Файл: Брук С.И. Основы взаимозаменяемости и технические измерения учеб. пособие с элементами программир. обучения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.06.2024
Просмотров: 148
Скачиваний: 0
№ |
93. |
Имеется соединение 0 |
140. Допуск отверстия по А 3 . z = |
0,20 ч- |
|||||||||
0,06. Определить допуск вала пего предельные размеры. |
|
|
|||||||||||
Обозначение |
1 |
|
2 |
|
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|||
дБ |
. . . |
. |
0,06 |
|
0,08 |
|
0,06 |
0.20 |
|
0.07 |
|||
Вб |
. . . |
. |
139,94 |
|
139,96 |
|
139,80 |
140,00 |
140,00 |
||||
в„ |
. . . . |
139.88 |
|
139,88 |
|
139,74 |
139,80 |
139,93 |
|||||
№ |
94. |
Имеется |
сопряжение |
0 |
45. |
Отверстие 3-го, а вал 2-го класса |
|||||||
точности, |
z = |
0,025 |
0,100. Подобрать комбинированную |
посадку в си |
|||||||||
стеме |
отверстия. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
J ; Ш ' |
; Д ' |
д > Л |
4) |
|
5) Т Х |
|
|
|||
№ |
95. |
Имеется |
сопряжение |
0 |
32. |
Отверстие 3-го, а вал 2-го класса |
|||||||
точности, z = |
0,05 |
-г- 0,135. Подобрать |
комбинированную посадку в |
системе |
|||||||||
отверстия. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
' |
|
|
|
|
|
|
Ш |
|
Л > |
Л |
3) |
Д |
4) |
Т Х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№ |
96. |
Имеется сопряжение 0 |
65. Основное отверстие класса точности 2а. |
Зазор |
в |
соединении от +0,036 до —0,30. Подобрать |
комбинированную по |
||
садку |
в |
системе |
отверстия. |
|
|
|
|
1) Н |
2) |
А 2 а |
5) П |
|
|
3) |
№ 97. Имеется сопряжение 0 140. Основной вал 1-го класса точности. Зазор в соединении от + 0 , 0 2 до —0,04. Подобрать комбинированную посадку.
|
|
|
2) |
|
|
4) Л . |
5) |
|
|
|
№ 98. Имеется сопряжение 0 |
250. Основной вал 3-го класса точности, |
|||||||||
z = 0,075 -г- 0,283. |
Подобрать посадку. |
|
|
|
|
|
||||
|
1) |
|
2)' |
3) |
|
4) |
Ш |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
№ 99. Имеется сопряжение 0 |
80. Зазор от +0,044 до —0,032. Система |
|||||||||
отверстия. Подобрать класс точности и посадку. |
|
|
|
|||||||
|
.1) |
Но |
2) A i _ |
3) |
гр |
', |
|
5 ) т |
^ + |
|
|
|
|
|
|
|
|
Пр |
|
||
№ 100. |
Имеется сопряжение 0 |
200. Зазор от +0,023 до |
-0,025. Система |
|||||||
отверстия. Подобрать класс точности и |
посадку. |
|
|
|
||||||
|
1) Н , |
2) ~; |
з>4ч |
4) А |
; |
H i |
5) |
|||
№ 101. |
Имеется |
сопряжение |
0 |
60. |
z = |
0,015 |
± 0,025. |
Система отвер |
стия. По какому классу точности и полям допусков обрабатывать отверстие-
и вал? |
i |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1) |
А . |
г,\ |
А. |
, |
. |
m |
А , |
А 2 а . |
_. А |
2 а |
|
|
Д ' |
2) |
— |
|
3) |
- д , |
4) - р ; — ; |
5) |
Н , |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
П, |
|
|
85.
№ 102. Имеется сопряжение 0 SO. z = (—0,005) ± 0,025. Система отверстия. По какому классу точности п полям допусков обрабатывать отверстие н вал?
