Файл: Голутвин В.А. Рельсовый и колесный промышленный транспорт учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- 4 0 -

иэвошенных шпал и других дефектных элементов пути и выполне­

нием других неотложных работ.

При капитальном ремонте

делают

оплошную замену рельоов, как

правило, на более тяжелые

о

очисткой или заменой балластного олоя со сплошной или, в край­ нем олучае, чаотичной заменой шпал.

Для механизации ремонтных работ применяются железнодорож­ ные и автомобильные краны, бульдозеры, путевые комбайны раз­ личных типов, вагоны-дозаторы, мотодрезины с платформами, от­ вальные плуги (для очистки кюветов, обочин), путеизмеритель­ ные тележки, шпалоподбивочнне машины, раскайловочные машины, путепередвигатели цикличного действия, сварочное оборудование, передвижные электростанции, специальные станки (рельсорезные, рельоооверлильные, рельсошлифовальные и д р .), электрифицирован­

ный инструмент

(шпалоподбойки, гайковерты, костылезабивщики,

дрели и д р .),

ручной инструмент и вспомогательные приспособле­

ния (домкраты,

шаблоны, устройства для

бандажировки

и д р .).

В зависимости от толщины снежного

покрова пути

очищают

плужными и роториыми снегоочистителями. При толщине онѳкного покрова до одного метра и особенно при гололеде эффективно при­ менять турбореактивные двигатели, установленные на платформе. Они очищают пути от льда и снега газовой с т ^ е й . Для обеспече­ ния нормальной эксплуатации путей в зимних условиях проводят их заблаговременный ремонт, дренаж и другие мероприятия.

Тщательное текущее содержание пути, своевременное и вы­ сококачественное проведение различных видов ремонта пути обѳспе чивает наиболее экономное ведение путевого хозяйства. Однако независимо от того, будет или нет в ближайшее время на данном участке пути проводиться какой-либо ремонт, путь должен всегда находиться в состоянии, обеспечивающем безопасность и беспере­ бойность движеніи поездов о установленными скоростями.


_ iti -

Глава П. ВАГОНЫ И ВАГОНЕТКИ

§ I , Классификация и основные части вагонов и вагонеток

Вагоном называет единицу подвижного состава железнодо­ рожного транспорта карьеров или дорог общего назначения, предназначенную для перевозки пассажиров или грузов; ваго­ неткой считают аналогичную единицу шахтного подвижного состава.

На основании определенных признаков вагоны классифи­

цируют по их

основным признакам:

 

а)

назначению;

 

 

d)

условиям эксплуатации;

 

 

в)

ширине

железнодорожной

колеи;

 

г)

устройству

ходовых частей;

 

д)

характеру

перемещения;

 

 

e)

способу разгрузки;

 

 

ж)

количеству

осей;

 

 

з) способу крепления колес на осях.

 

По

н а з н а ч е н и ю

различают вагоны пассажирские

и грузовые.

Пассажирские вагоны предназначены

для пе­

ревозки

и обслуживания пассажиров. К ним относятся

мягкие,

мягко-жесткие

и жесткие вагоны,

вагоны-рестораны,

багажные

и почтовые вагоны, вагоны специального назначения (служебные, путеизмерительные, вагоны-лаборатории, вагоны-клубы и д р .).

К числу грузовых вагонов относятся вагоны, полувагоны, платформы, цистерны, изотермические вагоны и вагоны специаль­ ного назначения (транспортеры, передвижные мастерские, контрольно-весовые платформы, а также другие вагоны, приспособ­ ленные для технических и бытовых нужд),которые в зависимости от перевозимых грузов отличаются устройством кузова,

_ _ ß_° у с л о в и я м э к с п л у а т а ц и и вагоны

делятся на общесетевые,которые допускаются к курсированию на же­ лезных дорогах СССР,и выходящие на заграничные железные дороги; промышленного транспорта,которые в груженом состоянии допускаются


-1(2 -

ккурсированию только по промышленным путям замкнутого направ­ ления; их следование по общий железнодорожный линиям раз­ решается в каждом отдельном случае Министерством путей сооб­

щения.

 

 

 

 

 

 

 

По

ш и р и н е

железнодорожной колеи

различают ва­

 

гоны для

широкой колеи

С1524

мм) и для узкой

колеи

(1 0 0 0

мм

и менее).

 

 

 

 

 

 

 

По у с т р о й с т в у

х о д о в ы х ч а с т е й

 

различают вагоны

тележечные, в которых воя

нагрузка пере­

дается на тележки, и нетележечныѳ.

 

 

 

По

х а р а к т е р у

п е р е м е щ е н и я

вагоны

де­

лят на несамоходные, перемещающиеся локомотивом, и самоходные, снабженные двигателем.

П о

о п о с о б у

р а з г р у з к и

различают

само-

разгружающиеся вагоны и вагоны,разгружающиеся при помощи

вагоноопрокидывателей.

 

 

 

По

к о л и ч е с т в у о с е й вагоны подразделяются

на двухосные, четырехосные, шестиосные, восьмиосные, много­

осные, Вагоны и вагонетки

с числом осей четыре и более обыч­

но выполняются с тележечиой ходовой частью.

 

 

По с п о с о б у

к р е п л е н и я

к о л е с

н а

о с я х

различают вагоіш

с жестким креплением (прессовой по­

садкой)

и со свободно вращающимися колесами

(шахтные вагонетки).

