Файл: Брук С.И. Основы взаимозаменяемости и технические измерения учеб. пособие с элементами программир. обучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2024

Просмотров: 145

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

Таблица 9

 

Предел текучестп (0Т )

п предел прочности на разрыв (0 Р )

 

 

 

различных марок сталп и чугуна

 

 

Марка стали

 

Марка чугуна

Ор ,

КГ/ЛШ»

Сталь 15

24

СЧ

12-28

 

12

»

20

26

»

12-32

 

15

»

25

28

»

18-36

 

18

»

30

30

»

21-40

 

21

' »

35

32

»

24-44

 

21

40

34

»

28-48

 

28

»

45

36

»

32-52

 

32

»

15Г

25

КЧ

30-6

 

33

»

20Г

28

»

33-8

 

33

ЗОГ

32

»

35-10

 

35

 

40Г

36

• »

37-12

 

37

П р и м е ч а н и е .

Продел текучести а т составляет у сталей от 0,5 до 0,85 от стр;

"У чугупов

условный технический предел текучестп ад 2 «*(0,7—1) о"р .

 

 

При одновременном нагружении соединения крутящим момен­ том и сдвигающей силой расчет ведется по равнодействующей R :

откуда

л, dlfx

(31)

(31а)

По формуле (29) могут быть также определены величины уси­ лий, необходимых для осуществления сборки или разборки соеди­ нений. В этих случаях изменяются только значения коэффициента трения /, а удельное давление р определяется по величине наи­ большего натяга sp ( б ) . Последующие расчеты произведены при средних значениях коэффициента трения /, указанных в табл. 10.

 

 

 

Таблица 10

Средние значения коэффициента трения / , принятые в расчетах

 

(при охватываемой детали пз стали)

 

 

 

Материал охватывающей детали (втулки)

Способ соединения

 

Бронза,

Алюми­

Пластмас

Сталь

Чугун

ниевые

латунь

 

сы

 

 

 

сплавы

 

 

0,15

0,10

0,07

0,05

 

0,40

При н а г р е в а н и и ил и о х л а ­

 

 

 

 

 

ж д е н и и с о п р я ж е н н ы х де -

 

 

 

 

0,20

0,15

0,20

0,13

 

П р и м е ч а н и е . Более полная таблица

значений

коэффициентов трения

приво­

дится в специальной литературе (см., например, [з]).

95


Прочность сопряженных деталей проверяется по величинам напряжения вала (о^) и втулки (а 2 ), которые, как указано было

выше (22), не должны превышать

0,6

от предела текучести о т :

 

Р б

 

(32)

* = — T V N I

(33)

1-

( d 2

)

 

 

 

Обычно более слабой деталью сопряжения является втулка. Значения знаменателей дроби в формулах (32) и (33) для разных

отношений ~ - и приведены в табл. 7, столбец 2.

Деформация сжатия и растяжения поверхностей контакта вала и отверстия по диаметру d при посадке с натягом вызывает также деформацию внутренней поверхности полого вала (а\) и наружной поверхности тонкостенной втулки (da ) (см. рис. 28).

Величины этих деформаций могут быть приближенно вычислены на основе следующих зависимостей:

АД,=

г

2 ^ . ч , п

. (34)

Д а . -

r

, T i , и

(35)

где Adx — уменьшение внутреннего диаметра полого вала; Ad2 увеличение наружного диаметра тонкостенной втулки, вызванное запрессовкой деталей по диаметру d.

Значения

1 — ^ - ^ - ^ 2 и

( - ^ - ) 2

1

Д л

я разных

отношений

и ^ 1 приведены в табл. 7,

столбцы

2

и

 

5.

