Файл: Луцкий С.Я. Оптимальное планирование механизации транспортного строительства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тического программирования [9, 44], позволяющие сравнивать только определенные вершины многогранника, целенаправленно выбирая их и получая к а ж д ы й раз все меньшее значение целевой функции или постепенно приближаясь к ее наибольшему значе­ нию, если в качестве критерия оптимальности принята величи­

на 2 г а а х .

Трудность решения задач методами математического програм­ мирования зависит от того, какой вид (линейный, нелинейный) имеют функция цели и условия задачи . Учитывая приближенный характер исчисления исходных данных, функциональные зависи­ мости и условия задачи целесообразно записывать в виде линей­ ных функций и уравнений. Линейный характер зависимостей позволяет рассматривать задачи оптимального планирования в классе задач линейного программирования, которые достаточно хорошо разработаны . Некоторые нелинейные зависимости техни­

ко-экономических показателей от

переменных

в з а д а ч а х

доста­

точно близки к линейным в той области

изменения переменных,

которая

ограничена

условиями

задачи . Нелинейные

функции

можно

т а к ж е аппроксимировать

линейными или кусочно-линей­

ными в пределах заданного уровня

достоверности решения. Если

такая аппроксимация

невозможна,

то

задачи

следует

решать

градиентными методами, методами случайного поиска и другими методами нелинейного программирования, вычислительная про­ цедура которых очень трудоемкая [21].

З а д а ч и третьей группы — оптимизация годовых и оператив­ ных планов работы машинных парков — следует решать, как пра­ вило, приближенными методами математического программиро ­ вания. Приближенное решение представляет рациональный план использования машин, который имеет величину критерия опти­ мальности, близкую к экстремальной . Такое решение достаточно д л я оперативной работы . К р о м е того, применение приближенных методов, не требующих трудоемких вычислений, целесообразно для условий строительной организации, так как расчеты по со­ ставлению и периодическому уточнению планов смогут осущест­ влять работники планово-технических отделов с использованием счетно-клавишных машин . Величина ошибки в оперативном 'пла­ не работы парка машин, который составлен приближенным мето­ дом, зависит от особенностей применяемого метода и размернос­ ти задачи: количества объектов, типов машин и уравнений — ус­ ловий задачи .

Оптимальный план находят точными методами математиче­ ского программирования в результате ряда однотипных последо­ вательных расчетов (итераций), постепенно п р и б л и ж а ю щ и х план работы парка машин к оптимальному.

Вычислительная процедура точных методов сложнее, поэтому целесообразно для решения задач, возникших в строительной организации в определенной постановке и размерности, найти приближенное и точное решения, определить величину ошибки и,

20


если она не превышает

допустимой

для расчетов величины,

применять

для решения

подобных з а д а ч приближенные методы.

З а д а ч и

оперативного планирования и управления ходом ме­

ханизированных работ

т а к ж е следует

решать приближенными

методами линейного программирования, простейшими комбина­ торными методами с применением сетевых моделей механизиро­ ванного производства.

Математические модели некоторых практических задач имеют сложный вид, а решение их представляет известные вычислитель­ ные трудности. К ним относятся задачи с заданными сроками и последовательностью возведения объектов при поточной органи­

зации строительства

линейнопротяженных

объектов,

так

назы­

ваемые задачи теории расписаний. Это задачи

с дискретными пе­

ременными, при постановке которых на основе

предварительного

технологического

и экономического

анализа

и обоснования

зара ­

нее формируется

некоторое число

возможных

вариантов

произ­

водства работ на

всех

объектах. По к а ж д о м у

варианту

задается

определенное число машино-часов работы машин

на

объектах,

причем считают, что любой из вариантов либо

полностью

входит

в план механизации, либо из него исключается. В разделе

I V по­

казано, что решение этих з а д а ч при небольшой

размерности мож­

но найти комбинаторными

методами.

 

 

 

 

 

Многоэтапные

задачи

развития

машинных

парков следует

решать с учетом динамики капитальных вложений по отдельным плановым периодам, рассматривая их в классе задач динамиче­

ского программирования [1]. Оптимальное соотношение ведущих

и вспомогательных машин и механизмов

для отделочных работ

в комплектах, которые рассматриваются

как системы обслужива ­

ния в условиях воздействия случайных факторов, устанавливает ­ ся с применением теории массового обслуживания [31]. Наиболее сложными являются многоэтапные стохастические задачи прог­ нозирования сроков перехода на новые модели машин, парамет­ ров новых машин, развития сети технической эксплуатации и не­ которые другие. Д л я их решения следует комбинировать методы случайного поиска и математического программирования [8].

