Файл: Синавина В.С. Оценка качества функционирования АСУ. (Исследование достоверности обработки информации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

ВЦ

 

 

Эффективность методов контроля и зависимости

С

 

 

 

Ко эффнцнент эффективности {X)

 

 

 

 

 

Стаж работы

 

 

 

 

X

Шифр

1 1

12

20

21

£

 

(годы)

10

с

 

 

 

 

 

 

 

1

101

До 5 л е т .........................

0,04

0,01

0,09

0,00

0,11

 

 

5— 10 л е т .........................

0,10

0,03

0,11

0,09

0, 14

2

102

Свыше

1 0 .........................

0,11

0,02

0,10

0,12

0,12

До 5 л е т .........................

0,09

0,00

0,01

0,04

0,67

 

 

5—10 л е т .........................

0,13

0,01

0,06

0,06

1,0

 

104

Свыше

1 0 .........................

0,12

0,01

0,04

0, 13

0,97

3

До 5 л е т .........................

0,08

0,09

0,02

0,01

0,08

 

 

5—10 л е т .........................

0,14

0,15

0,03

0,09

0,88

4

 

Свыше

10 .........................

0,12

0,11

0,10

0,12

0,89

105

До 5 л е т .........................

0,11

0,10

0,09

0,10

0,87

 

 

5— 10 л е т .........................

0,11

0,14

0,10

0,33

0,98

5

107

Свыше

1 0 . .

. .............. 0,11

0, 13

0, 10

0,43

0,99

До 5 л е т .........................

0,08

0,01

0,01

0,01

0,85

 

 

5— 10 л е т .........................

0,10

0,05

0,03

0,12

0,88

6

108

Свыше

1 0 .........................

0,09

0,06

0,02

0,10

0,80

До 5 л е т .........................

0,04

0,28

0,01

0,09

1,0

 

 

5—10 л е т .........................

0,04

0,37

0,02

0,14

1,0

7

109

Свыше

1 0 .........................

0,04

0,63

0,08

0,37

1 ,о

До 5 л е т .........................

0,01

0,01

0,04

0,23

0,87

 

 

5—10 л е т .........................

0,04

0,09

0,05

0,46

0,88

8

110

Свыше

1 0 .........................

0,04

0,10

0,07

0,54

0,98

До 5 л е т .........................

0,02

0,20

0,04

0,01

1,0

 

 

5—10 л е т .........................

0,03

0,23

0,06

0,12

1,0

9

 

Свыше

1 0 .........................

0,04

0,37

0,22

0,18

1 ,0

111

До 5 л е т .........................

0,01

0,18

0,18

0,37

0,57

 

 

5—10 л е т .........................

0,04

0,11

0,20

0,40

0,67

10

201

Свыше

1 0 .........................

0,05

0,36

0,24

0,46

0,78

До 5 л е т .........................

0,10

0,23

0,31

0,09

0,97

 

 

5—10 л е т .........................

0,07

0,31

0,35

0, 18

1,0

11

 

Свыше

10 .........................

0,08

0,42

0,39

0,25

1 ,0

202

До 5 л е т .........................

0,12

0,24

0,14

0,10

0,57

 

 

5—10 л е т .........................

0,14

0,28

0,20

0,16

0,60

12

 

Свыше

1 0 .........................

0,16

0,29

0,29

0,14

0,69

206

До 5 л е т .........................

0,05

0,12

0,15

0,28

0,87

 

 

5—1 0 лет .........................

0,01

0,27

0,18

0,30

0,96

13

 

Свыше

10 .........................

0,04

0,16

0,24

0,34

1 ,0

207

До 5 л е т .........................

0,01

0,04

0,01

0,01

0,56

 

 

5— 10 л е т .........................

0,01

0,13

0,15

0,03

0,68

14

 

Свыше

10 .........................

0,00

0,10

0,09

0,06

0,62

208

До 5 л е т .........................

0 ,30

0,20

0,14

0,43

0,12

 

 

5—10 л е т .........................

0,39

0,23

0,20

0,48

0,21

15

209

Свыше

1 0 .........................

0,43

0,26

0,27

0,57

0,25

До 5 л е т .........................

0,07

0,28

0,17

0,67

1,0

 

 

5—10 л е т .........................

0,11

0,29

0,28

1,10

1 ,0

16

210

Свыше

10 .........................

0,12

0,32

0,34

1,0

1,0

До 5 л е т .........................

0,12

0,23

0,04

0,01

0,37

 

 

5—10 л е т .........................

0,30

0,27

0,14

0,00

0,41

17

211

Свыше

1 0 .........................

