Файл: Брук С.И. Основы взаимозаменяемости и технические измерения учеб. пособие с элементами программир. обучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2024

Просмотров: 163

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

неподвижносоединенных деталей; фрезы на оправках; стяжные болты в нижней головке шатунов и др.

Посадка Д в и ж е н и я (Д) имеет наименьший гарантирован­ ный зазор из всех подвижных посадок. Она служит для обеспече­ ния кратковременного периодического перемещения одной детали в другой; для ответственных подвижных соединений с небольшой скоростью относительного вращения или аксиального перемеще­ ния, в которых требуется гарантированный, но небольшой зазор для сохранения точного центрирования; при реверсивном движе­ нии во избежание ударов; наконец, для неподвижных, но быстро­ сменных частей п в других им подобных случаях. При весьма ма­ лом зазоре эта посадка должна иметь также и небольшой допуск, поэтому она предусмотрена лишь в точных классах 1 и 2. Посадки Движения назначаются в сопряжениях клапана и толкателя двигателей внутреннего сгорания с направляющими втулками;

всопряжениях шпинделей точных станков и делительных головок;

вбыстростенных кондукторных втулках; наружных кольцах ша­ рикоподшипников и др.

Хо д о в ы е посадки (X) нашли наиболее широкое распро­ странение из всех посадок с гарантированным зазором, исключая Скользящую. Они характерны для посадок подшипников сколь­ жения, вращающихся со средними и значительными скоростями; используются для валов на двух или на нескольких опорах; для свободно вращающихся на валах деталей; для поршней в цилинд­ рах двигателей, паровых машин и компрессорах; для центрирова­ ния деталей при невысоких требованиях к соосности и в ряде других случаев.

Л е г к о х о д а в а я посадка (Л) рекомендуется в тех слу­ чаях, когда требуется компенсационный запас в зазоре, например при повышенных скоростях вращения или большой длине соприка­ сающихся поверхностей; для валов, вращающихся в нескольких опорах; при недостаточно точной установке и т. д.

Ш и р о к о х о д о в а я посадка (Ш) применяется сравни­ тельно редко, главным образом в случаях значительных скоростей вращения; при сравнительно малом давлении в подшипниках или когда ожидается большой разогрев внутренней детали; при неточ­

ной сборке.

'

Т е п л о в а я

х о д о в а я посадка (ТХ) введена сравни­

тельно недавно. Она предусмотрена только для 2-го класса точ­ ности, используется для сопряжений деталей, работающих при повышенных рабочих температурах (паровые турбины, турбовин­ товые двигатели, турбокомпрессоры и др.), а также для соедине­ ний деталей с неодинаковыми коэффициентами линейного расши­ рения.

54


§ 4 . З а к о н о м е р н о с т ь изменения

величин

д о п у с к о в

по классам

т о ч н о с т и

Г О С Т

и

номинальным

размерам

Общая закономерность изменения

допусков. — Изменение

допусков

по классам точности — коэффициент а. — Изменение допусков в зависимости от поминальных размеров — единица допуска г. — Интервалы номинальных диаметров с постоянными допусками.

Величины допусков на размеры деталей изменяются по клас­ сам точности и в пределах одного и того же класса в зависимости от значения номинального размера. Закономерность изменения допусков от двух указанных параметров может быть выражена следующей зависимостью:

6 = a-i,

(20)

где 6—величина допуска; а — коэффициент,

характеризующий

изменение допусков по классам точности; i — единица допуска,

выражающая зависимость допуска от номинального размера.

Коэффициент а, таким образом, заказывает, на"" какую величину - следует умножить единицу допуска i, чтобы получить абсолютное значение б.

Значения коэффициента а различны для разных классов точности; они не одинаковы также для размеров отверстий и валов в классах точности 1, 2 и 2а и несколько различаются для разных полей допусков. В табл. 3 указаны средние значения а для разме­

ров валов и отверстий в классах точности

1—5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3

 

Средние значения коэффициента пропорциональности а

 

 

для номинальных размеров от 1 до 500 мм

 

 

 

 

 

Классы точности

 

 

 

Допуски

2

 

 

 

 

 

 

1

3

За

4

5

Отверстия

.' 9,5 .

•15

23

30

60

100

200

 

6,5

9,5

15

 

 

 

 

 

Разные значения коэффициента а для размеров валов и отвер­ стий в первых трех классах вызваны стремлением увеличить до­ пуски на точные отверстия в связи с большими трудностями их обработки по сравнению с валами.

