Файл: Соколов Ю.Н. Основы единой теории лопастных машин (насосов, вентиляторов, воздуходувок) [учеб. пособие для студентов втузов].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

достигает нуля и в дальнейшем становится положительной. Нетрудно установить, что ет = 0 при

c t g j 3 2 = - ^ .

Статическую часть теоретически передаваемой по­ току энергии можно выразить разницей етр = ет — Єт

Но в рассматриваемом

случае, когда с, =

crU

а сг2

с„

получаем

 

 

 

 

 

 

 

е

=

с* —с? = с*- —с'2

=

с"°- -

(ц» ~~ cr* c t S Рг)2

 

 

Т с

2

2

 

2

 

2

(Ш-2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отсюда после алгебраических

преобразований

 

 

 

е , , - * - * . - * - ^ * ™ .

 

(Ш-З)

 

Уравнения

(III—1),

(Ш—2)

и (III—3) будут, как

очевидно, справедливы

и для кольцевого элемента

осе­

в о г о

колеса

с осевым

входом (когда си

j =

0),

если

вместо

радиальной составляющей

абсолютной

скорости

сг и

здесь вводить осевую са,

одинаковую

при р =

const

на входе и выходе. Таким образом, выходной угол потока рг является основным параметром, определяющим режим работы лопастного колеса как центробежного, так и осе­ вого, как по величине полной теоретической энергии, пе­ редаваемой потоку при данной окружной скорости, так и по способу ее передачи — в виде повышения потенциаль­ ной энергии потока (повышение статического, давле­ ния) или в виде повышения его кинетической энергии

(увеличение

скорости).

 

Особенности отдельных типов рабочих колес турбо­

машин2 2 ) ' п о

последнему признаку принято

оценивать

их с т е п е н ы о р е а к т и їв н о с т и

 

 

© = - ^ ,

( Ш - 4 )

2 2 ) Особенно широкое применение это понятие находит в маши­ нах, воспринимающих энергию от потока — в турбинных двигате­ лях, но его целесообразно вводить и для характеристики лопастных машин, передающих энергию потоку.


т. е. отношением

энергии, переданной колесом

в теорети­

ческом случае 2 3 )

за счет изменения

давления

в

потоке,

к суммарной

величине теоретически

переданной

энергии.

Формулы

( I I I — I ) и (III—3) позволяют оценить влия­

ние выходного угла потока р2 на степень реактивности лопастного колеса при осевом входе и при отмеченных выше условиях: cr \ = сг % для центробежного колеса или са \ = са 2 = Сд для кольцевого элемента колеса осевого.

6V

Рис. III—2

Результаты анализа этих формул для трех характерных случаев по величине угла р2 , как очевидно по соответ­ ствующим значениям тригонометрической функции, мож­ но определить следующим:

а) при ctgP 2 =

— (или

для

осевого колеса)

 

са

са

 

е т - 0 ; еТр

= 0;

в = - £ =

„. = 1«);

2 3 ) В некоторых случаях степень реактивности оценивают для машины в целом, а иногда и по действительно передаваемым видам энергии, а не в теоретическом случае.

После раскрытия неопределенности.

б)

при р2 = 90°

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Єт = и і

;

Є Т р ^ ~ ;

Є = _ ;

 

 

в)

при

ctg"(32

=

 

^2., т. е.,

когда

arcctg —

=

= p2

> ^oo

 

 

 

 

Cri

 

 

 

 

Cr2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(или то же с заменой

с,, на са для осевого

колеса)

 

 

 

e-r

=

\\втр

= 0 ;

6

=

0.

 

 

На

рис. III—2

это показано

графически.

 

 

Не

связывая

степень

реактивности

с выходным уг­

лом

потока

ps

и с

отсутствием

закручивания

потока

перед рабочим колесом, а также учитывая,

что в этом

случае

е-х — « 2 с„2и і cuit

 

 

 

 

 

 

 

можно

получить

 

зависимость

 

 

 

 

 

 

 

Єт

 

 

Єт

 

 

 

пі

 

г -

. (ш_4)

в = _1£ = 1 - _ 1 * = 1

 

£з

 

 

 

е-х

 

 

е-х

 

 

22си2

и, сн 1 )

 

 

При нормальном

(т. е. радиальном

или осевом) вхо­

де,

когда cui = (0) и с\ — с\ + с£2 ,

получаем

упрощен­

ное

выражение

степени

реактивности

 

 

 

 

 

 

 

 

6 = 1 -- ^2 - .

