Файл: Брук С.И. Основы взаимозаменяемости и технические измерения учеб. пособие с элементами программир. обучения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.06.2024
Просмотров: 152
Скачиваний: 0
Графическое построение посадки см. на рис. 22, б. Предельные значения зазора:
z6 = АВА - АНВ = - 0 , 0 3 5 - (-0,020) = - 0 , 0 1 5 ; zM = Ан А — АаВ = - 0 , 0 6 5 - 0 = - 0 , 0 6 5 .
Отрицательное значение полученных зазоров указывает на то, что в действительности имеют место натяги: наибольший натяг s6 = —zM -= 0,065; наименьший натяг sM = —z6 = 0,015.
|
|
Рис. |
22. Поля |
допусков |
|
-да» |
-0.020 |
посадок (к пр. 4—6, гл. I I ) . |
|||
а — к |
JV5 4 ; б— Кг |
5; в — М б . |
|||
|
|||||
|
|
У/7///Л
-0,065
Проверим правильность решения.
Допуск отверстия 8А = АВА — АНА = —0,035 — (—0,065) =
= 0,030. |
|
|
|
|
|
|
Допуск вала 8В = |
А в 5 |
— АНВ |
= |
0 — (-0,020) |
= 0,020. |
|
Допуск посадки 6z |
= |
z6 — zM |
= |
—0,015 — (—0,065) = 0,050. |
||
Сумма допусков отверстия и вала |
8А + 8В = |
0,050. |
||||
Значит, тождество |
8z |
= |
6^4 + |
8В |
выполнено. Следовательно, |
|
вычисление произведено |
правильно. |
|
|
№ 6. Найти предельные значения зазора (или натяга) в сопря-
жении цилиндрических поверхностей |
0 1 3 0 ( р и с . 22, в). |
Р е ш е н и е . Заданная посадка |
I |
является комбинированной. |
Предельные отклонения отверстия заданы в системе вала по классу
2а, |
а предельные отклонения вала заданы в системе отверстия |
по |
классу 2. |
67
|
Предельные |
|
отклонения |
отверстия |
0 1 3 0 Т 2 а |
|
= |
0130^о,о&|. |
||||||||||||||
|
Предельные |
отклонения вала 0 130П |
= |
0 |
130 |
± |
0,014. |
|||||||||||||||
|
Графическое |
построение |
посадки |
см. на |
рис. 22, в. |
; |
||||||||||||||||
|
Предельные |
значения |
зазора: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
2б |
= |
Д В А - |
Д н 5 = |
+0,008 - |
(-0,014) = |
+0,022; |
|
||||||||||||
|
|
- |
zH |
= |
Д Н А - |
Д В Б = _ 0 , 0 5 5 — (+0,014) = |
- 0 , 0 6 9 . |
|
||||||||||||||
|
Следовательно, полученная посадка относится к группе пере |
|||||||||||||||||||||
ходных с наибольшим зазором z6 |
= |
0,022 и наибольшим |
натягом |
|||||||||||||||||||
«б |
= |
- z „ |
= |
0,069. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
Проверка решения: 6А = |
0,063, 85 = |
0,028, 8А + |
65 |
= 0,091; |
|||||||||||||||||
6z |
= |
z6 |
— |
zK |
= |
0,091. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
№ 7. В соединении 0 |
240 отверстие расточено по А3 . С какими |
||||||||||||||||||||
предельными |
отклонениями |
( Д в 5 а И |
Д н 5 ) следует обработать вал, |
|||||||||||||||||||
чтобы |
в |
соединении |
получился |
8азор в пределах |
0,2—0,4 лш? |
|||||||||||||||||
|
Р е ш е н и е . |
По |
таблицам ГОСТ находим предельные откло |
|||||||||||||||||||
нения |
отверстия: 0 240А3 |
= |
0 |
240+0 -0 9 . |
|
|
|
|
отклонения |
|||||||||||||
|
По формулам (11) и (12) определяем предельные |
|||||||||||||||||||||
вала: |
|
|
|
Д н |
5 = Д В |
|
|
^ |
+0,09 - 0,40 = |
- 0 , 3 1 ; |
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
А - |
z6 |
= |
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
Д в 5 == Д Н Л — zM = 0 — 0,2 = —0,20. |