Зависимость между единицей допуска i и номинальным значе­ нием диаметра d выражается формулой

* = 0 , 5 ё / 5 Г ,

(21)

55


где принята следующая размерность: i в мкм; d в мм. Таким обра­ зом, величина допуска растет с увеличением d, но не прямо про­ порционально, а по закону кубической параболы. Кривая, выра­ жающая зависимость (21), нанесена на рис. 17 штрихпунктирной линией. Точное соблюдение рассматриваемой зависимости для каждого размера практически не оправдано, так как для доста­ точно близких размеров нет необходимости в изменениях величин допусков. Поэтому при составлении таблиц предельных отклоне­ ний теоретическая плавная кривая заменена ступенчатой. При построении последней для большинства полей допусков размеры разбиты на следующие интервалы: 1—3; 3—6; 6—10; 10—18; 18— 30; 30—50; 50—80; 80—120; 120—180; 180—260; 260—360; 360— • 500 дш. В пределах каждого интервала принята постоянная вели­ чина i (а следовательно, и всего допуска б), равная ординате сред­

ней точкп интервала dcp.

Следовательно, обозначение dcp в фор­

муле (21) указывает на

то, что при вычислении практического

значения единицы допуска корень кубический извлекается не из заданного числа, а из среднего значения интервала, в котором

находится это число. Например, надо найти практическое

значе­

ние единицы допуска для номинального диаметра

d =

12 мм.

Так как размер d =

12 находится

в интервале

10 + 18, то сред­

нее значение

интервала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

,

10 + 18

=

л,

 

 

 

 

 

а с р

= — ^ —

14 мм.

 

 

 

Значит, для

d = 12

i

=

0,5 У14

=

0,5-2,2894

= 1,1447

мкм.

 

 

§

5. О б о з н а ч е н и е предельных

о т к л о н е ­

 

 

 

 

ний на

ч е р т е ж а х

 

 

 

Три способа обозначения предельных отклонений на чертежах. — Бук­ венное обозначение предельных отклонений в системе отверстия и в системе вала.'— Правила числового обозначения предельных отклонений. — Обо­ значение предельных отклонений на сборочных чертежах. — Область приме­ нения каждого из трех способов нанесения отклонений.

Предельные отклонения на размеры деталей проставляются рядом с числом, обозначающим номинальный размер. Согласно существующим правилам оформления чертежей (ГОСТ 2307—68) величины отклонений могут наноситься на чертежах тремя раз­ ными способами:

1)условными обозначениями полей допусков, например: 50Х3 , ЗОА, 45Пр13 (так называемым символическим способом);

2)числовыми величинами, например 50i§;i2, или

3)смешанным способом, при котором рядом с условным обо­ значением предельных отклонений в скобках указываются их числовые величины, например 50X3 (-o:ia).

При условном обозначении предельных отклонений в системе отверстия у размеров отверстий проставляется прописная буква А

56


( - o j i l s ) ,

например, 20АХ ; ЗОА; 45А3 ), а у размеров валов условное обозна­ чение выбранной посадки — 20Д!; ЗОТ; 45Пр22 а .

При условном обозначении предельных отклонений в системе вала у размеров валов проставляется прописная буква В: 20В!; ЗОВ; 45В3 , а у размеров отверстий — условное обозначение вы­ бранной посадки с обязательной расшифровкой в скобках число­ вых величин предельных отклонений — 20Дх (^oioSo); 30Т( 0 0 2 3 ) ;

4 5 П Р 2 2 а да).

Классы точности указываются цифровым индексом рядом с бук­ венным обозначением поля допуска. Для полей допусков 2-го класса точности, как наиболее распространенного, цифра 2 не пишется, например, правильно 60П, неправильно 60П2 .

мкм

л

V

013

6

10

18.

30

SOd.MH

Ряс. 17. Графики изменения

величин допусков в

зависимости от

 

 

 

номинальных размеров.

 

В табл. 4 приведены примеры условных обозначений предель­ ных отклонений на размеры отверстий, валов и на размеры со­ пряжений на сборочных чертежах при выборе посадок в системе отверстия и в системе вала.

