Файл: Брук С.И. Основы взаимозаменяемости и технические измерения учеб. пособие с элементами программир. обучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2024

Просмотров: 148

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

93.

Имеется соединение 0

140. Допуск отверстия по А 3 . z =

0,20 ч-

0,06. Определить допуск вала пего предельные размеры.

 

 

Обозначение

1

 

2

 

 

3

 

4

 

5

дБ

. . .

.

0,06

 

0,08

 

0,06

0.20

 

0.07

Вб

. . .

.

139,94

 

139,96

 

139,80

140,00

140,00

в„

. . . .

139.88

 

139,88

 

139,74

139,80

139,93

94.

Имеется

сопряжение

0

45.

Отверстие 3-го, а вал 2-го класса

точности,

z =

0,025

0,100. Подобрать комбинированную

посадку в си­

стеме

отверстия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

J ; Ш '

; Д '

д > Л

4)

 

5) Т Х

 

 

95.

Имеется

сопряжение

0

32.

Отверстие 3-го, а вал 2-го класса

точности, z =

0,05

-г- 0,135. Подобрать

комбинированную посадку в

системе

отверстия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

'

 

 

 

 

 

Ш

 

Л >

Л

3)

Д

4)

Т Х

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

96.

Имеется сопряжение 0

65. Основное отверстие класса точности 2а.

Зазор

в

соединении от +0,036 до —0,30. Подобрать

комбинированную по­

садку

в

системе

отверстия.

 

 

 

 

1) Н

2)

А 2 а

5) П

 

 

3)

№ 97. Имеется сопряжение 0 140. Основной вал 1-го класса точности. Зазор в соединении от + 0 , 0 2 до —0,04. Подобрать комбинированную посадку.

 

 

 

2)

 

 

4) Л .

5)

 

 

№ 98. Имеется сопряжение 0

250. Основной вал 3-го класса точности,

z = 0,075 -г- 0,283.

Подобрать посадку.

 

 

 

 

 

 

1)

 

2)'

3)

 

4)

Ш

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ 99. Имеется сопряжение 0

80. Зазор от +0,044 до —0,032. Система

отверстия. Подобрать класс точности и посадку.

 

 

 

 

.1)

Но

2) A i _

3)

гр

',

 

5 ) т

^ +

 

 

 

 

 

 

 

 

Пр

 

№ 100.

Имеется сопряжение 0

200. Зазор от +0,023 до

-0,025. Система

отверстия. Подобрать класс точности и

посадку.

 

 

 

 

1) Н ,

2) ~;

з>4ч

4) А

;

H i

5)

№ 101.

Имеется

сопряжение

0

60.

z =

0,015

± 0,025.

Система отвер­

стия. По какому классу точности и полям допусков обрабатывать отверстие-

и вал?

i

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1)

А .

г,\

А.

,

.

m

А ,

А 2 а .

_. А

2 а

 

Д '

2)

 

3)

- д ,

4) - р ; — ;

5)

Н ,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П,

 

 

85.


№ 102. Имеется сопряжение 0 SO. z = (—0,005) ± 0,025. Система отверстия. По какому классу точности п полям допусков обрабатывать отверстие н вал?

., А

„ . А

„ . А

„ А

_. А

1) y ' .

2 ) - f ;

3)

т ;

4)

 

5)

д - .

№ 103Имеется сопряжение

0

100.

z =

0,35

± 0,23. Система отвер­

стия. По какому классу точности и полям допусков

обрабатывать отверстпе

п вал?

 

 

 

 

 

 

 

 

А 5

. 9 ^ А 4 .

 

А 3 .

 

A 3 .

 

А£

Х 5

'

' Л 4 '

i ]

Ш 3 '

к )

Х 3 "

'

Х 4

№ 104. Имеется сопряжение подшипника скольженпя с цапфой 0 180 ~ - . Л-2а Прп ремонте подшипник растачивается по калибру AQ — 180,5; Ам = 180,4.

Найти ремонтные размеры вала из условия сохранения первоначальных зазоров.

Обозначение

1

. 2

3

4

5

Вб (рем)

• •

180,357

 

180,454

180,340

180,457

180,440

 

-^м (рем)

• •

180,314

 

180,904

180,385

180,314

1S0.255

 

 

№ 105. Имеется сопряжение подшипника скольжения с цапфой 0

50

- j p .

Прп

ремонте

подшипник

растачивается

по

калпбру

до

= 50,30;

Ам

=

50,27.

Найти ремонтные

размеры вала пз условия сохранения

первона­

чальных

зазоров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обозначение

1

 

2

3

 

4

 

 

5

 

-^б (рем)

• •

50,205

 

50,250

50,220

50,220 •

50,250

 

 

 

 

 

50,165

 

50,188

50,088

50,188

50.215

 

 

№ 106. Имеется сопряжение подшипника скольжения с цапфой 0

300 —— .

При

ремонте

подшипник

растачивается

по

калибру

As

300,85;

Л м

=

=

300,78.

Найти ремонтные

размеры вала

из условия

сохранения

перво­

начальных зазоров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обозначение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

•Вб Срем>

 

300,724

 

300,724

300,710

300,994

300,780

 

 

(рем)

 

300,613

 

300,663

300,675

300,713

300,875

 

86


№ 107. Имеется сопряжение 0 60 - j p При ремонте вал перешлифован

на размер 0 60z§'|§. Определить ремонтные отклонения отверстия пз усло­ вия сохранения первоначальных зазоров.

