Файл: Соколов Ю.Н. Основы единой теории лопастных машин (насосов, вентиляторов, воздуходувок) [учеб. пособие для студентов втузов].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 115
Скачиваний: 1
достигает нуля и в дальнейшем становится положительной. Нетрудно установить, что ет = 0 при
c t g j 3 2 = - ^ .
Статическую часть теоретически передаваемой по току энергии можно выразить разницей етр = ет — Єт
Но в рассматриваемом |
случае, когда с, = |
crU |
а сг2 |
— с„ |
|||||
получаем |
|
|
|
|
|
|
|
||
е |
= |
с* —с? = с*- —с'2 |
= |
с"°- - |
(ц» ~~ cr* c t S Рг)2 |
|
|||
|
Т с |
2 |
2 |
|
2 |
|
2 |
(Ш-2) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Отсюда после алгебраических |
преобразований |
|
||||||
|
|
е , , - * - * . - * - ^ * ™ . |
|
(Ш-З) |
|||||
|
Уравнения |
(III—1), |
(Ш—2) |
и (III—3) будут, как |
|||||
очевидно, справедливы |
и для кольцевого элемента |
осе |
|||||||
в о г о |
колеса |
с осевым |
входом (когда си |
j = |
0), |
если |
|||
вместо |
радиальной составляющей |
абсолютной |
скорости |
||||||
сг и |
здесь вводить осевую са, |
одинаковую |
при р = |
const |
на входе и выходе. Таким образом, выходной угол потока рг является основным параметром, определяющим режим работы лопастного колеса как центробежного, так и осе вого, как по величине полной теоретической энергии, пе редаваемой потоку при данной окружной скорости, так и по способу ее передачи — в виде повышения потенциаль ной энергии потока (повышение статического, давле ния) или в виде повышения его кинетической энергии
(увеличение |
скорости). |
|
Особенности отдельных типов рабочих колес турбо |
||
машин2 2 ) ' п о |
последнему признаку принято |
оценивать |
их с т е п е н ы о р е а к т и їв н о с т и |
|
|
|
© = - ^ , |
( Ш - 4 ) |
2 2 ) Особенно широкое применение это понятие находит в маши нах, воспринимающих энергию от потока — в турбинных двигате лях, но его целесообразно вводить и для характеристики лопастных машин, передающих энергию потоку.
т. е. отношением |
энергии, переданной колесом |
в теорети |
|||
ческом случае 2 3 ) |
за счет изменения |
давления |
в |
потоке, |
|
к суммарной |
величине теоретически |
переданной |
энергии. |
||
Формулы |
( I I I — I ) и (III—3) позволяют оценить влия |
ние выходного угла потока р2 на степень реактивности лопастного колеса при осевом входе и при отмеченных выше условиях: cr \ = сг % для центробежного колеса или са \ = са 2 = Сд для кольцевого элемента колеса осевого.
6V
Рис. III—2
Результаты анализа этих формул для трех характерных случаев по величине угла р2 , как очевидно по соответ ствующим значениям тригонометрической функции, мож но определить следующим:
а) при ctgP 2 = |
— (или |
для |
осевого колеса) |
|
са |
са |
|
е т - 0 ; еТр |
= 0; |
в = - £ = |
„. = 1«); |
2 3 ) В некоторых случаях степень реактивности оценивают для машины в целом, а иногда и по действительно передаваемым видам энергии, а не в теоретическом случае.
После раскрытия неопределенности.
б) |
при р2 = 90° |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
Єт = и і |
; |
Є Т р ^ ~ ; |
Є = _ ; |
|
|
|||||||
в) |
при |
ctg"(32 |
= |
|
^2., т. е., |
когда |
arcctg — |
= |
||||||
= p2 |
> ^oo |
|
|
|
|
Cri |
|
|
|
|
Cr2 |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
(или то же с заменой |
с,, на са для осевого |
колеса) |
||||||||||||
|
|
|
e-r |
= |
2и\\втр |
= 0 ; |
6 |
= |
0. |
|
|
|||
На |
рис. III—2 |
это показано |
графически. |
|
|
|||||||||
Не |
связывая |
степень |
реактивности |
с выходным уг |
||||||||||
лом |
потока |
ps |
и с |
отсутствием |
закручивания |
потока |
||||||||
перед рабочим колесом, а также учитывая, |
что в этом |
|||||||||||||
случае |
е-х — « 2 с„2— •и і cuit |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
можно |
получить |
|
зависимость |
|
|
|
|
|
||||||
|
|
Єт |
|
|
Єт |
|
|
|
пі |
|
г - |
. (ш_4) |
||
в = _1£ = 1 - _ 1 * = 1 |
|
£з |
|
|||||||||||
|
|
е-х |
|
|
е-х |
|
|
2(и2си2 |
— и, сн 1 ) |
|
|
|||
При нормальном |
(т. е. радиальном |
или осевом) вхо |
||||||||||||
де, |
когда cui = (0) и с\ — с\ + с£2 , |
получаем |
упрощен |
|||||||||||
ное |
выражение |
степени |
реактивности |
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
6 = 1 -- ^2 - . |
|
|
|
|
(III—4') |
||||
Потенциальную |
часть |
энергии, |
передаваемой |
лопа |
||||||||||
стным колесом втр, можно выразить |
и через относи |
|||||||||||||
тельные и |
окружные |
скорости. |
Для |
этого |
уравнение |
|||||||||
Эйлера |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
Єт = ИгСа2 |
— |
IhCuX |
|
|
|
следует преобразовать с учетом общеизвестных триго нометрических соотношений для треугольников ско ростей:
w\ = и\ +с\ — 2и2си2;
w'\ = и? + с ? - 2 я , с и 1 .
