Файл: Брук С.И. Основы взаимозаменяемости и технические измерения учеб. пособие с элементами программир. обучения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.06.2024
Просмотров: 163
Скачиваний: 0
неподвижносоединенных деталей; фрезы на оправках; стяжные болты в нижней головке шатунов и др.
Посадка Д в и ж е н и я (Д) имеет наименьший гарантирован ный зазор из всех подвижных посадок. Она служит для обеспече ния кратковременного периодического перемещения одной детали в другой; для ответственных подвижных соединений с небольшой скоростью относительного вращения или аксиального перемеще ния, в которых требуется гарантированный, но небольшой зазор для сохранения точного центрирования; при реверсивном движе нии во избежание ударов; наконец, для неподвижных, но быстро сменных частей п в других им подобных случаях. При весьма ма лом зазоре эта посадка должна иметь также и небольшой допуск, поэтому она предусмотрена лишь в точных классах 1 и 2. Посадки Движения назначаются в сопряжениях клапана и толкателя двигателей внутреннего сгорания с направляющими втулками;
всопряжениях шпинделей точных станков и делительных головок;
вбыстростенных кондукторных втулках; наружных кольцах ша рикоподшипников и др.
Хо д о в ы е посадки (X) нашли наиболее широкое распро странение из всех посадок с гарантированным зазором, исключая Скользящую. Они характерны для посадок подшипников сколь жения, вращающихся со средними и значительными скоростями; используются для валов на двух или на нескольких опорах; для свободно вращающихся на валах деталей; для поршней в цилинд рах двигателей, паровых машин и компрессорах; для центрирова ния деталей при невысоких требованиях к соосности и в ряде других случаев.
Л е г к о х о д а в а я посадка (Л) рекомендуется в тех слу чаях, когда требуется компенсационный запас в зазоре, например при повышенных скоростях вращения или большой длине соприка сающихся поверхностей; для валов, вращающихся в нескольких опорах; при недостаточно точной установке и т. д.
Ш и р о к о х о д о в а я посадка (Ш) применяется сравни тельно редко, главным образом в случаях значительных скоростей вращения; при сравнительно малом давлении в подшипниках или когда ожидается большой разогрев внутренней детали; при неточ
ной сборке. |
' |
Т е п л о в а я |
х о д о в а я посадка (ТХ) введена сравни |
тельно недавно. Она предусмотрена только для 2-го класса точ ности, используется для сопряжений деталей, работающих при повышенных рабочих температурах (паровые турбины, турбовин товые двигатели, турбокомпрессоры и др.), а также для соедине ний деталей с неодинаковыми коэффициентами линейного расши рения.
54
§ 4 . З а к о н о м е р н о с т ь изменения |
величин |
|||
д о п у с к о в |
по классам |
т о ч н о с т и |
||
Г О С Т |
и |
номинальным |
размерам |
|
Общая закономерность изменения |
допусков. — Изменение |
допусков |
по классам точности — коэффициент а. — Изменение допусков в зависимости от поминальных размеров — единица допуска г. — Интервалы номинальных диаметров с постоянными допусками.
Величины допусков на размеры деталей изменяются по клас сам точности и в пределах одного и того же класса в зависимости от значения номинального размера. Закономерность изменения допусков от двух указанных параметров может быть выражена следующей зависимостью:
6 = a-i, |
(20) |
где 6—величина допуска; а — коэффициент, |
характеризующий |
изменение допусков по классам точности; i — единица допуска, |
|
выражающая зависимость допуска от номинального размера. |
Коэффициент а, таким образом, заказывает, на"" какую величину - следует умножить единицу допуска i, чтобы получить абсолютное значение б.
Значения коэффициента а различны для разных классов точности; они не одинаковы также для размеров отверстий и валов в классах точности 1, 2 и 2а и несколько различаются для разных полей допусков. В табл. 3 указаны средние значения а для разме
ров валов и отверстий в классах точности |
1—5. |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
Таблица 3 |
|
|
Средние значения коэффициента пропорциональности а |
|
|||||
|
для номинальных размеров от 1 до 500 мм |
|
|
||||
|
|
|
Классы точности |
|
|
||
|
Допуски |
2 |
|
|
|
|
|
|
1 |
2а |
3 |
За |
4 |
5 |
|
Отверстия |
.' 9,5 . |
•15 |
23 |
30 |
60 |
100 |
200 |
|
6,5 |
9,5 |
15 |
||||
|
|
|
|
|
Разные значения коэффициента а для размеров валов и отвер стий в первых трех классах вызваны стремлением увеличить до пуски на точные отверстия в связи с большими трудностями их обработки по сравнению с валами.
