Файл: Брук С.И. Основы взаимозаменяемости и технические измерения учеб. пособие с элементами программир. обучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2024

Просмотров: 152

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Графическое построение посадки см. на рис. 22, б. Предельные значения зазора:

z6 = АВА - АНВ = - 0 , 0 3 5 - (-0,020) = - 0 , 0 1 5 ; zM = Ан А — АаВ = - 0 , 0 6 5 - 0 = - 0 , 0 6 5 .

Отрицательное значение полученных зазоров указывает на то, что в действительности имеют место натяги: наибольший натяг s6 = —zM -= 0,065; наименьший натяг sM = —z6 = 0,015.

 

 

Рис.

22. Поля

допусков

-да»

-0.020

посадок (к пр. 4—6, гл. I I ) .

а — к

JV5 4 ; б— Кг

5; в — М б .

 

 

 

У/7///Л

-0,065

Проверим правильность решения.

Допуск отверстия 8А = АВА — АНА = —0,035 — (—0,065) =

= 0,030.

 

 

 

 

 

 

Допуск вала =

А в 5

АНВ

=

0 — (-0,020)

= 0,020.

Допуск посадки 6z

=

z6 — zM

=

—0,015 — (—0,065) = 0,050.

Сумма допусков отверстия и вала

8А + 8В =

0,050.

Значит, тождество

8z

=

6^4 +

выполнено. Следовательно,

вычисление произведено

правильно.

 

 

№ 6. Найти предельные значения зазора (или натяга) в сопря-

жении цилиндрических поверхностей

0 1 3 0 ( р и с . 22, в).

Р е ш е н и е . Заданная посадка

I

является комбинированной.

Предельные отклонения отверстия заданы в системе вала по классу

2а,

а предельные отклонения вала заданы в системе отверстия

по

классу 2.

67


 

Предельные

 

отклонения

отверстия

0 1 3 0 Т 2 а

 

=

0130^о,о&|.

 

Предельные

отклонения вала 0 130П

=

0

130

±

0,014.

 

Графическое

построение

посадки

см. на

рис. 22, в.

;

 

Предельные

значения

зазора:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2б

=

Д В А -

Д н 5 =

+0,008 -

(-0,014) =

+0,022;

 

 

 

-

zH

=

Д Н А -

Д В Б = _ 0 , 0 5 5 — (+0,014) =

- 0 , 0 6 9 .

 

 

Следовательно, полученная посадка относится к группе пере­

ходных с наибольшим зазором z6

=

0,022 и наибольшим

натягом

«б

=

- z „

=

0,069.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка решения: =

0,063, 85 =

0,028, +

65

= 0,091;

6z

=

z6

zK

=

0,091.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ 7. В соединении 0

240 отверстие расточено по А3 . С какими

предельными

отклонениями

( Д в 5 а И

Д н 5 ) следует обработать вал,

чтобы

в

соединении

получился

8азор в пределах

0,2—0,4 лш?

 

Р е ш е н и е .

По

таблицам ГОСТ находим предельные откло­

нения

отверстия: 0 240А3

=

0

240+0 -0 9 .

 

 

 

 

отклонения

 

По формулам (11) и (12) определяем предельные

вала:

 

 

 

Д н

5 = Д В

 

 

^

+0,09 - 0,40 =

- 0 , 3 1 ;

 

 

 

 

 

 

А -

z6

=

 

 

 

 

 

 

 

 

Д в 5 == Д Н Л — zM = 0 — 0,2 = —0,20.

 

 

 

 

Следовательно,

вал

должен

быть

обработан

 

по

размеру

0

240=8;??.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка: допуск отверстия ЬА =

0,09, допуск вала 65 0,11.

Сумма допусков

+

65

=

0,2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Допуск

зазора

6z

 

=

2б

zM

=

0,4

0,2

=

0,2.

 

 

№ 8.

В соединении 0

85 отверстие обработано по системе вала

с полем допуска Д. Определить стандартное поле допуска на вал для получения посадки с зазором, изменяющимся в пределах,

близких к 0,10—0,18 мм.

 

 

 

 

Р е ш е н и е .

По таблицам ГОСТ находим предельные откло­

нения на отверстие: 0 85Д

= 85#,'$2.

 

Определяем

требуемые

предельные

отклонения вала:

Д в 5

=

Д н л zM

=

+0,015 -

0,100 =

- 0 , 0 8 5 ;

Д н 5

=

Д в л z6

=

+0,050 — 0,180 =

- 0 , 1 3 0 .

По таблицам ГОСТ в

системе отверстия или в системе вала

подбираем поле допуска на вал, имеющее предельные

отклонения

наиболее близкими к полученным расчетным данным.

 

Таковым оказывается

поле допуска J I , ибо вал

0 85Л =

=0 85=Ш .

Значит, действительные предельные значения зазора полу­ чаются равными

z6 = Д В Л - Д н 5 = +0,050 - (-0,125) = +0,175; z„ = Д„4 — Д в 5 = +0,015 - ( - 0,080) = +0,095,

68


что достаточно близко соответствует заданным предельным значе­

ниям зазора zd = 0,18 и

= 0,10.

Подобные примеры легко также решаются графически.

№ 9. Вал номинальным диаметром 100 мм обработан по системе

вала 4-го класса точности. Подобрать одну из основных посадок

так, чтобы получить

зазор примерно в пределах от 0,2 до 0,7 мм.

