Файл: Синавина В.С. Оценка качества функционирования АСУ. (Исследование достоверности обработки информации).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 0
СОTh
СО
я
X
ч
ѵо
со CL
О
Sf
=Г
СО
В и
Я
\оЧ Г-
>>о
с
л о .
X со
<0 со
я *
8 >
S
с0
«
г
2
S
S
я
со
г
CL
о
•&
а
о
о
о
н
Я
X 3
X
СО«а а-»
СО2
Ч
к Р
ГрССР
'S5 «S
= о о и
CL
и
(*)
<
а
о
оCL
и
и
■&
и
CL
иО.Н
S к. 2 о
s ä
S <и <5 г И я
о Й
Я У § «
К °
с
% с
со |
о |
оо |
о |
тЬ |
со |
о |
СО |
со |
О |
оо |
О |
00 |
CN |
О |
СО |
СО |
- |
СМ |
со |
|
Th |
|
|
|
Th |
|
|
|
|
||
|
ю |
|
О |
СМ |
О |
О |
|
|
о> |
|
- |
СМ |
О |
|
|
|
О*4 |
|
О |
— |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
СО |
СМ |
|
О |
О |
|
О |
|
|
О |
|
|
|
|
|
|
с*- |
СМ |
|
О |
о " |
о*4 |
||
со |
,9 0 |
|
0 ,0 |
|
О |
|
0 ,0 |
|
|
о |
|
||||
|
1 |
|
|
|
|
|
|
оо |
СМ |
|
О |
|
о |
|
О |
СО |
|
•» |
|
- |
|
о " |
|
СМ |
СО |
|
О |
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
|
|
о |
Th |
СО |
|
о |
о |
|
|
о |
со |
|
о |
|
|
|
со |
см |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
on |
о |
сс |
о |
со |
о |
о |
СО |
о |
СО |
00 |
о |
о |
ю |
о |
СО |
сч |
- |
см |
СО |
|
Th |
^ |
- |
|
со |
|
|
|
•Ѳ*
|
|
|
|
н |
|
|
|
|
|
|
X |
|
|
|
|
ч |
|
о |
|
|
|
|
|
Он |
|
||
|
|
а |
|
н |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
ч |
|
О |
|
|
|
|
3 |
|
О. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
о |
|
|< |
|
ь |
|
|
о* |
|
|
S |
|
||
с |
|
>* чТ |
с |
|
||
о |
F- |
& <§ |
|
|
||
М00 |
|
|
||||
X |
|
s |
ч |
|||
5 |
s |
|||||
в |
„ |
н>о |
||||
нS «« |
|
|
о |
со |
||
H g |
S |
н |
||||
2 |
S |
Е- |
|
|||
СО^ |
|
|
||||
|
|
н . |
|
|
||
о л |
о |
' |
о |
|
||
G |
|
G |
|
С |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
СМ |
СО |
|
S2 *
ЕІ ю СО
.я~ яafe
в 3 $
як
яо
X
g |
я : |
|
|
я |
о |
|
03 |
|
|
со |
2 |
|
я |
я |
|
н |
я |
|
со |
Я |
|
s |
е |
|
о |
о |
|
оаF |
я2-Е—IГ4 |
о «1 |
О |
|
я |
“ |
|
СОн я. Ео Д . |
||
|
Я ООО |
|
|
Я X |
|
|
са |
хѣ |
|
со |
Th
Th СО
О
СО
О
О
О
О
о
О со Th
см
о
о
о
о
о
Th СО со
Th
Sg
я ^
Он
н * &
Я О)
е- в
о 1
С
ю
'1Я2
отчетов |
о |
t— |
|
полученных |
S |
О |
|
|
и |
|
и |
10(назнаков республик) |
* |
О |
|
|
а |
|
о |
|
|
а |
|
ошибок |
союзных |
U |
|
а. |
|||
|
|
||
частота |
от |
и |
|
о |
|||
|
|
||
и |
|
и |
|
ошибок |
|
||
|
|
CU |
|
Количество |
|
и |
|
|
е |
||
|
|
CU |
|
|
|
V |
|
|
|
и |
|
|
|
си |
3 I-F,
Sd а-
§5
SS
s| sg
3 f5 £ та
я о
X
ю
см 00 ю
-я юсм
ю
т** см
о
о"
о
со
ю
о
о*
§ |
о |
s |
= |
о |
я |
с |
|
шЯ а я |
|||
Л о « г= |
|||
|
|
га ж |
|
|
|
S g |
|
|
! |
л |
|
ж о S |
|
||
Ж ж- Ж.МН |
|||
s |
о |
5 |
®' |
'ч: |
mшg |
я |
|
о |
со *&■ я |
||
с |
я |
|
О) |
з |
О X ^ |
||
га В* 3 |
о |
||
|
п |
я |
ч |
° ё § И |
|||
w § |
g |
S |
|
«ш |
U |
|
g -S |
|
|
|
ж іЖ |
нЙ *й ° |
|||
о |
^ а) |
Ч а |
|
и |
^ |
ь |
сз н |
о |
га а |
н и |
С
оо |
оо |
о |
о |
о |
со |
чз* |
см |
|
4J« |
со |
сг> |
|
ю |
оо |
С7Э |
ю |
|
о |
|
о |
о |
о |
со |
о |
|
оо |
"Я |
Tf |
|
72 |
о |
о |
|
см |
|
о |
о* |
ю |
|
||
|
со |
|
ю |
||
|
|
|
|
о
о
оо
оо*.
