Файл: Брук С.И. Основы взаимозаменяемости и технические измерения учеб. пособие с элементами программир. обучения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.06.2024
Просмотров: 143
Скачиваний: 0
ГОСТ 520—55 величины предельных отклонений на посадочный диаметр наружного кольца подшипника и допустимую величину радиального биения для шарико- и роликоподшипников при D = = 150 - 180 (табл. 11).
Как видно из таблицы, величины предельных отклонений на
диаметр D одинаковы в классах точности Н, П и |
В, а также |
в классах точности А и С. Величины же допустимого |
радиального* |
биения наружного кольца различны во всех пяти классах точности. Нормальный класс точности является основным и распростра няется на все типы подшипников. Более высокие классы точности применяются в радиальных, радиально-упорных и других типах
подшипников, перечисленных в |
табл. 1, рассматриваемого ГОСТ |
5 2 0 - 5 5 . |
|
Класс точности подшипника |
условно обозначается одной или |
двумя буквами перед номером подшипника. Например, В-36203 означает подшипник № 36203 класса точности В; ВП-1207 '— под шипник № 1207 класса точности ВП. Для подшипников нормаль ного класса буква Н не клеймится и не проставляется в специфи кациях.
Класс точности подшипника выбирается в зависимости от тре бований, предъявляемых к точности вращения опоры механизмаДля подавляющего большинства механизмов общего машинострое ния обычно используются подшипники нормального класса. При менение в этих случаях подшипников более высоких классов точ ности неэкономично и технически не оправдано. Только в тех слу чаях, когда требуемая точность вращения не может быть обеспе чена подшипниками нормального класса, следует выбирать под шипники более высоких классов. Примером таких узлов могут
служить |
подшипники шпинделей шлифовальных и других преци |
зионных |
станков, подшипники точных приборов и др. |
При выборе класса точности подшипника расчетным путем про изводится сопоставление технических требований, предъявляемых к подшипниковому узлу в части допустимых радиальных и осе вых перемещений вала (корпуса) относительно опоры, с существу ющими нормами на точность вращения для каждого класса точ ности.
Вследствие неизбежных производственных ошибок при изгото влении, а также последующей деформации колец, наружная и вну тренняя цилиндрические поверхности подшипников имеют незна чительную овальность, конусообразность и другие погрешности геометрической формы. Указанные погрешности регламентируются
в |
таблицах |
ГОСТ величинами предельных отклонений |
на а\якб |
|||
и |
^нанм |
Д л |
я внутренней |
цилиндрической |
поверхности |
подшип |
ника и |
на |
/ ) н а н б и DHaaM |
для наружной |
цилиндрической.поверх |
||
ности. |
|
|
|
|
|
|
|
Допуски же на габаритные размеры подшипников (внутренний |
и наружный диаметры) характеризуются предельными отклоне ниями, заданными на средние значения диаметров (dc и £ ) с ) .
ли
Прн-этом средние значения определяются как среднее арифмети ческое двух действительных экстремальных значений (наибольшего и наименьшего), полученных при измерении диаметров в разных направлениях:
(41)
•Рд (наиб) Ч~ DR снаим)
2
где йд(наиб), ^д(наиы), ^д(нанб). -Од (наим) — экстремальные значения внутреннего и наружного диаметров подшипника, полученные при измерении действительных размеров. ••
Таким образом, в таблицах ГОСТ на каждый из посадочных диа метров подшипника (d и D) задано по четыре отклонения. Два пре дельных отклонения, указанные на средние значения диаметров, регламентируют погрешности габаритных размеров цилиндриче ских поверхностей, а предельные отклонения, заданные на
• и ^наим (или DMa6 и Dmm), ограничивают допустимую погрешность геометрической формы. Так, например, для подшипника нормаль ного класса точности с номинальным значением наружного диа метра!) = 160 (см. табл. 11) наибольшее предельное значение Dc = = 160,00; наименьшее предельное значение Dc = 159,975; наи
большее предельное значение £>н а и б = |
160,007; наименьшее |
пре |
|
дельное значение DHmu |
= 159,968. |
с валом и отверстием |
кор |
Характер сопряжения подшипника |
пуса определяется отклонениями средних диаметров, поскольку при посадке подшипников на вал и в корпус посадочные поверх ности подшипника деформируются в соответствии с действитель ными размерами и геометрической формой сопряженных деталей. На характер сопряжения большее влияние оказывает действитель ная протяженность посадочных поверхностей подшипников, опре деляемая dc и Dc, нежели локальные изменения размеров (наиболь шего и наименьшего).
Характерной особенностью принятой системы допусков на под шипники качения является также расположение полей допусков на средние значения посадочных диаметров.