0,27

0,29

0,34

0,01

0,67

До 5 л е т .........................

0,04

0,18

0,11

0,44

0,51

 

 

5—10 л е т .........................

0,09

0,21

0,15

0,56

0,86

18

212

Свыше

1 0 .........................

0,07

0,20

0,25

0,52

0,74

До 5 л е т .........................

0,01

0,05

0,00

0,00

0,57

 

 

5—10 лет .........................

0,02

0,10

0,04

0,01

0,96

 

Средний

Свыше

1 0 .........................

0,10

0,09

0, 10

0,01

0,99

 

коэффициент

эффектив-

0,22

0,32

0,20

0,76

ности . . . .

 

 

0,12

от уровни квалификации контролеров

 

 

 

Т а~ б л и ц а 44

 

 

 

 

 

по шифрам методов контроля

 

 

 

 

 

 

22

23

24

25

27

281

282

283

30

31

1 ,о

1,0

 

_

_

0,1 1

0,15

0,10

0,10

___

1 ,о

1,0

1 ,о

0,48

0,24

0,11

0,11

1 ,0

1,0

0,56

0,27

0,16

0,15

1,0

1.0

0,44

0,18

0,20

0,05

0,37

0,43

1 .0

1 ,0

0,76

0,37

0,29

0,09

0,47

0,59

1 ,о

1 .0

0,79

0,67

0,47

0,16

0,65

0,71

0,57

1 ,о

~

0,06

0,44

0,20

0,09

0,56

0,87

1 ,о

--■

0,10

0,47

0,23

0,10

0,58

1 ,о

1.0

 

0,14

0,49

0,30

0,15

1,0

_.

1 ,о

0,09

0,14

0,09

0,67

0,54

_

1,0

--■

0, 10

0,16

0,10

0,68

0,65

1 ,о

0,19

0,27

0,12

1 ,о

0,69

0,87

1,0

1 ,о

0,37

0,88

0,16

1,0

0,28

0,96

1,0

1 .0

0,37

0,38

0,10

1,0

0,33

0,93

1.0

1 ,0

--,

0,44

0,39

0,13

1 ,0

0,35

 

1 1

 

M

I I

0,38

0,27

0,11

0,00

0,45

 

0,39

0,39

0,18

0,00

0,48

-

 

i

I

0,40

0,36

0,18

0,05

0,54

 

 

l l

 

1 П

 

I I

0,16

0, 16

0,18

0,01

0,78

 

 

_

0,21 •

0,18

0,16

0,00

0,79

0,28

0,28

0, 12

0,00

0,89

 

_

_

1,0

0,14

0,14

0,12

0,04

.

_

_

1, 0

0,16

0,27

0,15

1 ,0

1 ,о

0,20

0,29

0,19

0,37

1,0

0. 12

0,13

0,30

0,37

0,86

1,0

0,16

0,20

0,35

0,40

1,0

1 ,о

1 ,0

0 ,24

0,29

0,33

0,45

1 ,0

__

_

0,10

0,27

0,04

0,53

0,12

1 ,0

_

_

0,11

0.36

0,06

0,57

0,47

1,0

0,16

0,38

0, 16

0,59

0,28

'

_

1 ,0

0,17

0,42

0,12

0,43

0,11

_

_

1,0

0,37

0,44

0,14

0,59

0,29

_

1.0

0,45

0,55

0,16

0,56

0,21

_

_

0,34

1,0

0,28

0,68

0,11

0,47

0,10

_

_

0,54

1,0

0.28

0,67

0,12

0,44

0,13

0,46

1 ,0

0,47

0,69

0,15

0,51

0,20

0,68

_

0,14

0,12

_

0,28

1,0

0,18

0,28

0,27

0,87

_

0,20

0,16

• —

0,33

1 ,0

0,16

0,26

0,36

0,97

0,29

0,29

0,39

1,0

0,20

0,29

0,39

0,68

_

0,43

0,48

0,19

0,54

0,06

0,00

0,57

0,78

_

0,55

0,56

0,16

0,34

0,09

0,05

0,58

0,79

0,57

0,87

0,25

0,65

0,12

0,00

0,69

0,57

_

0,44

-- .

