Файл: Вахитов А.Ф. Вертолет Ка-26.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2024

Просмотров: 175

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

рачнвают корпусы осевых шарниров втулок несущих винтов, что изменяет углы установки лопастей: у лопастей верхнего несущего винта углы установки уменьшаются, а у лопастей нижнего несуще­

го впита углы установки увеличиваются (см. рис. 39). Большой

реактивный момент образуется у нижнего несущего винта. Момент,

равный разности реактивных моментов нижнего и верхнего несу­ щих винтов (если смотреть сверху) — действует по направлению ча­

совой стрелки, разворачивает вертолет вправо. При повороте качал­ ки 37 (см. рис. 40) верхний трос, перемещаясь, повернет за правое плечо качалку 54. Рычаг качалки, посаженный на ось качалки, пе­ реместит вправо тяги 55 и 56, что вызовет поворот качалки 57 и 58 и перемещение влево тяг 59 и 60. Тяги 59 и 60 поворачивают вправо рули направления 61.

При перемещении вперед левой педали звенья проводки управ­

ления перемещаются в обратном направлении и вертолет развора­

чивается влево.

общим шагом

несущих винтов рычаг

В системе

управления

«ш аг—газ»

50

своим рычагом 49 соединен

с тягой 48,

а она с ка­

чалкой 47,

установленной

в кронштейне сверху, сзади

на стенке

шпангоута № 4. Качалка 47 соединена с тягой 46, которая, в свою очередь, соединена с золотником рулевого привода 45. Шток руле­ вого привода через качалку 44 и тягу 43 соединен с качалкой 42 об­ щего шага механизма общего и дифференциального шага 40.

При перемещении вверх рычага «шаг— газ» 50 рычаг 49 пере­

мещает вниз тягу 48. Тяга 46, золотник и шток рулевого привода 45

перемещаются назад. Качалка 44, поворачиваясь, перемещает вверх

тягу 43, а она поворачивает качалку 42, которая перемещает вниз

резьбовой стакан 13 (см. рис. 36) МОДШ. Вместе с резьбовым

стаканом переместятся вниз нижний стакан 12 тяги верхней пол-

зушки, верхний стакан 14 тяги нижней ползушки, тяги 27 и 28 (см.

рис. 32), верхняя 2 и нижняя 8 ползушки. Качалки ползушек, опи­ раясь на шарниры тяг 4 и 10, поворачиваясь, перемещают вверх тяги 3 и И поводков лопастей верхнего и нижнего несущих винтов. Поводки поворачивают корпуса осевых шарниров втулок несущих винтов, что изменяет углы установки лопастей (у лопастей верхнего

и нижнего несущих

винтов углы установки увеличиваются (см.

рис. 39).

 

При перемещении

рычага «шаг—газ» вниз звенья проводки

управления перемещаются в обратном направлении и углы уста­

новки лопастей несущих винтов уменьшаются.

 

 

 

В

системе управления газом

двигателей

рычаги

газа

1 и 2

(рис.

41) соединены пружинными тягами 3 и 4

с двуплечими диф­

ференциальными качалками 5 и

6, которые подвешены

па

рычаг

трубы рычага «шаг—газ» 8, к другому плечу качалок 5 и 6 присое­

динены тяги 9 и 10, которые соединены с промежуточными качалка­

ми 53 и 52. Промежуточные качалки связаны с тягами И и 12, ко­ торые соединяются с качалками 13 и 14, установленными в крон­

штейне на правой стенке центрального отсека. К качалкам 13 и 14 присоединены тяги 15 и 16, соединяющиеся с качалками 17 и 18,

75


23

Р и с . 4 L

Схема

систем управления газом двнгателеіі, муфтами сцепления двига­

 

 

 

телей и тормозом несущих винтов.

 

 

 

Управление газом

двигателей:

1. 2 — рычаги газа; 3, 4 — пружинные тяги;

5, 6 — дифференциальные качалки;

7 — тяга кор­

рекции на

рычаге

«шаг-газ»; 8 — рычаг

«шаг-газ»; 9. 10, II, 12 — тяги; 13,

/4 — качалки;

15, 16 — тяги;

17, 13 — качалки; 19, 20 — тяги; 21, 22 — механизмы газа; 23,

24

тяги; 25, 26 —

качалки; 27,

28 — тяги; 29, 30 — рычаги дроссельных заслонок двигателей;

52,

53— качалки

Управление муфтами сцепления двигателей:

31, 32 — рычаги управления; 33 — лимб; 34, 35, 36,

37,

38, 39,

40 — ролики;

41. 12 — рычажно-

роликовые механизмы; 43, 44 — тяги;

45,

46 — рычаги муфт; 54 — ось; 55 — шайба

Управление

тормозом

несущих винтов:

47 — рычаг управления; 48 — ролик; 49 — рычажно-роликовый механизм; 50 — тяга; 51 — рычаг тормоза

установленными в кронштейнах на передней поперечной балке центрального отсека. Качалки 17 и 18 связаны тягами 19 и 20 с ме­ ханизмами газа 21 и 22, установленными на наружных продольных балках центрального отсека.

