Файл: Прузнер С.Л. Экономика ремонта оборудования электростанций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 168

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Многообразие влияющих факторов ii Органические связи между ремонтом эиергооборудовання и технологи­ ческими особенностями энергетического производства являются одной из причин отсутствия до сих пор какихлибо методических разработок по оценке сравнительной экономичности различных форм организации ремонта на

электростанциях. Д о сих

пор преимущества прогрессив­

ных форм ремонтного

обслуживания применительно

к конкретным условиям электростанций оцениваются только качественно. Так, например, решение Всесоюзно­ го научио-техипческого совещания по организационным формам ремонта оборудования в энергосистемах (I960 г.) правильно ориентирует энергосистемы на все­ мерное развитие централизованного ремонта и необхо­ димость выбора формы централизации в зависимости от

местных условии,

однако без каких-либо

указании

на

методический подход и критерий выбора

оптимальной

формы ремонтного

обслуживания .

 

 

З а д а ч а выбора

оптимальной

централизованной

си­

стемы ремонтного

обслуживания

электростанций являет­

ся многовариаитной, нелинейной, динамической и веро­ ятностной, и се решение встречает большие трудности в отношении разработанности математических методов, экономической теории оптимизации в целом и экономики ремонта в частности, наличия и качества исходной ин­ формации. По этим причинам ниже рассматривается со­ кращенная экономико-математическая модель оптимиза­ ции форм ремонтного обслуживания, которая у ж е теперь может быть применена на практике.

В сокращенной модели некоторые элементы (факто­ ры) и связи принимаются заданными, например качест­ во и надежность поставляемого электростанциям энергогенерирующего оборудования, графики электрической нагрузки энергосистемы. Расчеты ведутся д л я опреде­ ленного состояния (этапа развития) электростанций, оборудование которых подлежит ремонту через опреде­ ленные промежутки времени.

Народнохозяйственная оценка сравнительной эконо­ мической эффективности различных форм организации ремонта дается по уровню приведенных затрат, в соста­ ве которых, как это отмечено выше (см. § 3-1), должны получить отражение как затраты, непосредственно свя­ занные с ремонтным производством — капиталовложения в ремонтную базу Кр.б, оборотные средства К0.с, необхо-

100


ДгїАШе для образования

[іесііпжаемого запаса материа­

лов и запасных частей,

расходы на ремонт (заработная

плата ремонтного персонала, материальные затраты, на­ кладные), так и различия в капитальных и эксплуатаци­

онных

з а т р а т а х по производству энергии в

энергосисте­

ме,

обусловливаемые

органической

взаимосвязью

Станционные

фактори

Установленная

ЕА мощность

мощность

агрегатов

X

Тип вид агрегатоб топлива

Прэизбо^пЗе/шые

Организационные

ФОРМЫ

 

Единые\ рем. цехи 1

Спец. органи­ зации

Ресурсы "~~\ рабочей" силыда)

Системные факторы

Установленная

Структура

мощность

мощности

Іерриториаль-

Графики

ный срактор

нагрузки

 

 

 

 

Е

 

г

 

Капвложения

Оборотные

Годовые

Графика

Состаб рабо­

Ренонтныи

брем.дазуКрб

средст5аКдс

балансы ра­

ремонта

тающего

резерв

ЕжегодныеI

 

 

бочей

силы

— I

оборудования

 

расМатериальные

Расходы на зарпла-

Толли&ный

Мощностной

Г

накладные

ходы,забисящие

затрап.ы

ту и

Эффект

Эффект

От Kpff;

Кос

калькуляционные)

(калькуляционные)

 

 

Технико-экономические показатели при данной форме организации ремонта

Рис. 4-1. Основные факторы, влияющие на экономичность ремонта оборудования электростанции.

ремонта с энергетическими и топливным балансами энергосистемы (рис. 4-1).

Значительная экономия капитальных вложений при создании системных ремонтных предприятий может быть получена за счет широкого применения транспортабельаого металлорежущего станочного оборудования для проведения работ непосредственно на электростанциях и транспортировки отдельных деталей (диафрагмы, обой­

мы,

рогоры, цилиндры)

в механические цехи предприя­

тия

для обработки их

на расточных, карусельных или

токарных станках; применения транспортабельных ком­ плектов специального и механизированного инструмента

н приспособлений целевого назначения для

производства

ремонта определенных узлов.

