Файл: Вахитов А.Ф. Вертолет Ка-26.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2024

Просмотров: 176

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

солнечными лучами для лучшего сохранения лакокрасочного по­

крытия необходимо на лопасти надеть чехлы. После окончания летного дня, осмотра и очистки на узлы крепления лопастей пола­ гается нанести слон смазки для предотвращения коррозии.

Снятые с вертолета лопасти следует хранить в контейнерах, при пх отсутствии хранить лопасти в чехлах. Чехлы должны быть плот­ но завязаны в комлевой части. Зачехленные лопасти следует укла­ дывать носовой частью вниз в специальные ложементы на под­ ставках.

УСТАНОВКА И СНЯТИЕ ЛОПАСТЕЙ

Установку (навешивание) лопастей на вертолет необходимо

производить втроем. Вначале полагается навесить лопасти верхнего

винта в следующей последовательности: лопасти № 1, 2 и 3. Затем в той же последовательности установить лопасти нижнего винта.

Установку производить в следующем порядке:

1.Вынуть лопасти из контейнера, уложить их на мягкую сухую

подстилку или на подставки, удалить излишки смазки с узлов креп­

ления и произвести осмотр, приготовить балансировочные грузы.

2.Установить около вертолета стремянку.

3.Удалить с проушин втулки и с корпусов осевых шарниров

излишки смазки и осмотреть проушины; проворачивая за втулку,

повернуть корпус осевого шарнира лопасти № 1 в направлении

стремянки.

4.Вдвоем взять лопасть верхнего винта и подать ее в направ­

лении втулки.

5.Стоя на центральном отсеке фюзеляжа, взять лопасть за

комлевую часть и направить ее таким образом, чтобы проушины

узла крепления лопасти вошли в соответствующие прорези корпуса осевого шарнира, а нижние отверстия в проушинах узла и корпуса

осевого шарнира совместились. Вставить конический болт со сто­ роны носка лопасти в отверстие проушин узла. Обратить внимание на правильность установки лопасти по направлению вращения (ло­

пасть должна быть установлена черной поверхностью вниз).

6.Одному из двух человек, держащих лопасть, следует встать на стремянку, а другому подать ему лопасть. Повернуть лопасть

относительно поставленного конического болта так, чтобы верхние

отверстия узла и рукава совпали; вставить второй конический болт со стороны носка лопасти.

7.Установить балансировочный груз на конические болты со стороны тонкого конца, предварительно убедившись в его принад­ лежности к данной лопасти.

8.Навернуть гайки на резьбовую часть конических болтов со

стороны тонкого конца и затянуть их тарированным ключом. Мо­ мент затяжки равен 1—2 кгм.

В аналогичном порядке следует производить навешивание вто­

рой и третьей лопастей верхнего винта и трех лопастей нижнего винта. Затем необходимо проверить правильность навешивания ло­

пастей в соответствии с нумерацией и надежность крепления.

69


Снятие лопастей полагается производить в обратном порядке.

Для съема конических болтов следует пользоваться специальным

съемником, предварительно отвернув ганки на конических болтах

и сняв балансировочные грузы.

А Г л а в а

УПРАВЛЕНИЕ ВЕРТОЛЕТОМ

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ

Управление вертолетом производится созданием неуравнове­

шенных аэродинамических сил и моментов сил относительно трех осей вертолета: продольной х, поперечной z и вертикальной у

(рис. 39). Неуравновешенные аэродинамические силы и моменты

сил вызываются воздействием систем управления на лопасти несу­

щих винтов и отклоняемые рулевые поверхности хвостового опере­

ния.

Система продольного управления воздействует на лопасти несу­ щих винтов, вызывает появление силы, действующей вдоль про-

70


дольной оси X (движение вертолета вперед—назад), и появление момента сил (момент тангажа) относительно поперечной осп 2 (пи­ кирование или кабрирование вертолета).

Система поперечного управления воздействует на лопасти несу­ щих винтов, вызывает появление силы, действующей вдоль попе­ речной оси z (движение вертолета вбок), и появление момента сил

(момент крена) относительно продольной оси х (правый или левый

крен вертолета).

Система путевого управления воздействует на лопасти несущих

винтов и на рули направления хвостового оперения, вызывает появ­

ление момента сил (момент рысканья) относительно вертикальной

осп у (разворот вертолета вправо-влево).

