Файл: Соколов Ю.Н. Основы единой теории лопастных машин (насосов, вентиляторов, воздуходувок) [учеб. пособие для студентов втузов].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ III—7. Решетка профилей в неравномерном по шагу

потоке

Обтекание решеток профилей плоским потоком рас­ сматривается, как правило, в предположении, что поле скоростей перед решеткой равномерно. Между тем по­ ток жидкости или газа перед входом на лопаточный венец осевой машины нередко проходит предшествую­ щий ему лопаточный венец — лопаточный направляющий аппарат перед рабочим колесом или лопаточный венец рабочего колеса перед спрямляющим аппаратом. В та­ ких случаях, если осевое расстояние между двумя по­ следовательно проходимыми потоком лопаточными вен­ цами невелико, решетка профилей, соответствующая рассматриваемому сечению второго лопастного венца, обтекается неравномерным по ее шагу потоком. Естест­ венно, что условия обтекания каждого из профилей и решетки в целом будут в таком случае существенно от­ личаться от обычно исследуемых случаев при равномер­ ном поле скоростей.

Вопрос о неравномерности поля скоростей по шагу решетки профилей слабо освещен в современной литера­ туре. Некоторые сведения по этому вопросу можно най­ ти в работах по паровым и газовым турбинам, но в этих машинах " применяются, как уже отмечалось, решетки профилей конфузориого типа. Структура потока, проте­ кающего через диффузорные решетки профилей насосов и газовых машин, передающих энергию потоку, сущест­ венно отлична от таковой при конфузорном течении и, как правило, является более сложной.

В применении к осевым насосам исследование ша­ говой неравномерности проводилось в лаборатории гид­ ромашин ЛПИ. На основе этих исследований В. Г. Старицкий считает, что ошибка в измерении основных па­ раметров потока может достигать значительной величи­ ны, доходящей до 8% —по оценке расхода, измеряемого с помощью зондов на расстоянии от решетки в 14% длины хорды профиля. Шаговая неравномерность пара­ метров по его мнению уменьшается с увеличением расхода, не зависит от режима работы насоса по оборотам и растет с увеличением кривизны и относительной тол­ щины профиля и густоты решетки [341.

Исследование неравнол-іерности поля скоростей за диффузорной peujeTKoii профилей о воздушном потоке проводилось и автором этой книги в лаборатории возду­ ходувных машин Томского политехнического института, в применении к конкретным условиям работы пары встречно вращающихся осевых колес экспериментальной модели ВДВЭ [32].

На специальном стенде здесь продувались воздуш­ ным потоком лопаточные венцы осевых колес, сечение которых на среднем диаметре соответствовало диффузорным решеткам профилей определенных параметров. Первый лопаточный венец закреплялся на стенде не­ подвижно. С помощью специального направляющего ап­ парата он продувался практически равномерным пото­ ком, закрученным так, чтобы обтекание решетки про­ филей исследуемого лопаточного венца соответствовало условиям его работы на машине в относительном дви­ жении. Миниатюрный цилиндрический зонд (трехканальная пневматическая трубка) позволял измерять направление и величину местной скорости за неподвиж­

ным лопаточным

венцом на различных расстояниях а

от выходных кромок лопаток.

Направления

относительных скоростей, определяе­

мые углом р между соответствующим вектором и фрон­ том решетки, в многочисленных опытах автора измеря­ лись в десяти положениях по каждому шагу t кольцевой

решетки и по

сходственным положениям осреднялись.

Это позволило

получать картину, определяющую нерав­

номерность поля скоростей для некоторого осредненного шага, в котором сглаживались случайные отклонения (обусловленные отступлениями в исполнении отдельных лопаток от их номинальной формы).

Модуль векторов w в соответствующих точках оце­ нивался по углу р* и расходной осевой скорости са, ко­ торая во всех опытах поддерживалась одинаковой. На рис. III—18 показаны результаты таких измерений по одному из опытов автора.

