ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.06.2024
Просмотров: 176
Скачиваний: 2
солнечными лучами для лучшего сохранения лакокрасочного по
крытия необходимо на лопасти надеть чехлы. После окончания летного дня, осмотра и очистки на узлы крепления лопастей пола гается нанести слон смазки для предотвращения коррозии.
Снятые с вертолета лопасти следует хранить в контейнерах, при пх отсутствии хранить лопасти в чехлах. Чехлы должны быть плот но завязаны в комлевой части. Зачехленные лопасти следует укла дывать носовой частью вниз в специальные ложементы на под ставках.
УСТАНОВКА И СНЯТИЕ ЛОПАСТЕЙ
Установку (навешивание) лопастей на вертолет необходимо
производить втроем. Вначале полагается навесить лопасти верхнего
винта в следующей последовательности: лопасти № 1, 2 и 3. Затем в той же последовательности установить лопасти нижнего винта.
Установку производить в следующем порядке:
1.Вынуть лопасти из контейнера, уложить их на мягкую сухую
подстилку или на подставки, удалить излишки смазки с узлов креп
ления и произвести осмотр, приготовить балансировочные грузы.
2.Установить около вертолета стремянку.
3.Удалить с проушин втулки и с корпусов осевых шарниров
излишки смазки и осмотреть проушины; проворачивая за втулку,
повернуть корпус осевого шарнира лопасти № 1 в направлении
стремянки.
4.Вдвоем взять лопасть верхнего винта и подать ее в направ
лении втулки.
5.Стоя на центральном отсеке фюзеляжа, взять лопасть за
комлевую часть и направить ее таким образом, чтобы проушины
узла крепления лопасти вошли в соответствующие прорези корпуса осевого шарнира, а нижние отверстия в проушинах узла и корпуса
осевого шарнира совместились. Вставить конический болт со сто роны носка лопасти в отверстие проушин узла. Обратить внимание на правильность установки лопасти по направлению вращения (ло
пасть должна быть установлена черной поверхностью вниз).
6.Одному из двух человек, держащих лопасть, следует встать на стремянку, а другому подать ему лопасть. Повернуть лопасть
относительно поставленного конического болта так, чтобы верхние
отверстия узла и рукава совпали; вставить второй конический болт со стороны носка лопасти.
7.Установить балансировочный груз на конические болты со стороны тонкого конца, предварительно убедившись в его принад лежности к данной лопасти.
8.Навернуть гайки на резьбовую часть конических болтов со
стороны тонкого конца и затянуть их тарированным ключом. Мо мент затяжки равен 1—2 кгм.
В аналогичном порядке следует производить навешивание вто
рой и третьей лопастей верхнего винта и трех лопастей нижнего винта. Затем необходимо проверить правильность навешивания ло
пастей в соответствии с нумерацией и надежность крепления.
69
Снятие лопастей полагается производить в обратном порядке.
Для съема конических болтов следует пользоваться специальным
съемником, предварительно отвернув ганки на конических болтах
и сняв балансировочные грузы.
А Г л а в а
УПРАВЛЕНИЕ ВЕРТОЛЕТОМ
ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ
Управление вертолетом производится созданием неуравнове
шенных аэродинамических сил и моментов сил относительно трех осей вертолета: продольной х, поперечной z и вертикальной у
(рис. 39). Неуравновешенные аэродинамические силы и моменты
сил вызываются воздействием систем управления на лопасти несу
щих винтов и отклоняемые рулевые поверхности хвостового опере
ния.
Система продольного управления воздействует на лопасти несу щих винтов, вызывает появление силы, действующей вдоль про-
70
дольной оси X (движение вертолета вперед—назад), и появление момента сил (момент тангажа) относительно поперечной осп 2 (пи кирование или кабрирование вертолета).
Система поперечного управления воздействует на лопасти несу щих винтов, вызывает появление силы, действующей вдоль попе речной оси z (движение вертолета вбок), и появление момента сил
(момент крена) относительно продольной оси х (правый или левый
крен вертолета).
Система путевого управления воздействует на лопасти несущих
винтов и на рули направления хвостового оперения, вызывает появ
ление момента сил (момент рысканья) относительно вертикальной
осп у (разворот вертолета вправо-влево).