Механизмы газа через тяги 23 и 24, качалки 25 и 26 и тяги 27

и 28 соединены с рычагами 29 и 30 дроссельных заслонок карбю­

раторов двигателей.

Управление газом двигателей с одновременным изменением уг­

ла установки лопастей несущих винтов производится отклонением

рычага «шаг — газ».

76


 

При

перемещении

вверх

 

 

 

 

 

рычага

«шаг — газ»

8

рычаг

 

 

 

 

 

трубы

поворачивает

диффе­

 

 

 

 

 

ренциальные качалки 5 и 6.

 

 

 

 

 

Они, поворачиваясь

на бол­

 

 

 

 

 

тах крепления тяг 3 и 4, пе­

 

 

 

 

 

ремещают вверх тяги 9, 10,

 

 

 

 

 

11 и 12, а качалки

13 и 14

 

 

 

 

 

перемещают

вправо

тяги

15

 

 

 

 

 

и

16.

При этом

тяга

19

пе­

 

 

 

 

 

ремещается

назад, тяга 23 —

 

 

 

 

 

влево,

тяга

27 — вниз, тяга

 

 

 

 

 

20 перемещается вперед, тя­

 

 

 

 

 

га

24 — влево,

 

тяга

28

 

 

 

 

 

вниз. Тяги 27 и 28 поворачи­

 

 

 

 

 

вают

рычаги 29

и 30 дрос­

 

 

 

 

 

сельных

заслонок в сторону

 

 

 

 

 

увеличения

открытия

засло­

 

 

 

 

 

нок,

мощность

 

двигателей

 

 

 

 

 

возрастает.

Одновременно

 

 

 

 

 

увеличиваются

углы

уста­

 

Управление

тормозами колес:

новки

 

лопастей

 

несущих

Рис. 42.

винтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

/ — ручка

продольно-поперечного

управления;

 

 

 

 

управление

2 — рычаг тормозов колес;

3 — фиксатор рыча­

 

Синхронное

 

га; 4 — трос;

5 — кронштейн; 6 — вннт-упор:

газом

обоих

двигателей

без

7 — качалка; 8 — пружина;

9 — редукционный

 

 

 

 

клапан

изменения

углов

 

установки

 

 

 

 

 

лопастей

несущих винтов (корректировка

по оборотам)

произво­

дится вращением рукоятки коррекции на рычаге «шаг — газ». При

вращении рукоятки коррекции на рычаге «шаг — газ» 8 под дей­

ствием перемещающейся тяги 7 поворачивается труба с рычагом. Рычаг поворачивает дифференциальные качалки 5 и 6 на болтах крепления пружинных тяг 3 и 4. Поворот качалок 5 и 6 вызывает перемещение тяг 9 и 10. Дальше движение передается по цепи уп­ равления газом двигателей так же, как и в случае управления га­ зом двигателей с одновременным изменением углов установки ло­

пастей несущих винтов.

Раздельное управление газом каждого двигателя без изменения

углов установки лопастей несущих винтов производится перемеще­ нием рычагов газа. При перемещении рычага газа 1 или 2 вперед

перемещается назад пружинная тяга 3 (или 4) и поворачивается дифференциальная качалка 5 (или 6). Качалка 5 (или 6), повора­ чиваясь на болте крепления к трубе рычага «шаг—газ» 8, переме­

стит вверх тягу 9 (или 10). Дальше движение передается по цепи

управления газом двигателей так же, как и в случае управления

газом двигателей с одновременным изменением углов установки ло­

пастей. Дроссельная заслонка того или другого двигателя откроется,

мощность двигателя возрастет.

Система управления муфтами сцепления и тормозом винтов (см. рис. 41) включает в себя: пульт управления; рычаги управления

77


муфтами сцепления; рычаг управления тормозом винтов; проводку управления.

Пульт управления закреплен иа потолке кабины. Он состоит из корпуса, трех рычагов с роликами, стопорных пластин и направляю­ щих роликов. Два крайних рычага 31 и 32 с роликами служат для управления муфтами сцепления левого и правого двигателей, сред­ ний рычаг 47 с роликом — для управления тормозом несущих вин­ тов. Ролики вращаются на подшипниках. На каждом ролике трос закреплен с помощью шариковой заделки.

С пульта управления отходит шесть тросов (с каждого ролика

по два) на ролики. Ролики сгруппированы в два блока. В правом

блоке находятся два ролика 35, в левом — четыре 36. На правый

блок идут тросы от правого рычага 31 управления муфтой сцепле­

ния правого двигателя, на левый — от левого рычага 32 управления

муфтой сцепления левого двигателя и от рычага 47 управления

тормозом винтов. С правого блока тросы идут поперек вертолета на

блок из двух роликов 37, установленный в кронштейне на потолке

кабины. Далее тросы идут вдоль продольной балки на блок из двух

роликов 39, установленный в кронштейне, а затем тросы идут к ры­ чажно-роликовому механизму 41.