Несмотря на некоторые конструктивные особенности отдель­ ных типов вагонов, каждый вагон имеет (рк'. 17) кузов I, раму 2 , ударно-тяговые приборы 3, тормозное оборудование 4, тележки 5 или саыоустанавливающиеся колесные пары с букоами и надбукоовым рессорным подвешиванием.

Кувов предназначен для размещения грузов или пассажиров при перевозке. Конструкция кузова определяется назначением вагона. Конструкция кузова грузового вагона зависит от рода перевозимых грузов, Обычно кузов прочно соединяется с рамой и является единой совместно работающей конструкцией.


- ю -

Рис. 17. Шестиосный цельнометаллический полу­ вагон

Рама вагона является основанием кузова, на котором мон­ тируется ударно-тяговые приборы, тормо.зное и другое оборудо­ вание, Рама воспринимает вертикальные и горизонтальные нагрузки, действусиие на вагон.

Ударно-тяговне щмборы слуиат для сцепления вагонов между собой и локомотивом, передачи силы тяги от локомотива к ваго­ нам и смягчения ударов, возникавших при сцеплении и набегании вагонов в поезде.

Тормозное оборудование предназначается для снижения ско­ рости движения и остановки поезда. Обычно вагоны оборудуются автоматическими тормозами, а часть вагонов обеспечивается до­ полнительно ручными тормозами.

Тележки предназначены для передачи нагрузки от кузова н рамы вагона на рельсы и обеспечения лучшего вписывания ва­ гонов в кривые.

Конструкция вагона должна соответствовать условиям проч­ ности, требованиям безопасности и габаритным очертаниям, уста­

новленным для подвижного состава железных дорог СССР.

Вагонетки имевт в основном те же составные части.что и вагоны, и отличавтся от вагонов своими меньшими размерами и упрощенной конструкцией.Как правило .тормозными устройствами

вагонетки

не обо руду ются.

§ 2.

Габариты приближения строения и подвижного состава

Для обеспечения безопасности движения поездов необходимо, чтобы сооружения и устройства вблизи железнодорожного пути размещались на установленном нормой расстоянии, а подвижной состав имел определенные поперечные размеры согласно ГОСТу 923859,

Габаритом приближения строеніи (рис. 18) называется пре­ дельное поперечное, перпендикулярное к оси пути очертание, внутрь которого не должны заходить никакие части сооружений и устройств, кроме непосредственно взаимодействующих о подвижным

составом

(контактный

провод,

вагонные

замедлители, гидроколонки

в рабочем

состоянии

и д р .).

По этому

габариту строят новые же­

лезные дороги, его применяют при реконструкции и электрификации дорог и т .д . Габарит распространяется на станции, перегоны, мосты, тоннели..

Габарітом подвижного состава называется предельное попе­ речное, перпендикулярное к оси пути очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться как груженый, так и.порожний оостав, установленный на прямом горизонтальном пути.


two

- 45

Рис. 18, Схемы габаритов приближения строений С и подвижного состава Т

Согхіоно

ГОСТ 9238-59

с I

января

I960 года для постройки

и реконструкции железных дорог,

сооружений

и устройств введен

единый габарит

приближения

строений С

»

при которой очерта­

ние всех вновь отроящихся сооружений и устройств должно быть

не ниже очертания I -

П - Ш- ІУ (си. рис,

18); высоту Кс и Н п

выбирает ц зависиыости

от вида сооружения

или устройства и спо­

соба осуществления контактной подвескиН с= 6500 + 7000 uu и Нп= 6300 * 6500 мм.

Основные очертания габарита приближения строений С обозначены

на рис.18 жирными линиями,причем левая сторона рисунка соответ­

ствует

очертаниям

габарита на станциях,а

правая -

на перегонах.

 

Габарит подвижного состава устанавливает единые требова­

ния

к

вагонам,

курсирующим

на железных дорогах СССР и

за

границей. Эти требования

являются

главным

условием

безопасности движения подвижного состава по рельсовым путям. Габариты подвижного состава подразделяются на две группы: га­

барит

Т

(ширина

3400 мм и выоота 5300 мм) и габарит

І-Т (ши­

рина

3750 нм и высота 5300 мм) для подвижного состава,

курси­

рующего только по

железным дорогам СССР; габариты 0-Т,

ОІ-Т,

02-Т,

03-Т

принятыдля подвижного состава, курсирующего как

по железным дорогам СССР (колея 1524 мм), так и по железным дорогам зарубежных отрай (колея 1435 мм). Подвижной состав га­ баритом 03-Т допускается к курсированию по всем железным доро­ гам европейских и азиатоких стран (колея 1435 мм), Подвижной состав габаритом І-Т допускается к курсирюванию по всей сети железных дорог СССР, а состав габаритом Т - по отдельным участкам реконструированных линий желевнңх дорог. Ооновные очертания подвижного оостава, соответствующие габариту Т, по­ казаны на рис. 18 пунктирными линиями. Наличие пространства между габаритом приближения строений и габаритом подвижного состава и пространства между подвижным ооотавом на смежных путях необходимо ввиду осадки вагонов под нагрузкой, смеще­ ния подвижного состава и з-за допускаемых в эксплуатации нор­ мальных иьнооов и т .д .