Файл: Голутвин В.А. Рельсовый и колесный промышленный транспорт учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.06.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 0
дование (подъёмники) для механизации этих операций. Для пол ной механизации разгрузки гондол (особенно крутшокусковых
смерзающихся грузов) применяют вагоноопрокидыватели |
различ |
||
ных типов. Грузоподъёмность гондол 60, 95, 100, 125 |
т, |
коли |
|
чество осей - ч, 6 , 0 . |
|
|
|
На базе двух- и четырехосных платформ выпускаются бункер |
|||
ные полувагоны для перевозки битума (рис. 21). |
На двухосной |
||
платформе размещаются трі бункера ёмкостью 5 м3 |
каждый, |
на |
четырехосной - четыре бункера ёмкостью по II,Ч ыэ . Бункеры имеют двойные сварные стенки для подведеніи пара при разгрузке. При помощи цапф, расположенных на торцовых стенках, бункерные полувагоны опираются на опоры поперечных брусьев. Центр тяжести груженого бункера находится выше точек опор, что обеспечивает его опрокидывание после освобождения от специальных зацепов. При этой бункер устанавливается на упругие опоры-амортизатопы, смонтированные на боковых балках рамы. Возвращение бункера после разгрузки в первоначальное положение производится также собственным весом, так как центр тяжести порожнего бункера оказывается ниже точек опор.
Х о п п е р - саыораэгрунающийся двухили четырехосный
полувагон (рис, 22), |
Кузов хоппера (металлический или деревян |
ный) выполнен в виде |
бункера с наклонными торцовыми (иногда |
и боковыми) стенками. |
В седлообразном дне находятся механизиро |
ванные люки, для |
разгрузки хоппера,. Хопперы предназначены для |
|||
перевозки сыпучих грузов: угля, кокса, |
руды, торфа, цемента |
|||
и т .д . |
|
|
|
|
|
Грузоподъёмность хопперов зависит от перевозимого груза: |
|||
торфяные |
хопперы имеют грузоподъёмность |
20 - 25 т, угольные - |
||
25 |
- 50 |
т , рудные — 60 - 70 т, хопперы |
для перевозки цемента - |
|
60 |
Тг |
|
|
|
|
Торфяные хопперы обычно разгружаются через боковые откидные |
|||
стенки. |
Хопперы для.перевозки цемента имеют закрытый кузов, |
|||
в крыше имеются люки с крышками на шарнирах. Для перевозки |
||||
горячего агломерата применяются четырехосные цельнометалли |
||||
ческие |
когпери |
грузоподъёмностью 50 т. Специальные полува ■ |
- 55 -
öarayjia
-56 -
гоны - коксотушители применяется для транспортирования горячего касса, В вагоне кокс гасится водой, Кузов полувагона целиком металлический; дно кузова наклонено на 27,5° к гори зонтали. Для разгрузки в боковой отенке имеется два лека с поворачивающимися дверями. Каждый лек имеет специальный разгрузочный механизм с пневмоприводом (открытие леков может производиться и вручную штурвалом),
103Ъ\до аВтосцепкиоси
Рис. 22. Четырехосный угольный хоппер
Д у м п к а р - саморазгружающийся полувагон с опроки дывающимся кузовом; предназначен для перевозки сыпучих гру зов на короткие раостояния (рис. 23).
При транспортировании скальных пород применяются думпка ры тяжелой конструкции, способные выдерживать ударные нагрузки от падения глыб значительного веса. При транспортировании мягких сыпучих пород применяются думпкары легкой конструкции, кузов которых выполняется из листовой стали толщиной около 6 мм
57
н
о
чо
а
е
о
о
д
а
а>
л
Ч
о
□
о
со
U
Р*
Й
OJ
д
- 58 - Думгкары разделяется также по способу открытия бортов:
думпкары с поднимавшимися бортами и думпкары с откидывающимися бортами, С поднимающимися бортами выполняются думпкары легкого типа, Их загружают многочерпаковыми экскаваторами и используют для транспортировки сыпучих материалов, Откидывающиеся борта имеет большинство думпкаров для перевозки скальных пород.
