Файл: Луцкий С.Я. Оптимальное планирование механизации транспортного строительства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. В З А И М О С В Я З Ь З А Д А Ч О П Т И М А Л Ь Н О Г О ПЛАНИРОВАНИЯ В АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ

СИСТЕМЕ

РАСЧЕТОВ

З а д а ч и оптимального

планирования механизации, поставлен­

ные на стадиях перспективного, среднесрочного и текущего пла­

нирования применительно к

р а з н ы м уровням управления (ми­

нистерство, трест и подрядная

о р г а н и з а ц и я ) , несмотря на различ­

ное содержание, подчинены единой цели — обеспечению наиболее эффективного выполнения народнохозяйственных заданий по транспортному строительству. Т а к а я целенаправленность опре­ деляет возможность и необходимость взаимосвязи задач, харак ­ терной д л я социалистического планирования . Например, постав­ ленное перед отраслью целевое задание — выполнить возросшие объемы строительно-монтажных работ за счет роста производи­ тельности т р у д а — позволяет прогнозировать увеличение темпов механовооруженности. Чтобы осуществить эти темпы, необходи­ мо предусмотреть на стадии пятилетнего планирования соответ­ ствующий объем капитальных вложений и решить задачу опти­ мизации составов и размещения машинных парков на основе ускорения замены устаревшей техники. Наиболее эффективная р е а л и з а ц и я этих вложений определяет содержание задач текуще­ го планирования: оптимизацию планов расстановки машин по

объектам,

планов

технической

эксплуатации

парков и

др . Вза ­

имосвязь задач этого основного

направления

развития

механиза­

ции может

быть

представлена

в виде следующей

укрупненной

блок-схемы

(рис. 5).

 

 

 

 

Блоки

1,

2 и 3

соответствуют

плановым з а д а ч а м ,

которые ре­

шаются на различных стадиях планирования и уровнях управле ­

ния. В блоках 4, 5 и 6 содержатся исходные материалы .

М е ж д у

блоками

имеют

место информационные и

у п р а в л я ю щ и е

связи.

Так, у п

р а в л я ю

щ а я связь между блоками

2 и 3 означает, что

критерии оптимальности и основные условия оптимизации теку­ щих планов производственной эксплуатации машинных парков формируются на стадии среднесрочного планирования . Сбор опе­ ративной информации, ее обработка, синтезирование и решение з а д а ч оптимального планирования производятся с помощью тех­ нических средств обработки и передачи экономической информа­ ции строительных организаций, территориальных и главного (ГВЦ) вычислительных центров.

Внедрение в практику транспортного строительства системы оптимального планирования механизации в комплексе с сетью информационно-вычислительных центров, оснащенных библиоте­ ками стандартных программ, имеет конечной целью разработку подсистемы «Механизация строительства» в отраслевой и всесо­ юзной автоматизированных системах управления. Необходимы­ ми этапами этого пути являются: р а з р а б о т к а нормативной ба­ зы и вычислительных методов; упорядочение сбора, обработки,

25


 

ГВЦ

 

-«-

/. Прогноз основных,

направлений

k Прогноз

развития

 

 

развития

механизации

транспортного

 

 

 

 

Уровень: министерство,

главк

строительтва.

1 Синтез

информации

)

(

Критерии,условия

 

)

 

 

 

 

 

2. Установление \оптимальных

5. Пятилетние планы

Территориальные

 

*•

составов

и размещения

парков

 

отросла

 

ВЦ

 

машин

и ремонтной

вазы

и машиностроения

 

 

 

 

Уровень: министерство,

главкшіст

 

 

 

4

 

 

 

 

1

 

 

 

 

[ Отчетная информация

)

(

Задания,критерии,ограничения

)

 

 

 

 

 

 

 

\

 

 

 

 

Технические средства

'

3. Оптимальное календарное пла-

в. Гівовые

производст­

сбора

и обработки,

 

парование эксплуатации

машин

венные

программы

информации

•»

тоест,

Уровень:

механизации

строительных

 

 

 

 

цпиавление

организаций

Рис. 5. Блок-схема

решения плановых

задач

 

 

 

 

накопления и передачи информации; накопление опыта решения

за д а ч оптимального планирования .

