Файл: Голутвин В.А. Рельсовый и колесный промышленный транспорт учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.06.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 0
- 4 0 -
иэвошенных шпал и других дефектных элементов пути и выполне
нием других неотложных работ. |
При капитальном ремонте |
делают |
оплошную замену рельоов, как |
правило, на более тяжелые |
о |
очисткой или заменой балластного олоя со сплошной или, в край нем олучае, чаотичной заменой шпал.
Для механизации ремонтных работ применяются железнодорож ные и автомобильные краны, бульдозеры, путевые комбайны раз личных типов, вагоны-дозаторы, мотодрезины с платформами, от вальные плуги (для очистки кюветов, обочин), путеизмеритель ные тележки, шпалоподбивочнне машины, раскайловочные машины, путепередвигатели цикличного действия, сварочное оборудование, передвижные электростанции, специальные станки (рельсорезные, рельоооверлильные, рельсошлифовальные и д р .), электрифицирован
ный инструмент |
(шпалоподбойки, гайковерты, костылезабивщики, |
||
дрели и д р .), |
ручной инструмент и вспомогательные приспособле |
||
ния (домкраты, |
шаблоны, устройства для |
бандажировки |
и д р .). |
В зависимости от толщины снежного |
покрова пути |
очищают |
плужными и роториыми снегоочистителями. При толщине онѳкного покрова до одного метра и особенно при гололеде эффективно при менять турбореактивные двигатели, установленные на платформе. Они очищают пути от льда и снега газовой с т ^ е й . Для обеспече ния нормальной эксплуатации путей в зимних условиях проводят их заблаговременный ремонт, дренаж и другие мероприятия.
Тщательное текущее содержание пути, своевременное и вы сококачественное проведение различных видов ремонта пути обѳспе чивает наиболее экономное ведение путевого хозяйства. Однако независимо от того, будет или нет в ближайшее время на данном участке пути проводиться какой-либо ремонт, путь должен всегда находиться в состоянии, обеспечивающем безопасность и беспере бойность движеніи поездов о установленными скоростями.
_ iti -
Глава П. ВАГОНЫ И ВАГОНЕТКИ
§ I , Классификация и основные части вагонов и вагонеток
Вагоном называет единицу подвижного состава железнодо рожного транспорта карьеров или дорог общего назначения, предназначенную для перевозки пассажиров или грузов; ваго неткой считают аналогичную единицу шахтного подвижного состава.
На основании определенных признаков вагоны классифи
цируют по их |
основным признакам: |
|
|||
а) |
назначению; |
|
|
||
d) |
условиям эксплуатации; |
|
|
||
в) |
ширине |
железнодорожной |
колеи; |
|
|
г) |
устройству |
ходовых частей; |
|
||
д) |
характеру |
перемещения; |
|
|
|
e) |
способу разгрузки; |
|
|
||
ж) |
количеству |
осей; |
|
|
|
з) способу крепления колес на осях. |
|
||||
По |
н а з н а ч е н и ю |
различают вагоны пассажирские |
|||
и грузовые. |
Пассажирские вагоны предназначены |
для пе |
|||
ревозки |
и обслуживания пассажиров. К ним относятся |
мягкие, |
|||
мягко-жесткие |
и жесткие вагоны, |
вагоны-рестораны, |
багажные |
и почтовые вагоны, вагоны специального назначения (служебные, путеизмерительные, вагоны-лаборатории, вагоны-клубы и д р .).
К числу грузовых вагонов относятся вагоны, полувагоны, платформы, цистерны, изотермические вагоны и вагоны специаль ного назначения (транспортеры, передвижные мастерские, контрольно-весовые платформы, а также другие вагоны, приспособ ленные для технических и бытовых нужд),которые в зависимости от перевозимых грузов отличаются устройством кузова,
_ _ ß_° у с л о в и я м э к с п л у а т а ц и и вагоны
делятся на общесетевые,которые допускаются к курсированию на же лезных дорогах СССР,и выходящие на заграничные железные дороги; промышленного транспорта,которые в груженом состоянии допускаются
-1(2 -
ккурсированию только по промышленным путям замкнутого направ ления; их следование по общий железнодорожный линиям раз решается в каждом отдельном случае Министерством путей сооб
щения. |
|
|
|
|
|
|
|
По |
ш и р и н е |
железнодорожной колеи |
различают ва |
|
|||
гоны для |
широкой колеи |
С1524 |
мм) и для узкой |
колеи |
(1 0 0 0 |
мм |
|
и менее). |
|
|
|
|
|
|
|
По у с т р о й с т в у |
х о д о в ы х ч а с т е й |
|
|||||
различают вагоны |
тележечные, в которых воя |
нагрузка пере |
|||||
дается на тележки, и нетележечныѳ. |
|
|
|
||||
По |
х а р а к т е р у |
п е р е м е щ е н и я |
вагоны |
де |
лят на несамоходные, перемещающиеся локомотивом, и самоходные, снабженные двигателем.
П о |
о п о с о б у |
р а з г р у з к и |
различают |
само- |
разгружающиеся вагоны и вагоны,разгружающиеся при помощи |
||||
вагоноопрокидывателей. |
|
|
|
|
По |
к о л и ч е с т в у о с е й вагоны подразделяются |
|||
на двухосные, четырехосные, шестиосные, восьмиосные, много |
||||
осные, Вагоны и вагонетки |
с числом осей четыре и более обыч |
|||
но выполняются с тележечиой ходовой частью. |
|
|
||
По с п о с о б у |
к р е п л е н и я |
к о л е с |
н а |
|
о с я х |
различают вагоіш |
с жестким креплением (прессовой по |
||
садкой) |
и со свободно вращающимися колесами |
(шахтные вагонетки). |
Несмотря на некоторые конструктивные особенности отдель ных типов вагонов, каждый вагон имеет (рк'. 17) кузов I, раму 2 , ударно-тяговые приборы 3, тормозное оборудование 4, тележки 5 или саыоустанавливающиеся колесные пары с букоами и надбукоовым рессорным подвешиванием.
