Файл: Луцкий С.Я. Оптимальное планирование механизации транспортного строительства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 100

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

н о р мы выработки или нормы з а т р а т машинного времени на вы­

полнение единицы

соответствующего вида

работ, содержащиеся

в «Единых нормах

и расценках ( Е Н и Р ) » .

При этом необходимо

предусматривать перевыполнение указанных норм с учетом фак­ тически достигнутого уровня выработки машин и намечаемых организационно-технических мероприятий по его дальнейшему повышению.

В производственных нормах, установленных на 1 ч смены, находят отражение регламентированные перерывы по конструк­ тивно-техническим и технологическим причинам в пределах ра­ бочей зоны. Поэтому при переходе от этих норм к сменным, го­ довым нлп устанавливаемым на другой период времени необхо­ димо их корректировать на величину других перерывов, имеющих

место в соответствующих р е ж и м а х работы

машин.

 

В частности,

если учесть усредненную в течение года

величи­

ну простоев по

метеорологическим

(4ют)

н

организационным

(^орг) причинам,

приходящуюся на

1 смену,

м о ж н о на

основе

производственной нормы выработки машин получить эксплуата ­ ционную среднесменную и среднечасовую норму, называемую применительно к данному виду строительства в целом сметной нормой. В этом случае переход от производственной нормы к сметной осуществляется с использованием переходного коэффи­

циента

(Хперех),

величина которого определяется из

в ы р а ж е н и я

[14]:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

. ,

^см

(^мет "Т~ topr)

.

^мет ~Т~ ^орг

 

 

 

Аперох

=

=

-1

-

 

,

\ь)

 

 

 

'см

 

'см

 

 

 

где tcyl

— установленная

продолжительность смены,

ч.

 

 

Умножением производственной нормы на величину этого ко­

эффициента находится

эксплуатационная

среднечасовая

норма,

а по ней — и среднесменная. Значения

переходных

коэффициен­

тов д л я основных машин транспортного

строительства

приведены

вприложении 1.

На основе эксплуатационной среднечасовой или среднесмепной производительности и годового фонда рабочего времени ус­

танавливается годовая

производительность машин, которая

так­

ж е

может быть сметной

или плановой. При расчете сметной

нор­

мы

годовой выработки

машин используются предусмотренные

д л я соответствующих видов строительства сметные нормативы, а при определении плановой нормы учитываются факторы, дейст­ вующие в конкретной строительной организации и влияющие на уровень использования машин по времени и производительности.

При определении часовой, сменной и годовой производитель­ ности машин в а ж н о не только установить ее абсолютную величи­ ну, но т а к ж е выявить, от каких производственных факторов она зависит. С этой целью ее целесообразно представить в виде не­ которой функции от указанных факторов-аргументов, характери ­ зующих условия работы машин и их основные параметры . Эти

30


функции в ряде случаев могут быть установлены непосредственно на основе производственных норм путем соответствующей их об­

работки. Если, например,

из Е Н и Р известно,

что

на

разработку

100

м3

грунта

I I группы

бульдозером

Д-535

и

перемещение

его

на первые 10 м затрачивается 1,35 маишно-ч

и

1,1

маишно-ч

при

перемещении

на к а ж д ы е

последующие

10 м,

то зависимость

ча­

совой

эксплуатационной

производительности

 

этого

бульдозера

Я э . ч

м3/ч)

от дальности транспортирования

грунта

/ устанав­

ливается следующим образом:

 

 

 

 

 

 

 

 

л . „ =

)

=

^

=

 

 

 

 

(3)

 

 

 

 

, , 3 5 - 1 , , + і ^

0 ' 2 5 +

0 ' И ' '

 

 

В

тех случаях,

когда

в Е Н и Р отсутствуют

данные

для новых

машин, их эксплуатационная производительность

устанавливает­

ся специальным расчетом, состоящим из ряда

последовательных

этапов:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

расчет технической производительности новой

машины,

про­

изводимый в соответствии с ее принципом действия и конструк­ тивно-техническими параметрами;

определение технической производительности машины анало ­

гичного назначения, для которой в Е Н и Р

имеются

производствен­

ные нормы

и которая наиболее близка по своим конструктивным

параметрам

к новой;

 

 

установление коэффициента перехода от технической произво­

дительности

к эксплуатационной д л я

машины,

имеющейся в

Е Н и Р , и последующее использование полученного

коэффициента

с необходимой его корректировкой при расчете эксплуатационной

производительности новой

машины.

 

Порядок расчета технической производительности и перехода

от нее к эксплуатационной

рассмотрим на примере

бульдозеров

Д-535 и Д-686.

