Файл: Прузнер С.Л. Экономика ремонта оборудования электростанций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 168
Скачиваний: 0
Многообразие влияющих факторов ii Органические связи между ремонтом эиергооборудовання и технологи ческими особенностями энергетического производства являются одной из причин отсутствия до сих пор какихлибо методических разработок по оценке сравнительной экономичности различных форм организации ремонта на
электростанциях. Д о сих |
пор преимущества прогрессив |
ных форм ремонтного |
обслуживания применительно |
к конкретным условиям электростанций оцениваются только качественно. Так, например, решение Всесоюзно го научио-техипческого совещания по организационным формам ремонта оборудования в энергосистемах (I960 г.) правильно ориентирует энергосистемы на все мерное развитие централизованного ремонта и необхо димость выбора формы централизации в зависимости от
местных условии, |
однако без каких-либо |
указании |
на |
|
методический подход и критерий выбора |
оптимальной |
|||
формы ремонтного |
обслуживания . |
|
|
|
З а д а ч а выбора |
оптимальной |
централизованной |
си |
|
стемы ремонтного |
обслуживания |
электростанций являет |
ся многовариаитной, нелинейной, динамической и веро ятностной, и се решение встречает большие трудности в отношении разработанности математических методов, экономической теории оптимизации в целом и экономики ремонта в частности, наличия и качества исходной ин формации. По этим причинам ниже рассматривается со кращенная экономико-математическая модель оптимиза ции форм ремонтного обслуживания, которая у ж е теперь может быть применена на практике.
В сокращенной модели некоторые элементы (факто ры) и связи принимаются заданными, например качест во и надежность поставляемого электростанциям энергогенерирующего оборудования, графики электрической нагрузки энергосистемы. Расчеты ведутся д л я опреде ленного состояния (этапа развития) электростанций, оборудование которых подлежит ремонту через опреде ленные промежутки времени.
Народнохозяйственная оценка сравнительной эконо мической эффективности различных форм организации ремонта дается по уровню приведенных затрат, в соста ве которых, как это отмечено выше (см. § 3-1), должны получить отражение как затраты, непосредственно свя занные с ремонтным производством — капиталовложения в ремонтную базу Кр.б, оборотные средства К0.с, необхо-
100
ДгїАШе для образования |
[іесііпжаемого запаса материа |
лов и запасных частей, |
расходы на ремонт (заработная |
плата ремонтного персонала, материальные затраты, на кладные), так и различия в капитальных и эксплуатаци
онных |
з а т р а т а х по производству энергии в |
энергосисте |
|
ме, |
обусловливаемые |
органической |
взаимосвязью |
Станционные |
фактори |
Установленная |
ЕА мощность |
мощность |
агрегатов |
X
Тип вид агрегатоб топлива
Прэизбо^пЗе/шые
Организационные
ФОРМЫ |
|
Единые\ рем. цехи 1 |
Спец. органи зации |
Ресурсы "~~\ рабочей" силыда)
Системные факторы
Установленная |
Структура |
мощность |
мощности |
Іерриториаль- |
Графики |
ный срактор |
нагрузки |
|
|
|
|
Е |
|
г |
|
Капвложения |
Оборотные |
Годовые |
Графика |
Состаб рабо |
Ренонтныи |
||
брем.дазуКрб |
средст5аКдс |
балансы ра |
ремонта |
тающего |
резерв |
||
ЕжегодныеI |
|
|
бочей |
силы |
— I |
оборудования |
|
расМатериальные |
Расходы на зарпла- |
Толли&ный |
Мощностной |
||||
Г |
накладные |
||||||
ходы,забисящие |
затрап.ы |
ту и |
Эффект |
Эффект |
|||
От Kpff; |
Кос |
калькуляционные) |
(калькуляционные) |
|
|
Технико-экономические показатели при данной форме организации ремонта
Рис. 4-1. Основные факторы, влияющие на экономичность ремонта оборудования электростанции.
ремонта с энергетическими и топливным балансами энергосистемы (рис. 4-1).
