ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.06.2024
Просмотров: 141
Скачиваний: 1
(рис. 1.8). Универсум — прямая линия /, содержащая АВ. От метим еще множество N — точки отрезка CD. Рисунок показы вает, что М п N—0. Абсолютным дополнением для М служит совокупность точек, лежащих на прямой / и не входящих в от резок АВ. Сходным образом выглядит абсолютное дополнение для множества N.
Изменим теперь универсум, отождествив его с точками плоскости а, проходящей через I. Тотчас меняется и абсолют
ное дополнение множеств М и N. Точки |
всей |
плоскости |
а, за |
|||||
исключением |
точек отрезка АВ |
или CD, |
составляют |
это |
абсо |
|||
лютное дополнение. Расширим |
множества |
М |
и N, |
предполо |
||||
жив, что в состав их входят все точки круга, |
расположенного |
|||||||
в плоскости а и содержащего отрезок АВ |
(или |
соответственно |
||||||
отрезок CD) |
в качестве хорды. Это, конечно, |
приведет |
снова |
|||||
к изменению |
абсолютных дополнений, |
но |
для |
нас |
особенно |
важно отметить сейчас другое обстоятельство. Пересечение за
данных множеств |
при универсуме |
а |
не пусто: |
М П N=R |
|
(см. рис. 1.8). Пересечение |
тех же множеств при |
универсуме |
|||
/ — пусто. В самом |
деле, |
универсум |
/ |
--является |
подмноже |
ством, или сечением, универсума а. И полученные внутри /
подмножества, или сечения, множеств М и JV |
(отрезки АВ и |
|
CD) обладают иными свойствами, чем целые множества М и N |
||
внутри |
а. |
|
Мы |
рассмотрели здесь простейшую операцию — пересече |
|
ние множеств. Однако все сказанное сохраняет |
свое значение |
|
и для |
более сложных действий, основанных на |
использовании |
объединений, пересечений, включений и абсолютных дополне ний. Такие действия составляют предмет изучения в алгебре
множеств |
[10, |
И]. Например, |
алгебра |
вводит |
представление |
||||
о симметрической разности |
M + N |
двух |
множеств, |
которая |
|||||
определяется соотношением M + N= |
(М — JV)U (JV— М). Здесь |
||||||||
(М — N)— |
относительное дополнение N до М, или разность М |
||||||||
и /V, — есть совокупность элементов М, |
не входящих в |
N. |
|||||||
Конкретные |
результаты алгебраических |
операций, |
произво |
||||||
димых над мыслимыми |
множествами, |
имеют |
относительное |
||||||
значение. |
Их |
истинность |
может быть |
гарантирована |
только |
||||
в пределах |
установленного |
|
универсума. |
|
|
|
|
Прибегая к намеченной выше аналогии, стоит попытаться обобщить и распространить эти соображения на случай уни версума научных теорий, инвариантной неопределенности и различных аспектов реальности.
22
|
§ 3. И н ф о р м а ц и я |
|
|
|
|||
1. Пусть имеется |
конечное |
множество {хи |
|
|
х2...хп}. |
||
Имеется — это значит, что все элементы |
его заранее |
известны. |
|||||
Выделим один элемент — Xj. Выполнив |
это действие, |
мы |
пере |
||||
даем некоторую |
информацию. |
|
|
|
|
|
|
Выделить элемент множества можно самыми различными |
|||||||
способами, зависящими прежде всего от характера |
заданного |
||||||
множества. Если, например, множество |
{х{ .. . хп) |
—это |
сово |
||||
купность букв |
русского |
алфавита |
и выделяется |
буква |
О, то |
можно произнести эту букву вслух; записать ее на бумаге рус ским или каким-либо другим шрифтом или, вообще, условным обозначением; отметить ее количеством ударов, обозначающих ее порядковый номер в алфавите, и т. п. В любом случае для выделения элемента множества используется какое-то кон
кретное действие, которое принято именовать сигналом. Любая |
||
информация передается |
посредством |
сигналов. |
С помощью сигналов |
сообщаются |
между собою две ин |
станции: одна создает или передает сигнал, другая его воспри нимает. Говорить и мыслить об информации имеет смысл лишь
при наличии этого условия, при наличии двух |
сторон, которые |
|
этой информацией |
обмениваются. |
множество М{ — |
2. Рассмотрим |
три множества. Первое |
совокупность букв русского алфавита. Второе множество М2 — страницы учебника, содержащего всего 512 страниц. Третье множество М3 — поля шахматной доски. Выделим по одному
элементу в каждом из указанных |
множеств, |
т. е. передадим |
три порции информации: / ь / 2 , / 3 . |
Можно ли |
как-то количе |
ственно сравнить затраченные при этом усилия?
