Файл: Брук С.И. Основы взаимозаменяемости и технические измерения учеб. пособие с элементами программир. обучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2024

Просмотров: 161

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

и наружного (D) посадочных диаметров выполняют с отклонениями, не зависящими от посадки, с которой подшипник будет монтиро­ ваться в машину (рис. 37). Создание необходимых посадок, разли­ чающихся в зависимости от конструкции и условий эксплуатации подшипникового узла, достигается путем изменения полей допус­ ков на сопряженные с подшипником детали — цапфу вала и отвер­ стие корпуса.

Так как с подшипниками качения сопрягаются детали различ­ ных машин и приборов, являющиеся изделиями общего машино­ строения, то и допуски на них назначают по общесоюзной системе

допусков. Условия

выбора^'последних указаны в ГОСТ 3325—55.

 

 

Но в системе допусков ГОСТ

 

 

различное

расположение

полей

 

 

допусков на диаметр вала соот­

 

 

ветствует

системе

отверстия,

 

 

а различное расположение

по­

 

 

лей допусков на диаметр отвер­

 

 

стия отвечает системе вала.

 

 

 

Следовательно,

допуски

на

 

 

диаметры

валов,

сопрягаемых

Рпс. 37. Посадка подшшшика ка­

с внутренними кольцами

под­

чения на вал и в корпус.

шипников качения, принимают­

 

 

ся по системе отверстия,

а

до­

пуски на диаметры отверстий, сопрягаемых

с наружными кольца-

зш подшипников

качения, — по

системе

вала V

 

 

 

Согласно ГОСТ 3325—55 рекомендуются следующие посадки

лодшипников качения на вал и в корпус (табл. 14).

 

 

 

Из таблицы следует, что в сопряжении с подшипниками

особо-

высокого и сверхвысокого класса точности (А и С) детали должны выполняться по 1-му классу, а в сопряжении с подшипниками

Нормального, Повышенного и Высокого классов (Н, П и В) —

ъ основном

по 2-му и

лишь в одном случае по 3-му классу (С3 ).

Уместно

отметить,

что в соединении подшипников качения

•с валом и

корпусом точность выполнения размеров подшипника

существенно выше, чем точность сопряженных деталей. Так, например, допуски наружного и внутреннего диаметров у подшип­ ников классов точности Н, П и В при номинальном значении

диаметров до 150 мм сооветствуют

1-му классу точности или даже

1 Вследствие указанного весьма

распространено заблуждение о том,

что диаметры самих подшипников выполняются по тем же основаниям си­ стемы, т. е., что отверстие подшипника имеет допуск по системе отверстия, а наружный диаметр подшипника — по системе вала. Это неверно. Как указывалось выше (см. § 1), допуски на посадочные диаметры подшипников качения задаются по специальной системе допусков (ГОСТ 520—55), в общем случае не совпадающей ни с системой отверстия, ни с системой вала. Исклю­ чение представляет лишь один случай, а именно допуск на средний размер наружного диаметра подшипника качения (2)с ) в классах точности Н, П

'л В соответствует расположению поля допуска по системе вала. 120


выше его (см. табл. 12), тогда как допуски сопряженных деталей выполняются по 2-му классу.

Аналогично точность посадочных диаметров у подшипников классов А и С соответствует классам 08—09 общесоюзной системы допусков, а точность сопряженных деталей рекомендуется выпол­ нять по 1-му классу.

 

 

 

Таблица

14

• Посадки шарпко- и роликоподшипников

 

 

 

Классы точности

 

Наименование посадки

Л, С

н, п, в

 

 

 

 

Прессовая

для тоикостепиых

. .

Р 7 по ИС01

корпусов

 

 

 

 

Глухая подшипниковая

 

Г П

 

Тугая

»

T i n

Т п

 

Напряженная »

н 1 п

Нп

,

Плотная

»

 

п„

 

Скользящая

»

Сщ

Cni С3 п

 

Движения

»

Дш

Дп

 

Ходовая

»

X j n

Х п

 

П р и м е ч а н и е . Индекс «п» означает посадки, отно­ сящиеся к подшипникам качения.

1 Поле допуска Р 7 по международной системе допусков ИСО, рекомен­ дуемое для тонкостенных корпусов, также соответствует 2-му классу точ­ ности ГОСТ.

Согласно рекомендациям ГОСТ 3325—55 на посадочные поверх­ ности шеек валов и отверстий корпусов, сопрягаемых с подшипни­ ками качения, устанавливаются следующие допускаемые отклоне­ ния от правильной геометрической формы: под подшипники клас­ сов точности Н, П и В не более г / 2 , а под подшипники классов точ­ ности А и С не более 1 J i допуска, заданного на диаметр посадочной поверхности.

Шероховатость посадочных поверхностей валов и отверстийкорпусов должна быть в пределах 6—7-го классов чистоты при со­ пряжении с подшипниками классов Н и П и 7—9-го классов при сопряжении с подшипниками классов В, А и С.

