Файл: Соколов Ю.Н. Основы единой теории лопастных машин (насосов, вентиляторов, воздуходувок) [учеб. пособие для студентов втузов].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 135
Скачиваний: 1
В |
ряде случаев |
результирующую сил, действую |
щих |
на профиль в |
решетке Я, удобнее проектировать |
не на осевое и фронтальное направления, а на направ
ление среднего вектора wm („иксовое" |
направление) |
и направление действия силы Жуковского, |
нормальное |
к первому („игрековое" направление). Соответствующие
проекции этой силы Рх и Ру |
показаны на рисунках |
111—9 |
|
и Щ—10. Первую из этих сил называют |
с и л о й |
л о б о |
|
в о г о с о п р о т и в л е н и я |
профиля в |
решетке, |
а вто |
рую — п о д ъ е м н о й є и л о й. Как очевидно из геомет рии планов скоростей, наличие осевой силы сопротив
ления |
ЯЛ. приводит к |
тому, что подъемная |
сила |
|
|||||||
|
|
|
|
Py |
= G- Я Л . c t g p m . |
|
|
|
( I I I - 2 0 ) |
||
Но |
в диффузорной |
решетке Р,„<90°, |
а в |
конфузорной |
|||||||
р т |
> 90°. Поэтому |
в диффузорной решетке |
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
Py<G, |
|
|
|
|
|
|
т. е. |
подъемная |
сила |
меньше силы |
Жуковского, |
в то |
||||||
время |
как в конфузорной |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
Py>G. |
|
|
|
|
|
|
|
А н а л и т и ч е с к и е |
м е т о д ы |
определения |
сил |
|||||||
взаимодействия |
решеток |
профилей |
с |
обтекающим |
их |
||||||
потоком основаны на вычислении в каждом |
конкретном |
||||||||||
случае циркуляции |
Г |
присоединенного |
вихря |
Жуков |
|||||||
ского, |
подобно тому, как |
это проводится и |
для |
обтека |
ния одиночных профилей. При этом опираются на ура внения вида (III—16") и (III—17"), а циркуляция Г определяется с использованием постулата Жуковского — Чаплыгина о совмещении точки схода струй с концевой точкой профиля (см. выше и рис. III—6) путем приме нения аналитических методов исследования соответст вующих потенциальных течений. Строго говоря, таким методам исследования поддаются лишь решетки, со ставленные из плоских тонких пластин, из дужек, или из так называемых аналитических крыловых профилей специальной формы. Как уже отмечалось, для одиноч ных профилей современные методы решений с примене нием быстродействующих вычислительных машин позволяют находить приближенные, по практически до-
статочно точные решения. То же относится и к решеткам, составленным из практических профилей.
Не ставя задачей изложения таких аналитических методов исследования обтекания решеток профилей и отсылая за их изучением к специальной литературе, как, например, [12, 35] и др., здесь рассмотрим лишь экспе риментальные приемы оценки сил взаимодействия меж
ду плоской |
решеткой |
профилей |
и |
обтекающим се |
||
потоком. |
|
|
|
|
|
|
При |
этом |
используют |
э к с п е |
р и м е н т а л ь н ы е |
||
з а в и с и м о с т и для оценки |
подъемной силы и силы |
|||||
лобового |
сопротивления |
профиля |
в решетке, аналогич |
ные таковым для одиночного профиля. На единицу по перечного размера плоского потока эти силы определя
ются |
уравнениями: |
70) ^ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Py = Cypb?^-; |
|
|
|
(111-21) |
|
|
РХ = С,,РЬР^. |
|
|
|
( Ш - 2 2 ) |
Принципиальное |
определение |
таких |
сил |
в |
соответ |
|
ствии |
с теоремой |
Жуковского для решетки |
профилей |
|||
и их |
отличие от соответствующих |
сил |
для |
одиночного |
профиля были показаны выше. Коэффициенты подъем
ной |
силы профиля |
в |
решетке Сур |
и его лобового |
со |
|||||
противления Сх р |
в |
этом |
случае |
также отличаются |
от |
|||||
коэффициентов |
Су |
и Сх |
одиночного |
профиля при соот |
||||||
ветствующих углах |
атаки а. |
|
|
|
|
|
||||
Аэродинамическая |
характеристика |
решетки |
профи |
|||||||
лей, |
выражающая |
зависимости |
Сур{о) |
и Схр(л), |
опре |
деляется не только размерами и формой профилей, но
еще |
и параметрами решетки — ее |
густотой t = b/t и |
углом |
установки профилей в (или |
углом геометриче |
ского |
выноса решетки профилей Рг = 90° — G). |
Из каждого конкретного по его размерам к форме профиля можно, очевидно, составить бесчисленное мно жество решеток профилей с различными г и б , причем
каждая из них будет иметь свою |
аэродинамическую ха |
||
рактеристику. |
Это чрезвычайно |
осложняет накопление |
|
и использование соответствующего |
экспериментального |
||
материала и |
заставляет отыскивать |
специальные мето- |
ды определения аэродинамических характеристик реше ток профилей, которые позволяют опираться на ограни ченный по шпроте охватываемых им возможных случаев экспериментальный материал.