В практическом, в физическом смысле такое сравнение, оче видно, невозможно или оно будет носить совершенно случай ный характер, так как будет зависеть от способа передачи сиг налов. Например, указывая букву, произнесем ее; указывая страницу, откроем книгу (предварительно перелистав ее) в нужном месте; указывая поле шахматной доски, поставим на пего шахматную фигуру. Сравнивать между собою (да еще ко личественно!) эти физические действия трудно и нецелесооб разно. Но если отвлечься от внешних различий и обратить вни мание на то, что в первом случае имеем множество, содержа
щее |
32 элемента, |
во втором |
случае — 5 1 2 элементов, |
в тре |
|
тьем |
случае — 64 |
элемента, |
то на поставленный вопрос есте |
||
ственно ответить следующим |
образом: J\<Jz<h- |
Такая чисто |
|||
математическая оценка передаваемой информации, |
завися- |
23
щая не от реальных особенностей ситуации, а исключительно от «размеров» заданного множества, часто оказывается полез ной и находит себе применение в науке и технике.
3. Когда количественно сравниваются между собою две ве личины, то, кроме вопроса «что больше и что меньше?», возни кает вопрос «во сколько раз больше или меньше?» Для того чтобы ответить на эти вопросы, нужно ввести масштабную еди ницу и условиться, как с ее помощью производить измерения. В качестве масштаба принимают обычно ту информацию, ко торая будет передана после выделения одного элемента из множества, содержащего всего два элемента. Выглянув, на пример, в окно, устанавливаем, идет дождь или нет, и получаем таким образом одну единицу информации. Исходное множе ство здесь включает в себя два элемента:
1) |
дождь идет; 2) |
дождя |
нет. |
|
|
|
Разумеется, выбор масштабной единицы условен. Подобно |
||||||
тому |
как в геометрии |
можно |
принять за |
единицу |
1 см |
или |
100 см — \ м ит. д., так |
и в данном случае допустимо |
было |
на |
|||
звать |
единицей информацию, |
полученную |
при выделении |
од |
ного элемента из десятка, из сотни, из пяти сотен и пр. Ука
занный выше |
масштаб |
именуется |
битом (1 бит) |
и |
подсказан |
|||||
практикой. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Измерение |
информации установленным масштабом произ |
|||||||||
|
|
водится |
в следующем порядке. |
|||||||
|
|
Разобьем заданное |
|
множество |
||||||
|
|
М={хь |
|
хп) |
на |
|
подмноже |
|||
|
|
ства Мь |
М2, |
• •., |
М„.2, |
каждое |
||||
|
|
из которых |
содержит |
два |
эле |
|||||
|
|
мента. Например, M\={Xi, |
Xj). |
|||||||
|
|
Из элементов Ми |
..., |
Мп |
соста |
|||||
|
|
вим новые подмножества N\, |
..., |
|||||||
|
|
Nv, |
также содержащие |
по |
два |
|||||
|
|
объекта. |
Например, |
|
Ni={Mh, |
|||||
|
|
Mi). |
Эту |
процедуру |
продолжа |
|||||
|
|
ем до тех пор, пока |
полученные |
|||||||
р |
. 9 |
два |
элемента Si |
и S2 |
не |
исчер- |
||||
|
и с ' " |
пают |
исходное |
множество: |
||||||
M = { S b S2 }. Наглядная иллюстрация для случая п = 1 6 |
приво |
дится на рис. 1.9. Тогда любой элемент Xi можно выделить, указав сначала подмножество Sj, затем подмножества Рь, Qi и т. д., вплоть до х{. На выбор каждого подмножества затрачи вается, очевидно, один бит информации. Общее количество ин формации определяется числом /„ = log2 п. Этот факт непеь 24
средственно |
подтверждается |
геометрической |
схемой |
||||
(рис. 1.9). |
|
|
|
|
|
|
|
Итак, для |
измерения |
количества |
информации, которую |
до |
|||
ставляет |
сигнал, выделяющий один |
элемент |
множества |
{х{ . .. |
|||
х „ } , нужно подсчитать |
величину логарифма |
от числа |
п |
при |
|||
основании |
2. |
|
|
|
|
|
|
4. Способ измерения |
количества |
информации, как и выбор |
масштабной единицы, тоже, конечно, условен. Можно было бы при сохранении масштаба объявить мерой информации / чи сло я/2 или У/г ит. п. Предложенный выше способ подсказан практикой. В его удобствах легко убедиться, решая различные конкретные задачи.