1) 06О $ ;? О 2 ; 2) 0 6 О _ О ) О З ; 3) 0 6 О + ° . ° 3 ; 4) 06О=§;2 1 3; 5) 06О=§: 3 .

№ 108. Имеется сопряжение 0 300-д^-. При ремонте вал перешлифован

на размер 0 300zJ;|§. Определить ремонтные отклонения отверстия из усло­ вия сохранения первоначальной величины зазора.

1) 300=8;|1»; 2) 300=8:23$; 3) 300=8;||8; 4) 30ОГо °;Ж 5) 300=8;1|§.

I

Г Л А В А II!

Методы расчета оптимальных посадок

В практике конструирования машин и приборов до настоящего времени наиболее распространен метод выбора требуемых посадок и классов точности в сопряжениях деталей на основе опыта эксплутации аналогичных механизмов, а также по рекомендациям различных нормативных материалов и литературных источников.

Естественно, что обобщение и использование опыта работы ранее действующих машин весьма ценно. Однако не всегда путем аналогии представляется . возможным установить оптимальную для каждого случая посадку. Необходим учет конкретных усло­ вий эксплуатации машины, влияния внешних нагрузок, режима работы и других сопутствующих факторов. Указанному в наиболь­ шей степени отвечает метод установления требуемых посадок на основе расчета.

Чаще всего расчету подвергаются посадки с натягом как наи­ более ответственные и критические. В ответственных подвижных соединениях машин расчету подвергаются такя^е посадки с зазо­ ром. Менее определенны условия расчета переходных посадок, поскольку они характеризуются возможностью получения как •зазора, так и натяга. Поэтому в последнем случае расчет сводится к определению вероятности получения доли зазора и натяга в ана­ лизируемой посадке.

§ 1. Р а с ч е т посадок с натягом

Исходные условия расчета прессовых • посадок. — Прямая и обратная задача расчета. — Два метода расчета посадок с натягом. — Дополнитель­

ные

задачи, решаемые

при

расчете прессовых посадок. — Зависимость

между расчетным

и теоретическим натягом. — Зависимости между величи­

ной расчетного натяга s p

и удельным давлением р. — Уравнения для опре­

деления усилий трения F,

моментов трения MF,

а также усилий запрессовки

и распрессовки

соединений. — Условия сохранения

прочности сопряжен­

ных деталей. — Определение деформации внутреннего

диаметра полого вала

(Adi)

и наружного диаметра

тонкостенного

корпуса

(Дй2 ). — Последова-

тельность

й нагрузке (Р

или Мкр). —

Последовательность расчета посадки по

условию прочности

сопряженных

деталей. — Последовательность расчета

по заданной посадке.

88


Посадки с натягом применяются для неподвижных и, как пра­ вило, для неразъемных соединений без дополнительного крепле­ ния деталей. Относительная неподвижность деталей создается благодаря силам трения, возникающим вследствие упругой дефор­ мации, создаваемой натягом.

Прессовая посадка считается годной, если при наименьшем натяге обеспечивается относительная неподвижность соединения (передается заданный крутящий момент или осевое усилие), а при. наибольшем натяге сохраняется прочность соединяемых деталей. Расчетные формулы посадок с натягом изменяются в зависимости от того, вызывает ли натяг только упругие или упругопластические деформации. С достаточной для практических целей точностью можно считать, что область чисто упругих деформаций сохраняется до тех пор, пока натяг, создаваемый посадкой, не вызывает в со­ пряженных деталях напряжения, превышающего 0,6 от предела,

текучести материала, т.. е. при

 

а1 <0,6стт ,

• ог 2 <0 6ат .

(22>

При расчетах прессовых

соединений можно решать

прямую-

и обратную задачу. Прямой мы называем задачу, когда по задан­ ной внешней нагрузке (осевому усилию или крутящему моменту)- на основе расчета выбирается оптимальная посадка. При обратной задаче, наоборот, по заданной посадке определяется несущая спо­ собность соединения, т. е. возможные внешние нагрузки, которые могут быть приложены к данному соединению без нарушения его неподвижности.

И в том и в другом случае определяющим является минималь­ ный натяг посадки, а по величине максимального натяга выбран­ ной или заданной посадки проверяется прочность наиболее слабой из соединяемых деталей.

Может быть применен и другой метод расчета [21, когда исход­ ным условием расчета является прочность сопряженных деталей. Тогда расчет ведется по величине наибольшего натяга с проверкой гарантии неподвижности соединения по наименьшему натягу..

Более распространен первый из упомянутых методов расчета,, т. е. по величине минимального натяга посадки. При этом проверка прочности соединяемых деталей в большинстве случаев указывает на наличие достаточно больших запасов прочности. Естественнопоэтому, что переход ко второму способу расчета (по наибольшему натягу) приведет к увеличению абсолютных величин натягов,, т. е. к выбору более тяжелых прессовых соединений, а следова­ тельно, и к повышению эксплуатационного допуска натяга.

Кроме решения двух основных задач — обеспечения неподвиж­ ности соединения и прочности соединяемых деталей, методами рас­ чета прессовых посадок определяются также: 1) величины уси­ лий, необходимых для сборки и разборки соединения, и 2) вели­ чины деформации внутреннего диаметра полого вала и наружногодиаметра тонкостенного корпуса.

89;