Для визуальной оценки характера посадок, предусмотренных ГОСТ 3325—55 на сопряжение подшипников. качения с валом и корпусом, построены в едином масштабе рекомендуемые поля допусков для интервала 30 ~- 50 по внутреннему диаметру под­

шипника (рис. 38,

А) и для интервала

50 80

по наружному

диаметру (рис. 38,

Б).

 

 

Как показывают схемы на рис. 38, А,

взаимные

расположения

полей допусков при сопряжении внутреннего кольца подшипников Особовысокого и Сверхвысокого классов точности А и С с валами,

121


изготовленными по 1-му классу точности с предельными отклоне­ ниями по Г,., Ti_, Н, и Пд , образуют посадки с натягом, так как все четыре последних поля на валы расположены выше поля допуска

 

60г

 

 

50-

 

%

 

 

и-

 

%

20Иг,

I

10 •

н, J L

I

°-

 

ъ-10-

л,

\-20-

Посадки снатягом |

§-30-

~71ервходная посадка I

Посадка с зазором

-50-

 

-60^

 

 

60

 

••к50

 

i

40

 

J0

 

I

20

 

ас

W

П, с,

1

0

И,

ju

 

Г,

1-10

§-20

It

-50

Переходныепосадт

си-40

-50

\Посадкое натягом\

-60

Посадка сзазооом 1

 

 

 

] 2

ШД

7ZZZ.

Посадкисттгом

Переходные посадки /

Посадки сзазором

О

Л

С

II

<НДВ Н

Т

Г

Pi )

ПосадкаqПереходные Посадки с

РИ С . 38. Рекомендуемые посадки подшипников качения.

Л— на вал (d = 30 -f- 50 мм); Б — в корпус (D = 50 -4- 80 лш); 1 — поля допусков на внутренний и наружный посадочные диаметры подшипника качения; 2 — поля допусков

на диаметры сопряженных с подшипниками вала и отверстия корпуса.

А и С отверстия подшипника. При изготовлении вала по Сх обра­ зуется переходная посадка, так как поля А и С перекрываются с полем допуска Сг . И только при изготовлении вала по Dt прак­ тически можно считать получение посадки с зазором: поле допуска вала по D x ниже "поля допуска на отверстие подшипников А и С.

122


Почти подобный же характер посадок образуется в сопряжении' внутреннего кольца подшипников Нормального, Повышенного и Высокого классов точности (Н, П и В) с валами, изготовленными по предельным отклонениям 2-го класса точности общесоюзной

системы допусков. Так, валы, выполненные по полям допусков

Г,

Т

и Н, образуют в сочетании

с отверстиями подшипников Н,

П

и

В посадки с

натягом, валы

по П и С — переходные посадки

и валы по Д и X

— посадки с зазором. Таким образом, мы прихо­

дим к заключению, что валы, изготовленные по стандартным по­ лям допусков, в сопряжении с внутренними кольцами подшипни­ ков качения изменяют характер посадок по сравнению с сопряже­ нием этих же валов с отверстиями деталей, изготовленными по предельным отклонениям основных отверстий 1-го и 2-го классов, точности.

Общая тенденция изменения посадок направлена в сторону получения более плотных посадок. Так, если в основных стандарт­ ных посадках валы, выполненные по Г, Т и Н, в сочетании с основ­ ным отверстием создают переходные посадки, то в сопряжении с внутренним кольцом подшипника качения такие валы образуют посадки с гарантированным натягом; вал, выполненный по С и C l v образует среднюю переходную посадку типа Напряженной и вал, выполненный по Д и Д х , образует посадку типа Скользящей..

Указанное объясняется специальным расположением полейдопусков на диаметры внутренних колец подшипников качения вниз от нулевой линии. Благодаря этому оказалось возможным получить пригодные для подшипников качения посадки с гаранти­ рованными, но сравнительно небольшими натягами без примене­

ния специальных

полей допусков

на валы.

В сопряжении наружных колец подшипников качения с отвер­

стиями корпусов

(см. рис. 38, Б)

характер посадок также не­

сколько отличается от основных стандартных, но в значительна меньшей степени, чем по внутренним кольцам. Объясняется это. тем, что отклонения на наружные кольца подшипников в общем имеют тоже отрицательные знаки, как и предельные отклонения основных валов по системе вала. Некоторое же изменение харак­ тера посадок по сравнению с основными стандартными получается благодаря более точному изготовлению подшипников по сравнению- с основными валами 1-го и 2-го классов точности.

В целом в соединении внутренних колец подшипников классов. Н, П и В с валами стандартом рекомендуются 7 различных поса­ док: 3 — с натягом, 2 — переходные и 2 — с зазором; в соедине­ нии подшипников классов А и С рекомендуются 6 различных посадок, из которых 4 образуют натяг, 1 — переходная и 1 —

сзазором.

Всоединении наружных колец подшипников предусмотрены более свободные посадки. Так, подшипники классов точности Н, П, В с отверстиями корпусов дают 2 посадки с натягом, 3 — пере­ ходные и 3 — с зазором. Соответственно подшипники более высоких

12а