Кувов предназначен для размещения грузов или пассажиров при перевозке. Конструкция кузова определяется назначением вагона. Конструкция кузова грузового вагона зависит от рода перевозимых грузов, Обычно кузов прочно соединяется с рамой и является единой совместно работающей конструкцией.
- ю -
Рис. 17. Шестиосный цельнометаллический полу вагон
Рама вагона является основанием кузова, на котором мон тируется ударно-тяговые приборы, тормо.зное и другое оборудо вание, Рама воспринимает вертикальные и горизонтальные нагрузки, действусиие на вагон.
Ударно-тяговне щмборы слуиат для сцепления вагонов между собой и локомотивом, передачи силы тяги от локомотива к ваго нам и смягчения ударов, возникавших при сцеплении и набегании вагонов в поезде.
Тормозное оборудование предназначается для снижения ско рости движения и остановки поезда. Обычно вагоны оборудуются автоматическими тормозами, а часть вагонов обеспечивается до полнительно ручными тормозами.
Тележки предназначены для передачи нагрузки от кузова н рамы вагона на рельсы и обеспечения лучшего вписывания ва гонов в кривые.
Конструкция вагона должна соответствовать условиям проч ности, требованиям безопасности и габаритным очертаниям, уста
новленным для подвижного состава железных дорог СССР.
Вагонетки имевт в основном те же составные части.что и вагоны, и отличавтся от вагонов своими меньшими размерами и упрощенной конструкцией.Как правило .тормозными устройствами
вагонетки |
не обо руду ются. |
§ 2. |
Габариты приближения строения и подвижного состава |
Для обеспечения безопасности движения поездов необходимо, чтобы сооружения и устройства вблизи железнодорожного пути размещались на установленном нормой расстоянии, а подвижной состав имел определенные поперечные размеры согласно ГОСТу 923859,
Габаритом приближения строеніи (рис. 18) называется пре дельное поперечное, перпендикулярное к оси пути очертание, внутрь которого не должны заходить никакие части сооружений и устройств, кроме непосредственно взаимодействующих о подвижным
составом |
(контактный |
провод, |
вагонные |
замедлители, гидроколонки |
в рабочем |
состоянии |
и д р .). |
По этому |
габариту строят новые же |
лезные дороги, его применяют при реконструкции и электрификации дорог и т .д . Габарит распространяется на станции, перегоны, мосты, тоннели..
Габарітом подвижного состава называется предельное попе речное, перпендикулярное к оси пути очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться как груженый, так и.порожний оостав, установленный на прямом горизонтальном пути.
two
- 45
Рис. 18, Схемы габаритов приближения строений С и подвижного состава Т
Согхіоно |
ГОСТ 9238-59 |
с I |
января |
I960 года для постройки |
|
и реконструкции железных дорог, |
сооружений |
и устройств введен |
|||
единый габарит |
приближения |
строений С |
» |
при которой очерта |
ние всех вновь отроящихся сооружений и устройств должно быть
не ниже очертания I - |
П - Ш- ІУ (си. рис, |
18); высоту Кс и Н п |
выбирает ц зависиыости |
от вида сооружения |
или устройства и спо |
соба осуществления контактной подвескиН с= 6500 + 7000 uu и Нп= 6300 * 6500 мм.
Основные очертания габарита приближения строений С обозначены
на рис.18 жирными линиями,причем левая сторона рисунка соответ
ствует |
очертаниям |
габарита на станциях,а |
правая - |
на перегонах. |
||
|
Габарит подвижного состава устанавливает единые требова |
|||||
ния |
к |
вагонам, |
курсирующим |
на железных дорогах СССР и |
||
за |
границей. Эти требования |
являются |
главным |
условием |
безопасности движения подвижного состава по рельсовым путям. Габариты подвижного состава подразделяются на две группы: га
барит |
Т |
(ширина |
3400 мм и выоота 5300 мм) и габарит |
І-Т (ши |
рина |
3750 нм и высота 5300 мм) для подвижного состава, |
курси |
||
рующего только по |
железным дорогам СССР; габариты 0-Т, |
ОІ-Т, |
||
02-Т, |
03-Т |
принятыдля подвижного состава, курсирующего как |
по железным дорогам СССР (колея 1524 мм), так и по железным дорогам зарубежных отрай (колея 1435 мм). Подвижной состав га баритом 03-Т допускается к курсированию по всем железным доро гам европейских и азиатоких стран (колея 1435 мм), Подвижной состав габаритом І-Т допускается к курсирюванию по всей сети железных дорог СССР, а состав габаритом Т - по отдельным участкам реконструированных линий желевнңх дорог. Ооновные очертания подвижного оостава, соответствующие габариту Т, по казаны на рис. 18 пунктирными линиями. Наличие пространства между габаритом приближения строений и габаритом подвижного состава и пространства между подвижным ооотавом на смежных путях необходимо ввиду осадки вагонов под нагрузкой, смеще ния подвижного состава и з-за допускаемых в эксплуатации нор мальных иьнооов и т .д .