Лумпкары с пневматической разгрузкой оборудуются разгрузоч ной воздушной иагнотралью, проходящей через весь состав, за пасным резервуаром и опрокидными цилиндрами. Сжатый воздух для опрокидывания кузова поступает от компрессора, установленного на локомотиве,
Конструкция механизма опрокидывания позволяет производить поочередную pasrpjBKy отдельных думпкаров, а также групп или одновременно воегс состава. В последнем случае управление разгрузкой осуществляется с локомотива.
" Думпкары легкого типа с поднимающимися бортами оборудуют ся обычно механизмом только для односторонней разгрузки. При разгрузке опрокидные цилиндры выводят кузов из состояния равно
весия, а далее |
разгрузка |
происходит под действием собственного |
|||
веса. |
|
|
|
|
|
|
При нормальной ширине колеи грузоподъемность думпкаров |
||||
для |
скальных пород равна |
50, |
60, |
85, 100 т, для рыхлых пород — |
|
1 2 0 , |
Ми, 180 |
т. |
|
|
|
|
Т р а н с |
ф е р к а р ы . |
На |
металлургических заводах для ' |
перевозки руды и кокса применяются саморазгружающиеся и са~ модвижуииеся вагоны - траноферкары. Грузоподъемность рудного травсферкара 50 - 120 т, коксового 30 - 50 т . Конструкция их одинаковая.Трансферкар имеет металлический кузов о наклонными
стенкаыи или днищем и может разгружаться в обе стороны,в |
одну |
и через дно.На обоих концах кузова находятоя кабины для |
маши- |
ню та. Ток к трансферкару подводится |
по двум рельсам, расположен- |
|||
ным друг |
над другом |
сбоку,на высоте 2300 |
- 2700 мм от путевого |
|
рельса со |
отороны, |
противоположной |
люкам |
кузова,Ток снимается |
59 -
двуця скользящими контактами. Обе тележки трансферкара - моторные с двигателями постоянного тока,.
Ч у г у н о в о з ы и ш л а к о в о з ы . На заводах черной и цветной металлургии в качестве специализированного подвижного состава применяются чугуновозы и шлаковозы. Для перевозки жидкого шлака применяются шлаковозы с литыми (стальными или чугунными) чашами комической формы ёмкостью до. 16,5 ы3. Опрокидывание чаш происходит вручную или при по мощи механического (пневматического, электрического) привода, На шлаковозе могут быть установлены одна или две чаши. На за водах цветной металлургии применяются шлаковозы о небольшим объёмом чаш (6,52 м3) .
Чугуновозы служат для перевозки расплавленного чугуна; грузоподъёмность чаш 10 - 250 т . Наибольшее применение полу чили чугуновозы грузоподъёмностью 80 и 1 0 0 т клепаной иди сварной конструкции с шамотной футеровкой. Ковши бывают кони ческой и грушевидной формы. Коническая чаша снабжена тепло изоляционной крышкой.
П л а т ф о р м ы и т р а н с п о р т е р ы . Платформа (рис, 24) имеет открытый кузов, состояний из пола ч откидных бортов. Продольные борта состоят из трех или четырех частей высотой 230 - 550 мм; торцовые борта имеют высоту 300 - 306 мм. Обычно платформы малой грузоподъёмности имеют деревянный пол и деревянные борта, скрепленные металлическими уголками. Платформы большой грузоподъёмности (60 - 70 т) делают также с деревянным полом, но с металлическими штампованными бортами. Грузоподъёмность двухосных платформ 20 т, четырехосных - 62 и 63 т . На платформах перевозят длинные и Громоздкие грузы, а также различные станки, машины, автомобили, контейнеры и т .д . Иногда платформы используют для перевозки сыпучих грузов.
6 0 -
т »
Рис. 24, Четырехосная платформа с металлическими бортами .
Безбортовая платформа грузоподъёмностью,60 т предназна чена для перевозки сосредоточенных грузов. Она имеет усиленные продольные балки и пол. Для перевозки горячего чугуна в чушках и прокатных балок выпускаются платформы грузоподъёмностью 70 т. Пол такой платформы делают из стали. На других типах платформ пол бетонируется на толщину 100 мм. Над полом располагаются рельсовые балки, на которые укладываются перевозимые болванки. Для перевозки изложниц и мульд применяются специальные двух осные платформы грузоподъёмностью 25 - 30 т (до 80 т ). Беэбортовые платформы имеют металлическим пол и приспособлены для размещения изложниц и мульд, В промышленном транспорте встре чаются и другие типы двух- и четырехосных платформ.