При числовом обозначении предельных отклонений последние указываются в той же размерности, что и сам номинальный раз­ мер, т. е. на машиностроительных чертежах величины предель­ ных отклонений всегда указываются в миллиметрах. При этом необходимо иметь в виду, что в большинстве справочных таблиц предельные отклонения даны в микрометрах (мкм). При перенесе­ нии этих данных на чертежи необходимо табличные величины перевести в миллиметры. Например, правильно 100Л неправильно 100Л {-Иъ).

Верхнее отклонение размера наносится всегда сверху, ниж­ нее — снизу. Например, правильно 25фо;81, неправильно 25+15,об.

57

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4

 

Примеры условных обозначений предельных отклонений

 

 

Вид размера

 

Система

отверстия

Система

вала

Внутренние

поверхности

(диа­

 

02ОА].

02охх

с е т >

метры

отверстий)

 

 

 

0 3 0 А

03ОПр (г8;й!)

 

 

 

 

 

 

0 5 А 2 а

0 5 П 2 а ( ±

0,009)

 

 

 

 

 

 

0 2 5 А 3

0 2 5 Ш 3 С Й , Й )

Наружные

поверхности (диа­

 

0 2 О Х !

0 2 0 В !

 

метры

валов)

 

 

 

03ОПр

0 3 0 В

 

 

 

 

 

 

 

0 5 П 2 а

0 5 В 2 а

 

 

 

 

 

 

 

0 2 5 Ш 3

0 2 5 В 3

 

Соединения (диаметры

отвер­

02045-

0 2 0

- | L

стий л

валов)

 

 

 

 

-

 

 

 

 

Пр

0 3 0

п в

р

 

 

 

 

 

0

3 0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

5

^

0

5

^

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*>2а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ш,

 

 

 

 

 

 

 

 

0 2

5

в 3 3

У каждого отклонения всегда указывается знак, даже в том

случае, если он положительный. Правильно 25^§,'о2,

непра­

вильно

258;о2-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если одно из отклонений равно нулю, то на чертеже оно не

указывается, но

место его

сохраняется. Например,

правильно

3 O 0 . 2 S ;

8 0 _ 0 , 0 2 3 ,

неправильно 30+8;02о8; 8 0 - Ш ;

80-°.<>2з.

 

 

Если оба отклонения равны по абсолютной величине, но про­

тивоположны по знакам, то они указываются на чертежах 'один

раз,

а перед ними проставляется знак ± . Например,

правильно

65 ±

0,05, неправильно 65±8;8f.

 

Число знаков после запятой у верхнего и нижнего

отклонений

должно быть одинаковым, Если отклонения имеют разное число значащих цифр, то для выравнивания числа знаков после запятой справа проставляются нули. Например, правильно 28:j:8: loo, неправильно 28+8;°132.

В тех случаях, когда возникает необходимость указывать пре­ дельные отклонения размеров на сборочных чертежах, исполь­ зуется также один из перечисленных выше трех способов: услов­ ными обозначениями, числовыми величинами или смешанными способом. Но на сборочных чертежах проставленные размеры мо­ гут одновременно относиться к двум сопрягаемым деталям (ох­ ватываемой и охватывающей). Для указания того, в какой из де­ талей относятся отклонения, служат два приема:

58


а) предельные отклонения проставляются в виде дроби, в чис­ лителе которой указываются предельные отклонения отверстия,

а в знаменателе — вала (табл. 4)

 

б) рядом с проставленными отклонениями указывается позиция

детали, к которой они относятся (рис. 18).

 

Каждый из трех рассмотренных способов —

символический,

числовой и смешанный — имеет

область своего

преимуществен­

ного распространения. Как правило, условными

обозначениями

Рис. 18. Обозначение предельных отклонений на сборочных чертежах.

Объяснения в тексте.

предельные отклонения указываются на чертежах изделий массо­ вого и крупносерийного производства. Это объясняется тем, что многие размеры обрабатываемых деталей выполняются мерным режущим инструментом, имеющим клеймение номинального раз­ мера и поля допуска, а контроль деталей осуществляется предель­ ными калибрами, на которых клеймятся номинальный размер и символическое обозначение отклонений. Наличие символических обозначений обладает также тем преимуществом, что позволяет непосредственно по обозначению отклонений судить о характере принятой посадки на каждой поверхности детали.

1 Это правило соблюдается во всех случаях вне зависимости от того, в какой системе (отверстия илп вала) заданы отклонения, какой способ ука­ заний отклонений принят па чертежах и к каким элементам деталей отно­ сится размер.

59