Файл: Прузнер С.Л. Экономика ремонта оборудования электростанций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 170

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

расчет годовых балансов рабочей силы с использо­ ванием типизированных сетевых графиков ремонта от­ дельных агрегатов;

расчет заработной платы ремонтного персонала с уче­ том его загрузки в течение года, накладных расходов на заработную плату, командировочных;

определение материальных затрат на ремонт; калькуляционное распределение ремонтных затрат по

хозяйственным периодам с учетом периодичности ре­ монта;

расчет капиталовложений в ремонтную базу; определение топливного эффекта путем сопоставле­

ния календарных графиков ремонта основного оборудо­ вания при рассматриваемых формах организации ре­ монта и выявления периодов, отличающихся по составу

выведенных

в ремонт и

работающих

основных

агрега­

тов, в указанные сутки;

затем расчетами (вручную или

на Э Ц В М )

определяется

разность в

суточном

расходе

топлива при оптимальном распределении суточного гра­ фика электрической нагрузки энергосистемы, т. е. топ­

ливный эффект

от более

прогрессивной организации

ремонта;

 

 

определение

мощностиого

эффекта (на основе анали­

за балансов мощности в энергосистеме);

определение

приведенных

затрат по вариантам, их

сравнение и выбор наиболее целесообразной формы цен­ трализации ремонта в энергосистеме.

При проведении указанных выше вариантных расче­

тов для

современной

крупной

энергосистемы,

насчиты­

вающей

сотни

основных агрегатов,

объем

подлежащей

подготовке

и

переработке

информации и

количество

влияющих

факторов столь

велики,

что д а ж е

при

исполь­

зовании

средств

современной

вычислительной

техники,

видимо,

необходимо

существенное

ограничение

размер ­

ности и

поэтапное

решение

рассматриваемой

задачи

(в изложенной

выше

последовательности)

с оптимиза­

цией отдельных составляющих приведенных затрат, обеспечивающей минимум их суммарной величины.

Проведение таких расчетов осложняется значитель­ ными трудностями в использовании отчетных данных по ремонту для разработки проектных нормативов. Созда­ ние нормативов (по трудозатратам, типовым г р а ф и к а м движения рабочей силы, капиталовложениям в ремонт­ ную базу) с анализом отчетности и проектной разработ -

НО


кой является необходимым условием широкого

внедрения

расчетов по оптимизации форм ремонтного

обслужива ­

ния. Требуется т а к ж е

д а л ь н е й ш а я разработка методики

расчетов, в частности

по применению средств

современ­

ной вычислительной техники для определения годовых балансов рабочей силы, топливного и мощпостного эф ­ фекта от внедрения наиболее прогрессивной организации ремонта. Исследования в этой области ведутся в ряде организаций (Московском энергетическом и Киевском политехническом институтах, институте «Энергосетьпроект», ЦК.Б Главэнергоремонта, Институте управляю ­ щих электронных м а ш и н ) .

Определяющее влияние на сравнительную эффектив ­ ность различных форм организации ремонта оказывают расходы иа заработную плату и им пропорциональные (накладные) . Поэтому большой интерес представляет разработка методики расчетов по выбору оптимальной кооперации труда ремонтного персонала различных ре­

монтных

подразделений.

Оптимальным

является

та­

кое

решение

задачи, которое

удовлетворяет

принято­

му

критерию

экономической

оптимизации

(цели) .

Та­

ким

критерием

в сфере

материального

производства

в настоящее время является минимум

приведенных

затрат .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Указанный общий критерий экономической оптималь­

ности в определенных условиях может принимать

ха­

рактер

частных

критериев.

Так, например,

в задачах,

как правило, эксплуатационного характера, когда капи­ тальные вложения остаются величиной постоянной, ча­ стным критерием экономической оптимальности является минимум себестоимости (издержек производства) . В та­ ких задачах, которые могут быть отнесены к классу режимных задач, производится оптимизация параметра при заданном составе производственных объектов (обо­ рудования) . И х содержанием является нахождение за

данный

период времени ( м е с ,

год) экономического оп­

тимума

с учетом ограничений

(например,

по исполь­

зуемым

производственным ресурсам) и

особенностей

производственных объектов при выполнении заданной производственной задачи . К числу таких задач отно­ сится, например, нахождение оптимальной кооперации труда персонала различных ремонтных подразделений, взаимосвязанных в выполнении заданного графика ре­ монта (см. § 4-2).

111


К другому классу относятся структурные задачи, в которых искомым является экономически оптимальный вариант развития (в пределах определенного расчетного периода) некоторой системы взаимосвязанных в экс­ плуатации производственных объектов. К ним относится, например, выбор оптимальной формы организации ре­ монтного обслуживания электростанций в развиваю ­ щейся энергосистеме. В этом случае выбор производится по минимуму приведенных затрат (см. § 4-3).

