действующего премирования за выполнение и перевыполнение плана, речь идет о новом показателе премирования. Если же действующее премирование за выполнение плана дифференцируется с учетом качества изготовления продукции (или качества работ), речь идет об условии премирования. В первом случае источ ником премирования является фонд материального по ощрения, образуемый за счет прибыли, во втором — фонд заработной платы, однако недостающую сумму на стимулирование качества можно компенсировать из ча сти фонда материального поощрения, создающейся за счет прибыли. В этом случае порядок премирования должен быть оговорен в Положении об оплате труда ра бочих данного предприятия.
В практике встречаются и те и другие случаи. Для ос новных профессий рабочих дифференциация премии с учетом качества на основе Положения о сдельно-преми альной оплате труда более эффективна, так как обеспе чивает большие размеры премии за качество. Показате ли и размеры премии в этом случае выглядят примерно так, как это представлено в табл. 12.
Цифры, приведенные в таблице, условны. В каждом случае требуется рассчитать цифры, отражающие ре альные возможности данного производственного участ ка. В таблице показаны принципиальные положения, из которых следует исходить при введении премирования за бездефектную сдачу продукции: 1) размер премии за
119