Файл: Прузнер С.Л. Экономика ремонта оборудования электростанций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 158

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

не совпадает с календарным периодом текущего плани­ рования, но и значительно его превышает. М е ж д у тем, чтобы планировать режимные и стоимостные показатели по ремонту, их необходимо рассматривать за ремонтный цикл. Поэтому текущее планирование по ремонту энерго­ оборудования должно охватывать период не менее дли­ тельный, чем ремонтный цикл, а годовое планирование должно рассматриваться как составная часть текущего планирования.

Органическая взаимосвязь между графиками ремонта и энергобалансами энергосистемы. Ремонт на электро­ станциях, определяя возможности использования их про­ изводственной мощности, оказывает влияние на балансы мощности, энергии и топлива энергосистемы и на эконо­ мические показатели эксплуатации. Сокращение длитель­ ности ремонтного простоя и удлинение межремонтных периодов прямым образом сказываются на балансе мощ­ ности энергосистемы: при заданном графике нагрузки потребителей увеличивается резерв мощности, т. е. по­ вышается .надежность энергоснабжения .

Если это имеет место в течение всего года, то за счет «высвобождаемой» мощности может быть уменьшен ввод новой мощности и достигнута экономия на капиталовло ­ жениях, н а з ы в а е м а я н а м и далее полным мощностным эффектом. При кратковременном повышении надежности может достигаться снижение возможного ущерба от не­ достаточной надежности энергоснабжения, называемое далее частичным мощностным эффектом, а т а к ж е дости­ гаться экономия топлива за счет перераспределения на­ грузки между совместно работающими агрегатами (до­ грузки наиболее прогрессивного оборудования при соот­

ветствующей

разгрузке

менее экономичных

агрегатов),

н а з ы в а е м а я

топливным

эффектом '(см. гл. 3) .

Взаимосвязь годовых

балансов рабочей

силы и дли­

тельности ремонтного простоя оборудования. В энерго­ ремонтном производстве одним из основных нормируе­

мых элементов является время: длительность

ремонтного

цикла и его структура; длительность простоя

в к а ж д о м

данном ремонте; графики проведения работ. С развитием

теплоэнергетики

планирование указанных показателей

усложняется как

в связи с ростом единичной мощности

агрегатов, т а к

и с

формированием систем централизован­

ного ремонта,

когда планирование работ должно охва­

тывать .не только

отдельные объекты (.парогенераторы,

53


турбины и т. п.), а группы объектов, ремонт которых осу­ ществляется взаимосвязанными по времени проведения работ специализированными ремонтными предприятиями.

Количество ремонтного персонала и время простоя в ремонте взаимосвязаны . Зависимость эта сложная и количественно может быть определена при .помощи сете­ вых графиков, в которых четко выделена совокупность

работ, определяющих длительность

ремонта

(критиче­

ский путь) и позволяющих судить,

насколько

может из­

меняться простой в ремонте при тех или иных

изменениях

в количестве рабочих. Существует, очевидно, .предел воз­ можного сокращения длительности простоя за счет про­ стого увеличения численности персонала, определяемый технологическими и производственными факторами .

И з изложенного следует, что при характеристике эко­ номичности ремонта необходимо анализировать годовые балансы рабочей силы в их взаимосвязи с длительностью ремонтного простоя по отдельным агрегатам . Д л я выпол­ нения заданного объема работ по ремонту агрегата в за­

данные

сроки нужна определенная

численность

персона­

ла. В зависимости от

количества

ремонтируемых агре­

гатов в

течение года

будет .находиться годовой

коэффи­

циент использования этой рабочей силы. Очевитно, что маневрированием рабочей силой следует добиваться наилучшего ее использования в течение года при мини­

мальных сроках простоя

оборудования

в ремонте (см.

гл. 4).

 

 

2-3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

ПОКАЗАТЕЛИ

РЕМОНТА

ОБОРУДОВАНИЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ

 

С учетом отмеченных

в § 2-2 особенностей энергоре­

монтного производства нами рекомендована к примене­ нию и з л а г а е м а я ниже система экономических показате ­ лей .по ремонту [Л. 22, 29].

Себестоимость единицы продукции относится к числу важнейших экономических показателей и соизмеряет за­ траты за определенный период с достигаемым производ­ ственным результатом. В составе издержек по ремонту производственного объекта различают две группы за­ трат:

прямые, непосредственно связанные с ремонтом дан­ ного объекта;

косвенные, распределяемые между ремонтируемыми объектами по условному признаку.

54


К

прямым

относятся затраты

на

покупные

запасные

части

S3 .4 , основные материалы

5М , основную

S ° n и до­

полнительную

заработную

плату

производственных

рабочих, отчисления на социальное страхование к зара­ ботной плате производственных рабочих 5„.

К косвенным относятся расходы: по содержанию и эксплуатации оборудования; цеховые, общезаводские.

Расходы по содержанию и эксплуатации оборудова­ ния ремонтного подразделения включают амортизацию и текущий ремонт оборудования, приспособлений и ин­ струмента; износ малоценного инвентаря; материалы д л я

содержания

производственного

оборудования;

топливо

для,технологических целей; пар, электроэнергию,

воду,

газ д л я производственных н у ж д ;

заработную плату

вспо­

могательных

рабочих,

обслуживающих оборудование,

и пр.