 

 

о

 

прессовой

посадки по заданной

внешней нагрузке про­

: Расчет

изводится

в

такой

последовательности:

 

 

 

а)

по

формулам! (29), (30)

или

(31)

определяется

требуемое

удельное

давление р на контактной поверхности;

 

 

б)

по величине контактного давления высчитывается

минималь­

ный

расчетный натяг

сопряжения sp ( M )

(246);

поверхностей

в)

по

заданным классам

чистоты

сопрягаемых

находится из (23) минимальный теоретический (табличный) натяг сопряжения sT ;

г) по минимальному теоретическому натягу подбирается соот­ ветствующая посадка (таблицы предельных отклонений ГОСТ или график на рис. 29) и определяется из (23) ее наибольший табличный натяг sT (б) и наибольший расчетный натяг sp^y,

96


 

д) по величине наибольшего натяга проверяется по (22), (32),

(33)

прочность деталей;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е) при

необходимости

подсчитываются

усилие

запрессовки

н распрессовки из (29) и величины деформаций по некоторым по­

верхностям из (34) и (35).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если в качестве исходного условия расчета принимается проч­

ность сопряя^енных деталей, то вначале последовательность рас­

чета

несколько изменяется:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Номинальные

диаметры

в мм

 

 

 

 

 

 

ce'tO

до50

 

св50 до 65

 

св 65 до 80

 

 

 

 

Поля допусков

основного

отверстия

или

основного

вала

 

 

 

 

А,

А,;.

 

 

 

 

 

 

А,

 

Ар„:Въ

SM

Ss

S„ Sg

\S» Sg

 

S„

St

S„ S6

SM S6 \SM Se

 

SM Se

S„ Ss

ю\

 

Пр

 

 

Пл

 

Who

 

Пр,

 

 

npho

 

 

 

Пр

 

 

 

Пр

ПРЬ,

~ЛРЬ

20

floh„

 

—По!,.

 

 

 

 

 

 

Пр'ь

 

 

 

М

 

 

 

 

30

 

Щ

not

^Пр\_

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф2,\-

 

 

 

_Пр2,

 

 

-Jlp2Zl

40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГР

 

 

 

 

 

 

JPh

50

 

 

 

 

 

 

 

Пр!, .Гр

 

 

 

 

 

Пр/,•ЩЬ-Пп,-

 

 

Пл

 

 

 

60

 

 

 

 

 

 

 

 

70

 

при.

Ми

 

 

Пр

 

 

 

Пр_

 

 

 

 

 

neb

 

 

 

 

 

Пр2

 

 

 

80\

 

 

 

Hi

ho?

 

 

 

 

 

 

Гр

 

 

 

 

nphg

JBs,

 

90

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пр'г'о

 

 

too

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

rnV

Ipij

 

 

 

 

Ж

I Iff

 

 

-ЛРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

120

 

 

Пр25

 

 

 

 

•Гр

 

 

 

130

 

 

 

 

Рр2н

-Пр2щ

 

 

 

 

 

 

 

~Пр2г -Пр2

 

 

 

Ф6М

140

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1р2Пр2?а

150

 

 

 

 

 

 

 

-Пр2,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ISO

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

170

 

 

Ppjj

 

 

 

 

 

 

 

 

 

180

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

190

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

200

 

 

 

 

 

 

 

ЛрЗ,

 

 

 

 

 

210

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

220

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

flpjj-

230

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2W<

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.

29. Предельные натяги

основных

и комбинированных посадок (одно-

 

 

 

 

системных)

для 0 40 -s- 80

мм.

 

 

 

 

 

' а) по (22), (32) и (33) определяется максимально допустимое

удельное

давление

рб;

 

подсчитываете^ наибольший

рас­

 

б) по известной

величине

четный натяг посадки s P ( 6) (246);

 

 

 

сопрягаемых

 

в) в зависимости от заданных классов чистоты

поверхностей по формуле (23) находится наибольший теоретиче­

ский натяг посадки 5Т(б>;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г) по таблицам ГОСТ (или графику на рис. 29) подбирается

соответствующая посадка и по ней определяется sT (M )

и sp (Ы)

 

(23);,

7 с. И . Брук

97


д) по (24а) рассчитывается минимальное удельное давление ры и проверяется условие сохранения неподвижности соединения из (29), (30) и (31) при известной внешней нагрузке или определяется по тем же зависимостям несущая способность соединения;

е) при

необходимости подсчитываготся

усилия запрессовки,

распрессовки и возможные деформации по

неконтактным поверх­

ностям из (29), (34), (35).