Значительная экономия капитальных вложений при создании системных ремонтных предприятий может быть получена за счет широкого применения транспортабельаого металлорежущего станочного оборудования для проведения работ непосредственно на электростанциях и транспортировки отдельных деталей (диафрагмы, обой
мы, |
рогоры, цилиндры) |
в механические цехи предприя |
тия |
для обработки их |
на расточных, карусельных или |
токарных станках; применения транспортабельных ком плектов специального и механизированного инструмента
н приспособлений целевого назначения для |
производства |
ремонта определенных узлов. |
|
Так, например, ЦРМЗ Мосэнерго располагает |
инструментальны |
ми передвижными верстаками, оборудованными |
сверлильными и |
наждачными станками с комплектом пиевмо- и электроинструментов,
101
снабженными специальными опрапками и приспособлениями для производства работ по перелопачиванию, замене п цгмтровке диаф рагм, замене лабиринтовых уплотнений, перезалнвке вкладышей под шипников, шабровке разъемов цилиндров паровых турбин, удалению оборванных шпилек, замене трубок конденсаторов. В распоряжении ремонтных бригад имеются передвижные вибрационные установки, позволяющие производить вибрационную настройку рабочих лопаток
чел. |
п |
/ |
•—к |
130 |
|||
120 |
|
/в |
Г* 1 |
110 |
|
|
100 |
L |
|
1 |
||
SO |
||
/ |
||
80 |
||
|
||
70 |
|
ВО hQSO J
ЗО
20
10
1
5 10 15 20 25 ЗО 35
|
и дисков 'паровых турбин и дефек- |
|||||
|
тацию |
старых |
лопаток. |
|
||
1 |
Завод |
использует |
дорогостоя |
|||
|
щую специальную электронную |
ап |
||||
|
паратуру |
для |
вибрационного |
кон |
||
— |
троля, |
исследования .причин вибра |
||||
ции |
и проведения |
балансировок |
1роторов турбоагрегата в собствен ных подшипниках на рабочей ча
X |
стоте |
вращения. |
Многократное |
||||
использование |
таких |
приборов, |
|||||
приспособлений |
и |
технологической |
|||||
|
оснастки |
при |
ремонте |
способствует |
|||
|
повышению |
эффективности |
капи |
||||
t |
тальных |
затрат |
и снижению |
стои |
|||
мости ремонта. |
|
|
|
|
«7 К дни
Рис. 4-2. График движения ра |
Существенно |
зависят от |
|||||||
ф о р м ы организации ремонта |
|||||||||
бочей силы при типовом капи |
|||||||||
тальном ремонте котла ПК-41 |
как непосредственные |
затра |
|||||||
(без рабочих, занятых на ра |
ты на |
его |
проведение — за |
||||||
ботах |
по обмуровке |
и |
изоля |
работная плата |
и накладные |
||||
ции, а |
также обеспечивающего |
||||||||
персонала—плотников п |
т. п.). |
расходы, так и |
сопряженные |
||||||
|
|
|
|
затраты |
в |
энергосистеме. |
|||
|
|
|
|
Указанные |
расходы |
нахо |
|||
дятся |
в прямой |
зависимости |
от численности |
ремонтного |
персонала п условий его использования во времени. По этому существенно в а ж н о принимать в расчетах опти
мальные решения, |
обеспечивающие |
минимум расходов |
на заработную плату. |
|
|
В соответствии |
с технологической |
спецификой ремон |
та энергооборудования на к а ж д о м данном ремонте агре гата могут быть выделены следующие три характерные
зоны |
на графике |
движения рабочей силы |
(рис. 4-2): |
а) |
н а ч а л ь н а я |
зона, в течение которой |
производится |
вывод агрегата в ремонт и по мере разборки и дефектации оборудования фронт работ расширяется и коли
чество ремонтного |
персонала постепенно |
увеличивается; |
|
б) рабочая (средняя) зона, в |
период |
которой про |
|
изводится ремонт |
узлов и деталей |
и которая характери |
зуется относительным постоянством количества ремонт ных рабочих;
102
в) конечная зона, в течение которой завершаются ремонтные работы, производятся опробование и сдача отдельных узлов и происходит постепенное высвобож дение ремонтного персонала, направляемого на другие ремонтируемые объекты.
