Файл: Соколов Ю.Н. Основы единой теории лопастных машин (насосов, вентиляторов, воздуходувок) [учеб. пособие для студентов втузов].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 1
или соответствующую величину полной теоретической энергии
|
|
е т |
= |
^ т |
дж |
кг. |
|
|
|
2. |
|
|
|
р |
|
|
|
|
|
Эта величина |
по |
(II —17') |
определяет |
необходи |
|||||
мую |
окружную |
скорость |
и-, |
на |
выходе |
с центробеж |
|||
ного колеса, если известны коэффициенты |
и |
az. |
|||||||
Поэтому' приходится |
предварительно оценить |
их |
чис |
||||||
ловые значения |
по (II —18') |
и, |
например, |
по |
формуле |
акад. Проскуры (II—15), ориентируясь на выбранную
величину |
угла |
{З.,л. Углом |
of, числом |
лопаток z |
и от- |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
д |
• = т. |
ношением |
входного |
и выходного |
диаметров |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Do |
|
при этом |
приходится-задаваться |
с |
последующей |
про |
|||||||||
веркой |
и |
необходимостью пересчета в случае боль |
|||||||||||
ших расхождений. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Оценив |
<?оо |
и az, |
находим |
Вт |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
/ |
|
м'сек. |
|
|
|
|||
При |
|
|
|
|
|
|
|
п |
об'.мин |
это |
опре |
||
заданном числе оборотов |
|||||||||||||
деляет |
и наружный |
диаметр |
колеса |
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
„ |
= |
60 и |
м. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и |
|
|
|
|
|
|
||
Необходимую окружную |
скорость |
на выходе с цент |
|||||||||||
робежного колеса можно |
определить |
также, |
используя |
||||||||||
уравнение |
(III—1) |
и |
минуя |
при этом |
предварительную |
||||||||
оценку |
коэффициентов <рсо и аг, |
если сг2 |
оценивать с уче |
||||||||||
том .осреднения выходной |
скорости |
с2 и определяемо |
|||||||||||
го конечным |
числом |
лопаток отклонения потока на вы |
|||||||||||
ходе, т. е. вводя в |
|
расчет не выходной угол лопат |
|||||||||||
ки р2 л , |
а |
выходной |
|
угол |
потока |
р 2 . = Р2л — ApV |
Решая |
||||||
уравнение |
(III—1) |
|
относительно |
щ |
|
(как |
квадратное) |
||||||
и отбрасывая |
второй |
корень, получаем |
|
|
|||||||||
|
|
И? |
= |
|
|
|
/ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Осредненная радиальная скорость на выходе с цент робежного колеса при этом должна определяться по
6, Заказ 4543. |
8J |
расходу |
жидкости или газа, |
протекающего ч'ерез ко |
|||||||||||||
лесо с |
учетом |
утечек |
|
(§111 — 12), |
Qк = Q + Q у |
ї і л*3/се/с. |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
Сг2 |
|
|
|
Qtc |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
где |
D2 |
— наружный |
диаметр |
колеса, м; |
|
|
|||||||||
|
Ь — его осевая |
ширина |
на |
выходе; |
|
|
|||||||||
|
[а„ — коэффициент, |
учитывающий стеснение |
выход |
||||||||||||
|
|
|
ного |
сечения |
лопатками. |
|
|
|
|||||||
|
3. Размеры |
входного |
сечения |
центробежного коле |
|||||||||||
са |
следует |
согласовывать |
с |
размерами |
всасывающего |
||||||||||
патрубка |
и с допускаемой |
в нем средней |
скоростью |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
= |
|
Q |
• |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Са |
|
|
М СЄК, |
|
|
|
|||
где |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лі = - т (do — dlr)[h> м2; |
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