Некоторые из таких случаев будут рассмотрены в следующем параграфе, здесь же остановимся еще иа понятии об аэродинамическом качестве решетки профи лей и иа тех возможностях, которые оно создает при оценке фронтальной составляющей силы взаимодействия
потока с |
решеткой. |
|
|
|
|
|
|
А э р о д и н а м и ч е с к о е |
к а ч е с т в о |
р е ш е т к и |
|||||
п р о ф и л е й , |
как и соответствующая величина для |
оди |
|||||
ночного |
профиля, определяется |
отношением. |
|
|
|||
|
|
^ |
= & = |
^ |
' |
(III—2Э) |
|
|
|
|
' х *->хр |
|
|
||
но, так |
как |
в общем |
случае |
|
Сур ф Су и Схр |
ф Сх, |
эта |
величина не будет равна качеству одиночного профиля
К=Су;Сх. |
Как и аэродинамическая характеристика ре |
||||||
шетки' профилей, |
Кр |
зависит |
не только |
от |
параметров |
||
профиля, |
но и от |
параметров |
решетки. |
|
|
||
|
Для оценки момента взаимодействия |
рабочего коле |
|||||
са |
осевой |
машины с |
потоком |
необходимо |
определить |
||
Ри |
— проекцию равнодействующей Р сил, воспринимае |
мых профилем в решетке, на фронтальное направление (для колеса — на направление окружной скорости и
вращения кольцевого |
элемента). |
Как |
очевидно |
из тре |
|
угольников сил, приведенных |
на |
рис. |
III—10, |
обратное |
|
качество профилей в |
решетке |
можно |
выразить |
танген-' |
сом угла f> между векторами |
Р и Ру |
||
|
i\p |
|
уу |
Проектируя |
силу Р |
на |
фронтальное направление |
(рис. III—10), |
получим |
|
|
|
P„ = Pcos [90° - (§„, + &)], |
||
а так как P = Py cos&, |
отношение фронтальной силы |
к подъемной силе профилей в решетке после тригоно
метрических преобразований |
определяется |
уравнением |
|
Y = £й = ^ s i n |
^ + c o s |
^ |
Ш І - 2 4 ) |
Р |
К |
' |
|
Определив по аэродинамической |
характеристике |
||||
решетки |
профилей Сур |
и Кр |
— Сур:Схр, |
можно |
под |
считать |
силу Ру и по |
(III—24) |
найти фронтальную |
си |
лу • Я„, зная |
угол |
р т . В |
непосредственном определении |
Сгр и ЯЛ. при |
этом |
нет |
надобности. |
§ III—6. Методы оценки аэродинамических
характеристик решеток профилей
Аэродинамическая характеристика решетки профи лей, как и одиночного профиля, определяет зависимость коэффициентов подъемной силы и силы лобового сопро тивления от угла атаки а, под которым обтекается про филь. Но для решеток профилей этот угол следует рас
сматривать |
как угол |
между |
направлением |
среднего |
||||
вектора |
wm |
и хордой |
профиля. Очевидно, что |
(для диф- |
||||
фузорной решетки) |
|
, а |
L |
, |
|
; • \ |
||
|
|
|
a = e - p f f l . |
" |
" |
(Ш-25) |
||
Важное |
значение |
в оценке |
аэродинамических |
харак |
||||
теристик |
профиля и |
решетки |
профилей |
имеет |
у г о л |
б е с ц и р к у л я ц и о н н о г о |
о б т е к а н и я |
ао, т. е. та |
кой угол атаки, при обтекании |
под которым |
циркуляции |
|
а |
|
Рис. III—11
вокруг профиля не создается, а следовательно, не со здается и подъемной силы, Су = 0. Для большинства используемых на практике профилей (несимметричных) и составленных из них решеток уменьшение угла атаки до нуля не приводит еще к падению до нуля подъемной
силы: последняя отсутствует лишь при некотором отри цательном угле атаки сю (рис. III—11). Но если при об текании одиночного профиля сю зависит лишь от его геометрической формы, угол безциркуляционного обте
кания решетки профилей аор |
зависит, кроме того, и от |
|
параметров решетки т и в . |
|
|
Очевидно, что в общем случае <*о/,т^а0, а при умень |
||
шении густоты решетки |
t = |
bjt угол а приближает |
ся к а0 . |
Су) |
|
Начальная (при малых |
часть большинства аэро |
динамических характеристик одиночных профилей и
решеток |
практически |
прямолинейна; здесь, следова- |
|
тельно, |
производные |
dCv |
dC.,a |
— J - |
и —— можно считать неиз- |
||
|
|
da |
da |
менными. В области же больших а наблюдается срывное обтекание, что приводит к заметному уменьшению этих производных, к изгибу характеристики вниз после достижения максимальной подъемной силы.
Как отмечалось выше, аэродинамические характери стики одиночных профилей хорошо изучены, но из каж дого профиля можно составить множество различных по их параметрам решеток профилей. Получить путем не посредственного эксперимента аэродинамические харак теристики каждой из таких решеток практически невоз
можно. |
Поэтому |
естественным |
является |
стремление |
||
найти |
п у т и . п е р е х о д а |
от аэродинамической |
харак |
|||
теристики о д и н о ч н о г о |
профиля к характеристикам |
|||||
составленных из |
него р е ш е т о к |
профилей |
при |
любых |
заданных значениях их густоты т и углах установки в.
При этом |
нашли применение |
следующие |
функции, |
связывающие |
аэродинамическую |
характеристику решет |
|
ки с аэродинамической характеристикой |
одиночного |
||
профиля: |
|
|
|
|
da |
|
|
|
• Да0 = а 0 р - а 0 . |
( Ш - 2 7 ) |
Зная аэродинамическую характеристику одиночного профиля, т. е. зависимость Су (ос) и ее начальную точ-
106