|
|
|
||||||||||||
|
Следовательно, |
вал |
должен |
быть |
обработан |
|
по |
размеру |
||||||||||||||
0 |
240=8;??. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Проверка: допуск отверстия ЬА = |
0,09, допуск вала 65 — 0,11. |
||||||||||||||||||||
Сумма допусков |
8А |
+ |
65 |
= |
0,2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
Допуск |
зазора |
6z |
|
= |
2б |
— |
zM |
= |
0,4 |
— |
0,2 |
= |
0,2. |
|
|||||||
|
№ 8. |
В соединении 0 |
85 отверстие обработано по системе вала |
с полем допуска Д. Определить стандартное поле допуска на вал для получения посадки с зазором, изменяющимся в пределах,
близких к 0,10—0,18 мм. |
|
|
|
|
||
Р е ш е н и е . |
По таблицам ГОСТ находим предельные откло |
|||||
нения на отверстие: 0 85Д |
= 85#,'$2. |
|
||||
Определяем |
требуемые |
предельные |
отклонения вала: |
|||
Д в 5 |
= |
Д н л — zM |
= |
+0,015 - |
0,100 = |
- 0 , 0 8 5 ; |
Д н 5 |
= |
Д в л — z6 |
= |
+0,050 — 0,180 = |
- 0 , 1 3 0 . |
По таблицам ГОСТ в |
системе отверстия или в системе вала |
|
подбираем поле допуска на вал, имеющее предельные |
отклонения |
|
наиболее близкими к полученным расчетным данным. |
|
|
Таковым оказывается |
поле допуска J I , ибо вал |
0 85Л = |
=0 85=Ш .
Значит, действительные предельные значения зазора полу чаются равными
z6 = Д В Л - Д н 5 = +0,050 - (-0,125) = +0,175; z„ = Д„4 — Д в 5 = +0,015 - ( - 0,080) = +0,095,
68
что достаточно близко соответствует заданным предельным значе
ниям зазора zd = 0,18 и |
= 0,10. |
Подобные примеры легко также решаются графически. |
|
№ 9. Вал номинальным диаметром 100 мм обработан по системе |
вала 4-го класса точности. Подобрать одну из основных посадок
так, чтобы получить |
зазор примерно в пределах от 0,2 до 0,7 мм. |
|
Р е ш е н и е . |
По таблицам ГОСТ найдем предельные отклоне |
|
ния вала 0 1 0 0 В 4 = |
0 Ю О _ О ) 2 3 . |
|
Предельные |
отклонения отверстия определим графически |
(рис. 23). Для этого, проведя нулевую линию, отложим от нее вниз
поле |
допуска вала, имеющего предельные отклонения Дв2? = 0 |
и А„В |
= 0,23. |
|
+0Л7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
0,23 |
|
|
|
|
|
Рис. 23. Построение полей допусков |
(к пр. № 9, |
гл. I I ) , |
|
||||||
|
|
|
|
1 — на отверстие; 2 — |
на |
вал. |
|
|
|
||
|
От нижней границы поля допуска вала отложим вверх |
отрезок |
|||||||||
z6 |
= |
0,7 и от верхней границы (т. е. нулевой линии) — |
отрезок |
||||||||
zM |
= |
0,2. Полученные две горизонтальные линии |
ограничивают |
||||||||
искомое поле допуска отверстия. |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
Согласно построению находим АЪА |
|
= |
0,47; -АаА |
= |
+0,20 . |
|||||
|
Подбираем в системе вала таблиц ГОСТ ближайшее стандарт |
||||||||||
ное |
поле допуска |
на отверстие 0 1 0 0 |
мм. Таковым |
оказывается |
|||||||
поле |
допуска |
Л 4 , |
имеющее |
отклонения ~$>\\%. |
|
|
|
||||
|
№ 10. Для |
номинального |
0 25 необходимо обеспечить зазор |
||||||||
в пределах от 0,02 до 0,06 мм. Подобрать |
ближайшую основную |
||||||||||
посадку в системе |
отверстия. |
|
|
|
|
|
|
||||
|
Р е ш е н и е . |
Определяем допуск посадки: 6z |
= |
z6 |
— zM = |
=0,06 — 0,02 = 0,04.