 

 

 

 

(III—4')

Потенциальную

часть

энергии,

передаваемой

лопа­

стным колесом втр, можно выразить

и через относи­

тельные и

окружные

скорости.

Для

этого

уравнение

Эйлера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Єт = ИгСа2

IhCuX

 

 

 

следует преобразовать с учетом общеизвестных триго­ нометрических соотношений для треугольников ско­ ростей:

w\ = и\ +с\ — 2си2;

w'\ = и? + с ? - 2 я , с и 1 .



Определяя отсюда

и 2

с и 2

и а{

с и 1

и

подставляя

эти

величины в уравнение Эйлера, получим

 

 

 

 

_

и\

- и

\

w\ — w\ .

с\ — с\

ж—13')

Т

 

 

2

 

 

 

2

 

 

2

'

 

 

Так как е-г =

(с\ — с?), потенциальная часть тео-

ретической

энергии,

передаваемой

колесом,

опреде­

ляется

выражением

 

 

 

 

и»? —w]

 

 

 

еТ / > = * т - г т е =

и\

и]

....

_.

 

 

- 2

 

 

^

L -

( Ш - 5 )

Это позволяет степень

реактивности

представить в виде

8 = _ % =

 

{ u

\ -

u \ ) ~ { w \

-w})

 

п н _ 4 " )

 

е т

 

( a l - a ? ) ( w S - w ? ) + ( c i - c , J ) '

особен­

Такая

форма

оценки

степени

реактивности

но удобна

д л я

о с е в ы х

 

 

 

 

 

 

к о л е с ,

когда

к 2

=

и,.

 

 

 

 

 

 

В этом

случае

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е = =

 

w\ w\

 

 

 

 

 

 

 

 

 

{w\-w\)-}-{cl-c\)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

( Ш - 4 " ос)

и, следовательно,

0 = 0 , когда w1 = w2; в = 0,5, когда Wi = с2 ;

9 = 1 ,

когда

Cj =

сг\

 

0 > 1,

когда

С( >

с2 .

 

Соответствующие

этим

 

случаям

формы

решеток

Рис. III—3

профилей

показаны

на

рис. III—3.

 

 

 

Осевые колеса со степенью

реактивности 0 = 0,5

находят широкое применение при больших окружных скоростях (и% > 240 м/сек на наружном радиусе колеса R). Это целесообразно, когда необходима высокая про-


изводнтелыюсть осевой машины при малых ее габаритах.

Колеса с реактивностью в = 1 целесообразно

применять

при умеренных ( « / ? < 200 м/сек) окружных

скоростях.

Они обеспечивают пологую характеристику машины, т. е. не резкое падение давления с увеличением производи­ тельности.

§ III—3. Элементарная методика расчета

центробежного колеса

Расчет размеров центробежных колес до последнего времени проводился лишь иа основе струйной теории. В соответствии с установленными выше зависимостями, методику такого расчета можно охарактеризовать следующим.

Заданными величинами обычно являются полное повышение давления Ар н/м2, которое должна развивать машина, ее производительность Q м3/сек и плотность перемещаемой жидкости или газа р кг/м3. Может быть задано и число оборотов п об/мин на валу машины, но при этом следует иметь в виду, что в сочетании с опреде­ ленными значениями Ар и Q произвольно заданное число

оборотов

может оказаться неосуществимым.

1. Так

как в основные расчетные зависимости входит

не полезное повышение полного давления Ар, а его тео­ ретическая величина Арт, необходимо прежде всего оце­ нить вероятную величину гидравлического к. п. д., с кото­ рым будет работать рассчитываемая машина.

При этом следует ориентироваться на результаты экспериментальных исследований выполненных образ­ цов машин, аналогичного проектируемому типа. Так,

например, для

центробежных

вентиляторов

т/г = 0,75

-н 0,9, причем

с уменьшением

выходного

угла

(32 (загиб

лопаток

назад)

щ увеличивается. Для

центробежных

насосов

справедлива та же закономерность,

но здесь,

как правило, применяются лишь загнутые назад лопат­ ки, а числовые значения у\г несколько выше(0,85н-0,95).

Оценив гидравлический к.п.д., определяем теоре­ тическое повышение давления, развиваемое проекти­ руемой машиной,

V T = — — н/м-

'Чг