Чтобы проследить за взаимодействием получаемого за первым венцом неравномерного по шагу потока со вторым лопаточным венцом, на соответствующих осевых расстояниях а в шариковых подшипниках подвешивалось второе колесо, облопачениое с тем же шагом. Вся систе-



ма продувалась воздушным потоком при прежней осе­ вой скорости с а на сходственных режимах, а второе ко? лесо фиксировалось в различных азимутах, соответст­ вующих его смещению на каждую десятую долю шага. Воспринимаемый им момент взаимодействия с потоком измерялся непосредственным взвешиванием (уравнове­ шиванием гирями) с введением поправки на имеющийся статический дебаланс.

В результате организованных так серий опытов для различных осевых расстояний между решётками профи­ лей были получены сопоставимые измерения:

а) неравномерности поля скоростей по шагу исследуе­ мой второй решетки профилей;

б) неравномерности моментов, воспринимаемых лопа­ точным веицом второго колеса при различных его смеще­

ниях х по тому же шагу, т. е. неравномерности

соответст­

вующих

усилий,

воспринимаемых

решеткой

профилей

этого лопаточного

венца.

 

 

 

Осевые расстояния а в проведенных сериях опытов

определялись относительными

величинами

 

й =

— -

- 0,25 ; 0,5;

1,0;

2,0; 3,0;

4,0,

 

/>cosp

 

 

 

 

где 6-—хорда профиля первой (неподвижной) решетки.

 

Результаты

измерений

(по десяти

интервалам

х ша­

га

решеток)

модуля вектора

 

скорости ъи, угла

р, опре­

деляющего

его направление,

и момента

М, восприни­

маемого вторым

колесом, по одной из пар сопоставимых

опытов

при а = 2 представлены

на рис. Ш—19. Нарис .

Ш—20

показано

изменение

средних

в

пределах

шага

значений угла

р с р

и момента

 

УИср, а также относитель­

ной

амплитуды

колебаний

соответствующих

величин

 

 

до

Рмакс

 

Рмии

ДЛ4

^ м

а к с

Ммп»

 

 

 

 

 

 

 

В

'

 

1

~

 

М

 

 

 

 

 

 

 

 

Рср

 

 

 

 

^"ср

 

 

в зависимости

от

относительного

удаления а от

первой

решетки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты всех серий описанных опытов свидетель­

ствуют о следующем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Неравномерность поля скоростей за диффузорной

решеткой профилей ощутима

 

по направлению

векторов


скоростей н малозаметна по их модулю; как та, так и другая по удалении от решетки быстро затухают.

2. Неравномерность поля скоростей по шагу перед решеткой профилей (второй) заметно отражается и на силовом взаимодействии потока с этой решеткой. Когда шаг неравномерности потока и шаг решетки по величине

Ю°

2

- з а

*

Рис. ИГ—20

 

 

совпадают, окружные усилия, воспринимаемые профиля­ ми решетки в различных их положениях по шагу, изменя­ ются в соответствии с изменением направления скоро­ стей, но несколько более ощутимо, чем последние.

3. В исследованных работой автора случаях па отно­ сительных осевых расстояниях за первой решеткой про­ филей а > 4 неравномерность поля скоростей становится малоощутимой. В таких случаях можно .считать, что'

вторая решётка профилей обтекается практически рав­ номерным по шагу потоком.

Исследование условий обтекания решетки профилей неравномерным потоком составляет весьма сложную за­ дачу. Но для оценки сил, действующих на профили решетки при различных их положениях в неравномерном поле, автором разработан и применен упрощенный метод. Он базируется на осреднении модуля вектора скорости набегающего на решетку потока в пределах линий то­ ка, проходящих через крайние точки профиля, по урав­ нению

(III29)

или приближенно ки к

•где л-,

и х . 2 — размеры

вдоль

фронта

решетки до

л и ­

 

ний тока, проходящих через крайние

 

точки

профиля;

 

 

 

 

w — модуль

 

вектора

скорости в положении,

 

определяемом размером

х ;

 

 

1С; — то же

 

на линиях тока,

проходящих

че­

 

рез центры отрезков, делящих хорду

 

профиля на и равных частей.