Транспортеры предназначены для перепозки громоздких и тяже
ловесных грузов весом до 300 т. Они |
имеют в , |
б и более |
(до 20) |
осей. Среднюю часть рамы транспортеров располагают как |
можно ни |
||
же для облегчения процесса погрузки-выгрузки |
и размещения гро |
||
моздких грузов большого веса. |
|
|
|
В а г о н ы - ц и с т е р н ы |
(рис. 25) |
представляют собой |
грузовой вагон, кузовом которого является цилиндрический котел, прочно прикрепленный к раме. Цистерны служат для перевозки жидких и газообразных грузов. Для заполнения грузом .котел
- 61 -
цистерны оборудован колпаком с крышкой, а для слива (раз грузки) - сливным прибором, В зависимости от перевозимого груза цистерны разделяется на нефтяные, бензиновые, спирто вые, кислотные, молочные, газовые и др, В настоящее время основное применение получили универсальные цистерны ёмкостью 60 т, Наиболее рациональной в современных условиях является безрамная цистерна, которая не им'еет рамы на участке между шкворневыми балками, и котел цистерны воспринимает все верти кальные и горизонтальные усилия,
Рис, 25, Безрамная цистерна грузоподъёмностью 60 т
Конструкция котла цистерны для нефтепродуктов оварная. Котел выполняется из стальных листов. Цистерны для перевозки битума имеют наружную изоляцию и змеевики внутри котла для разогрева застывшего битума, Котлы для перевозки спирта уста навливаются в кузовах крытых вагонов, так как спирт имеет высокую испаряемость и низкую температуру вовгорания, Котлы для перевозки молока выполняются из нержавеющей стали. Цистерны для перевозки олеума имеют наружную изоляцию котла, предохраняющую продукт от замерзания. Внутренняя поверхность
- 62 -
цистерн дл перевозки соляной кислоты покрывается слоен ре зины, Котлы цистерн для перевозки крепкой азотной кислоты вы полняются из алшиния, а котлы для транспортировки слабой азотной кислоты делают из нержавеющей стали. Котлы цистерн
для перевозки сжиженных газов изготовляются по |
специальный |
|
технический условияи для сосудов, |
находящихся |
под высокий |
давлениеи, Сверху они изолируются и защищаются |
зонтами от |
|
нагрева солнечными лучами. |
|
|
И з о т е р м и ч е с к и е |
в а г о н ы |
предназначены |
для перевозки .скоропортящихся пищевых продуктов со строгим соблюдением режимов температуры и влажности.
В изотермических вагонах применяются две системы охлажде
ния:
1) льдосоляное охлаждение, производимое приборами охлаж дения, расположенными у торцовых стен или у потолка каждого вагона;
2 ) машинное рхлаждение, осуществляемое устройствами, расположенными или в каждом вагоне, или в отдельных вагонах,
обслуживающих |
секцию - |
группу вагонов или целый состав поезда. |
|||
В вагонах |
с первой |
системой |
охлаждения |
осуществляется |
|
перевозка наиболее массовых скоропортящихся грузов (фрукты, |
|||||
овощи, молоко, |
живая |
рыба и д р .). |
В вагонах |
со второй систе |
|
мой охлаждения могут |
перевозиться |
все виды скоропортящихся |
|||
продуктов, так |
как в |
них обеспечивается любой температурный |
|||
режим : летом для скоропортящихся грузов (мясо, рыба, молоко, |
|||||
фрукты и т .п .) |
и зимой для грузов, боящихся |
замерзания (овощи, |
фрукты, молоко, минеральные воды). Кузова таких вагонов имеют изоляцию, оборудованы приборами охлаждения, отопления и венти ляции» Универсальные вагоны-ледники с цельнометаллическим кузовом, потолочной системой охлаждения и вентиляцией имеют устройства для укладки и подвески грузов и повышенную грузо подъёмность ( 4 9 т ).
Поезда с машинной системой охлаждения и электрическим отоплением имеют 23 вагона: 20 вагонов-холодильников грузо-