Определяя отсюда |
и 2 |
с и 2 |
и а{ |
с и 1 |
и |
подставляя |
эти |
||||||
величины в уравнение Эйлера, получим |
|
|
|
||||||||||
|
_ |
и\ |
- и |
\ |
w\ — w\ . |
с\ — с\ |
ж—13') |
||||||
Т |
|
|
2 |
|
|
|
2 |
|
|
2 |
' |
|
|
Так как е-г = |
— (с\ — с?), потенциальная часть тео- |
||||||||||||
ретической |
энергии, |
передаваемой |
колесом, |
опреде |
|||||||||
ляется |
выражением |
|
|
|
|
и»? —w] |
|
|
|||||
|
еТ / > = * т - г т е = |
и\ |
— |
и] |
.... |
_. |
|||||||
|
|
- 2 |
|
|
^ |
L - |
( Ш - 5 ) |
||||||
Это позволяет степень |
реактивности |
представить в виде |
|||||||||||
8 = _ % = |
|
{ u |
\ - |
u \ ) ~ { w \ |
-w}) |
|
п н _ 4 " ) |
||||||
|
е т |
|
( a l - a ? ) ( w S - w ? ) + ( c i - c , J ) ' |
особен |
|||||||||
Такая |
форма |
оценки |
степени |
реактивности |
|||||||||
но удобна |
д л я |
о с е в ы х |
|
|
|
|
|
|
|||||
к о л е с , |
когда |
к 2 |
= |
и,. |
|
|
|
|
|
|
|||
В этом |
случае |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
е = = |
|
w\ — w\ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
{w\-w\)-}-{cl-c\) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
( Ш - 4 " ос)
и, следовательно,
0 = 0 , когда w1 = w2; в = 0,5, когда Wi = с2 ;
9 = 1 , |
когда |
Cj = |
сг\ |
|
0 > 1, |
когда |
С( > |
с2 . |
|
Соответствующие |
этим |
|
||
случаям |
формы |
решеток |
Рис. III—3 |
|
профилей |
показаны |
на |
||
рис. III—3. |
|
|
|
|
Осевые колеса со степенью |
реактивности 0 = 0,5 |
находят широкое применение при больших окружных скоростях (и% > 240 м/сек на наружном радиусе колеса R). Это целесообразно, когда необходима высокая про-
изводнтелыюсть осевой машины при малых ее габаритах.
Колеса с реактивностью в = 1 целесообразно |
применять |
при умеренных ( « / ? < 200 м/сек) окружных |
скоростях. |
Они обеспечивают пологую характеристику машины, т. е. не резкое падение давления с увеличением производи тельности.
§ III—3. Элементарная методика расчета
центробежного колеса
Расчет размеров центробежных колес до последнего времени проводился лишь иа основе струйной теории. В соответствии с установленными выше зависимостями, методику такого расчета можно охарактеризовать следующим.
Заданными величинами обычно являются полное повышение давления Ар н/м2, которое должна развивать машина, ее производительность Q м3/сек и плотность перемещаемой жидкости или газа р кг/м3. Может быть задано и число оборотов п об/мин на валу машины, но при этом следует иметь в виду, что в сочетании с опреде ленными значениями Ар и Q произвольно заданное число
оборотов |
может оказаться неосуществимым. |
1. Так |
как в основные расчетные зависимости входит |
не полезное повышение полного давления Ар, а его тео ретическая величина Арт, необходимо прежде всего оце нить вероятную величину гидравлического к. п. д., с кото рым будет работать рассчитываемая машина.
При этом следует ориентироваться на результаты экспериментальных исследований выполненных образ цов машин, аналогичного проектируемому типа. Так,
например, для |
центробежных |
вентиляторов |
т/г = 0,75 |
||
-н 0,9, причем |
с уменьшением |
выходного |
угла |
(32 (загиб |
|
лопаток |
назад) |
щ увеличивается. Для |
центробежных |
||
насосов |
справедлива та же закономерность, |
но здесь, |
как правило, применяются лишь загнутые назад лопат ки, а числовые значения у\г несколько выше(0,85н-0,95).
Оценив гидравлический к.п.д., определяем теоре тическое повышение давления, развиваемое проекти руемой машиной,
V T = — — н/м-
'Чг