Управление муфтой сцепления левого двигателя аналогично.

Проводка управления к тормозу несущих винтов до роликов 38

проходит через те же блоки роликов, что и проводка к муфте сцеп­

ления левого двигателя. С роликов 38 по роликам 48 проводка

управления идет к рычажно-роликовому механизму 49 и через тя­

гу 50 к рычагу 51 тормоза винтов.

Рычаги управления муфтами сцепления имеют три фиксирован­

ных положения: «Муфта выключена»; «Фрикционная муфта вклю­

чена»; «Жесткая муфта включена».

Движение от рычагов 31 и 32 передается тросами через направ­

ляющие ролики к рычажно-роликовым механизмам 41 и 42 про­ водки управления соответственно правой и левой муфтами сцепле­ ния двигателей. Конструкция муфты сцепления обеспечивает после­ довательное включение фрикционной и жесткой муфт по мере

перемещения рычага управления.

При переводе рычага управления из положения «Муфта выклю­ чена» в положение «Фрикционная муфта включена» включается фрикционная муфта. При дальнейшем перемещении рычага до от­ метки «Жесткая муфта включена» включается жесткая муфта правого или левого двигателя. Выключение муфты происходит в обратном порядке. В случае отключения или внезапной остановки

двигателя при работающем несущем винте будет работать обгон­

ная муфта, установленная в моторном редукторе. Рычаг 47 управ­

ления тормозом несущих винтов имеет два фиксируемых положе­

ния: «Расторможено» и «Заторможено». От рычага 47 управления тросами через направляющие ролики 36, 38 и 48 движение пере­

дается к рычажно-роликовому узлу 49, далее через тягу 50 к рыча­ гу 51 тормоза. При перемещении рычага из положения «Растормо­ жено» в положение «Заторможено» включается колодочный тормоз

78


несущих винтов. При обратном движении рычага несущие впиты растормаживаются. На рычаге управления тормозом имеется упор, исключающий включение муфт сцепления при заторможенных вин­ тах. В положении «Выключено» рычаги управления 31 и 32 муфта­ ми сцепления удерживаются пружинными фиксаторами.

Управление тормозами колес (рис. 42) осуществляется от ры­ чага включения тормоза на ручке продольно-поперечного управле­ ния. От рычага трос в боуденовской оболочке подходит к качалке, шарнирно закрепленной на кронштейне редукционного клапана.

При нажатии на рычаг вытягивается трос и поворачивается качал­

ка, которая упорным винтом нажимает на шток клапана. Клапан

открывается и пропускает воздух в тормозные цилиндры. В конце хода рычаг 2 захватывается зубом фиксатора, что удерживает ры­

чаг в положении «Заторможено». Растормаживание колес осу­

ществляется нажатием на рифленую поверхность фиксатора.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Осмотр. Откройте крышки люков для обеспечения доступа к

узлам и проводке: продольного и поперечного управления, управ­

ления общим шагом винтов, путевого управления, а также управ­

ления газом двигателей, муфтами сцепления, тормозом несущих винтов и тормозами колес шасси.

При осмотре систем управления необходимо проверить:

1. Нет ли трещин и ослабления крепления кронштейнов; нет ли

на трубах тяг трещин, вмятин, царапин и забоин.

2.Радиальные люфты шарнирных соединений (они не должны превышать 0,1 м м ).

3.Резьбовые регулируемые наконечники в тягах должны пере­

крывать контрольные отверстия и в окончательно отрегулирован­

ной системе обеспечивать возможность регулировки не менее чем

на два оборота в каждую сторону.

4. Нет ли заклинивания шарниров в среднем и крайних положе­

ниях проводки управления (проверить, поворачивая тяги вокруг их осей).

5.Затяжку контровочных гаек и контровку гаек шплинтами и шайбами.

6.Легкость вращения подшипников качалок и роликов, они

должны вращаться легко, без заеданий и на требуемые утлы.

7.Нет ли погнутости и трещин в ограничителях тросов (зазор между ограничителем и ребордой ролика не более 0,6 мм для тросов

диаметром 1,8 мм и не более 1,0 мм для тросов диаметром 3 мм,

минимально допустимый зазор-— 0,15 мм).

8.Нет ли износа роликов (допустимый износ ролика на глубину

не более половины диаметра троса по центру канавки и на глубину не более 0,8 мм — по реборде).

9.Нет ли выпрессовки подшипников из корпусов роликов. Вы-

прессовку подшипников следует определять покачиванием ролика

на оси: нет ли заершенности и коррозии тросов..

79