 

Так, например, ЦРМЗ Мосэнерго располагает

инструментальны­

ми передвижными верстаками, оборудованными

сверлильными и

наждачными станками с комплектом пиевмо- и электроинструментов,

101


снабженными специальными опрапками и приспособлениями для производства работ по перелопачиванию, замене п цгмтровке диаф­ рагм, замене лабиринтовых уплотнений, перезалнвке вкладышей под­ шипников, шабровке разъемов цилиндров паровых турбин, удалению оборванных шпилек, замене трубок конденсаторов. В распоряжении ремонтных бригад имеются передвижные вибрационные установки, позволяющие производить вибрационную настройку рабочих лопаток

чел.

п

/

•—к

130

120

 

/в

Г* 1

110

 

 

100

L

1

SO

/

80

 

70

 

ВО hQSO J

ЗО

20

10

1

5 10 15 20 25 ЗО 35

 

и дисков 'паровых турбин и дефек-

 

тацию

старых

лопаток.

 

1

Завод

использует

дорогостоя­

 

щую специальную электронную

ап­

 

паратуру

для

вибрационного

кон­

троля,

исследования .причин вибра­

ции

и проведения

балансировок

1роторов турбоагрегата в собствен­ ных подшипниках на рабочей ча­

X

стоте

вращения.

Многократное

использование

таких

приборов,

приспособлений

и

технологической

 

оснастки

при

ремонте

способствует

 

повышению

эффективности

капи­

t

тальных

затрат

и снижению

стои­

мости ремонта.

 

 

 

 

«7 К дни

Рис. 4-2. График движения ра­

Существенно

зависят от

ф о р м ы организации ремонта

бочей силы при типовом капи­

тальном ремонте котла ПК-41

как непосредственные

затра ­

(без рабочих, занятых на ра­

ты на

его

проведение — за­

ботах

по обмуровке

и

изоля­

работная плата

и накладные

ции, а

также обеспечивающего

персонала—плотников п

т. п.).

расходы, так и

сопряженные

 

 

 

 

затраты

в

энергосистеме.

 

 

 

 

Указанные

расходы

нахо­

дятся

в прямой

зависимости

от численности

ремонтного

персонала п условий его использования во времени. По­ этому существенно в а ж н о принимать в расчетах опти­

мальные решения,

обеспечивающие

минимум расходов

на заработную плату.

 

В соответствии

с технологической

спецификой ремон­

та энергооборудования на к а ж д о м данном ремонте агре­ гата могут быть выделены следующие три характерные

зоны

на графике

движения рабочей силы

(рис. 4-2):

а)

н а ч а л ь н а я

зона, в течение которой

производится

вывод агрегата в ремонт и по мере разборки и дефектации оборудования фронт работ расширяется и коли­

чество ремонтного

персонала постепенно

увеличивается;

б) рабочая (средняя) зона, в

период

которой про­

изводится ремонт

узлов и деталей

и которая характери ­

зуется относительным постоянством количества ремонт­ ных рабочих;

102


в) конечная зона, в течение которой завершаются ремонтные работы, производятся опробование и сдача отдельных узлов и происходит постепенное высвобож­ дение ремонтного персонала, направляемого на другие ремонтируемые объекты.

Как видно из графика движения рабочей силы, ко­ личество ремонтного персонала и время простоя в ре­

монте

взаимосвязаны .

З а в н -

 

 

 

 

•сим ость

 

эта

сложная

и ко-

s e o "

 

 

 

личествеїию

 

может

быть

 

 

 

 

определена

с помощью

сете­

700

 

 

 

вых графиков, в которых чет­

 

 

 

 

ко выделена

совокупность

tp.g=W,

 

 

работ,

 

определяющих

дли­

 

 

 

tp.g=51; tK.d

= BO

 

тельность

ремонта

(критиче­

 

ский

путь)

и

позволяющих

 

 

 

 

судить,

насколько

может из­

 

 

 

дни

меняться

простой

 

в ремонте

 

 

 

 

Рис. 4-3. Зависимость

между

при тех или иных

изменениях

количеством

рабочих

и дли­

в количестве

рабочих.