Некоторые вопросы формирования и оптимизации графика ремонта освещаются в гл. 5 при рассмотрении системы технико-экономического планирования ремонта основного оборудования электростанций.

4-2. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ ШТАТНОГО РЕМОНТНОГО ПЕРСОНАЛА НА ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯХ

Метод расчета. Выполнение ремонта данного агрега­ та в заданные сроки возможно лишь при наличии опре­ деленной минимально необходимой численности ремонт­ ного персонала. Поэтому о б щ а я численность ремонтного

персонала и степень его загрузки в

течение года пря­

мыми ремонтными работами зависят

от календарного

графика ремонта оборудования. Следовательно, степень равномерности годового графика движения ремонтного персонала на электростанции зависит от типа и коли­ чества установленных па ней основных агрегатов, вида

используемого

топлива, периодичности

проведения и

длительности простоя в ремонте.

 

Необходимо

т а к ж е учитывать, что

при составлении

годового календарного графика ремонта основного обо­ рудования д л я энергосистемы в целом стараются макси­ мально использовать для проведения ремонта время сезонного (весенне-летнего) спада электрической нагруз­ ки. Это обстоятельство предопределяет календарную не­ равномерность потребности в ремонтном персонале.

В связи с этим и с учетом экономических преиму­ ществ специализации и кооперирования производства ремонт оборудования на электростанциях осуществляет­ ся силами ремонтного персонала не только самих элек­ тростанций (хозяйственный способ), но и специализиро­ ванных предприятий энергосистем и Главэиергоремонта (подрядный способ). Поэтому важной является з а д а ч а

112


н а х о ж д е н ия оптимальной кооперации труда различных ремонтных подразделений с учетом их особенностей по

условиям

квалификации

персонала,

его

использования

в течение

года, производительности труда,

оплаты

в

еди­

ницу рабочего

времени,

накладных,

транспортных

и

командировочных расходов.

 

 

 

 

Оптимальная

. кооперация труда

персонала

различ­

ных ремонтных подразделений д о л ж н а при выполнении

заданного календарного

гра­

 

 

 

 

 

 

 

фика

ремонта

обеспечивать

 

 

 

 

 

 

 

минимальные расходы на за­

 

 

 

 

 

 

 

работную плату .(с наклад ­

 

 

 

 

 

 

 

ными и командировочными) .

 

 

 

 

 

 

 

Введем

следующие

обо­

 

 

 

 

 

 

 

значения (рис. 4-5):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п — текущее

значение об­

 

 

 

 

 

 

 

щей

численности

ремонтного

 

 

 

 

 

 

 

персонала

на

электростан­

 

 

 

 

 

 

 

ции при определенном

годо­

Рис. 4-5.

Принципиальный

ха­

вом

графике

проведения ре­

монта, чел.;

 

 

 

 

 

 

рактер графика движения

ра­

 

 

 

 

 

 

бочей силы на ремонте обору­

п 0 — минимально

необхо­

 

дования

электростанции.

д и м а я численность

ремонт­

 

 

 

 

 

 

 

ного

персонала,

при

наличии

которой

обеспечивается

выполнение

принятого

графика

ремонта,

чел.;

 

 

 

t

— расчетный период;

в дальнейшем

изложении

для

упрощения

рассматривается

годовой

период;

 

 

 

2 Г З х г = /і0£ — располагаемый

годовой

фонд

 

трудоза­

трат

ремонтного персонала

при

хозяйственном

способе

организации ремонта, чел-ч

 

или чел - мес ;

 

 

 

Ф — заработная

плата

в

единицу

времени

 

(ч-мес.)

ремонтного рабочего (в среднем), руб/ч

(или

р у б / м е с ) ;

аф = Фпх

— соотношение

уровней

оплаты

труда

ре­

монтного персонала

в

единицу

времени;

 

 

 

 

т]'н коэффициент

накладных расходов на

заработ ­

ную плату при хозяйственном способе организации ре­

монта (административно-управленческие расходы,

из­

нос

инструмента, содержание з д а н и й ) ; т\'цд

то же ,

но

при

подрядном способе организации ремонта

(включая

командировочные и транспортные расходы на перевозку

приспособлений,

механизмов);

<*н = 0

+V H.H)/(1 -Н'Е.Х)=Ч*/'П* соотношение уров-

ней

оплаты

труда

ремонтного

персонала с учетом наклад­

ных

расходов на

заработную

плату;

8—1473

113