Система управления общим шагом несущих винтов воздействует

на лопасти несущих винтов, вызывает появление силы, действую­

щей вдоль вертикальной оси у (движение вертолета вверх-вниз). Системы продольного и поперечного управления связывают ки­

нематическими цепями ручку продольно-поперечного управления с

чпопастями несущих винтов. При отклонении ручки продольно-попе­ речного управления соответственно наклоняются автоматы переко­ са, что вызывает циклическое изменение шага лопастей несущих винтов, т. е. в течение каждого оборота несущего винта каждая ло­ пасть непрерывно изменяет свой угол установки: в некотором ази­ мутальном положении лопасть имеет минимальный угол установ­ ки; по мере вращения лопасти от этого положения угол установки возрастает и через пол-оборота лопасти достигает максимального

значения, в течение следующей половины оборота лопасти угол ее

установки уменьшается; к начальному азимутальному положению

лопасть приходит с исходным углом установки. Циклическое изме­ нение шага лопастей приводит к наклону конуса вращения лопа­ стей несущих винтов (в соответствии с наклоном автоматов пере­ коса), а это приводит к появлению неуравновешенной аэродинами­ ческой силы и момента от этой силы, действующих на фюзеляж вертолета.

Система путевого управления связывает кинематической цепью педали путевого управления с лопастями несущих винтов и рулями направления хвостового оперения. При отклонении педали диффе­ ренциально изменяется шаг несущих винтов: у всех лопастей одного из несущих винтов угол установки увеличивается, а у всех лопастей

другого несущего винта угол установки уменьшается или наоборот.

Это приводит к неравенству крутящих и реактивных моментов несу­ щих винтов, что вызывает появление неуравновешенного'-момента, равного разности реактивных моментов несущих винтов, действую­

щего на фюзеляж вертолета.

Система управления общим шагом несущих винтов связывает

кинематической цепыо «шаг—газ» с лопастями несущих винтов.

При отклонении рычага «шаг—газ» изменяется общий шаг несущих винтов: все лопасти несущих винтов одновременно изменяют свой

угол установки, что приводит к появлению неуравновешенной аэро­ динамической силы, действующей на фюзеляж вертолета.

7 1


Все системы управления вертолетом независимы; отклонение

одного из командных рычагов не вызывает отклонения других;

реакция вертолета на отклонение одного из командных рычагов на

всех режимах полета не требует вмешательства отклонением дру­

гих.

Для уменьшения усилий на командных рычагах систем управле­

ния и для изоляции систем управлений от больших нагрузок, при­ ходящих с исполнительных органов (лопастей несущих винтов н

рулей направления), в кинематические цепи систем введены необра­

тимые рулевые приводы (гидроусилители).

Имитация аэродинамических нагрузок на командных рычагах,

а также уравновешивание командных рычагов в любом отклонен­

ном положении осуществляется триммерными механизмами, вклю­

ченными параллельно в кинематические цепи систем управления.

Помимо основных систем управления вертолетом, имеются и спе­

циализированные системы: управление газом двигателей, управле­

ние муфтами сцепления двигателей и управление тормозом несу­

щих винтов.

КОНСТРУКЦИЯ И РАБОТА СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

ВЕРТОЛЕТОМ

Всистеме продольного управления (рис. 40) ручка 25 продоль­

но-поперечного управления соединена тягой 23 с качалкой 19, уста­

новленной в кронштейне, ниже уровня пола кабины, сзади на стенке

шпангоута № 4. К этой же качалке присоединен триммерный меха­

низм 21. Качалка 19 соединена тягой 17 с качалкой 15, установлен­

ной в кронштейне сверху, сзади на стенке шпангоута № 4. Качал­

ка 15 тягой 13 соединена с золотником рулевого привода 11. Шток

рулевого привода через качалку 9, тягу 7, рычаг 5 блока продоль­

ного управления автомата перекоса и тягу 3 соединен с нижним

автоматом перекоса.

При отклонении ручки 25 продольно-поперечного управления вперед «от себя» тяга 23 перемещается назад, сжимается пружина нагрузочного триммерного механизма 21, тяга 17 перемещается вверх, тяга 13, золотник и шток рулевого привода 11 перемещаются

вперед, тяга 7, перемещаясь вперед, поворачивает рычаг 5 блока

продольного управления автомата перекоса, а рычаг 5 через тягу 3 наклоняет вперед автомат перекоса 1.

При отклонении ручки 25 продольно-поперечного управления на­ зад «на себя» звенья проводки управления перемещаются в обрат­ ном направлении и автомат перекоса 1 наклоняется назад.

Всистеме поперечного управления ручка 25 продольно-попереч­

ного управления соединена тягой 24 с качалкой 22, установленной

вкронштейне спереди на стенке шпангоута № 3, под полом кабины.