0,44

0,85

0,09

0,06

0,70

0,91

_

, 0,68

•--

0,46

0,31

0,09

0,00

0,72

1 ,0

0,77

0,49

0,37

0,15

0,00

0,76

0 , 12

_

0,00

0,11

_

0,16

0,10

0,01

0,23

0,54

0, 16

_

0,00

0,19

0,18

0,11

0,10

0,00

0,73

0,20

0,04

0,23

0 ,29

0, 16

0,09

0,00

0,77

1 ,0

_

0, Ю

1,0

_

_

0,12

0,00

0,63

1.0

_

0,60

1 ,0

___

___

0,19

0,08

0,64

1 ,0

0,54

1 ,0

 

0,10

0,00

0,69

0,69

1 .0

0,44

_

1 ,0

1 ,о

0,19

1,0

0,76

0,69

1,0

0,86

1,0

1,0

0,13

1,0

0,86

0,69

1 ,0

1 ,о

1 ,0

1.0

0,22

1,0

0,92

0,85

1,0

0,68

0.84

1 ,0

0,25

0,32

0, 18

0,37

1,0

116

117


тода могут быть различным!! По результатам проведе­ ния статистического обследования ВЦ некоторые дан­ ные приводятся в табл. 44.

В табл. 43 приводятся выборочные данные корреля­ ционного анализа, в результате которого были получе­ ны статистические характеристики.

Несмотря на то что в таблицах 43 и 44 есть отдель­ ные примеры, в которых нет явдо выраженной зависимо­ сти между квалификацией контролера и эффективностью метода, тем не менее часть примеров подтверждает эту зависимость.

Следует отметить,- что способности контролера и ре­ зультативность его работы не могут характеризоваться только стажем работы, а зависят от многих его индиви­ дуальных качеств. Вполне возможны случаи, когда конт­ ролер со значительно меньшим стажем работы добива­ ется лучших результатов, чем контролер с большим ста­ жем. Поэтому проведенное статистическое обследование не позволяет дать более полную и исчерпывающую ха­ рактеристику данного вопроса и требует специального социологического исследования. Однако можно считать бесспорным, что к числу факторов, оказывающих опре­ деленное влияние на уровень достоверности обрабаты­ ваемой информации, должны быть отнесены квалифика­ ция и навыки в работе персонала ВЦ, что обязывает руководство ВЦ повседневно уделять внимание этому вопросу.

§ 8. НЕКОТОРЫЕ ДАННЫЕ И АНАЛИЗ РЕКЛАМАЦИЙ ЗАКАЗЧИКОВ НА НЕДОСТОВЕРНОСТЬ ПОЛУЧЕННОЙ ИМИ ИНФОРМАЦИИ ОТ ВЦ

До сих пор нами рассматривались результаты прове­ денного статистического обследования достоверности ин­ формации, обрабатываемой на различных этапах техно­ логического процесса ВЦ.

Это исследование, как видно из предыдущего изложе­ ния, имеет немаловажное значение, так как оно дает возможность изучить, на каких участках обработки ин­ формации в наибольшей степени возникают ошибки, каковы виды этих ошибок и причины, их вызывающие, а следовательно, определить пути их устранения и повы­

118-


шения достоверности

обрабатываемой

информации.

При этом

выявляются

наиболее эффективные методы

контроля,

обеспечивающие максимальное

обнаружение

ошибок и сводящие их к минимуму. На каждой опера­ ции контроля обнаруживается, какие ошибки допущены операторами не только на данной производственной опе­ рации, но и на предшествующих, которые были пропуще­ ны контролерами соответствующих участков. Лишь на одной последней операции — контроле выпуска — этот процесс обрывается и предполагается, что все ошибки, допущенные на всех этапах обработки информации (включая и ошибки,, внесенные с первичными докумен­ тами заказчика), обнаружены и устранены или сведены к минимуму. А между тем после операции контроля вы­ пуска информации в ВЦ существует еще одна завер­ шающая операция — прием выходной информации ВЦ заказчиком. Эта операция, правда, осуществляется пер­ соналом самого заказчика, но именно эта операция, и только она, может определить истинное значение досто­ верности информации, обработанной вычислительным центром.

Информация, полученная от ВЦ заказчиком, предназ­ начается для определенных практических целей, и имею­ щиеся в ней ошибки выявляются не только контрольной проверкой заказчика, но и при реализации этих целей.

Если бы существовала повседневная прямая связь ме­ жду ВЦ и заказчиком по результатам проверки заказ­ чиком всей выходной информации, полученной им от ВЦ, истинное значение достоверности обрабатываемой на ВЦ информации было бы известно ВЦ в каждом кон­ кретном случае и по этим даным можно было бы судить о качестве работы ВЦ. Нетрудно определить и возмож­ ные конкретные формы информационной взаимосвязи между ВЦ и заказчиком по данному вопросу.

