Файл: Соколов Ю.Н. Основы единой теории лопастных машин (насосов, вентиляторов, воздуходувок) [учеб. пособие для студентов втузов].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 132
Скачиваний: 1
ленин о течении жидкости или газа по межлопаточным каналам бесконечно малых сечений ( z = o o ) , не может обеспечить профилирование лопаток центробежного ко-
.леса оптимальной формы, так как последняя определя ется сложным пространственным течением в межлопа точных каналах конечных размеров. Кроме того, как это очевидно из приведенной выше схемы простейшего расчета центробежного колеса, базирующегося на струй ной теории, такой расчет не обеспечивает однозначных решений: результаты расчета определяются выбором нор мативных соотношений конструктивных углов Pi И Рг и других параметров, оцениваемых на основе опыта конст руирования центробежных машин и их сравнительной оценки по результатам испытаний выполненных образ цов или моделей.
Все это определило необходимость разработки новых н более совершенных методов расчета центробежных ко лес, применение которых и обеспечило создание совре
менных высокоэкономичных машин |
соответствующего |
||
типа, |
к. п. д. которых |
на оптимальном |
режиме достигает |
90% |
и приближается |
к максимально |
возможным. Широ |
ко применяемый за последний период прием эксперимен тирования на моделях, т. е. экспериментальный подбор их наивыгоднейших форм, не исключает необходимости создания отмеченных выше методов расчета центробеж ных колес, так как только на их основе такой подбор оптимальных форм новых типов машин может быть на учно организован и рационализирован.
Развитие новых приемов расчета центробежных ма шин как в СССР, так и за рубежом, протекает за пос ледний период в двух направлениях: по пути применения теоретических методов анализа потенциального обтека ния круговых решеток профилей и в направлении экспе риментального исследования кинематической структуры потока, протекающего по межлопаточным каналам цент робежного колеса.
Первое направление является, по существу, примене нием к расчету центробежных колес вихревой теории. Это нашло отражение в относящихся еще к двадцатым го дам текущего столетия работам В. Шпангаке, А. Буземана и академика УССР Г. Ф. Проскуры. Существенное зна чение в дальнейшем развитии теоретических исследований
потенциального обтекания круговых; решеток профилей, отражающего гидродинамические процессы в межлопа точных каналах центробежных колес, имели исследования школы профессора И. Н. Вознесенского в применении к гидравлическим машинам осевого типа. Важную роль па современном этапе развития теории и методов расчета центробежных колес сыграли исследования, проводивши еся конструкторскими бюро Ленинградского металличе ского (ЛМЗ), Невского машиностроительного имени Ленина и Московского имени Калинина заводов, во Все союзном институте гидромашиностроения (ВИГМ), в Ле нинградском политехническом институте (ЛПИ) и в Московском ВТУ им. Баумана.
Новые методы расчета центробежных вентиляторов разработаны за последние годы вентиляторной лаборато рией ЦАГИ. Так, развивая и конкретизируя метод иссле дования потенциального обтекания круговых решеток профилей путем конформных отображений, разработан ный ранее Г. И. Майкапаром, сотрудником лаборатории центробежных вентиляторов ЦАГИ Т. С. Соломаховой [33] решена задача по определению расчетных характе ристик вращающихся круговых решеток, составленных и? отрезков логарифмических спиралей. Применение конформного отображения плоскости такой круговой решетки профиле'й на плоскость окружности единичного радиуса позволило получить для этого случая уравне: ние, определяющее относительную величину теоретиче ского давления,
т. е. теоретически обосновать зависимость этой важней шей характеристики работы центробежного колеса от геометрической формы его лопастей, очерченных по лога рифмическим спиралям. Цифровые методы решения по лученных уравнений с помощью быстродействующих счетных машин обеспечивают сходимость расчетных аэ родинамических характеристик # т (Q) для рассматрива емых решеток в широком изменении их геометрических параметров и на режимах, близких к оптимальному, со ответствующему максимальному к.п.д., когда течение можно считать безотрывным (рис. III — 4) . Аналогичные
теоретические исследования для других и более сложных случаев потенциального обтекания круговых решеток профилен продолжаются. Надо полагать, что такие ис следования найдут применение и в методике расчета рабочих колес центробежных насосов.
ДА- us
в *
С/ |
|
|
— |
*. t£ |
о |
oj |
аг |
Cti- |
|
|
Р и с. |
I I I — і |
|
|
Сложность математических задач, связанных с теоре тическими методами расчета центробежных колес, при водит к целесообразности разработки эффективных мето дов их расчета и на базе экспериментальных исследова ний. Особое значение здесь приобретают исследования пространственного течения .в межлопаточных каналах центробежного колеса на изменяющихся режимах его работы. Такие, исследования проводились, например, также в вентиляторной лаборатории ЦАГИ И. Л. Локшиным [15].