Подбираем класс точности для отверстия 0 25 так, чтобы до
пуск основного отверстия был равен половине допуска посадки
или несколько больше половины, т. е. ЬА |
|
0,02. Таковым |
ока |
|||
зывается 2-й класс точности, для которого |
8А = |
0,023. |
|
|||
Определяем предельные отклонения вала |
по |
формулам |
(11) |
|||
и (12) |
|
|
|
|
|
|
ДВ Б = АНА - z M |
= 0 - |
0,02 = - 0 |
, 0 2 0 ; |
|
||
Д н £ = АВА - z6 = |
0,023 - |
0,060 = |
|
- 0 , 0 3 7 . |
|
69
По системе отверстия таблиц ГОСТ подбираем поле допуска для вала 0 25 с отклонениями, близкими к расчетным. Таковым будет поле допуска ходовой посадки, ибо вал 0 25Х = 0 25-о,'о18.
№ 1 1 . При изготовлении новой машины сопряжение подшип ника скольжения с цапфой выполняется по следующим размерам
и предельным отклонениям: 0 30 -ф-. Во время ремонта подшипник
расточен по калибру Лб(р е м) = 30,55; .4м (рем) = 30,50. Наши ремонтные размеры вала из условия сохранения в сопряжении первоначальных предельных значений зазора.
Р е ш е н и е . Находим предельные отклонения на размер от верстия и вала в новой машине:
А= 0 3 0 А 3 |
= 0 3 О + 0 - 0 4 5 ; |
|
5 = 0 3 0 Х 3 |
= |
030=8 |
Предельные значения зазора: |
|
|
z6 = Д в 4 - ДН В = +0,045 - (-0,100) = 0,145; |
||
z„ = ДНЛ - Д в 5 = 0 - |
(-0,032) = 0,032. |
Теперь по формулам (11) и (12) из условия сохранения предель ных значений зазора z6 = 0,145 и zM = 0,032 определяем ремонт ные отклонения вала при ремонтных отклонениях отверстия
ДцЛрт = +0,55 |
и Д „ 4 Р е м |
= |
0,50: |
|
|
Д н 5 р е м |
= |
Д в 4 р е м - я б = |
+ 0 , 5 5 0 - 0 , 1 4 5 = |
+0,405; |
|
Д в 5 р е н |
= Д н 4 р е н - |
*„ = |
+0,500 - 0,032 = |
+0,468 . |
Таким образом, при ремонте машины вал должен выполняться в пределах Б р е м = 30$;«о|.
§ 9. К о н т р о л ь н ы е вопросы и задачи
№ 1. Укажите класс точности, по которому выполняется большинство посадок в ответственных соединениях автомобилей. 1) 03; 2) 08; 3) 2; 4) За;
5)4.
№2. Укажите класс точности, по которому выполняются ответственные соединения сельскохозяйственных маппш.
1) 02; 2) 4; 3) 09; 4) 3; 5) 2а.
№3. По какому классу точности обычно задаются допуски на свободные
размеры механически обрабатываемых поверхностей? 1) 04; 2) 09; 3) 9; 4) 7; 5) 3.
№4. Какому классу точности соответствует посадка шестерен на валы коробки передач легкового автомобиля?
1)' 02; |
2) |
06; |
3) |
4, |
4) |
7; |
5) |
2. |
|
№ 5. Укажите диапазон классов точности, по которым выполняются |
|||||||||
допуски |
на |
калибры. |
|
|
|
|
|||
1) 0 |
2 - 0 5 ; 2) 04—06; 3) 06—2; 4) 2—5; 5) 4—5. |
||||||||
№ 6. Что называется системой отверстия (вала)? |
|||||||||
1. Система допусков, при которой для получения необходимой посадки |
|||||||||
вал пригоняется к отверстию. 2. Система допусков, при которой для получе |
|||||||||
ния необходимой |
посадки |
отверстие пригоняется к валу. 3. Совокупность |