dQ |
— диаметр |
входного |
|
патрубка, |
м; |
|
|
||||||||
dUT— диаметр |
втулки или вала, |
м (в центробежных ма |
|||||||||||||
|
шинах |
консольного |
т и п а й „ т |
= 0; |
|
|
|||||||||
Р0 — коэффициент поджатая потока при входе во вса |
|||||||||||||||
|
сывающий |
патрубок |
(при диаметре |
всасывающего |
|||||||||||
|
трубопровода, равном dn, цп г=;1). |
|
|
||||||||||||
Для |
вентиляторов |
А. Н. Шерстюк [43] рекомендует |
|||||||||||||
приведенный диаметр |
входа |
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
dinp = |
Vdj) |
+ |
d'em |
|
|
||||
выбирать, |
исходя |
из условий |
минимума потерь Д/?вх при |
||||||||||||
входе на |
рабочее |
колесо. |
Приравнивая |
нулю |
произ- |
||||||||||
водную — |
|
, он вывел |
зависимость |
|
|
||||||||||
|
|
|
ddUip |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
rfi пр ==RV |
|
|
|
|
|
( Ш - 5 ) |
||||
где |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Я = 3 , 2 5 ] / ^ х |
|
+ |
Спов + |
^пСл . |
( |
Ш _ 6 ) |
\-СЛ
ct — скорость на входе |
в |
колесо; |
|||
коэффициенты |
гидравлических сопротивлений: |
||||
Св х —во входной коробке; |
|
|
|||
чпо» — при |
повороте |
потока |
к лопаткам центробежного |
||
колеса; |
|
|
|
|
|
Сл — в межлопаточных |
каналах. |
||||
Оценивая нормальные числовые значения этнхх коэф |
|||||
фициентов, А. Н. Шерстюк рекомендует принимать: |
|||||
а) для вентиляторов с односторонним входом и вса |
|||||
сывающим |
трубопроводом R = |
3,5 -г- 3,8; |
|||
, б) для |
вентиляторов с двухсторонним подводом и |
||||
входными коробками R = 3,8 -=- 4,2, |
|||||
считая, |
что в обоих |
случаях К0 = \. |
|||
При |
|
УЩ = — |
= 0,5 |
||
во втором |
случае R = 3,6 |
4. |
|
||
Для центробежных |
насосов |
Д. Я. Суханов [38J ре |
комендует приведенный диаметр входного сечения оценивать по формуле
гіі„р=.(4-г-4,5)т/5, ' п. |
( Ш - 7 ) |
|
а С. С. Руднев |
[25] — определять |
скорость во вход |
ном патрубке по |
формуле |
|
|
с0 = 0 , 0 6 ^ 0 ^ . |
( I I I - 8 ) |
Выбрав приведенный диаметр входного сечения цент робежной машины и определив скорость в этом сечении, соответствующую расчетной производительности, перехо дят к определению входного диаметра колеса Dx и ши рины на входе Ъ\. Чаще всего принимают £>і та do, но в специальных случаях допускаются и заметные отступ ления от этого равенства, обусловленные конструктивны ми соображениями и экспериментами на моделях.
Радиальную проекцию средней скорости входа на
центробежное |
колесо сгі |
выбирают, |
исходя |
из условия |
||
получения угла |
(Зі входного треугольника скоростей, обе |
|||||
спечивающего |
наивысшие |
значения |
.гидравлического |
|||
к. п.д. |
• , |
|
|
. |
' |
' |
Для вентиляторов |
с загнутыми |
назад |
лопатками |
|||
рекомендуется |
обеспечивать |
практическое- • равенство |
||||
б». |
|
|
|
|
|
83 |
скоростей сг і и cQ: |
принимают сг і — 0,95 |
-4- |
1,05, |
но |
||
в отдельных случаях, как, |
например, в вентиляторах типа |
|||||
Экк, допускается и заметное увеличение сг\ |
по |
сравне |
||||
нию с Со. Призагнутых |
вперед |
лопатках |
и |
больших |
||
т = Di : D2 практикой веитиляторостроения |
выработана |
|||||
рекомендация: с г і = |
(0,7 |
н- 1,0) |
с0 . |
|
угол |
pi |
Для центробежных насосов |
рекомендуется |
выбирать в пределах от 15° до 22°, в соответствии с чем определяется радиальная сг1 или меридиональная с т 1 — составляющие входной скорости.
