Файл: Луцкий С.Я. Оптимальное планирование механизации транспортного строительства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 0
4. В З А И М О С В Я З Ь З А Д А Ч О П Т И М А Л Ь Н О Г О ПЛАНИРОВАНИЯ В АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ
СИСТЕМЕ |
РАСЧЕТОВ |
З а д а ч и оптимального |
планирования механизации, поставлен |
ные на стадиях перспективного, среднесрочного и текущего пла
нирования применительно к |
р а з н ы м уровням управления (ми |
нистерство, трест и подрядная |
о р г а н и з а ц и я ) , несмотря на различ |
ное содержание, подчинены единой цели — обеспечению наиболее эффективного выполнения народнохозяйственных заданий по транспортному строительству. Т а к а я целенаправленность опре деляет возможность и необходимость взаимосвязи задач, харак терной д л я социалистического планирования . Например, постав ленное перед отраслью целевое задание — выполнить возросшие объемы строительно-монтажных работ за счет роста производи тельности т р у д а — позволяет прогнозировать увеличение темпов механовооруженности. Чтобы осуществить эти темпы, необходи мо предусмотреть на стадии пятилетнего планирования соответ ствующий объем капитальных вложений и решить задачу опти мизации составов и размещения машинных парков на основе ускорения замены устаревшей техники. Наиболее эффективная р е а л и з а ц и я этих вложений определяет содержание задач текуще го планирования: оптимизацию планов расстановки машин по
объектам, |
планов |
технической |
эксплуатации |
парков и |
др . Вза |
||
имосвязь задач этого основного |
направления |
развития |
механиза |
||||
ции может |
быть |
представлена |
в виде следующей |
укрупненной |
|||
блок-схемы |
(рис. 5). |
|
|
|
|
||
Блоки |
1, |
2 и 3 |
соответствуют |
плановым з а д а ч а м , |
которые ре |
шаются на различных стадиях планирования и уровнях управле
ния. В блоках 4, 5 и 6 содержатся исходные материалы . |
М е ж д у |
|||
блоками |
имеют |
место информационные и |
у п р а в л я ю щ и е |
связи. |
Так, у п |
р а в л я ю |
щ а я связь между блоками |
2 и 3 означает, что |
критерии оптимальности и основные условия оптимизации теку щих планов производственной эксплуатации машинных парков формируются на стадии среднесрочного планирования . Сбор опе ративной информации, ее обработка, синтезирование и решение з а д а ч оптимального планирования производятся с помощью тех нических средств обработки и передачи экономической информа ции строительных организаций, территориальных и главного (ГВЦ) вычислительных центров.
Внедрение в практику транспортного строительства системы оптимального планирования механизации в комплексе с сетью информационно-вычислительных центров, оснащенных библиоте ками стандартных программ, имеет конечной целью разработку подсистемы «Механизация строительства» в отраслевой и всесо юзной автоматизированных системах управления. Необходимы ми этапами этого пути являются: р а з р а б о т к а нормативной ба зы и вычислительных методов; упорядочение сбора, обработки,
25
|
ГВЦ |
|
-«- |
/. Прогноз основных, |
направлений |
k Прогноз |
развития |
|||
|
|
развития |
механизации |
транспортного |
||||||
|
|
|
|
Уровень: министерство, |
главк |
строительтва. |
||||
1 Синтез |
информации |
) |
( |
Критерии,условия |
|
) |
|
|||
|
|
|
|
2. Установление \оптимальных |
5. Пятилетние планы |
|||||
Территориальные |
|
*• |
составов |
и размещения |
парков |
|||||
|
отросла |
|||||||||
|
ВЦ |
|
— |
машин |
и ремонтной |
вазы |
и машиностроения |
|||
|
|
|
|
Уровень: министерство, |
главкшіст |
|
|
|||
|
4 |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
[ Отчетная информация |
) |
( |
Задания,критерии,ограничения |
) |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
\ |
|
|
|
|
Технические средства |
' |
3. Оптимальное календарное пла- |
в. Гівовые |
производст |
||||||
сбора |
и обработки, |
|
парование эксплуатации |
машин |
венные |
программы |
||||
информации |
•» |
тоест, |
Уровень: |
механизации |
строительных |
|||||
|
|
|
|
цпиавление |
организаций |
|||||
Рис. 5. Блок-схема |
решения плановых |
задач |
|
|
|
|
накопления и передачи информации; накопление опыта решения
за д а ч оптимального планирования .
