Файл: Брук С.И. Основы взаимозаменяемости и технические измерения учеб. пособие с элементами программир. обучения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.06.2024
Просмотров: 161
Скачиваний: 0
и наружного (D) посадочных диаметров выполняют с отклонениями, не зависящими от посадки, с которой подшипник будет монтиро ваться в машину (рис. 37). Создание необходимых посадок, разли чающихся в зависимости от конструкции и условий эксплуатации подшипникового узла, достигается путем изменения полей допус ков на сопряженные с подшипником детали — цапфу вала и отвер стие корпуса.
Так как с подшипниками качения сопрягаются детали различ ных машин и приборов, являющиеся изделиями общего машино строения, то и допуски на них назначают по общесоюзной системе
допусков. Условия |
выбора^'последних указаны в ГОСТ 3325—55. |
|||||
|
|
Но в системе допусков ГОСТ |
||||
|
|
различное |
расположение |
полей |
||
|
|
допусков на диаметр вала соот |
||||
|
|
ветствует |
системе |
отверстия, |
||
|
|
а различное расположение |
по |
|||
|
|
лей допусков на диаметр отвер |
||||
|
|
стия отвечает системе вала. |
|
|||
|
|
Следовательно, |
допуски |
на |
||
|
|
диаметры |
валов, |
сопрягаемых |
||
Рпс. 37. Посадка подшшшика ка |
с внутренними кольцами |
под |
||||
чения на вал и в корпус. |
шипников качения, принимают |
|||||
|
|
ся по системе отверстия, |
а |
до |
||
пуски на диаметры отверстий, сопрягаемых |
с наружными кольца- |
|||||
зш подшипников |
качения, — по |
системе |
вала V |
|
|
|
Согласно ГОСТ 3325—55 рекомендуются следующие посадки |
||||||
лодшипников качения на вал и в корпус (табл. 14). |
|
|
|
|||
Из таблицы следует, что в сопряжении с подшипниками |
особо- |
высокого и сверхвысокого класса точности (А и С) детали должны выполняться по 1-му классу, а в сопряжении с подшипниками
Нормального, Повышенного и Высокого классов (Н, П и В) — |
||
ъ основном |
по 2-му и |
лишь в одном случае по 3-му классу (С3 ). |
Уместно |
отметить, |
что в соединении подшипников качения |
•с валом и |
корпусом точность выполнения размеров подшипника |
существенно выше, чем точность сопряженных деталей. Так, например, допуски наружного и внутреннего диаметров у подшип ников классов точности Н, П и В при номинальном значении
диаметров до 150 мм сооветствуют |
1-му классу точности или даже |
1 Вследствие указанного весьма |
распространено заблуждение о том, |
что диаметры самих подшипников выполняются по тем же основаниям си стемы, т. е., что отверстие подшипника имеет допуск по системе отверстия, а наружный диаметр подшипника — по системе вала. Это неверно. Как указывалось выше (см. § 1), допуски на посадочные диаметры подшипников качения задаются по специальной системе допусков (ГОСТ 520—55), в общем случае не совпадающей ни с системой отверстия, ни с системой вала. Исклю чение представляет лишь один случай, а именно допуск на средний размер наружного диаметра подшипника качения (2)с ) в классах точности Н, П
'л В соответствует расположению поля допуска по системе вала. 120
выше его (см. табл. 12), тогда как допуски сопряженных деталей выполняются по 2-му классу.
Аналогично точность посадочных диаметров у подшипников классов А и С соответствует классам 08—09 общесоюзной системы допусков, а точность сопряженных деталей рекомендуется выпол нять по 1-му классу.
|
|
|
Таблица |
14 |
• Посадки шарпко- и роликоподшипников |
|
|||
|
|
Классы точности |
|
|
Наименование посадки |
Л, С |
н, п, в |
|
|
|
|
|
||
Прессовая |
для тоикостепиых |
. . |
Р 7 по ИС01 |
|
корпусов |
|
|
|
|
Глухая подшипниковая |
|
Г П |
|
|
Тугая |
» |
T i n |
Т п |
|
Напряженная » |
н 1 п |
Нп |
, |
|
Плотная |
» |
|
п„ |
|
Скользящая |
» |
Сщ |
Cni С3 п |
|
Движения |
» |
Дш |
Дп |
|
Ходовая |
» |
X j n |
Х п |
|
П р и м е ч а н и е . Индекс «п» означает посадки, отно сящиеся к подшипникам качения.
1 Поле допуска Р 7 по международной системе допусков ИСО, рекомен дуемое для тонкостенных корпусов, также соответствует 2-му классу точ ности ГОСТ.
Согласно рекомендациям ГОСТ 3325—55 на посадочные поверх ности шеек валов и отверстий корпусов, сопрягаемых с подшипни ками качения, устанавливаются следующие допускаемые отклоне ния от правильной геометрической формы: под подшипники клас сов точности Н, П и В не более г / 2 , а под подшипники классов точ ности А и С не более 1 J i допуска, заданного на диаметр посадочной поверхности.
Шероховатость посадочных поверхностей валов и отверстийкорпусов должна быть в пределах 6—7-го классов чистоты при со пряжении с подшипниками классов Н и П и 7—9-го классов при сопряжении с подшипниками классов В, А и С.
