Файл: Петров М.А. Работа автомобильного колеса в тормозном режиме.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На рис. 4.10 показано изменение угловой скорости и уско­ рения тормозящего колеса при переезде через пороговую не­ ровность высотой 40 мм и длиной 400 мм.

За начальные условия принято:

аЧ

^ d ма

Мт

 

 

соо = 60 1/сек;

d t

d t

/ в+ / к ;

 

 

М іршах = 1 8 0

КГСМ .

 

Изменение Aff и Л49тах вводилось в виде таблицы с ша­ гом 0,003 сек (выборка из таблицы приведена под графиком). Полученные результаты свидетельствуют о значительном вли­ янии дополнительного момента сопротивления, вызванного пре­ одолением неровностей на угловую скорость и ускорение ко­ леса. Развиваемые при этом ускорения (замедления) в не­ сколько раз могут превосходить замедления установившегося торможения.

Рис. 4. И. Изменение угловой скорости и углового ускорения тормозящего колеса при скачкообразном падении коэффициен­ та сцепления:

(ок— угловая

скорость колеса; шк — угловое

ускорение коле­

са; ДМmar—падение максимального момента по

сцеплению

(при < = 0);

— от 180 до

140 кгсм; — от

180 до

100 кгсм;

 

— от

180 до 60 кгсм.

 

 

114

Следует однако отметить, что полученные результаты мо­ делирования являются приближенными и нуждаются в даль­ нейшем уточнении и детализации. Значительно проще и, на наш взгляд, более достоверно моделируется движение колеса при скачкообразном изменении коэффициента сцеп­ ления.

Для моделирования достаточно ввести заданное изменение момента по сцеплению (Л4?тах ) в уравнение (4.25) и прово­ дить его решение до получения установившегося режима тор­ можения или полного блокирования колеса.

Результаты такого решения приведены на рис. 4.11. Вари­ ант 1 соответствует скачкообразному изменению момента по сцеплению от 180 кгсм до 140 кгсм, вариант 2 — от 180 кгсм до 100 кгсм и вариант 3 — от 180 кгсм до 60 кгсм.

В каждом варианте начальные условия были одинаковы и соответствовали начальным условиям моделирования движе­ ния на пороговой неровности.

Согласно приведенным результатам переходной процесс после скачкообразного изменения условий сцепления для 1-го варианта заканчивается через 0,07-^0,075 сек. Угловыезамедления колеса достигают при этом 100 1/сек2. Для 2-го и 3-го вариантов переходный процесс более длительный (0,1 Іи-0,21 сек.) л оканчивается полной остановкой колеса. Угловые за­ медления при этом достигают (340-г-560) 1/сек2.

§ 6. Динамические характеристики тормозящего колеса по экспериментальным данным

Согласно рассмотренной функциональной схеме автомо­ бильное колесо представляет из себя многомерную динамиче­

скую систему с двумя выходными переменными

(<ок; Рт)

и п

входными воздействиями (рис. 4.2), а поэтому

свойства

всей

системы будут определяться совокупностью

2п операто­

ров [29].

Строгое аналитическое определение этих операторов на современном этапе знаний о рабочем процессе колеса не пред­ ставляется возможным, поэтому во многих случаях целесооб­ разно его динамические свойства определять эксперименталь­ ным путем.

На рис. 4.12 приведена осциллограмма процессов блокиро­ вания II разблокирования тормозящего колеса, полученная

115


на стенде с беговым барабаном (ИУ-4). Сравнение осцилло­ граммы с данными, полученными при моделировании анало­ гичных процессов, дает качественное совпадение, несмотря на значительные искажения за счет времени запаздывания при регистрации угловой скорости (Ат« 0,05 сек) и углового уско

Рис. 4.12. Осциллограммы процессов блокирования и разблокирования затормаживаемого колеса:

1 — угловая скорость ведомого колеса; 2 — угловая скорость заторма­ живаемого колеса; 3 — угловое замедление (ускорение) затормаживае­ мого колеса; 4 — давление в тормозном приводе; 5 — тормозном момент: 6; 7 — отметки углового пути затормаживаемого колеса и бегового барабана.

116

Рис. 4. 13. Осциллограмма процесса движения тормозящего колеса через пороговую неровность:

1, 2 — тормозные силы па колесе; 3 — угловая ско рость колеса;

4; 7 — вертикальная нагрузка на

колесе; 5 — тормозпоіі момент; 6 — угловой путь

ведомого колеса.


рения (замедления). Однако использованная при моделирова­ нии схема не позволяет рассматривать высокочастотные коле­ бания заблокированного колеса на реактивных связях, кото­ рые отчетливо фиксируются на осциллограмме.

На рис. 4.13 показана осциллограмма процесса движения тормозящего колеса через пороговую неровность высотой 40 мм и длиной 400 мм, полученная в условиях грунтового канала на испытательной установке ИУ-3.

Изменение угловой скорости колеса в этом случае также качественно совпадает с результатами моделирования движе­ ния через неровность (рис. 4.10) при въезде и движении по неровности.

Согласно осциллограмме съезд колеса с неровности сопро­ вождается появлением затухающего колебательного процесса, при котором угловая скорость колеса циклически изменяется в значительном диапазоне, что не фиксируется моделирова­ нием.

Приведенные факторы свидетельствуют о высокой слож­ ности переходных процессов при качении автомобильного ко­ леса в реальных условиях. Поэтому даже «уточненные» моде­ ли могут дать информацию лишь о качественной стороне про­ цесса.

Получение достоверных количественных зависимостей тре­ бует большого объема экспериментальных исследований с тщательно отработанной методикой, обеспечивающей иден­ тичность условий работы и испытаний колеса.