З а д а ч а 1. В одном соревновании участвуют 16 человек, в другом 8. Какую информацию доставляет сообщение о побе дителях соревнований?
Р е ш е н и е . log2 16 = 4; |
log2 8 = 3; 4 + 3 = 7 бит. |
исходов |
Действительно, общее |
количество возможных |
|
обоих соревнований равно 16X8=128; log2 128 = 7. |
каждая |
|
З а д а ч а 2. Имеется ряд электрических лампочек, |
из которых может быть зажжена или потушена. Сколько нуж но иметь лампочек, для того чтобы передавать с их помощью календарные сведения о числах текущего месяца?
Р е ш е н и е . Каждый месяц включает в себя не более 31 дня; log"2 31 ^ 4 , 9 бит. Каждая лампочка передает 1 бит информа ции; 4,9 : 1 = 5 лампочек.
Действительно, ряд из пяти загорающихся и гаснущих лам почек позволяет набрать 32 различные комбинации сигналов, любой из которых согласно условию может обозначать некото рое число от 1 до 32.
Попытка |
решить те же самые задачи при использовании ка |
|
кого-нибудь |
другого способа измерения информации, напри |
|
мер на основе |
критерия j = n/2, приводит к затруднениям. |
|
В первой задаче |
имеем 16:2 = 8; 8:2 = 4; 128 : 2 = 64. Следова |
тельно, из двух чисел 8 и 4 нужно с помощью каких-то действий получить третье число — 64.
Во второй задаче получаем 31 : 2 = 15,5; 2 : 2 = 1 . Следова тельно, из двух чисел 15,5 и 1 нужно с помощью каких-то дей ствий получить число 5. Простого пути для объяснения этих двух и других возможных ситуаций не усматривается.
Пользуясь указанными приемами и возвращаясь к вопро су, поставленному в 1.3.2, можем теперь ответить на него вполне определенно: /1 = 5 < / з = 6</г = 9.
5. Подсчитывая количество передаваемой информации, по-
25
лезно отличать абстрактную и реальную стороны вопроса, тео
рию и |
практику. |
|
|
|
|
|
|
||
С практической точки зрения, любое совершающееся собы |
|||||||||
тие доставляет некоторую информацию, количество |
которой |
||||||||
может |
быть |
подсчитано по установленным правилам. |
Нужно |
||||||
только |
знать |
предварительно, какие |
другие |
события |
могли |
||||
произойти |
вместо |
совершившегося |
на |
деле; |
иными словами, |
||||
нужно |
иметь, как |
было сказано |
(3.1.1), исходное |
множество |
|||||
{хх . , . хп). |
В задаче 1 вместо победителей X |
и Y |
могли быть |
||||||
названы победителями N и Т, или К и L и т. д. (всего |
128 ва |
риантов). В задаче 2 вместо даты 16 марта могли быть отме чены 22, 23, 5 .. . марта и другие даты (всего 31 вариант). Очень часто на практике выявление исходного множества не вызывает никаких затруднений и не порождает сомнений.
Вместе с тем, рассуждая теоретически, невозможно, конеч но, ответить на вопрос «какие другие события могли произойти вместо совершившегося на деле?» Невозможно, следователь но, очертить исходное множество, а поэтому невозможно и под считать количество переданной информации.
«Других» допустимых событий, теоретически говоря, всегда бесконечно много. Например, в задаче 1 вместо победителей X и Y могли быть названы X, Y и N, или X, N и Y, L . Исключе ние этих вариантов достигается подразумевающимся усло вием, что в каждом соревновании возможен лишь один побе дитель. Подразумевается также, что имеется лишь один способ определения победителей соревнований и что поэтому получен ная информация не имеет никакого отношения к способам оценки показанных спортсменами результатов. Кроме того, подразумевается, что проводятся только два соревнования, а не несколько параллельно проходящих игр (п групп по 16 че ловек и п групп по 8 человек) и, следовательно, полученная информация не имеет никакого отношения к выбору группы соревнований. Вообще вся эта ситуация приобретает знакомые уже очертания, если учесть, что условие задачи представляет собой определение некоторого объекта, подлежащего дальней шему изучению (оценке, измерению, расчету и т. д.). Значит, условие задачи обладает характерными свойствами определе ний (см. § 1) со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Поэтому никогда не нужно забывать, что данное событие и доставляемая им информация связаны между собой не бо лее, чем данный предмет и скорость его передвижения. Ско рость движения выражает не свойство предмета, а взаимоот ношение предмета и наблюдателя или предмета и системы от26