Вавтоматизированной системе управления должны быть ус тановлены состав и формы экономической и оперативной инфор мации, способы и технические средства для ее передачи, техно логия обработки и синтезирования. К р о м е оперативной информа ции о функционировании машинных парков, которая является переменным массивом, для каждого блока д о л ж н ы быть разра
ботаны |
массивы постоянной |
экономической информации, содер |
ж а щ е й |
технические данные |
машинных парков, технико-экономи |
ческие показатели использования машин, аналитические и статистические зависимости между параметрами машин, показа телями и условиями их эксплуатации в подостраслях транспорт ного строительства и др . Методика подготовки этих данных изло жена в разделах I I и I I I .
Непременным условием создания АСУ является опытное вне дрение экономико-математических методов в практику планиро вания главных управлений и трестов. Расчеты оптимального календарного планирования производственной эксплуатации ма
шин |
(раздел |
I V ) , оптимизации составов машинных |
парков |
(раз |
||
дел |
V ) и совершенствования |
планирования ремонтов |
с |
целью |
||
повышения надежности эксплуатации техники (раздел |
V I ) |
име |
||||
ют |
общую |
методическую |
основу, в к л ю ч а ю щ у ю |
постановку |
||
задачи, выбор критерия оптимальности, подготовку |
исходных |
данных, построение и анализ математической модели. Внедрение этих расчетов позволит установить информационные связи, опро бовать технические средства и р а з р а б о т а т ь типовые задачи для формирования отдельных блоков АСУ.
Основная, но не принципиальная трудность подготовительно го периода заключается в необходимости готовить исходную эко-
26
комическую информацию специально для отдельных задач в со четании экономически эффективных, но все ж е дополнительных расчетов с существующей напряженной технологией планирова ния и управления . Но вместе с тем опытная проверка поднима ет уровень экономической работы, позволяет подготовить инже нерно-технических работников к выбору оптимальных решений и внедрению Э В М .
Отметим, |
что решение отдельных, |
д а ж е весьма в а ж н ы х , |
|
з а д а ч является лишь начальным этапом |
совершенствования пла |
||
нирования на |
основе |
(применения экономико-математических |
|
методов. Они д о л ж н ы |
быть объединены |
в систему плановых рас |
четов для перспективного, среднесрочного и текущего периодов в различных взаимодействующих организациях . В ряде случаев
изолированное решение задач |
д л я отдельных |
машинных парков |
|||
может привести к локальному |
оптимуму, когда |
план наилучшего |
|||
использования |
машин |
оказывается |
далеко |
не оптимальным |
|
с точки зрения |
отрасли |
и народного |
хозяйства |
в целом. Очевид |
но, например, что оптимизацию составов парков машин отдель ных организации следует производить с учетом формально запи санных условий экономически наилучшего распределения машиноресурсов отрасли и ограничений по поставкам машин, которые устанавливаются межотраслевым балансом производ ства и потребления строительной техники.
Вместе с тем результаты решения з а д а ч оптимального плани рования на уровне отрасли или главка могут привести к повы
шению |
з а т р а т в отдельных |
подразделениях. Так, при |
распреде |
лении |
ремонтного фонда |
по ремонтно-механическим |
з а в о д а м |
в целом на отрасли будет обеспечен минимум приведенных зат рат, но среднее расстояние перевозок машин на заводы будет различным д л я р а з н ы х организаций. Это необходимо учитывать при оценке и планировании показателей их хозяйственной дея тельности.
Следовательно, условия, ограничения, устойчивые информа ционные связи и показатели в ы б о р а оптимальных решений иа различных стадиях планирования являются элементами система тизации и автоматизации расчетов и определяют как внутренние, т а к и внешние функциональные с в я з и подсистемы «Механизация строительства» в АСУ отрасли.
ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ИХ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ
1. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
К числу технико-экономических показателен, используемых при оптимальном планировании механизированных работ, отно сятся: себестоимость механизированных работ; продолжитель ность выполнения работ и строительства объектов в целом; при веденные (удельные или полные) з а т р а т ы на производство работ соответствующего вида или на строительство объектов и их ком плексов. Так как задачами оптимального планирования механи зированных работ является нахождение таких вариантов выпол
нения производственных |
задании, которые обеспечивают |
мини |
||
мальные |
затраты, то эти |
показатели достаточны для постановки |
||
и решения данных задач . |
|
|
||
Исходными данными |
д л я расчета перечисленных |
показателей |
||
являются |
себестоимость |
машино-смены (машино - часа), |
произ |
|
водительность и капитальные вложения в средства |
механизации. |
|||
Себестоимость машино-смены (машино-часа) |
используется |
|||
для определения себестоимости единицы работ и з а т р а т |
по экс |
плуатации строительных машин и механизмов. Производитель
ность машин служит основой д л я установления |
продолжительно |
||||||
сти выполнения работ и, кроме того, |
используется |
для |
расчета |
||||
себестоимости единицы продукции |
и |
удельных |
приведенных за |
||||
трат. |
|
|
|
|
|
|
|
Приведенные з а т р а т ы учитывают одновременно себестоимость |
|||||||
механизированных работ и капитальные вложения в |
средства |
||||||
механизации и тем с а м ы м |
обеспечивают |
решение |
задач опти |
||||
мального планирования в наиболее общей их постановке. |
|||||||
Качество планирования и обоснованность плановых решении, |
|||||||
особенно их оптимальных |
вариантов, |
зависят |
главным |
образом |
|||
от достоверности технико-экономических |
показателей. |
Роль их |
|||||
достоверности возрастает |
в связи |
с |
введением новой |
системы |
|||
планирования и экономического стимулирования. |
|
|
|||||
Несмотря на обилие действующих |
в строительстве различных |
норм и нормативов, непосредственное определение на их основе
перечисленных технико-экономических показателей |
весьма за |
|
труднительно. Это обусловлено тем, что при |
планировании необ |
|
ходимо наиболее полно учитывать реальные |
условия |
производст |
ва механизированных работ определенными |
типами и м а р к а м и |
28
м а ш ин и их комплектами, |
конкретные |
организационно-техниче |
||||||||
ские мероприятия по улучшению их |
использования, |
намечаемые |
||||||||
к а ж д о й строительной |
|
организацией |
на |
соответствующий |
плано |
|||||
вый период. В то ж е |
время |
действующие |
нормы |
и нормативы в |
||||||
большинстве своем |
ориентированы |
на |
весьма усредненные ус |
|||||||
ловия, которые могут существенно отличаться от реальной |
обста |
|||||||||
новки. Характерными |
в этом |
отношении |
являются, |
например, |
||||||
сметные цены машино-смен строительных машин |
и |
оборудова |
||||||||
ния, усредненные показатели |
годовой |
выработки |
машин, |
а так |
||||||
ж е данные о р е ж и м а х |
их работы и т. д. Поэтому |
технико-эконо |
мические показатели д о л ж н ы рассчитываться на базе действую щих норм так, чтобы обеспечить постановку задач оптимального планирования с учетом конкретных производственных условий. Осио'вой этих расчетов являются официальные указания и инст
рукции Госстроя С С С Р и методические разработки |
по вопросам |
||
экономики механизации [14, 45, 46]. |
|
|
|
При подготовке исходных данных и определении |
технико-эко |
||
номических показателей следует учитывать |
особенности |
транс- |
|
.портного строительства, основными из которых являются: |
|
||
большая рассредоточенность объектов и |
сооружений, |
вызы |
|
в а ю щ а я частые и дальние перебазирования |
машин, |
их комплек |
|
тов и целых механизированных подразделений, осуществляемые |
различными видами транспорта: железнодорожным, водным, ав томобильным и др.;
линейная протяженность транспортных |
сооружений, |
обуслов |
||
л и в а ю щ а я |
переброски строительных машин вдоль трассы по ме |
|||
ре выполнения соответствующих видов работ; |
|
|||
наличие |
специальных |
строительных машин, для которых от |
||
сутствуют |
необходимые |
исходные данные |
в имеющейся |
литера |
туре; |
|
|
|
|
широко |
р а з в и т а я система передвижных |
строительных |
органи |
заций, имеющих на протяжении определенного периода 'Времени
достаточно |
стабильные структуры и |
техническое |
оснащение. |
||
|
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛАНОВОЙ |
|
|
||
|
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ МАШИН |
|
|
||
При оптимальном планировании |
механизации |
строительного |
|||
производства используется |
расчетно-плановая часовая, |
сменная |
|||
и годовая |
эксплуатационная |
производительность |
машин, |
опреде |
л я е м а я с привязкой к конкретным условиям строительства. Расчетио - плановая производительность служит основой д л я
составления проектов производства механизированных работ, оп
ределения плановой продолжительности |
их выполнения, а |
т а к ж е |
|
д л я расчета плановой величины з а т р а т |
на эксплуатацию |
машин |
|
и механизмов. Исходной базой для |
установления расчетно-пла- |
||
новой производительности машин |
являются производственные |
29