 

 

Техническая часовая производительность этих

бульдозеров

к а к машин цикличного действия определяется по следующей фор­ муле:

 

_

3600ЯЛ2 У кл

 

(4)

 

^ т . ч

= -7Г-7

ХГ-р

»

 

где В и h — соответственно ширина и высота отвала,

м;

Кр — коэффициент

разрыхления

грунта

(/<р=1,2);

Кукл — коэффициент

уклона

( ^ С у к л > 1 )

или

подъема

(•Кукл<1)- В

расчете принято / С у к л

= 0,9,

учитываю­

щее подъем при отсыпке земляного полотна желез ­

ной

дороги;

 

 

 

 

 

р — угол

естественного откоса

грунта в

движении, рав­

ный

примерно 2 / 3 угла

естественного откоса грунта

в покое. В расчете принято

р = 30° и t g p = 0,577;

31


Гц — продолжительность рабочего цикла бульдозеров, которая находится из в ы р а ж е н и я

2/

 

 

 

 

7ц = —

+

• +

2 і и + і 0 +

 

в

 

 

 

(5)

 

/ — дальность перемещения грунта, м;

обычно 5—7 м;

 

/ р — длина

пути р е з а н и я

грунта, р а в н а я

 

/п — в р е м я

на переключение

передач (^ п =4 — 5

сек);

 

 

to — время

на опускание

отвала

(t0=l—2

 

сек);

 

 

 

іиов

— время

на повороты'бульдозера

(*W>B=10 сек);

 

 

Ѵр — скорость движения бульдозера при резании

грунта,

м/сек;

ѵср

— средняя скорость

движения

бульдозера при перемещении

 

грунта и обратном ходе,

м/сек.

 

 

 

 

 

 

 

ѵсѵ

При

дальности перемещения

грунта более 20—30 м скорость

может

быть определена по

следующей

приближенной

фор­

муле:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-'ср

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(6)

где ürp и ѵ-х. — скорости

движения

 

оульдозера

при груженом и

 

 

 

 

холостом

ходах,

 

м/сек.

 

 

 

 

 

 

 

П р и незначительной дальности перемещения грунта (до 20—

30 м) целесообразно

использовать

более

 

точную

формулу (в

принятых

обозначениях) :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ус

=

 

(2/ / р ) Р д , О х

 

 

 

 

^

 

 

После

подстановки

в формулы

(4) и (5) принятых

значений

и соответствующих преобразований

выражение дл я определения

часовой

технической

производительности

бульдозеров

будет

иметь вид

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23305/22 УО р

 

 

 

 

 

(8)

 

 

 

 

 

 

 

21 + t l"u cp

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 3

 

 

 

 

 

 

 

 

Дальность перемещения грунта, м

 

 

 

Показатели

 

10

 

20

 

30

 

40

60

 

80

100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ят.ч бульдозера Д - 535, м3

 

111

 

74,1

56,1

45

32,8

25,4

21,7

 

Яз.п по Е Н и Р , м3

 

74,1

 

40,8

28,2

21,5

14,6

11.1

8,9

 

7Сперсх

 

 

 

0,67

 

0,55

0,50

 

0,48

0,45

0,43

0,41

Ят.п бульдозера Д - 686, м3

 

202

162

 

135

116

90

 

74

62,7

 

Яо.ч, м3

 

 

 

135,2

 

89

 

67,5

55,6

40,5

31,8

25,7

32


где параметр t\ объединяет все элементы рабочего цикла буль­

дозера,

не зависящие

от

дальности

перемещения грунта и его

средней

скорости.

 

 

 

 

 

Расчет технической и

эксплуатационной

производительности

бульдозеров Д-535 и Д-686 с использованием

формулы

(8) при­

веден в табл . 3. При

расчете принято для бульдозеров

Д-535 н

Д-686 соответственно: ѵср 2,31 и 1,53 м/сек;

ширина отвала —

2,56 и 3,2 м;

высота

отвала —0,8 и

1,2 м;

продолжительность

элементов цикла, не зависящих от скорости и дальности

переме­

щения грунта, для обоих бульдозеров

равна 40 сек.

 

Указанным

методом

может быть

найдена

эксплуатационная

производительность новых машин, для которых отсутствуют про­ изводственные нормы выработки или времени. Кроме того, рас­ четы производственных и плановых норм выработки на основе технической производительности могут выполняться и д л я других целей.

В частности, подобные расчеты позволяют

выявить

значи­

тельно

большее по сравнению

с Е Н н Р

число факторов,

влияю­

щих на

производительность.

Так, из

формулы

(8) видно, что

производительность бульдозеров зависит не только от дальности

перемещения грунта, о т р а ж а ю щ е й одно из основных условий

ра­

боты

на

конкретном объекте, а т а к ж е от средней скорости

дви­

жения

и

размера отвала, характеризующих конструктивные

па­

раметры бульдозеров.

При определении плановой эксплуатационной производитель­ ности машин на основе технической к последней необходимо при­ менить ряд коэффициентов, обеспечивающих переход к произ­ водственным нормам, а от них к плановым. Так как техническая

производительность

определяется в расчете на 1 ч чистой работы,

а производственные

нормы выработки учитывают перерывы по

конструктивно-техническим и технологическим причинам и уста­ навливаются таким образом на 1 ч полезного времени, то пере­ ход от первой ко второй осуществляется фактически с помощью коэффициента использования полезного времени, равного отно­ шению числа часов чистой работы машины к числу часов полез­ ного времени в течение смены.

Перейти от установленной таким образом производственной нормы выработки к плановой можно на основе планового коэф­ фициента использования внутрисменного времени, равного отно­ шению числа часов полезного времени работы машины в течение смены к ее продолжительности. Величина упомянутых переход­ ных коэффициентов определяется на основе плановых сменных режимов работы машин .

При определении плановой производительности машин и ис­ пользовании ее д л я постановки и решения задач оптимального планирования необходимо учитывать следующие обстоятельства:

проектирование организации механизированных работ бази­ руется на временных оценках в рабочих днях и сменах, что обу-

2 - 2 7 64

33