Р е ш е н и е .

По таблицам ГОСТ найдем предельные отклоне­

ния вала 0 1 0 0 В 4 =

0 Ю О _ О ) 2 3 .

Предельные

отклонения отверстия определим графически

(рис. 23). Для этого, проведя нулевую линию, отложим от нее вниз

поле

допуска вала, имеющего предельные отклонения Дв2? = 0

и А„В

= 0,23.

 

+0Л7

 

 

 

 

 

 

 

 

0,23

 

 

 

 

Рис. 23. Построение полей допусков

(к пр. № 9,

гл. I I ) ,

 

 

 

 

 

1 — на отверстие; 2

на

вал.

 

 

 

 

От нижней границы поля допуска вала отложим вверх

отрезок

z6

=

0,7 и от верхней границы (т. е. нулевой линии) —

отрезок

zM

=

0,2. Полученные две горизонтальные линии

ограничивают

искомое поле допуска отверстия.

 

 

 

 

 

 

 

Согласно построению находим АЪА

 

=

0,47; аА

=

+0,20 .

 

Подбираем в системе вала таблиц ГОСТ ближайшее стандарт­

ное

поле допуска

на отверстие 0 1 0 0

мм. Таковым

оказывается

поле

допуска

Л 4 ,

имеющее

отклонения ~$>\\%.

 

 

 

 

№ 10. Для

номинального

0 25 необходимо обеспечить зазор

в пределах от 0,02 до 0,06 мм. Подобрать

ближайшую основную

посадку в системе

отверстия.

 

 

 

 

 

 

 

Р е ш е н и е .

Определяем допуск посадки: 6z

=

z6

— zM =

=0,06 — 0,02 = 0,04.

Подбираем класс точности для отверстия 0 25 так, чтобы до­

пуск основного отверстия был равен половине допуска посадки

или несколько больше половины, т. е. ЬА

 

0,02. Таковым

ока­

зывается 2-й класс точности, для которого

=

0,023.

 

Определяем предельные отклонения вала

по

формулам

(11)

и (12)

 

 

 

 

 

 

ДВ Б = АНА - z M

= 0 -

0,02 = - 0

, 0 2 0 ;

 

Д н £ = АВА - z6 =

0,023 -

0,060 =

 

- 0 , 0 3 7 .

 

69



По системе отверстия таблиц ГОСТ подбираем поле допуска для вала 0 25 с отклонениями, близкими к расчетным. Таковым будет поле допуска ходовой посадки, ибо вал 0 25Х = 0 25-о,'о18.

№ 1 1 . При изготовлении новой машины сопряжение подшип­ ника скольжения с цапфой выполняется по следующим размерам

и предельным отклонениям: 0 30 -ф-. Во время ремонта подшипник

расточен по калибру Лб(р е м) = 30,55; .4м (рем) = 30,50. Наши ремонтные размеры вала из условия сохранения в сопряжении первоначальных предельных значений зазора.

Р е ш е н и е . Находим предельные отклонения на размер от­ верстия и вала в новой машине:

А= 0 3 0 А 3

= 0 3 О + 0 - 0 4 5 ;

5 = 0 3 0 Х 3

=

030=8

Предельные значения зазора:

 

 

z6 = Д в 4 - ДН В = +0,045 - (-0,100) = 0,145;

z„ = ДНЛ - Д в 5 = 0 -

(-0,032) = 0,032.

Теперь по формулам (11) и (12) из условия сохранения предель­ ных значений зазора z6 = 0,145 и zM = 0,032 определяем ремонт­ ные отклонения вала при ремонтных отклонениях отверстия

ДцЛрт = +0,55

и Д „ 4 Р е м

=

0,50:

 

Д н 5 р е м

=

Д в 4 р е м - я б =

+ 0 , 5 5 0 - 0 , 1 4 5 =

+0,405;

Д в 5 р е н

= Д н 4 р е н -

*„ =

+0,500 - 0,032 =

+0,468 .

Таким образом, при ремонте машины вал должен выполняться в пределах Б р е м = 30$;«о|.

§ 9. К о н т р о л ь н ы е вопросы и задачи

№ 1. Укажите класс точности, по которому выполняется большинство посадок в ответственных соединениях автомобилей. 1) 03; 2) 08; 3) 2; 4) За;

5)4.

2. Укажите класс точности, по которому выполняются ответственные соединения сельскохозяйственных маппш.

1) 02; 2) 4; 3) 09; 4) 3; 5) 2а.

3. По какому классу точности обычно задаются допуски на свободные

размеры механически обрабатываемых поверхностей? 1) 04; 2) 09; 3) 9; 4) 7; 5) 3.

4. Какому классу точности соответствует посадка шестерен на валы коробки передач легкового автомобиля?

1)' 02;

2)

06;

3)

4,

4)

7;

5)

2.

№ 5. Укажите диапазон классов точности, по которым выполняются

допуски

на

калибры.

 

 

 

 

1) 0

2 - 0 5 ; 2) 04—06; 3) 06—2; 4) 2—5; 5) 4—5.

№ 6. Что называется системой отверстия (вала)?

1. Система допусков, при которой для получения необходимой посадки

вал пригоняется к отверстию. 2. Система допусков, при которой для получе­

ния необходимой

посадки

отверстие пригоняется к валу. 3. Совокупность