Файл: Соколов Ю.Н. Основы единой теории лопастных машин (насосов, вентиляторов, воздуходувок) [учеб. пособие для студентов втузов].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

# = 3 - 5 - 4 при

Р и >

90°.

 

На нерасчетных режимах,

когда

fit < р 1 л ,

коэффици­

ент К заметно увеличивается (до

К = 8 в

отдельных

случаях).

 

 

 

. § II—8. Преобразование уравнения Эйлера

при нормальном входе

Основное уравнение струйной теории лопастных ма-. шин — уравнение Эйлера (II—13 стр) или (II—13') уп­ рощается и становится весьма удобным для целого ряда базирующихся на нем существенных выводов, если счи­ тать, что при входе на лопастное колесо поток не закру­

чен, т. е. абсолютная

скорость с\ на входе в центробежное

колесо направлена

строго по

радиусу, а при входе

в кольцевой элемент осевого

колеса — по нормали

к фронту решетки профилей. Такой случай будем назы­ вать н о р м а л ь н ы м в х о д о м .

Допущение

о нормальном входе д л я ц е н т р о б е ж ­

н ы х м а ш и н

следует считать естественным, несмотря

па то, что соответствующий этому случаю режим работы центробежного колеса в отдельных случаях может быть далек от наивыгоднейшего, определяемого минимальной величиной вектора сі [11]. Направление последнего дей­ ствительно определяется режимом работы машины — соотношением между ее фактической и расчетной произ­ водительностью, но, как показали соответствующие опы­ ты, проведенные в ЦАГИ [42], угол бі входного тре­ угольника скоростей центробежного колеса заметно отличается от прямого лишь при весьма малых расходах жидкости или газа, протекающих по межлопаточным каналам. В широком же диапазоне производительности центробежной машины, охватывающем практически используемые режимы ее работы, отступление от прямого утла Si не превышает 2°.

Д л я о с е в ы х м а ш и н закрутка потока перед рабо­ чим колесом практически отсутствует в широко распро­ страненных типах машин, не имеющих перед колесом направляющего аппарата.

Для всех таких случаев можно считать, что бі = 90°, следовательно > си і == сх cosSi = 0, а уравнение Эйлера


(II—13') принимает вид

 

вг = И2 СИ 2,

(11-13")

т. е. передаваемая на колесе энергия определяется только лишь элементами выходного треугольника скоростей.

Используя общеизвестные тригонометрические зависи­ мости между сторонами и углами выходного треугольни­ ка скоростей, в последнем уравнении нетрудно исключить абсолютную скорость

-

_

. sinf*,

 

 

 

С а

- а ї

sin 1 1 8 0 ° - ( 3 2 + р 2 ) ] "

 

 

Учитывая это, в конечном счете

получаем

 

 

 

 

sin3-)COs3o

,

 

е т =

 

— — и \ = < о и \ ,

(II—17)

 

s i n [ 1 8 0 ° - ( 8 a + p2 )]

2

 

.

где коэффициент ф определяется углами выходного тре­ угольника скоростей, построенного по осредненной ско­ рости а>2 и углу потока (32, соответствующему ее направ­ лению. После тригонометрических преобразований этот

коэффициент, который иногда называют

к о э ф ф и ц и е н ­

т о м

з а к р у т к и

п о т о к а ,

можно

выразить

через

тангенсы углов:

 

 

 

 

 

 

 

 

_

cU2

_

sin ft2

cos r

2

 

_

_ _ _

! І

І 2 _

Т

и ,

s i n [ 1 8 0 ° - ( 8 j

+

p,)]

"'

tgp,

+

tg8, "

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(II—18)

Тот же коэффициент закрутки потока можно подсчи­

тывать

и по углам выходного треугольника, соответствую­

щего бесконечно большому

числу

лопаток, т. е. считая,

ЧТО р 2

= 0 2 л -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^

=

t g p 2

 

 

 

 

( п _ 1 8 / )

В этом

случае

для

оценки

действительно

передавае­

мой теоретической энергии следует, как очевидно из предыдущего параграфа, вводить поправочный коэффи­ циент аг . Тогда

eT = azej= о г ? 0 0 и | . (II - 17')

Так как угол 62 выходного треугольника всегда ост­ рый и tgp2 > 0, нетрудно установить, что коэффициент 70


Ф может быть больше или меньше единицы в зависимости от того, будет ли угол |3г острым или тупым. Для боль­ шинства выполненных центробежных машин коэффици­

ент q; на расчетном режиме изменяется в

пределах от

0,8 до 1,2. В порядке первого приближения

(для

грубых

прикидочиых расчетов) можно принимать,

что

ф = 1 .

В этом случае теоретическая передача энергии при бес­

конечном числе лопастей

определяется просто как

00

ч

е-х

=и\\

Г Л А В А 111

АЭРОДИНАМИКА РАБОЧЕГО КОЛЕСА ЛОПАСТНОЙ МАШИНЫ

§ III—1. Влияние угла выходной кромки лопаток центробежного колеса на величину передаваемой им энергии

Как было показано в предыдущем параграфе, коэф­ фициент закрутки потока на выходе с центробежного колеса сроо зависит в основном от угла выходной кромки лопатки р 2 л • Следовательно, форма лопаток центробеж­ ного колеса, определяемая прежде всего этим углом, оценивает при нормальном входе и соотношение между теоретически передаваемой энергией ет и окружной скоростью на выходе ы2- При этом возможны следующие

три характерных

случая:

 

 

I l l — 1 а ) ,

а)

з а г н у т ы е

н а з а д л о п а т к и

(рис.