Система управления общим шагом несущих винтов воздействует
на лопасти несущих винтов, вызывает появление силы, действую
щей вдоль вертикальной оси у (движение вертолета вверх-вниз). Системы продольного и поперечного управления связывают ки
нематическими цепями ручку продольно-поперечного управления с
чпопастями несущих винтов. При отклонении ручки продольно-попе речного управления соответственно наклоняются автоматы переко са, что вызывает циклическое изменение шага лопастей несущих винтов, т. е. в течение каждого оборота несущего винта каждая ло пасть непрерывно изменяет свой угол установки: в некотором ази мутальном положении лопасть имеет минимальный угол установ ки; по мере вращения лопасти от этого положения угол установки возрастает и через пол-оборота лопасти достигает максимального
значения, в течение следующей половины оборота лопасти угол ее
установки уменьшается; к начальному азимутальному положению
лопасть приходит с исходным углом установки. Циклическое изме нение шага лопастей приводит к наклону конуса вращения лопа стей несущих винтов (в соответствии с наклоном автоматов пере коса), а это приводит к появлению неуравновешенной аэродинами ческой силы и момента от этой силы, действующих на фюзеляж вертолета.
Система путевого управления связывает кинематической цепью педали путевого управления с лопастями несущих винтов и рулями направления хвостового оперения. При отклонении педали диффе ренциально изменяется шаг несущих винтов: у всех лопастей одного из несущих винтов угол установки увеличивается, а у всех лопастей
другого несущего винта угол установки уменьшается или наоборот.
Это приводит к неравенству крутящих и реактивных моментов несу щих винтов, что вызывает появление неуравновешенного'-момента, равного разности реактивных моментов несущих винтов, действую
щего на фюзеляж вертолета.
Система управления общим шагом несущих винтов связывает
кинематической цепыо «шаг—газ» с лопастями несущих винтов.
При отклонении рычага «шаг—газ» изменяется общий шаг несущих винтов: все лопасти несущих винтов одновременно изменяют свой
угол установки, что приводит к появлению неуравновешенной аэро динамической силы, действующей на фюзеляж вертолета.
7 1
Все системы управления вертолетом независимы; отклонение
одного из командных рычагов не вызывает отклонения других;
реакция вертолета на отклонение одного из командных рычагов на
всех режимах полета не требует вмешательства отклонением дру
гих.
Для уменьшения усилий на командных рычагах систем управле
ния и для изоляции систем управлений от больших нагрузок, при ходящих с исполнительных органов (лопастей несущих винтов н
рулей направления), в кинематические цепи систем введены необра
тимые рулевые приводы (гидроусилители).
Имитация аэродинамических нагрузок на командных рычагах,
а также уравновешивание командных рычагов в любом отклонен
ном положении осуществляется триммерными механизмами, вклю
ченными параллельно в кинематические цепи систем управления.
Помимо основных систем управления вертолетом, имеются и спе
циализированные системы: управление газом двигателей, управле
ние муфтами сцепления двигателей и управление тормозом несу
щих винтов.
КОНСТРУКЦИЯ И РАБОТА СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
ВЕРТОЛЕТОМ
Всистеме продольного управления (рис. 40) ручка 25 продоль
но-поперечного управления соединена тягой 23 с качалкой 19, уста
новленной в кронштейне, ниже уровня пола кабины, сзади на стенке
шпангоута № 4. К этой же качалке присоединен триммерный меха
низм 21. Качалка 19 соединена тягой 17 с качалкой 15, установлен
ной в кронштейне сверху, сзади на стенке шпангоута № 4. Качал
ка 15 тягой 13 соединена с золотником рулевого привода 11. Шток
рулевого привода через качалку 9, тягу 7, рычаг 5 блока продоль
ного управления автомата перекоса и тягу 3 соединен с нижним
автоматом перекоса.
При отклонении ручки 25 продольно-поперечного управления вперед «от себя» тяга 23 перемещается назад, сжимается пружина нагрузочного триммерного механизма 21, тяга 17 перемещается вверх, тяга 13, золотник и шток рулевого привода 11 перемещаются
вперед, тяга 7, перемещаясь вперед, поворачивает рычаг 5 блока
продольного управления автомата перекоса, а рычаг 5 через тягу 3 наклоняет вперед автомат перекоса 1.
При отклонении ручки 25 продольно-поперечного управления на зад «на себя» звенья проводки управления перемещаются в обрат ном направлении и автомат перекоса 1 наклоняется назад.
Всистеме поперечного управления ручка 25 продольно-попереч
ного управления соединена тягой 24 с качалкой 22, установленной
вкронштейне спереди на стенке шпангоута № 3, под полом кабины.
