Файл: Луцкий С.Я. Оптимальное планирование механизации транспортного строительства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 0
н о р мы выработки или нормы з а т р а т машинного времени на вы
полнение единицы |
соответствующего вида |
работ, содержащиеся |
в «Единых нормах |
и расценках ( Е Н и Р ) » . |
При этом необходимо |
предусматривать перевыполнение указанных норм с учетом фак тически достигнутого уровня выработки машин и намечаемых организационно-технических мероприятий по его дальнейшему повышению.
В производственных нормах, установленных на 1 ч смены, находят отражение регламентированные перерывы по конструк тивно-техническим и технологическим причинам в пределах ра бочей зоны. Поэтому при переходе от этих норм к сменным, го довым нлп устанавливаемым на другой период времени необхо димо их корректировать на величину других перерывов, имеющих
место в соответствующих р е ж и м а х работы |
машин. |
|
|||
В частности, |
если учесть усредненную в течение года |
величи |
|||
ну простоев по |
метеорологическим |
(4ют) |
н |
организационным |
|
(^орг) причинам, |
приходящуюся на |
1 смену, |
м о ж н о на |
основе |
производственной нормы выработки машин получить эксплуата ционную среднесменную и среднечасовую норму, называемую применительно к данному виду строительства в целом сметной нормой. В этом случае переход от производственной нормы к сметной осуществляется с использованием переходного коэффи
циента |
(Хперех), |
величина которого определяется из |
в ы р а ж е н и я |
|||||
[14]: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
. , |
^см |
(^мет "Т~ topr) |
. |
^мет ~Т~ ^орг |
|
|
|
|
Аперох |
= |
= |
-1 |
- |
|
, |
\ь) |
|
|
|
'см |
|
'см |
|
|
|
где tcyl |
— установленная |
продолжительность смены, |
ч. |
|
|
|||
Умножением производственной нормы на величину этого ко |
||||||||
эффициента находится |
эксплуатационная |
среднечасовая |
норма, |
|||||
а по ней — и среднесменная. Значения |
переходных |
коэффициен |
||||||
тов д л я основных машин транспортного |
строительства |
приведены |
вприложении 1.
На основе эксплуатационной среднечасовой или среднесмепной производительности и годового фонда рабочего времени ус
танавливается годовая |
производительность машин, которая |
так |
|
ж е |
может быть сметной |
или плановой. При расчете сметной |
нор |
мы |
годовой выработки |
машин используются предусмотренные |
д л я соответствующих видов строительства сметные нормативы, а при определении плановой нормы учитываются факторы, дейст вующие в конкретной строительной организации и влияющие на уровень использования машин по времени и производительности.
При определении часовой, сменной и годовой производитель ности машин в а ж н о не только установить ее абсолютную величи ну, но т а к ж е выявить, от каких производственных факторов она зависит. С этой целью ее целесообразно представить в виде не которой функции от указанных факторов-аргументов, характери зующих условия работы машин и их основные параметры . Эти
30
функции в ряде случаев могут быть установлены непосредственно на основе производственных норм путем соответствующей их об
работки. Если, например, |
из Е Н и Р известно, |
что |
на |
разработку |
|||||||
100 |
м3 |
грунта |
I I группы |
бульдозером |
Д-535 |
и |
перемещение |
его |
|||
на первые 10 м затрачивается 1,35 маишно-ч |
и |
1,1 |
маишно-ч |
при |
|||||||
перемещении |
на к а ж д ы е |
последующие |
10 м, |
то зависимость |
ча |
||||||
совой |
эксплуатационной |
производительности |
|
этого |
бульдозера |
||||||
Я э . ч |
(в м3/ч) |
от дальности транспортирования |
грунта |
/ устанав |
|||||||
ливается следующим образом: |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