 

"Поскольку под интегралом в уравнении (III—29) на­

ходятся

-^произведения

вторых

степеней

местной скоро­

сти на

элементарные

отрезки

(и соответствующие

им

площади на единицу поперечного размера), осреднение можно считать проводящимся по количеству движения.

Осредненное направление (угол рс р ), под которым обтекается профиль решетки при рассматриваемом его положении в неравномерном поле, оценивается при этом как угол между фронтом и тем вектором скоро­

сти, который направлен в центр тяжести

профиля.

Вычисление сил, действующих на профиль

решетки,

проводится по а>Ср и р с р обычным порядком,

т. е. с уче­

том отклонения решеткой осредненного потока И С ПОД-


счетом

подъемной силы по

уравнению

(Ш—21)

на ос­

нове оценки

Сур

по аэродинамической

характеристике

решетки

или

по

непосредственно

замеренным

углам

(3, и р2 с использованием уравнения

(111 — 28).

 

Проверка

применимости

описанного

здесь упрощен­

ного метода проводилась путем сопоставления подсчи­ танного по нему момента Mw, воспринимаемого вторым лопаточным венцом, с непосредственно замеренной ве­ личиной этого момента М в одинаковых условиях обте-

Мг расчет по теории потснц.

обте/еалир решетки

Мъ/ расчет по осреЯнемной

Скорости отм. offme/eOMt/P

ж

J I L

*1

г

З ч - 5 6 7 в 9

Рис. ТИ—21

кания неравномерным по шагу потоком. При этом учи­ тывалось распределение вдоль шага решетки непосред­ ственно измеренных направлений векторов скоростей я их модулей и проводились описанные осреднения.

Результаты такого сопоставления для случая, соот­ ветствующего относительному расстоянию между ре­

шетками

а =

2j при различных смещениях х

второй

решетки

профилей . относительно первой

представлены

в виде кривых

М и Mw

на

рисунке III—21.

Как

очевид­

но, совпадение

расчета

с

результатами

эксперимента

можно считать

удовлетворительным.

 

 

С целью той же проверки предлагаемого упрощенно­ го метода по нашему заданию Л. В. Комаровскнм был разработан и проведен расчет потенциального обтекания неравномерным по шагу потоком исследовавшейся (вто­ рой) решетки профилей. Этот расчет базировался на ме­ тоде наложения потенциальных течении. Так называе­

мые особенности (источники, вихри и др.),

размещенные

в плоскопараллельном

потоке, подбирались

в соответст­

вии с рассматриваемым

случаем неравномерного поля

скоростей и с учетом параметров решетки профилей. Ре­

зультаты этого,

теоретического

(и достаточно

сложно­

го) расчета

при

тех же смещениях х

по шагу

представ­

лены кривой

Мт на рис III—21.

Как

видим, эта

кривая

совпадает с

опытной кривой М даже несколько

хуже,

чем кривая Mw

, полученная упрощенным расчетом. Это

позволяет рекомендовать применение упрощенного мето­ да автора для случаев, когда неравномерность поля по шагу решетки известна и требуется определить измене­

ние

воспринимаемых ей от потока усилий при смеще­

нии

вдоль фронта.

 

§ III—8. Гидравлические потери в центробежном

 

колесе

Расчет рабочих колес лопастных машин так или ина­ че связан с оценкой их гидравлических потерь, посколь­ ку при этом необходим переход от заданной величины полезного повышения полного давления в потоке (дей­ ствительно передаваемой машиной энергии) к теорети­ ческой его величине, являющейся исходной при расчете. В простейших случаях эту оценку гидравлических по­ терь или величины гидравлического к.п.д. машины, их определяющего (§11—2), проводят на основе накоплен­ ных экспериментальных материалов. Но правильно оце­ нивать вероятную величину гидравлического к.п.д. про-