когда

Р г л < 9 0 ° , фоэ < 1

(так как в числителе

правой

части

уравнения

(II—17)

положительная

величина, а в

знаменателе она суммируется с также положительной) и, следовательно,

б) р а д и а л ь н о-о к а н ч и в а ю щ и е с я

л о п а т к и

(рис.

I l l — 1 б),

когда

р2л

=

9 0 ° , ф о т =

1 (это

получим

после раскрытия

неопределенности

со : оо, в которую об­

ращается

правая

часть

уравнения

(II—17)

в

данном

случае) и,

следовательно,

СО

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в)

з а г н у т ы е

в п е р е д

л о п а т к и

(рис. Ill 1 в),

когда

Р г л

> 9 0 ° ,

фот >

1.

(так как

в числителе

правой

части уравнения

 

(II17)

здесь отрицательная

величина,

а в 'Знаменателе

та же отрицательная

величина

сумми­

руется с меньшей по абсолютному значению положитель­

ной) и, следовательно,

 

е т > « 1 .


Сопоставляя полученную при одинаковых окружных скоростях передачу энергии в каждом из таких случаев, получим очевидное неравенство

где индексы а, б, и в соответствуют порядковому распо­ ложению сопоставляемых типов колес.

Рис III—Г

Больший интерес представляет сравнение тех же трех типов колес не при одинаковых окружных скоростях, а

при условии, что каждое из них обеспечивает теоретиче­ ски одинаковую передачу энергии. В этом случае при прежней индексации необходимо иметь окружные ско­ рости

«аа > «26 > « а , ,

а при одинаковых размерах колес (их наружных диамет­ рах) угловые скорости вращения или числа оборотов п об/мин. должны сопоставляться неравенством

«а > «б > «в- Поэтому центробежные колеса при загнутых назад ло­

патках называют б ы с т р о х о д н ы м и ,

при

радиально

оканчивающихся — н о р м а л ь н ы м и , а

при

загнутых

вперед — т и х о х о д н ы м и .

 

 

Следует, наконец, отметить, что на основе неравенст­ ва, сопоставляющего передаваемую в трех рассмотренных здесь случаях энергию, нельзя сделать вывод о том, что колесо с загнутыми назад лопатками (тип «в») должно быть более экономичным, как передающее потоку больше энергии. Оно действительно может передавать больше энергии, но экономичность колеса (и машины в целом) определяется сопоставлением переданной потоку энергии с затраченной (§ I—1). Здесь же сопоставлялась энергия, передаваемая в теоретическом случае, т. е. при отсутст­ вии потерь. Поэтому машины с загнутыми вперед лопат­ ками, передавая потоку больше энергии, потребуют и большей ее затраты на вращение колеса 2 0 ) .

Рассматривая здесь лишь теоретические условия работы машин разных типов, сделать вывод об их эконо­ мичности невозможно..

§ III—2. Степень реактивности лопастного колеса

Особенности трех рассмотренных в предыдущем параграфе типов центробежных колес по величине угла рг определяются не только различной передачей полной теоретической энергии ст.' эта теоретическая энергия в зависимости от угла (Зг неодинаково распределяется

2 0 )

Как будет показано ниже, колеса с загнутыми вперед лопат­

ками

обладают меньшим гидравлическим к.п.д.

74

 


между ее статической частью, оцениваемой в соответст­ вии с уравнением (II—6) разницей давлений

_ P2J Рх

 

 

 

 

е-х

 

 

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н динамической

(скоростной)

составляющей

 

 

 

 

 

 

 

 

пї

г-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* г с

= ^ у ^ - , 2 1

)

 

 

 

 

выражающей изменение

кинетической энергии

потока,

проходящего через лопастное колесо.

 

 

на ет и е-т =

Чтобы проанализировать влияние угла р2

= ет — етс, рассмотрим

центробежное

колесо

с

ради­

альным

входом

(с„і =

0; cv = сп

),

сконструированное

так, что его входное Ft

тсОх Ьх

и выходное F2

=

^D2b2

проходные

сечения

одинаковы,

т.

е.

(при р =

const)

одинаковы

и радиальные

составляющие

осредненных

на входе

и выходе скоростей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сг\

=

С1 =

С г2.

 

 

 

 

 

Так как по тригонометрии

выходного

треугольника

скоростей

(рис. II—3 6)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И2

Cut =

Cr2

Ctg Р2 ,

 

 

 

 

 

согласно

уравнению

Эйлера

при

радиальном

входе

(11—13")

получаем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ет = и , с ц 2

=

и\

— u2cr2ctg

р2 .

 

 

(III—1)

Отсюда

очевидно,

что при

х =

0 и (32 = 180° теоре­

тически

передаваемая

энергия

должна

быть бесконеч­

но большой: Є т = +

°о

и ет = — оо соответственно. Но

эти случаи" практически

неосуществимы,

так как, завер­

нув поток до направления касательной

к выходной ок­

ружности,

мы

исключили

бы

возможность его выхода

с колеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С увеличением угла. (32 от его нулевого значения, когда ctgр2 уменьшается от + оо, полная теоретичес­ кая энергия,'согласно (II—13), увеличивается от — оо

2 1 ) Здесь и ниже следует, по существу, оперировать

осредненны-

ми скоростями на входе и выходе, но для упрощения

записи соот­

ветствующую этому символику (в виде черты над буквенным сим­ волом) не применяем.