Файл: Кориков А.М. Математические методы планирования эксперимента учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 132

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

взвешиваются вое три объекта вместе - "холостое" взвеши­ вание не производится,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тар-дитта В, ft

Номер

Г

 

к

— Г

в

— г

1

»—

!.

 

!

!

с

j

Результат

 

ошта

!

 

 

|

!

 

j ' взвешивания

I

|

- I

 

- 1

1

+ 1

i

Чн

 

2

j

+ I

! - 1

1

- 1

 

%

 

3

i

-

I

 

+ 1

j

- 1

 

ь

 

 

 

 

 

4

!

+

I

 

+1 .

1

+ 1

i

 

 

Л.

Легко проверить, что вес каждого объекта будет зада­ ваться формуламж

2

2

Здесь числители получены путем умножения элементов по­

следнего столбца на элемента столбцов А, В, С. Мы видим,

что при вычислении, скажем, веса объекта А он входит в чи­

слитель 2 раза, и поэтому в знаменателе стоит число 2.Вес

объекта А, вычисленный по приведенной выше формуле, оказы­

вается неискаженным весами объектов В и С, так как вес

каждого jrir ннхзвходит в формулу для веса А Дважды и с раз­

ными знаками, J — • - .

Найдем теперь дисперсию, связанную с ошибкой взвеши­ вания при новой схеме постановки эксперимента; она равна


- 18 -

Аналогичным образом находим

. 6 2 { В ) - 6 2 { у ) , б 2 { с } = б ^ } .

Ыы видим, что при новой схеме взвегашакия дисперсия

получается вдвое меньше, чем при традиционном методе взве ­

шивания, хотя в обоих случаях выполнялось по четыре опыта.

При традиционном взвешивании мы должны будем все четыре

опыта повторить дважды, для того чтобы получить

результа­

ты с той же точностью,

что и во втором случае.

 

 

За счет чего происходит увеличение точности экспери­

мента в 2 раза?

 

 

 

 

В первом случае эксперимент

был поставлен так, что

 

каждый вес мы получали

лишь по результатам двух

опытов.

При новой схеме эксперимента каждый вес вычисляется уке

по результатам всех четырех опытов. Отсюда и удвоенно

точ­

ности. Вторую схему эксперимента

можно назвать

м н о

-

г о ф а к т о р н о й .

Здесь оперируют всеми

факторами

(объектами взвешивания) так, чтобы каздый вес вычислять

по результатам всех опытов, проведенных в данной серии • экспериментов.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

МЕТОДЫ ПЛАКИРОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА, ОСНОВАННЫЕ НА ОПТШАЛЬНШ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ФАКТОРНОГО ПРОСТРАНСТВА

ГЛАВА I

 

 

ПЛАНЫ ПЕРВОГО ПОРЯДКА

-

 

§ I - I . П р и н я т и е

р е ш е н и й

п е р е д

п л а н и р о в а н и е м

э к с п е р и ­

м е н т а

 

 

Построение плана первого порядка начинается с выбора

области эксперимента, выбора основного уровня и выбора ин­

тервалов изменения факторов.

В ы б о р

о б л а с т и

э к с п е р и м е н т а

При выборе области эксперимента прежде всего надо оце­

нить границы областей^определения факторов. При этом долж­

ны учитываться ограничения трех типов.

Первый тип: принципиальные ограничения для значений

факторов, которые не могут быть нарушены гж-при каких об ­

стоятельствах. Например, если фактор - температура, то

нижним пределом будет абсолютный нуль.

Второй тип: ограничения, связанные с технико-экономи­

ческими соображениями, например, со стоимостью сырья, д е ­

фицитностью отдельных компонентов, временем ведения про­

цесса.

Третий тип ограничений, с которым чаще всего приходит­

ся иметь дело, определяется конкретными условиями проведе-



- г о -

ния процесса, например, существующей аппаратурой, техноло­

гией, организацией. В реакторе, изготовленном из некоторого материала, температуру нельзя поднять выше температуры пла­

вления этого материала.

Эксперимент обычно начинается в условиях, когда объ­ ект уже подвергался некоторым исследованиям. № можем ис ­

пользовать априорную информацию для получения представле­

ния о параметре оптимизации, о факторах,

о наилучших

у с л о ­

виях ведения процесса и характере

поверхности отклика.

Итак, выбор экспериментальной

области

факторного

про­

странства связан с тщательным анализом априорной информа­

ции.

 

 

В ы б о р о с н о в н о г о

у р о в н я

* '

осуществляется в зависимости

от поставленной

задачи.