л . „ = |
№ ) |
= |
^ |
= |
|
|
|
|
(3) |
|
|
|
|
, , 3 5 - 1 , , + і ^ |
0 ' 2 5 + |
0 ' И ' ' |
|
||||
|
В |
тех случаях, |
когда |
в Е Н и Р отсутствуют |
данные |
для новых |
|||||
машин, их эксплуатационная производительность |
устанавливает |
||||||||||
ся специальным расчетом, состоящим из ряда |
последовательных |
||||||||||
этапов: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
расчет технической производительности новой |
машины, |
про |
изводимый в соответствии с ее принципом действия и конструк тивно-техническими параметрами;
определение технической производительности машины анало
гичного назначения, для которой в Е Н и Р |
имеются |
производствен |
|
ные нормы |
и которая наиболее близка по своим конструктивным |
||
параметрам |
к новой; |
|
|
установление коэффициента перехода от технической произво |
|||
дительности |
к эксплуатационной д л я |
машины, |
имеющейся в |
Е Н и Р , и последующее использование полученного |
коэффициента |
с необходимой его корректировкой при расчете эксплуатационной
производительности новой |
машины. |
|
Порядок расчета технической производительности и перехода |
||
от нее к эксплуатационной |
рассмотрим на примере |
бульдозеров |
Д-535 и Д-686. |
|
|
Техническая часовая производительность этих |
бульдозеров |
к а к машин цикличного действия определяется по следующей фор муле:
|
_ |
3600ЯЛ2 /СУ кл |
|
(4) |
||
|
^ т . ч |
= -7Г-7 |
ХГ-р |
» |
|
|
где В и h — соответственно ширина и высота отвала, |
м; |
|||||
Кр — коэффициент |
разрыхления |
грунта |
(/<р=1,2); |
|||
Кукл — коэффициент |
уклона |
( ^ С у к л > 1 ) |
или |
подъема |
||
(•Кукл<1)- В |
расчете принято / С у к л |
= 0,9, |
учитываю |
|||
щее подъем при отсыпке земляного полотна желез |
||||||
ной |
дороги; |
|
|
|
|
|
р — угол |
естественного откоса |
грунта в |
движении, рав |
|||
ный |
примерно 2 / 3 угла |
естественного откоса грунта |
||||
в покое. В расчете принято |
р = 30° и t g p = 0,577; |
31
Гц — продолжительность рабочего цикла бульдозеров, которая находится из в ы р а ж е н и я
2/
|
|
|
|
7ц = — |
+ |
• + |
2 і и + і 0 + |
|
2ів |
|
|
|
(5) |
||||
|
/ — дальность перемещения грунта, м; |
обычно 5—7 м; |
|
||||||||||||||
/ р — длина |
пути р е з а н и я |
грунта, р а в н а я |
|
||||||||||||||
/п — в р е м я |
на переключение |
передач (^ п =4 — 5 |
сек); |
|
|
||||||||||||
to — время |
на опускание |
отвала |
(t0=l—2 |
|
сек); |
|
|
|
|||||||||
іиов |
— время |
на повороты'бульдозера |
(*W>B=10 сек); |
|
|
||||||||||||
Ѵр — скорость движения бульдозера при резании |
грунта, |
м/сек; |
|||||||||||||||
ѵср |
— средняя скорость |
движения |
бульдозера при перемещении |
||||||||||||||
|
грунта и обратном ходе, |
м/сек. |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
ѵсѵ |
При |
дальности перемещения |
грунта более 20—30 м скорость |
||||||||||||||
может |
быть определена по |
следующей |
приближенной |
фор |
|||||||||||||
муле: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-'ср |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(6) |
|
где ürp и ѵ-х. — скорости |
движения |
|
оульдозера |
при груженом и |
|||||||||||||
|
|
|
|
холостом |
ходах, |
|
м/сек. |
|
|
|
|
|
|
||||
|
П р и незначительной дальности перемещения грунта (до 20— |
||||||||||||||||
30 м) целесообразно |
использовать |
более |
|
точную |
формулу (в |
||||||||||||
принятых |
обозначениях) : |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
Ус |
= |
|
(2/ — / р ) Р д , О х |
|
|
|
|
^ |
|
||||
|
После |
подстановки |
в формулы |
(4) и (5) принятых |
значений |
||||||||||||
и соответствующих преобразований |
выражение дл я определения |
||||||||||||||||
часовой |
технической |
производительности |
бульдозеров |
