ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.06.2024
Просмотров: 140
Скачиваний: 1
счета. Выбрав одну систему отсчета, приписываем предмету одну скорость; выбрав другую систему отсчета, приписываем ему другую скорость. В частности, отождествив предмет с си стемой отсчета, можем считать, что он находится в покое. Иными словами, наблюдателю удается измерить и количест венно выразить не абсолютную скорость, а относительную; удается зафиксировать только разность в поведении двух не посредственно данных реальностей: системы отсчета и движу щегося предмета.
Так же точно и при измерении количества передаваемой информации удается зафиксировать не абсолютную, а лишь относительную информативность события, прямо связанную с системой отсчета, присущей наблюдателю. В одной системе от счета событие может доставлять большое количество инфор мации, в другой системе отсчета его информативность может быть равна нулю. Числом log2 n измеряется разность двух со стояний, имевших место до наступления и после наступления данного события.
6. Предположим, что событие хг- доставляет информацию двум наблюдателям. Первый наблюдатель получает 5 бит информации. Второй наблюдатель получает 1 бит информации. Спрашивается, который из них лучше подготовлен к восприя тию события, обладает большими знаниями?
Поскольку термин «информация», даже в том своем мате матическом аспекте, в котором он обычно используется в со временной научной и технической литературе, близок но смыс лу к терминам «сообщение», «сведения», «знания» и т. п., по стольку сформулированный вопрос представляется вполне за конным. И действительно, этот вопрос возникает и обсуждается многими авторами с различных точек зрения (см., например [12—17]). Приходится признать, что обсуждение его приносит не слишком много ясности. Причины этого явления заслужи вают пристального внимания.
Пусть имеется двадцать сортов яблок и двенадцать сортов груш. Событие Xi заключается в выявлении плода, принадле жащего к указанному ассортименту. Специалист-агроном, умеющий различать все сорта, получит при этом 5 бит инфор мации. Несведущий покупатель, умеющий отличать лишь яб локо от груши, получит 1 бит информации. Следовательно, при прочих равных условиях количество полученной информации возрастает вместе с возрастанием подготовленности и знаний наблюдателя.
Рассмотрим теперь другой пример. В беговых соревнова-
27
ниях участвуют 32 лошади. Событие х, заключается в выявле нии рысака, показавшего самые лучшие результаты. Несведу щий зритель, узнав призовой результат, получит, очевидно, 5 бит информации. Специалист-коневод, хорошо знающий уча стников соревнования и предвидящий, что серьезная борьба за первое место может разыграться только между двумя ло
шадьми, |
далеко превосходящими |
всех других |
по своим |
бего |
|
вым качествам, получает в конце соревнований |
1 бит инфор |
||||
мации. Значит, при прочих равных условиях, количество |
полу |
||||
ченной информации |
убывает по |
мере возрастания подготов |
|||
ленности |
и знаний |
наблюдателя. |
|
|
|
Эти два прямо противоположных вывода отражают диалек тику процессов познания и служат причиной трудностей, воз никающих при обсуждении поставленного выше вопроса. Они отражают, разумеется, и диалектику самого понятия «знание». Знание как движение вперед, как выявление новых признаков и условий, как приобщение к бесконечности всегда связано с первым вариантом (больше знаний — больше информативность событий). Знание, как закрепление усвоенного, как обраще ние к инвариантной неопределенности (1.1.5), как погружение в конечное связано со вторым вариантом (больше знаний — меньше информативность событий). В реальной действитель ности приходится иметь дело и с той и с другой стороной про цесса познания. Практически важно избежать здесь всякой односторонности и усвоить, что всякое конкретное знание яв ляется одной из граней, формирующих область невежества.
7. Если имеется в виду бесконечное множество {xi . . . со} и выделяется один его элемент х,, то согласно данному выше определению количество доставляемой информации оказы вается бесконечно большим. На практике с такими ситуациями встречаться никогда не приходится. Вся поступающая инфор мация проходит через органы чувств (или через имитирующие их автоматические устройства), а органам чувств доступно лишь конечное множество отличимых друг от друга сигналов.
С бесконечными множествами мы имеем дело в отвлече ниях, чаще всего в математических рассуждениях. Но выде лить элемент такого множества все равно никогда не удается. Например, плоскость содержит бесконечное множество точек. Выделим одну из них, отметив ее карандашом на листе бу маги. В таком случае речь пойдет уже не о плоскости, а о листе бумаги или о поле зрения, которое, как уже было ска зано, содержит конечное число элементов.
