Файл: Луцкий С.Я. Оптимальное планирование механизации транспортного строительства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 97
Скачиваний: 0
тического программирования [9, 44], позволяющие сравнивать только определенные вершины многогранника, целенаправленно выбирая их и получая к а ж д ы й раз все меньшее значение целевой функции или постепенно приближаясь к ее наибольшему значе нию, если в качестве критерия оптимальности принята величи
на 2 г а а х .
Трудность решения задач методами математического програм мирования зависит от того, какой вид (линейный, нелинейный) имеют функция цели и условия задачи . Учитывая приближенный характер исчисления исходных данных, функциональные зависи мости и условия задачи целесообразно записывать в виде линей ных функций и уравнений. Линейный характер зависимостей позволяет рассматривать задачи оптимального планирования в классе задач линейного программирования, которые достаточно хорошо разработаны . Некоторые нелинейные зависимости техни
ко-экономических показателей от |
переменных |
в з а д а ч а х |
доста |
||||
точно близки к линейным в той области |
изменения переменных, |
||||||
которая |
ограничена |
условиями |
задачи . Нелинейные |
функции |
|||
можно |
т а к ж е аппроксимировать |
линейными или кусочно-линей |
|||||
ными в пределах заданного уровня |
достоверности решения. Если |
||||||
такая аппроксимация |
невозможна, |
то |
задачи |
следует |
решать |
градиентными методами, методами случайного поиска и другими методами нелинейного программирования, вычислительная про цедура которых очень трудоемкая [21].
З а д а ч и третьей группы — оптимизация годовых и оператив ных планов работы машинных парков — следует решать, как пра вило, приближенными методами математического программиро вания. Приближенное решение представляет рациональный план использования машин, который имеет величину критерия опти мальности, близкую к экстремальной . Такое решение достаточно д л я оперативной работы . К р о м е того, применение приближенных методов, не требующих трудоемких вычислений, целесообразно для условий строительной организации, так как расчеты по со ставлению и периодическому уточнению планов смогут осущест влять работники планово-технических отделов с использованием счетно-клавишных машин . Величина ошибки в оперативном 'пла не работы парка машин, который составлен приближенным мето дом, зависит от особенностей применяемого метода и размернос ти задачи: количества объектов, типов машин и уравнений — ус ловий задачи .
Оптимальный план находят точными методами математиче ского программирования в результате ряда однотипных последо вательных расчетов (итераций), постепенно п р и б л и ж а ю щ и х план работы парка машин к оптимальному.
Вычислительная процедура точных методов сложнее, поэтому целесообразно для решения задач, возникших в строительной организации в определенной постановке и размерности, найти приближенное и точное решения, определить величину ошибки и,
20
если она не превышает |
допустимой |
для расчетов величины, |
|
применять |
для решения |
подобных з а д а ч приближенные методы. |
|
З а д а ч и |
оперативного планирования и управления ходом ме |
||
ханизированных работ |
т а к ж е следует |
решать приближенными |
методами линейного программирования, простейшими комбина торными методами с применением сетевых моделей механизиро ванного производства.
Математические модели некоторых практических задач имеют сложный вид, а решение их представляет известные вычислитель ные трудности. К ним относятся задачи с заданными сроками и последовательностью возведения объектов при поточной органи
зации строительства |
линейнопротяженных |
объектов, |
так |
назы |
|||||
ваемые задачи теории расписаний. Это задачи |
с дискретными пе |
||||||||
ременными, при постановке которых на основе |
предварительного |
||||||||
технологического |
и экономического |
анализа |
и обоснования |
зара |
|||||
нее формируется |
некоторое число |
возможных |
вариантов |
произ |
|||||
водства работ на |
всех |
объектах. По к а ж д о м у |
варианту |
задается |
|||||
определенное число машино-часов работы машин |
на |
объектах, |
|||||||
причем считают, что любой из вариантов либо |
полностью |
входит |
|||||||
в план механизации, либо из него исключается. В разделе |
I V по |
||||||||
казано, что решение этих з а д а ч при небольшой |
размерности мож |
||||||||
но найти комбинаторными |
методами. |
|
|
|
|
|
|||
Многоэтапные |
задачи |
развития |
машинных |
парков следует |
решать с учетом динамики капитальных вложений по отдельным плановым периодам, рассматривая их в классе задач динамиче
ского программирования [1]. Оптимальное соотношение ведущих |
|
и вспомогательных машин и механизмов |
для отделочных работ |
в комплектах, которые рассматриваются |
как системы обслужива |
ния в условиях воздействия случайных факторов, устанавливает ся с применением теории массового обслуживания [31]. Наиболее сложными являются многоэтапные стохастические задачи прог нозирования сроков перехода на новые модели машин, парамет ров новых машин, развития сети технической эксплуатации и не которые другие. Д л я их решения следует комбинировать методы случайного поиска и математического программирования [8].
