Файл: Синавина В.С. Оценка качества функционирования АСУ. (Исследование достоверности обработки информации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 105

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

Распределение обнаруженных ошибок по причинам

 

 

 

 

 

 

 

и ведения условно-постоянной

 

 

 

Удельный вес причин ошибок (количество ошибок в процентах

 

ZS

-

 

 

 

 

 

 

 

Шифры при

п

CQ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

S

701

703

704

705

711

716

718

719

720

730

%

э

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

101

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

102

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

104

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

'4

105

|100,0|

5

107

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

108

 

 

 

 

 

 

7

109

 

 

 

 

8

ПО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

111

 

92,6

7,4

10201

11202

12

206

— — — —

94,18

5,20

13

207

0,65

6,49

5,19

3,26

14

208 |22,22|

111.111 - —

155,551

15

209

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

210

 

5,45

 

0,68

 

22,23

[22,231

6,46

2,04

17

211

 

192,001

1100,01

 

 

 

 

18

212

8,00

ми, а остальные 25 причин ошибок обусловливают в со­ вокупности появление 2,4% ошибок. К числу основных причин ошибок не была отнесена причина 502, которая имеет значительную частость (7), но удельный вес ее составляет всего 0,03%. На том же основании не была отнесена к основным причина 605.

Для оценки частоты вышеуказанных причин в обра­ батываемой вычислительными центрами информации приводится табл. 31.

Статистические характеристики, полученные по кор­ реляционному анализу основных причин ошибок, пред­ ставлены в табл. 32. Основные причины ошибок, имею­

Т а б л и ц а 34

их возникновения на этапах обработки данных на ЭВМ информации (УПИ)

к итогу) по этапам ведения УПИ и обработки нй ЭВМ чин ошибок

803

840

844 845

846

847 848 850

851

852 889

— —

— — —

_

і 10,31

 

 

 

 

 

 

 

 

[89,7[

 

 

— — — — — — — — ■— —

— — — — — — — — _--

— — — — — — — — —

|33,33] [66,17|

_ _ _ _ _ 0,62 _ _ _ . _

— — [16,981 — |34,54] — — — — 12,99

5,55

5,55

3,08 0,68 [14,96| 0,34 111,98| 0,34 3,40 0,68 1,71

щие массовое рапространение, приведенные в табл. 31, детально проанализированы в главе III. В табл. 35 мы даем лишь описание и некоторый анализ ряда других причин ошибок, являющихся менее распространенными или уникальными в масштабе всех обследованных ВЦ, но имеющих существенное значение для некоторых от­ дельных ВЦ.

Для того чтобы определить такие причины ошибок, имеющие локальное значение для некоторых ВЦ, можно воспользоваться статистическими данными, приведенны­ ми в табл. 33, 34, характеризующими распределение при­ чин ошибок по двум основным этапам технологического

92-

93


процесса обработки информации: на этапе подготовки данных (табл. 33) и на этапе машинной обработки дан­ ных на ЭВМ и ведения условно-постоянной информации (табл. 34).

В табл. 33 и 34 "причины ошибок, имеющие ло­ кальное значение для некоторых вычислительных цент­ ров, обведены квадратом (шифры причин, имеющих массовое распространение и вошедших в перечень ос-

.новных ошибок при обработке информации, согласно табл. 31 выделены шрифтом).

В табл. 35 представлено 12 причин для некоторых ВЦ.

Таким образом, общее количество причин ошибок, подлежащих анализу, складывается из 19 причин оши­ бок (7 причин согласно табл. 31 и 12 — табл. 35).

Полученные перечни причин ошибок могут быть в дальнейшем дополнены на основе доследующей прак­ тики работы вычислительных центров и организации си­ стематического повседневного учета и изучения ошибок в обрабатываемой информации на всех вычислительных центрах страны.

§ 7. НЕКОТОРЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОШИБОК ПРИ ОБРАБОТКЕ ИНФОРМАЦИИ В ВЦ

Помимо причин, изложенных в предыдущем парагра­ фе, которые явились непосредственным источником ряда ошибок, выявленных контролерами и зафиксированных ими в каждом конкретном случае в форме № 1, сущест­ вует ряд общих факторов, оказывающих определенное влияние на образование ошибок при обработке инфор­ мации в ВЦ, которые необходимо исследовать при изу­ чении проблемы достоверности выходной информации ВЦ.

Трудности этого исследования состоят в том, что не всегда представляется возможным установить непосред­ ственную связь между этими факторами и количеством и видом обнаруженных ошибок, поскольку это влияние является косвенным и не поддается количественному измерению. Тем не менее представляется очевидным су­ ществование определенного влияния ряда факторов на образование ошибок при обработке информации, и, сле-

94

Т а б л и ц а 35

Причины ошибок, имеющие локальное значение для некоторых ВЦ

С

Шифрпричин ошибок

-—

 

с

 

£

 

1

2

Наименование причины ошибки

3

ВЦШифр 4

Частота ошп- 4

бок (на 10 знаков обра­ ботанной ин­

формации)

5

•1

502

Сложность построения шифров показа-

208

2,94

2

631

телей документа .......................................