СО |
о |
см |
ІП |
со ю |
о |
о |
со |
|
СО* |
||
|
|
|
о
о
|
|
|
ж |
|
|
|
|
о |
|
|
|
CQ |
ѵо |
|
|
|
я |
|
|
|
|
Ч |
Э |
|
са |
|
о |
|
|
|
|
О |
ж |
|
|
|
<цЯ |
н |
|
|
|
a S |
о |
|
|
ь |
н |
н |
|
|
о |
|
||
га Д |
сJ |
со |
|
|
я |
tOi |
Я 041 |
я |
|
е®і |
к |
|
||
Ь Z |
£ £ |
^ |
||
и ^ |
Ü |
я |
||
|
|
Ж ш |
||
ä |
s |
•& |
Я |
о |
а) |
У |
|||
н |
|
О w |
О |
• |
и |
|
с |
||
Г**. |
|
00 |
|
|
123
|
|
|
Т а б л и ц а |
47 |
|
|
Частота ошибок в информации, обработанной в ВЦ |
|
|||
АвтоЗИЛ и выданной цехам завода за январь — июль 1972 г. |
|
||||
|
|
Суммарный |
Количе- |
, Частота оши |
|
|
|
объем, обра |
|||
Наименование учетных задач |
ботанной ин |
ство |
бок на ІО6 |
||
формаціи! |
ошибок |
знаков обра |
|||
|
|
в тысячу |
в знаках |
ботанной ин |
|
|
|
знаков |
|
формации |
|
Учет труда и заработной платы |
51 000,0 |
213 |
3,10 |
||
Учет материалов ....................... |
14 800,0 |
37 |
2,50 |
|
|
Учет готовой продукции . . . . |
13 560,0 |
76 |
5,68 |
||
Учет |
отгрузки продукции, и ее |
15 600,0 |
26 |
2,30 |
|
реализации ............................... |
|||||
Учет затрат на производство и |
|
|
|
|
|
составление калькуляции себе- |
17 300,0 |
25 |
1,44 |
||
стоимости продукции . . . . |
|||||
Учет |
движения денежных |
11 500,0 |
13 |
1,12 |
|
с р е д с т в .................................. |
|||||
|
И то го ................... |
123 800,0 |
380 |
Средняя |
час |
|
|
|
|
тота ошибок |
|
|
|
|
|
3,41 |
|
обходимо дополнительно исследовать в массовом мас штабе во многих ВЦ страны действительный уровень достоверности обрабатываемой ими информации по дан ным анализа ошибок, выявленных заказчиками.
Ниже приводятся данные выборочной проверки вы явленных ошибок заказчиками по трем ВЦ (табл. 45, 46, 47).
По каждому из указанных ВЦ приведем отдельные характерные примеры выявленных ошибок. Так, в отче тах по статистике промышленности РСФСР было пока зано по плану на месяц: амидопирин 686 т, а следовало показать 726 т, колбасные изделия 32 т, а следовало по казать 80 т, дверные блоки 104,2 тыс. м2, а следовало показать 200,1 тыс. м2 и т. п. Такой же характер ошибок выявлен и по всем остальным 370 представленным оши бочным показателям.
Характер ошибок в информации, представленной ВЦ АССР, краевых и областных статуправлений РСФСР за июль месяц наглядно иллюстрируют следующие приме ры. В отчетах по статистике бюджетов населения был
124
показан остаток торфа на конец месяца по Владимир ской области 100 кг, а следовало показать 10 кг; остаток на начало месяца 1000 кг, а следовало показать 10 кг\ наличие скота и птицы в хозяйстве колхозников Баш кирской АССР 603,3 тыс. единиц, а следовало показать 623,8 тыс. единиц. По остаткам продуктов, денег, налич ного скота на начало и конец месяца в отчетах Амур ской области было сделано 50 поправок такого же ха рактера.
Основным видом ошибок по ВЦ АвтоЗИЛ является неправильная шифровка табельного номера, вида оплат, вида расхода материала, склада, цеха и т. п. Ошибочно заполняются документы экономистами цехов (например, последняя цифра норм времени записана в графе доку мента «сумма»). Значительное место занимают ошибкиперфорации, потеря перфокарт при комплектовке масси вов и др. ,
Анализ приведенных таблиц показывает, что число ошибок, не выявленных на ВЦ и обнаруженных заказ чиками, является в ряде случаев довольно значительным. Это свидетельствует о недостаточном внимании и приня тии необходимых мер для обеспечения высокого уровня достоверности обрабатываемой информации.
Приведенные выборочные данные, конечно, не дают основания для обобщающих выводов в отношении всех или большинства ВЦ, но достаточно убедительно дока зывают, что проблеме исследования истинной достовер ности информации, обрабатываемой на ВЦ по обнару женным ошибкам заказчиками, необходимо уделить должное внимание.