., А |
„ . А |
„ . А |
„ А |
_. А |
||||
1) y ' . |
2 ) - f ; |
3) |
т ; |
4) |
|
5) |
д - . |
|
№ 103Имеется сопряжение |
0 |
100. |
z = |
0,35 |
± 0,23. Система отвер |
|||
стия. По какому классу точности и полям допусков |
обрабатывать отверстпе |
|||||||
п вал? |
|
|
|
|
|
|
|
|
А 5 |
. 9 ^ А 4 . |
|
А 3 . |
|
A 3 . |
|
А£ |
|
Х 5 |
' |
' Л 4 ' |
i ] |
Ш 3 ' |
к ) |
Х 3 " |
' |
Х 4 |
№ 104. Имеется сопряжение подшипника скольженпя с цапфой 0 180 ~ - . Л-2а Прп ремонте подшипник растачивается по калибру AQ — 180,5; Ам = 180,4.
Найти ремонтные размеры вала из условия сохранения первоначальных зазоров.
Обозначение |
1 |
. 2 |
3 |
4 |
5 |
Вб (рем) |
• • |
180,357 |
|
180,454 |
180,340 |
180,457 |
180,440 |
|
||||||
-^м (рем) |
• • |
180,314 |
|
180,904 |
180,385 |
180,314 |
1S0.255 |
|
||||||
|
№ 105. Имеется сопряжение подшипника скольжения с цапфой 0 |
50 |
- j p . |
|||||||||||
Прп |
ремонте |
подшипник |
растачивается |
по |
калпбру |
до |
= 50,30; |
Ам |
— |
|||||
= |
50,27. |
Найти ремонтные |
размеры вала пз условия сохранения |
первона |
||||||||||
чальных |
зазоров. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Обозначение |
1 |
|
2 |
3 |
|
4 |
|
|
5 |
|
||||
-^б (рем) |
• • |
50,205 |
|
50,250 |
50,220 |
50,220 • |
50,250 |
|
||||||
|
|
|
|
50,165 |
|
50,188 |
50,088 |
50,188 |
50.215 |
|
||||
|
№ 106. Имеется сопряжение подшипника скольжения с цапфой 0 |
300 —— . |
||||||||||||
При |
ремонте |
подшипник |
растачивается |
по |
калибру |
As |
— 300,85; |
Л м |
= |
|||||
= |
300,78. |
Найти ремонтные |
размеры вала |
из условия |
сохранения |
перво |
||||||||
начальных зазоров. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Обозначение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
•Вб Срем> |
|
300,724 |
|
300,724 |
300,710 |
300,994 |
300,780 |
|
||||||
|
(рем) |
|
300,613 |
|
300,663 |
300,675 |
300,713 |
300,875 |
|
86
№ 107. Имеется сопряжение 0 60 - j p При ремонте вал перешлифован
на размер 0 60z§'|§. Определить ремонтные отклонения отверстия пз усло вия сохранения первоначальных зазоров.
1) 06О $ ;? О 2 ; 2) 0 6 О _ О ) О З ; 3) 0 6 О + ° . ° 3 ; 4) 06О=§;2 1 3; 5) 06О=§: 1°3 .
№ 108. Имеется сопряжение 0 300-д^-. При ремонте вал перешлифован
на размер 0 300zJ;|§. Определить ремонтные отклонения отверстия из усло вия сохранения первоначальной величины зазора.
1) 300=8;|1»; 2) 300=8:23$; 3) 300=8;||8; 4) 30ОГо °;Ж 5) 300=8;1|§.
I
Г Л А В А II!
Методы расчета оптимальных посадок
В практике конструирования машин и приборов до настоящего времени наиболее распространен метод выбора требуемых посадок и классов точности в сопряжениях деталей на основе опыта эксплутации аналогичных механизмов, а также по рекомендациям различных нормативных материалов и литературных источников.
Естественно, что обобщение и использование опыта работы ранее действующих машин весьма ценно. Однако не всегда путем аналогии представляется . возможным установить оптимальную для каждого случая посадку. Необходим учет конкретных усло вий эксплуатации машины, влияния внешних нагрузок, режима работы и других сопутствующих факторов. Указанному в наиболь шей степени отвечает метод установления требуемых посадок на основе расчета.