В этих исследованиях с помощью цилиндрических зондов2 5 ), вращающихся вместе с центробежным коле сом и перемещающихся по выходному и входному се чениям межлопаточного канала, удалось тщательно ис следовать действительную структуру соответствующего
2 5 ) Трехканальная пневмометрическая трубка, позволяющая из мерять как модуль вектора скорости в потоке, так и его направ ление.
потока в относительном движении для |
целого ряда |
колес с различными геометрическими |
параметрами. |
Измерения проводились по точкам сечений, смещае мым как по шагу, так и по ширине колеса и на трех режимах работы вентилятора, в том числе на опти мальном. Результаты измерений тангенциальной и нор мальной составляющих относительных скоростей осреднялись в пределах сечения по количеству дви жения. Это позволило установить зависимость коэффи
циента осреднения Кр |
от густоты решетки |
профилей |
|
Ь |
„ |
Q |
|
х = — , угла |
выходной |
кромки лопатки р 2 л |
и угла ата |
ки набегающего на решетку потока а.
Кроме того, результаты измерений и их анализа обеспечили установление в каждом случае действи тельной величины угла отставания потока ДР2 — Ргл—Рз и его зависимости от тех же фактов х и р 2 л . Зависимо сти KF (~Ч {*2лі а ) и Др.,(т, р,л , а.) автор исследований пред ставил в виде эмпирических формул
|
к |
,= [ х + 1 0 ( 0 , 2 5 + |
0,0ір 2 л ) 2 ] (0,22 |
+ |
|
||||
|
|
h |
|
1,5 + |
10(0,25 + |
0,01р2 л )2 |
|
|
|
|
+ |
0,001а) (1,9 + 0,03а - |
0 , 0 і р 2 л ) 2 |
|
(ІІІ-9) |
||||
|
|
1,5+ |
10(0,25 + 0,01Р2 Л )2 |
|
|||||
|
|
|
|
||||||
д р , = 17 (158 - |
р 2 л + |
0,375 |
[1 - |
(1,8 - 0,0ір 2 л ) 2 ] а} |
|||||
|
|
|
|
|
40 |
+ 1 2 |
|
|
( Ш - 1 0 ) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На |
рис. III—5 |
те |
же |
зависимости даны |
графически. |
||||
Возможность оценки K F и ДРг для каждого |
конкрет |
||||||||
ного |
по его |
форме |
(по т и (Згл) центробежного |
колеса |
позволяет определить осредненную величину модуля век тора относительной скорости на выходе ш2 и его направ ление при различных режимах работы, а, следовательно, и углах атаки на входе а. С помощью уравнения Эйлера в формах (II—17) и (II—18) это создает возможность оценить расчетную величину передаваемой колесом те оретической энергии ет или соответствующего ей полного повышения давления Apr- Сопоставление таких расчетов
с результатами испытании ряда соответствующих типов центробежных колес по материалам автора исследований обеспечивает хорошую сходимость и, следовательно, дает возможность рационального расчета центробежных ко лес различной геометрической формы на различных режимах их работы.
to |
а / |
/У |
|
||
|
/ в |
|
Q6 |
|
|
Ці/ |
А |
|
•го* -ю» |
w |
го" |
|
|
-erf |
|
|
|
|
|
|
Рис. |
Ill—5 |
|
Уверенное |
применение |
результатов |
исследований |
|
И. Л. Локшина к любым по их форме |
центробежным |
колесам требует все же дальнейшего развития соответ ствующих экспериментальных работ и надлежащих обоб щений их результатов. Неизвестно, в частности, насколь ко применим экспериментальный материал И. Л. Локши на к расчету центробежных насосов или к расчету цент робежных вентиляторов с профилированными лопатками.
Описанные здесь и другие современные методы рас чета центробежных колес, естественно, подлежат даль нейшему их уточнению и развитию, требуют более широ кой их экспериментальной .проверки. Работы в этом направлении продолжаются как в СССР., так и за рубежом.
§ 1ІІ—5. Основы аэродинамики решеток профилей
Теория и методы, расчета лопастных машин осевого типа базируются непосредственно на анализе силового взаимодействия между потоком жидкости или газа и об текаемыми им лопастями рабочего колеса. Как известно из аэродинамики, такое взаимодействие неограниченного потока с одиночным телом крыловидной формы опреде ляется теоремой Н. Е. Жуковского о подъемной силе крыла, согласно которой эта подъемная сила (сила Жу ковского) (рис. III—6), приходящаяся на единицу раз маха крыла бесконечно большого удлинения, определяет ся уравнением
0=Р Гдаоо, |
(III - 11) |
где QUoo—скорость относительного движения невозму щенного (в бесконечном удалении), плоско параллельно го потока, а Г — циркуляция скорости присоединенного
Рис. I I 1 - 6
вихря. Направление подъемной силы по теореме Жуков ского определяется поворотом на прямой угол вектора •Woo в направлении, обратном циркуляции Г.
Однозначное решение вопроса о величине циркуляции скорости Г, а по ней и силы G, возможно лишь в соеди нении теоремы Жуковского с постулатом Жуковского —