Ширина лопаток центробежного колеса на входном диаметре в осевом направлении определяется уравнением расхода
TTD, р*J Сг1
а при наклонном срезе входных кромок лопаток — в на правлении этого среза
b |
- |
Q |
|
|
|
|
V-l С ml |
|
|
Здесь (Lii — коэффициент, учитывающий |
неполное исполь |
|||
зование входного |
сечения |
nD\bu как |
за |
счет входных |
кромок лопаток,.так и за счет возможности |
образования |
вихревых зон, снижающих полезное сечение направлен
ного потока. При загнутых назад лопатках |
= 0,85 н- |
||||||
|
0,95, |
а при |
загнутых вперед—ці = 0,7 -=- 0,9. |
|
|||
н- |
4. Определив наружный диаметр центробежногоJXI |
коле |
|||||
са |
D2 |
по необходимой окружной скорости «2 и |
заданному |
||||
числу оборотов |
п |
(см. выше § |
1), а внутренний D\ |
—по |
|||
рассмотренным |
в |
§ 3 условиям |
входа, весьма |
вероятно |
получить не соответствующее выбранным прежде и уста новившимся нормативам отношение in = D\/D2. В таких случаях необходим пересчет, связанный с изменением числа оборотов проектируемой машины и доводящий отношение т до установленных практикой нормальных значений. При этом следует учитывать, что для центро бежных вентиляторов не рекомендуется выходить за пре делы т = 0,8 -ь 0,5, так как увеличение этого отношения приводит к чрезмерно коротким (в радиальном направ лении) лопаткам, а его уменьшение увеличивает так на зываемые дисковые потери (см. ниже § III—14).
5. Углы, определяющие направление входной и выход ной кромок лопаток центробежного колеса, в первом приближении определяются расчетами по осредненным скоростям. Так, на входе
р, = arctg |
° r l |
, |
|
что очевидно по входному |
треугольнику |
скоростей |
|
(рис. II—3 б). При радиальном |
входе си \ = |
О, а окруж |
ная скорость определяется по входному диаметру и вы бранному числу оборотов
Угол |
входной |
кромки |
лопатки |
р 1 л |
выбирают |
по |
рх по |
тока, |
задаваясь углом |
атаки а. = |
р1 л — р, = 5° -ь- 8°. |
||||
Выходной |
угол лопаток р2 л |
определяется |
по |
ранее |
установленному углу выхода потока % и отклонению
потока |
на выходе |
др2 = р 2 л |
— р2 |
(§11—7). |
|
|
Зная |
углы р 1 л |
и р2 л , можно |
определить |
геометри |
||
ческую |
форму, лопатки центробежного |
колеса, в прос |
||||
тейшем |
случае, очерчивая |
ее по |
дуге |
окружности. |
||
Рабочие колеса |
крупных |
центробежных |
машин, где |
стремятся к максимальным к.п.д., выполняют с лопатка ми не цилиндрической формы, а изогнутыми в.форме по верхности двоякой кривизны. Необходимость этого опре деляется неравномерностью поля скоростей в межлопа точном канале по его осевому сечению, что определяет и неодинаковые углы Pi и (32 на разных расстояниях от заднего диска колеса до переднего. Более сложную фор му, чем пластинка постоянной толщины, загнутая по дуге окружности, придают лопаткам крупных центробежных машин и в их диаметральном сечении. Лопатки центро бежных насосов и вентиляторов нередко изгибают по логарифмической спирали, а в современных типах высо коэкономичных вентиляторов их сечениям придают форму хорошо обтекаемых авиационных профилей.
§ III—4. Современное развитие теории и методики
расчета центробежных машин
Струйная теория лопастных машин, базирующаяся, по существу, на условном (идеализированном) представ-