К этой же качалке присоединен триммерный механизм 26. Качал
ка 22 соединена тягой 20 с качалкой 18, установленной в кронштей
не на стенке шпангоута № 4 выше уровня пола. Качалка 18 соеди
нена тягой 16 с качалкой 14, установленной в кронштейне на стенке
72
57SI S3
Z S3 = s л
а а § S I |
X %- - ^ о 1 3 1 5 2É . Ü |
||
" Я ” |
ч а Э а I 2 |
||
£• оЗга , us |
—5 |
“ . .Ң! В- Л I Oi V |
|
|
й я “ I о^ я о.» a I |
3 |
äg-g-i” •= C г я S '3= 1^ и |
|||
о |
я ■ З^іГІЙ |
I *3$;.-» |
|
<üZ. |
<-5. «и - .. = 3 |
1= о |
Ь І |
ppp**« " ° ! Е £ |
S £ ° |
а Р о. |
|
|
?ЙР |
OJ 5 I I |
шпангоута № 4 сверху. Качалка 14 тягой 12 соединена с золотником рулевого привода 10. Шток рулевого привода через качалку 8, тягу 6, рычаг 4 блока поперечного управления автомата перекоса и тягу 2 соединен с нижним автоматом перекоса 1.
При отклонении ручки 25 продольно-поперечного управления
вправо тяга 24 перемещается вправо, пружина нагрузочного трим-
мерного механизма 26 сжимается, тяга 20 перемещаетсся назад,
тяга 16 перемещается вверх, тяга 12, золотник и шток рулевого
привода 10 перемещаются вперед, тяга 6, перемещаясь вперед, по
ворачивает рычаг 4 блока поперечного управления автомата пере
коса п рычаг 4 через тягу 2 наклоняет вправо автомат пере
коса 1. При отклонении ручки 25 продольно-поперечного управле
ния влево звенья проводки управления перемещаются в обратном
направлении и автомат перекоса 1 наклоняется влево.
В системе путевого управления педали 27 рычагом, посаженным
на ось вращения педали, соединены с тягой 29. К этому же рычагу
присоединен триммерный механизм 28. Тяга 29 соединена с качал
кой 30, установленной в кронштейне на стенке продольной балки
под полом кабины. Качалка 30 тягой 31 соединена с качалкой 32,
установленной в кронштейне сзади, па стенке шпангоута № 4, выше
уровня пола кабины. Качалка 32 соединена тягой 33 с качалкой 34,
установленной |
в кронштейне сверху, |
сзади на стейке шпангоута |
№ 4. Качалка |
34 тягой 35 соединена |
с золотником рулевого при |
вода 36. Шток рулевого привода через качалку 37 и тягу 38 соеди нен с качалкой 39 МОДШ.
От качалки 37 два троса через ролики 51, 52, 53 и направляю
щие по передней левой и боковой левой стенке центрального отсека
и внутри левой хвостовой балки подходят к качалке 54, установлен
ной в кронштейне на стенке первого лонжерона стабилизатора. Ка
чалка 54 своим рычагом, посаженным на ось вращения качалки, соединена с тягами 55 и 56. Тяги 55 и 56 соединены с качалками 57 и 58, установленными в кронштейнах на втором лонжероне стаби лизатора. Качалки 57 и 58 соединены тягами 59 и 60 с рычагами рулей направления 61.
При перемещении правой педали 27 вперед поворачивается ры
чаг, посаженный на ось педали. Тяга 29 перемещается назад и сжи мается пружина нагрузочного триммерного механизма 28. Тяга 31 перемещается назад, тяга 33 — вверх, тяга 35, золотник и шток руле вого привода 36 перемещаются вперед. Качалка 37, поворачиваясь, перемещает тягу 38 вверх и она, поворачивая качалку 39, переме щает вперед тягу 41. Тяга 41 подворачивает резьбовой стакан 13 (см. рис. 36) МОДШ. При этом нижний стакан 12 тяги верхней ползуш-
ки перемещается вверх, а верхний стакан 14 тяги нижней ползушки
перемещается вниз. Тяга 27 (см. рис. 32) верхней ползушки и верх няя ползушка 2 перемещаются вверх, а тяга 28 нижней ползушки
и нижняя ползушка 8 перемещаются вниз. Качалки ползушек, опи
раясь на шарниры тяг 4 и 10, поворачиваются и перемещают тя
ги 3 поводков лопастей верхнего несущего винта вниз, а тяги 11 по
водков лопастей нижнего несущего винта — вверх. Поводки пово-
74