Зависимость между единицей допуска i и номинальным значе нием диаметра d выражается формулой
* = 0 , 5 ё / 5 Г , |
(21) |
55
где принята следующая размерность: i в мкм; d в мм. Таким обра зом, величина допуска растет с увеличением d, но не прямо про порционально, а по закону кубической параболы. Кривая, выра жающая зависимость (21), нанесена на рис. 17 штрихпунктирной линией. Точное соблюдение рассматриваемой зависимости для каждого размера практически не оправдано, так как для доста точно близких размеров нет необходимости в изменениях величин допусков. Поэтому при составлении таблиц предельных отклоне ний теоретическая плавная кривая заменена ступенчатой. При построении последней для большинства полей допусков размеры разбиты на следующие интервалы: 1—3; 3—6; 6—10; 10—18; 18— 30; 30—50; 50—80; 80—120; 120—180; 180—260; 260—360; 360— • 500 дш. В пределах каждого интервала принята постоянная вели чина i (а следовательно, и всего допуска б), равная ординате сред
ней точкп интервала dcp. |
Следовательно, обозначение dcp в фор |
муле (21) указывает на |
то, что при вычислении практического |
значения единицы допуска корень кубический извлекается не из заданного числа, а из среднего значения интервала, в котором
находится это число. Например, надо найти практическое |
значе |
||||||||
ние единицы допуска для номинального диаметра |
d = |
12 мм. |
|||||||
Так как размер d = |
12 находится |
в интервале |
10 + 18, то сред |
||||||
нее значение |
интервала |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
, |
10 + 18 |
= |
л, |
|
|
|
|
|
а с р |
= — ^ — |
14 мм. |
|
|
|
||
Значит, для |
d = 12 |
i |
= |
0,5 У14 |
= |
0,5-2,2894 |
= 1,1447 |
мкм. |
|
|
|
§ |
5. О б о з н а ч е н и е предельных |
о т к л о н е |
|||||
|
|
|
|
ний на |
ч е р т е ж а х |
|
|
|
Три способа обозначения предельных отклонений на чертежах. — Бук венное обозначение предельных отклонений в системе отверстия и в системе вала.'— Правила числового обозначения предельных отклонений. — Обо значение предельных отклонений на сборочных чертежах. — Область приме нения каждого из трех способов нанесения отклонений.
Предельные отклонения на размеры деталей проставляются рядом с числом, обозначающим номинальный размер. Согласно существующим правилам оформления чертежей (ГОСТ 2307—68) величины отклонений могут наноситься на чертежах тремя раз ными способами:
1)условными обозначениями полей допусков, например: 50Х3 , ЗОА, 45Пр13 (так называемым символическим способом);
2)числовыми величинами, например 50i§;i2, или
3)смешанным способом, при котором рядом с условным обо значением предельных отклонений в скобках указываются их числовые величины, например 50X3 (-o:ia).
При условном обозначении предельных отклонений в системе отверстия у размеров отверстий проставляется прописная буква А
56
например, 20АХ ; ЗОА; 45А3 ), а у размеров валов условное обозна чение выбранной посадки — 20Д!; ЗОТ; 45Пр22 а .
При условном обозначении предельных отклонений в системе вала у размеров валов проставляется прописная буква В: 20В!; ЗОВ; 45В3 , а у размеров отверстий — условное обозначение вы бранной посадки с обязательной расшифровкой в скобках число вых величин предельных отклонений — 20Дх (^oioSo); 30Т( 0 0 2 3 ) ;
4 5 П Р 2 2 а да).
Классы точности указываются цифровым индексом рядом с бук венным обозначением поля допуска. Для полей допусков 2-го класса точности, как наиболее распространенного, цифра 2 не пишется, например, правильно 60П, неправильно 60П2 .
мкм
л
V
013 |
6 |
10 |
18. |
30 |
SOd.MH |
Ряс. 17. Графики изменения |
величин допусков в |
зависимости от |
|||
|
|
|
номинальных размеров. |
|
В табл. 4 приведены примеры условных обозначений предель ных отклонений на размеры отверстий, валов и на размеры со пряжений на сборочных чертежах при выборе посадок в системе отверстия и в системе вала.
При числовом обозначении предельных отклонений последние указываются в той же размерности, что и сам номинальный раз мер, т. е. на машиностроительных чертежах величины предель ных отклонений всегда указываются в миллиметрах. При этом необходимо иметь в виду, что в большинстве справочных таблиц предельные отклонения даны в микрометрах (мкм). При перенесе нии этих данных на чертежи необходимо табличные величины перевести в миллиметры. Например, правильно 100Л неправильно 100Л {-Иъ).