Назовем какое-нибудь число. А^ожет показаться, что таким
28
способом нетрудно выделить элемент бесконечного множества. Однако множество чисел ограничено множеством существую щих их названий; название числа «акрильои» не несет никакой информации, так как слово «акрильон» просто никому не из вестно. Если же вместо названия числа использовать косвен ное его описание (например, «два в степени миллион»), то речь пойдет о множестве всех чисел, поддающихся словесному описанию. Несмотря на огромные размеры этого множества, оно все же конечно. Нельзя также записать в символах любое число, так как здесь окажут влияние ограничения в количестве известных символов, в обозримости этих символов, во времени их написания и т. д.
Иногда высказывается мнение, что математические утвер ждения несут в себе бесконечное количество информации (см., например [15]). Для обоснования этого мнения рас смотрим теорему: «В прямоугольном треугольнике квадрат ги потенузы равен сумме квадратов катетов». Поскольку теорети чески можно предположить бесконечное множество различных соотношений, связывающих между собой размеры гипотенузы и катетов в прямоугольном треугольнике, а теорема выделяет из этого множества одно единственное соотношение, постоль ку ее содержание доставляет, очевидно, бесконечно много ин формации.
Более тщательный анализ показывает, однако, что теорему Пифагора следует рассматривать либо как случайный, хотя и осмысленный набор слов, либо как научный вывод, обоснован
ный соответствующей системой |
аксиом и |
логических |
правил. |
В первом случае она является |
элементом |
конечного |
множе |
ства, состоящего из всевозможных наборов слов, и доставляет конечное количество информации. Во втором случае теорема с необходимостью вытекает из своех предпосылок, она порож дена научным знанием, научным предвидением и потому вооб ще не содержит в себе никакой информации (ср. рассуждение о- конных соревнованиях в разделе 1.3.6).
Итак, несмотря на важную роль, которую бесконечные мно жества играют в научных и прежде всего в математических по
строениях, практика |
оперирует лишь с конечными множест |
|
вами и конечными |
порциями передаваемой |
информации. |
8. В то же время легко указать примеры таких сообщений, информативность которых подсчитать невозможно. Не потому невозможно, что это практически трудно или требует слишком больших затрат времени, а потому что не существует фор-
29
мальной процедуры, позволяющей выявить размеры исходного множества.
Назовем какое-нибудь число, например 5. Какую информа цию приносит это сообщение, как велико исходное множество чисел? Формальный перебор всех названий чисел и всех их словесных описаний ничего не даст, так как здесь мы неиз бежно будем сталкиваться с математическими определениями, а поиски смысла этих определений поведут нас в бесконеч ность (§ 1.1). Поэтому всякое конкретное утверждение отно сительно размеров исходного множества может быть подверг нуто сомнению и в конце концов опровергнуто.
Вернемся к задаче 1 (1.3.4). Какую все же информацию доставляет сообщение о победителях соревнований? Было уже отмечено, что размеры исходного множества зависят от систе мы отсчета. Никаких формальных оснований для предпочти тельного выбора одной системы отсчета из числа всех других не видно. Следовательно, и здесь подсчет количества инфор мации не может быть завершен и неограниченное продолже ние процедуры уводит нас в бесконечность. В свете этих сооб ражений операции с бесконечными множествами представля ются неустранимым проявлением реальности и всякий подсчет количества информации базируется фактически на сопоставле нии бесконечных структур.
9. Выводы двух предыдущих разделов полезно подкрепить какой-нибудь аналогией. В данном случае хороший материал для сравнения дает измерение интервалов времени. Практике доступно измерение лишь конечных интервалов времени. Лю бой наблюдатель, измеряющий время, имеет свою систему от счета, в которой он может зарегистрировать и количественно оценить протекший промежуток времени.
С другой стороны, невозможно ответить на вопрос: «Какое время зафиксировано событием, происшедшим 17 сентября 1937 года?» Всякое конкретное утверждение относительно дли тельности промежутка времени, определяемого этим событием, может быть подвергнуто сомнению и в конце концов опроверг нуто. Никаких формальных оснований для предпочтительного выбора одной системы отсчета времени по сравнению с другой системой отсчета не видно. Последовательный перебор этих систем отсчета уводит в бесконечность. Приходится признать, что операции с бесконечными промежутками времени являются неустранимым проявлением реальности и всякий подсчет дли тельности интервалов времени базируется фактически на со поставлении бесконечных структур.
30