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

П е т р у ш о в

В. А. Труды НАМИ, вып. № 61, Москва,

1963; Труды

НАМИ, вып. № 92, Москва, 1967; Труды НАМИ, вып. № 106, Мо­

сква, 1969.

 

 

 

 

 

Б а л а к и н

В.

Д.,

П е т р о в

М. А. Анализ плоского движения затор­

маживаемого эластичного колеса. Сб. «Исследование работы пневма­

тических шин», Омск, 1970.

 

 

 

К ол ь ц о в

В.

И.,

П и р к о в с к и іі Ю. В.,

К о в н ц к и іі

В. И. К по­

строению модели

качения

эластичного

колеса при

быстроменяю-

щи.хся

нагрузках.

«Известия вузов, Машиностроение»,

Москва, 1969,

2

.

Д е р б а р е м д і і к е р А. Д., Б о р о д и н Ю. П. К теории качения элас­ тичного колеса при колебаниях. «Известия вузов, Машиностроение», № 5, 6, Москва, 1970.

118


У л ь я н о в Н. А., П е т р о в М. А. Кинематика и динамика качения колеса с пневматической шиной при изменяющейся вертикальной нагрузке. Сб. «Горное, дорожное н строительное машиностроение», № 1, 1967, Киев.

К о л е с н и к о в

 

К.

С. Автоколебания управляемых колес автомобиля.

ПНТИ, Москва, 1955.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р а к и т о в

А.

И.

Анатомия научного знания. Изд. политической лите­

ратуры, Москва,

1969.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б у с л е и к о

Н. П.

Метод статистического моделирования. Изд. «Статис­

тика», Москва,

1970.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Е чей ст о в

Ю. А.

«Автомобильная промышленность», № 3, 1963.

 

 

К у с ы и

А.

Г. Исследование магруженности трансмиссий автобусов ЛАЗ.

Автореферат кандидатской диссертации, Львов,

1972.

 

 

 

 

Г а л е ве ки и

Е.

А.,

Ку п р е я н о в

А.

А.

К

выбору

методики

опре­

деления крутильной жесткости шины. «Автомобильная промышлен­

ность», №

1, 1971.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В е с е л ы

й

Е. С. Определение частот и форм свободных колебаний транс­

миссии

автомобиля. «Автомобильная промышленность», № 12, 1965.

Р о д и о н о в

В.

Ф.,

 

Ф и т т е р м а н

 

Б.

М.

Легковые

автомобили. Изд.

«Машиностроение», Москва, 1971.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д е р б а р е м д и к е р

А. Д., Б о р о д и н

Ю. П. Определение

жесткости

и неупругого сопротивления шипы в окружном направлении. «Авто­

мобильная промышленность», № 1, 1970.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т и м о ш е н к о

С. П. Колебания в инженерном

деле. Изд. «Наука», Мо­

сква, 1967.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

K u l b e r y

G ö s t a .

Method and

Equipment for

Continuous Measuring of

the

Coefficient

of Friction

at

Incipient

Skid.

„Highway

Res.

Road

Bull“, 1962.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

H a r n c d

J. L.,

J o h n s t o n L. E.,

S c h a r p t

G. Measurment of tire brake

force characteristics as related to wheel slip

 

(antilok)

control

system

design. SAE Preprints № 690214.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д е д к о в

В.

К-

Исследование

взаимодействия

шипы тормозного

колеса

с поверхностью при высоких скоростях качения. Сб. «Трение твердых

тел». Изд. «Наука», Москва, 1964 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К а л и и II н

Ю.

М.

Аналитическое описание коэффициента сцепления ав­

томобильного колеса с опорной поверхностью. Сб. «Исследование

торможения автомобиля и работы пневматических шин», Омск,

1973.

П е т р о в

М.

А.,

Н а з а р к о

С.

А.,

Б а л а к и н

В.

Д.

Влияние

фор­

мы тормозной диаграммы на величину тормозного пути. «Автомо­

бильная промышленность», № 9, 1972.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г р е д е с к у л

А.

Б.

Исследование

процесса

блокирования затормажи­

ваемого автомобильного колеса. Изд. Харьковского университета, Харьков, 1963.

119


Г р и ш к е в и ч

А. И. Исследование тяговых качеств колесных машин при

движении по дорогам с неровной поверхностью. Кандидатская дис­

сертация, Москва,

1954.

 

 

Ф р у м к и н

А.

К. Движение

эластичного колеса через неровность. Ма­

териалы совещания по проходимости колесных машин, Москва, 1956.

Л у к ь я н е ц

Ю.

II.

Влияние расположения осей н жесткостей подвесок

на сопротивление движению многоосного автомобиля. «Автомобиль­

ная промышленность», № 3, 1972.

 

Р з а е в

А.

Р.

Исследование движения автомобильного колеса по корот­

ким неровностям

дороги.

Автореферат

кандидатской диссертации,

Москва, 1969.

 

 

 

 

Р о т е н б е р г

Р.

В.

 

Подвеска автомобиля

и его колебания. Машгиз,

Москва, 1960.

 

 

 

 

M a t s c h i n s k y

W. Beitrag zur Berechnung der Umfangskräfte at Reifen

auf Kurzwelliger Fahrbahn. ATZ № 7, 1969.

 

Г о в о р у щ е и к о

H.

Я. Основы теории эксплуатации автомобилей. Изд.

«Высшая школа», Киев, 1971.

 

Л у р ь е

А.

Б.

Статистическая динамика сельскохозяйственных агрегатов.

Изд. «Колос», Ленинград,

1970.