Верхнее отклонение размера наносится всегда сверху, ниж нее — снизу. Например, правильно 25фо;81, неправильно 25+15,об.
57
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 4 |
|
|
Примеры условных обозначений предельных отклонений |
|
|||||||||
|
Вид размера |
|
Система |
отверстия |
Система |
вала |
|||||
Внутренние |
поверхности |
(диа |
|
02ОА]. |
02охх |
с е т > |
|||||
метры |
отверстий) |
|
|
|
0 3 0 А |
03ОПр (г8;й!) |
|||||
|
|
|
|
|
|
0 5 А 2 а |
0 5 П 2 а ( ± |
0,009) |
|||
|
|
|
|
|
|
0 2 5 А 3 |
0 2 5 Ш 3 С Й , Й ) |
||||
Наружные |
поверхности (диа |
|
0 2 О Х ! |
0 2 0 В ! |
|
||||||
метры |
валов) |
|
|
|
03ОПр |
0 3 0 В |
|
||||
|
|
|
|
|
|
0 5 П 2 а |
0 5 В 2 а |
|
|||
|
|
|
|
|
|
0 2 5 Ш 3 |
0 2 5 В 3 |
|
|||
Соединения (диаметры |
отвер |
02045- |
0 2 0 |
- | L |
|||||||
стий л |
валов) |
|
|
||||||||
|
|
- |
|
|
|
|
Пр |
0 3 0 |
п в |
р |
|
|
|
|
|
|
0 |
3 0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
5 |
^ |
0 |
5 |
^ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
*>2а |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ш, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 2 |
5 |
в 3 3 |
|
У каждого отклонения всегда указывается знак, даже в том |
|||||||||||
случае, если он положительный. Правильно 25^§,'о2, |
непра |
||||||||||
вильно |
258;о2- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если одно из отклонений равно нулю, то на чертеже оно не |
|||||||||||
указывается, но |
место его |
сохраняется. Например, |
правильно |
||||||||
3 O 0 . 2 S ; |
8 0 _ 0 , 0 2 3 , |
неправильно 30+8;02о8; 8 0 - Ш ; |
80-°.<>2з. |
|
|
||||||
Если оба отклонения равны по абсолютной величине, но про |
тивоположны по знакам, то они указываются на чертежах 'один
раз, |
а перед ними проставляется знак ± . Например, |
правильно |
65 ± |
0,05, неправильно 65±8;8f. |
|
Число знаков после запятой у верхнего и нижнего |
отклонений |
должно быть одинаковым, Если отклонения имеют разное число значащих цифр, то для выравнивания числа знаков после запятой справа проставляются нули. Например, правильно 28:j:8: loo, неправильно 28+8;°132.
В тех случаях, когда возникает необходимость указывать пре дельные отклонения размеров на сборочных чертежах, исполь зуется также один из перечисленных выше трех способов: услов ными обозначениями, числовыми величинами или смешанными способом. Но на сборочных чертежах проставленные размеры мо гут одновременно относиться к двум сопрягаемым деталям (ох ватываемой и охватывающей). Для указания того, в какой из де талей относятся отклонения, служат два приема:
58
а) предельные отклонения проставляются в виде дроби, в чис лителе которой указываются предельные отклонения отверстия,
а в знаменателе — вала (табл. 4) |
• |
|
б) рядом с проставленными отклонениями указывается позиция |
||
детали, к которой они относятся (рис. 18). |
|
|
Каждый из трех рассмотренных способов — |
символический, |
|
числовой и смешанный — имеет |
область своего |
преимуществен |
ного распространения. Как правило, условными |
обозначениями |
Рис. 18. Обозначение предельных отклонений на сборочных чертежах.
Объяснения в тексте.
предельные отклонения указываются на чертежах изделий массо вого и крупносерийного производства. Это объясняется тем, что многие размеры обрабатываемых деталей выполняются мерным режущим инструментом, имеющим клеймение номинального раз мера и поля допуска, а контроль деталей осуществляется предель ными калибрами, на которых клеймятся номинальный размер и символическое обозначение отклонений. Наличие символических обозначений обладает также тем преимуществом, что позволяет непосредственно по обозначению отклонений судить о характере принятой посадки на каждой поверхности детали.
1 Это правило соблюдается во всех случаях вне зависимости от того, в какой системе (отверстия илп вала) заданы отклонения, какой способ ука заний отклонений принят па чертежах и к каким элементам деталей отно сится размер.
59