Г л а в а III
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ДОСТОВЕРНОСТИ ИНФОРМАЦИИ, ОБРАБАТЫВАЕМОЙ В ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРАХ
Анализ видов и причин ошибок в информации, про веденный в предыдущей главе, показывает все их многообразие и значимость. Для того чтобы свести к минимуму ошибки, встречающиеся в практике обра ботки информации в ВЦ, необходимо провести ряд ме роприятий.
Профилактика ошибок, предупреждение возмож ности их появления — главное средство борьбы с ошибками. Это предполагает прежде всего организа цию в каждом ВЦ повседневного и систематического учета возникающих ошибок. В учет также должны быть включены ошибки, выявленные заказчиками по сле получения ими выходной информации ВЦ. В ос
нову |
учета ошибок в ВЦ может быть положена фор |
ма № |
1 с соответствующими изменениями, вытекающи |
ми из специфики ВЦ.
Непременным условием успешности борьбы с ошиб ками должна быть гласность. Ошибки должны систе матически обсуждаться на участках ВЦ. Наряду с моральными факторами необходимы меры материаль ного стимулирования, поощряющие персонал ВЦ за безошибочную работу, и меры ответственности, ком пенсирующие материальный ущерб, возникающий при значительном числе ошибок и, особенно, в случаях не обходимости повторной обработки информации.
Не менее важным фактором снижения ошибок яв ляется их уменьшение по вине неисправности оборудо вания и технических средств ВЦ. Снижению ошибок способствуют также систематическая замена и модер низация оборудования.
126
Постоянной заботой каждого ВЦ должно быть так же создание благоприятных условий для работы персо нала и надлежащее оснащение каждого рабочего ме ста (освещенность, устранение шума и т. п.), что в немалой степени способствует снижению ошибок. По
вышение квалификации |
и деловых навыков персона |
ла, усвоение передовых |
приемов работы лучших по |
профессии, проведение семинаров и повседневный ин структаж также будут способствовать реализации по ставленной цели.
Из числа многих мероприятий, необходимых для решения проблемы повышения достоверности информа
ции, рассмотрим более детально наиболее |
важные: |
|
1) определение нормативов |
достоверности |
обработки |
информации и организация |
их внедрения в |
практику |
работы ВЦ; 2) выбор рационального технологического процесса обработки информации и 3) совершенствова ние технического оснащения вычислительных центров и средств обеспечения высокой достоверности обработки информации.
§ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОРМАТИВОВ ДОСТОВЕРНОСТИ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИХ ВНЕДРЕНИЯ В ПРАКТИКУ РАБОТЫ ВЦ
Работа вычислительных центров, направленная на повышение достоверности обрабатываемой ими инфор мации, должна быть соизмерима'. Если не будут уста новлены нормативы достоверности обработки инфор мации, то нельзя будет судить о показателях досто верности в ВЦ и утратится стимул к улучшению этих показателей. Вот почему установление нормативов до стоверности следует рассматривать как один из важ ных путей повышения достоверности обрабатываемой в ВЦ информации. Причем разработка этих нормати вов является общей задачей для всей системы ВЦ, а внедрение разработанных нормативов — первоочеред ной задачей каждого ВЦ.
Разработка нормативов достоверности является сложной теоретической и практической проблемой, требующей значительных усилий многих научных и практических работников.
127
Рассмотрим некоторые аспекты указанной проблемы,- Примем определение норматива достоверности ин формации как обоснованно выбранную величину нор мативного количества ошибок в единице объема информации, обрабатываемой на различных этапах технологического процесса ВЦ.
Из этого определения следует:
1) в соответствии с количеством этапов обработки информации в ВЦ должно быть несколько нормати вов достоверности, так как на каждом этапе величина норматива может быть размой.
Особенно должен быть выделен норматив достовер ности для конечного этапа технологического процес са — выпуска выходной информации ВЦ, так как при расчете этого норматива должны быть учтены требова ния, отличающиеся от требований к нормативам досто верности для промежуточных этапов обработки инфор мации в ВЦ;
2)величина норматива должна быть выбрана обоснованно, а не произвольно, для чего необходимо разработать метод расчета нормативов.
3)при построении нормативов необходимо также учитывать, что в технологическом процессе и уровне оснащения ВЦ существуют определенные различия и для придания разрабатываемым нормативам общего наз начения необходима известная дифференциация.
Приведем некоторые пояснения к высказанным выше положениям.
1. Норматив достоверности выходной информации ВЦ является главным показателем, учитывающим тре бования к качеству работы ВЦ. Рассчитать величину этого норматива необходимо, исходя из требований минимизации того ущерба, который может принести недостоверная информация при использовании ее за казчиком по своему назначению. Как уже упомина лось, ущерб этот может быть различным в зависимо сти от назначения информации в классе решаемых задач. Определить величину этого ущерба для каждой конкретной задачи в зависимости от вида ошибки —
непосильная задача |
для ограниченного круга людей. |
На данной стадии |
научной разработки указанного |
вопроса единственная возможность определения нор матива достоверности выходной информации ВЦ сво-
128