Наиболее общим подходом к исследованию задач всех типов, которые с л о ж н о или ж е невозможно решить математическими методами, является имитационное моделирование на Э В М изме нения тех факторов и условий, из которых состоит постановка задачи . Сущность моделирования заключается в построении фор мального аналога реальной производственной системы, отража
ющего все ее существенные |
взаимосвязи, и в имитации на Э В М |
поведения этой системы в изменяющихся условиях [2, 3]. |
|
При моделировании широкое распространение получил метод |
|
статистических испытаний |
(метод М о н т е - К а р л о ) , при котором |
используют установленные |
закономерности изменения отдельных |
характеристик, технико-экономических показателей и других ис ходных данных . Решение задач при различных комбинациях ис-
21
ходных данных на Э В М позволяет «прогнозировать» поведение исследуемой системы, получать различные плановые варианты и выбирать среди них наилучший.
3. ВЫБОР ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ И РАСЧЕТ Э К О Н О М И Ч Е С К О Г О ЭФФЕКТА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭВМ
Решение таких сложных задач перспективного планирования, как установление закономерностей развития механизации, прог нозирование параметров новых строительных машин и составов машинных парков, развитие ремонтно-механической базы в ми нистерстве H главках, а т а к ж е сравнение приближенных решений с оптимальными планами п целенаправленная обработка инфор мации о ходе механизированных работ в трестах и подрядных строительных организациях с применением экономико-статисти ческих и математических методов и моделирования, возможно лишь на основе использования современных средств вычисли тельной техники.
Д л я возможности применения Э В М |
метод решения |
задачи |
|
оформляют в виде алгоритма — строгой |
совокупности |
правил и |
|
порядка расчетов — и записывают в виде |
принципиальной |
блок- |
|
схемы так," чтобы к а ж д ы й блок с о д е р ж а л |
определенный этап |
рас |
четов и были определены связи между блоками . Операции, кото
рые д о л ж н а совершить |
машина в к а ж д о м блоке расчетов, запи |
|||
сывают в виде |
команд на «языке» определенного |
типа Э В М . |
||
Совокупность команд |
составляет п р о г р а м м у |
работы |
машин по |
|
решению определенного типа задач . Первые команды |
программы |
|||
предусматривают ввод |
в память машины и обработку исходных |
|||
данных. |
|
|
|
|
В настоящее |
время |
имеется р я д программ |
по реализации ме |
тодов математического программирования [32] и статистического моделирования [3] на Э В М БЭСМ - 6, БЭСМ - 4, Б Э С М - З М , БЭСМ - 2, Минск-32, М-20 и других, которые находятся в вычисли тельных центрах и могут быть использованы для решения задач в области механизации транспортного строительства. Р а з р а б о т к у новых методов и программ д о л ж н ы совместно выполнять специа листы в области технологии и организации, математики и про граммисты.
Д л я расчетов на Э В М подготавливают все исходные данные, которые записывают на специальных бланках . Ц и ф р о в ы е коды команд программы и исходных данных наносятся в виде системы перфораций (отверстий) на специальных носителях информации, например на перфорированных картах или на перфорированной ленте. З а п и с а н н а я таким способом информация вводится в ма шину и «запоминается» в ячейках оперативной памяти. Постоян ные массивы информации: технико-экономические показатели,
22
п а р а м е т ры машин, закономерности, которые могут быть исполь зованы для решения ряда задач, накапливаются во внешней па
мяти, например, на |
магнитной ленте или магнитных б а р а б а н а х . |
||
Результат решения |
задачи |
машина печатает на бумажной ленте |
|
в виде массивов чисел или |
вычерчивает © виде |
графика . Резуль |
|
таты расшифровывают по |
правилам, которые |
прилагаются к |
|
программе расчетов. |
|
|
При недельно-суточном, декадном и месячном планировании механизированных работ весьма эффективна м а л а я электронновычислительная машина 80-ЗМ. Исходные данные д л я работы машины по составлению недельно-суточных графиков, месячных планов и отчетов состоят из постоянного и переменного массивов. Постоянный массив включает сведения о физических объемах и продолжительности выполнения механизированных работ, о сто имости и потребности в машиноресурсах и в ходе работ в основ ном не меняется. Периодический съем информации о строитель стве объектов, который применяют при сетевом планировании и управлении всеми работами, включая работы парка машин, по зволяет сформировать переменный массив оперативных данных: сроков окончания работ и резервов времени. В результате расче та на Э В М молено получить на планируемый период все необхо димые оперативные данные в виде готовых графиков и планов работы парка машин в увязке с работами смежных исполнителей.