 

 

тельностью

простоя

агрегата

В

настоящее

время

еще

в ремонте.

 

 

 

отсутствуют

 

необходимые

 

 

 

 

данные

для

количественной

характеристики

указанной

зависимости по конкретным агрегатам . Однако прибли­

женные расчеты [Л. 7,

25] для

небольших отклонений по

длительности простоя

(в сторону снижения по сравне­

нию с нормативной величиной)

дают представление о не­

обходимом соответствующем увеличении количества пер­

сонала.

Так, для

сокращения

ремонтного простоя

на

5 — 1 0 %

численность

персонала

д о л ж н а увеличиваться на

1 8 — 2 7 % .

 

 

 

На

рис. 4-3 показано, как

может меняться (по

экс­

пертной оценке) количество персонала иа ремонте энер­

гоблока

 

К - 200 - 130

с

изменением

времени

простоя его

в ремонте, исчисляемого в рабочих

днях р/ри

календар ­

ных

днях

/ к . д -

З а базу

принята

численность

 

персонала

При

'^р.д =

51 и

/ к . д =

60.

 

 

 

 

 

Другой (пунктирный) график характеризует необхо­

димое увеличение численности персонала для

выполне­

ния

заданного

объема

ремонтных

 

работ в более корот­

кие

сроки: / ' н . д = 4 7

и

'2" р . д =40 .

Существует,

очевидно,

предел

возможного

сокращения

длительности простоя

за счет

увеличения

численности

персонала,

 

определяе­

мый технологическими

и производственными

факторами .

103


VWJ.
гіг

Ыа конфигурацию годового графика движения ре­ монтного персонала для -совокупности агрегатов (элек­ тростанции, энергосистемы) оказывают влияние многие дополнительные факторы . Сезонный спад в годовом гра­ фике электрической нагрузки энергосистемы предопре­ деляет календарную неравномерность потребности в ре­ монтном персонале. Н а каждой данной электростанции годовой график потребности в ремонтном персонале за­

висит т а к ж е от количе­ ства установленных на ней основных агрега­ тов, их типа, периодич­ ности ремонта, длитель­ ности простоя в ре­ монте.

 

 

 

J

L r - П

 

На рис. 4-4

в

качестве

 

 

 

 

 

примера

приведен

график

 

 

 

 

 

движения

рабочей

силы

па

Рис.

4-4.

График

движения

рабочей

ремонте

оборудования

од­

силы

на

ремонте

оборудования на

ной

из

ТЭЦ

Мосэнерго1 .

 

 

ТЭЦ (пример).

 

Для

расчета

численности

 

 

 

 

 

персонала

были

использова­

 

 

 

 

 

ны

данные о трудозатратах

на капитальный ремонт основного оборудования; общем объеме ре­ монтов, выполненных подрядчиками; средней выработке за месяц на

одного работника; начисленной зарплате ремонтному

персоналу

ГРЭС и средней зарплате одного рабочего.

 

Выполнение капитального ремонта данного

агрегата

в з а д а н н ы е сроки возможно лишь при наличии опреде­ ленной минимально необходимой численности ремонтно­ го персонала. Поэтому о б щ а я минимально необходимая численность персонала для выполнения ремонта на элек­ тростанции и степень его использования на прямых (ре­ монтных) работах в течение года зависят от графика ремонта. Учитывая высокий уровень специализации ре­ монтных работ и календарную неравномерность потреб­

ности в рабочей силе, наилучшего

использования

ремонт­

ного персонала

в энергосистеме

можно достигнуть

при

оптимальной

кооперации

труда

ремонтного персонала

электростанций,

ремонтных предприятий энергосистем

и специализированных

ремонтных предприятий

Глав -

энергоремонта,

т. е. при

оптимальном сочетании

хозяй­

ственного и

подрядного

способов

организации

ремонта

1 Расчеты выполнены аспиранткой Г. В. Комаровой.

Ю4