Как видно из графика движения рабочей силы, ко личество ремонтного персонала и время простоя в ре
монте |
взаимосвязаны . |
З а в н - |
|
|
|
|
|||||||
•сим ость |
|
эта |
сложная |
и ко- |
s e o " |
|
|
|
|||||
личествеїию |
|
может |
быть |
|
|
|
|
||||||
определена |
с помощью |
сете |
700 |
|
|
|
|||||||
вых графиков, в которых чет |
|
|
|
|
|||||||||
ко выделена |
совокупность |
tp.g=W, |
|
|
|||||||||
работ, |
|
определяющих |
дли |
|
|
||||||||
|
tp.g=51; tK.d |
= BO |
|
||||||||||
тельность |
ремонта |
(критиче |
|
||||||||||
ский |
путь) |
и |
позволяющих |
|
|
|
|
||||||
судить, |
насколько |
может из |
|
|
|
дни |
|||||||
меняться |
простой |
|
в ремонте |
|
|
|
|||||||
|
Рис. 4-3. Зависимость |
между |
|||||||||||
при тех или иных |
изменениях |
||||||||||||
количеством |
рабочих |
и дли |
|||||||||||
в количестве |
рабочих. |
|
|||||||||||
|
тельностью |
простоя |
агрегата |
||||||||||
В |
настоящее |
время |
еще |
в ремонте. |
|
|
|
||||||
отсутствуют |
|
необходимые |
|
|
|
|
|||||||
данные |
для |
количественной |
характеристики |
указанной |
зависимости по конкретным агрегатам . Однако прибли
женные расчеты [Л. 7, |
25] для |
небольших отклонений по |
длительности простоя |
(в сторону снижения по сравне |
|
нию с нормативной величиной) |
дают представление о не |
обходимом соответствующем увеличении количества пер
сонала. |
Так, для |
сокращения |
ремонтного простоя |
на |
5 — 1 0 % |
численность |
персонала |
д о л ж н а увеличиваться на |
|
1 8 — 2 7 % . |
|
|
|
|
На |
рис. 4-3 показано, как |
может меняться (по |
экс |
пертной оценке) количество персонала иа ремонте энер
гоблока |
|
К - 200 - 130 |
с |
изменением |
времени |
простоя его |
||||
в ремонте, исчисляемого в рабочих |
днях р/р.д и |
календар |
||||||||
ных |
днях |
/ к . д - |
З а базу |
принята |
численность |
|
персонала |
|||
При |
'^р.д = |
51 и |
/ к . д = |
60. |
|
|
|
|
|
|
Другой (пунктирный) график характеризует необхо |
||||||||||
димое увеличение численности персонала для |
выполне |
|||||||||
ния |
заданного |
объема |
ремонтных |
|
работ в более корот |
|||||
кие |
сроки: / ' н . д = 4 7 |
и |
'2" р . д =40 . |
Существует, |
очевидно, |
|||||
предел |
возможного |
сокращения |
длительности простоя |
|||||||
за счет |
увеличения |
численности |
персонала, |
|
определяе |
|||||
мый технологическими |
и производственными |
факторами . |
103
Ыа конфигурацию годового графика движения ре монтного персонала для -совокупности агрегатов (элек тростанции, энергосистемы) оказывают влияние многие дополнительные факторы . Сезонный спад в годовом гра фике электрической нагрузки энергосистемы предопре деляет календарную неравномерность потребности в ре монтном персонале. Н а каждой данной электростанции годовой график потребности в ремонтном персонале за
висит т а к ж е от количе ства установленных на ней основных агрега тов, их типа, периодич ности ремонта, длитель ности простоя в ре монте.
|
|
|
J |
L r - П |
|
На рис. 4-4 |
в |
качестве |
||
|
|
|
|
|
примера |
приведен |
график |
|||
|
|
|
|
|
движения |
рабочей |
силы |
па |
||
Рис. |
4-4. |
График |
движения |
рабочей |
ремонте |
оборудования |
од |
|||
силы |
на |
ремонте |
оборудования на |
ной |
из |
ТЭЦ |
Мосэнерго1 . |
|||
|
|
ТЭЦ (пример). |
|
Для |
расчета |
численности |
||||
|
|
|
|
|
персонала |
были |
использова |
|||
|
|
|
|
|
ны |
данные о трудозатратах |
на капитальный ремонт основного оборудования; общем объеме ре монтов, выполненных подрядчиками; средней выработке за месяц на
одного работника; начисленной зарплате ремонтному |
персоналу |
ГРЭС и средней зарплате одного рабочего. |
|
Выполнение капитального ремонта данного |
агрегата |
в з а д а н н ы е сроки возможно лишь при наличии опреде ленной минимально необходимой численности ремонтно го персонала. Поэтому о б щ а я минимально необходимая численность персонала для выполнения ремонта на элек тростанции и степень его использования на прямых (ре монтных) работах в течение года зависят от графика ремонта. Учитывая высокий уровень специализации ре монтных работ и календарную неравномерность потреб
ности в рабочей силе, наилучшего |
использования |
ремонт |
||||
ного персонала |
в энергосистеме |
можно достигнуть |
при |
|||
оптимальной |
кооперации |
труда |
ремонтного персонала |
|||
электростанций, |
ремонтных предприятий энергосистем |
|||||
и специализированных |
ремонтных предприятий |
Глав - |
||||
энергоремонта, |
т. е. при |
оптимальном сочетании |
хозяй |
|||
ственного и |
подрядного |
способов |
организации |
ремонта |
1 Расчеты выполнены аспиранткой Г. В. Комаровой.
Ю4