Вавтоматизированной системе управления должны быть ус­ тановлены состав и формы экономической и оперативной инфор­ мации, способы и технические средства для ее передачи, техно­ логия обработки и синтезирования. К р о м е оперативной информа ­ ции о функционировании машинных парков, которая является переменным массивом, для каждого блока д о л ж н ы быть разра ­

ботаны

массивы постоянной

экономической информации, содер­

ж а щ е й

технические данные

машинных парков, технико-экономи­

ческие показатели использования машин, аналитические и статистические зависимости между параметрами машин, показа­ телями и условиями их эксплуатации в подостраслях транспорт­ ного строительства и др . Методика подготовки этих данных изло­ жена в разделах I I и I I I .

Непременным условием создания АСУ является опытное вне­ дрение экономико-математических методов в практику планиро­ вания главных управлений и трестов. Расчеты оптимального календарного планирования производственной эксплуатации ма­

шин

(раздел

I V ) , оптимизации составов машинных

парков

(раз­

дел

V ) и совершенствования

планирования ремонтов

с

целью

повышения надежности эксплуатации техники (раздел

V I )

име­

ют

общую

методическую

основу, в к л ю ч а ю щ у ю

постановку

задачи, выбор критерия оптимальности, подготовку

исходных

данных, построение и анализ математической модели. Внедрение этих расчетов позволит установить информационные связи, опро­ бовать технические средства и р а з р а б о т а т ь типовые задачи для формирования отдельных блоков АСУ.

Основная, но не принципиальная трудность подготовительно­ го периода заключается в необходимости готовить исходную эко-

26


комическую информацию специально для отдельных задач в со­ четании экономически эффективных, но все ж е дополнительных расчетов с существующей напряженной технологией планирова­ ния и управления . Но вместе с тем опытная проверка поднима­ ет уровень экономической работы, позволяет подготовить инже­ нерно-технических работников к выбору оптимальных решений и внедрению Э В М .

Отметим,

что решение отдельных,

д а ж е весьма в а ж н ы х ,

з а д а ч является лишь начальным этапом

совершенствования пла ­

нирования на

основе

(применения экономико-математических

методов. Они д о л ж н ы

быть объединены

в систему плановых рас­

четов для перспективного, среднесрочного и текущего периодов в различных взаимодействующих организациях . В ряде случаев

изолированное решение задач

д л я отдельных

машинных парков

может привести к локальному

оптимуму, когда

план наилучшего

использования

машин

оказывается

далеко

не оптимальным

с точки зрения

отрасли

и народного

хозяйства

в целом. Очевид­

но, например, что оптимизацию составов парков машин отдель­ ных организации следует производить с учетом формально запи ­ санных условий экономически наилучшего распределения машиноресурсов отрасли и ограничений по поставкам машин, которые устанавливаются межотраслевым балансом производ­ ства и потребления строительной техники.

Вместе с тем результаты решения з а д а ч оптимального плани­ рования на уровне отрасли или главка могут привести к повы­

шению

з а т р а т в отдельных

подразделениях. Так, при

распреде ­

лении

ремонтного фонда

по ремонтно-механическим

з а в о д а м

в целом на отрасли будет обеспечен минимум приведенных зат­ рат, но среднее расстояние перевозок машин на заводы будет различным д л я р а з н ы х организаций. Это необходимо учитывать при оценке и планировании показателей их хозяйственной дея­ тельности.

Следовательно, условия, ограничения, устойчивые информа ­ ционные связи и показатели в ы б о р а оптимальных решений иа различных стадиях планирования являются элементами система­ тизации и автоматизации расчетов и определяют как внутренние, т а к и внешние функциональные с в я з и подсистемы «Механизация строительства» в АСУ отрасли.


ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ИХ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ

1. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

К числу технико-экономических показателен, используемых при оптимальном планировании механизированных работ, отно­ сятся: себестоимость механизированных работ; продолжитель ­ ность выполнения работ и строительства объектов в целом; при­ веденные (удельные или полные) з а т р а т ы на производство работ соответствующего вида или на строительство объектов и их ком­ плексов. Так как задачами оптимального планирования механи­ зированных работ является нахождение таких вариантов выпол­

нения производственных

задании, которые обеспечивают

мини­

мальные

затраты, то эти

показатели достаточны для постановки

и решения данных задач .