 

 

 

 

 

Цеховые расходы включают основную и дополнитель­

ную заработную плату

инженерно-технических

работни­

ков, с л у ж а щ и х

и вспомогательных рабочих, занятых на

общепроизводственных и

хозяйственных

работах; мате­

риалы, топливо,

энергию,

воду и газ д л я

хозяйственных

нужд цеха; амортизацию и текущий ремонт зданий цеха; расходы по охране труда и технике безопасности и др .

Расходы по с о д е р ж а н и ю и эксплуатации оборудова­ ния могут рассматриваться как составляющая цеховых расходов.

В состав общезаводских расходов ремонтного подраз­ деления включаются:

административно-управленческие (заработная плата аппарата управления подразделением; оплата команди­ ровок этой категории персонала; канцелярские и почто- во-телеграфные расходы и пр . );

общепроизводственные (содержание и амортизация зданий и инвентаря административно-хозяйственного на­ значения, складов, лабораторий; расходы по охране тру­ да, содержанию пожарной и сторожевой охраны, набору рабочей силы и т. п . );

отчисления на целевые расходы '(на проведение науч­ но-исследовательской работы, техническую пропаганду, налоги, сборы и прочие обязательные отчисления). От­ числения н а целевые расходы могут быть выделены из общезаводских в качестве внепроизводственных расхо­ дов.

55


М е ж д у ремонтируемыми объектами косвенные затра­ ты можно распределить пропорционально основной зара ­ ботной плате производственных рабочих, пользуясь дл я этих целей коэффициентами косвенных расходов (цехо­ вых, общезаводских), определяемых как отношение об­ щей суммы косвенных расходов данного вида за рассма­ триваемый период времени к фонду основной заработной платы производственных рабочих за тот ж е период вре­ мени.

Следовательно, коэффициент цеховых расходов

 

Ъ = - ^ 1

 

(2-13)

коэффициент

общезаводских

расходов

 

 

.п

 

 

 

В формулах

(2-13) и (2-14)

Е 5 Ц , ES 0

обозначают об­

щую сумму цеховых и общезаводских

расходов.

Сумма прямых з а т р а т с цеховыми

и

общезаводскими

расходами составляет себестоимость ремонта производ­ ственного объекта:

s ^ & V r K S - + 3ji

+ ; т , д ) (і , + х ) +

+ I ^ . a h 4 +

TJo).

(2-15)

где 5 р е м — себестоимость ремонта объекта;

S3 .4 — затра­

ты на покупные запасные части, расходуемые на ремонт

данного

объекта

учетом

заготовительных

расходов);

S M — затраты

на

основные

материалы, расходуемые

на

ремонт

данного

объекта, за

исключением

стоимости

реа­

лизуемых отходов и с учетом заготовительных

 

расходов;

3 .n основная

з а р а б о т н а я

плата

производственных ра­

бочих по ремонту

объекта;

гід — коэффициент

дополни­

тельной

заработной

.платы

производственных

рабочих

(оплата

отпусков,

льготных

часов дл я

подростков, пере­

рывов в работе кормящих матерей, выплата

вознаграж ­

дений за выслугу лет) ; г|н

— коэффициент

начислений « а

заработную плату

в фонд

социального

страхования;

т]ц — коэффициент

цеховых

расходов;

г)0 — коэффициент

общезаводских

 

расходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

П о составу

косвенные

з а т р а т ы во

многом

совпадают

с накладными,

выделение

которых

связано

с

оценкой

56


условий

производства, в особенности управления пред­

приятием

(см. § 4-1).

Если

в составе себестоимости учтены внепроизводст-

венные расходы, она называется полной себестоимостью;

если

ж е не

учтены — заводской

себестоимостью.

С учетом

планируемой прибыли

ПР ремонтного под­

разделения

может

быть

определена

цена

ремонта (смет­

ная

стоимость):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ScM = SpeM-f

 

 

 

(2-16)

Рекомендуемый нами показатель удельных затрат на

единицу ремонтной

продукции

?рем,

руб/ед,

определяется

как

отношение

калькуляционных

затрат

на

ремонтное

обслуживание 2 5 к р е м за

время

Г р

к

величине

ремонтной

продукции Я Р е м

за

этот

период, т. е.

 

 

 

 

 

 

 

 

SSK

 

 

 

 

 

 

 

 

*РЄ« = 7 7 ^ .

 

 

 

(2-17)

 

 

 

 

 

' ' Р е м

 

 

 

 

В зависимости от состава затрат, учитываемых в чис­ лителе формулы (2-17), определяется заводская себе­ стоимость, полная себестоимость «ли цена ремонтной продукции.

При измерении ремонтной продукции в часах экс­ плуатационной готовности ^э.г получаются удельные за­ траты на час готовности агрегата (парогенератора, тур­ боагрегата, б л о к а ) , эксплуатационного цеха и электро­ станции в целом, руб/ч:

 

 

 

ТР

 

 

 

 

 

 

 

2

SpeM

 

 

 

 

 

 

Рем

7 р / ? в . г

х

 

'

При измерении

ремонтной

продукций

в единицах

ре­

сурса работы,

т. е. потенциальной продукции основного

производства,

получаются

 

удельные

затраты

« э

,

коп/Мвт-ч

(для

турбоагрегата, блока, электростанция]',

и

s ™ , коп/т

(для

парогенераторов):

 

 

 

 

 

 

 

т,

 

 

 

 

 

 

 

 

р

 

 

 

 

 

 

 

 

£

Spen

 

 

 

 

 

 

s3 =

1

 

(2-19)

 

 

 

 

Рем

/

р Д в . г "

 

 

 

57