Планирование распределения парков машин с применением экономико-математических методов и ЭВМ, а т а к ж е управление производством механизированных работ на основе периодически обновляемых оптимальных планов, обеспечивают получение эко номии без дополнительных капитальных вложений за счет ис пользования резервов.
Расчет экономического эффекта внедрения точных и прибли женных методов оптимального планирования по сравнению с ис пользованием существующих (традиционных) методов представ ляет трудность ввиду разнообразного характера последних. В со ответствии с [47] необходимо определять сравнительную эффективность по критерию «суммарный размер приведенных затрат» .
При оптимизации оперативных планов механизированных ра бот на объектах специализированных и общестроительных трес тов ожидаемый экономический эффект может быть определен по формуле
Э = |
(П3б3Кпх-П™)У-СА, |
бо пт
где Я3 .з, Яз.з — соответственно приведенные затраты в расчете на единицу продукции механизированных ра бот в базовом периоде по эталонному вариан ту и в плановом периоде по оптимальному ре шению;
23
Кип |
— коэффициент экономического роста, предусматривающий |
|||
|
снижение удельных приведенных з а т р а т в |
плановом |
пе |
|
|
риоде; |
|
|
|
V — объем механизированных работ в .плановом |
периоде; |
|
||
С д |
— дополнительные з а т р а т ы на разработку |
оптимальных |
пла |
|
|
нов (эксплуатация ЭВМ, средств связи и др . ) . |
|
||
|
При расчете фактического экономического |
эффекта по |
ито |
гам внедрения оптимальных планов в формулу необходимо под ставить фактические значения параметров .
В процессе р е а л и з а ц и и оптимального плана возможны изме нения исходных данных, в соответствии с которыми задачи опти мального планирования нужно решать заново. Вместе с тем опыт решения ряда задач в области механизации позволил уста новить, что оптимальные планы являются устойчивыми при из менении исходных данных_в определенных границах. Например, значение целевой функции оптимального варианта расстановки машин по объектам меняется на 3—5% при изменении объемов работ или фондов рабочего времени на 8—10%. В [30] т а к ж е по казано, что вполне допустимая ошибка результата оптимизации в размере 4% от значения целевой функции возникнет при изме нении исходных данных примерно на 10%. Это позволяет выя вить в а ж н о е свойство оптимальных решений: существует зона равноценных вариантов решений, на которую не влияет измене ние исходных данных в известных пределах. Определение зоны «эквивалентных» планов механизации с близкими значениями критерия оптимальности позволяет р а з р а б о т а т ь гибкую систему планирования .
Указанное свойство особенно целесообразно использовать при оперативном планировании для решения вопроса о необхо димости пересчета оптимального плана при изменениях произ
водственной |
обстановки. |
|
|
Экономический эффект внедрения оптимального плана рас |
|||
пределения |
парка машин в сравнении с внедрением |
приближен |
|
ного плана |
равен разности значений критериев оптимальности по |
||
оптимальному и приближенному планам . |
|
|
|
Величина экономического эффекта AZ рассчитывается по фор |
|||
муле |
|
|
|
где Znpiio и |
ZONR — соответственно значения |
критерия |
оптималь |
|
ности по приближенному |
и оптимальному пла |
|
|
нам. |
|
|
Следует |
т а к ж е отметить, что работа по |
оптимизации плана |
упорядочивает и уточняет показатели и всю информацию, необ
ходимую |
д л я планирования . Вместо |
зачастую |
несравнимых |
|
м е ж д у собой показателей в расчетную таблицу |
д о л ж н а |
быть |
||
записана |
упорядоченная информация, |
р а з р а б о т а н н а я по |
единой |
|
методике. |
|
|
|
|
24