 

Если целью расчета является анализ пригодности выбранной

посадки,

то последовательность его выполнения такова:

а) по заданной посадке определяются теоретически предельные

значения

натяга sT ( 6 )

и sT (M ) ; -

 

б) величины натягов корректируются в зависимости от классов

чистоты сопрягаемых

поверхностей (23);

 

в) по (24а) находится наибольшее и наименьшее удельное давле­

ние на посадочных поверхностях;

 

г) по величине наименьшего давления pv

и известной внешней

нагрузке

проверяется

гарантия неподвижности соединения из

(29), (30) или (31) или, если внешняя нагрузка не задана, то по тем же формулам определяется несущая способность соединения; д) по величине наибольшего давления р6 проверяется проч­ ность деталей из (22), (32), (33) и, если необходимо, по (29), (34),

(35) вычисляются

требуемые усилия

запрессовки,

распрессовки

и возможные деформации по неконтактным поверхностям.

 

 

§ 2. Р а с ч е т п о с а д о к с з а з о р о м

Исходные условия минимальных зазоров гм подвижных посадок. —

Доли зазора (Дц Д 2 ,

Д 3 ,

Aj...

Д„), необходимые для компенсации погреш­

ностей,

уменьшающих

действительный

зазор. — Влияние

наибольшего

зазора посадки на долговечность деталей.

 

 

 

Обычно расчету подвергаются посадки с относительно боль­

шими зазорами (X, Л, Ш,

ТХ), применяемые в подвижных соеди­

нениях

подшипников

скольжения,

в

сопряжениях

поршень —

цилиндр и т. п.

Посадку рассчитывают по величине наименьшего зазора zM . В основу расчета положено условие обеспечения жидкостного тре­ ния между перемещающимися поверхностями при рабочем режиме машины, когда смазка полностью отделяет вал от поверхности отверстия, а трение между металлическими поверхностями заме­ няется внутренним трением в смазочном материале.

Из гидродинамической теории смазки известно, что жидкостное трение между трущимися поверхностями будет устойчивым в том случае, когда минимальный эксплуатационный зазор между отвер­ стием и валом будет не меньше некоторой величины А 1 ( при кото­ рой слой смазки предохраняется от разрыва в месте наибольшего сближения сопрягаемых деталей. Однако табличная величина минимального зазора может существенно уменьшиться при экс­ плуатации машины вследствие влияния погрешностей геометриче-

98


ской формы деталей, погрешностей сборки и деформаций, возника­ ющих при работе машины.

Поэтому расчет минимального зазора посадки сводится обычно к суммированию величины Дх с некоторыми величинами Ah необ­

ходимыми для компенсации погрешностей, уменьшающих

теорети­

ческий зазор в процессе изготовления

в

эксплуатации

машины.

В общем виде формула расчета минимального зазора подвижной

посадки принимает следующий

вид:

 

 

 

2 и = Д1 + Д2 +

Д3 + Д4

+

. . . + Дл ,

(36)

где Аг минимальное значение диаметрального зазора, необходи­ мого для обеспечения нормальной смазки; Д 2 — доля зазора, необ­ ходимая для компенсации погрешностей геометрической формы и взаимного расположения поверхностей; Д 3 —доля зазора, необ­ ходимая для компенсации упругих температурных деформаций деталей; Д4 — доля зазора, необходимая для компенсации пла­ стических температурных деформаций; Д п — прочие составляющие.

Рис. 30. Положение цапфы вала в подшипнике.

а — номинальное; 6 — статическое; в в рабочем

состоянии.

 

Выбор слагаемых Д,, которые необходимо учесть

при

работе,

зависит от конкретных условий изготовления и

работы

машины

и влияния доминирующих факторов.

 

 

 

Проанализируем некоторые величины Дг по результатам опыт­

ных и исследовательских

работ г .

 

 

 

Минимальное

значение

диаметрального зазора

Аи

необходимое

для обеспечения

нормальных условий смазки. При свободном сопря­

жении вала с подшипником наличие зазора z между ними приводит к тому, что в статическом состоянии вал односторонне смещается

в подшипнике на величину у (рис. 30, б). Однако в работающей

паре масло увлекается в зазор между цапфой и подшипником. Воз­ никающее вследствие этого гидродинамическое давление стремится расклинить подшипник и вал и сместить последний в направлении вращения (рис. 30, в).

Таким образом, в работающей паре зазор по диаметру Д3

распределяется неравномерно, принимая

минимальное значение

h„ в месте наибольшего сближения вала и

отверстия.

1 См., например, [4].

 

7*

99

)