Наиболее общим подходом к исследованию задач всех типов, которые с л о ж н о или ж е невозможно решить математическими методами, является имитационное моделирование на Э В М изме­ нения тех факторов и условий, из которых состоит постановка задачи . Сущность моделирования заключается в построении фор­ мального аналога реальной производственной системы, отража ­

ющего все ее существенные

взаимосвязи, и в имитации на Э В М

поведения этой системы в изменяющихся условиях [2, 3].

При моделировании широкое распространение получил метод

статистических испытаний

(метод М о н т е - К а р л о ) , при котором

используют установленные

закономерности изменения отдельных

характеристик, технико-экономических показателей и других ис­ ходных данных . Решение задач при различных комбинациях ис-

21


ходных данных на Э В М позволяет «прогнозировать» поведение исследуемой системы, получать различные плановые варианты и выбирать среди них наилучший.

3. ВЫБОР ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ И РАСЧЕТ Э К О Н О М И Ч Е С К О Г О ЭФФЕКТА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭВМ

Решение таких сложных задач перспективного планирования, как установление закономерностей развития механизации, прог­ нозирование параметров новых строительных машин и составов машинных парков, развитие ремонтно-механической базы в ми­ нистерстве H главках, а т а к ж е сравнение приближенных решений с оптимальными планами п целенаправленная обработка инфор­ мации о ходе механизированных работ в трестах и подрядных строительных организациях с применением экономико-статисти­ ческих и математических методов и моделирования, возможно лишь на основе использования современных средств вычисли­ тельной техники.

Д л я возможности применения Э В М

метод решения

задачи

оформляют в виде алгоритма — строгой

совокупности

правил и

порядка расчетов — и записывают в виде

принципиальной

блок-

схемы так," чтобы к а ж д ы й блок с о д е р ж а л

определенный этап

рас­

четов и были определены связи между блоками . Операции, кото­

рые д о л ж н а совершить

машина в к а ж д о м блоке расчетов, запи­

сывают в виде

команд на «языке» определенного

типа Э В М .

Совокупность команд

составляет п р о г р а м м у

работы

машин по

решению определенного типа задач . Первые команды

программы

предусматривают ввод

в память машины и обработку исходных

данных.

 

 

 

 

В настоящее

время

имеется р я д программ

по реализации ме­

тодов математического программирования [32] и статистического моделирования [3] на Э В М БЭСМ - 6, БЭСМ - 4, Б Э С М - З М , БЭСМ - 2, Минск-32, М-20 и других, которые находятся в вычисли­ тельных центрах и могут быть использованы для решения задач в области механизации транспортного строительства. Р а з р а б о т к у новых методов и программ д о л ж н ы совместно выполнять специа­ листы в области технологии и организации, математики и про­ граммисты.

Д л я расчетов на Э В М подготавливают все исходные данные, которые записывают на специальных бланках . Ц и ф р о в ы е коды команд программы и исходных данных наносятся в виде системы перфораций (отверстий) на специальных носителях информации, например на перфорированных картах или на перфорированной ленте. З а п и с а н н а я таким способом информация вводится в ма­ шину и «запоминается» в ячейках оперативной памяти. Постоян­ ные массивы информации: технико-экономические показатели,

22


п а р а м е т ры машин, закономерности, которые могут быть исполь­ зованы для решения ряда задач, накапливаются во внешней па­

мяти, например, на

магнитной ленте или магнитных б а р а б а н а х .

Результат решения

задачи

машина печатает на бумажной ленте

в виде массивов чисел или

вычерчивает © виде

графика . Резуль ­

таты расшифровывают по

правилам, которые

прилагаются к

программе расчетов.