К этой же качалке присоединен триммерный механизм 26. Качал­

ка 22 соединена тягой 20 с качалкой 18, установленной в кронштей­

не на стенке шпангоута № 4 выше уровня пола. Качалка 18 соеди­

нена тягой 16 с качалкой 14, установленной в кронштейне на стенке

72


57SI S3

Z S3 = s л

а а § S I

X %- - ^ о 1 3 1 5 2É . Ü

" Я ”

ч а Э а I 2

£• оЗга , us

—5

“ . .Ң! В- Л I Oi V

 

й я “ I о^ я о.» a I

3

äg-g-i” •= C г я S '3= 1^ и

о

я ■ З^іГІЙ

I *3$;.-»

Z.

<-5. «и - .. = 3

1= о

Ь І

ppp**« " ° ! Е £

S £ °

а Р о.

 

?ЙР

OJ 5 I I

шпангоута № 4 сверху. Качалка 14 тягой 12 соединена с золотником рулевого привода 10. Шток рулевого привода через качалку 8, тягу 6, рычаг 4 блока поперечного управления автомата перекоса и тягу 2 соединен с нижним автоматом перекоса 1.

При отклонении ручки 25 продольно-поперечного управления

вправо тяга 24 перемещается вправо, пружина нагрузочного трим-

мерного механизма 26 сжимается, тяга 20 перемещаетсся назад,

тяга 16 перемещается вверх, тяга 12, золотник и шток рулевого

привода 10 перемещаются вперед, тяга 6, перемещаясь вперед, по­

ворачивает рычаг 4 блока поперечного управления автомата пере­

коса п рычаг 4 через тягу 2 наклоняет вправо автомат пере­

коса 1. При отклонении ручки 25 продольно-поперечного управле­

ния влево звенья проводки управления перемещаются в обратном

направлении и автомат перекоса 1 наклоняется влево.

В системе путевого управления педали 27 рычагом, посаженным

на ось вращения педали, соединены с тягой 29. К этому же рычагу

присоединен триммерный механизм 28. Тяга 29 соединена с качал­

кой 30, установленной в кронштейне на стенке продольной балки

под полом кабины. Качалка 30 тягой 31 соединена с качалкой 32,

установленной в кронштейне сзади, па стенке шпангоута № 4, выше

уровня пола кабины. Качалка 32 соединена тягой 33 с качалкой 34,

установленной

в кронштейне сверху,

сзади на стейке шпангоута

№ 4. Качалка

34 тягой 35 соединена

с золотником рулевого при­

вода 36. Шток рулевого привода через качалку 37 и тягу 38 соеди­ нен с качалкой 39 МОДШ.

От качалки 37 два троса через ролики 51, 52, 53 и направляю­

щие по передней левой и боковой левой стенке центрального отсека

и внутри левой хвостовой балки подходят к качалке 54, установлен­

ной в кронштейне на стенке первого лонжерона стабилизатора. Ка­

чалка 54 своим рычагом, посаженным на ось вращения качалки, соединена с тягами 55 и 56. Тяги 55 и 56 соединены с качалками 57 и 58, установленными в кронштейнах на втором лонжероне стаби­ лизатора. Качалки 57 и 58 соединены тягами 59 и 60 с рычагами рулей направления 61.

При перемещении правой педали 27 вперед поворачивается ры­

чаг, посаженный на ось педали. Тяга 29 перемещается назад и сжи­ мается пружина нагрузочного триммерного механизма 28. Тяга 31 перемещается назад, тяга 33 — вверх, тяга 35, золотник и шток руле­ вого привода 36 перемещаются вперед. Качалка 37, поворачиваясь, перемещает тягу 38 вверх и она, поворачивая качалку 39, переме­ щает вперед тягу 41. Тяга 41 подворачивает резьбовой стакан 13 (см. рис. 36) МОДШ. При этом нижний стакан 12 тяги верхней ползуш-

ки перемещается вверх, а верхний стакан 14 тяги нижней ползушки

перемещается вниз. Тяга 27 (см. рис. 32) верхней ползушки и верх­ няя ползушка 2 перемещаются вверх, а тяга 28 нижней ползушки

и нижняя ползушка 8 перемещаются вниз. Качалки ползушек, опи­

раясь на шарниры тяг 4 и 10, поворачиваются и перемещают тя­

ги 3 поводков лопастей верхнего несущего винта вниз, а тяги 11 по­

водков лопастей нижнего несущего винта — вверх. Поводки пово-

74