Предельные отклонения как на наружный диаметр Dc, так и на • внутренний dc заданы со знаком «минус» во всех классах точности. Значит, допускается изменение наружного и внутреннего диамет
ров подшипников только в сторону их |
уменьшения. |
При этом |
в классах точности Н, П и В (см. рис. 35) |
поле допуска |
непосред |
ственно прилегает к нулевой линии снизу, т. е. ABDC = 0; A„Dc<c 0;
N ABdc |
= 0; AHcZc < 0. |
В |
классах точности А и С оба предельных отклонения отрица |
тельны (поле допуска на схеме расположено под нулевой линией),
т. е. ABDC < 0 и AaDc < |
0, а также ABdc |
< 0 и ДН<2С |
< 0. |
Такое расположение полей допусков на наружное |
кольцо Dc |
||
соответствует привычной |
схеме задания |
допусков на |
основные |
8* |
115 |
детали «в тело». Отрицательное же отклонение на отверстие подшип
ника противоположно |
принципу |
расположения полей допусков |
|
«в тело». Оно принято |
специально |
для обеспечения |
возможности |
подбора необходимых |
посадок внутреннего кольца |
подшипника |
с валом при использовании стандартных полей допусков на вал (об этом см. ниже § 2).
Не представляется возможным провести точную аналогию между величинами допусков, принятыми на диаметры внутренних и на ружных колец подшипников (dc и Dc), и каким-либо классом точности по стандартам допусков на гладкие цилиндрические со пряжения, ибо закономерности изменения допусков в зависимости от номинальных размеров у них различны. Однако приближенное соответствие между классами точности подшипников качения и классами точности общемашиностроительных деталей приведено в табл. 12.
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 12 |
|
Классы точности общемашнностронтельных |
деталей |
|
|||||
|
в сравнении с классами точности подшипников качения |
|||||||
|
|
|
Допуск на dc |
подшипника |
Допуск на Х>с |
подшнпппка |
||
|
|
|
|
качения |
|
качения |
||
Номинальные |
значения |
Классы точности подшиппиков качения |
||||||
диаметров |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
Н, |
П, В |
А, С |
Н, |
П, В |
А, С |
|
До 18 |
0 9 - 1 |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
||
Свыше |
18 до |
80 |
|
|
|
|
|
|
» |
80 |
» |
120 |
|
|
' |
1 |
0 7 - 0 8 |
» |
120 |
» |
150 |
1 |
08 |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
» |
150 |
» |
180 |
|
|
|
|
08 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
» |
180 |
» |
250 |
1 - 2 |
|
" |
1 - 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
» |
250 |
» |
500 |
|
0 8 - 0 9 |
|
|
08—09 |
» |
500 |
» |
800 |
|
|
2 - 2 а |
|
|
» |
800 |
» |
1600 |
|
|
2 а - 3 |
|
Допуски на ширину подшипников соответствуют в большин стве случаев 5-му классу точности ГОСТ (СБ ), а у подшипников малых размеров — 4-му классу (С4 ). Чистота посадочных поверх ностей подшипников качения должна быть не ниже классов чис тоты, указанных в табл. 13.
116
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 13 |
Классы чистоты посадочных поверхностей колец |
|
|||||||
шарнко- и роликоподшипников |
по ГОСТ |
2789-^59 |
|
|||||
|
|
|
|
|
Номинальные диаметры, мм |
|||
Наименование поверхностей |
Классы |
|
|
свыше 80 |
свыше 500 |
|||
точности |
до |
80 |
||||||
|
|
|
|
|
до 500 |
до 1600 |
||
Посадочная внутреннего |
коль |
Н, |
П |
7 |
|
|
6 |
6 |
ца |
|
В, |
А . |
8 |
|
|
7 |
— |
Посадочная наружного |
коль |
С |
|
9 |
|
|
8 |
— |
Н, |
П |
8 |
|
|
7 |
6 |
||
ца |
|
В, |
А |
9 |
|
|
8 |
7 |
Торцы |
|
С |
|
9 |
|
|
8 |
— |
|
И, |
п |
6 |
|
|
6 |
6 |
|
|
|
В, |
А |
7 |
|
|
б |
6 |
|
|
С |
|
S |
|
|
Т |
|
Большое влияние на точность вращения подшипника и долго вечность его работы оказывает величина зазора между шариками (или роликами) и дорожками качения наружного и внутреннего колец, а также равномерность диаметров шариков в пределах одного подшипника.
Точность выполнения шариков определяет ГОСТ 3722—54 (Шарикоподшипники. Шарики. Технические условия).
Оценка точности выполнения шариков осуществляется по двум критериям:
1)по величинам допускаемых отклонений от номинальных диа метров (четыре группы точности: В, П, Н и Р);
2)по величинам допускаемых отклонений от сферичности (овальность, гранность \ разноразмерность 2 ) и классам чистоты
поверхности |
(семь степеней точности: О, I , I I , |
I I I , |
I V , V и V I ) . |
|
По первому критерию допускаются довольно |
значительные |
|||
отклонения |
от номинальных диаметров — от |
± 5 |
до |
±250 мкм |
(для шариков всех степеней точности, классов В, П, Н и размером д о ' 0 260). Так, например, для шариков номинальным диаметром от 6 до 10 мм для группы Н допускаемые отклонения от номиналь
ного диаметра |
равны ± 7 5 мкм. Для шариков того же |
номиналь |
ного диаметра |
по второму" критерию, например для |
I V степени |
точности, допускается отклонение от сферичности не более 2,5 мкм; разноразмерность не более 5 мкм и класс чистоты поверхности" не менее V 10.