 

 

При недельно-суточном, декадном и месячном планировании механизированных работ весьма эффективна м а л а я электронновычислительная машина 80-ЗМ. Исходные данные д л я работы машины по составлению недельно-суточных графиков, месячных планов и отчетов состоят из постоянного и переменного массивов. Постоянный массив включает сведения о физических объемах и продолжительности выполнения механизированных работ, о сто­ имости и потребности в машиноресурсах и в ходе работ в основ­ ном не меняется. Периодический съем информации о строитель­ стве объектов, который применяют при сетевом планировании и управлении всеми работами, включая работы парка машин, по­ зволяет сформировать переменный массив оперативных данных: сроков окончания работ и резервов времени. В результате расче­ та на Э В М молено получить на планируемый период все необхо­ димые оперативные данные в виде готовых графиков и планов работы парка машин в увязке с работами смежных исполнителей.

Планирование распределения парков машин с применением экономико-математических методов и ЭВМ, а т а к ж е управление производством механизированных работ на основе периодически обновляемых оптимальных планов, обеспечивают получение эко­ номии без дополнительных капитальных вложений за счет ис­ пользования резервов.

Расчет экономического эффекта внедрения точных и прибли­ женных методов оптимального планирования по сравнению с ис­ пользованием существующих (традиционных) методов представ­ ляет трудность ввиду разнообразного характера последних. В со­ ответствии с [47] необходимо определять сравнительную эффективность по критерию «суммарный размер приведенных затрат» .

При оптимизации оперативных планов механизированных ра­ бот на объектах специализированных и общестроительных трес­ тов ожидаемый экономический эффект может быть определен по формуле

Э =

3б3Кпх-П™)У-СА,

бо пт

где Я3 .з, Яз.з — соответственно приведенные затраты в расчете на единицу продукции механизированных ра­ бот в базовом периоде по эталонному вариан ­ ту и в плановом периоде по оптимальному ре­ шению;

23


Кип

— коэффициент экономического роста, предусматривающий

 

снижение удельных приведенных з а т р а т в

плановом

пе­

 

риоде;

 

 

 

V — объем механизированных работ в .плановом

периоде;

 

С д

— дополнительные з а т р а т ы на разработку

оптимальных

пла­

 

нов (эксплуатация ЭВМ, средств связи и др . ) .

 

 

При расчете фактического экономического

эффекта по

ито­

гам внедрения оптимальных планов в формулу необходимо под­ ставить фактические значения параметров .

В процессе р е а л и з а ц и и оптимального плана возможны изме­ нения исходных данных, в соответствии с которыми задачи опти­ мального планирования нужно решать заново. Вместе с тем опыт решения ряда задач в области механизации позволил уста­ новить, что оптимальные планы являются устойчивыми при из­ менении исходных данных_в определенных границах. Например, значение целевой функции оптимального варианта расстановки машин по объектам меняется на 3—5% при изменении объемов работ или фондов рабочего времени на 8—10%. В [30] т а к ж е по­ казано, что вполне допустимая ошибка результата оптимизации в размере 4% от значения целевой функции возникнет при изме­ нении исходных данных примерно на 10%. Это позволяет выя­ вить в а ж н о е свойство оптимальных решений: существует зона равноценных вариантов решений, на которую не влияет измене­ ние исходных данных в известных пределах. Определение зоны «эквивалентных» планов механизации с близкими значениями критерия оптимальности позволяет р а з р а б о т а т ь гибкую систему планирования .

Указанное свойство особенно целесообразно использовать при оперативном планировании для решения вопроса о необхо­ димости пересчета оптимального плана при изменениях произ­

водственной

обстановки.

 

 

Экономический эффект внедрения оптимального плана рас­

пределения

парка машин в сравнении с внедрением

приближен ­

ного плана

равен разности значений критериев оптимальности по

оптимальному и приближенному планам .

 

 

Величина экономического эффекта AZ рассчитывается по фор­

муле

 

 

 

где Znpiio и

ZONR — соответственно значения

критерия

оптималь­

 

ности по приближенному

и оптимальному пла­

 

нам.

 

 

Следует

т а к ж е отметить, что работа по

оптимизации плана

упорядочивает и уточняет показатели и всю информацию, необ­

ходимую

д л я планирования . Вместо

зачастую

несравнимых

м е ж д у собой показателей в расчетную таблицу

д о л ж н а

быть

записана

упорядоченная информация,

р а з р а б о т а н н а я по

единой

методике.

 

 

 

 

24