 

 

Исходными данными

д л я расчета перечисленных

показателей

являются

себестоимость

машино-смены (машино - часа),

произ­

водительность и капитальные вложения в средства

механизации.

Себестоимость машино-смены (машино-часа)

используется

для определения себестоимости единицы работ и з а т р а т

по экс­

плуатации строительных машин и механизмов. Производитель ­

ность машин служит основой д л я установления

продолжительно­

сти выполнения работ и, кроме того,

используется

для

расчета

себестоимости единицы продукции

и

удельных

приведенных за­

трат.

 

 

 

 

 

 

 

Приведенные з а т р а т ы учитывают одновременно себестоимость

механизированных работ и капитальные вложения в

средства

механизации и тем с а м ы м

обеспечивают

решение

задач опти­

мального планирования в наиболее общей их постановке.

Качество планирования и обоснованность плановых решении,

особенно их оптимальных

вариантов,

зависят

главным

образом

от достоверности технико-экономических

показателей.

Роль их

достоверности возрастает

в связи

с

введением новой

системы

планирования и экономического стимулирования.

 

 

Несмотря на обилие действующих

в строительстве различных

норм и нормативов, непосредственное определение на их основе

перечисленных технико-экономических показателей

весьма за­

труднительно. Это обусловлено тем, что при

планировании необ­

ходимо наиболее полно учитывать реальные

условия

производст­

ва механизированных работ определенными

типами и м а р к а м и

28


м а ш ин и их комплектами,

конкретные

организационно-техниче­

ские мероприятия по улучшению их

использования,

намечаемые

к а ж д о й строительной

 

организацией

на

соответствующий

плано­

вый период. В то ж е

время

действующие

нормы

и нормативы в

большинстве своем

ориентированы

на

весьма усредненные ус­

ловия, которые могут существенно отличаться от реальной

обста­

новки. Характерными

в этом

отношении

являются,

например,

сметные цены машино-смен строительных машин

и

оборудова­

ния, усредненные показатели

годовой

выработки

машин,

а так­

ж е данные о р е ж и м а х

их работы и т. д. Поэтому

технико-эконо­

мические показатели д о л ж н ы рассчитываться на базе действую­ щих норм так, чтобы обеспечить постановку задач оптимального планирования с учетом конкретных производственных условий. Осио'вой этих расчетов являются официальные указания и инст­

рукции Госстроя С С С Р и методические разработки

по вопросам

экономики механизации [14, 45, 46].

 

 

 

При подготовке исходных данных и определении

технико-эко­

номических показателей следует учитывать

особенности

транс-

.портного строительства, основными из которых являются:

 

большая рассредоточенность объектов и

сооружений,

вызы­

в а ю щ а я частые и дальние перебазирования

машин,

их комплек­

тов и целых механизированных подразделений, осуществляемые

различными видами транспорта: железнодорожным, водным, ав­ томобильным и др.;

линейная протяженность транспортных

сооружений,

обуслов­

л и в а ю щ а я

переброски строительных машин вдоль трассы по ме­

ре выполнения соответствующих видов работ;

 

наличие

специальных

строительных машин, для которых от­

сутствуют

необходимые

исходные данные

в имеющейся

литера­

туре;

 

 

 

 

широко

р а з в и т а я система передвижных

строительных

органи­

заций, имеющих на протяжении определенного периода 'Времени

достаточно

стабильные структуры и

техническое

оснащение.

 

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛАНОВОЙ

 

 

 

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ МАШИН

 

 

При оптимальном планировании

механизации

строительного

производства используется

расчетно-плановая часовая,

сменная

и годовая

эксплуатационная

производительность

машин,

опреде­

л я е м а я с привязкой к конкретным условиям строительства. Расчетио - плановая производительность служит основой д л я

составления проектов производства механизированных работ, оп­

ределения плановой продолжительности

их выполнения, а

т а к ж е

д л я расчета плановой величины з а т р а т

на эксплуатацию

машин

и механизмов. Исходной базой для

установления расчетно-пла-

новой производительности машин

являются производственные

29