ленточного

Неисправность

в устройствах

202

3,11

3

632

перфоратора...............................................

устройствах

карточного

Неисправность ß

206

1,90

4

701

перфоратора

..............................................

магнитных лент:

Некачественность

 

 

 

 

растяжка магнитных лент,

хрупкость.

 

 

 

 

повышение

скручиваемости

магнитных

208

4,14

5

704

л е н т ..........................................................

информации с

магнитной

Несчитывание

208

2,55

 

 

ленты ......................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

212

1,18

6

711

Некачественность перфоленты

 

105

7,51

 

208

1,14

7

718

Износ перфокарт

 

 

211

6,44

.......................................

 

210

2,85

8

803

Небрежность,

невнимательность и другие

 

 

 

 

психологические и моральные факторы

102

6,46

9

844

программистов Э В М ...............................

 

Неисправности в устройстве ввода данных

202

4,00

10

845

в ЭВМ с перфоленты...........................

 

Неисправности в устройстве ввода данных

207

 

 

 

в ЭВМ с перфокарт...............................

 

2,77

11

846

Неисправности

в

устройстве

выдачи ре-

210

202

5,00

12

847

зультатов из ЭВМ на бумажную ленту

Неисправности

в устройстве печати алфа-

207

2,62

 

 

витно-цнфровой информации................

 

 

 

 

 

 

210

7,90

дователыю, они должны учитываться в общей системе мероприятий по повышению достоверности выходной информации ВЦ.

По материалам проведенного статистического обсле­ дования ВЦ необходимо предпринять попытку выявить такие факторы к установить наличие определенной зави­

95


симости между ними и появлением ошибок в обрабаты­ ваемой информации в ВЦ.

Из числа таких факторов, подлежащих исследованию

сточки зрения их возможного влияния на образование

ивыявление ошибок в обрабатываемой информации, были отобраны лишь некоторые:

объем и характер работы вычислительного центра; равномерность загрузки персонала ВЦ; совершенство методов контроля обрабатываемой ин­

формации и уровень квалификации контролеров. Рассмотрим последовательно эти факторы, базируясь

на статистических данных по форме № 1, полученных в процессе статистического обследования 18 ВЦ.

Объем и характер работы вычислительного центра.

Со значительной степенью вероятности молено предполо­ жить, что с увеличением объема работы вычислительного центра и услолшением характера этой работы неиз­ бежно возрастает вероятность появления ошибок в обра­ батываемой информации. Поэтому сравнительную оцен­ ку уровня достоверности обрабатываемой информации в различных ВЦ следует производить дифференциро­ ванно, с учетом данного фактора. В настоящее время в практике работы принято деление вычислительных цент­ ров на группы или категории в зависимости от объема и характера выполняемой ими работы, представленное в табл. 36.

Т а б л и ц а 36

Разделение ВЦ по группам (категориям) в зависимости от объема и характера выполняемой работы

Объем работы (среднемесячное количество

 

 

нормо-смек по плану на год)

Группа ВЦ

ВЦ с функциями подготовки

ВЦ, не выполняющие функ­

 

 

 

и выпуска отчетности

ций подготовки и выпуска

 

 

 

 

отчетности

I

Свыше 3500

Свыше 2000

II

От

1500 до 3500

От

1000 до 2000

III

До

1500

До

1000

Все обследованные ВЦ можно разделить на указан­ ные три группы в соответствии с присвоенной каждому

96


ВЦ категории. При таком делении оказалось, что из 18 обследованных ВЦ к первой категории отнесено 14 и ко второй — 4 ВЦ.

По данным статистического обследования ВЦ в каж­ дой из этих групп, исходя из суммарного объема обрабо­ танной информации и количества обнаруженных в каж­ дой группе ошибок, получены следующие значения час­ тоты ошибок (табл. 37).

 

 

 

Т а б л и ц а

37

Частота ошибок по категориям обследованных ВЦ

 

 

Группа ВЦ

Суммарный объем

Количество

Частота ошибок

обработанной ин­

обнаруженных

(категория)

формации в ты­

ошибок

 

4

 

(на 10

знаков)

 

сячах знаков

в знаках

 

 

 

 

I

294 952,0

97 865

2,90

 

II

78 375,0

13 286

1,68

 

И т о г о . . .

373 327,0

111 151

Средняя частота

 

 

 

ошибок 2,98-ІО-4

 

 

 

Т а б л и ц а

38

Статистические характеристики по категориям

 

 

 

обследованных ВЦ

 

 

 

Обозначение

Количественное значение статистических

 

 

характеристик по категориям

ВЦ

 

характеристики

 

 

 

 

 

 

I

II

 

 

M Q

81,80

30,53

 

м ь

25,07

9,70

 

a ö/Q

37,95

21,37

 

<yQ

185,62

56,55

 

: a ö

65,24

29,74

 

Pö/Q

 

0,650

0,115

 

Лб/Q

 

0,813

0,695

 

ap

 

0,246

0,574

 

PiJCT

0,611<р,ІСТ<0,709

0 ,005<рист< 0,225

 

 

 

 

 

4— 1097

97