Так, например, при выдаче информации заказчику -ему может быть вручен отрывной талон, подлежащий обязательному возвращению в установленный срок (на­ пример, 3 дня), в котором заказчиком должно быть про­ ставлено количество обнаруженных ошибок и их описа­ ние.

По каждому полученному талону, в котором указаны существенные ошибки, руководство ВЦ обязано произ­ вести разбор и отметить принятые меры.

119


В настоящее время такой повседневной информаци­ онной взаимосвязи между ВЦ и заказчиками не сущест­ вует и единственной формой выявления истинной досто­ верности обработанной на ВЦ информации являются ре-, кламации, предъявляемые иногда заказчиками в случае обнаружения ими значительного количества ошибок в полученной ими от ВЦ информации. Зачастую претензии на недостоверность полученной информации даже не оформляются заказчиками в письменном виде, а предъ­

являются устно с требованиями

повторной

обработки

и т. п.

 

 

Отсутствие систематической

информации

по ошиб­

кам, обнаруженным заказчиками, вряд ли может спо­ собствовать повышению качества работы ВЦ, так как эти ошибки остаются вне поля зрения ВЦ, не являются предметом тщательного разбора и анализа и не предус­ матриваются меры по предотвращению повторных оши­ бок или ошибок однородного характера.

Затрудняется и сравнительная оценка ВЦ по уровню достоверности обрабатываемой ими информации. Дан­ ные об обнаруженных ошибках и их частота на тех или иных участках ВЦ являются внутренним делом ВЦ, за­ висят от многочисленных факторов и не всегда сопоста­ вимы. Если, например, на операции контроля выпуска на одном ВЦ было обнаружено большее количество оши­ бок, а на другом ВЦ меньшее, то это еще ни о чем не говорит, так как в обоих случаях все обнаруженное ко­ личество ошибок было устранено (правда, с меньшими затратами для второго ВЦ). Какое количество ошибок не было обнаружено на конечной операции выпуска и перешло к заказчикам в том и другом ВЦ, остается не­ известным, а это является главным при сравнительной оценке работы ВЦ. В конечном счете заказчику важно лишь то, какое количество ошибок он получил в «гото­ вой продукции», проверенной и признанной на ВЦ до­ стоверной.

А степень удовлетворения заказчиков по качеству по­ лученной ими информации является основным показа­ телем при сравнительной оценке работы различных ВЦ.

При организации систематического учета ошибок, об­ наруженных заказчиками, как это предложено выше, может быть создана внутрисистемная отчетность ВЦ (месячная, квартальная) вышестоящим органам по под-

120


чинеңности, что будет служить не только важным сред­ ством для разбора, анализа и принятия мер на самих ВЦ, но и основанием для объективной сравнительной оценки качества работы различных ВЦ.

До организации такого систематического учета не­ обходимо в полной мере использовать имеющуюся пока информацию об обнаруженных ошибках заказчиками по предъявляемым ими рекламациям вычислительному центру или в иных формах.

В программу проведенного статистического обследо­ вания ВЦ не входило исследование достоверности ин­ формации, выданной заказчикам, и поэтому мы не рас­ полагаем в настоящее время достаточными данными для характеристики этого вопроса. Совершенно очевидно,что на следующем этапе статистического обследования не-

Т а б л и ц а 45

Ошибки в информации, представленной ВЦ АССР, краевых и областных статистических управлений РСФСР за июль 1972 г.

Наименование и номер формы статистической отчетности

Суммарный объем об­ работанной информа­ ции в тысячу знаков

Количество ошибок в знаках

Частота

ошибок

на 1 об - знаков

обработан­

ной

информации

Частность ошибоч­ ных отчетов в %

По

статистике

торговли

 

 

 

 

(ф.

№ 1-т, 3-т, 4-т,

5-т,

 

 

 

 

7-т,

1-сб, ширпотреб, № 9)

192 240,0

516

2,68

65,1

По статистике культуры

на­

 

 

 

 

селения

(ф. №

1,

2,

 

 

 

 

№ А обл., №

16) . . . .

52 560,0

200

3,80

28,8

По

статистике

бюджетов

 

 

 

 

населения (ф. № 1,

№ 5,

 

 

 

 

включая

таблицы) . . . .

61 440,0

768

13,0

17,6

По

статистике

природных

 

 

 

 

ресурсов

(ф.

№ 2-гр

и

 

 

 

 

приложения).......................

130 000,0

271

2,10

17,6

 

 

И т о г о . . . .

436 240,0

1 755

Средняя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

частота

 

 

 

 

 

 

 

-

ошибок

 

 

 

 

 

 

 

4,02-ІО-6

 

121