Чаще всего расчету подвергаются посадки с натягом как наи более ответственные и критические. В ответственных подвижных соединениях машин расчету подвергаются такя^е посадки с зазо ром. Менее определенны условия расчета переходных посадок, поскольку они характеризуются возможностью получения как •зазора, так и натяга. Поэтому в последнем случае расчет сводится к определению вероятности получения доли зазора и натяга в ана лизируемой посадке.
§ 1. Р а с ч е т посадок с натягом
Исходные условия расчета прессовых • посадок. — Прямая и обратная задача расчета. — Два метода расчета посадок с натягом. — Дополнитель
ные |
задачи, решаемые |
при |
расчете прессовых посадок. — Зависимость |
|||
между расчетным |
и теоретическим натягом. — Зависимости между величи |
|||||
ной расчетного натяга s p |
и удельным давлением р. — Уравнения для опре |
|||||
деления усилий трения F, |
моментов трения MF, |
а также усилий запрессовки |
||||
и распрессовки |
соединений. — Условия сохранения |
прочности сопряжен |
||||
ных деталей. — Определение деформации внутреннего |
диаметра полого вала |
|||||
(Adi) |
и наружного диаметра |
тонкостенного |
корпуса |
(Дй2 ). — Последова- |
тельность |
й нагрузке (Р |
или Мкр). — |
Последовательность расчета посадки по |
условию прочности |
сопряженных |
деталей. — Последовательность расчета |
по заданной посадке. |
88
Посадки с натягом применяются для неподвижных и, как пра вило, для неразъемных соединений без дополнительного крепле ния деталей. Относительная неподвижность деталей создается благодаря силам трения, возникающим вследствие упругой дефор мации, создаваемой натягом.
Прессовая посадка считается годной, если при наименьшем натяге обеспечивается относительная неподвижность соединения (передается заданный крутящий момент или осевое усилие), а при. наибольшем натяге сохраняется прочность соединяемых деталей. Расчетные формулы посадок с натягом изменяются в зависимости от того, вызывает ли натяг только упругие или упругопластические деформации. С достаточной для практических целей точностью можно считать, что область чисто упругих деформаций сохраняется до тех пор, пока натяг, создаваемый посадкой, не вызывает в со пряженных деталях напряжения, превышающего 0,6 от предела,
текучести материала, т.. е. при |
|
|
а1 <0,6стт , |
• ог 2 <0 6ат . |
(22> |
При расчетах прессовых |
соединений можно решать |
прямую- |
и обратную задачу. Прямой мы называем задачу, когда по задан ной внешней нагрузке (осевому усилию или крутящему моменту)- на основе расчета выбирается оптимальная посадка. При обратной задаче, наоборот, по заданной посадке определяется несущая спо собность соединения, т. е. возможные внешние нагрузки, которые могут быть приложены к данному соединению без нарушения его неподвижности.
И в том и в другом случае определяющим является минималь ный натяг посадки, а по величине максимального натяга выбран ной или заданной посадки проверяется прочность наиболее слабой из соединяемых деталей.
Может быть применен и другой метод расчета [21, когда исход ным условием расчета является прочность сопряженных деталей. Тогда расчет ведется по величине наибольшего натяга с проверкой гарантии неподвижности соединения по наименьшему натягу..
Более распространен первый из упомянутых методов расчета,, т. е. по величине минимального натяга посадки. При этом проверка прочности соединяемых деталей в большинстве случаев указывает на наличие достаточно больших запасов прочности. Естественнопоэтому, что переход ко второму способу расчета (по наибольшему натягу) приведет к увеличению абсолютных величин натягов,, т. е. к выбору более тяжелых прессовых соединений, а следова тельно, и к повышению эксплуатационного допуска натяга.
Кроме решения двух основных задач — обеспечения неподвиж ности соединения и прочности соединяемых деталей, методами рас чета прессовых посадок определяются также: 1) величины уси лий, необходимых для сборки и разборки соединения, и 2) вели чины деформации внутреннего диаметра полого вала и наружногодиаметра тонкостенного корпуса.
89;