Если ищется оптимальный режим протекания процесса, то в ка­ честве основного (нулевого*) уровня принимаются наилучшие

условия, определенные из аналита априорной информации.

*Этим условиям соответствует комбинация (или несколько ком­ бинаций) уровней факторов. Каждая комбинация является мно­ гомерной точкой в факторном пространстве, Ее можно рассма­

тривать как походную точку для. .построения плана эксперимен­ та. Построение плана эксперимента сводится к выбору зкспе- 'риме'нтальных точек, симметричных относительно нулевого уровня.

Блок-схема принятия решений при выборе основного уров­ ня приведена на рис.1.1.'

 

 

 

Выбор

 

 

 

 

 

 

 

 

основного

уровня

 

 

 

 

Известная

 

Известная

 

 

Известно

Известна

подобласть,!

 

наилучшая

 

 

раилучшая

 

 

 

несколько

 

 

 

 

точка и

 

 

в которой

процесс

точка

 

 

 

[Наилучших

 

область

 

 

протекает

достаточ­

 

 

 

определения]

 

 

точек

но хорошо

 

 

Точка л е ­

Точка лежит

Имеются специаль-| Ни одной из точек

 

жит

внутри

на границе

ные

соображения

нельзя отдать

пред­

 

области

по выбору одной

почтение

 

 

области

 

 

 

 

из

точек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цулевой

 

 

 

X

Выбираете^

Выбирается]

Точка

прини-

Выбирается)

Выбирается;

Ставится

уровень

(маетоя

за

наилучшая

случайная

несколько]

центр под-1

случайная

переме­

основной jypo-f

точка

точка

планов

области

точка в

щается

 

 

 

 

 

для

 

подобласти

вень

внутрь

 

 

 

 

 

 

 

1рачных

 

 

 

 

 

области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

течек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. I . I


- г г -

%

После того как нулевой уровень выбран,, переходам к с л е ­ дующему пату - выбору интервалов изменения (варьирования) факторов.

В ы б о р

и н т е р в а л о в

и з м е н е н и я

Очевидно, что для получения линейной модели нужно каж­

дый фактор варьировать на двух уровнях,

тогда задача состо ­

ит в том, чтобы для каждого фактора выбрать два уровня, на

которых он будет варьироваться в эксперименте. Интервалом

изменения факторов называется некоторое число (свое для каждого фактора), прибавление которого к основному уровню

дает верхний,

а вычитание - нижний уровни фактора. Другими

*"

• —

 

словами, интервал изменения - это

расстояние, на координат­

ной ос"» между основным и верхним

(или нижним) уровнем.

Для упрощения записи

условий эксперимента и

обработки

экспериментальных данных

масштабы по осям выбираются так,

чтобы верхний уровень соответствовал + 1 , нижний

- I , а о с ­

новной - нулю. Для факторов с непрерывной областью опреде­ ления это всегда можно сделать с помощью преобразования

где х кодированное значение фактора; натуральное значение фактора; натуральное значение основного уровня; интервал изменения;

ь- номер фактора.

Для качественных факторов, имеющих два уровня, один

- 2 3

-

уровень обозначается + 1 , а другой

- I ; порядок уровней не

имеет значения.

 

На выбор интервалов изменения накладываются естествен­

ные ограничения сверху и снизу. Интервал изменения не мо­ нет быть меньше той ошибки, с которой экспериментатор фик­ сирует уровень фактора. С другой стороны, интервал измене­ ния не может быть настолько большим, чтобы верхний или ниж­ ний уровни оказались за пределами области определения. Вну­ три этих ограничений обычно еще остается значительная не­ определенность выбора, которая устраняется с помощью инту­

итивных решений.

 

 

§ 1-2. П о л н ы й

ф а к т о р н ы й

э к с п е ­

 

р и м е н т

 

Полным факторным экспериментом называется

эксперимент,

в котором реализуются все возможные сочетания уровней фак­ торов.

Если число факторов равно К , а число уровней каждого фактора равно ж-, то имеем полный факторный эксперимент типа v n , \ Рассмотрим подробнее полный факторный эксперимент типа 2 .

Нетрудно написать все сочетания уровней в эксперимен­ те с двумя факторами. Напомним, что в планировании экспериыента используются кодированные значения факторов: +1 и - I (часто для простоты записи единицы опускаются). Усло­ вия эксперимента можно записать в виде таблицы, где стро- *ки соответствуют различным опытам, а столбцы - значениям