Для визуальной оценки характера посадок, предусмотренных ГОСТ 3325—55 на сопряжение подшипников. качения с валом и корпусом, построены в едином масштабе рекомендуемые поля допусков для интервала 30 ~- 50 по внутреннему диаметру под
шипника (рис. 38, |
А) и для интервала |
50 80 |
по наружному |
диаметру (рис. 38, |
Б). |
|
|
Как показывают схемы на рис. 38, А, |
взаимные |
расположения |
полей допусков при сопряжении внутреннего кольца подшипников Особовысокого и Сверхвысокого классов точности А и С с валами,
121
изготовленными по 1-му классу точности с предельными отклоне ниями по Г,., Ti_, Н, и Пд , образуют посадки с натягом, так как все четыре последних поля на валы расположены выше поля допуска
|
60г |
|
|
|
50- |
|
|
% |
|
|
|
• |
и- |
|
|
% |
20Иг, |
||
I |
10 • |
н, J L |
|
I |
°- |
||
|
|||
ъ-10- |
л, |
||
\-20- |
Посадки снатягом | |
||
§-30- |
~71ервходная посадка I |
||
Посадка с зазором |
|||
-50- |
|||
|
|||
-60^ |
|
||
|
60 |
|
|
••к50 |
|
||
i |
40 |
|
|
J0 |
|
||
I |
20 |
|
|
ас |
W |
П, с, |
|
1 |
0 |
||
И, |
|||
ju |
|
Г, |
|
1-10 |
|||
§-20 |
It |
||
-50 |
|||
Переходныепосадт |
|||
си-40 |
|||
-50 |
\Посадкое натягом\ |
||
-60 |
Посадка сзазооом 1 |
||
|
|||
|
|
] 2 |
ШД
7ZZZ.
Посадкисттгом
Переходные посадки /
Посадки сзазором
О
Л
С
II
<НДВ Н
Т
Г
Pi )
ПосадкаqПереходные Посадки с
РИ С . 38. Рекомендуемые посадки подшипников качения.
Л— на вал (d = 30 -f- 50 мм); Б — в корпус (D = 50 -4- 80 лш); 1 — поля допусков на внутренний и наружный посадочные диаметры подшипника качения; 2 — поля допусков
на диаметры сопряженных с подшипниками вала и отверстия корпуса.
А и С отверстия подшипника. При изготовлении вала по Сх обра зуется переходная посадка, так как поля А и С перекрываются с полем допуска Сг . И только при изготовлении вала по Dt прак тически можно считать получение посадки с зазором: поле допуска вала по D x ниже "поля допуска на отверстие подшипников А и С.
122
Почти подобный же характер посадок образуется в сопряжении' внутреннего кольца подшипников Нормального, Повышенного и Высокого классов точности (Н, П и В) с валами, изготовленными по предельным отклонениям 2-го класса точности общесоюзной
системы допусков. Так, валы, выполненные по полям допусков |
Г, |
|||
Т |
и Н, образуют в сочетании |
с отверстиями подшипников Н, |
П |
|
и |
В посадки с |
натягом, валы |
по П и С — переходные посадки |
|
и валы по Д и X |
— посадки с зазором. Таким образом, мы прихо |
дим к заключению, что валы, изготовленные по стандартным по лям допусков, в сопряжении с внутренними кольцами подшипни ков качения изменяют характер посадок по сравнению с сопряже нием этих же валов с отверстиями деталей, изготовленными по предельным отклонениям основных отверстий 1-го и 2-го классов, точности.
Общая тенденция изменения посадок направлена в сторону получения более плотных посадок. Так, если в основных стандарт ных посадках валы, выполненные по Г, Т и Н, в сочетании с основ ным отверстием создают переходные посадки, то в сопряжении с внутренним кольцом подшипника качения такие валы образуют посадки с гарантированным натягом; вал, выполненный по С и C l v образует среднюю переходную посадку типа Напряженной и вал, выполненный по Д и Д х , образует посадку типа Скользящей..
Указанное объясняется специальным расположением полейдопусков на диаметры внутренних колец подшипников качения вниз от нулевой линии. Благодаря этому оказалось возможным получить пригодные для подшипников качения посадки с гаранти рованными, но сравнительно небольшими натягами без примене
ния специальных |
полей допусков |
на валы. |
В сопряжении наружных колец подшипников качения с отвер |
||
стиями корпусов |
(см. рис. 38, Б) |
характер посадок также не |
сколько отличается от основных стандартных, но в значительна меньшей степени, чем по внутренним кольцам. Объясняется это. тем, что отклонения на наружные кольца подшипников в общем имеют тоже отрицательные знаки, как и предельные отклонения основных валов по системе вала. Некоторое же изменение харак тера посадок по сравнению с основными стандартными получается благодаря более точному изготовлению подшипников по сравнению- с основными валами 1-го и 2-го классов точности.
В целом в соединении внутренних колец подшипников классов. Н, П и В с валами стандартом рекомендуются 7 различных поса док: 3 — с натягом, 2 — переходные и 2 — с зазором; в соедине нии подшипников классов А и С рекомендуются 6 различных посадок, из которых 4 образуют натяг, 1 — переходная и 1 —
сзазором.
Всоединении наружных колец подшипников предусмотрены более свободные посадки. Так, подшипники классов точности Н, П, В с отверстиями корпусов дают 2 посадки с натягом, 3 — пере ходные и 3 — с зазором. Соответственно подшипники более высоких
12а