1 Гранностью шариков называется отклонение их от сферической формы, которое может быть обнаружено при трехточечном измерении шарика.
2 Разноразмерностыо называется разность между наибольшим и наимень шим из всех диаметральных размеров шариков одной сортировочной группы,, полученных при их измерении в любых диаметральных сечениях.
И Т
Под радиальным зазором в подшипниках качения подразуме вают односторонний радиальный зазор £ (рис. 36, а) между коль цами и телами качения, который обусловливает некоторую сво боду перемещения колец относительно друг друга в радиальном
иосевом направлениях.
Взависимости от состояния подшипника различают три вида радиальных зазоров.
1. Начальный зазор £н — зазор в свободном подшипнике до его постановки на место. Как видно из рис. 36, а,
^ = Da-{DB |
+ 2dm), |
(42) |
тде Z)H — диаметр дорожки качения наружного кольца; DB — диа метр дорожки качения внутреннего кольца; dm — диаметр шарика.
Рис. 36. Зазоры в подшипниках качения. а — начальный; б — посадочный; в — осевой.
По данным подшипниковой промышленности величины на чальных радиальных зазоров в однорядных радиальных шарико подшипниках с dm от 2,5 до 200 мм изменяются в пределах от 5 до
75мкм.
2.Посадочный зазор £ п — зазор в подшипнике после посадки •его на вал и в корпус машины (рис. 36, б). Посадочный зазор всегда меньше начального вследствие изменения диаметров колец из-за посадочных натягов:
£ п < £ „ - |
. |
(43) |
Так, например, по схеме рис. 36, б
Zn = DH-(DB |
+ ADB + 2dul), |
(44) |
где ADB — диаметральная деформация кольца после посадки его ла вал (или корпус) с натягом.
118
Если ADB > |
Сн> T O посадочный зазор становится отрицатель |
ным, т. е. вместо зазора образуется натяг. |
|
3. Рабочий зазор £р — зазор в работающем подшипнике, т. е. |
|
под нагрузкой |
и при установившемся температурном режиме. |
Зазор £ р может быть либо меньше, либо больше посадочного за зора, так как, с одной стороны, он уменьшается под влиянием тем пературных расширений внутреннего кольца подшипника, но, с другой — увеличивается под воздействием нагрузки, вызыва ющей деформацию в местах контакта тел качения с дорожками качения:
SP ^ £„. |
(45) |
В большинстве случаев рабочий зазор больше |
посадочного. |
От величины рабочего зазора зависит долговечность подшипника. Чем меньше величина рабочего зазора, тем равномернее и на боль шее число тел качения распределяется нагрузка.
Осевым зазором (осевой игрой) С называется полное перемеще ние одного из колец подшипника из одного крайнего положения
\в другое в осевом направлении при неподвижном парном кольце и условии совмещения осей обоих колец подшипника (рис. 36, в).
Величина осевого зазора звисит от радиального зазора, диа метра шариков и профиля дорожки качения колец подшипника. В зависимости от типа подшипника соотношение между радиаль ным и осевым зазорами различно. Так, например, величины осевых зазоров в шариковых и роликовых радиально-упорных подшипниках нормального класса точности, работающих в нор мальных условиях при d = 30 -=- 260 мм, колеблются от 20 до250 мкм.
Во многих случаях для повышения жесткости подшипникового узла применяют так называемый предварительный натяг подшип ников. Сущность предварительного натяга заключается в том, чтопара подшипников еще при установке в узел получает предвари тельную осевую нагрузку, которая не только исключает осевуюигру подшипников, но и вызывает некоторую упругую деформа цию контактных поверхностей. Благодаря этому существенноуменьшается осевой сдвиг подшипников под воздействием рабочей нагрузки.
§ 2. П о с а д к и подшипников качения
Основание системы (система отверстия пли система вала) на диаметры валов и корпусов, сопряженных с подшипниками качения. — Точность посадочных поверхностей сопряженных деталей. — Посадки, рекоменду емые в ГОСТ 3325—55 на сопряжения подшипников качения с цапфами валов и отверстиями корпусов.— Обозначения подшипниковых посадок на сбороч ных чертежах и на рабочих чертежах сопряженных деталей. — Виды нагружения колец подшипников. — Выбор посадок подшипников качения на. вал и в корпус.
Подшипник качения — стандартный узел. Поэтому для сокра щения номенклатуры подшипников размеры внутреннего, (d)
•119>