будет |
|||||||||||||
иметь вид |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
23305/22 УО р |
|
|
|
|
|
(8) |
||||
|
|
|
|
|
|
|
21 + t l"u cp |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 3 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
Дальность перемещения грунта, м |
|
||||||||
|
|
Показатели |
|
10 |
|
20 |
|
30 |
|
40 |
60 |
|
80 |
100 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
Ят.ч бульдозера Д - 535, м3 |
|
111 |
|
74,1 |
56,1 |
45 |
32,8 |
25,4 |
21,7 |
||||||||
|
Яз.п по Е Н и Р , м3 |
|
74,1 |
|
40,8 |
28,2 |
21,5 |
14,6 |
11.1 |
8,9 |
|||||||
|
7Сперсх |
|
|
|
0,67 |
|
0,55 |
0,50 |
|
0,48 |
0,45 |
0,43 |
0,41 |
||||
Ят.п бульдозера Д - 686, м3 |
|
202 |
162 |
|
135 |
116 |
90 |
|
74 |
62,7 |
|||||||
|
Яо.ч, м3 |
|
|
|
135,2 |
|
89 |
|
67,5 |
55,6 |
40,5 |
31,8 |
25,7 |
32
где параметр t\ объединяет все элементы рабочего цикла буль
дозера, |
не зависящие |
от |
дальности |
перемещения грунта и его |
|||
средней |
скорости. |
|
|
|
|
|
|
Расчет технической и |
эксплуатационной |
производительности |
|||||
бульдозеров Д-535 и Д-686 с использованием |
формулы |
(8) при |
|||||
веден в табл . 3. При |
расчете принято для бульдозеров |
Д-535 н |
|||||
Д-686 соответственно: ѵср — 2,31 и 1,53 м/сек; |
ширина отвала — |
||||||
2,56 и 3,2 м; |
высота |
отвала —0,8 и |
1,2 м; |
продолжительность |
|||
элементов цикла, не зависящих от скорости и дальности |
переме |
||||||
щения грунта, для обоих бульдозеров |
равна 40 сек. |
|
|||||
Указанным |
методом |
может быть |
найдена |
эксплуатационная |
производительность новых машин, для которых отсутствуют про изводственные нормы выработки или времени. Кроме того, рас четы производственных и плановых норм выработки на основе технической производительности могут выполняться и д л я других целей.
В частности, подобные расчеты позволяют |
выявить |
значи |
|||
тельно |
большее по сравнению |
с Е Н н Р |
число факторов, |
влияю |
|
щих на |
производительность. |
Так, из |
формулы |
(8) видно, что |
производительность бульдозеров зависит не только от дальности
перемещения грунта, о т р а ж а ю щ е й одно из основных условий |
ра |
||
боты |
на |
конкретном объекте, а т а к ж е от средней скорости |
дви |
жения |
и |
размера отвала, характеризующих конструктивные |
па |
раметры бульдозеров.
При определении плановой эксплуатационной производитель ности машин на основе технической к последней необходимо при менить ряд коэффициентов, обеспечивающих переход к произ водственным нормам, а от них к плановым. Так как техническая
производительность |
определяется в расчете на 1 ч чистой работы, |
а производственные |
нормы выработки учитывают перерывы по |
конструктивно-техническим и технологическим причинам и уста навливаются таким образом на 1 ч полезного времени, то пере ход от первой ко второй осуществляется фактически с помощью коэффициента использования полезного времени, равного отно шению числа часов чистой работы машины к числу часов полез ного времени в течение смены.
Перейти от установленной таким образом производственной нормы выработки к плановой можно на основе планового коэф фициента использования внутрисменного времени, равного отно шению числа часов полезного времени работы машины в течение смены к ее продолжительности. Величина упомянутых переход ных коэффициентов определяется на основе плановых сменных режимов работы машин .
При определении плановой производительности машин и ис пользовании ее д л я постановки и решения задач оптимального планирования необходимо учитывать следующие обстоятельства:
проектирование организации механизированных работ бази руется на временных оценках в рабочих днях и сменах, что обу-
2 - 2 7 64 |
33 |